(апологетическая статья)
Вступление
Агностик ты, иль атеист,
Язычник, иль позитивист,
Поведать я хочу тебе
О смысле жизни, о судьбе,
О том, зачем пришел ты в мир
И чем является кумир,
Кому в воображеньи ты
Все сокровенные мечты
Доверил, ожидая счастья
И избавленья от напастей.
Учений всех от "а" до "я",
Надеюсь, я учил не зря:
Затем, чтоб ложь их доказать,
О свете истины сказать.
Но мне сначала дай ответ:
Есть смысл в жизни или нет?
Подумай также не спеша:
Бессмертна ли твоя душа?
А может, нет совсем ее?
Быть может, это все вранье,
Две с лишним тысяч лет назад
О чем писал мудрец Сократ?
А если не нашел ответ,
Такой даю тебе совет:
Мой стих о Вере прочитай,
Меня же гордым не считай
За то, что вздумал наставлять
И догмы веры представлять
В такой короткой форме я.
Но так как знаю про тебя,
Что времени совсем "в обрез",
Чтоб не исчез твой интерес
К мировоззренческой проблеме
И к этой очень важной теме,
Я очень бегло расскажу,
И здесь отчасти покажу,
И приведу тебе примеры
Основы христианской веры.
Не все раскрою я сначала,
Еще ведь время не настало
Про них узнать тебе все разом.
Коснусь я лишь их краем глаза.
Ведь слово есть духовный меч,
Которым можем мы отсечь
Всю кривду гордых заблуждений
И тем избегнуть наваждений
Со стороны всех темных сил.
Итак, меня ты вопросил:
"Что христианство отличает,
И чем оно нас просвещает?
И почему к славянским предкам
Мы обращаемся так редко?
И чем язычество опасно,
Для русских же - вдвойне ужасно
И аморально обращаться?"
Я буду словом защищаться
Здесь в апологии своей,
А ты прочти ее скорей
И сделай вывод для себя.
Подумать призываю я,
Не горячиться, а спокойно
Мой довод выслушать достойно.
А если с чем-то не согласен,
Ответ прислать мне полновластен
И привести мне довод свой.
Итак, прочти мой стих простой.
1
Ты обрати свое вниманье
На два пути богопознанья:
Один естественным зовется
И нам природой подается.
Путь сверхъестественный - другой,
Весьма для многих непростой.
Приди, однажды, в Божий храм,
И ощутишь, наверно, там
То, что в природе не найдешь,
Коль святость ты не обретешь.
Находят люди в Божьем храме
То, что они искали сами,
Но не могли найти вовне.
В природе, как бы в пелене,
Присутствие Творца сокрыто,
От нас стеной оно закрыто,
А в храме можем мы открыться,
В молитве с Богом вечным слиться.
Для большинства лишь в храме Божьем
Путь сверхъестественный поможет
Всем сердцем ощутить Творца.
В природе ж вечно, без конца,
Искать мы будем долго Бога,
Но не найдем к Нему дорогу.
Есть у неверующих мненье,
Что в храме ладана куренье,
Успокоительное пенье,
Нас в сон на краткое мгновенье
Ввергая против нашей воли,
Священнодейственные роли,
Что исполняют иереи,
Кто медленно, а кто скорее,
И монотонный глас чтеца, -
Нам образ создают Творца.
"Психологический эффект
И эйфорический аффект", -
Но как его не называй,
Ты лучше сам приди, узнай,
Чем есть "эффект" на самом деле,
И ощути его ты в теле.
Приди хоть раз, приди другой,
На службе нашей ты постой,
Поймешь, что храм есть Божий дом,
И Дух благоухает в нем.
Путь мистицизма - самый сложный,
Вначале не для всех возможный,
А потому в "природный храм"
Сначала предстоит всем нам
Найти осознанно дорогу,
Чтоб чрез него прийти нам к Богу.
2
Узрев природы красоту,
Познай творенья высоту!
Не мог возникнуть мир случайно
Из хаоса. Необычайным
Нам кажется событье то,
Как из какого-то "ничто"
Вдруг произвольно мир возник,
Привычным стал планеты лик,
Сложились сами все процессы,
Все механизмы, и прогрессом
Вдруг вся история явилась,
И эволюцией развилась
Та первозданная природа
До человеческого рода?
Чудес желают видеть люди,
Но забывают все о чуде
Происхождения планеты.
Ее все тайны и секреты
Вовеки нам не разгадать.
В природе видим благодать.
Я верю - к Богу все приходят,
Пути же разные приводят
К тому, чтоб осознал любой
Чрез разговор с самим собой,
Чрез наблюденье за природой
Иль изучение народов, -
К тому, что есть на свете сила,
Что все земное сотворила
И запустила механизм.
Но не слепой механицизм
В идеях мы развить должны.
Они теперь для нас важны
Лишь с исторических позиций
И с точки зрения традиций
Науки материализма -
Первопричины атеизма.
Люблю я приводить сравненья:
Не помню, кто привел то мненье,
Но мне запомнилось одно.
Понятно всеми быть должно,
Что, по пустыне коль идете
И вдруг в песке часы найдете,
То разве мыслите вы, что
Их создавало здесь "ничто"?
Иль налетел вдруг ветер сильный
И создал механизм стабильный?
Наверно, скажете вы так:
"Тут, верно, проходил простак
И обронил часы на землю".
Такой ответ и я приемлю.
В природе много есть законов;
У физиков и астрономов
Спроси про отраженье света,
И как вращаются планеты.
Закон Паскаля и Дальтона,
Ампера, Гука и Кулона,
Гей-Люссака и Фарадея,
И принцип Гюйгенса-Френеля:
Законов всех не перечесть,
И может сильно надоесть
Тебе здесь их перечисленье.
