Новостные порталы подняли крик: "Стругацкий обвинил режиссера Аватара в плагиате"!
Цитата:
"Вот так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в литературных энциклопедиях: "Пандора - популярный курорт планетарного масштаба. Большая часть её покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной вроде ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских лесах сосуществуют по крайней мере две гуманоидные цивилизации. Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности, каждый год на Пандоре гибнут и калечатся десятки людей".
"Аватар" словно иллюстрирует книги Стругацких. Например, в романе "Беспокойство" на Пандору попадает и поселяется у аборигенов биолог Михаил Сидоров, пишет lifenew. В фильме Сидоров превращается в морского пехотинца Джейка Салли. В книгах Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в фильме - кошек".
Вообще-то из этой цитаты отлично видно, что состав преступления отсутствует напрочь. Сильно сомневаюсь, что Борис Натанович Стругацкий действительно считает "Аватар" плагиатом своих произведений. Все-таки, согласитесь, есть разница между собаками и кошками. А также между организацией курортного бизнеса и добычей полезных ископаемых.
Про кражу названия планеты говорить вообще смешно. Это все равно как если бы кабак "У Бахуса", насчитывающий 20-летнюю историю в каком-нибудь российском городе, подал в суд на недавно появившийся в каком-то американском штате кабак с таким же названием, за кражу торговой марки. Все имена собственные из античной мифологии уже давно пристроены астрономами применительно к небесным телам, корабелами - к кораблям, предпринимателями - к фирмам. Ставлю сто долларов против одной копейки, что в море-океане книг в жанре фантастики уже раз десять фигурировала планета Пандора, задолго до "Аватара" и, подозреваю, даже до Пандоры Стругацких, и никого тут ни в чем не надо обвинять, это совершенно нормальная ситуация. Мимо звучного античного имени "Пандора", наполненного яркой зловещей символикой, вообще трудно пройти.
Вот, к примеру, аннотация к русскому переводу одной такой книжки:
"Ящик Пандоры" или "Инцидент с Иисусом" - первая книга трилогии Фрэнка Герберта и поэта Билла Рэнсома о планете Пандора (последующие книги: "Эффект Лазаря" и "Фактор Вознесения"). В то же время это продолжение событий во вселенной начатой романом Герберта "Destination: Void" ("Направление - пустота", у нас печатался под названием "Сон или явь?"). Интересная, не простая, заставляющая задуматься книга о взаимоотношениях между богоподобным искусственном интеллектом - Кораблем, земными колонистами, клонами и планетой Пандора. Роман о поклонении Богу и Бого-Творении, о пути и выборе человека и человечества".
А теперь подойдем к "Аватару" с другой стороны. Есть ли в нем заимствования из других фильмов и книг?
Да не то слово! Он весь сплошное заимствование. Он вторичен, схематичен, предсказуем. Уж сколько раз твердили миру, что западная цивилизация жестока, лицемерна, бездуховна, агрессивна. И что свирепые дикари, тупые и свирепые на первый взгляд, являются, на деле, милыми культурными существами, очаровательными простодушными детьми, устами которых глаголет истина.
В литературе со времен романтизма течет бурный широкий поток творений с этим сюжетом: представитель западной цивилизации (иногда это разочарованный в ценностях своего мира "лишний человек", а иногда и вполне преуспевающий) попадает в селение дикарей и убеждается, что слово "дикари" в отношении этих людей следует брать в кавычки, а истинными дикарями выглядят, как раз, его бывшие товарищи по освоению новых территорий.
Это тысячу раз описывалось в романах и фильмах об американских индейцах, и о многих других порабощаемых народах.
Этот сюжет излюблен эскапистами и обглодан ими, как только может быть обглодана кость охотником, шедшим впроголодь семь дней и ночей по следу зверя.
Гадкая техногенная цивилизации, с интригами, предательством и духовной нищетой, ханжи, поклоняющиеся деньгам, с одной стороны. Простые суровые люди, живущие в гармонии с природой и самими собой, искренне верящие в своих богов, с другой стороны.
В кинематографе этот сюжет избит не менее, чем в литературе.
