Андросов Александр Павлович : другие произведения.

Некоторые замечания к

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В своей книге "Этногенез и биосфера Земли" Л.Н. Гумилёв приводит диаграмму "Классификации особей по пассионарно-аттрактивному принципу". С позиций стргой математики приведенная "классификация" содержит ряд неточностей. В статье анализируются эти неточности и предлагается новый вид классификации на основе строгого соблюдения математических правил.

   НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К 'КЛАССИФИКАЦИИ ОСОБЕЙ ПО ПАССИОНАРНО- АТТРАКТИВНОМУ ПРИНЦИПУ' Л.Н. ГУМИЛЁВА
  
   Лев Николаевич Гумилёв (ЛНГ), сын двух замечательных русских поэтов - Николая Степановича Гумилёва и Анны Андреевны Ахматовой (Горенко) и сам писал стихи, но прославился и увековечил своё имя как учёный. Он выдвинул 'Гипотезу пассионарности' (ГП), и на её основе сформулировал 'Пассионарную Теорию Этногенеза' (ПТЭ). Основной идеей 'Гипотезы пассионарности' является введение в научное знание двух новых человеческих качеств - пассионарности, наиболее близкий перевод на русский язык - 'страстности' и аттрактивности (влечению).
   Основной идеей 'Пассионарной теории этногенеза' является мысль, что под влиянием неких космических причин, действующих кратковременно, происходят специфические изменения в организмах людей, и они приобретают способность к повышенной работоспособности. Это космическое воздействие ЛНГ назвал 'пассионарным толчком' (ударом). Но этим дело не ограничивается. Более поразительным является то обстоятельство, что несколько различных народов, проживавших длительное время в данной местности не смешиваясь, после пассионарного толчка начинают бурно смешиваться, образуя со временем новый этнос. Этот процесс, к тому же, сопровождается демографическим взрывом в среде новорождённого этноса, и через несколько поколений (от 120 до 200 лет) новый этнос появляется на исторической арене, начиная свою документированную историческую жизнь. Пассионарные толчки происходят на поверхности Земли по разно ориентированным линиям, напоминающим геодезические, длиной в несколько тысяч километров и шириной в 200-300 км. Именно вдоль этих линий и происходит рождение новых этносов. Для более подробного знакомства с ГП и ПТЭ и другими произведениями Льва Николаевича рекомендуем прочесть его книгу 'Этногенез и биосфера Земли' или посетить сайт http://gumilevica.kulichki.net/ .
   Ввод новых человеческих качеств позволил Льву Николаевичу предложить классификацию психологических типов человека. Ныне эту диаграмму чаще называют 'Матрицей психологических типов человека'. Вероятно, потому, что психологи в этой диаграмме увидели новый способ, или даже направление, психологических изысков. Чем бы они ни руководствовались, этот факт, скорее всего, следует считать положительным, поскольку это свидетельствует, что Пассионарная Теория Этногенеза вторгается в практику.
   Для наглядности восприятия своих идей Лев Николаевич построил диаграмму, причём, построение диаграммы постулировал следующим образом:
  а) в любом человеке природой изначально заложено следование инстинктам и эгоизму. Причем, если эгоизм принадлежит области сознания, то инстинкты принадлежат области подсознания. Следовательно, эти человеческие качества должны располагаться на различных координатных осях. Поскольку природа не выбирает и ко всем живым особям относится одинаково, то все люди наделяются этими качествами в одинаковой степени. Отсюда, при построении диаграммы этим человеческим качествам может быть придано значение условной единицы масштаба.
  б) инстинктам (инстинктивности) противостоит пассионарность (страстность). Причём, если инстинкты (самосохранения, продолжения рода и т.д.) побуждают человека к некоторой умеренности в своём поведении, связанной со стремлением к сохранению своей жизни и продолжению рода, (остерегаться всяких авантюр, заботиться о своих детях, родственниках и знакомых) то пассионарность нередко заставляет его действовать в прямо противоположном направлении по сравнению с требованиями инстинктов. Лев Николаевич особенно подчеркивал, что пассилнарность - это не талант и не положительное направление деятельности на социальном, научном поле или в сфере искусства. Это просто жажда деятельности, высокая работоспособность человека в любом деле, в том числе, не исключается, что эту повышенную работоспособность он применит и в самом разрушительном для общества и себя направлении. Итоговое определение пассионарности, по Л. Н. Гумилёву можно выразить следующими словами: 'Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на достижение какой-либо цели (часто даже иллюзорной)'. Напомним, что достижение этой цели представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья своих родственников, соплеменников и современников. Внешне пассионарный человек, отличается от других людей неравнодушностью, постоянной готовностью к деятельности.
