Андрюшин Владислав Викторович : другие произведения.

Победы и промахи "великолепной семерки". Взгляд рядовых избирателей на экс-кандидатов в президенты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В соавторстве с Евгением Минченко, Николаем Студеникиным, Еленой Волковской, Андреем Горюновым, Алексеем Бурлевым.
    Опубликовано 15.03.2004 на uralpolit.ru
    Копии:
    от 25.03.2004 на сайте Ассоциации региональных социологических центров "Группа 789" (789.ru);
    от 15.03.2004 на сайте Международного института политической экспертизы (president2004.stratagema.org).


Президентские выборы закончились, самое время анализировать их ход и результаты. Агентство "Нью Имидж" провело масштабное социологическое исследование и узнало, как выглядели кандидаты в глазах избирателей. "УралПолит.Ru" публикует результаты этого исследования. Документ не оставит равнодушным никого, кто так или иначе интересуется избирательными технологиями...

Для отслеживания динамики имиджей кандидатов в Президенты России аналитическое агентство "Нью Имидж" проводило серию фокус-групп в трех городах России (Москва, Красноярск, Челябинск) на протяжении всей кампании по выборам Президента.

Ход кампании: телекартинка против материи
"Партия власти" в ходе выборов Президента России реализовала свою задачу - Путин одержал триумфальную победу, остальные участники предвыборной гонки вытеснены на периферию. Ни один из кандидатов не стал "серебряным призером" (слишком велик разрыв между первым и вторым местом) и, следовательно, не может претендовать на победу в 2008 г.

Показал свою нежизнеспособность гомункулус блока "Родина", выращенный в кремлевских пробирках. Как только один из лидеров блока Сергей Глазьев попытался сыграть в самостоятельную игру, против него повернулся федеральный телевизионный ресурс, а внутри думской фракции произошел раскол. В итоге - обвал рейтинга и только третье место.

Голоса уходящих от Глазьева "левых" аккуммулировал полковник ФСБ с аграрными корнями Николай Харитонов, который провел традиционную для кандидата от КПРФ кампанию. Можно сказать, что коммунисты решили свою задачу - зафиксировались в роли "оппозиции его величества".

Стратегически неправильно была проведена кампания Ирины Хакамады, которая продолжала говорить о том, что важно ей, а не избирателям. Либеральные партии продолжают находиться в кризисе, о чем говорит поражение объединенных блоков СПС и "Яблока" прошедших параллельно с президентскими выборах по партийным спискам в Свердловскую облдуму и Красноярский горсовет.

ЛДПР была сделана ставка на продолжение раскрутки лично Жириновского как доверенного лица Малышкина, который должен был взять на себя позор поражения. И тут стратегия дала сбой, ибо вице-спикеру Госдумы Центризбирком не позволил стать доверенным лицом кандидата в Президенты и тем самым отлучил его от телеэфира. Однако либерал-демократы имеют неплохие шансы на региональных выборах, что подтверждает их успех на выборах в Свердловскую Облдуму (9 % голосов).

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов пытался занять позицию "дублера Путина", но он не воспринимался, как самостоятельная фигура, и дорогостоящая бессодержательная кампания не помогла ему набрать даже 1 % голосов.

Радикальная оппозиция (Березовский, Рыбкин) пыталась использовать статус кандидата для дискредитации режима Путина. Однако скандал с исчезновением Ивана Рыбкина и последующие нечленораздельные объяснения окончательно подорвали репутацию экс-спикера. А неудача с размещением роликов против Путина на телевидении сделала этот проект бессмысленным.

Вероятно, что никто из участников данной президентской кампании не станет претендентом на победу в 2008 г. Полученный в ходе этих выборов мандат доверия Путин использует для проведения решительных структурных изменений. А они действительно назрели, о чем напомнил пожар в Московском манеже, произошедший в день выборов.

