Аннотация: Обзор под "счастливым" номером 13 не может пройти без крови...
А ночи здесь тихие. И темные. Только поскрипывают где-то на форумах авторы-сверчки, и таинственно подмигивают с неба звезды. Однако это кажущаяся идиллия. Я то знаю, что совсем недалеко, за лесом, залегла в овраге вторая группа и отчаянно отстреливается от бешено напирающей критики первой. Да и звезды эти - совсем не ночные огоньки, а глаза Организаторов Конкурса, неодобрительно взирающих сверху на мое разгильдяйство. Я сижу на моей колокольне, обнимая единственную подругу - пневматическую винтовку с заржавелым стволом и разболтанным прицелом.
Что делаю я здесь? "Стреляли", - неопределенно пожимаю плечами. Все началось пару дней назад, когда требовательный палец Организатора уткнулся в мою грудь: "А ты написал обзор?" И тогда я понял, что ни отговорки, ни оправдания уже не помогут. Мой маленький тихий мирок перестал существовать. Эх, а как здорово было просто копошиться целый день в огороде моего раздела... Но, что поделаешь, отступать некуда, за спиной - заградительный отряд. Стрельба по пишущим мишеням. Пока не закончатся патроны, пока не закончатся авторы, пока меня не собьют гнилыми помидорами или пока... Нет, Организаторы вечны, они вряд ли когда-то "закончатся".
Должен заметить, что ни профессиональным автором, ни опытным критиком, ни метким стрелком я себя не считаю. Посему обстрел производить буду исключительно с моей колокольни. Оттуда же буду аплодировать успехам участников или, извините, поплевывать на их потуги. Причем, по возможности постараюсь быть дипломатичным без ущерба для критики. В мои планы не входит возвысить свой талант за счет унижения способностей других авторов или отбить у них желание писать. Скорее мне просто хотелось бы предоставить вам взгляд одинокого стрелка сверху на ваши творения.
Чем я буду мотивировать мое мнение? Хороший вопрос. Ваше чистописание меня мало волнует. Конечно, если оно на уровне второклассника, хорошее впечатление само собой пропадает. У меня нет времени и желания выискивать грамматические и орфографические "блохи" в ваших текстах. Сам часто грешу. К тому же не буду рассматривать строгую принадлежность вашего рассказа к постмодернизму. Оставляю это неблагодарное занятие организаторам, которые намного лучше разбираются в этом жанре. Мой обстрел будет состоять из четырех частей:
1. Идея- есть ли у мишени голова. А то, извините, так надоело пулять по "безбашенным" квадратам.
2. Атмосфера - любой стрелок придает особое значение погодным условиям. Для меня же важно насколько настроение вашего рассказа захватывает меня, как читателя.
3. В яблочко / В молоко - инь и янь, "что такое хорошо и что такое плохо" в вашем рассказе. Многие критики пропускают эту важнейшую для автора часть обзора. А потом удивляются почему нет прогресса. Я постараюсь обе области по возможности осветить.
4. Советы начинающего снайпера - мои личные соображения по поводу того, как улучшить ваш рассказ. Вам их, естественно, читать совсем не обязательно.
Отдельно замечу, что начал добросовестно разбирать конкурсные работы и столкнулся со следующей проблемой: очень много сюрреализма. Причем, я люблю сюр, даже сам иногда балуюсь. Но меня привлекает сюрреализм с подтекстом и сюжетом, с определенной логикой, даже если она исходит из полного отсутствия логики. Здесь же в рассказах я встретил хаос ради хаоса. Не хватает точки опоры, условных единиц измерения подобных произведений. Наверное, не хватает опыта и компетенции. Единственная критерия оценки, которую я могу применить в данном случае - это лишь "нравится - не нравится". Но такая оценка субъективна и однобока. Так что, уж простите, сами нарвались.
Светает. Скоро из землянок вылезут ничего не подозревающие сонные авторы. Расстрел будет производиться поэтапно - такова природа экзекуции. Отсюда особенно хорошо простреливаются тылы первой группы. С нее и начнем. Не переживайте, обстреляны будут все: и вы, и я. Улыбнитесь, вы в прицеле...
