Аннотация: Резензия к фильму "Вторжение варваров" французского режисёра Denys Arcand.
Вторжение варваров. Штампы с претензиями.
По хорошему, фильм смотреть совсем не обязательно. Вы не найдёте в нём новых идей или оригинальной формы их подачи, это не стильное кино, актёры играют добротно, но многие больно уж театрально, вы знаете, так: манерно качнув головой, с выражением, - неестесственно. Ты видишь, что они стараются, даже очень неплохо у них получается, но мы же не на кастинге. Если уж обращаешь внимание по фильму как актёры ИГРАЮТ, а не на мир, созданный режиссёром, что герои ПЕРЕЖИВАЮТ - то всё происходящее уже не внушает доверия.
Натали поднялась на второй этаж. "Это жильё папы, пока можешь жить здесь", - Себастьян вводит Натали в рабочий кабинет отца, уставленный книжными шкафами с занятной подборкой литературы, как будто подруга детства будет спать посреди всего этого пыльного собрания: в глаза бросается два упитанных томика Гитлера, хотя я что-то сомневаюсь, что товарищ Адольф написал так много. Папа у Себастьяна вообще был известный любитель всякой политической мысли, романтик утопического социализма. Идеалист. Его мир уходит, умирает вместе с ним.
На смену ему ожидается прогматизм и бездуховность мира чистогана, яркий представитель которого - Себастьян - преуспевающий биржевой маклер - идеализм папы воспринимает как капризы уходящего поколения, тем не менее, организует последние недели жизни смертельно больного отца с расчётливостью и подходом, вызывающими зависть у оргкомитетов по подготовке олимпийских игр. Тут тебе и отдельный номер в бедной университетской больнице, и героин, для снятия боли, и лучшие друзья, выписанные со всех концов Канады, и видеосообщения - через спутник, вестимо, - от дочки, находящейся в затяжном яхтоплавании у берегов Австралии. А в последнюю неделю - так вообще вся компания перебралась в домик на берегу озера, вдали от городов, типа природа.
Вы знаете, меня воротит от штампов в кино не потому, что меня они достали: мейнстрим я стараюсь пропускать,- я эти штампы распознаю. Они как ограниченный набор словестных упражнений для формулирования несложных мыслей: режиссёр просто тупо фигачит дешёвые приёмы, чтобы сказать: "Интеллектуалы-романтики вымирают, на их мир надвигаются капиталистические свиньи без моральных принципов, но с верой в наличные, варвары - о, какую я метафору придумал, ха, надо запомнить. Но ведь таких детей воспитали мы сами, мыслющая элита, твою мать, да не такие уж они и чужие, они просто другие, но по-своему счастливые." Каждый эпизод получился очень ярким, но одновременно нелепым.
Кадры из "11 сентября", улыбающийся в камеру журналист (эксперт, политолог, социолог, гость программы, - зачеркнуть ненужное), комментирующий происходящее как вторжение варваров. Ну и что? Какое отношение имеет общество американского потребления к вымирающим канадским романтикам, а арабские лётчики к подрастающему поколению прогматиков?
У Себастьяна пропал в больнице лэптоп. И ему помогает его новый знакомый, качёк - завхоз клиники - который зауважал нашего героя после того, как срубил с последнего капусты за отделку палаты на пустом этаже. Завхоз с лицом берлинского турка просто крышевал весь персонал, поскольку - оказывается - каждая медсестра и, простите, медбрат, постоянно воруют у больных вещи. Ну согласитесь, примитивно, хоть и вызывает умиление. Типа ТАК делаются дела в продажном новом мире. Ну заметим хотя бы, что преувеличенная продажность всего и вся в Канаде - как будто это не страна с одним из самых высоких в мире уровней жизни, а, скажем, Восточная Европа,- преподносится как на самом деле]. Ну да, а я корейский хоккеист. Вызывает не столько подозрение к правдоподобности происходящего, сколько скепсис к задумке автора вообще.
Или вот пара эпизодов "Себастьян и наркополицейский". Оба образованные, состоявшиеся люди, одного поколения - они понимают друг друга. Они комфортно чувствуют себя в этом мире. Это их мир. Всё замечательно, только опять же: куда торопимся? Дай полюбоваться твоим больным воображением подольше, в этом что-то есть. Так нет же, из гипертрофированной, но гармоничной и занятной реальности режиссёр с гордым видом франзуского интеллектуала с претензиями представляет нашему вниманию подборку дешёвых трюков.
Режисёр очень спешил, очень. Бог с ними, с актёрами. Бредд питы и эдварды нортаны снимаются за другие деньги в других, презираемых, надо полагать, автором картины, фильмах. Хотел, чтобы твой фильм оценили как интеллектуальное кино - но сумбурность в изложении и идейный мусор не прощают. Это даже не пародия на интеллектуальное кино, это попытка. Нехай. Странно, я всё больше прихожу ко мнению, что сильные фильмы снимаются там же, где и второсортные - в Америке. Европе остаётся лишь тужиться амбициями и выдавать время от времени попытки ответить трансатлантическому брату чем-то эдаким, доморощенным.
Мой совет: воспринимайте происходящее как что-то из параллельного мира, где Канада по социально-экономическим отношениям больше напоминает Мексику, а главный герой списан с преуспевающего биснесмена из рекламных роликов. Всё нереально. С этим самолётом швейцарской авиакомпании, давно разорившейся, доставившего нашего героя обратно, в Европу. Это сильно, поверьте, стоит проследить, как автор сам запутался в своих мыслях.
И вообще, фильм то не такой уж и плохой. Посмотреть можно. Особенно на русском.