  Пассионарность, как и инстинктивность, принадлежит области подсознания, но противоположна по знаку. Этим природным качеством люди наделяются в разной мере, т.е. значение этого человеческого качества изменяется от нуля до, в принципе, неограниченного значения, но, исходя из разумности рассуждений его интенсивность, вероятно, стоит ограничить тремя условными единицами, т.е. пределом в три раза превышающим инстинктивность.
  в) эгоизму (эгоистичности) противостоит тоже вновь введенное в науку Л.Н. Гумилёвым человеческое качество - аттрактивность (влечение, стремление иметь своё мнение и отстаивать его независимо от сложившихся представлений или мнений авторитетов), т.е. это человеческое качество выражается в стремлении людей к познанию истины в широком смысле слова. Люди, обладающие высоким уровнем этого качества, часто пренебрегают сиюминутными социальными благами и своим положением в обществе и, естественно, будущим своих близких ради отстаивания идеалов справедливости, истинного представления о событиях в области политики, науки, искусства, бизнеса и в любых других областях человеческой деятельности. Это человеческое качество принадлежит, как и эгоистичность, области сознания. Оно также изменяется от нуля и сверху не ограничивается. Но, основываясь на предыдущем пункте, также ограничим его высший предел тремя условными единицами.
   Таким образом, все четыре человеческих качества имеют не только свои значения, но и знак, т.е. направление. Иными словами, эти свойства человека являются величинами векторными. А это накладывает строгие правила на операции с этими величинами в соответствии с требованиями векторной алгебры. Л.Н. Гумилёв использовал Декартову систему координат, в которой, как известно, есть положительные и отрицательные направления осей координат. Однако Лев Николаевич настойчиво разъясняет, что тот или иной знак (плюс или минус) ни в коем случае нельзя воспринимать в том смысле, что те или иные человеческие качества являются хорошими или плохими. Знаки этим качествам приписываем мы, люди, в зависимости от наших интересов и целей, а в природных процессах понятия добра и зла отсутствуют. (Жалко, конечно, зайчика, но лиса хотела есть, да и лисёнка нужно кормить. Как же тут расставить знаки?). Поэтому нужно понимать, что эти качества всегда имеются в каждом человеке не зависимо от его желаний и воли. Поведение же человека зависит от взаимодействия этих качеств, их суммы. В своих работах Л.Н. Гумилёв постоянно подчеркивает, что все четыре человеческих качества, принятых им для обоснования ПТЭ, как взятые по отдельности, так и суммированные в результате их взаимодействия, нельзя считать положительными в смысле социального поведения. Это касается, в том числе, и пассионарности, ибо высокопассионарный человек, воспринявший ложную идею, может принести в Мир много страданий (относительно свежий пример - Гитлер).
   Итак: Л.Н. Гумилёв, считая эгоистичность и инстинктивность 'жизнесохраняющими человеческими качествами' и, отдавая дань привычному виду системы координат, на своей диаграмме (рис. 1) откладывал их по положительным направлениям координатных осей (вверх и вправо). В результате получилось, что в верхне-правой четверти диаграммы располагаются весьма непривлекательные психологические типы людей: обыватели, бродяги солдаты и преступники. Здесь нужно оговориться, что ЛН строил свою классификацию не на основе современных, а на исторических психологических типах, поскольку процессы этногенеза он иллюстрировал на основе исторической жизни этносов, начиная с древнего Китая и Греции, заканчивая XVI веком, опасаясь 'исторической аберрации', под влиянием которой может получиться искажение тех или иных исторических фактов за счет эмоционального их восприятия исследователем. Поэтому в диаграмме и фигурируют 'бродячие солдаты', которыми была буквально наводнена средневековая Европа. Получается, что вся эта компания, руководствуясь исключительно инстинктами и эгоизмом, главной своей заботой, т.е. превалирующей жизненной установкой, считает сохранение своей жизни. Действительно, например, обыватели свято чтят принцип 'моя хата с краю - ничего не знаю'. Бродяги-солдаты, конечно, плохие вояки, и в средние века при первых залпах покидали арену сражения, добывая себе пропитание разбоем. Сложнее с преступниками. Эта профессия часто требует и мужества и риска. Но Лев Николаевич сюда относит тех, кто не может заработать себе пропитание трудом и скатывается к банальному воровству. Инстинкт сохранения жизни их толкает к поиску пищи, но высокая степень эгоизма не позволяет заниматься трудом. Это им кажется невыносимым напряжением сил. Инстинкт продолжения жизни толкает их к поиску брачного партнёра. Но брак ведь налагает весьма нелёгкие обязанности. А любые обязанности им отвратительны, не потому, что, как они говорят, лишают их свободы, а потому, что они требуют труда не только для себя, но и для других. Но трудиться вообще, тем более для кого-то, им не под силу, т.к. воспринимается ими как невыносимый психологический гнёт. Однако действие инстинктов и эгоизма, как природных качеств, человек не в силах блокировать просто так. Они могут блокироваться (уравновешиваться) только другими природными качествами - пассионарностью и аттрактивностью. Но в силу их низкой интенсивности (менее условной единицы) этого не происходит. Поэтому они насилуют или превращаются в маньяков. Построенная диаграмма, таким образом, однозначно демонстрирует те человеческие типы, которые руководствуются в своём поведении требованиями голых инстинктов и эгоизмом. Такой психологический тип людей назван Л.Н. Гумилёвым субпассионариями, в силу низкого уровня пассионарности.