А как возникли все явленья,
Что мы законами зовем,
Мы до сих пор не разберем.
Но в свете веры все понятно,
И отвечаем тут мы внятно:
Часы создал изобретатель,
Ну а закон - законодатель.
Здесь есть закон и есть прибор,
И бесполезен разговор
О том, что случай вдруг помог.
Не случай, нет, но только Бог.
Должны мы четко понимать -
Слепая сила создавать
Не может весь тот мир чудес,
Что вызывает интерес
У всех людей во все эпохи.
И до сих пор мы слышим вздохи
Ученых всех концов планеты,
Что никогда мы всех секретов
И тайн Земли не разгадаем.
Мы до сих пор сейчас не знаем,
Как мозг работает у нас,
И всякой мудрости запас,
Что в голове у нас заложен,
Как извлекать мы только можем,
Когда нам то необходимо?
И также нам совсем незримо,
Как мысль рождается у нас.
И удивляет всякий раз,
Откуда вдруг к нам озаренье
Приходит за одно мгновенье
И просвещает наше зренье.
Быть может, - это откровенье,
Что нам ниспослано с Небес?
На человеческий прогресс
Начнешь смотреть ты по-иному,
И в свете веры по-другому
Прогресс ты будешь представлять.
Способны люди мир менять,
Творя и тут же разрушая,
Баланс в природе нарушая.
Хоть человек - "венец природы",
Но все же Богом нам свобода
Дана не для того, чтоб мы
Деяния вершили тьмы.
Свободны выбрать мы дорогу,
Предаться все должны лишь Богу,
А не враждебной черной силе,
Которой в жертву приносили
В глубокой древности людей,
Сейчас несут же дым идей
И смрад тлетворных наслаждений,
И вздор безумных заблуждений.
Но забежал я чуть вперед,
И мысли я сбавляю ход.
Скажу я позже о свободе
И о языческой природе.
Теперь помысли о твореньи
И всей планеты появленьи.
Подумай ты, не торопись,
Поразмышляй и присмотрись:
Увидишь в каждой клетке тела
Разумность творческого дела
Во всем премудрого Творца.
Ведь совершенству нет конца, -
Тебе любой биолог скажет
И на примерах то покажет.
Везде гармония, порядок,
Как среди выровненных грядок
Устроенной прилежно дачи.
Нет механизмов "наудачу",
Везде видна взаимосвязь.
Процессов сетью удивясь,
Что происходят в каждой клетке,
Проставь ты в памяти заметки,
Как бы в тетради на полях.
Порассуждай, не второпях,
О том, как клетка появилась,
А из нее и жизнь развилась.
Загадок много в жизни есть,
И не сочтите вы за лесть,
Но я скажу, что всех сложней
И больше всех наук важней
Для мира этого одна
Лишь биология. Она
Нам объясняет жизни суть.
Ее бескрайность - просто жуть.
Чем больше мы о клетке знаем,
Тем больше мы не понимаем.
Нам первый путь богопознанья
Дает об этой жизни знанье.
Итак, тебе на размышленье
Два удивительных явленья:
Вселенной всей возникновенье
И первой клетки появленье.
Надеюсь, ты ответ найдешь,
А после к выводу придешь,
Что не слепой здесь правил случай,
А все создал Творец могучий.
Начало здесь идеализма,
И крах всей лжи матерьялизма.
3
Но люди стали заблуждаться
И в ложь другую уклоняться.
Монотеизм ведь первобытный
В зачатке находился скрытном
У всех практически народов.
Известен был от рода к роду,
Но мысли о Творце едином
Остались кое-где в былинах.
О Нем внезапно стерлась память,
И стали идолы вдруг ставить
И поклоняться делу рук,
Превознося ударов стук
По камню мастера резца,
Забыв надолго про Творца.
Возник сначала тотемизм,
Ему на смену - фетишизм,
Анимализм и шаманизм.
Магизм и весь политеизм.
Народы к вере все стремились,
Но в многобожье уклонились,
Поскольку в каждом был народе
Врожденный мистицизм к природе.
Благоговели все пред нею,
И люди создали идею
Обожествленья сил Земли,
И их богами нарекли.
Земля, вода, огонь и ветер:
Стихиям всем, что есть на свете
Присвоил имя человек
Еще в доисторичный век.
Обожествляли бури, грозы,
Страшились для себя угрозы.
Придумали богов охоты,
Чтоб помогали им в заботах
Быстрее зверя изловить
И голод вечный утолить.
Обожествили землю-мать,
Чтоб помогла она собрать
Обильный хлебный урожай.
"Военный бог, ты поражай
Всех наших недругов в боях,
Панический вселяя страх.
Любви богиня пусть наш род
Продлит и в этот славный год,
А водный бог смирит пусть море,
Отгонит пусть потопа горе", -
Так возникали божества.
В честь них свершали торжества
И пели гимны в славу им,
Бездушным идолам немым.
Людей им в жертву приносили,
Стихийной поклоняясь силе.
Тысячелетья проносились,
А божества везде плодились,
Заполоняя все вокруг.
И истуканов полный круг
Был собран в римском Пантеоне,
А возглавлял их Зевс на троне,
Который в Риме был Юпитер,
Хотя от перемены литер
Ничуть значенье не менялось:
От эллинов ведь перенялась
Вся вера римлян и культура,
Архитектура и скульптура
И мировой во всем успех,
И сборище богов их всех.
Политеизм у древних греков
Достиг вершин у человеков.
Здесь разумею Запад я,
Индусы пусть простят меня;
Сейчас язычество у них
Достигло всех вершин земных.
