|
|
||
Обзор закончен. Включены работы: "Искусство быть слепым" и "Звуки больших городов" Генри Логоса, "Массивное ничто" и "Трехмерный мир" Мальцева Александра, "Пулемёт Максим", "Нисхождение" и "Кое-что о дворцовых переворотах, снах и логике выбора" Артёма Белоглазова, "В поисках слона, или Бывают такие страны" Артема Белоглазова и Владимира Данихнова, "Кораблики" Михея, "Хобби" Гонера, "Я обрел счастье, малыш!" Энди Дюффрейна, "Небаветер" Blackfighter, " Расшифровка" Black&blackfighter, "Французская рокировка" Пока Дмитрия, "Полночь", Вербены, "Хороший бокал "Бургундского" Ронина Игоря, "Восхитительный капитан Диско" Мушинского Олега, "Великая Ночная Мотыга" Аноира Талиесина, "Отшельник" Козельской Натальи, "Доктор Бэдскин" Светова Сергея, "Пасынок звезд" и "Уменье спать и видеть сны" Белякова Игоря, "Мэйланамоа" Королевой Ирины |
Продолжается работа конкурса "Коза Ностра номер 2". А ваш антипокорный решил вспомнить истинное значение своего имени и написать несколько рецензий. Здесь будут рассмотрены не только работы, попавшие в конкурсный лист, но и тексты, отвергнутые преноминаторами. Пользуясь случаем, покритикую систему преноминаторства, сложившуюся на Коза Ностре. ИМХО, преноминация должна быть личной, а не коллегиальной. Т.е. когда один преноминатор решает судьбу конкретного текста, а не группа, выставляющая плюсики-фуюсики, тогда и ответственность повышается. (Например, пять номинаторов пропускают на конкурс по 10 работ). Разумеется, преноминаторы должны быть известными с лучшей стороны персонами, а не Неизвестными Джонами или Странно-Откуда-Взятыми Именами. И кратко пояснять причину отказа. Важное замечание: это я тут не устроителей Коза Ностры учу, как надо, а высказываю частное критическое мнение, которое, м.б., когда-нибудь кому-нибудь пригодится. И уж тем более не свожу какие-то счёты: я не подавал работ на КН2. Мне хватило того, что я прочитал список преноминаторов и понял, что некоторым просто не доверю оценивать свои тексты. Вот такая я сволочь. Если кто-то хочет получить отзыв, не стесняйтесь - кидайте в комментариях к этому антиобзору ссылочки. А я почитаю да ка-а-ак выскажусь! (Прим. от 13.09.05: больше не обозреваю, т.к. и конкурс закончен, и времени нету, и заявок, слава Аллаху, тоже:). "Искусство быть слепым", Генри Логос В Милане четырнадцатого века, во время казни ведьмы, отвращается от Бога священнослужитель. Он возбуждается, глядя на горящее мятущееся тело, ему кажется, что с ним разговаривает Некто ли Нечто явно дьявольской породы. "Злой дух", которого автор не уточняет и называет демоном, предлагает священнику "истинное зрение". И священник начинает путь к падению: он хочет повторить казнь, но уже сжечь непорочную деву. Таковая находится, и герой лживыми уговорами убеждает её в необходимости сгореть. Воплощая свой замысел, священник калечится и сам - выжигает себе глаза. Случайный мальчонка, оказавшийся на месте странной казни, получает в наследство "злой дух". Вот примерно и всё. В этом рассказе лично мне было интересно балансировать на грани двух идей. Во-первых, текст можно трактовать без всякой мистики. А что? Дикое время, религиозная истерия. Главный герой - священник - мог запросто сойти с ума, слышать голос и лелеять навязчивую идею о сожжении девушки (такая вот комбинация из раздвоения личности и пиромании). Героиня-девственница просто поверила увещеваниям ненормального, а паренёк в конце рассказа спятил, оказавшись в обществе сумасброда-слепца и обожжённого трупа девушки. В этом ракурсе рассказ практически не содержит ничего мистического, фантастического. Во-вторых, "злой дух" всё же даётся автором как нечто самоидентифицированное. Если принять на веру его существование, то перед нами возникает некий странствующий от человека к человеку дух. От ведьмы к священнику и дальше. Здесь уже мистика. В обоих случаях речь идёт о нравственной проблеме добра-зла и о том, как маскируется зло, чтобы забороть добро. Это я сам так решил. Текст (и это серьёзное его достоинство) не содержит моралите. Мистический жанр, а особенно "христианско-католическая" его часть, честно говоря, меня давно не привлекает, - сказалось пресыщение в начале 90-х, когда Россию атаковали "Омены" и "Экзорцисты". Однако текст рассказа пробуждал любопытство. Не скажу, что я смог в него погрузиться, но и отложить желания не было. Мистики - минимум, главенствует, что называется, психологическая составляющая. Можно утверждать, что внутренний путь священника показан хорошо. А вот девушка, как мне кажется, не "ожила", оставшись довольно картонной креатурой. Выражу робкое мнение, что будь она поживее, подостовернее, текст бы только выиграл. Как она дала себя уломать? Что там у неё было внутри? Об этом можно лишь догадываться. Немного запутывала композиция. Рассказчиков при беглом подсчёте у меня получилось 5: автор, священник, демон, девушка, паренёк. Фрагментарность изложения, помноженная на множество "интервью". Иногда не сразу было ясно, кто сейчас у микрофона. Может быть, есть способ более чётко реализовать "многоголосость" рассказа? Язык понравился, хотя в дебюте показался несколько рискованным: рубленные фразы, показавшийся неуместным прикол: " Из одежды - черные волосы, осиновый крест, опутавшая тело веревка". Вроде бы, казнь - дело серьёзное, а повеяло "Аншлагом". Потом то ли автор более ясно поймал настроение, то ли я вчитался. Понравилось, как в тексте появляются детали (например, как мальчик обращает внимание на нетронутую огнём пятку сожжённой девушки). Кое-где были напряги с запятыми. Не понял момента: "Ох, сколько бед ты натворила за неполный день: поутру собачку не покормила, мало добрых слов сказала отцу, не достаточно искренна была в молитве, и многое другое. Да все и не упомнит (ведь тоже грех)". - тут, видимо, "не упомнитЬ" И здесь: "Как не увидеть в красоты в окутанной пламенем деве?" - один предлог лишний. Удачи на конкурсе, уважаемый автор! -=-=-=-