   Но если мы зададимся вопросом, какие из упомянутых человеческих качеств являются полезными для запуска и осуществления процесса этногенеза, то дадим однозначный ответ - пассионарность и аттрактивность. Тогда, следуя избранной методике построения диаграммы, положительные знаки мы должны приписать координатным осям, по которым откладываются эти качества. Это легко сделать переориентировкой координатных осей. Такая диаграмма представлена на рис.2. Из неё видно, что для запуска и осуществления процесса этногенеза нужны: пророки, творцы, ученые. Не помешают честолюбцы, деловые люди, и даже авантюристы. В принципе, сомнений в полезности таких психологических типов для осуществления процесса этногенеза не возникает. Однако деятельное участие в этом созерцателей и особенно нестяжателей проблематично. Тем более, что на диаграмме они равноценно относятся и к области субпассионариев наряду с искусителями, обывателями, бродячими солдатами и преступниками.
   Всё это порождает чувство неудовлетворенности от такого вида классификации. Что-то здесь не так. Из рис. 2 получается, что, например пророки могут иметь значение суммарного вектора по оси пассионарность от двух условных единиц (узкая область в остром углу в самой верхней области сектора), до нуля (самая нижняя, довольно широкая область вдоль оси х - attractio). Т.е. для пророков, творцов и честолюбцев характерна одинаковая степень пасионарности, а от творцов и честолюбцев пророки отличаются только более высоким уровнем аттрактивности, что вряд ли соответствует истине.. Анализ представленных диаграмм с точки зрения математики показывает, что Львом Николаевичем на них введены не объяснённые ограничения поля диаграммы в виде прямых с уравнениями У = +- кХ + b, где коэффициент к находится в пределах +- 0,5 - 0,707. Из-за этого, если, например, особь обладает пассионарностью и аттрактивностью в 3 условных единицы (а это не исключено), то конец суммарного вектора, в соответствии с правилами их суммирования, будет располагаться за пределами, представленной на рис. 2 диаграммы. Это с позиций математики недопустимо, а необходимость и причина введенных ограничений не объяснена.
   Всех этих недостатков лишена классификация, представленная на рис. 3. Диаграмма построена в соответствии со строгими правилами процедуры сложения векторов. Получилась матрица из девяти квадратов с длиной стороны, равной выбранной условной единице масштаба. Если теперь каким-то образом, например с помощью специально разработанных тестов, измерить количество пассионарности и аттрактивности (еще раз напоминаем, что инстинктивность и эгоистичность как человеческие качества, наделяемые природой всем особям в одинаковой мере, и равны условной единице), отложить эти величины в выбранном масштабе по соответствующим осям и сложить полученные вектора, то конец результирующего вектора попадет в какой-либо из квадратов, характеризуя психологический статус особи.
  Наша матрица, безусловно, содержит категории полезности тех или иных человеческих типов для запуска и осуществления процесса этногенеза. Именно с этой целью она и построена. Ведь исходя из ПТЭ, только особи, обладающие высокой пассионарностью и аттрактивностью, значительно превышающими импульсы инстинктивности и эгоистичности, способны увлечь соплеменников и дать толчок процессу этногенеза, обеспечив развитие этноса.