4
И в то языческое время
В пустыне возникает племя
Благословенного народа,
Который, претерпев невзгоды,
Пронес идею о Творце -
О Вседержителе-Отце,
Кто мир создал и все вокруг:
И небеса, и солнца круг,
Луну и звезды, твердь и воду,
Всю живописную природу,
Безгласных тварей неразумных
И, наконец, людей безумных,
Которые не чтут Его,
Творца - Создателя всего.
И Бог явился Аврааму
На полдороги к Ханаану...
Меня ты спросишь: "Авраам
Какое отношенье к нам, -
"Славяно-ариям", имеет,
И прославлять его как смеет
Этническая наша Русь?"
Ответить я тебе берусь
В стихе о нашей правой вере.
Уже ты видел на примере,
Что первый путь богопознанья
Доступен всем для пониманья,
Лишь нужно нам открыть глаза
И, изучая чудеса,
Чуть-чуть привлечь лишь разум свой,
Увидеть красоту, покой...
Но Бога разумом познать -
На первую ступень лишь встать.
Ступень вторая - откровенье:
Дается тем, кто в жизни рвеньем
Достичь стремится чистоты
И от безумной суеты
Всего мирского отрешится,
И кто страданий не страшится.
Кто хочет истину познать,
Теперь аскетом должен стать.
Аскетом не был Авраам,
Но он поверил Богу сам,
Поверить убедил семью
Патриархальную свою.
Сознанье Богу покорилось,
И это в праведность вменилось
Еврею-пастуху Авраму,
И стал с тех пор он Авраамом.
То в Ветхом сказано Завете,
Об этом знают даже дети.
Моя же цель - не пересказ,
О чем писалось много раз,
А привлечение вниманья
На верность миропониманья.
С Аврамом заключен Завет,
Славян еще в то время нет,
Весь мир еще во тьме веков,
К единобожью не готов.
Ты спросишь: "Почему еврею
Открыл Создатель наш идею
О том, что Бог - один лишь Бог,
И то понять еврей лишь смог?"
Тебе скажу: "Никто не знает,
Кого Себе Бог избирает.
Так выбрал Он. Принять должны
Его, святую волю мы".
Пророк евреям Авраам,
Он - праотец для христиан,
И также чтит его ислам.
Его благословенный клан
Возник в пустынях Междуречья.
Сейчас на тысяче наречий
Его все имя произносят,
Мольбы за мир к нему возносят.
Авраамических религий
Он зачинатель есть великий.
5
После него был Моисей -
Земли законодатель всей,
Ведь чрез него Закон был дан,
Когда евреев мощный стан
Расположился на Синае.
Об этом тоже каждый знает.
Бог вновь открылся человеку,
Отныне ж до скончанья века
Почти всем людям на планете
Известны заповеди эти,
Лишь в скрытых уголках Земли
О них не знают дикари.
Но даже если их не знают,
Интуитивно соблюдают,
Ведь дан в них нравственный закон,
Для всех людей единый он.
Хоть дикий ты абориген,
Хоть европейский джентльмен,
Мораль для всех у нас одна
На веки все и времена.
Нам антрополог говорит:
Хоть дикарей и страшен вид,
Но и у них есть представленье
О высшей силы проявленьи.
И нынешний абориген,
Не зная, что такое ген,
Не зная, как устроен атом
И измеряется что ваттом,
Не слышавший об интернете
И что творится на планете,
Не видевший айфон, смартфон
И даже старый телефон, -
И тот ответит, не стесняясь
И в сторону не уклоняясь,
О том, Кто этот мир создал,
И для него Кто - идеал.
Откуда он узнал про это?
По мудрому чьему совету?
И чтО есть нравственный закон,
И как вдруг появился он,
Добро от зла нам отличая
И в нас неправду обличая?
Нам даже каждый атеист
Расскажет, где он был "нечист".
Хоть совесть может и молчать,
Но временами постращать
Она способна и мздоимца,
И сребролюбца, лихоимца
И винопийцу, блудника,
И юношу, и старика.
А что такое совесть наша,
Никто, наверное, не скажет,
Но каждый ощущал в себе
И отмечал в своей судьбе:
Ее таинственность незрима
И нам никак необъяснима.
Но мы понять ее не можем,
Ведь совесть - это голос Божий,
Который в каждом есть у нас,
То говорю вам без прикрас.
Но как возник закон моральный?
Он для природы ненормальный
И всем биологам в укор,
Не объяснит его Отбор.
Мораль сложна для пониманья,
Бессмысленна для выживанья.
Рискуем, жертвуя собой,
Чтоб жизнь спасти любой ценой -
Жизнь не свою, но жизнь другого,
Нам человека дорогого.
На это не способен зверь,
Мне, как биологу, поверь.
Не только создает цензуру,
Но и на смерть, на амбразуру,
Способна бросить нас мораль,
И жизни нам своей не жаль.
Не сохраняет естество,
А значит, духа торжество
Здесь проявляется на деле.
Ее отвергнуть не посмели
Ни антрополог, ни биолог.
Не знает лишь палеонтолог,
Когда она у Гоминид
Вдруг появилась, и наш вид
Разумным начал называться.
Все чаще будет натыкаться
На эти сложности биолог,
А объяснит ему теолог.
Биолог - в этой жизни "спец",
Но лишь придет ее конец,
Биолог опускает руки
И чувствует конец науки.
Теолог слово здесь вставляет
И жизнь за гробом представляет.
Итак, записан был закон,
Чрез откровенье дан был он
Пророку Бога - Моисею,
А от него - всем иудеям.
6
Потом была эпоха Судей,
В которую боролись люди
За управление народом
И власть над иудейским родом.
Затем настал расцвет эпох -
Царей послал евреям Бог.
Три с лишним тысяч лет назад
То было; а потом - распад
И медленное угасанье,
И вечной истины исканье.