Идея: Маленький винтик в корпоративной машине крутится в надежде намотать на себя реальность. Идея не новая, но близкая всем "винтикам".
Атмосфера: Робкие лучи тропического солнца освещают сквозь тюремную решетку надраенную до блеска парашу.
В яблочко: Рассказ однозначно понравился наблюдательностью автора - некоторые бытовые штрихи поражают своей выразительностью. В тексте присутствует достаточно сильное философское течение. Но в нем нет грубой назидательности. Его подводные струи лишь мягко подталкивают читателя к главной идее.
В молоко: Первая половина текста, утяжеленная рассуждениями, читается немного труднее, чем более динамичная вторая. В то же время переход от Саши Беленького к Саше Белому показался слегка резким.
Совет начинающего снайпера: Мне кажется, что в начале рассказа вам необходим "крючок". Из-за особенностей формата, читатель коротких рассказов обычно пуглив и нетерпелив. Начнете философствовать в самом начале, и он заснет или убежит. Предлагаю сначала его "подцепить", а потом уже можно протащить его по всему сюжету. Поэтому от того, что вы ровнее перемешаете в тексте действие и собственные мысли, рассказ, я думаю, только выиграет.
Идея: Яеди присутствует. Детские иллюзии, взрослые иллюзии в мире разделенном на "но" и "ано". Вечная тема, ничуть от этого не теряющая актуальность для одной половины человечества и интереса для другой.
Атмосфера: В скромном полумраке кабинета весело потрескивает камин. В живых языках пламени корчатся, вянут детские тетради. Напрасно. Ведь "рукописи не горят".
В яблочко: Пока мне везет с обозреваемыми рассказами. Что наша жизнь? Старая тетрадь, где все знакомые понятия - лишь символы. Сотри их, что останется у тебя? Текст достойный, и подход к теме неординарный, так сказать, "с конца". Не смотря на философскую и словарную нагрузку читается легко.
В молоко: Возможно, некоторые читатели найдут рассказ недостаточно динамичным. Но здесь нет определенного сюжета, рассказ представляет собой скорее размышления вслух. Как часто бывает с вечными темами, поток сознания начинается Нигде, медленно протекает сквозь ваше сознание, отражаясь в вашем маленьком мирке, и уходит в Никуда.
Советы начинающего снайпера: Менять что-либо в данном рассказе не берусь. Он вполне самодостаточен, учитывая избранную автором форму. Одна лишь придирка по тексту: "great & power английский язык". Наверное, вы хотели сказать "великий и могучий английский язык"? тогда следует писать: "great & powerful".
Идея:Воплощение красоты внутренней в оболочку, лишенную красоты внешней, дабы подчеркнуть относительность человеческих идеалов, - прием заезженный и испытанный временем. Но идея добра, работающего на износ, - любопытная вариация на тему.
Атмосфера:Тихо скрипят половицы под одноногим табуретом. В неудобной тишине слышны, как колокола Собора Парижской Богоматери бьют полночь. На грязном столе среди чашек с остывшим чаем распускается аленький цветочек.
В яблочко: Текст мне показался очень личным, выстраданным, так как каждая деталь несет огромную эмоциональную нагрузку. Потому, не смотря на кажущуюся простоту сюжета, рассказ цепляет.
В молоко:Слишком много осталось за кадром. Читатель видит лишь результат эмоционального процесса, происходящего в душе автора. Но по выпавшему осадку очень трудно судить о природе образовавшей его химической реакции. Например, от моего невнимательного глаза абсолютно ускользнула связь между названием рассказа и его сюжетом.
Советы начинающего снайпера:Проблема личных рассказов заключается в том, что, боясь полностью раскрыться и оказаться непонятым, автор часто утаивает некоторые ключевые моменты и в итоге достигает совсем обратного результата. Мне кажется, для того, чтобы писать о наболевшем, нужно учиться срывать повязки и открывать для читателя свои раны.
Идея: Довольно таинственная. "Порой в жизнь человека вторгается тайна и тогда тайна становится самой жизнью!" Или самой смертью, так как сюжет рассказа связывает таинственным образом две авиакатастрофы.
