Алексис А.Н. : другие произведения.

План построения Коммунизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 1.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    План построения Коммунизма, благополучно просранный в 60е.

  *План построения Коммунизма*
  _Андрей Алексис_
  .2007
  
   *О Сытости и Праздности*
   Нет пожалуй ни одного в мире бедняка, кто не мечтал бы о сытости. Если он уже сыт, то это не бедняк. Разумеется и голод тоже бывает разный. У кого-то супчик жидкий, у кого-то жемчуг мелкий. То есть бедняком можно считать всякого, кому чего-то не хватает. В смысле удовлетворения потребностей. Соответственно, лица, неудовлетворённые желудочно, суть бедняки первого рода, лица, неудовлетворённые имущественно -- бедняки второго рода, духовно -- третьего. Голод желудочный удовлетворить легче всего, но всякий, кто хоть раз голодал (по настоящему, а не пропустив обед) навсегда помнит это чувство отчаяния и звериной жажды наесться. То же самое в несколько меньших масштабах происходит с бедняками второго-третьего рода. Разве что удовлетворить эти виды голода труднее. (В советское время были известны случаи суицида и преступлений подростков вследствие невозможности удовлетворить сформированную в них кем-то извне сверхпотребность в "фирменных джинсах".)
   Труд, по преданию, сделавший человека, изначально служил способом удовлетворения потребностей. Голод, превращая потребность в сверхпотребность, не мог не стимулировать трудовых сверхусилий. Но всякие сверхусилия, в отличие от сверхпотребностей, имеют предел. Получается замкнутый круг. Изнурённые голодом изнуряют себя ещё и трудом, дабы удовлетворить голод. Но после изобретения человеком разделения труда (когда пирогов не печёт сапожник) появилась возможность малыми усилиями получать сверхрезультаты. Естественным образом появилось желание так сократить свои трудовые затраты (труд не был тогда большим удовольствием, поскольку сверхусилия оборачивались сверхмучениями), чтобы не трудиться вообще. Пока только в мечтах.
   ***
   _О мелкой сущности буржуазии_
   Либеральная демократия западного типа вся насквозь устроена так, чтобы никто ни к кому не лез в его privacy поинтересоваться, а за чей счёт, собственно, тот жирует. Атомизация европейского общества произошла сама собой по мере распространения колониальных империй по лику Земли. Награбленные в заморье богатства должно было легализовать наравне с трудовыми и притом тщательно скрыть от потенциальных грабителей их количество. До сих пор самым неприличным вопросом, который не задают даже в зале суда, является размер заработка и источник доходов. НЕ ТВОЁ СОБАЧЬЕ ДЕЛО, ОТКУДА У МЕНЯ ДЕНЬГИ!
   Современный либерализм настолько продвинулся в праздность, что само публичное упоминание труда неприличнее сальной шутки. Ни в рекламе, ни в кинофильмах, ни в публичных речах не упоминается производящий труд. Работяги, иногда встречающиеся на фоне миллиардеров, никогда не показывают личностного начала. Они слуги, низшая раса, им не положено. Прославляется обладание богатством и его расточение на развлечения. Развлечения придумываются всё более изощрённые, всё более дорогие. Процессы добычи денег, демонстрируемые публично, ни в коем случае не содержат элементов труда. Считается само собой разумеющимся, что трудом невозможно заработать достаточно денег. Усилия всех голливудных героев направлены на завладение чужими деньгами нетрудовым путём. Самый безобидный способ -- выгодная женитьба с выгодным разводом. Самый ужасный (по мнению Голливуда) -- террористический акт с вымогательством. Сытость показывается синонимом праздности, голод же сопрягают с трудом.
   Неправильно было бы рисовать Запад только в чёрный цвет и утверждать, что там НИКТО не работает, а все только и занимаются криминалом и спекуляциями. Отнюдь. Но общественная атмосфера такова, что человек работающий ощущает себя если не рабом на плантации, то уж по крайней мере неудачником, отверженным и неполноценным унтерменшем. Потому скрывает от знакомых и незнакомых и род занятий, и величину заработка. Работают в западном мире только те, кто ВЫНУЖДЕН. Голодом и сверхпотребностями, индуцированными в мозгу пропагандой. Всю жизнь в душе европейца/американца сидит острое желание хапнуть куш и не работать НИКОГДА.
   Для того, чтобы принудить людей работать за деньги, специально создана и поддерживается громадная резервная армия труда. Это безработные, это бомжи, это примитивные племена в резервациях и "третьем мире". Всем дают понять: не будешь добывать ЛЮБЫМ способом деньги -- окажешься там. Всё ниже и ниже. А из нижних "вытапливают деньги, как из скота сало".