Иуда царством южным стал,
В язычество не раз впадал,
Но хоть царей благочестивых,
Делами и душой красивых,
В нем было лишь совсем чуть-чуть,
Но верен Богу был их путь,
Хоть мало и существовало.
Потом его завоевала
Держава мощная одна,
Что Вавилоном названа,
И уведен народ был в плен.
Страшна эпоха перемен.
Объединение важно,
А раздробление грешно.
Пока один был Бог у них,
И про Него слагал свой стих
В псалмах божественный Давид,
Пока благим его был вид,
А сын, премудрый Соломон,
Потом еврейский занял трон
И начал строить первый Храм, -
Тогда на целый Ханаан
Еврейское простерлось царство
И множило свои богатства,
И торговало с целым миром,
А жизнь тогда казалась пиром.
Но лишь, как только раздробилось
И на два царства разделилось,
Тогда и начались все беды.
Закончились тогда победы
И покорились ассирянам,
А позже и вавилонянам.
Здесь исторический урок
Подал народам всем наш Бог:
Чтоб мы к единству все стремились
И от раскола сторонились.
То и к славянам применимо -
Единство нам необходимо.
Единый Бог - страна едина,
И Русь вовек непобедима!
Един народ - едина вера,
И всем едина будет мера,
Когда придет к нам Судия.
Пойдешь на Суд и ты, и я,
Восставши из своих могил.
Кто в непорочности ходил,
Пойдет навечно в рай с овцами,
А кто в язычестве блудил,
Тот - в муку вечную с козлами...
Но возвращаюсь к плену я,
Когда в рассеяньи семья
Сложилась из порабощенных,
Язычниками угнетенных,
Любимых Богом иудеев.
Там мессианские идеи
С особой силой развивались,
И Книги Библии писались.
7
Еще в Давидовых псалмах
Найти мы можем смысл в словах,
Что к нам придет Спаситель мира,
И всех Он сокрушит кумиров,
И от греха нас всех спасет,
И змия Он главу сотрет.
Но у пророков мессианство
Оделось в полноту убранства,
Оформилось затем в систему
И всех пророчеств стало темой.
"Зачем нам Ветхий дан Завет?"
Тебе даю такой ответ:
"Здесь очень истина проста:
Чтоб прообразовать Христа".
Завет ты Ветхий почитай,
Число пророчеств посчитай,
Которые сбылись в Христе,
До самой смерти на Кресте.
Пророчеств сотни! Все сбылись.
Ты Бога промыслу дивись!
Тебе докажут богословы:
Покажут место то и слово,
Где о Христе пророки пишут.
Но богословов глас не слышат,
Не доверяют нынче им,
А верят мыслям лишь своим.
Читают раз, читают два
И, кое-что поняв едва,
Стремятся толковать Писанье
И создают свое Преданье.
И есть еще один аспект:
Причина появленья сект
Заключена в непониманьи,
Неправильном истолкованьи
Различных мест Священных Книг,
Познав вдруг "истину" всю вмиг.
Все современные сектанты
(Из них есть много протестантов)
Такой гордынею грешат,
И толковать они спешат
Самостоятельно Писанье,
Внедряя ложь в свое сознанье.
А многие, не прочитав,
Страниц лишь пару пролистав,
Кричат, что в Библии - все ложь.
Но как, безумец, не поймешь,
Что Библия - собранье книг,
И ты представь себе на миг:
Они писались не зараз,
Огонь их истин не угас
На протяженьи тысяч лет,
И в них найдешь себе ответ
На все вопросы бытия:
Как мир возник, и ты, и я?
Зачем был создан человек,
Когда закончит он свой век,
И что потом за гробом будет,
И как людей Создатель судит,
Зачем явился ты на свет,
Есть смысл в жизни или нет?
На них ответы все народы
Найти пытались у природы,
Но лишь евреям в Откровеньи
Сам Бог открыл не за мгновенье,
А в продолженьи тысяч лет,
И Новый дал он нам Завет.
8
Не отвергаем Ветхий мы,
Но осознать с тобой должны,
Что он готовил мир к спасенью
И ко Христа Богоявленью.
И вот пришел в наш мир Христос
И нам благую весть принес.
Он - Божий Сын и вечный Бог,
И доказать Он это смог
Своею жизнью, чудесами,
Своими мудрыми словами
И смертью крестною Своей.
Но больше нам всего главней
Всех слов и всех других чудес,
Над всем имеет перевес
Одно лишь чудо: "Он воскрес!"
"Христос воскрес!" - документальный
Есть факт истории реальный.
Христос реально в мире жил:
Питался Он и воду пил,
В страданьях претерпел Он смерть,
И мук Его не перечесть.
Он был Учитель и Пророк,
И в то же время был Он - Бог.
Он - Тот, Кого пророки пели
И на Земле узреть хотели
На протяженьи тысяч лет.
Он Новый заключил Завет
И обновил Завет еврейский.
Но договор не иудейский
Теперь с людьми был заключен.
Ко всем народам обращен
Теперь призыв стал ко спасенью
И к личному креста несенью.
Чтоб душу нам свою спасти,
Нам нужно крест свой понести.
А от чего ее спасать,
Ты в толкованиях узнать
Об этом можешь у отцов -
Чистосердечных мудрецов.
Ну а пока твой интерес
К познанью истин не исчез,
Поверь в одну - "Христос воскрес!"
Все христианство в двух словах,
И эта фраза на устах
Двух миллиардов из землян,
Конфессий разных христиан.
Почувствуй ныне ты размах -
Треть всех людей в своих домах
Два слова эти произносят
И Благовестие разносят
Во все концы-пределы Света,
И просвещается планета
Христовым светом неземным.
