Весёлый Насреддин
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: В этой небольшой книжечке вы найдете сто анекдотов о Молле Насреддине. Несмотря на то, что многим анекдотам о Молле Насреддине уже несколько сотен лет, интерес к ним не ослабевает и в наше время, а актуальны они потому, что разоблачают вечные человеческие пороки. Молла не просто смеется, он высмеивает невежество, жадность, лживость, подхалимство, корыстолюбие, властолюбие. Анекдоты даны в стихотворной форме, легко читаются и доступны для самой широкой аудитории.
|
Валерий Ан
ВЕСЕЛЫЙ НАСРЕДДИН
(100 АНЕКДОТОВ)
АННОТАЦИЯ
В этой небольшой книжечке вы найдете сто анекдотов о Молле Насреддине. Несмотря на то, что многим анекдотам о Молле Насреддине уже несколько сотен лет, интерес к ним не ослабевает и в наше время, а актуальны они потому, что разоблачают вечные человеческие пороки. Молла не просто смеется, он высмеивает невежество, жадность, лживость, подхалимство, корыстолюбие, властолюбие.
Анекдоты даны в стихотворной форме, легко читаются и доступны для самой широкой аудитории.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Стихотворное переложение иноязычных текстов, будь то сонеты Шекспира или дву- или трех-стиший Омара Хаяма, требует от взявшегося за этот нелегкий, хотя и увлекатель -ный труд, не только технического мастерства, но и проникновения во внутренний мир нужной культуры. Чужой до тех пор, пока между культурами не найдены точки соприкосновения. Для этого надо не просто знать историю другой страны, но и находить в ней то, что является общим для всех людей разных наций. Именно такой сочувственный интерес к фольклорной мудрости народов Средней Азии, выраженной в истории о Ходже Насреддине, проявил автор сборника (цикла?) "Веселый Насреддин". Мы знакомы с этим персонажем, главным образом, по прозаическим переводам с таджикского и узбекского языков, а также по кинофильму об этом мудреце Востока. В нем собраны все характерные черты национальных культур этих народов.
Отражение средствами русского стиха специфических особенностей восточного мышления, насколько мне известно, одна из редких попыток ввести в русский поэтический мир смысловые и интонационные особенности восточной словесности. Чеканность и экономичность стихотворной строки дает возможность заострить остроумные и обличительные смысловые сказания о любимом и русским читателем Молле Насреддине.
В своих стихотворных переложениях анекдотов о Ходже Насреддине автор старался держаться характера мышления народов арабско-персидского мира и Среднего Востока. Поскольку в Восточной традиционной поэзии нет рифмы, он позволил себе чередование рифмованных и нерифмованных строчек, заботясь, главным образом, о том, чтобы передать ритмику и особую лукавую интонацию преданий о любимом герое Востока Насреддине.
Одни стихотворные переложения автору очень удались, в других смысл несколько расплывчат, но в целом собрание ритмически организованных текстов вызывает интерес, не ослабевающий от первой до последней страницы.
Думается, сборник (цикл?) "Веселый Насреддин" станет хорошим подарком для тех читателей, которые ценят юмор, и послужит оживлению угасающего, к сожалению, чувства дружбы народов.
В. Протасов,
член Союза российских писателей.
ОТ АВТОРА
Анекдот - это небольшой забавный смешной рассказ или, если следовать В. Далю, короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о занимательном или забавном случае.
Первоначально термин анекдот толковался, как короткий рассказ о забавном происшествии из жизни исторической личности и впервые был использован в VI в. (сатирическая "Тайная история" Прокопия). Позднее анекдотом стали называть всякое короткое повествование шуточного характера. Особенно анекдоты получили развитие в эпоху Возрождения, а в России стали распространяться во второй половине XVIII в.
Для анекдота характерным является неожиданная и остроумная концовка.
Анекдоты переходят из уст в уста, являются произведениями народного творчества и часто связаны с известными историческими или легендарными личностями.