   Почему при либеральной демократии катастрофически упала рождаемость? Исчез основной инстинкт? Нет, пропаганда распутного секса идёт круглосуточно. Боятся СПИДа? Отчасти, но детей мало даже у здоровых пар, верных друг другу. Мне кажется, дело тут в том, что выращивание и воспитание детей несмотря ни на какие выплаты и преференции остаётся довольно тяжким трудом, прежде всего духовным. А трудиться лишнее обыватели не хотят. Стремление к праздности благодаря пропаганде подавило даже родовой инстинкт! Половина, если не более, детей у белых европейцев рождаются случайно, как побочный результат распутного секса (ради удовольствия), и не являются желанными. Их рождение терпят как нечто неизбежное, стремятся всячески переложить обузу на кого угодно, а то и просто бросить в одиночестве. Неудивительна неразвитость подростков, прежде всего духовная, и их стремление к наркотикам, развлечениям и опять-таки к распутному сексу.
   На праздность также наложен экзистенциальный страх бессмысленности существования среднего класса. У них нет позитивной загробной программы и проекта, за который можно отдать жизнь (день за днём все 70 лет). Им нечего оставить будущим поколениям кроме неоплаченных счетов, убогого домишки, нуждающегося в ремонте, и старых фотографий. Если они верят в Бога, то никто из них не знает точно, куда он там попадёт после смерти. Ибо кальвинистская ересь (учение) подвергает сомнению всеобщее право на Спасение. Люди среднего класса уверены только в одном -- право на спасение и пребывание в раю связано с явленным проявлением божественного благоволения в виде удачи, каковое доказали только высшие классы, богатые и удачливые. Люди среднего класса не заводят детей из страха, что ни им, ни их детям предопределено НЕ спастись. Потому столько восторга вызывает выигрыш крупной суммы в лотерею или в казино. Алилуйя! Он спасён! И этим обусловлена популярность азартных игр. Деньги вторичны.
  
   _О мелкой сущности капитализма_
   Механика капиталистического способа жизни проста: имеющий деньги да имеет! И соответственно, неимущий не существует. Буквально. В капиталистическом обществе удовлетворяется только спрос, а не потребности человека. Человек, не имеющий денег, не может создавать спрос на рынке, а значит, выпадает из жизни вообще. Можно сформулировать ещё грубее: "бедным жить необязательно". Голод при обилии товаров, создаваемый искусственно посредством отъёма денег и возможности их получить, --- постоянное состоянике капиталистического общества.
   Сколько бы ты не зарабатывал, монополии выжмут из твоего кошелька всё и даже заставят залезть в долги. Стоит повыситься зарплате, как тут же поднимаются цены на товары и услуги, многие из которых ЖИЗНЕННО необходимы. Продаётся даже воздух. И всегда есть выбор. Либо дышать грязным воздухом мегаполиса, медленно тебя убивающим, либо свежим воздухом из фильтра-кондиционера, который стоит денег.
   ***
   Люди, не имеющие дохода вообще (бомжи, клошары, хобо, хич-хайкеры, и т.д.), ведут образ жизни наших далёких предков --- охотничье-собирательский. Они охотятся на обладателей денег в каменных джунглях мегаполисов, собирают отбросы и вторсырьё. Поскольку они разобщены и малочисленны, то не представляют опасности для строя. Они опасны только для отдельных слабозащищённых индивидуумов. А польза от них весьма велика. Они служат примером и назиданием для "среднего класса" --- смотри: не будешь вести себя хорошо, попадёшь туда, на самое дно.
  
   _О мелкой сущности пролетариата_
   70 лет существования СССР показали попытку мироустройства на основе альтруизма. Мечты о Сытости и Праздности никуда не делись, картины светлого будущего рисовались так: "Нам электричество пахать и сеять будет / Нам электричество даст водки с колбасой." Кого ни спроси, всякий был уверен, что при Коммунизме не только не будет денег, но и работать (лично ему) будет не нужно. Откуда возьмутся блага потребления, никто не задумывался. Откуда-нибудь возьмутся. Программным заявлением о том, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при Коммунизме" Никита Сергеевич породил кризис непомерных ожиданий. Как по срокам, так и по результату. В результате новое поколение, которое и должно было вступить в царство С и П, воспитывалось не в труде, а в безделии.
   Коммунисты СССР совершили фатальную ошибку, превратив детей в привилегированный класс. Вступая в самостоятельную жизнь, их дети испытывали острый стресс от потери привилегий. Куда-то исчезала привычная праздность, участковый милиционер "капал на мозги" с требованием работать. Если поупорствовать в безделии, можно и в тюрьму угодить за тунеядство. Исчезали враз кружки и клубы для увлечений и развлечений. Они только для "привилегированных классов" -- детей и пролетариев. Исчезала также система бесплатного питания. Исчезало право на бесплатное жилище (могут и выселить в сельскую местность). И так далее. Восстановить всё это можно только одним способом -- влиться в ряды другого привилегированного класса -- пролетариата (трудящихся). Тогда будут и деньги на покрытие тех обязательных небольших трат, и права на всё вышеперечисленное.