"Массивное ничто", Мальцев Александр Владимирович Маленькая аккуратная чёрная дырочка пробивает насквозь планету Юпитер и устремляется к Земле. Экипаж космического корабля "Европа" догоняет чёрную дыру, взрывает реактор, чтобы придать ей дополнительный импульс. Теперь чёрная дыра не столкнётся с Землёй. Она увязла в Солнце, и человечеству по любому наступил мегакирдык. Текст пробудил противоречивые чувства. С одной стороны, научная фантастика, чёрт возьми! Жанр, ныне почти что мёртвый. А с другой стороны, повествование не цепляет, в него трудно поверить и, соответственно, сопереживать практически некому. (Говоря "поверить" я имею в виду достоверность). К сожалению, я не знаю физику чёрных дыр. Действительно ли она пробила бы отверстие в Юпитере или усосала бы планету наглухо? Почему при выходе дыры из тела планеты произошло колоссальное высвобождение энергии? Разве дыра не должна была её (энергию) поглотить? Остаётся верить автору. Диалог в НАСА представляется мне необязательным. Информацию, которую автор дал в этом диалоге, можно дать короче в повествовалове, а то и в диалоге членов экипажа "Европы". Кстати, герои ходульны, они не являются читателю в качестве живых людей, а исполняют роль классических для НФ 40-60-х говорящих кукол. Имя твоё не известно, подвиг твой бессмертен. В тексте, правда, герои тщательно поименованы. Как написан текст? Честно говоря, не очень. Помимо привычного для сетевой публикации бардака в запятых, есть, например, такие куски: "даже когда чёрная дыра визуально проходила через солнечный диск, никакой, даже самый чувствительный, оптический прибор не мог заметить её наличие". Как это - "визуально проходила через диск"? Зачем запятая между "чувствительный" и "оптический"? Словно списанный у классиков космической оперы абзац начинён штампами и патетикой, которую при всём желании я не смог разделить: "Без преувеличения, они были героями своего времени - пять мужчин и одна женщина. Мужественные, великие - и, в то же время, простые люди. Люди, от которых теперь зависело так много. Единственная надежда всех живущих на Земле". Иногда неясна логика повествования: "Молчал крейсер "Каллисто". Молчал крошечный пилотируемый зонд "Проксима", который через сутки должен был осуществить вхождение в верхние слои атмосферы планеты. Молчала база на Европе. Даже сигналы автоматических маяков и ретрансляторов, находящихся на той стороне Юпитера, где произошла катастрофа, смолкли". По-моему, коль скоро даже на ОБРАТНОЙ стороне планеты всё замолкло, то уж ТЕМ БОЛЕЕ на стороне катастрофы средства связи должны были замолкнуть. "Теперь она была тут, рядом, надёжно пойманная локаторами корабля в трёх километрах от него" - локаторы в трёх километрах? "Сотня лет работы над программой SETI убедительно доказала: никаких инопланетян - достаточно развитых - в радиусе десятков тысяч световых лет не существует" - повтор слова "лет". Повторы были и в других местах. Вот разберу фрагмент: "Путь, по которому теперь летели оба объекта, пересекал орбиту Земли - и, рано или поздно, дыра должна была столкнуться с планетой. Не в этот год, нет - и даже не в ближайшее десятилетие. Но к чему приведёт непредвиденное столкновение чёрной дыры с любым, мало-мальски массивным, астероидом? Как скажется на её траектории поглощение всех тех материальных объектов, которые встретятся на её пути - всех этих альфа-частиц, фотонов, атомов водорода, пылинок - которыми заполнена Солнечная система? Любое неучтённое взаимодействие могло, пусть и незначительно, изменить направление движения этого невидимого джинна. Любое могло ускорить неизбежное" 1. как-то получилось само собой разумеющимся, что раз уж траектория объекта пересекает орбиту Земли, то обязательно произойдёт столкновение. Это не совсем так. Точнее, совсем не так. Есть вероятность, что столкнутся. Нужны расчёты, чтобы сказать это точно. 2. совершенно непонятно, почему "не год, так десятилетие". Насколько я понял, дыра двигалась не хаотично. Потом, если есть больше года, то зачем гробить экипаж станции, когда есть время на организацию нормальной, тщательно выверенной акции?! Причём, если на траекторию дыры влияет любая мелочь, то не рано ли её стали ускорять? А если и стали, то почему не рассчитали, к чему это приведёт? 3. Помесь научно-канцелярского ("материальные объекты") с какими-то "джиннами". (Это болезнь всего текста - он получился не художественным, а псевдонаучным). 4. Злоупотребление "всеми", "теми" и "этими". Лишних слов в тексте очень много. 5. Последнее предложение звучит архистранно. Чтобы не быть голословным, утверждая, что в тексте засилье канцелярщины, привожу пример - предложение о разговорах: "Они велись повсюду - во всех трудовых коллективах в перерывах на обед, во время праздников и похорон - и даже молодёжью во время концертов, если позволяла громкость". РАЗГОВОРЫ ВЕЛИСЬ МОЛОДЁЖЬЮ. Паровозики из конструкций с предлогом "в". "Трудовые коллективы", "перерывы на обед" - это же протокол, а не рассказ! Общее впечатление: идея интересна, она требует доосмысления, текст же нуждается в реанимации - либо облечении в форму какого-то научного отчёта, либо в "оживлении" экипажа и борьбе с канцеляритом. -=-=-=-
