О сознании, подсознании и смысле жизни, или еще одна попытка ответить на основной вопрос философии.
Homo sapiens - человек разумный, так назвали мы себя и поставили на вершину пирамиды биологических видов. И сделали это потому, что, как мы себе представляем, только у человека - одного из многих биологических видов населяющих Землю миллионы лет, несколько десятков тысяч лет назад, чудесным образом, появился разум- уникальная врождённая познавательно-мыслительная функция, позволяющая постигать внешний и внутренний мир человека, формировать его сознание, управлять его сознательными действиями в достижении своих целей, включая присущие разумным существам самосовершенствование и улучшение условий существования.
Но не поторопились ли мы в своих амбициях, ведь наличие разума как функции не означает автоматически и наличие "разумности", необходимо кое-что ещё...
Разумом, как известно, человек наделён с момента рождения, так сказать по факту и принадлежности. А сознанием? Чистый лист или нечто, рождённое вместе с разумом? От "чистого листа", усилиями Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карла Юнга и других психоаналитиков, вроде отказались, правда, не все. Но всецело и безоговорочно принять идеи о возникновения части сознания с момента рождения, со всеми сопутствующими "бессознательным, предсознательным, подсознательным, либидо, архетипами" и прочим, тоже не торопимся. Потому как закономерен вопрос - если вместе с разумом рождается и какая-то часть сознания, то какой в этом смысл? Почему и для чего это происходит? А мы знаем, что в природе всё целесообразно и имеет определённый смысл. С ответом на этот вопрос возникают проблемы, т.к. ответы даются самые разные и противоречивые, однозначности в понимании нет даже у психоаналитиков.
Предлагаю свою версию ответа и своё представление о причине и назначении существования "подсознания", а также его роли в обретении "разумности".
Сознание человека, по всей видимости, условно, можно разделить на две составляющие - врождённую и приобретённую.
Врождённая часть(подсознание) - часть внутреннего мира (психики) человека, заложенная в него на генетическом уровне с рождения, не формируемая разумом, но, в определённой степени, постигаемая и контролируемая им, являющаясязащитным механизмом для самосохранения и служащаяосновой для формирования полноценного сознания.
Состоит врождённая часть сознания из биологической основы - инстинктовпервого и второго родаи психологической основы - психологических функций и установок.
Инстинкты первого рода, такие как инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения - это врождённые защитные регуляторы поведения для обеспечения выживаемости человека как биологического вида.
Инстинкты второго рода, такие как инстинкт самореализации, инстинкт социализации - это врождённые защитные регуляторы поведения для обеспечения выживаемости человека как социального вида.
Психологическая основа - это врождённая система ориентировки, определяющая индивидуальные особенности мировосприятия и миропонимания человека и обеспечивающая возможность его развития как биологического и социального вида.
Психологическая основасостоит (основываясь на идеях К.Г.Юнга) из четырёх базовых психологических функций: двух рациональных - "логика", "этика" и двух иррациональных - "сенсорика", "интуиция", а также двухустановок - экстравертной и интравертной, находящихся в подсознании каждого человека в некотором индивидуальном иерархическом, качественном и количественном соотношении. Совокупность и взаимосоотношение функций и установок определяют направленность важнейшей из характеристик сознания человека - его мировоззрения.
Некоторые процессы в психике, происходящие на уровне подсознания, не формируемые, не регулируемые и не контролируемые разумом, но улавливаемые им в процессе самопознания, называют бессознательными.
Кроме того, врождённой на нейрофизиологическом уровне является характеристика психики, определяющая индивидуальные особенности поведения и характера человека, называемая темпераментом.
Различают четыре типа темперамента - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, один из которых преобладает в человеке с рождения.
Приобретённая часть сознания- это вторая составляющая сознания человека, формируемаяпо мере накопления жизненного опыта и наполнения сознания представлениями и знаниями об окружающем мире, посредством чувств и разума, в соответствии и с помощью врождённой системы ориентировки.
В совокупности, врождённая и приобретённая части сознания и темперамент,являясь элементами общей внутренней психологической структуры человека называемой личностью, по мере его взросления формируют целостное сознание, индивидуальное мировоззрение, устойчивый характер, делают осмысленным, мотивированным и целенаправленным поведение человека.
Гармония между элементами структуры личности, существенный уровень самопознания врождённой и полноты наполнения приобретённой частей сознания, делают человека развитой, гармонической, устойчивой личностью. В противном случае - вырастает психически неполноценная личность или, в особых случаях, психически больной человек.
Таким образом, исходя из изложенного, перефразируя известное выражение, можно сделать вывод о том, что бытие наполняет сознание, а подсознание ориентирует и направляет.
А если вспомнить исторический опыт развития человеческого общества, ориентируети направляет волю, то есть практические действия активной личности на стремление к достижению её мировоззренческих представлений об идеалах и жизненно важных ценностях, как смыслу существования человека разумного.
В этом, по всей видимости, и есть причина и назначение рождения вместе с человеком части сознания (подсознания) - обеспечить самосохранение, дать ориентировку о жизненно важных ценностях,придать смысл существованию человеческой личности.
И в зависимости от уровня осознанности подсознания и наполнения сознания, поднимаясь по ступенькам внутреннего роста от уровня инстинктов к уровню гармонической личности, растёт и уровень жизненных целей человека. От того, какова направленность и глубина мировоззрения, какого уровня развития достигает личность, таковы и жизненные цели, таковы волевые устремления, таков и смысл жизни этой личности.
Естественно, не всем дано, в силу жизненных условий и обстоятельств, достичь вершин выдающихся личностей, ставящих для себя высокие цели, но ориентиры заложены природой в каждого, и, практически, каждый нормальный человек может понять идеи об общечеловеческих ценностях и идеалах, но для немногих они становятся целью жизни. А пока, подавляющее большинство человечества имеет целью жизни решение "материальных вопросов бытия" на уровне выживания среди (за счёт) себе подобных, сражаясь за "место под солнцем".
Посему, надо признать, что человечество, несмотря на амбиции, находится на самом раннем этапе своего разумного развития (не намного выше уровня овладения инстинктами) на пути к идеалам, ориентиры которых заложены природой в подсознание "Homo sapiens".
А в чём заключается наивысшая цель и высший смысл существования гармонической личности, каковы идеалы и высшие ценности, спрятанные, судя по приведённым ранее соображениям, глубоко в человеческое подсознание и доступные лишь личностям высочайшего уровня самопознания и развития? Ответ на этот вопрос можно получить, изучая историю человеческого общества, обобщив представления о наивысших идейно-духовных ценностях, которые формулировали лучшие умы, проникшие в глубины подсознания, передавая их из поколения в поколение, к которым лучшие представители человечества стремились на протяжении тысячелетий.
Своё представление об источниках и путях обретения наивысших идейно-духовных ценностей и скрытом природном механизме, обеспечивающем стремление людей к их достижению, автор предлагает в своей гипотезе о генетически ориентированных ролевых группах ("Теории ГОРГ").