   Но существовал ещё один способ продлить сытое и праздное существование, доступный немногим. Это -- высшее образование. Студенты в СССР не только пользовались прежними привилегиями наравне с трудящимися и детьми, но ещё и получали деньги (небольшие) буквально ни за что -- за учёбу. А к учёбе бывшие школьники были привычны, стресса тут никакого не было. Студентов даже от воинской повинности освобождали (условно). Каждый год за ворота ВУЗов выскакивали толпы "молодых специалистов", ни разу не работавших за ради хлеба насущного (а только за отметку), застрявших в блаженном мире сытости и праздности, желающих дальнейшего тунеядства. Молодые "специалисты" ещё мало что умели, неглубоко знали, что изучали, серьёзные дела им поручать пока нельзя. Во множестве ведомств массово создавались "рабочие места" для таких "специалистов". Где не надо было делать что-либо особенное, где платили зарплату, достаточную для сытости, и где можно было просиживать свои штаны многие годы в блаженстве.
   Всё погубила жадность. Некоторые из "специалистов" были заражены этим пороком. Им было мало простой сытости, они ещё желали удовлетворить и духовный голод, голод на образы, приносимых в основном из-за "бугра". Неудовлетворённый голод имеет тенденцию к нарастанию. Когда он стал нестерпимым, "голодающие" восстали.
   Кроме того, имело значение также то, что и трудящиеся хорошо запомнили шок перехода от праздности к трудности. В подсознании сидело ощущение странной несправедливости этого процесса. Вчера работать было не надо и можно было быть сытым, а теперь требуют работать, хотя СУЩЕСТВЕННОГО отличия в сытости не гарантируют. Многим хотелось вернуться в блаженное состояние сытой праздности или хотя бы СУЩЕСТВЕННО улучшить свою сытость пропорционально трудности. И эти тоже восстали.
   ***
   Развлечения при социализме, организуемые государством трудящихся и общественными организациями, предполагали в первую очередь конструктивность и позитивизм. Главным развлечением был спорт. Не зрелище спортивных состязаницй, а многочисленные спортклубы ведомств (наиболее известные -- "Спартак", "Локомотив", "Крылья советов", "ЦСКА", "Динамо"), Детско-юношеские спортшколы и секции любителей. Люди (в основном трудящиеся, т.к. спортклубы ведомственные) совершенствовали своё тело и навыки движения, улучшали своё здоровье. Это требовало труда. И этот труд не оплачивался. (Элемент Коммунизма, не правда ли?) Отдельно от любительского спорта существовал профессиональный спорт, где сверхусилия спортсменов, "назначенных чемпионами" оплачивались через льготы и привилегии, т.к. они по сути являлись государственными служащими. Их задача была --- показывать пример спортсменам-любителям и задавать ориентиры достижений. Естественным образом спорт входил в общегосударственную подготовку населения к обороне страны.
   Другими важными развлечениями были любительские кружки, от технических, до художественной самодеятельности. Занятия творчеством, поощряемые государством и обществом, также требовали труда и также не оплачивались. И также были естественным образом включены в подготовку кадровых резервов для народного хозяйства и обороны. Существовала мощнейшая полугосударственная организация, курировавшая все технические кружки и дававшая в своих рамках военно-прикладное техническое образование -- "Осоавиахим"-"Досааф".
   Кроме творческих кружков государство также содержало мощную сеть библиотек и клубов, служивших базой для распространения знаний. В те времена в советских библиотеках было мало книг откровенно пустого содержания, зато даже мелкая деревенская изба-читальня имела полный набор русской классики, чтение которой требует, как известно, немалого труда. Концерты по радио и телевидению также основывались на высочайших образцах музыкальной классики и лучших номерах эстрады, прошедших тщательный отбор. Иными словами, советское государство сильной рукой тащила своих граждан к духовному и умственному совершенству, не позволяя им падать в ничтожество.
   ***
   _О мелкой сущности диссидентуры_
   Склонные к праздности лица, отвергающие труд как таковой, не признавали этих развлечений. Они были вынуждаемы организовывать себе свои собственные развлечения, полулегальные и подпольные. Они превратили предприятия общественного питания в притоны пошлого вкуса. Они организовавыли распространение в своей среде образчиков иностранной массовой культуры. Они даже организовали создание подобных изделий в своей стране.
   Было ещё одно своеобразное развлечение нетрудящихся. Собираясь на кухне у кого-нибудь из своих, они обсуждали, пуская слюнки, воображаемую райскую жизнь за границей, красиво глядящееся шмотьё и цацки, еду и напитки, а также музыку и образ жизни тамошних "звёзд". За бутылкой русской водки они постепенно переходили к сплетням о жизни тутошних "звёзд", якобы "умеющих жить" и здесь. Более продвинутые компании (получившие некоторое образование) на этих кухнях далее переходили к поиску причин наличия "райской" жизни "там" и отсутствию таковой "здесь". И строили, не без участия импортных подрывных материалов ("Посев", "Грани", "Радио Свобода"), теории о правах человека, о рыночной конкуренции, о звериной сущности коммунизма и архипелаге "ГУЛАГ". Ещё более продвинутые индивидуумы начинали "бороться с режимом".