"Трехмерный мир", Мальцев Александр Владимирович Интересный текст - попытка описания пятимерного мира, в котором помимо наших привычных высоты-длины-ширины-времени есть ещё одно измерение. Само по себе допущение любопытно, но я бы не сказал, что смог представить написанное. Измерение "вурад-вмизар" воспринималось как констатация. Да и было бы странно, если бы существовал способ с наших позиций живо объяснить пятимерность. Поэтому в центре повествования не сам факт пятимерности, а "люди", населяющие этот мир. На острие атаки - учитель, который должен дать детям новые сведения о том, что когда-то пространство было 12-мерным, а потом схлопнулось до 5, а вообще, более вероятны 4 оси координат. В силу своих физио- и психологических особенностей дети не могут представить четырёхмерность и впадают в депрессию. Принцип школьного образования - давать всю правду - играет с популяцией злую шутку: везде ступор, везде изгоняют-умерщвляют учителей. В этой... хм... плоскости текст обретает черты постмодернистического ответа тем же Стругацким с их разработками по теме Учительства. Перед нами - общество с идеальным образованием, которое максимально честно перед новыми гражданами, и эта честность становится причиной системного кризиса. Таким образом, словно заглядывая в далёкое-далёкое будущее человечества, когда учебники перестанут переписывать в зависимости о того, кто у власти и т.д., когда мораль выкристаллизуется до того состояния, при котором неправда практически невозможна, автор спрогнозировал угрозу довольно абстрактной, "теоретической" правды. Слишком грандиозной, чтобы быть усвоенной. Хотя, в сущности, какое нам дело до того, что мы не можем представить пятимерный или двухмерный мир? Ничего, переживём. Касательно исполнения текста. Написано хорошо. Есть несколько "неологизмов" - слов, присущих описываемому миру. Явная умозрительность мира и его проблем вызвала холодный, отстранённый интерес, поддерживаемый до конца повествования. Детали хороши. Показалось странным, что, помогая ученикам представить пространственную трёхмерность, учитель рекомендовал как-то там хитро закрывать глаза. Мне кажется, что для четвёртого измерения должен быть какой-то особый орган чувств, наподобие нашего "встроенного будильника", позволяющего чувствовать время. И немного не о тексте, а о его конкурсной судьбе: странно, что его не приняли. По-моему, это оригинальный рассказ, который вряд ли бы выиграл, но развлёк бы (в хорошем смысле) многих читателей. Остаётся пожелать автору не вверять судьбу своих текстов "преноминационным комиссиям", а играть в открытых, не отягощённых странными коллегиальными институтами конкурсах. Где каждая работа имеет право на оценку. -=-=-=-
"Пулемёт Максим", Артём Белоглазов Жил-был на свете Антон Городецкий... Ой. В общем, жил парень Дима, гордый такой, себялюбивый. Ушла от него подруга. К лучшему другу. Дима сильно расстроился и обозлился. Друга подставил, оклеветал, в общем, разрушил молодую ячейку общества. Съездил к знахарке, вытребовал у неё приворотного зелья и на семь лет приворотил подругу бывшую. Та влюбилась, женились они, сына прижили. Дима полюбил, изменился, стал хорошим, ну, тоже какого-то йаду выпил для симметрии. А тут и семь лет прошли. Смотрят друг на друга Дима и супруга взглядами, полными понимания, ан ничего не поделаешь - конец рассказа. Невзирая на циничный пересказ, текст мне очень понравился. Написано здорово, вкусно так написано, правда, можно было бы обойтись без судьбы и её фигурной вышивки в двух вставках, а то уже есть метафора солдатиков и т.п., не много ли, но это моё частное мнение. Сам рассказ построен как рефлексия главного героя, который проснулся в одно счастливое утро, порадовался жизни, повспоминал, как докатился до неё такой, а тут и жена встала - с пониманием в глазах. Как однажды вложили Лазарчук и Успенский слова в уста Агаты Кристи, типичный русский роман, где ничего не происходит, но всё рушится, рушится... Тем не менее, читается замечательно, рефлексии не надоедают, потому что моралите и философия гармонично переплетены со вспоминаемыми событиями и поданы в динамике, а не в стиле басни. И к финалу - неожиданной и ожидаемой кульминации - читателю уже всё ясно. Каких-то замечаний к языку, грамоте и общему плезироповышению не имею. Удачи тов. автору на конкурсе. Пророчу работе высокое место вплоть до третьего. -=-=-=-
"В поисках слона, или Бывают такие страны", Артем Белоглазов, Владимир Данихнов Со времён отечественного докучного коана "Купи слона? - Давай. - Все говорят давай, а ты купи слона..." мало кто обращался к теме слона столь подробно и философски, как это сделали авторы рассказа "В поисках слона, или Бывают такие страны". Перед нами - жёсткая притча, порубленная на куски вставками, описывающими разные отношения людей со слоном. Слон в тексте является олицетворением мечты, идеала, сверхидеи. Где-то к нему стремятся, где-то с ним воюют, где-то ему противопоставляют другие идеалы, где-то его никогда не видели. Главный герой - такой же упёртый мечтатель, как и герой "Алхимика" - решает добраться до слона, и кладёт на алтарь этой цели всю свою жизнь. Авторы проводят читателя по чреде неравноценных по эмоциональному заряду и окраске мизансцен, которые по-разному разрешаются, то приближая человека к слону, то отдаляя. На контрастах, что называется. В конце - обобщение, наталкивающее на мысль, что как эту мечту ни обозначь (слоном ли, ежом, сакральным бурундуком), важно само наличие цели, а не её символическое обозначение. Текст трагикомичен, по притчевому условен, он начинён отсылками практически ко всем базовым религиозным сюжетам да намёкам на исторические события. Всё это превращает текст в мега-коллаж. И тем сильнее его воздействие на читателя. Антиобозреватель решительно рекомендует текст к прочтению. Язык хорош, особых замечаний не имеется. -=-=-=-