Вот отрывок из рецензии Евгения Нефедова на оскароносный фильм "Танцы с волками":
"Погружаясь вместе со своим персонажем в лоно чужой культуры, Кевин Костнер не просто призывает восхититься простотой, искренностью, душевной широтой индейцев.
...
Погружение в образ жизни индейцев, причисляемых большинством белых к дикарям и варварам, как раз позволяет преодолеть разрушительный, снедающий душу индивидуализм. Главное отличие - вовсе не в жестокости, поскольку, как подчёркивает Джон, его соплеменники подчас вынуждены прибегать к не менее суровым методам. Став Танцующим с волками, Данбар возвращается к истокам, заново открывая смысл человеческого существования - в унисон с бытием других людей, всего сообщества и окружающей природы в целом".
Ничего не напоминает? Нет ощущения дежавю при просмотре "Аватара"?
И в каждом третьем или четвертом сюжете о переходе героя из лона цивилизации в лоно матушки-природы и ее верных детей-дикарей, ключевую роль в этом переходе играет вполне конкретное лоно - прелести дочери вождя. Это ведь так романтично: белый герой, в которого влюбляется темпераментная красавица королевских кровей. Местная благородная аристократка, которой ведомы все тайны леса, всяческие тайные знания, а при этом еще и сексапильная красотка.
Из недавних голливудских блокбастеров на этот сюжет можно вспомнить и "Последний самурай". Герой из высокотехнологичной цивилизации отправляется воевать с жестокими варварами-самураями, попадает к ним в плен. Обнаруживает в них благородство, красоту помыслов и движений, влюбляется в сестру вождя, становится своим среди чужих, перенимает их мировоззрение и становится одним из вождей в борьбе против своих недавних коллег по гадкой агрессивной цивилизации.
Это о вторичности сюжета в целом.
В мелочах, понятное дело, тоже штамп на штампе. Когда летающая боевая машина главного злодея падает камнем, охваченная пламенем, и вроде бы ему явные кранты, то лишь самые маленькие зрители, лет эдак до семи, поверят, что это действительно кранты. Уж мы-то знаем, что герою-мачо, каким является Джейк Салли, не миновать рукопашной финальной схватки с главным злодеем, и будет он в этой схватке на волосок от гибели, и будет обязательно каким-то боком участвовать в этой схватке прекрасная возлюбенная, осложняя или облегчая исход битвы, и будет гораздо более эффектное, смачное поражение гнусного милитариста, чем просто какая-то авиакатастрофа. Ничего не поделаешь, законы жанра. Куда ж от них?
Хотя развешивать ружья в первых актах пьесы можно было бы и не так явно.
Когда индейская принцесса учит героя падать с огромной высоты, перекатываясь через лианы и гигантские листья, то уже понятно, что это умение выручит героя в роковую минуту. Когда рассказывает про великих вождей прошлого, сумевших оседлать ужасного рыжего летающего ящера, то уже понятно, что рыжий ящер-убийца сыграет какую-то очень важную роль.
Да и вообще, с первого появления этой принцессы в кадре становится понятно, что, несмотря на все ее презрительные фыркания и показную ненависть, быть ей в объятиях главного героя. Слишком явно.
И, помимо предсказуемости основных сюжетных поворотов, как-то уж слишком непосредстенно позаимствованы многие детальки этого огромного лего под названием "Аватар". Вот Сигурни Уивер привычно ругается с грубыми самоуверенными вояками, а главное, - с улыбчивым рыхленьким пареньком-менеджером, готовым на любую пакость ради выполнения финансового плана. С менеджером, очень похожим на подлеца из второго фильма о чужих. Правда, есть и новость: Сигурни Уивер уже не истребляет чужих, у нее теперь преобладает экологическое мышление. Кстати, респектище ей: в 60 лет так выглядеть - это чудо. Или это чудо техники? Может, внешность Сигурни в фильме тоже - своего рода аватар, созданный спецэффектами?
Ощущение дежавю вызывают антропоморфные машины, в которых сидят люди и размахивают железными ручищами, и топают железными ножищами. Как та же Уивер-Рипли в "Чужих".
Ощущение дежавю и от героев, сидящих верхом на больших крылатых существах (тут вам и назгулы на драконах, и менее известные герои фэнтези, и андерсеновский мальчик на гусе, и даже доктор Айболит на орле).