   За что боролись антисоветчики Советского Союза? За право никому никогда не объяснять, откуда у них такие средства, расточаемые в праздных развлечениях. Это называлось "права человека". За право извлекать из ближнего нетрудовые доходы в виде сверхприбыли. Это называлось "рыночная экономика". За право продавать способности (полученные благодаря затратам всего общества) тому, кто больше заплатит. Это называлось "свободой передвижения". За право манипулировать сознанием максимально широких масс населения, дурить народ. Это называлось "свобода слова".
   В конечном итоге они боролись за своё право на сытость и праздность.
   ***
   Самые громкие вопли исходили от публичных людей, т.н. "звёзд" эстрады и кино. Им не нравились расценки Госконцерта и Госкино, они сравнивали гонорары зарубежных "звёзд" со своими и пускали слюнки по "загнивающему западу". Им хотелось БОЛЬШЕ! Больше, несмотря на всенародную любовь, почёт и уважение. Некоторые из них уехали на этот "запад", и --- что? НИКТО из них не получил вожделенных миллионов. Они там были --- чужие. И никто уж не получил и сотой доли почёта, любви и уважения.
  
   *Трудотерапия для поколения*
   Труд в СССР объявлялся почётным, на всех уровнях всячески приветствовались ударники труда, но не было сделано главного. Труд по-прежнему оставался в глазах трудящихся тяжёлой необходимостью. Не потребностью, ценной самой по себе, а необходимостью для обеспечения сытости (даже в ГУЛАГе от выполнения нормы работ зависел объём пайки). Простое устранение связи сытости и трудности ничего бы не дало. Тунеядцы обрушили бы народное хозяйство, прожигая жизнь в развлечениях.
   Что было нужно делать, спросите вы? Как избежать появления тунеядства? Для устранения переходного стресса необходимо было приучение детей к труду сызмальства. Два-три часа ежедневно может поработать любой ребёнок и даже инвалид (если его снабдить соответствующими приспособлениями). Если связать ежедневное получение неких благ с ежедневным же трудом, например, кто не отработал день, независимо от причины, не должен получать сладкого десерта в столовой, не допускается к дополнительным занятиям в факультативах, кружках и секциях. И т.п. Система учёта трудодней, хорошо зарекомендовавшая себя в колхозах, применима и тут. Ребёнок страны Советов приучается воспринимать как должное не только зависимость от труда получение дополнительных жизненных благ (сверх выживательных), но и обладание правами. Знак ударника труда в таком обществе, носимый ребёнком, должен придавать ему совершенно особый статус -- например, право наравне со взрослыми принимать участие в политической (местной и общегосударственной) деятельности через политические объединения -- пионерию и комсомол, а также и единолично. Политика превращения труда из средства жизни в цель -- первый этап построения коммунизма.
   Где работать детям? В первую очередь в сфере обслуживания, на работах, не требующих квалификации. Во вторую очередь, на работах, требующих нарастающего развития смекалки и творческого воображения. В третью очередь на тех работах, где двух-трёх часов труда в день достаточно для достижения значимых результатов. Если это совпадает -- отлично. Для распределения детей по работам и учёта трудодней создаётся специальная служба при Минобразе и Минсоцкультбыте, не забывая и Минжилкомхоз. Масса наиболее квалифицированных работников прикомандировывается к этой службе в качестве мастеров-наставников. Звание "мастер-наставник" придаёт такому человеку дополнительные права, льготы и привилегии. Дети трудятся под присмотром их, под руководством их, под обучением у них. Мастера-наставники, от дворника до инженера, несут полную ответственность как за труд своих подопечных, так и за их безопасность и здоровье.
   Трудовая деятельность детей должна быть разнообразной и сменяемой. Поэтапно, от простых работ к сложным, дети должны пройти максимально возможный ряд профессий. Не следует сводить труд детей к простой игре в труд или только обучению труду. Элемент игры должен присутствовать, но главные результаты труда должны быть значимы и востребованы обществом. Изделия выставляться на продажу, услуги оплачиваться на общих основаниях. Играть придётся всерьёз.
   По мере взросления, количество трудовых часов и обязательных трудодней должны постепенно увеличиваться с тем, чтобы к совершеннолетию достичь общей нормы (8 или 7 часов в день, 40-часовая неделя).
   В отношении сельского хозяйства порядок должен быть точно таким же. Дополнительно, в дни каникул городские дети должны привлекаться к сезонным работам в с/х наравне с деревенскими сверстниками. Но и сельские дети в дни зимних каникул также должны наведываться в город для приобщения к городской жизни и городскому труду. В конце-концов, каждый подросток сам будет выбирать, что ему по душе. Должен существовать выбор между вариантами общественно полезного труда. Не должно быть только варианта праздности.