"Кораблики", Михей Значит, не вполне нормальный наркоман собирает какую-то механическую штуковину. Штуковина тикает, и наркоману с компанией кажется, что с каждым перемещением стрелки они проходят некие испытания, а в конце им откроется правда жизни as is. А может, не кажется, а так и есть. Герои курят, ширяются, матерятся, трахаются, ругаются, умирают, пробуют убивать друг друга. Главгер остаётся один, но вместо просветления погибает от жвал собственных механизмов. Повествование ведётся от первого лица. Честно говоря, этому самому лицу я просто не поверил и остался при мнении, что герой сугубо бредит, и не было никаких сакральных смыслов в тиканье его прибора. Аналогично герои-наркоманы могли "придать смысл" стиральной машине или унитазному бачку. Метафора о корабле в бутылочке - чертовски хороша. Общее впечатление... Такие по реализации тексты (наркотический бред, мат, не особо нужная, с моей т.з. кровь и т.д.) мне редко нравятся. На конкурсах трэша вот была парочка. Здесь есть нетрэшевая мораль, хотя писано в "грязной" эстетике. Думаю, будь я в несколько другом настроении - понравилось бы. А сегодня как-то не задалось: читалось как-то через силу, не "погружало". Слишком уж напозитивился этим летом, не иначе. Пара замечаниев-наблюдениев: "Целофановый" - всё-таки целлофановый "Однажды я усовершенствовал светильник и мои родители умерли" - изъян, который несколько раз встретился в тексте: сложное предложение, перед союзом "и" нужна запятая. -=-=-=-
"Хобби", Гонер Короткая история о женщине, чьи дети выросли, и она осталась в одиночестве, без предназначения, без цели, и ей остаётся лишь складывать из бумаги журавликов (хобби такое). Женщина решает устроиться на работу, но места заняты роботами. Тогда она вчиняет иск, дескать, дискриминация. Суд признаёт претензии героини правомерными. Она получает работу, где, оказывается, весь остальной персонал - роботы. Героине остаётся продолжать складывать журавликов. Что можно сказать по этим 5 килобайтам текста? Конечно, проблема вытеснения человека машинами уже давно предсказана и смоделирована не в одном фантастическом произведении. Именно поэтому я бы не стал делать её сюжетообразующей или сильно влияющей на сюжет. Сама по себе тема женщины, которая в зрелом "незанятом" возрасте ищет своё предназначение, оставшись одна, - очень даже интересна и по-человечески актуальна. Хотя есть масса женщин, которые назовут её надуманной и т.д. Проблема текста, на мой взгляд, в том, что он даёт схему, но не "спектакль". Опять-таки, я где-то уже говорил в этом обзоре, что в период расцвета НФ было достаточно продать в рассказике идею, и читатель был доволен. Можно припомнить троицу миниатюр того же Роберта Шекли под названием "Трипликация", в которой, например, скупыми мазками описана машина для клонирования и социальная проблема, которую породит запуск этой машины. Пожалуй, по объёму и степени детализации она сопоставима с тестом "Хобби". Но - разница во времени! На момент написания "Трипликации" тема клонирования была революционной и, пожалуй, не окончательно сформулированной. А на момент написания "Хобби", например, успел умереть Айзек Азимов, в вещах которого были мотивы соперничества живого и механического работников... Стало быть, схема здесь не особо катит. И женщина - героиня рассказа - могла бы превратиться из функции, повода, куклы в личность. Тогда она бы повела себя оригинально, не совсем шаблонно, и, возможно, история бы обрела некое новое развитие. Но, как мне видится, автор рассказывал именно короткую историю, своеобразный анекдот. В этом качестве текст, безусловно, имеет право на существование, но вряд ли он выиграет какой-либо конкурс. По поводу того, как написан текст, могу сказать следующее: читается легко, почти без регрессий, хотя кое-где автор увлекается длиннотами. Пример - начало рассказа: "Надо что-то делать. Она сложила квадрат из бумаги по диагонали, тщательно совместив уголки. Внутренний голос подсказывает, и психоаналитик советует. Провела ногтем по сгибу..." Здесь смешаны прошедшее и настоящее время. Не совсем ясно, зачем. Мэтры рекомендуют в абзаце не смешивать времена. Я прислушиваюсь. Автор волен поступать, как хочет. Пример номер два: "Поначалу идея пойти работать показалась ей бредовой. Ни специальности, ни каких-то особых навыков, кроме навыков домашней хозяйки и матери, у нее не было. Но со временем, она, вспоминая свой небольшой - ровно столько, сколько ей, привлекательной, молодой и желающей замуж девушке, было необходимо, чтоб увлечь немолодого, но симпатичного терапевта - опыт работы секретарем в регистратуре частной медицинской поликлиники, задумывалась об этом все чаще и с все большим энтузиазмом..." Третье предложение - чертовски навороченное. Его концовка ("задумывалась об ЭТОМ"), когда к ней всё же продерёшься, отсылает нас к мысли первого предложения. Но мы-то его уже забыли! И сначала пытаемся пришпандорить "ЭТО" к теме третьего предложения. Думаю, здесь стоит подавать мысли максимально проще. "После третьего отказа, она подала жалобу в суд..." - ума не приложу, зачем здесь запятая. "Ее приняли на должность - менеджер по приему и регистрации пациентов, электронный секретарь был дан ей в помощь" - в предложении "электронный секретарь был дан ей в помощь" порядок слов кажется странным, не характерным для русской речи. И "её приняли на должность менеджера..." Вот такое ИМХО. Удачи, автор! -=-=-=-