Атмосфера:Погода явно нелетная. Неумолимый смерч с нарастающей скоростью и позывными "Майа-Майа! Приём!" несет крылатую крупицу сознания среди обломков времени к неизбежной развязке. Ветер в крыльях поет голосом Эдит Пиаф.
В яблочко:В отличии от идеи рассказа, его концовка загадкой не является - она даже вполне предсказуема с самого начала. Тем не менее, рубленная фрагментальность текста и резкое нарастание темпа максимально удачно передают атмосферу, пропитанную предчувствием трагического конца. Сюжетная двойственность рассказа направляет круговорот событий по необычной траектории.
В молоко: Частые повторения и восклицательные знаки, хотя и придают произведению тревожную атмосферу, начинает напрягать ближе к концу. Во время чтения у меня зазвонил телефон, и, подобно попугаю Жако, я чуть не ответил: "Майа-Майа! Приём!", вместо вежливого: "Алло". Кстати, сравнение женских изгибов с бедренными костями попугая заставило меня поморщиться. И дело совсем не в гротеске, просто мне кажется маловероятным, что мужчина может применять подобное сравнение по отношению к любимой женщине. К тому же обещанное присутствие ненормативной лексики я нашел излишним. Хотя после прочтения аннотации моя душа растаяла от гордости за отечественную авиацию. Только русские летчики могут выдавать такое количество мата на стольких языках! :)
Советы начинающего снайпера: Если в намерения автора входило описать атмосферу трагедии, посоветовать мне ему нечего, это у него и так отлично получилось. Но, если цель рассказа была другой, я думаю, текст нужно чуть доработать, разжевать. И лексику я бы немного почистил, так как ни особой реалистичности, ни литературной ценности она рассказу не добавляет. И пусть хоть небо падёт перед вами. Разлетится вдребезги земля...
Идея: "Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится," - говорил Воланд Берлиозу. Теперь представим, что в одном из его реинкарнаций Берлиоз и сам становится фаталистом. И неумолимая Судьба бросает его прямо на пути хичкоковских "Птиц". Замечательно!
Атмосфера: Метеоритный дождь. Но погода явно настолько летная, что позволяет птицам не только порхать, но и делать это с тяжелым камнем на душе и в лапках. И этот факт, напечатанный на использованном клочке старой газеты, быстро вращаясь, исчезает в жерле унитаза. Down the drain...
В яблочко: По просьбе автора в аннотации к тексту не буду сравнивать этот рассказ с произведениями классиков. Скажу лишь, что однозначно понравились и полный скрытыми ссылками сюжет, и переполненное сарказмом описание событий и персонажей. Замечательным показался и то, что происхождение судьбоносной стаи остается загадкой. Это именно та недосказанность, которая только украшает сюжет, как чемоданчик в тарантиновском "Криминальном Чтиве".
В молоко: Туалетная тема местами кажется слегка затянутой. Но это на любителя - некоторые проводят в "медитационной комнате" слегка больше времени, чем остальные. :)
Советы начинающего снайпера: Эту секцию оставляю без пожеланий и изменений. Рассказ мне показался удачным и в данном исполнении.
Идея: Еще одна поучительная история о том, что нужно быть осторожным со своими желаниями, каковых, увы, много (и историй, и желаний).
Атмосфера: Солнечная погода. От жары нельзя укрыться ни в машине, ни дома. Только в пекле. (хотя мне всегда казалось, что в аду тоже не очень прохладно).
В яблочко: Название рассказа - замечательно, предпоследнее предложение ("Два человека, возненавидевшие Свет, а значит, и жизнь, создали для себя маленький ад - собственную реальную иллюзию, одну на двоих.") - отлично! Ад, как защита от жары, - первоклассная ирония, хотя не уверен, что она была умышленной.
В молоко: Но проблемы проявляются как раз между названием и концовкой. Мне кажется, что тексту не хватает глубины и хорошей правки.