А лжеучений вечный дым
Свет просвещенья затмевает,
И разум недоумевает:
Как чрез две тысячи уж лет
Дым ложных истин "сигарет"
Губить нам продолжает души
И тьмой неверия нас душит?
9
Мы говорим: "Воскрес Христос!"
И слышу от тебя вопрос:
"Что это значит? Расскажи
И этот факт мне докажи".
Жил-поживал один юрист,
Рациональный атеист,
И захотел он опровергнуть
И в доказательствах отвергнуть
Факт Воскресения Христа.
Он в книгах находил места,
Где о событьи том писали
И в мемуарах показали
Свидетели тех древних лет.
Юрист тот осознал, что нет
Опровержимых доказательств
Каких бы ни было предательств
Со стороны охраны римской
И знати иерусалимской.
На камне римскую печать
Установили, чтоб стращать
Имперским знаком римской власти
Людей, кто наблюдал все страсти
Страдальца - Бога своего.
А чтоб не выкрали Его,
Была приставлена охрана.
Она служила Риму рьяно,
И за малейшие изъяны
Все стражники имели раны.
За восемнадцать нарушений
Карались смертью по решенью
Их трибунального суда.
А дисциплина их всегда
К победе в битвах приводила
И в ужас всех врагов вводила.
Но что произошло в ту ночь,
Не можем мы сказать точь-в-точь.
Не пишет нам о том Писанье,
А знаем только по Преданью
О том моменте Воскресенья
И страшном Ангела явленьи.
А по Писанию известно
О том событии чудесном
Лишь то, что сломлена печать,
И стражи нет, кто отвечать
Был должен за ее сохранность,
И камень сдвинут. Что за странность?
Не мог быть сдвинут сам собой,
Поскольку был весьма большой,
И закрывал в пещеру вход
Неприподъемный камень тот.
Но утром нет у камня стражи,
И нет в пещере Тела даже.
Куда ж из гроба делось Тело?
Вот интересное же дело
Криминалистам в размышленье,
Потренируй и ты мышленье.
А объяснения явленья
Чудесного исчезновенья
В ту ночь из той гробницы Тела
Предпринимали люди смело,
Но все они смешны весьма.
Из них совьется лишь тесьма,
Какую нам легко порвать.
О них не буду излагать,
А обращу твое вниманье
На важность факта пониманье:
Христос воистину воскрес
И из гробницы Он исчез.
Историк знает: римский воин
Был к соглашательству не склонен
И не подкупен на посту.
Не мог заснуть он в ночь и ту,
Когда был камень отвален,
И из гробницы вышел Он.
А Кто тот камень сдвинуть мог,
Как не единый только Бог?
Хоть храбры воины те были,
Но о присяге позабыли
И убежали все оттуда -
Так было страшно это чудо!
Все остальные объясненья
Юрист поставил под сомненье.
Ученый так искал и эдак,
Но в объяснениях был редок
Хотя бы смысл рациональный.
Лишь оставался факт реальный:
В пещере Тела больше нет,
Остался лишь кровавый след
На складках белой плащаницы.
О ней исписаны страницы
Отчетов химиков, врачей.
И кровь реальную на ней
Они признали все давно;
Нам мненье их - не все-равно.
И тот юрист, в конце концов,
Прочел апостолов, отцов,
И стал он разделять их мненье,
Креститься принял он решенье
И стал с тех пор христианин.
Таким путем не он один
Пришел так к истинному знанью -
Через разумное сознанье.
10
Ученики печальны были
И об учении забыли,
Лишь только был Христос распят
И со Креста Страдалец снят.
Они ведь верили Мессии,
И о свободе все просили,
Чтоб царство мира основал,
Освобожденье чтобы дал
Всем правоверным иудеям.
Поверили Его идеям,
О царстве, мысля, лишь земном,
Но Он вещал о неземном.
Но вот Христос распят. И что ж,
Неужто все идеи - ложь?
Неужто Он - великий лжец,
Мошенник, или Он - хитрец,
А может, был безумным Он,
Когда в Своих речах уклон
На то Он делал, что Он - Бог,
И что евреев Он берег?
Десятки ты отыщешь мест
В Святом Писании, где Крест
Он нам описывает Свой.
"Его язык всегда простой,
Но в нем глубокий смысл сокрыт", -
О том филолог говорит.
Здесь в каждом слове - глубина.
На все века и времена
В них мудрость вся заключена,
Народам всем посвящена.
Нагорной проповеди слово
Богатым мировым уловом
Для всей планеты предстает,
И каждый мудрость в ней найдет.
Не мог то сочинить безумец
И шизофреник-скудоумец.
На протяжении трех лет
Единый миру нес совет:
Чтоб ты наследовал здесь рай,
Так с ближним лишь ты поступай,
Как ты хотел бы, чтоб с тобой
Он поступал, - закон простой,
И миру был давно известен.
Он содержался в каждом месте
Уже у древних мудрецов
И иудейских праотцов,
У древних греков и в Китае.
Ведь эта истина простая
У нас прописана в сердцах
И вносит в души наши страх,
Когда о ней помыслим мы,
Ведь соблюдать ее должны,
Хоть и не знаем, почему,
По неразумью своему,
И в толк не каждый то возьмет...
Христос же дальше нас ведет.
Он говорит: "Нам надо жить,
Врагов своих чтоб полюбить", -
Он дал нам истину другую
И задал планку нам такую,
Что нам не одолеть вовек,
И тут бессилен человек.
На это не способны мы
И местью все покорены.
Про то сказал нам Иисус,
И не могло с безумных уст
Сие учение слететь.
А если взять и рассмотреть
Его ученье о блаженствах, -
О всех пределах совершенства,
На что способны люди в мире,
То в Божьей убедимся силе.
Нам греки говорили тоже
О добродетелях, но все же
Их выполнимы были меры,
Понятны были их примеры.