"Я обрел счастье, малыш!", Энди Дюффрейн Главный герой рассказа - человек, который в ходе серии операций был превращён в киборга. Нежелание умирать и наличие огромных денег позволили ему обмануть смерть. Однако с годами сознание его деформируется, и победа над смертью оборачивается поражением: мальчик, которого герой хочет видеть своим сыном, погибает в объятьях железного "батяни", потому что тот, гад, не ходил вовремя на профилактику, и провода разлохматились в локтевых сгибах, блинннн! Потеряв мальчика, герой плюхается в кресло и предаётся электронному эскапизму, формируя образ мальца во сне. Пожалуй, момент с убийством паренька посредством плохо заизолированных ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ проводов является не самым убедительным местом рассказа. Хотя, пусть будет так: дяденька-киборг был первым, следовательно, технологии были не самые революционные, а значит, и провода могут перетереться, и масло из носа течь, и тому подобное. С другой стороны, ну, был дядька пионером киборго-перерождения... Ну, могли бы ему позже поставить более износостойкие "жилы"! Но это частности. Сам рассказ очень хорош, с интересным некондовым психологизмом и хорошей концовкой. Немного об аллюзиях. Мальчик, этакий Энакин Скайуокер, очень хочет такое же бессмертное тело, как и у главного героя. И даже скапливает деньжат на кибер-руку! А главный герой, этот Дарт Вейдер по имени Антон Александрович, тянет паренька в захватывающий мир киборгов, презрев уколы совести (автор мастерски иллюстрирует такой укол, когда герою снится соответствующий сон). Но Антон Александрович слишком одинок, чтобы отговорить пацана. Киборгу бывает чертовски плохо, но он врёт парню, что всё будет здорово. В общем, налицо переход на тёмную сторону силы. И любовь, помноженная на эгоизм, убивает паренька. Не так ли юный Дарт Вейдер ухайдакал Натали Портман? Ладно, поболтал, и хватит. Текст написан грамотно (м.б., есть некий перегруз местоимениями), читается легко, быстро "погружаешься". Что ещё нужно для хорошей развлекательной литературы? Тем более что в тексте есть замечательный смысл. Удачи автору на конкурсе. -=-=-=-
"Cn-2: Небаветер", Blackfighter Прилетели представители космически развитой цивилизации к планете с феодальной цивилизацией. Посчитали на калькуляторе будущее. Вышло, что с этими феодалами каши не сваришь, более того, мочить их надо, а то через 10 лет(!!!) они орбитальную оборону организуют. Героиня, от которой зависит, нажмут ли для борзой цивилизации красную кнопку или нет, терзается - больно нравится местное песенное творчество в исполнении красивой девушки. Такую красоту и в утиль? А если отговорить своих, то забвение, позор, увольнение, как жить-то?! Ну, и героиня принимает решение. Вторая часть рассказа - от лица внучки той самой героини. Всё-таки бабка не дала устроить зачистку. А через 30 лет привалили недавние феодалы и ну бомбить Родину, понимаешь... Бабке - позор, проклятья и выговор. Внучка воюет с милитаристами. Надо было, ёкарный бабай, зачищать, а не этнические песни слушать. Такой вот рассказ. Конечно, трудно представить, чему равен год во вселенной рассказа. От сохи к межгалактическим перелётам за 30 лет - это мощно. Теперь такая мысль: если эта команда - номер 4 (ликвидационная), пришедшая после 1 и 2 (а третью, посольскую, посчитали невозможной), то решение принято. Зачем там Мотиваторы какие-то? Подумалось, что раз не получилось контакта, то вполне вероятнее было бы ждать от развитых ребяток агентурной прогрессорской работы и прочей пропаганды. Понимаю, автору нужно организовать однозначный рубильник, чтобы "или-или". Кстати, о прогрессорстве. В наше весёленькое время вопрос ставится жёстко: либо с нами, либо против нас. Никаких компромиссов. Думается, что цивилизация, пришкандыбавшая из космоса, способна поработать и с генетикой, и ещё чёрт знает с чем. А вот вероятность того, что изобретут суперточные расчеты будущего - несколько ниже. Но и они, ИМХО, не могут быть столь однозначными, как подано в тексте. Да, нравственная проблема вырисовалась весьма хм... интересная. Зато контраст внучки на фоне бабушки тем явственнее. Написано сочно, кое-где чуть ли не слишком цветасто (1. начало стилистически выбивается из всего остального, 2. черешня - навязчивый символ Чёрной Ланы?), характеры даны живые, классно подано семейное сходство, опоясывающая метафора, опять же. В общем, если не учитывать непонятки с темпами развития и прочее, мной помянутое, то очень даже текст. "Уж больно сказочка была хреновая, и конец у ней неправильный оказался - через тридцать лет..." - смущает это вот "у ней". Да, героиня изъясняется не высокоштильно, но уж склоняет-то, кажись, правильно... Может, всё же "у неё"? " то-се, пятое-одиннадцатое". Могу ошибаться, но, по-моему, "то сё". -=-=-=-
"Cn2: Расшифровка", Black&blackfighter Рассказ построен как серия диалогов и монологов. Заявляю сразу: я не стал разбираться во всём этом, так как мне было АБСОЛЮТНО неинтересно. Кого-то там завоевали, теперь эти взяли заложников, и у тех, и у других своя правда, убито много, террорюг уничтожили вместе с заложниками, ЛПР пьют водку и признаются друг другу, мол, устали. Полагаю, что тема террора и борьбы правд имеет право на нормальную реализацию в знакомых нам условиях. Декорации какого-то космического шалмана тут совершенно лишни. Написано, вроде, нормально. Какой-то надрыв там в монологе был, мол, горы трупов и т.д. Меня это абсолютно не тронуло. Почему? А потому что сопереживать некому. Умозрительная конструкция с умозрительными действующими лицами. Их правды мне были абсолютно по фигу. У нас тут, в России, есть куда более реальный террор с куда более реальными последствиями. Почему бы не исследовать художественными методами наши проблемы, а не тянуть тему куда-то в условный мир? Вот как-то так. -=-=-=-
