С какого то полу-легального платно-бесплатного портала скачал вчера древнейший научно-фантастический фильм "Планета бурь" по повести Казанцева. И если отмести ту обязательную наивную часть коммунистической идеологии, что в полуторачасовом фильме была представлена всего двухминутной речью командира экспедиции, мол "оправдаем доверие коммунистической партии и первыми на Венере высадятся советские люди", то в остальном это кино и теперь - по прошествии сорока лет, смотрится очень классно. Даже комбинированные съемки и те, не очень-то проигрывают современной компьютерной графике, потому как и в те времена были мастера своего дела и режиссеры умели обходиться в кадре исхитрённым минимумом эффектов (остальное - зритель мол, сам домыслит).
Однако, дело не в смотрибельности и не в эффектах. Разумеется, снимай эту ленту теперь Голливуд - было бы и красочнее и забористее и мороз по коже от "срилла и саспиенса". Но мне бы хотелось обратить внимание на тот аспект, который вообще лежит в корне замысла произведения - будь то роман, повесть, сценарий или фильм снятый в жанре фантастики. Мне бы хотелось поговорить о мотивах, что двигали мыслью и пером фантастов 50 лет тому назад, и что движет ими нынче. И кстати, именно просмотр древнего сорокалетнего фильма - в чем-то помог разобраться и с моторикой творческого позыва и с востребованностью идущей от потребляющей продукт толпы.
Начать с того, почему в условиях реальной и жесткой цензуры советская система разрешала и даже поощряла фантастику (и не только восхваляющую идеи скорого коммунизма, но и зарубежную фантастику, где про коммунизм и светлое будущее не было ни пол-слова?) а вот рок-музыку и эротику, например, та же партия и цензура - запрещали... Почему?
Ответ, на мой взгляд, кроется в том, что идеологи-партейцы, отвечавшие за принципиальное "разрешать или запрещать" правильно уловили тогда главную тенденцию - фантастика как жанр не только нравится инженерам (именно инженерам и студентам технических вузов, на которых и был расчет партии, что они сдвинут научно-технический прогресс на решающие в борьбе с западом проценты, обеспечив заветное "догнать и перегнать" ) что фантастика не только нравится технарям, но и в чем-то помогает научно фантазировать в плане прикладном - то есть, читая научную фантастику (а не эротику), думать о конкретике своего военно-промышленного дела на практическо-применяемом там уровне. Отсюда, оттуда и насыщенность старой доброй фантастики всевозможными техническими подробностями и идеями (Станислав Лем "Непобедимый", Снегов "Люди как боги", Стругацкие "Страна багровых туч"). И вообще, фантастика тех "золотых" времен была в основном, направлена в космос - к далеким планетам и галактикам. А в этом, явно просматривается если не прямой заказ военно-промышленного комплекса, то по-крайней мере - его молчаливое одобрение, мол "верной и правильной дорогой идете, товарищи писатели".
Но что изменилось с приходом сегодняшнего "теперь"? К галактикам мы не улетели (хотя Казанцев, Ефремов и те же Стругацкие ожидали, ну что уж к 2000 -му то году, ну уж точно советские люди будут и на Марсе и на Венере!), а вот в плане раскрепощения - преуспели.
Нам разрешили и рок музыку, и эротику... да что там эротику! Нам самую жесточайшую порнографию разрешили и позволили, введя ее со скоростным трафиком свето-волоконного интернета в каждый дом.
И фантастика не умерла, а расширилась и разрослась до непомерных масштабов, занимая теперь в книжных магазинах аж до половины экспозиции товарных фондов.
Но вот только фантастика стала другой, не той, как прежде. Она теперь не поощряет полет творческой мысли, не позволяет дружно и системно "заглянуть в мир скорого и нескорого будущего", но она теперь встала на службу и потребу удовлетворения самой развращенной и изощренной потребности читателя в "разбередите мои мурашки по коже" и "дайте мне оттянуться и покайфовать".
ТО есть - попросту стала коммерческой.
Но не только потребы рынка и низменные вкусы читательской массы "моторят" писателя в его мотивации "сотворить чудо читабельности". Писатель - сам плоть от плоти современной толпы вечно голодных инфузорий, которым хочется жрать, пить, сексоваться, оттягиваться, торчать, прикалываться и зависать в бесконечном кумаре мечтаний.
Писатель сам, долбя по кнопкам "клавы" совершает некое погружение в мир ОТЛИЧНЫЙ ОТ ТОГО МИРА, где ему приходится завидовать ненавистному "потанину-абрамовичу", когда В РЕАЛЬНОМ МИРЕ писатель унижен самим только сознанием того, что не имеет "Х-пятой" или "кайена", набитого красивыми длинноногими, волоокими и сисястыми тёлками. Остается одно - придумать тот мир, где писателя кайф и оттяг (а заодно , кайф и оттяг его читателям). И наступает гармоничный симбиоз идеального марьяжа: писателю приятно писать, а читателю - такому же моральному уроду - приятно читать.
Вот и переполняются полки магазинов не реалистической прозой о жизни: а кому она теперь нужна? Бедность и духовная нищета, когда ничего кроме работы (сисадмином в темном чулане) и ничего кроме дурры мамаши и дурры жены дома, когда один оттяг - попить пивка за монитором, да помечтать об Х-пятой и сисястых стройняжках! Поэтому - из мира ненавистного, враждебного, из мира реалий - легче уйти в мир иллюзий, в мир игр, в мир фантазий, где можно представить себя героем, которого трепещут "типа абрамовичей" и которого любят и дарят ласками длинноногие сисястые девчоеки.
А и СИЛЬНЫМ МИРА СЕГО такая картина мира и такой баланс - выгодны. Покорные сложившемуся "сисадмины" и прочие программисты - идут на работу, а потом домой - мастурбировать на экран монитора. И никаких бунтов, никаких требований изменить этот мир. Потому как есть мир альтернативный. Мир ФАНТАСТИКИ. Именно современной фантастики. И он не только в книжках - он и в электронных играх, и в кино, и самое главное - в головах.