A G Condor : другие произведения.

Мадам Шарикова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Светлые раздумья о новом министре культуры Ольге Борисовне Любимовой

  МАДАМ ШАРИКОВА
  
  Если считать назначение нового министра культуры культурным событием, то мы можем вздохнуть с облегчением: наконец-то! Долгожданное культурное событие произошло. Первое (и, возможно, последнее) в истории современной России.
  У нового министра Ольги Борисовны Любимовой - исключительно хорошая родословная. В числе ее предков - вологодский и рязанский губернаторы, знаменитый актер Качалов... Дед - маститый переводчик Любимов. Родители - заметные фигуры в театральном мире.
  В радостных откликах на назначение Ольги Борисовны ее родословной было уделено исключительно большое внимание. Иногда даже казалось - чрезмерно большое. Все-таки речь идет не о породистой лошади или собаке, от которых, кроме хорошей родословной, не требуется более ничего. От министра как будто можно было бы ожидать и каких-то иных свершений, которых у Ольги Борисовны, к сожалению не оказалось. Но не будем излишне придирчивы. Если младенцы, которым тоже было нечем похвастаться, кроме родословной, назначались в старину командирами гвардейских полков, то почему не применить тот же принцип и к министрам? Поэкспериментировать? Начать со сравнительно незначительного поста, а там, глядишь, перейти и к силовым министерствам?
  Так что с этой стороны назначение Ольги Борисовны не может вызывать ни малейших нареканий. Но я хотел бы поговорить о другом весьма похвальном ее качестве, которое тоже с удовлетворением было отмечено многими. О живости. Если считать проявлением живости большую нелюбовь, то Ольга Борисовна - очень живой человек. Ибо очень много чего не любит. Не любит выставки, не любит музеи, не любит оперу и балет, классическую музыку, артхаусное и документальное кино, венецианские гондолы... Короче, не любит ничего. По крайней мере, ничего из того, что имеет отношение к культуре. В своем ныне знаменитом посте Ольга Борисовна, конечно, не смогла перечислить всего, но дала правильные сигналы. Позволяющие сделать правильные выводы: если человек, к примеру, пишет, что "даром потратил время в Британском музее", мы можем с уверенностью сказать, что и чтение любой книги тоже будет для него даром потраченным временем. Культура - взаимосвязанная система. Не знаю, известно ли это Ольге Борисовне, но, как говорили раньше в определенных кругах, "нутром" она это "чует". И не любит эту взаимосвязанную и для нее неприятно сложную систему.
  Читала ли Ольга Борисовна повесть Булгакова "Собачье сердце"? Скорее всего, нет, я ведь сам обоснованно предположил выше, что книжек она не читает. Смотрела ли одноименный фильм? Тоже вряд ли - фильм, пожалуй, можно отнести к артхаусу и уж определенно он относится к мировому кинематографу, который Ольга Борисовна, по ее признанию, "плохо знает". Но если все-таки читала и смотрела, то несомненно должна была почувствовать самую горячую симпатию к одному из главных героев. К господину Шарикову, то есть. Ибо господин Шариков несомненно с огромным удовольствием подписался бы под каждым словом знаменитого поста Ольги Борисовны. А также охотно попозировал бы вместе с ней в майке с надписью, посылающей всех вообще на три буквы.
  Что же в итоге? Перестройку многие справедливо считают эпохой торжества шариковых. Советская система, какой бы они ни была и вопреки утверждениям Булгакова, не больно-то благоприятствовала шариковым. По крайней мере, "Ласковых маев" и Дарий Донцовых в Советском Союзе не только не было, но и быть не могло. В публичном пространстве, естественно. Но где-то в коллекторах все это копилось, копилось, и когда коллекторы прорвало...
  Впрочем, я понимаю, что это сравнение не политкорректно и, главное, не точно. Все-таки то, что прорывается в определенных аварийных ситуациях, представляет собой аморфную массу, тогда как шариковщина как социальный феномен стремится к некому оформлению. Значительную роль в этом процессе оформления сыграл "актер" трудно определимого жанра Евгений Гришковец, чье произведение "Как я съел собаку" стало несомненно главным событием в новой российской культуре. Не в силу своего содержания, которое мало кто помнит, и уж тем более не в силу формы. А именно в силу названия. Которое одновременно и перекликается с "Собачьим сердцем", и бросает ему вызов. Ибо ни к собакам, ни к тем, кто ест собак Михаил Афанасьевич Булгаков себя определенно не причислял. Вообще, название "Как я съел собаку" было бы невозможным ни в рамках традиционной русской, ни советской культуры. Единственная традиционная аналогия (едва ли известная Евгению Гришковцу, но любопытная), которая напрашивается - это индийское çvapâkâs, "варящие собачье мясо"; так в древности называли асоциальные элементы, не принадлежащие вообще ни к какой касте. Конечно, столь богатое смыслами название не могло не вызвать самый сочувственный отклик, не могло не сделать Гришковца духовным вождем неороссийской культурной элиты. И нисколько не удивительно, что Гришковец оказался единственным деятелем искусства, вызвавшим любовь у нашего нового министра культуры. Все Лувры и Британские музеи Ольга Борисовна не задумываясь ни на секунду отдаст за одного только автора бессмертного текста "Как я съел собаку".
  Итак, "собакоедов" и "шариковых" можно поздравить. Наконец-то их всевластие de facto получило выражение de jure. Наконец-то они официально возглавили нашу культуру. Наконец-то они смогут ее оптимизировать - как ранее было оптимизировано образование и здравоохранение. Действительно, в сфере культуры сохраняются еще отдельные пережитки прошлого - к примеру, тот же балет, который упрямо и, я бы сказал, с наглым вызовом сохраняет и даже развивает традиции великого русского балета. Что, между прочим, требует денег. Но поскольку Ольга Борисовна балета не любит, этому расточительству, видимо, положен будет конец. И останутся только сравнительно недорогие Гришковец и, может быть, еще Шнур, на которого Ольге Борисовне тоже следует обратить внимание, - едва ли найдется другой исполнитель, столь точно и, похоже, без малейших усилий, воспроизводящий образ Шарикова. Добавим к этому зарплату самой Ольги Борисовны - и вот она, вожделенная оптимизация! Сколь бы много ни потребляли эти трое, это все-таки будет совсем небольшая сумма сравнительно с бюджетом вообще. А всем остальным Ольга Борисовна с самым искренним чувством и уже с высоты своего министерского кресла сможет адресовать те самые слова, которые она так прекрасно умеет артикулировать.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"