"Бакещик" отчалил от берега Телецкого озера и, разрезая волну, повёз туристов на водопад Корбу. Через пару минут он оказался в видоискателе фотоаппарата в правом верхнем углу золотого сечения. Я смотрела на кораблик, но уравновесить картинку было нечем, поэтому затвор так и не сработал. Можно было, конечно, найти коряжку или камень и положить их в нужное место, или просто перейти чуть в сторону, чтобы ракурс изменился, но мне было так удобно сидеть на упавшей берёзе. Небольшой изгиб ствола как будто специально напоминал седло. Как ни странно, дерево оставалось живо, видимо, часть корней всё ещё продолжали питать и поддерживать крону, а листва, поредевшая, но не увядшая, поставляла корням энергию и укрывала меня от солнца.
Волны, бликуя, мерно накатывали на берег. Игра волн и солнца создавала удивительное ощущение движения неподвижных прибрежных камней. На это можно было смотреть бесконечно!
Стояла середина сентября, самое начало бабьего лета. Солнце светило ярко, делая многие кадры пересвеченными, но радуя душу и тело. Дул лёгкий ветерок. Горы на том берегу были голубыми и синими, а на этом - зелёными, какими им и полагается быть. Небо чистым, а озеро большим и приветливым.
Мне повезло - в салоне оказалось свободное место, и муж взял меня с собой на выходные. Он - водитель автобуса - вёз группу фотографов на фото-тур в небольшую деревушку Яйлю на берегу Телецкого озера в Горном Алтае. В посёлке насчитывается 56 домов и 260 человек населения, в этом году в первый класс пошли двое ребятишек. Руководили поездкой барнаулец Юра и украинец Антон или "Бендеровец", как по-дружески называл его Юра. Антон жил неподалёку от Киева, но всем говорил, что киевлянин, мол, так звучит солиднее.
В пятницу поздно вечером мы - я с мужем, Юра с Антоном и ещё десять человек из разных городов Росси и Украины - погрузились в "истану-саньонг" и поехали в ночь, чтобы рано утром оказаться на территории Алтайского государственного природного заповедника.
Устроились в домике у коренной жительницы, тубаларки Галины (мама тубаларка, папа русский, дети записались как тубалары) - их род живёт в этой деревне уже больше двухсот лет!
После завтрака и небольшой лекции по композиции пейзажной фотографии мы отправились на экскурсию в заброшенные сады.
В этом районе Алтая уникальный климат - не бывает суровых морозов и много солнца, что позволяет выращивать даже европейские крупноплодные сорта яблок и груш. Кстати, грушевые деревья растут в посёлке везде - и в огородах, и на улице. Что создаёт некоторые неудобства - когда созревают груши, в деревню приходят медведи. Чуть подбродившая падалица - их любимое лакомство. Местные жители рассказывали, что два-три года назад был очень богатый урожай груш, и в деревне одновременно насчитывали более сорока медведей - и маленьких медвежат с мамками, и огромных матёрых самцов. После того, как темнело (медведи приходили после заката и уходили на рассвете), оставаться на улице было опасно. Как ни странно, медведи ходили по деревне вместе с коровами, но скотину не трогали, зато дрались между собой, что естественно - такая скученность совершенно не стадных животных вызывала территориальные конфликты. И, как всегда в территориальных конфликтах, в первую очередь страдали дети. Галина рассказывала, что видела в окно, как огромный самец разорвал медвежонка, который не смог сбежать в отличие от других более взрослых и сильных собратьев.
Наслушавшись историй, мы гуляли, поглядывая по сторонам и прислушиваясь - как ни как, груши уже созрели, но... мы гуляли! Потому, что хотелось напитаться красотой, светом и воздухом. И никакие медведи не смогли бы нам в этом помешать!
Щёлкали затворы, составлялись композиции, выискивались выгодные или неожиданные ракурсы. Антон смотрел снимки и критиковал: "Здесь завален горизонт, здесь - много мусора, здесь обрезана важная деталь, а здесь, наоборот, недостаёт чего-то"
- Главное, найти героя пейзажа! - говорил Антон.
Я слушала, и понимала, что героя своей пейзажной зарисовки я уже нашла.
Там, на Украине - война. Пройдёт совсем немного времени, сыну Антона исполнится три года, и Антона, совсем не "укропа", а живого, тонко чувствующего гармонию и красоту молодого человека, призовут в армию. На гражданскую войну...
Позади меня на поляну вышел табунчик коней: шесть кобылиц, два жеребёнка и один жеребец. Они остановились на минутку, словно хотели попозировать мне. Но фотоаппарат остался в кофре, и кони пошли дальше по своим лошадиным делам.
Я сидела в берёзовом "седле" и смотрела на волны, которые набегали на берег. Снимков на память и для соцсетей я нащёлкала достаточно. Некоторые мои кадры Антон похвалил, а некоторые я с лёгкой душой отправила в корзину.