"Французская рокировка", Пок Дмитрий Юльевич Значит, тема такая. Живёт поэт. В Париже. Бедный, непризнанный. Приваливает к нему чёрт в человечьем обличии и предлагает контракт. Мол, ты пиши, а я деньги платить стану. То есть форменную проституцию предлагает работнику творческого труда. Тот соглашается. А стишуёчки как бы подпитывают сувенирики, которыми чертяка торгует. Эмоциональный, стало быть, заряд придают, стишки-то. И герой потихонечку ощущает моральную опустошённость, а тут ещё и работодатель дал ему почитать извращённые стихи - ажется, героевы, да вот темочки все насквозь гадкие. Ну, герой-поэт хвать бутылочку шампусика и хрясь чёрта по макушке. Тут и чёрту конец, а герой его место занял. Таким образом, мы имеем дело с вариацией на тему известного сюжета "золото, дракон и мальчик", где победитель дракона сам становится драконом. Положение читателя осложняется ещё и тем, что речь идёт о неблизких широкому кругу читателей метаниях творческой натуры. Идея о сакральности стихов хорошо прозвучала, кстати, у многих поэтов. В фантастике сравнительно недавно она эпизодически возникала в романе "Посмотри в глаза чудовищ", весьма изящно, надо признать. Давно замечено, что тема "договора с Диаволом" распахана и перерыта, как поляна, про которую прошёл слух, дескать, тут клад. Автор, совместив тему творчества и "договора", вряд ли открыл Америку. А ещё реализация. Ну, язык. Русский который. В этой связи над текстом ещё работать и работать. Навскидку несколько примеров и наблюдений: Первое предложение не кажется мне удачным: "Современный Париж, мало чем напоминает ту удивительную, до краёв наполненную легкими рифмами, дышащую в едином эротическом такте, столицу Людовика четырнадцатого". Сразу пробивает на ёрничанье. Париж, как известно, столица Франции, а не Людовика 14-го. И, согласитесь, запятая после Парижа смотрится, как клоун на похоронах. Запятая после слова "такте" также лишняя. Второе предложение: "- Мсье, вы сбиваете с ритма весь квартал!- чуть приподнял в усмешке уголок рта, Кирилл." Будьте добры, приподнимите в усмешке уголок рта и повторите реплику героя. Получилось? Разумеется, запятая после "рта" лишняя, а порядок слов должен быть хотя бы таким: "... - Кирилл чуть приподнял в усмешке уголок рта". Хотя... С запятыми, конечно, не всё в порядке. Их то много, то не хватает. "Сел, закинув ногу на ногу". Хм... Попробуйте СНАЧАЛА закинуть ногу на ногу, а потом сесть. "Этот жест, совсем не вязался с внешностью, зато великолепно подходил к голосу, создавая, таким образом, замкнутую параллельную микросистему, складывающемуся в голове Кирилла, образу гостя". Не стану останавливаться на первой лишней запятой. Сразу говорю: конструкции наподобие "параллельная микросистема" чертовски улучшают художественный русский язык. Ну, и совсем непонятно, что чему и для чего создавало или подходило: то ли жест подходил к голосу и образу, то ли микросистема складывалась для образа. Автору стоило бы чётче выражаться, наверное. "Вчерашний гость, не следуя этикету, приглашающе распахнул дубовую дверь, встал в растворе" - в цементном?!?! "правовая система обязует подписывать договор двумя сторонами" - во-первых, обязывает, а во-вторых, как это - "подписывать двумя сторонами"? Резюме: автору необходимо поработать над речевой и синтаксической грамотностью. Если текст "вычистить", то будет вполне неплохой этюд. -=-=-=-
Кн2: Полночь", Вербена Надо же! Только что читал рассказ "Французская рокировка" и припомнил сюжет с золотом, драконом и мальчиком... Рыцарь убивает дракона, чтобы получить руку принцессы и бонус - королевство. Свадьбу омрачает магический вестник, принёсший проклятье королю. Оказывается, дракон был не простой, а системообразующий - без него не наступит утро. Мир погружается в вечную ночь. Люди, естественно, перестали любить героя, будто он знал, что творил. Герой помучался, помучался да и пришёл к ведьме, мол, преврати меня в дракона. Так и сделали. Наступило утро, всё вернулось на круги своя. В общем, приятная вариация на тему драконоборчества. Недостатком лично я посчитал слишком навороченное объяснение роли дракона в суточной механике. Дневной, ночной драконы... Исчез ночной, а день не наступает... Почему? Ведь драконы, как пишет автор, вечно дерутся! Нет ночного - выиграл дневной. А вот и фигушки, оказывается! Ночной там что-то такое закрывал-открывал, кажется, полночь. В мире, где солярный цикл зависит от сидящего в пещере гигантского пресмыкающегося, полночь действительно нужно закрывать-открывать с постановкой на сигналку. "Пик-пик..." Второй момент, который вызвал у меня лёгкое недоумение, заключается в том, что король, оказывается, знал, что дракона нельзя трогать. Тогда почему же он а) не остановил рыцаря, б) хорошо его встретил после "подвига"? В целом, написано неплохо, читается легко, были какие-то мелкие наблюдения (пара приведена ниже), иногда казалось, что есть избыток "что" и производных. "Зверь был намного больше, чем рассказывали, и оказался к тому же очень умным и хитрым - огромный, чернее неба в безлунную ночь, дракон словно явился из самой Преисподней". Неужели после тире идёт некое объяснение ума и хитрости дракона?! ИМХО, кусок после тире вообще не связан с тем, что было до тире. "Ночь заступила на царство" - странный оборот. Удачи автору! -=-=-=-