По меткому замечанию Сергея Кургиняна, в отсутствие политической оппозиции ее функцию начинает выполнять неодушевленная материя. Серия техногенных катастроф, произошедших во время первого срока Путина, выводит на первое место проблематику безопасности.

Но это экспертный взгляд. В то же время фокус-группы позволили отследить, как действия кандидатов преломлялись в массовом сознании и влияли на изменение их образов и мотивацию избирателей.

Владимир ПУТИН

Имидж
- НЕМАЛО СДЕЛАЛ ДЛЯ СТРАНЫ
- ЗА НЕГО ГОЛОСУЮТ ПОТОМУ, ЧТО ОН НЕ СДЕЛАЛ ОШИБОК. ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВУЕТ
- ЦАРСТВУЕТ СВЕРХУ, НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В БОРЬБУ
- КАМПАНИЯ ГРАМОТНО ВЫСТРОЕНА
- УДАЧНО ОТКАЗАЛСЯ ОТ ДЕБАТОВ
- ИНТЕРЕСЕН СВОИМИ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМИ ШАГАМИ

На старте кампании, в январе, имидж Путина демонстрировал негативную динамику. Эта динамика еще не отражалась на рейтингах, но диагностировалась в ходе качественных исследований. На фокус-группах звучал целый ряд претензий к президенту, которые сводились к исчерпанности ключевого мессиджа первого срока Путина - обеспечения стабильности.

- ТОПЧЕТСЯ НА МЕСТЕ. СОЗДАЛ ИЛЛЮЗИЮ СТАБИЛЬНОСТИ

Негатив
- безальтернативность выборов (манипулирование общественным мнением)
- теракты в Москве и в целом нерешенная проблема Чечни
- застой в экономике (иллюзия стабильности)
- Зависимость от окружения, отсутствие самостоятельности ("Там есть кукловоды, они его дергают за ниточки")
- Отсутствие значительных изменений в жизни людей
- Непоследовательность, расхождение заявлений и действий ("Обещал мочить в сортирах, а на деле...")
- Отсутствие стратегической кадровой политики ("Не готовит себе преемника").

Кампания Президента отыграла практически все эти претензии через создание событий - СМИ сообщали о новых успехах в Чечне (устранение и перевербовка полевых командиров, возвращение беженцев), в экономике, на международной карьере. Единственный кризис бы связан со взрывом на Автозаводской, но негативный эффект от него был перекрыт последующими событиями.

Отставка правительства вновь привлекла внимание к фигуре президента и окончательно зафиксировала его в качестве основного и чуть ли не единственного игрока на политической сцене России. Как считает большинство опрошенных, Путин тем самым избавился от окружения ельцинской эпохи, "обновил команду" и привлек интерес к своим действиям: "Надо было избавиться от Ельцинского окружения. Оно тормозило реформы и способствовало коррупции, разграблению страны".

Вместе с тем, звучали позитивные и оценки в адрес прежнего правительства как команды грамотных специалистов, у которых был один недостаток - медлительность в реализации решений президента ("а Путин, как и народ, не может ждать").

Позитив
- Результативная успешная деятельность как Президента РФ (повышение международного авторитета России, стабилизация политической и экономической ситуации, борьба с коррупцией, терроризмом, подвижки в отношении войны в Чечне)
- Решительная позиция в отношении олигархов
- Становление В.Путина как самостоятельного, независимого политика (постепенно освобождается от влияния "семьи", "Ельцинского" окружения).
- "Доступность", забота о людях
- Политический и внешний имидж (энергичность, решительность, молодость, ум, достойно выглядит среди глав западных государств)
- Патриотизм
- Предсказуемость ("Хорошо его знаем, знаем, что от него ожидать")
- Опыт предыдущей деятельности ("Люди, пришедшие из таких структур, более всего соответствуют высоким руководящим постам").
- отставка правительства (как обновление команды и освобождение от влияния "семьи")

Кампания
- решение об отставке правительства стало важнейшим событием и акцией в кампании Путина, поскольку изменила сам темп его кампании - от размеренного хода до "скачкообразного", "интригующего".