   Рассмотрим теперь полученную психологическую классификацию. Для человеческих типов самого верхнего ряда характерна наиболее высокая пассионарность, от 2 до 3 условных единиц (при сложении векторов 1 единица тратится на компенсацию инстинктивности).
  Если особь обладает максимальной пассионарностью и аттрактивностью, это означает, что у нее много жизненной энергии, что побуждает её к активной деятельности. Высокий уровень аттрактивности заставляет её стремиться к знаниям, причём, такой человек стремится не только накапливать знания, но и обобщать их и синтезировать новые. В силу высокой персональной жизненной энергии, такой человек будет не только проповедовать, но и воплощать новые идеи в жизнь. На этом пути его ничто не сможет остановить. Вероятно, это психологический тип гения, пророка. Такому высокоразвитому сознанию и деятельному типу по плечу поистине великие задачи, как-то пересмотр мировоззрений, а, возможно, и перестройка мира. Но для современников это, как правило, не совсем приятные люди, т. к. они резко отличаются и убеждениями, и стилем поведения. Всегда ли человечество их замечает? Нет, конечно. Всегда ли человечество их понимает? Вряд ли при жизни и очень редко потом. Об этом хорошо сказал М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении со знаменательным названием 'Пророк'.
  
  Провозглашать я стал любви
  И правды чистые ученья:
  В меня все ближние мои
  Бросали бешено каменья
  
  ........................
  
  Когда же через шумный град
  Я пробирался торопливо,
  То старцы детям говорят
  С улыбкою самолюбивой:
   <
  'Смотрите; вот пример для вас!
  Он горд был, не ужился с нами,
  Глупец, хотел уверить нас,
  Что бог гласит его устами
  
  Смотрите ж, дети, на него:
  Как он угрюм и худ и бледен,
  Смотрите как он наг и беден,
  Как презирают все его!'
  
  Но, если им удается пробиться к сердцам людей, то они оставляют глубокие следы в истории человечества. Хотя это вовсе не означает признание при жизни. Наоборот, часто их ждет печальный конец (Христос, Заратуштра) или им обеспечены стойкая неприязнь и гонения (Магомет), в лучшем случае - непонимание (Будда). Сюда же, видимо, нужно отнести людей, совершивших деяния более скромного масштаба, но всегда готовых на своём месте и в меру своих сил не раздумывая исполнить свой долг, для решения нужной задачи, чего бы это им не стоило. Это сонм безымянных страстотерпцев на заре христианства, радовавшихся мучениям и смерти, принятых ими ради утверждения новой веры, многочисленные, по преимуществу безымянные герои, совершенно добровольно решившие пожертвовать своей жизнью для спасения Отечества или того, что для них дорого, как Иван Сусанин, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Виктор Талалихин и тысячи других героев.
   Если особь обладает высокой пассионарностью и значительной, но все же не максимальной аттрактивностью, это означает, что у нее сверх меры жизненной энергии при относительно умеренном запасе знаний и стремлении к справедливости. У нее, к тому же, и весьма умеренное стремление к знаниям, а тем более к синтезу новых знаний. Они не теоретики, они скорее эмпирики, практики. Они вряд ли самостоятельно изобретут нечто, имеющее значение для всего человечества, но воспринять новые идеи, познать их сложность и красоту им вполне по силам. Вместе с тем, они готовы переделывать мир, на это энергии у них хватает, но делают это они своими способами, конкретными и практичными в каждый момент времени. Они прекрасно могут претворить в жизнь то, что изобрели или предложили другие, если это их вдохновит. Но при этом такая особь не будет тщательно изучать обстоятельства и последствия прежде чем что-то сделать, осмысливать их деяния будут другие. Поэтому такие люди чаще всего сосредоточиваются на одном, но достаточно крупном деле и всю свою энергию отдают ему. Это психологический тип честолюбца. Чаще всего сюда относятся разного рода завоеватели как Александр Македонский, Чингисхан, Тимур, Наполеон, революционеры - перестройщики мира, как Маркс, Ленин, либо фигуры помельче, от соратников великих честолюбцев до землепроходцев и мореплавателей, Вероятно, сюда можно отнести и такой трагикомический литературный образ как Дон Кихот.
  Нужно сказать, что люди этого типа при всем их честолюбии не лишены талантов и выбирают для себя действите6льно крупные цели, воплощая свои планы трезво и расчетливо, проявляя при этом изобретательность и терпение. Но соизмерение своих возможностей и осмотрительность не их идеал, т.к. они всецело поглощены борьбой за достижение выбранной ими цели и зачастую не властны над собой.