   ***
   Нужно изменить также систему учёта труда и вознаграждения за труд. Колхозная система трудодней имеет изъян, делающий её неприменимой в промышленности. Оплата труда привязана к трудодням и урожаю, оплата производится натурой, в конце осени. В промышленности оплата труда либо сдельная (тоже привязана "к урожаю"), либо повремённая в режиме дежурства или обслуживания. Надлежало бы разделить учёт трудодней по отработанным часам и оплату труда по произведённой работе. Трудодни дают работнику нематериальные права, а деньги --- материальные возможности. Нехватка или избыток трудодней над нормой определяют также годовые и месячные премии (или лишение оных).
   Тунеядцам пришлось бы целенаправленно создавать специальные организации, "рисующие трудодни" и "выводящие зарплату" для себе подобных. Для преодоления таких процессов обязательным должно считать непрерывную ротацию кадров по произвольным местам работы. Не непрерывность работы на одном месте, а количество разных мест работы в одной или растущей квалификации должно сделать достоинством. В СССР было наоборот, пригревшихся в одном месте на долгие годы, приветствовали, а "летунов" всячески ущемляли. Но одно дело --- текучесть кадров вследствие неумения-нежелания работать (идёт процесс поиска синекуры), а совершенно другое --- ротация кадров по предписанию. Кроме того, ротация будет способствовать расширению кругозора, культурному развитию, расширению круга знакомств.
   ***
   К сожалению и эта программа не решает поставленной задачи. Она лишь её облегчает. Привыкшие к постоянному труду, люди просто избавятся от переходного стресса. Но связь получения жизненных благ с трудом остаётся. Её надо развязать.
   Это возможно было бы сделать в новом поколении. Когда подросшие дети станут родителями, вокруг в обществе просто не будет никого, кто бы не работал, т.е. пребывал в праздности. Даже инвалиды и пенсионеры обязаны были бы выполнять посильные им работы (напр. общественные, воспитательные и др.), чтобы не создавать прецендента. Дети такого общества будут относиться к труду как чему-то естественному, родители также не будут ограждать своих детей от труда, потакая праздности. С этого момента можно будет отвязать получение детьми жизненных благ от результатов труда. Достаточно уже просто трудиться на общество в указанном месте (местах), чтобы удовлетворять ВСЕ свои потребности. И именно это поколение "будет жить при Коммунизме".
  
   *Отмена денег*
   "Деньги являются мерой стоимости". Сказать такое, всё равно что заявить: "количество воды является мерой влажности". Деньги --- и есть стоимость! Некая абстрактная единица, не имеющая эталона. Кусок золота в пустыне не стоит ничего, если нет воды. Поэтому сначала разберёмся со стоимостью, а потом подберёмся к деньгам.
   "Стоимость --- количественное выражение качественной характеристики, связанной с удовлетворением потребности". Поскольку потребности у разных людей в разные моменты времени разные, то и характеристика может быть только субъективной и качественной. Сколько стоит хлеб? 20 копеек. А в голодный год? В блокадном Ленинграде? А на сытый желудок?
   "Удовлетворённая потребность ничего не стоит". Для сытого еда не стоит ничего, разве что для пополнения запасов, но тоже до некоторых пределов ёмкости хранилища. Потребности возникают, усиливаются при их неудовлетворённости, становятся нестерпимыми и приводят к гибели (либо вреду здоровью). После удовлетворения потребности, она пропадает, чтобы уступить место новой потребности. Человек, потребности которого удовлетворены, впадает в блаженное состояние счастья.
   Потребности бывают естественные (объективные и субъективные) и искусственные (сверхпотребности). Возникновение сверхпотребности --- психический феномен, связанный с расстройством психического здоровья. Естественные объективные потребности служат организму для поддержания жизнедеятельности и развития. Субъективные потребности служат развитию личности и поддержанию связей с обществом. Иногда под влиянием дурного общества у личности индуцируются сверхпотребности.
   Цена потребности, то есть количественная мера стоимости удовлетворения потребности здесь и сейчас, --- есть та сумма ресурсов, которой индивид готов пожертвовать (отказаться) ради удовлетворения своей потребности. Например, я владею пятью хлебами, но я сыт. Выбросить хлеб я не могу только потому, что планирую утолять голод в будущем (целеполагание). Но я готов отдать часть своего хлеба голодному, владеющему нужной мне вещью --- тёплой одеждой. Мне холодно, голодному тоже. Но он готов помёрзнуть ради сытости. Поторговавшись, мы договариваемся обменять два хлеба (достаточно для насыщения) на одежду. Это цена. Со стороны голодного цена потребности быть сытым --- одежда. С моей стороны цена потребности согреться --- два хлеба. Дал бы я три? Если бы голодный оценил бы свой голод как более сильный, который двумя хлебами не насытить, то дал бы. А четыре? Если бы я оценил свою потребность согреться не так высоко, не дал бы. В этом весь торг. Люди оценивают свои потребности в количественном выражении во взаимодействии. Объективной цены не существует.