Правда, в связи со сменой Путиным имиджа "гаранта стабильности" на образ "непредсказуемого политика, способного на нестандартные ходы" у населения наблюдается некоторая дезориентация.

Сергей ГЛАЗЬЕВ

Имидж
- ТЕМНАЯ ЛОШАДКА
- ЧЕЛОВЕК-ЗАГАДКА, ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПОЛИТИК
- В НЕМ БОЛЬШЕ НЕГАТИВНОГО
- ПРОИЗВОДИТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МЯГКОТЕЛОГО НЕРЕШИТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА
- ГРАМОТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ, СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
- НЕ МОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ СО СВОЕЙ ПАРТИЕЙ
- ТЕНДЕНЦИЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ БЫТЬ ФЮРЕРОМ
- АМБИЦИОЗНЫЙ, ПРЕДАЛ ТОВАРИЩЕЙ И СОЮЗНИКОВ РАДИ СВОИХ ЦЕЛЕЙ
- НИКУДЫШНЫЙ ОРАТОР
- ГОВОРИТ ОДНО И ТОЖЕ

Глазьев позиционировал себя в качестве грамотного экономиста, знающего чудодейственный рецепт оздоровления экономики в виде перераспределения "природной ренты". Кроме того, на него работал успех блока "Родина" на парламентских выборах. Активная и популистская кампания Глазьева на первом этапе вывела его на второе место, но это не входило в планы кремлевских стратегов. Против Глазьева началась негативная кампания в федеральных СМИ, которая в условиях отсутствия содержательного наполнения имиджа легла на благодатную почву. В тот момент, когда в обществе возник запрос на информацию о "человеке-загадке", она поступила и сформировала негативный имидж. Окончательно остановил рост рейтинга Глазьева раскол во фракции "Родина" и его отставка с поста ее лидера.

Позитив
- Умный, грамотный экономист, дальновидный политик
- Жесткая позиция по отношению к олигархам, введение природной ренты
- Хорошая программа, содержит реальные задачи и пути их осуществления
- Молодой, перспективный, энергичный
- Патриотизм

Негатив
- Значительно скомпрометировал себя в ситуации с расколом блока "Родина"
- Преследует собственные политические интересы
- Выходец из коммунистической партии

Кампания
- В большей степени отрицательно респонденты оценили выступления Глазьева на теледебатах.
- Позитивные оценки вызвало то, что Глазьев ведет свою кампанию вопреки воле Кремля и за свои деньги (а не олигархов).

Ирина Хакамада

Имидж
- ЗАСЛУЖИВАЕТ УВАЖЕНИЯ КАК ЖЕНЩИНА-ПОЛИТИК
- ХОРОШО ГОВОРИТ, НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
- ПРИЯТНАЯ ЖЕНЩИНА
- ГОВОРУНЬЯ, НО ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЗАКОНЧИЛАСЬ

Кампания Хакамады на первом этапе свелась к вбросу негатива против Путина (неудачный, по мнению Ирины Муцуовны, штурм "Норд-Оста", авторитаризм). На втором этапе Хакамада несколько подкорректировала свою позицию и попыталась представить себя в качестве посредника между народом и президентом ("Я иду на выборы для того, чтобы президент Путин нас услышал"), однако эта позиция оказалась уязвимой - по мнению опрошенных, вряд ли президент станет прислушиваться к человеку, который совсем недавно "обливал его грязью".