   Наконец, если пассионарности в особи много, но аттрактивности, увы, не очень (менее единицы) - это означает избыток жизненной энергии при весьма низком уровне знаний и невыраженном стремлении к ним. Такие люди очень активны, но для них главным является проблема выбора дела, которому бы они служили. Если все же аттрактивность присутствует в заметных количествах (ниже единицы, но не намного), позволяющих воспринять и вдохновиться какой-то идеей, либо самостоятельно её сформулировать, то такие люди могут многое натворить иногда в самых неожиданных для них самих направлениях. Если уровень аттрактивности низкий, то они всю жизнь мечутся в поисках приложения своих сил, хватаясь за все и ничего не доделывая до конца. При этом их работоспособность нередко пугает тех, кто поручил им какое-то дело, поскольку итог их деятельности нередко оказывается не только неожиданным, но и явно нежелательным. Вследствие этого на всех их деяниях лежит печать авантюризма, т.к. из-за недостатка знаний и неспособности к систематической работе по их накоплению и синтезу, они склонны строить авантюрные планы и часто полагаться на авось. Ясно, что это психологический тип авантюриста. Сюда, безусловно, относятся такие личности как Гитлер, Троцкий, великие мистификаторы типа Калиостро, 'справедливые' разбойники как Робин Гуд, Степан Разин, Емельян Пугачев, великие предатели типа гетмана Мазепы и Гришки Отрепьева, а так же знаменитые биржевые игроки и картежные шулера. Вероятно, сюда нужно отнести и многочисленных искателей приключений, разного рода одиночек - покорителей пустынь, горных вершин, арктического безмолвия, океанских просторов и т.д. Нужно иметь в виду, что в силу высокой жизненной энергии этих особей, сюда все же нужно относить не мелких личностей, а людей настырных, энергичных, способных на действительно большие дела, которые могут увлечь большие массы людей, как правило, они заслуживают право называться личностями, хотя часто все их дела - чистый авантюризм.
   Таковы психологические типы людей с наиболее высоким уровнем пассионарности, но с постепенным убыванием аттрактивности, занимающих верхний ряд матрицы психологических типов: справа налево - пророки, честолюбцы, авантюристы.
   Рассмотрим теперь психологические типы людей, занимающих средний ряд матрицы, у которых пассионарность присутствует в умеренных количествах, от единицы до 2. У всех психологических типов среднего ряда уровень пассионарности превышает импульсы инстинктивности, но не достигает максимальных значений, т.е. люди, относящиеся к данным типам, обладают умеренной жизненной энергией. Если у особи очень высокая степень аттрактивности - это означает, что главной ее чертой является жажда знаний, что она обладает большими способностями к усвоению знаний и постоянно стремится их пополнить, синтезируя новые знания. В силу этого, они, как правило, прекрасные аналитики, и хорошо просчитывают последствия тех или иных действий, разрабатывают чёткие планы различного назначения, трезво оценивая исходные позиции, понимая все трудности и жертвы, которые неизменно будут сопровождать претворение этих планов. Т.е. это государственные деятели, увидевшие гибельность статус-кво и не побоявшиеся предложить реформы и модернизацию во имя спасения Отечества. Иными словами, это спасители Отечества. Они также могут не только понять и обобщить опыт военных компаний прошлого, но и предложить новую тактику и стратегию ведения военных компаний, т.е. это великие полководцы. Они также в состоянии понять и воспринять самые экзотические разделы математики, механики, физики, и не только понять их, но и выработать новые направления в этих областях знаний. Иными, словами, они могут быть великими учёными. Если им понравится писательское поприще, то это будут поистине великие писатели. Но относительно умеренное количество жизненной энергии, которой ее наградила природа, расходуется, в основном, на достижение одной, но вполне конкретной цели. Другие дела, как правило, такую личность не интересуют. Не потому, что это ей неинтересно, просто такая личность предпочитает заниматься своим делом самым серьёзным образом, и это дело поглощает её целиком. Это психологический тип спасителя Отечества, полководца, великого ученого или писателя. Наиболее крупной политической личностью такого типа, вне всякого сомнения, является И.В. Сталин. Сюда также можно отнести таких ученых как Коперник, Галилей, Джордано Бруно, Ньютон, Вавилов и много других, чьи имена отождествляются с поистине великими научными открытиями, совершившими переворот в наших знаниях. Сюда же относятся такие исторические личности как Жанна д,Арк, Козьма Минин, Сергий Радонежский, А.В. Суворов, Ян Гус, Г.К. Жуков и т.д.