   Тем не менее, при крупномасштабных торгах на открытых рынках стихийно возникает некая усреднённая цена (столь же субъективная, но коллективно) на широко распространённые товары, призванные удовлетворить основные потребности. Для таких торгов удобно было выбрать некую абстрактную единицу --- деньги. Сами по себе деньги никакой ценностью не обладают и никаких потребностей непосредственно (кроме эстетических) удовлетворить не в состоянии. Это только инструмент согласования меры потребности.
   ***
   _О мелкой сущности денег_
   Обратимся к деньгам при Социализме. Поскольку рудименты рыночной экономики сохраняются (между частными лицами), то деньги отчасти выполняют роль инструмента согласования потребности. Но по большей мере деньги при Социализме выполняют роль абстрактной учётной единицы, характеризующей меру затрат труда. Это принято для упрощения. Некоторые виды труда либо плохо поддаются количественному измерению (творчество), либо вообще уникальны и невосполнимы иными видами (труд химика не заменит и армия землекопов). Поэтому в оценке меры трудозатрат в этих категориях было много произвола. Но в остальном хозяйстве обыкновенно можно было легко вычислить, сколько человеко-часов, тонн, километров и т.д. потрачено.
   Экономика Социализма не была НИКОГДА направлена на извлечение максимальной денежной прибыли (превышения доходов над затратами). Экономика Социализма имела главную цель --- удовлетворение потребностей общества и его членов. Эти потребности в разное время были разные, и цена их удовлетворения тоже бывала разная. Когда надо было спасти общество от разрушения агрессором, все силы общества были направлены на формирование и вооружение армии. Когда война закончилась, направление усилий поменялось. Иными словами, у общества и его членов были потребности, их удовлетворение требовало определённых затрат. Но удовлетворялись ли они за деньги (по разл. цене) или бесплатно, определялось самим обществом. Если потребность признавалась нестерпимой, естественной и всеобщей, если при её неудовлетворении людям грозила гибель, то она становилась доступной бесплатно. Голодный паёк, минимум тёплой одежды, жилище, тепло в жилище, охрана от бандитизма, защита от агрессора и т.п. Если потребность переставала быть нестерпимой, но оставалась всеобщей, её удовлетворяли за низкую плату, предоставляя гражданам выбор, где сэкономить, а где потратиться. Если потребность признавалась неестественной, сверхпотребностью, но не мешающей обществу и другим лицам, то она удовлетворялась за большую плату. Например, "товары повседневного спроса", т.е. удовлетворяющие общие и повседневные потребности, без которых обычно нельзя обойтись, при социализме стоят дёшево или вообще распределяются бесплатно (по карточкам). Но это не значит, что они имеют малую или не имеют совсем никакой полезности (). Товары, удовлетворяющие сверхпотребности, пользующиеся невысоким спросом (не всем нужны), без которых можно обойтись, стоят дорого или распределяются как награда за трудовые достижения. Получается интересная картина --- по уровню потребления люди с малыми доходами (допустим 100р./мес.) и люди с высокими доходами (200-300р./мес.) отличаются в потреблении отнюдь не в 2-3 раза. Потому что богатые переплачивают за свои безделушки, а бедные недоплачивают за хлеб и молоко. В полезностном выражении (если было бы можно высчитать объективную полезность товара) получаемые блага их отличаются в 1,2-1,5 раз. Эта политика ценообразования обеспечивала "вытягивание" уровня потребления беднейших до "среднего класса" и "опускания" уровня потребления богатых (к неудовольствию последних).
   Подобный механизм позволял также балансировать цифры учёта количества трудозатрат по отраслям. За счёт предметов роскоши и др. сверхпотребностей субсидировалось удовлетворение насущных потребностей. Деньги в рамках государства перекладывались с одного счёта на другой. Существовал даже такой феномен как "планово убыточное производство", немыслимый при капитализме. Это означало, что производство, удовлетворяющее значимые потребности (например, сложные лекарства) настолько затратно, что не по карману никому. И вместо того, чтобы дотировать покупку товаров прямо в системе распределения (советская торговля), товары дотировались прямо на производстве.
   Неудивительно, что учётных инструментов в такой стране было несколько. Наличные деньги предназначальсь для индивидуального поощрения труда и распределения товаров народного потребления в розничной торговле. Безналичные деньги предназначались для учёта и анализа хозяйственной деятельности предприятий. Выдача зарплаты от успеха или неуспеха этой деятельности зависела мало. Но за безналичные деньги возможна была покупка средств производства одним предприятием у другого. И наконец, валютные деньги --- инвалютный рубль, чеки, боны и др. суррогаты иностранной валюты использовались для учёта и анализа внешней торговли страны в целом. Например, одно предприятие выпускает экспортный товар. Другое предприятие закупает импортное сырьё. Передача инвалютных рублей со счёта на счёт обеспечивала баланс страны перед заграницей как единого целого. В своё время аналогичная система существовала в Англии, когда товары британского производства продавались за фунты, а ввозимые колониальные товары --- за гинеи.