Ощущение дежавю и от динозавров в троппческом лесу - привет от старичка Спилберга с его "Парком Юрского периода".
Серебристое свечение стебельков и лепестков - это вообще мегаштамп мультиндустрии, когда хотят доказать волшебные свойства кого-то растения.
По сравнению со всеми этими банальностями, не очень-то впечатляет следующее обвинение в плагиате: "Издание "I09" пишет, что слишком много сходства между этим проектом Джеймса Кэмерона и рассказом писателя-фантаста Пола Андерсона 1957 года под названием "Зовите меня Джо". Сайт, сославшись на наблюдения одного из читателей, указал на сходства, начиная с прикованного к инвалидному креслу главного героя и кончая искусственно созданным телом. "Как и "Аватар", "Зовите меня Джо" рассказывает о больном параличом нижних конечностей Эдварде Энглси, который телепатически связывается с искусственно созданной формой жизни, чтобы изучить планету с суровыми условиями (в данном случае Юпитер)".
Ребята, за последние 20 лет в мире появилось несколько миллионов литературных произведений, да плюс к ним оцифровываются и вводятся в базу поисковиков миллионы тех, которые были созданы ранее. Это же просто лавина! Разве можно надеяться, что в снежной лавине не найдется точно такой же снежинки, как та, что села на вашу перчатку?
Да каждый пятый, а может и каждый третий, женский роман повторяет, хотя бы частично, сюжет "Золушки". Все великие сюжеты давно созданы. И большинство великих деталей тоже созданы.
Все новые произведения - это лего, собранные из ранее произведенных деталек. Максимум, что можно сделать, это добавить пару-тройку новых фрагментиков в полотно. В каких-то фильмах есть чуть больше новых деталек, в добавление к старым. Тот же "Чужой" с Сигурни Уивер, например. А в каких-то совсем мало инноваций, - как в том же "Аватаре".
И все-таки, отдадим должное "Аватару": это ОЧЕНЬ мастерское кино. Он предсказуем во многих основных сюжетных поворотах, однако во многих сценах он заставляет забыть обо всем, напрягаться по-хорошему, вцепившись в подлокотники кресла, глядя, как герои вот-вот погибнут, ан нет, не погибают. Когда точно знаешь, что герой не погибнет в течение ближайшего часа, и все-таки волнуешься за его жизнь, - это признак большого мастерства. Камерон - великолепный ремесленник, мастер с большущей буквы. "Аватар" - как банальное здание в классицистическом стиле, похожее на большинство публичных зданий мира, но с виртуозными росписями внутри, с великолепной отделкой. За этот дизайн интерьера ему большое спасибо.
Этот фильм - отличное зрелище. Прекрасный боевик. Очень добрый и педагогичный, насколько только может быть добрым и педагогичным боевик.
И особо хотелось бы отметить дочь вождя. Этой героине, думаю, суждена очень долгая жизнь в сериалах, играх и прочих последствиях появления удачного киноперсонажа. Уж не знаю, считать ли ее новым фрагментом лего или старым: ведь откровенно кошачья пластика давно уже стала излюбленным приемом для придания экзотичной эротичности женскому образу. Да и хватание за нож, и агрессивность, и знание древних ритуалов, - это отсылки к литературным цыганкам, к бесчисленным фэнтезийным ведуньям, женщинам-воинам и прочим необузданным романтическим женским персонажам. Всего лишь микс очередной женщины-кошки с женщиной-воином, казалось бы.
И все-таки она - не просто ремесленная поделка и маркетинговый расчет. Как ни странно, она выглядит самой реалистичной, а значит и самой живой частью всего этого сказочного мира Пандоры. Может быть, потому, что черты ее лица очень напоминают один из распространенных типов женского лица. Вот очень похожие носогубные складки, изгиб губ, широко расставленные большие глаза, скулы, широкий нос, - есть такой типаж. Не на 100 процентов совпадение, разумеется.. И даже не на 80 процентов. Но очень напоминают. Типажная внешность.
Субъективно, конечно. Как и вся эта рецензия. Впрочем, субъективность субъективностью, но наверняка у многих людей возникли подобные мысли насчет "Аватара". А у вас?