"Хороший бокал "Бургундского", Ронин Игорь Фёдорович Краткое содержание: приехал бедный юный рыцарь на первый свой турнир. С коня его сбили, он встал, выступил с топором против конника, вооружённого булавой. Ну, и огрёб булавой по голове. И помер. А убивший его рыцарь после турнира хлопнул за упокой его души винца. Вот и всё. Читалось неплохо, хоть и что-то постоянно отвлекало: то запятой не хватило, то звучало как-то вычурно. Ниже будут несколько моментов, которые заставили споткнуться. Признаюсь честно, я сильно ждал от рассказа какого-нибудь оригинального поворота событий, но так и не дождался. Да, молодой, ждущий от турнира победы и славы юноша приказал долго жить, поступил благородно, когда не остался лежать, а встал на ноги... Жалко его, конечно. Но лично мне он не стал сильно близким к моменту кончины. Пацан и пацан. Дурачок-романтик. Не почувствовал я его "своим", в общем. А в таком случае пафос романтики рыцарства не тронул. Действующие лица остались странными людьми с кривой мотивацией шмалять друг друга ежетурнирно и бухать между делом. Фантастический элемент - отлёт души главного героя - также не впечатлил. Было же, много раз было! Кое-какие наблюдения: "...его мысли расстроились, как отряд лучников после залпа. Как же..." - "как-как" и не совсем понимаю, как отряд лучников расстраивается после залпа. Неудачный залп, да? "И просто сесть на твёрдую скамью, которая не будет дергаться под тобой на каждом шаге, подобно походному седлу, отбивая всё, что можно отбить ниже пояса" - 1. шагающее седло?!?! 2. "всё, что можно отбить ниже пояса" - например, пятку. "...как появились из ниоткуда два господина, как он узнал впоследствии..." - как-как "молодой рыцарьприехал недавно" - понятно... "Меня зовут сэр Генри Младший, сын сэра Томаса из Лоухилза." - странный, кстати, этот Томас. Не мог сыновей по-разному назвать. Но тут уж ничего не поделаешь... "...и одобрительной кивали головами" - кому кивали? "А впереди, через лошадь, крупная кобыла не менее крупного рыцаря задрала хвост" - неужели рыцарь действительно был с кобылу?!?!? "Опять взревел рог, и вся железная очередь " - слово ВСЯ абсолютно лишнее. "Генри опустил забрало на свой шлем-ведро" - а где оно было до этого? "И в дальнейшем их трапезу не омрачали воспоминания о недавнем досадном происшествии" - чисто субъективно: что-то не так в этом предложении. То ли словосочетание "досадное происшествие" слишком не соответствует смерти, то ли как-то вообще все слова плохо сочетаются. Не знаю. Удачи автору!!! -=-=-=-
"Восхитительный капитан Диско", Мушинский ОлегКогда-то мне сильно нравился роман Гарри Гаррисона "Star Smashes Of The Galaxy Rangers". Хотя этот роман и подвергался критике, мол, пародия, жанр вторичный, негоже, не смешно и т.д., а мне было смешно. Вот и во время чтения "Восхитительного капитана..." часто улыбало. Перед нами - пародия на космооперу с отважным капитаном в центре повествования - этаким новым капитаном Футуром. Но всё было бы не так интересно, если бы это была просто пародия на тексты а-ля Гамильтон. Пародийная проработка значительно веселее - речь идёт о пародии на наших коллег - не очень умелых авторов. В тексте присутствуют все мыслимые и немыслимые ошибки и заблуждения начинающих фантастов: подбор слов вычурен, избыточных слов масса, неграмотных и аляповатых конструкций в избытке, иногда нарочитая безыскусность "наложена" в несколько слоёв. Всё это на фоне штампов. Штампы лезут отовсюду - из описаний, из мизансцен и героев, из поворотов сюжета. Если главный герой, то "жгуче-могучий брюнет двухметрового роста, преисполненный всевозможных достоинств", "бесстрашный покоритель космоса". Если плохиш, то предатель-дезертир. Это всё весьма забавляет, так как невольно включаешься в игру "найди и посмейся над ошибкой". Как правило, герои действуют нарочно немотивированно, я бы даже сказал, антимотивированно. Отдельная удача автора - образ попугая, спутника главгера. Разумеется, отважный искатель приключений должен спасти мир. И он это делает. Какой ценой? Да ценой самого мира. Единственное моё замечание: всё-таки, ИМХО, текст слегка длинноват для такой пародии, и вскоре утомляешься, "переедаешь". Но, чуть отдохнув, снова веселишься. Текст хороший. Но - на любителя: юмор у каждого свой. -=-=-=-
"Великая Ночная Мотыга", Аноир ТалиесинРассказ в фэнтезийном антураже. Повествование - от имени героя с явным расстройством психики. Отец напугал его рассказами о том, что под навесом, где хранятся инструменты, живёт злой змий. Парень был впечатлительным и забоялся. Шесть лет не выходил из дома. Потом мать наняла тамошнюю специалистку по НЛП, которая подобрала под шизинку героя свой "якорь". Мощный такой, да... И всё бы ничего, если бы паренёк случайно не оказался возле злополучного навеса, где евонный (паренька) папаша занимался сексом с соседкой. А герой решил, что это злой змей принял обличие соседки и душит папахена. Ну, и укилял мальчишка и соседку, и отца. Осудили его строго. Каторга на три годика плюс в армию пожизненно. Там, в рудниках, есть похожие по шизе ребята. Вместе они продолжают килять тех, кто показался плохишом. Рассказ-монолог героя написан хорошо. Детали есть интересные, наблюдения жизненные опять же. Нету только никакой фантастики в этом всём. Шиза одна. В этом, вероятно, особая сила текста. Ну, антураж... Да можно было написать в декорациях какого-нибудь Египта, и получился бы исторический антураж. В общем, не особо он тут что-то решает. Скорее, является либо авторской привычкой (поиграть в аллюзии с древними мифами), либо поводом поставить рубрификатор на отметку "фэнтези". Автору удалось и мир описать, и показать стройный психоз героя. Уважаемый автор! Есть данные, что на сайте "Лито-сфера" осенью состоится-таки третий конкурс "Бес сознательного" (объявления будут позже). Активно призываю Вас поучаствовать. Ваше умение строить особые психологические текстовые конструкции вполне будет там востребовано. -=-=-=-