   Если аттрактивность присутствует в особи в умеренном количестве, но всё-таки превышает импульсы эгоизма, то мы имеем дело с психологическим типом 'гармоничной личности'. В обыденной жизни гармоничные люди имеют очень высокий статус, т.к. такая характеристика подразумевает удачное сочетание человеческих качеств и талантов, что привлекает к ним других людей. Таких людей в любом обществе довольно много, а дела, совершаемые ими не такие уж великие, чтобы оставить след в истории человечества. Поэтому в качестве примера такой личности Л.Н. Гумилёв привёл литературного героя - князя Андрея Болконского. Он заботливый помещик, прекрасный полковник, одним словом - '...слуга царю - отец солдатам...', хранитель дворянской чести, почитает родителей, честен и порядочен, верный муж своей первой жены и не менее верный жених своей новой невесты, работает хорошо, выполняя любое дело с блеском, воюет не за страх, а за совесть, если надо, совершая подвиги. Но он делает только то, что принято в обществе и лишнего, тем более авантюрного, он не сделает, скорее всего, никогда даже ради собственного спасения. Особенно это выразительно показано в фильме С. Бондарчука 'Война и мир'. Вспомним его поведение во время Бородинского сражения. Командуя резервным полком, он, как следовало из военных установлений того времени, выстроил его в указанном месте немного в стороне от главной арены сражения. Сражение затянулось, и полк вынужден был стоять в строю несколько часов. Видя это, командир мог бы проявить инициативу, дать приказ с тем, чтобы солдаты могли хотя бы присесть для сохранения сил. Что, князь не понимал этого? Ведь как человек опытный в воинском искусстве, он не мог не знать, что стояние на месте, да ещё в строю, отнимает больше сил, чем даже ускоренный марш. К этому времени военная диспозиция изменилась. Французы пододвинули свою артиллерию и стали обстреливать позиции резервного полка. Строй солдат редел на глазах. И опять, вместо того, чтобы маневром вывести солдат из под огня, Андрей Болконский предпочитал стоять истуканом на виду всего полка, не склоняясь перед картечью, демонстрируя презрение к смерти, беспримерное мужество и отвагу. И только когда добрая половина вверенных ему солдат погибла, он разрешил им... всего лишь лечь на землю, а не вывел их из под обстрела. Может быть, он был трусом, неопытным или глупым. Нет, конечно, это его странное поведение объясняется только тем, что он как раз был высокопрофессиональным военным, хорошо знал и неукоснительно выполнял тогдашние правила ведения боя и поведения в бою. И он не мог их нарушить, хотя обстоятельства настойчиво требовали этого.
  Даже любовь к Наташе Ростовой, чувство, по его же словам, вернувшее его к жизни, неспособно было толкнуть его на поступок, выходящий за рамки поведения, принятого в обществе. А ведь он был уже человек поживший, с опытом и, конечно же, понимал (раз уж он решил претендовать на её сердце), что для такой восторженной юной девушки как Наташа просто необходим был какой-либо романтический поступок с его стороны, пусть даже и слегка безрассудный, но вызвавший бы у девушки романтические чувства, утоливший бы голод юной души по романтике. Тогда бы она навеки была его. Тем более, что возраст князя в 34 года не такой уж и древний.
   Гармоничный человек может быть и выдающимся ученым, музыкантом, художником, писателем, председателем колхоза, генералом, главой администрации и т.д. Общей чертой для них является хорошая работа и порядочность. Гармоничные личности ради карьеры не выслуживаются, они ее заслуживают. Именно о них сказано: 'Служить бы рад, прислуживаться тошно'. В принципе, они положительны на все 100%. Но есть и НО! Здесь необходимо сделать одно, крайне важное замечание по поводу гармоничных личностей, Безусловно, они весьма важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его хорошим потомством, сглаживают пассионарные всплески второго порядка, когда те приводят к неконтролируемым действиям, хорошо работая, умножают материальные ценности и могут вполне обходиться без пассионариев, если живут в спокойное время. Но как только появляется внешний враг или перед этносом возникает новая, не встречавшаяся до того нестандартная проблема, гармоничные люди теряются и не могут без пассионариев дать отпор врагу, а новую проблему будут наверняка решать старыми способами в рамках старых правил и установлений. Типичный современный пример - В.В. Путин, А.Г. Лукашенко, Г.А. Зюганов, а теперь, похоже и Д.А. Медведев, как и большинство современных политических деятелей.