   ***
   _О коварном плане истребления денег_
   Основной недостаток существования денег --- их существование. Зримое, вещное. "Деньги не пахнут" --- значит, есть возможность доставать их нетрудовым путём и использовать наравне с трудовыми. Как сделать, чтобы как учётный инструмент деньги сохранились, а как призрак капитала --- испарились? Есть способ перевести деньги в безналичную форму. Деньги предприятий уже работают в безналичном виде, все расчёты прозрачны, деньги персонифицированы, известно, кто кому за что сколько и когда заплатил. Злоупотребления выявляются, и даже при злоупотреблениях извлечь личную выгоду затруднительно, ввиду отсутствия системы обналичивания "чёрного безнала". (Цеховики и казнокрады СССР для перевода безнала в наличные были вынуждены создавать фиктивные предприятия по закупке у "мёртвых душ" сырья.)
   Но предприятий несколько сот тысяч, а граждан --- сотни миллионов. Не обрушится ли банковская отрасль от такого наплыва счетов? Нет, если создать автоматизированную систему ведения счетов (уже есть) и оснастить сбербанк (не путать со "Сбербанком"!) новейшей и мощнейшей техникой.
   Тогда каждый трудящийся или пенсионер (нетрудящиеся --- нет) будет иметь счёт в банке и документ для доступа к нему --- специальную карточку (можно заменить просто считыванием пальца). Зарплата/пенсия приходит на счёт, человек в магазине берёт товары, предъявляя карточку (или палец). Со счёта автоматически списывается нужная сумма. Накопилось на счету побольше --- можно купить что-то подороже. Кончились деньги --- можно получить кредит для покупки еды и средств гигиены. (Последнее важно на первом этапе как сигнал о перерасходе зарплаты.) Все расчёты только легальны, никто не сможет пользоваться счётом кроме владельца. Легко осуществить ограничения в правах на покупку опасных товаров, напр. алкоголя. Легко отследить, на что уходят деньги. Даже при переводе денег со счёта на счёт между гражданами легко определить, кто кому за что заплатил (поскольку это надо указывать при переводе) и легко пресечь при незаконности сделки. То есть у каждого рубля будет владелец с именем и фамилией. Анонимных "непахнущих" денег не будет. Тунеядцы, не работающие нигде, не смогут отовариваться в магазинах (или получат только минимум).
   По мере привыкания граждан и окупания внедрения системы, она начнёт приносить выгоду за счёт снижения преступности (см. "Золотой телёнок"), упорядочения трат, микрокредитования и т.п. Тогда начинается следующий этап. Кредиты увеличиваются. Теперь можно покупать более дорогие вещи и практически не ощущать ограничений (перечень товаров, отпускаемых при нулевом балансе расширить).
   В конечном итоге, люди смогут удовлетворять ВСЕ свои потребности без сверхнапряжения на работе. Органы опеки граждан, зная склонность кого-либо к растратам, могут подыскать ему более доходную должность или провести терапию по коррекции личности. После смены поколений надобность в такой системе учёта отпадёт. Эта задача станет скорее воспитательной, нежели финансовой.
  
   *Структура государственных органов при Коммунизме*
   Если кто-то думает, что государство при Коммунизме-де "отомрёт", то выдаёт желаемое за действительное. Система управления народным хозяйством должна будет существовать ВСЕГДА. Без системы и без управления хозяйство просто развалится. Иной вопрос --- как она будет выглядеть и из чего состоять. Выражаю предположение, что в систему управления будут вовлечены ВСЕ граждане без изъятия.
   Чем придётся управлять? Во-первых, производительными силами как основой удовлетворения потребностей. Во-вторых, обществом, его структурированием и развитием. В-третьих, самими людьми, их деятельностью, их потребностями и развитием. Если всё ещё будут существовать иные цивилизации, то в-четвёртых взаимодействием с этими цивилизациями.
   ***
   В первооснове всякого управления находится информационная система, отображающая в доступной форме процессы реальности, решающая система, вырабатывающая на основе информации РЕШЕНИЕ, и силовая система, воплощающая принятое решение в реальность. Отсюда видятся три органа власти: информационный, решающий и силовой. В настоящее время (при демократическом режиме) к информационным органам относятся: пресса, система выборов, разведка, наука. К решающим органам относятся: парламент, политические партии, общественность, правительство, суд. К силовым --- армия, полиция, специальные службы, производство, развлечения.