"Отшельник", Козельская Наталья ВладимировнаТекст состоит из двух половинок: сначала рассказ от лица мальчика, затем повествование от третьего, авторского, лица. Описываемая ситуация посткатастрофическая. Люди вымирают. Похоже, старушку Землю крутануло (Полярная звезда почему-то теперь над Эквадором). Вероятно, Землю крутануло по желанию одного единственного человека, которого выбрали для контакта пришельцы. Выбрали, потому что хотели, чтобы он помог людям выжить (такой у них странный рецепт). А он почему-то(!) не помог. Собрал знания в бутылочку, бросил её в море да сам спрыгнул с обрыва, видя, что люди пришли чинить справедливую расправу. Мол, пусть новая, более хорошая, видимо, цивилизация расшифрует бутылочные откровения. Я вообще не понял, почему этот товарищ не помог человекам. Просто непонятно. А если нет ярких выпуклых мотивов, остаётся одно - дяденька был шизиком. А если он был шизиком, то пришельцы - тоже лохи, так как не смогли сделать нормального выбора (автор так и пишет). То есть, пучины космоса рассекают, а нормально с людями работать не умеют. Как-то это, ну, неправдоподобно, ИМХО. Теперь по исполнению. Разумеется, монолог парнишки оставляет стойкое ощущение дежа вю - толстовский "Кысь" рулит. Первая часть мне как раз понравилась больше второй. Живая речь, потешная игра словами, живой наивный герой. Вторая - хуже. Мужик-контактёр совсем неживой. Чего он? Зачем? Почему? Всё же дурак, раз бутылку резиновой пробкой заткнул (консервация на миллион лет!) и успокоился. Он в тексте так и остался пугалом, а не личностью. Если речевые вычурности первой части можно списать на говор малограмотного героя, то язык второй части должен быть куда уж более идеальным. Но автор допускает странные вещи. Проиллюстрирую выловленное: "Будто злой рок крушил цивилизации, заставляя разумных существ воевать, насылая мор, болезни, катаклизмы..." - Мор и болезни, думаю, здесь синонимы... "Не заню, за что, да видно понравились мы им" - зНАю. "конкакт" - до и после этого только кАнкакт или кОнтакт. Видимо, в цитате всё же опечатка. Вот концовка: "...плеснула этикеткой, словно дельфин хвостом, и потонула. Нет, все-таки я правильно сделал, подумал он в последний раз за эти три сотни лет. Шагнул с обрыва и всплеснул руками последний раз над водой, будто дельфин - хвостом". Видно: до чёртиков повторов плюс не представляю, как можно плеснуть этикеткой. Сравнение рук человека с хвостом дельфина - довольно смелое, к тому же этот дельфин прямо-таки довлеет над автором. Этот "последний раз" - мощная аллюзия на анекдот про чукчу, который плохо знал русский и кричал вместо "тону!": "Ныряю в последний раз!!!" Но ведь автор вряд ли добивался этой отсылки... И все эти весёлости - в коде, там, где автору надо быть максимально точным. РЕЗЮМЕ. Идея неплоха. Реализация требует бОльших временных и интеллектуальных затрат. -=-=-=-
"Доктор Бэдскин", Светов СергейЧеловеку свойственно улучшаться. Правда, он предпочитает это делать не, скажем так, духовно, а технически. То товарищ Франкенштейн замыслит чудище оживить, то какой-нибудь учёный из американских комиксов интегрирует в себя четыре механические лапы (это, кажется, из "Человека-Паука"), в общем, трудятся лучшие умы, не покладая рук над улучшением тела, над продлением жизни, борются с какими-то физическими недугами, а получается у них всегда плохо. То детище начнёт убивать всех подряд, то сам учёный-экспериментатор становится заложником новообретённых возможностей. Вывод у таких историй всегда один: нечего со свиным рылом лезть в калашный ряд, построенный природой-мамкой, а то чревато боком. Рассказ "Доктор Бэдскин" - из обоймы работ о трагедии "человекоулучшателя". Научный фундамент - новые сведения о силиконовых нанобактериях. Автор сразу помогает читателю сориентироваться, процитировав реальные сведения со ссылкой на источник: "Еще два перспективных направления нанобиотеха - создание искусственных биологических тканей, например заменителей кожи (первые образцы такой "нанокожи" уже существуют), и разработка нанобиосенсоров, способных отслеживать нарушения в работе организма". В принципе, я частенько замечал, что аннотаций почти никто не читает. Но Антиобозреватель - сволочь упрямая, приученная обращать внимание на заглавие, авторство, аннотацию, дату написания, а уже потом приступать к тексту. Признаться, без аннотации читалось бы интереснее (ИМХО). А так я получил возможность следить за реализацией научной части авторского замысла с точки зрения осведомлённого человека. Думаю, это несколько снизило "фантастическую" интригу Но, хвала Создателю, кроме фантастической, детективной или там авантюрной интриги в хорошем тексте есть человеческая. В "Докторе Бэдскине" есть. Итак, главный герой страдал псориазом. Болезнь неприятная, гадкая болезнь. Найдя объявление а-ля "Излечу, вот аж зуб даю!", герой обращается к доктору Бэдскину (ну, Плохокожину, ежели по-нашенски). А тот инфицирован (или привит?) наноботами, которые позволяют ему менять рисунки на коже и творить прочие фокусы, главное - уметь управлять ими при помощи звука, т.е. голосом или прокручивая нужные записи. Главный герой ещё не принял решения - рискнуть ему или нет, но после первого разговора он пожал руку доктору. Как оказалось, зря: нанозараза передалась через рукопожатие. Не удержусь от самоцитаты: Гражданка, а также любой гражданин! Ты в этой стране не одна (не один)! Болезнь переносится