Советы начинающего снайпера: Во-первых, посоветую усложнить сюжет. Название и главная идея того требуют. А пока, извините, размах - на рубль, удар - на копеек десять. Во-вторых, когда справитесь с темой, пора пройтись по тексту со скальпелем пластического хирурга. Всё лишнее, "жирок красивостей", - беспощадно резать. Пока от рассказа не останутся одни мышцы и жилы. Тогда он будет достаточно силен, чтобы выжить под обстрелом критики, привлечь капризное внимание читателя и повлиять на его воображение. Поверьте, я убедился в этом на собственном горьком опыте.
Идея: Упражнение в описании сюжета в виде одного сложноподчиненного предложения. Мысль оригинальна, хотя уверен, что она уже встречалась в литературе, и автор этого рассказа наверняка подскажет вам ссылки на другие не менее удачные попытки.
Атмосфера: В воронке торнадо трепещет воздушный змей, пожирающий свой собственный хвост. Символ вечности. Вечной ненасытности и вечной перенасыщенности. Колючая проволока повествования ранит глаза шипами запятых.
В яблочко: Благодаря мастерству автора столь громоздкая конструкция, скрепленная живостью образов и направленностью мысли и движения, не только не разваливается на глазах читателя, но даже подает признаки жизни.
В молоко: Тем не менее рассказ является хорошим примером текста, где смысл был принесен в жертву форме. И, если данное произведение представляет собой безусловную победу в написании, множество из его достоинств теряются при прочтении. Формат текста сложен по чисто физиологическим причинам - глаз среднего читателя, привыкший скользить на более короткие дистанции от точки до точки, просто не готов к такому марафону. Никудышным читателем я себя не считаю, но сосредоточиться было действительно трудно. Рассказ осилил только с третьей попытки, разглядел суть - на пятой.
Советы начинающего снайпера: Советовать здесь ничего не стану - рассказ, как эксперимент, почти идеален. Просто попрошу автора впредь быть более чутким к его читателям. :)
Идея: Еще один удачный эксперимент. В этот раз с лирикой в прозе и в спиральной прогрессии.
Атмосфера: Нитка перлов, намотанная на стержень авторского карандаша.
В яблочко: Отличная игра слов. Некоторым метким словосочетаниям даже позавидовал. Замечательно! Каждый виток длиной в одно предложение - мини-рассказ сам по себе, независимый и самодостаточный. И, лишь только этот фрагмент становится наигранно пафосным или, наоборот, аскетически пресным, сюжетная спираль одним точным движением сбрасывает читателя на новый уровень.
В молоко: Не все витки созданы равными. Одни - гениальны в своей лаконичности, другие - просто служат для связи и заполнения пустого пространства. В результате - местами ощущение смысловой неровности композиции. Также, мне показалось, что из-за увлечения автора форматом и лексиконом текст иногда теряет эмоциональность. Наконец, рассказ начинается почтовым ящиком и заканчивается джемпером. Сюжетную спираль стоит связать более крепким узлом, конец к концу, почтовый ящик к почтовому ящику. Иначе она распустится, пружина потеряет свою сжатую энергию.
Советы начинающего снайпера: Не берусь рекомендовать что-то автору, который так мастерски владеет стилем. Но, думаю, если выровнять идейный и эмоциональный фон текста, четче замкнуть его на себе, и без того сильный эффект рассказа только возрастет.
Идея: Порадовала. Гаджет - счастье, обладающее вполне реальными качествами: весом, цветом, напряжением. Счастье, которое можно приобрести в магазине, - мечта современного обывателя.
Атмосфера:Рекламный ролик. На экране улыбающийся ведущий: "Осталось лишь несколько экземпляров. Если вы позвоните в ближайшие 10 минут..." Оно так близко. Счастье, способное разгладить хмурые складки жизни. Счастье с фонтанчиком молодости, бьющем из парового носика. Стоит лишь набрать номер...
В яблочко:Рассказ однозначно понравился. Кратко и одновременно емко. В отличии от остальных двух конкурсных рассказов автора, этот, не отягощенный форматными рамками экспериментов, несет бОльшую эмоциональную нагрузку.
В молоко: Единственное замечание - второстепенным героям не хватает глубины. Кроме того, что они - не утюги и крайне завистливы, о друзьях и подруге мы ничего не узнаем.
Советы начинающего снайпера: Добавить нечего. Учитывая скромный размер текста, впечатления он оставляет довольно сильные.