Хотя бы ты прочти Платона
И мудрости последуй тону.
Но мудрость та - от человек,
Ее собрал всю древний грек.
Христос же дал такой закон,
Что мог исполнить только Он.
Нам соблюсти все невозможно
И святости достигнуть сложно.
Итак, не мог Он быть безумным,
А был всегда во всем разумным.
Быть может, был Он подлецом,
Авантюристом и лжецом?
На это можно возразить
Цитатой, чтоб не исказить
Его великого ученья.
Он о Себе такого мненья:
"Я - путь и истина...", - сказал.
Своею жизнью доказал
Правдивость вечных слов Своих,
И не отрекся Он от них
До самой смерти на Кресте.
Впадают в заблужденье те,
Кто утверждают, что за ложь
Ты на страдания пойдешь,
А Он осознанно пошел.
За убеждения нашел
Он на кресте позорном смерть,
И муки был готов терпеть.
11
И вот, ученики Его,
Оставив Бога Своего,
Все разбежались по домам.
Остался только Иоанн
И мироносицы, и Мать,
Чтоб со Креста Его забрать.
Других же обуял вдруг страх.
Они подумали, что крах
Настал Его ученью тут.
Тюремных опасаясь пут,
Они попрятались, как мыши,
Надеясь, что их не услышат.
На миг подумали, что ложь
Он говорил, и был похож
Их страх на детский нервный трепет,
И на два дня затих их лепет.
Но что произошло чрез день?
Христос явился им, не тень!
Чрез стены Он прошел и дверь
И им сказал: "В Меня поверь".
В их душах все переменилось,
Сознанье все преобразилось:
Они увидели Его -
Живого Бога Своего.
Христа апостолы видали,
О Нем нам знанья передали,
Но кто не видели - блаженней,
Поскольку более смиренней
Они являются тогда,
Не видев, веруют когда.
С тех пор число людей не счесть,
Кому несли Благую Весть
По всей Земле во все концы,
Мучения стяжав венцы.
В "Мортирологиях" писали
Всех тех, кто за Христа страдали.
Их миллионы - древних, новых,
Новейших агнцев Христовых.
А первомученики - те,
Кто представленье о Христе
Не получили понаслышке,
Иль философской мудрой книжке,
А те, кто видели глазами,
Его воскресшего видали,
С кем говорил по Воскресеньи
И прямо вплоть до Вознесенья.
Неужто призрака видали
И весть об этом передали?
Неужто и они все лгут,
Неправду наглую несут?
"А может, массовый психоз?" -
Мне критик задает вопрос.
На то отвечу, что в науке
Примеров не было, чтоб муки
Терпели люди за обман.
"А может, то - самообман?" -
Опять мне критик возражает
И вновь меня он убеждает,
Что, вдруг, за призрака Его
Приняли. Только и всего...
А я отвечу: "Где же Тело?"
Ведь чтобы доказать все дело,
Его нам нужно разыскать
И всем в округе показать.
Я вновь спрошу: "Его украсть
Не позволяла римлян власть.
Ученики ж в ту ночь боялись
И выйти даже опасались".
12
Нам Павел говорит, апостол,
О нашей вере очень просто:
Коль если не воскрес Христос
И нам Спасенье не принес,
То тщетна будет наша вера.
Христос нам доказал примером,
Что Он разрушил узы тьмы.
Воскреснем точно так и мы
Когда-нибудь, в конце времен,
В том каждый верный убежден.
Он не оставил нам сомненья:
Своим тридневным Воскресеньем
Попрал Он смерть и жизнь нам дал.
Освобожденье нам подал
От бремени греха и ада,
Тебе поверить в это надо.
Как в Воскресение поверишь,
Уверен я, что не заметишь,
Как все учение признаешь
И убеждать других в том станешь.
Он сделал мир совсем другим,
И стал Он сердцу дорогим
Для трети всех людей планеты
И их связал одним Заветом.
Не изменял так мир никто.
Теперь ты согласишься, что
Он не был точно ни лжецом,
Ни шарлатаном-подлецом,
Ни шизофреником безумным,
Но был в делах Своих разумным,
И не был Он - простой пророк,
А значит, точно был Он - Бог,
Сам говорил о чем не раз -
Про то евангельский рассказ.
Так ни один мудрец-философ,
Который изучал вопросы
Конечной цели бытия,
В богопознанье вклад внося,
Не изменял мировоззренья
И, просвещая озареньем,
Не изменял всей жизни путь
Тех, кто познал ученья суть.
Ведем мы летоисчисленье
От Иисусова Рожденья.
Я привожу здесь этот довод,
Чтоб думать не подать вам повод
О том, что я преувеличил,
Сверх меры сильно возвеличил
Для мира христианства роль,
Ведь для Земли оно - как соль.
13
Гонимы христиане Савлом
Бывали часто. Позже - Павлом
Весь римский мир был просвещен.
А как был Савл обращен,
В Деяниях о том читай
И познавай суть Божьих тайн.
Как иудей-гонитель вдруг
Стал христианам верный друг, -
То истинное было чудо,
А проповедовал он люду,
Который был уж на пороге
Познанья о едином Боге.
Евреи греков просветили,
Но сами о Христе забыли.
Они не приняли Его,
Всё ждут Мессию своего,
Они отвергли благодать,
И будут вечно ожидать.
Он обещал еще явиться,
Пред тем как мир преобразится,
И будут страшные явленья,
И света будет преставленье...
Но хоть еврей отверг Христа,
Благая весть пришла в места
Свирепых варваров, славян
И викингов из разных стран.
Так Бог устроил, что славяне
От греков веру переняли,
А те от иудеев в вере
Все утвердились в полной мере.
Но истина всегда одна!