Позитив
- Сильная, решительная, энергичная женщина
- Хорошо говорит, грамотно ведет полемику
- Умная, получила хорошее образование
- Привлекательный имидж (деловая современная женщина)

Негатив
- Занимается болтовней, нет реальных дел
- "кидала", обманывала сборщиков подписей
- Поддерживает интересы олигархов, представителей крупного бизнеса.
- Отсутствие четкой политической программы
- Отсутствие сильной политической позиции (лавирование, подстройка к более сильным политическим фигурам)
- Популизм (реформа армии и др.)
- Национальность (во главе российского государства не может находиться человек другого (не русского) происхождения)
- Половая принадлежность (специфика России заключается в необходимости "жесткой" руки, плохо сочетающаяся с образом женщины-президента).
- Непредсказуемость ("Сегодня здесь, завтра там, как коза").
- Основной мотив для ведения политической деятельности - корыстный интерес
- Выступления: резкие, агрессивные, часто неконструктивные
- Личностные качества - несдержанность, отсутствие самообладания
- Непривлекательность имиджа (отсутствие женственности, гибкости, мягкости; "недоступность", дистанцированность от проблем простых людей).

Кампания
- Однозначно удачными называют ее выступления на теледебатах, в которых на фоне других кандидатов она выглядит наиболее убедительно и вызывает симпатию.
- Предложение о снятии с выборов, которое сделала другим кандидатам Хакамада, вызвало отрицательные оценки у большинства избирателей, поскольку его расценили как дешевый PR-ход.
- Отрицательно оценивается зависимость Хакамады от своих спонсоров (по ощущениям избирателей, за ней стоят какие-то "темные силы").

Николай Харитонов

Имидж
- ДЕЛАЕТ СВОЮ РАБОТУ, ТРУДИТСЯ
- ЭКОНОМИСТ, ИЗ АГРАРНОЙ ПАРТИИ
- ПРЕДСТАВЛЯЕТ КПРФ
- ПАСЕТ СВОЮ "ПАСЕКУ"
- СЛИШКОМ УГЛУБИЛСЯ В ЗЕМЛЮ
- ДАВНО ВО ВЛАСТНЫХ СТРУКТУРАХ, НО УШЕЛ ОТ НАРОДА

Позитив
- Положительная личность, пользуется авторитетом у коммунистов
- содержательная известность, связанная с аграрным происхождением
- симпатизирующие избиратели (неквалифицированные профессии) отмечали "простоту, доходчивость" выступлений

Негатив
- принадлежность к КПРФ
- восприятие как политика прошлой эпохи
- восприятие как немасштабного политика (не подходит на пост президента), зацикленного на аграрном секторе
- негативные оценки (со стороны избирателей либеральной ориентации и люди с высшим образованием) отмечали монотонность и однообразность выступлений.

Кампания
- кампанию Харитонова избиратели оценили как классическую кампанию кандидата от КПРФ: в соответствующей стилистике и идеологии.
- кампания производит хорошее впечатление на "неквалифицированных" избирателей (рабочих, село).

Сергей МИРОНОВ

Имидж
- НЕТ СВОЕГО МНЕНИЯ, РАБОТАЕТ НА ПУТИНА
- ЕГО НЕ ПОДДЕРЖАТ, У НЕГО НУЛЕВОЙ РЕЙТИНГ
- ДУБЛЕР ПУТИНА

Позитив
- Поддерживается В.Путиным, возможно, его преемник

Негатив
- Слабый политик
- Карьерист (сверх-амбициозный человек)
- Отсутствие ярких черт.
- "Темная" лошадка
- Критика за услужливость по отношению к президенту.

Кампания
- Как самостоятельный политик избирателями не воспринимается: выдвинулся исключительно ради того, чтобы поддержать Путина и быть его дублером на случай снятия других кандидатур.

Олег Малышкин

Имидж
- ШУТ, ОГРАНИЧЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
- ЕГО ЗАСТАВИЛА ПОЙТИ ПАРТИЯ И ЖИРИНОВСКИЙ
- В РОЛИКАХ ГОВОРИТ ПО БУМАЖКЕ

Негатив
- Шут Жириновского, с помощью которого тот посмеялся над выборами

Кампания
- Провальные выступления на теледебатах
- В роликах продемонстрировал свою ограниченность, читая по бумажке.