   И, наконец, если в особи уровень аттрактивности ниже импульсов эгоизма, мы имеем дело с типом, главной чертой которого является склонность к эгоизму. При умеренном уровне пассионарности эти люди, как правило, не способны на выдающиеся дела, но могут иметь значительные достижения, например, в сфере бизнеса. Вообще, 'алчность' является одним из наиболее характерных проявлений эгоизма. При этом, 'алчность', в контексте наших рассуждений нельзя считать чем-то ужасным. Её нужно воспринимать как человеческое качество, имеющее место быть и всё. Поэтому основная масса деловых людей относится к этому типу. Масштаб 'деловитости' самый разнообразный: от Скупого рыцаря, Гобсека и Вассы Железновой до Лени Голубкова с братом. Но сюда же относятся и многоликий сонм разного рода карьеристов независимо от сферы их деятельности. Не имея особых талантов, как творцы, и не обладая внутренним стержнем порядочности, как гармоничные личности, но обладая достаточным запасом жизненной энергии, эгоистические личности способны на многие подлости ради карьеры. Их деяния часто носят авантюристический характер, но в отличие от настоящих авантюристов, это все же мелкота, т.е. для них больше подходит имя - аферисты.
   Рассмотрим теперь психологические типы личностей, уровень пассионарности которых ниже порога инстинктивности. Общее их название - субпассионарии. При высоком уровне аттрактивности это человек с довольно сильным влечением к знанию, но эти влечения направлены главным образом на личные переживания, т.к. формируются они под влиянием инстинктов. Поэтому в личности развиваются способности, удовлетворяющие личные, эгоистичные устремления, концентрирующиеся в области инстинктов. Это психологический тип искусителя или обольстителя. Примеры известны: Дон Жуан, Казанова, Мессалина, Калигула, Клеопатра, мифическая царица Тамара и множество других безымянных мужчин и женщин, о которых можно сказать, что у них одно на уме, героев многочисленных любовных романов всех стран и народов вроде героинь сериала 'Секс в большом городе'. Иными словами, это страстные любовники и любовницы, т.к. весь их менталитет ограничивается рамками инстинктов.
  Если аттрактивностью особь наделена в умеренных количествах, мы получим психологический тип обывателя. Яркие примеры такого рода людей - литературные герои Чехова. У них все, как будто бы на месте, все, кажется, нормально. И человек образованный, порядочный, учитель, но... 'в футляре', или - хороший врач, много работает, поначалу в меру бескорыстен, но неспособный на порыв, увлечение, достаточно длительное напряжение сил для 'записи следа в истории', или хотя бы для соблюдения некоторой своеобразности в образе мыслей и жизни за пределами сложившихся стереотипов. В результате он быстро покоряется обстоятельствам, одним словом - 'Ионыч'. И самому ему скучно жить на белом свете и вокруг него - тоска зеленая. Правда, у них еще просматриваются кое-какие пассионарные замыслы, например, выиграть у соседа партию в шахматы, в домино, в карты, нарды, разгадать кроссворд или выиграть крупную сумму в казино или у игрального автомата. (Да черт с ним этот порядок в доме, тут вот надо вставить имя полководца времён Александра Македонского из восьми букв, ты не знаешь?). Это удовлетворяет его тщеславие. Но увлечь их чем-то необычным, побудить совершить экстраординарный поступок не ради их эгоизма, личной пользы, а для общего блага, либо просто так, даже ради развлечения, практически невозможно: 'Что вы, что вы! Как бы чего не вышло? Да и зачем это мне, что это даёт?'.