Эпох проходят времена,
С Земли народы исчезают,
Империи себя сменяют,
Но верность истине храним,
И будем с Богом мы одним,
Когда душа покинет тело.
И "за Христа" пойдем мы смело
На ратный подвиг, смертный бой,
Бесстрашно жертвуя собой.
Мы "С нами Бог!" провозгласим
И Русь святую огласим
Всепобеждающею фразой,
И от язычества заразы
Очистим верную державу,
И пропоем мы: "Богу слава!"
А не бездушным истуканам
И изготовленным болванам.
Они - лишь для детей забава,
А для души они - отрава.
Один Рим пал, другой возник. -
Константинополь был велик,
Но тысячу лишь лет стоял
И так же, как и первый - пал.
А "третий Рим" - Москва, наш град,
Она достойна всех наград.
Четвертому не быть же Риму,
Россия ведь непобедима!
Москва - империи столица,
Она врагам России снится
В мучительных кошмарных снах,
Вселяет ужас в них и страх,
И мнимой всем грозит угрозой,
Но это только сон и грезы.
Россия - мирная страна,
Ей веры истина дана.
Народов сотни окрестила,
Под знаменем Христа сплотила,
Свои расширила пределы,
Объединила все уделы.
14
Агностик ты, иль атеист,
Язычник, материалист,
Иль оглашенный ты почти, -
Евангелие ты прочти.
Тебе ведь это не преступно,
Оно для каждого доступно.
Услышь ты в нем призыв Христа,
Увидь, какая красота!
В Его словах и в каждом слоге -
Ученье о едином Боге,
О Сыне Божьем и о Духе.
А если вы слепы и глухи
И смысл не видите в словах,
В душе не возникает страх
От Божьих тех словес прочтенья,
Я посоветую с терпеньем
Читать любых апологетов.
От вас не скроют всех секретов
И много тайн раскроют вам,
Когда не верите словам
Того, всего три с лишним года
Кто проповедовал народу.
Ты Клайва Льюиса прочти,
Тебе поможет на пути
Разумной веры утвердиться,
В нее поглубже погрузиться.
Агностиком Клайв Льюис был,
Но заблужденья все забыл.
По сказкам-фэнтези известен,
Но мне он больше интересен
Апологетикой своей.
Читал ее я много дней,
Но оторваться уж не смог, -
Такой простой его был слог.
Люблю, как пишет Честертон,
Но философский его тон
Не всем доступен к пониманью
И много требует вниманья.
Тебе Макдауэлла Джоша
Прочесть советую я тоже.
Макдауэлл был атеист
И ярый материалист.
Над христианами смеясь
И опровергнуть их стремясь,
Он, сам того не замечая,
Поверил сам. Их защищая,
Он стал потом апологет,
И в книгах даст тебе ответ
На твой поставленный вопрос.
А если их ты перерос
И глубже веру хочешь знать,
То догмы веры доказать
Поможет сонм святых отцов -
Всех православных мудрецов.
Любого ты из них читай,
Их святость духа почитай.
Они святою жизнью жили
И в чистоте Христу служили.
Они писали для тебя,
Христа всем сердцем полюбя.
Священник Александр Мень, -
Апологетов всех кремень,
Писал, как на политеизм
Шел, наступал монотеизм.
Он по истории религий
Мыслитель самый был великий.
Из эрудитов современных
Рекомендую непременно
Прослушать трех профессоров,
Хоть строг, порою, их норов,
Не верь о них ты пересудам,
То: Дворкин, Осипов и Зубов.
Смотри их лекции "в онлайне"
И открывайся Божьей тайне.
Читал католиков я мало
И не с таким большим запалом.
Рекомендую я троих,
Морали дух найдешь ты в них:
Один из них - Фома Кемпийский,
Другой - аскет Франциск Ассизский,
Эразм из Роттердама - третий.
Из них я больше всех на свете
Люблю читать его труды
О том, чего искал и ты,
Наверно, глубоко в душе,
И сделали о чем клише
Еще философы Эллады,
И размышлять о том всем надо.
Свобода воли - вот вопрос,
К чему уж интерес возрос
В глубокой древности эпохе.
О нем ведутся споры, склоки
И диспуты мужей ученых,
И диалог непросвещенных.
Задумайся и ты над ним,
Последуй после за одним
Из двух противников известных.
Не слушай критиков ты лестных,
А сам подумай: волен ты
Осуществить свои мечты?
Иль, может, предопределенность
Сначала создавала склонность
От самых ранних юных лет,
Да вплоть до творческих побед?
Свободна ль воля, иль она
Судьбою определена?
Эразм здесь с Лютером сразились,
Всю жизнь они над этим бились,
Свое доказывая мненье,
Прими и ты свое решенье.
Про эту непростую тему
Не написать ли мне поэму?
Мне также близок Фенелон,
Но стилем сложным пишет он.
Еще есть из отцов один, -
Святой блаженный Августин,
Кого ты прочитать обязан.
Грехом был в молодости связан
Неукротимый его дух
И к матери словам был глух.
Она была уж крещена
И в истине просвещена,
Но сын ее хотел грешить.
Свое крещенье отложить
Желал он до других времен
И грешной жизнью был пленен.
Но благодать его коснулась,
И совесть вдруг его проснулась.
Об этом в "Исповеди" пишет,
Слова его любовью дышат.
Он не творил великих дел,
Но, видно, Бог так захотел,
И стал христианином вмиг,
И в душу Бог его проник.
Итак, читай побольше ты
И опасайся пустоты.
Душевный мир заполнив чтеньем,
Займись ты самопросвещеньем.
Но лишь ученым доверяй
И чаще перепроверяй
Все то, что пишет интернет, -
Такой даю тебе совет.
Там много кривды, подлой лжи.