Анекдоты, связанные с именем Моллы Насреддина, давно вышли за пределы его родины Азербайджана. Говоря о популярности анекдотов о Молле Насреддине, ученый В.А. Гордлевский писал, что в Турции, в Румынии, в Сербии, в Крыму, в Закавказье, в Чечне - всюду знают Насреддина. У горцев, у армян, у арабов и т.д. Насреддин - популярная личность, а персы утверждали, что он был персидским подданным.
Молла известен под разными именами: Ходжа Насреддин, просто Насреддин. Мы знаем Насреддина как Моллу, что не означает духовного звания. В Азербайджане моллой называли всех образованных людей.
Никто не знает, существовал ли Молла Насреддин на самом деле.
Часто анекдоты о Молле Насреддине связаны с именем Тимура, но это не значит, что прототип Моллы жил в эпоху Тимура, хотя часто анекдоты о Молле и Тимуре являются основой действительных событий, но вероятнее всего происходили с другими историческими лицами. Тот же В.А. Гордлевский относит существование прототипа Моллы Насреддина к XVIII в. и считает, что это был азербайджанский ученый Хадж Насирэддин Туси.
Молла высмеивает Тимура и говорит ему правду, которую никто больше не осмеливается сказать. Но Молла высмеивает не только правителя Тимура, но и его приближенных, которых он называет "придворными воронами". Хотя Молла часто предстает перед нами немного глуповатым, на самом деле он умен и находчив. Молла всегда выходит из любого трудного положения, в которое его пытаются поставить судьи-кази, а иногда сами судьи поручают ему дела, которые им бывает разрешить не под силу. Молла нарочно притворяется дурачком, на первый взгляд глупыми вопросами и ответами он разоблачает взяточничество, корыстолюбие и жадность судей.
Несмотря на то, что анекдотам о Молле Насреддине несколько сотен лет, интерес к ним не ослабевает и в наше время и они актуальны потому, что разоблачают вечные человеческие пороки: властолюбие, подхалимство, корыстолюбие, невежество, жадность, лживость.
ОЦЕНКА ПРАВИТЕЛЯ
Молла с Тимуром мылись в бане.
Велась беседа, мудростью пленя.
Спросил Тимур: "Во сколько, между нами,
Ты смог бы, скажем, оценить меня?"
Молла сказал: "Да так, туманов десять"
Тимур ответил: "Уморил!
Один мой фартук стоит денег этих!"
"Про фартук я и говорил"
ЗЕМНОЙ ИЛИ СВЯТОЙ?
Пришел Молла однажды во дворец:
Просители сидят все на полу,
И лишь Тимур в величии своем
С тахты высокой смотрит на Моллу.
Молла пал ниц и говорит Тимуру:
"О, здравствуй Боже, наш Творец!"
"Молла, - прервал его правитель, -
"Ты не ошибся? Здесь дворец!".
"Прости! - Молла на миг смутился -
Я не узнал тебя, святейший Азраил!"
"Какой я Азраил?! - взревел правитель, -
Ведь я Тимур! Ты что, забыл?"
"Ах, ты не Азраил, - Молла промолвил. -
И ты не Бог всевышний, не Аллах?
Тогда спустись, садись со всеми,
Зачем же ты сидишь на небесах?"
НАХОДЧИВОСТЬ НАСРЕДДИНА
Нашел Молла однажды клад,
А клады - собственность Тимура,
Хотел припрятать - не посмел:
Тимур узнает - спустят шкуру.
Про клад жене он рассказал,
А та по-своему решила:
Тайком взяв золото, в кувшин
Тяжелый камень положила.
Придя к правителю, Молла
Без слов, не ведая сомненья,
Открыл кувшин, и... по дворцу
Пронесся ропот возмущенья.
Молла тотчас сообразил,
Что с золотом его случилось,
Но, не смутившись, попросил:
"Правитель, окажи нам милость!
В моем селении нет гирь,
А только камни в разновесьи,
И этот камень я принес,
Чтобы его, Тимур, ты взвесил".
КТО УДАЧЛИВЕЕ
Молла был наделен умом,
Но не отмечен красотою,
Насмешки стойко принимал
И сам смеялся над собою...
Решив потешиться охотой,
Тимур дворец оставил свой,
С версту со свитою проехал
И повстречался вдруг с Моллой.