Иван Рыбкин (5 марта 2004 г. снял свою кандидатуру)

Имидж
- ОТВРАТИТЕЛЕН
- МОЖЕТ ПРОДАТЬ ВСЕ И ВСЕХ
- ЧЕРНАЯ ЛОШАДКА БЕРЕЗОВСКОГО
- КЛАССИЧЕСКАЯ МАРИОНЕТКА

Позитив
- Положительные оценки внешности (в женской аудитории)

Негатив
- связь с Березовским

Кампания
- История с исчезновением Рыбкина и последующие путаные объяснения явно не прибавили ему авторитета и не вызвали интереса: образ борца с авторитаризмом не сложился.
- Его поездка в Киев сделала его просто смешным в глазах избирателей, поскольку, в конечном счете, это событие было интерпретировано как "дешевый PR".

АССОЦИАЦИИ С ОБРАЗАМИ КАНДИДАТОВ
Ассоциации, высказываемые респондентами, позволяют выявить их бессознательное восприятие кандидатов.

Ассоциируя Президента с медведем, респонденты имеют в виду силу и патриотизм Путина. Такие характеристики, как "волк со стаей", ягуар, лис, барс, породистая собака и пантера говорят об отношении к кандидату как человеку непредсказуемому, но сильному. Образ "могучего мышонка" демонстрирует борцовские качества президента, который вынужден сражаться с серьезными оппонентами. Растительные ассоциации связаны, как правило, с колючими растениями, что говорит о ярко выраженных волевых качествах: Кандидат Љ1, по мнению опрашиваемых, похож на следующие растения: репейник, подснежник, белый гриб, крапива, кедр, дуб, сосна, кактус, фикус, роза с шипами, береза, ива. Наиболее часто упоминалась орхидея, как дорогое, изысканное и доступное растение.

Путина сравнивают с такими литературными и историческими героями, как добрый джинн, Штирлиц, Бэтмэн, Джеймс Бонд, Остап Бендер и Александр Меньшиков.

Образ Сергея Глазьева, кандидата, рассматриваемого в качестве альтернативы самому Путину, вызывает у общественности не меньшее количество ассоциаций, чем Президент. Его сравнивают со следующими животными: ястреб, сова, гиена и лис ("потому, что есть какая-то диковатость и хитрость в глазах"), что характеризует мнение о нем, как о политике, пытающимся набрать солидный политический вес не совсем правильными и честными способами.

Однако, назывались и такие животные, как хомяк и мышка-полевка, что означает слабость и "серость" Глазьева, как политика. Такие вербальные характеристики кандидата, как "оголтелый социалист" и "больше обещает, чем сможет сделать", также подкрепляют вышеперечисленные ассоциации.

Респонденты, сравнивая политика с такими неоднозначными растениями, как ива, гладиолус, верблюжья колючка ("подобрал голоса тех, кто всегда голосует за коммунистов"), камыш, клен, бамбук, пробивающийся росток, сорняк, имеют в виду то, что Глазьев "гибкий политик, постоянно меняющий свой вектор внимания и ведущий его не в ту сторону".

То, что Хакамаду воспринимают как сильную, но опасную женщину-политика, отражают такие ассоциативные сравнения, как: черный паук, пантера, умная сорока, лиса, хищница, кошка, тигрица, коршун, змея, черепаха.

Ее сравнивали также с экзотическими растениями, подчеркивая ее "инородность": гладиолус, сакура, черный тюльпан, черная роза, мак, лиана, ядовитая белладонна.

Что касается сравнений с литературными героями и персонажами, то участники единогласно и со смехом назвали образ "ниндзя", также нашли общее с Фрекен Бок и лисой Алисой.
Кандидат от КПРФ Харитонов, "человек из прошлого", вызывал в памяти у негативно настроенных по отношению к коммунистам респондентов образ "Старухи Изергиль", а у ностальгирующих - образ позитивного начальника среднего звена из советских сериалов (типа "Вечного зова").


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"