  Если в особи уровень аттрактивности ниже эгоистических импульсов, мы имеем дело с личностью, поведение которой диктуется исключительно эгоизмом и рефлексами. Они и на жизнь могут зарабатывать, преимущественно, эксплуатируя эти свои качества, как проститутки, бандиты с большой дороги, бродячие наемные солдаты средневековья. Из литературных героев сюда относятся босяки из ранних рассказов Горького, мечтающие о настоящей свободной и счастливой жизни, но ничего не делающие для достижения этого. Если мечтать о неких абстрактных целях они ещё могут, то разработать и, тем более осуществить, даже самый простой план для её достижения, они не могут. Еще слабее - люди со 'дна', наркоманы и алкоголики, еще ниже - опустившиеся дебилы и кретины, у которых не хватает уже сил на то, чтобы мечтать. Вероятно, сюда же относятся проявившиеся в последнее время буквально в массовом порядке разного рода маньяки. Как правило, такого рода люди, отягощены многочисленными пороками. Общей их чертой является то, что они не могут не только бороться со своими вожделениями, но не в силах их уже и удовлетворить. Для этого у них нет энергии и они не могут упорядочить свои поступки, действуя импульсивно и вне законов логики. Среди них встречаются вполне достойные и даже талантливые личности, как прекрасный опереточный певец Саша Давыдов, непременно женившийся на всех понравившихся ему женщинах, нарожавших ему дочерей, которых он помнил и любил, но не в состоянии был содержать, т.к. те немалые деньги, что время от времени попадали ему в руки, он мог в один миг потратить на угощение незнакомой публики жареным миндалем, земляникой в марте, вип-шампанским, конфетами и прочими дорогими деликатесами, или вообще отдать их мало знакомому человеку, т.к. тот в них очень нуждался ... для продолжения карточной игры. Или не менее талантливый Вадим Козин, попавший в расцвете популярности со своей страстью к скотоложеству в Магадан, да так и вмерзший там до кончины. Причина одна - при всех талантах они были типичными субпассионариями и не могли бороться с вожделениями, какими бы дикими последние не выглядели на взгляд нормального человека с достаточным уровнем пассионарности.
  
   Таким образом, реальное поведение людей является результатом взаимодействия двух постоянных человеческих качеств - инстинктивности и эгоистичности, присущих всем людям без исключения в равной мере, и двух переменных качеств - пассионарности и аттрактивности, присущих людям в разной мере. Соотношение этих качеств, их сумма и определяет наблюдаемое в реальной жизни разнообразие в поведении людей.
  
   Разумеется, описанные психологические типы не охватывают всю, чрезвычайно богатую, палитру стереотипов поведения. На поступки людей часто влияют сиюминутные обстоятельства и ежесекундно происходящий в сознании выбор приоритетов по степени важности и возможности осуществления желаний. Нужно иметь так же в виду, что мы построили свою матрицу в плоскостной системе координат Х, У. Если перейти к пространственной системе координат и по оси Z отложить, например, время, то мы придем к неизбежному выводу о переменности описанных качеств во времени, а это уже значительно усложняет картину. Ясно так же, что границы между психологическими типами не такие четкие как стороны квадратов матрицы. Да и люди, попавшие по своим психологическим свойствам внутрь одного квадрата тоже далеко не одинаковы. Даже пророки бывают разные: один проповедовал любовь ко всем без исключения, даже к своим врагам, и находить удовольствие служа мишенью для битья по щекам, другой - особо не задумываться над своими действиями, поскольку любые совершённые человеком поступки автоматически приписываются и оправдываются волей всевышнего, третий - не обращать внимания на жизненные перипетии и сосредоточиваться на внутреннем мире, четвертый - создавать мир по собственной воле. И все вместе утверждали, что именно их путь является путем к совершенству и справедливости. Но нужно отдать им должное - они оставили неизгладимый след в жизни человечества и своими идеями увлекли огромные массы людей. А что уж говорить о честолюбцах, авантюристах и обывателях. Здесь нас ждет такой набор устремлений и жизненных целей, что вряд ли стоит даже пытаться их как-то классифицировать. Нужно так же иметь в виду, что все эти психологические типы личностей, от пророков до дебилов, всегда живут в человеческих сообществах и обречены на контакты с другими. И здесь, вероятно, имеет огромное значение соотношение указанных психологических типов в той людской массе, которой предстоит что-то делать, т.е. творить зарождение и историческую жизнь этноса. Но все же предложенные психологические типы являются как бы маяками, обозначающими общий стереотип поведения, способность людей совершать те или иные действия, их потенциальную работоспособность. Нельзя ждать от пассионария, что он будет вести жизнь Обломова, а дебил поведет полки в бой, аферист станет бороться за правду или хотя бы остановится перед обманом, а борец за справедливость оправдывать насилие и мздоимство, соблазнитель сохранять верность, а бродяга захочет упорядочить свою жизнь и приступить к упорному труду. Хотя, вполне вероятно, что некоторые люди всё же преодолеют этот дамоклов меч судьбы, но массовой перековки описанных персонажей нельзя ожидать ни при каких обстоятельствах
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"