Ты в свою голову вложи
Лишь то, что будет достоверно,
А фантастических, неверных
И лживых фактов избегай.
Ты эрудитов лишь читай,
Слова кто цифрой подтверждает,
Логично мысли утверждает,
Пытаясь истину найти
И к разумению прийти.
15
Нам Богом творчество дано,
Как доказательство одно -
Богоподобия людей,
Реализуй его скорей.
Твори, как делал наш Творец,
У Бога заслужи венец,
И люди скажут: "Молодец!"
Итак, дошли мы, наконец,
До смысла жизни. Мы вначале
С моею музою вещали,
Чтоб ты нашел ответ в себе
И своей собственной судьбе:
Зачем ты в этот мир пришел?
Надеюсь, ты ответ нашел.
А наш ответ: пришли мы в мир,
Чтоб не вершить здесь вечный пир
И предаваться потребленью,
Грешит чем наше поколенье,
Не поклоняться чтоб кумирам -
Деньгам и прочим духам мира,
А чтоб благовестить Христа,
Принять несение креста.
Ведь крест есть радость и веселье,
А все кумиры - только зелье,
Что отравляет вечно нас
И поражает всякий раз,
Когда Христа мы отвергаем
И ниц пред ними повергаем
Свои обманутые души.
И изнутри нас зелье сушит,
Напоминая алкоголь
И причиняя страх и боль.
Наш крест - и РАДость, и стРАДанье,
Он - ликованье и рыданье,
Залог он нашего спасенья,
Должны принять его несенье.
Он легким может быть, тяжелым,
Но не бывает произволом.
Нам всем дана свобода воли,
Чтоб мы возделывали поле
Своей мятущейся души.
Ведь Бог - не в буре, а в тиши,
Как нам сказал Илья-пророк.
Свобода воли, а не рок
Определяет весь наш путь,
С Эразмом здесь согласен будь.
Итак, наш крест - не произвол,
Не может быть для нас он зол,
Дается он по силам нам.
Тяжелый он, по временам,
И легким он бывает тоже.
"Твой чуден промысел, о Боже!"
Наш Бог - великий Промыслитель,
Греха Адама Искупитель.
Одновременно, наш Создатель -
И по делам Мздовоздаятель.
Судить Он будет по делам,
По мыслям и твоим словам.
Возьми теперь особо в толк:
Исполнил в жизни ты свой долг,
Умножил ли свои таланты
И лепту сделал ли кодрантом?
Но как узнать предназначенье
И оценить свое значенье
Нам в этом мире бурь и гроз,
И вечных снов, и лживых грез?
Легко ведь ошибиться можно,
И верный путь нам выбрать сложно.
Когда-то я писал в поэме
Об этом выборе - проблеме,
Которая стоит пред каждым.
И ты столкнешься с ней однажды.
Я повторюсь: чтоб выбрать путь,
И чтоб с него нам не свернуть,
Должны мы все открыться Богу,
Забыть про всю свою тревогу,
Довериться во всем Ему
И быть спокойным ко всему.
Ведь надо всем давно понять,
Что "вера" - значит "доверять".
Должны довериться мы Богу,
И Он укажет нам дорогу,
Что будет нам во всем понятной;
Исчезнут всех сомнений пятна,
Очистим наши все сердца
И будем с Богом до конца.
Эпилог
Итак, я подвожу итог:
Поверь, что есть Создатель - Бог,
Поверь ты также: Бог - один,
Над миром всем Он - Господин.
Явился праотцам-евреям,
Благочестивым иудеям.
Он с ними заключил Завет,
И просиял в них Божий свет.
Им дал закон и благодать,
Велел Христа им ожидать.
Христос от Девы воплотился,
И в Вифлееме Он родился.
И заключил Завет Он Новый,
Был мир принять Его готовый.
Христос есть тот же самый Бог,
Кто всю историю берег
Свой богоизбранный народ
И умножал еврейский род.
Теперь во плоти Бог явился,
Чтоб целый мир преобразился.
Он на Земле творил знаменья
И всех Он просветил ученьем.
Превыше всех Его чудес
Реальный факт - Христос воскрес!
О том везде благовестили,
По миру веру разносили.
Так весть дошла и до славян;
Хоть дух был горд, а нрав буян,
Но и они все просветились
И к верным присоединились,
И СЛАВЯТ нынче все ХРИСТА,
А не сакральные места,
Не поклоняются болванам -
Рукотворенным истуканам,
А поклоняются Кресту
И пребывают на Посту,
Чтоб очищать свой дух и разум
От всей языческой заразы.
Не принижаем предков мы,
И греки были все темны,
Когда язычниками были
И много мифов сочинили.
Но не должно тебя смущать,
Что в вере нашей просвещать -
Не значит оскорблять свой род,
Ведь русский доблестный народ
Тогда и стал единым целым,
Когда крещенье принял смело,
Хотя у нас и до сих пор
В традициях остался вздор
От этих темных буйных лет,
Когда не видели мы свет.
Твой род - не только век девятый,
Но и десятый, и двадцатый.
Тысячелетие прошло,
Как знание на Русь пришло.
Так почему ж тот темный сброд
Ты почитаешь за свой род
И чтишь ты предков только дальних
И самых древних, изначальных?
А как же двадцать поколений,
Кто много за Христа гонений
Во всю историю терпели,
Но в мыслях даже не посмели
От Бога нашего отречься,
Чтоб от врагов своих сберечься?
Иль ты забыл уже про них,
Избрав себе богов других?
Но предки смотрят на тебя
И ко Христу они, любя,
За всех молитву воссылают
И знаки веры посылают,
И ждут, когда ты просветишься,
От лжеучений уклонишься
И к ним придешь на Небеса,
Когда поверишь во Христа.