   У каждого подразделения свой собственный образ действия. Пресса предоставляет "сырую", противоречивую и малодостоверную информацию обществу, но играет важную роль в воспитании граждан посредством формирования их мировоззрения через развлечение. Выборы (и иные волеизъявления) предоставляют гражданам возможность периодически выразить своё отношение к реальности и предлагаемым решениям. Другой вопрос, что реальность, благодаря искажению ея прессой, выглядит иной, нежели как она есть. Соответственно, граждане выражают своё отношение к ВООБРАЖАЕМОЙ реальности и к своему ПРЕДСТАВЛЕНИЮ о предлагаемых решениях. Разведка (внешняя и внутренняя --- Госкомстат, Счётная палата) предоставляет более достоверную и глубокую информацию о реальности, но только узкому кругу лиц, непосредственно принимающих решение. В общество эта информация не попадает. Наука в основном добывает и упаковывает информацию об объективной реальности, либо лежащей вне общества, либо слишком обобщённой, и опять-таки, только для узкого круга лиц, способных эту информацию понять. Пресса, иногда инспирирующая утечки информации от науки или разведки в общество, делает это исключительно в целях воздействия на массовое ВООБРАЖЕНИЕ, а отнюдь не для принятия обществом каких-либо решений.
   Парламент (законодательный орган) по статуту предназначен для выработки алгоритмов принятия управляющих решений правительством и судом. По идее, парламент должен реагировать на информацию о реальной работе разработанных ими алгоритмов через выборы и наказы избирателей и осуществлять отладку. При парламенте есть научные консультанты, искушённые в алгоритмах и законах общества --- политические партии. Пресса, публикующая бурную парламентско-партийную жизнь, опять-таки создаёт ОБРАЗЫ, для воздействия на воображение граждан и, тем самым, на поведение. Суд предназначен для вынесения КОНКРЕТНЫХ решений для реакции на явления реальности уже по готовым алгоритмам. То же самое делает правительство, но только в отношении долгосрочных и неконкретных явлений реальности.
   Силовые структуры государства призваны воплощать принятые решения в реальность. Армия занимается разрушением нежелательных явлений реальности (как правило за рубежами страны), полиция -- пресечением таких же явлений малого масштаба внутри. Иногда граждане добровольно исполняют решения без армии и полиции, признавая правильность авторитетного решения суда. Специальные службы заняты пресечением явлений, вызванных внешними факторами --- стихийными бедствиями и авариями, иностранными шпионами и диверсантами, террористами и пр.
   Народное хозяйство, управляемое правительством, служит для удовлетворения потребностей граждан и общества в целом. Решения правительства воплощаются в виде материальных вещей --- товаров, образов, общественных благ. Для того, чтобы народное хозяйство работало, необходимы затраты труда. Граждане, побуждаемые к труду тем или иным образом (дулом автомата, голодом, пропагандой), приходят туда, куда им указывает правительство, и делает то, что правительство приказывает. Связано или нет удовлетворение потребностей трудящегося гражданина с его трудом --- зависит от политического режима.
   ***
   Редуцируем эту схему. Никто никого ни к чему не принуждает. Каждый гражданин сам определяет состояние реальности, сам вырабатывает решения (и алгоритмы их выработки) и сам эти решения осуществляет. Для определения состояния реальности он должен быть всеведущ (а не впечатлён), для выработки решения он должен быть разумен и образован, а для осуществления решений --- всемогущ. Этого человека мы хорошо знаем. Это --- Бог.
   Но если спуститься с небес на землю, то надо перенести всё сказанное на общество. А в обществе, даже самом малом, уже возникают все вышеперечисленные органы власти. Нужно их просто максимально минимизировать. Прессу расчленить на службу информации, ответственную за публикуемое (за ложь и умолчание придётся наказывать, пока одни не привыкнут не врать никогда, а другие --- доверять сказанному), и службу развлечений --- род литературы. Парламент редуцировать до всеобщего схода граждан по информационной сети. Службы исполнения решений сами не должны ничего исполнять, а только информировать граждан о наличии общественной потребности в некоторых действиях. Причём подбирать граждан, наиболее для этого дела подходящих. В долгосрочном плане направленно ВЫРАЩИВАТЬ таких граждан с необходимыми способностями. В краткосрочном плане иметь под рукой разносторонне развитых граждан, способных ко многим видам работ --- резервную армию труда. И держать их в тренированном состоянии.
   Например, нужно убрать собачье дерьмо с детской площадки около дома Љ3 по улице Красноармейской. Служба исполнения имеет на примете трёх любителей чистоты поблизости, один из которых вдобавок исследователь собачьих экскрементов (такая блажь). Его вызывают в первую очередь. Но он занят в лаборатории и не успевает. К тому же дерьмо именно этой собаки он уже исследовал неделю назад и оно ему неинтересно. Тогда зовут двух других. Один ничем не занят, прибывает на место, убирает дерьмо, полирует асфальт, моет шампунем... Но ему ненавязчиво сообщают по мобильнику, что есть и другая работа.
   Общество существенно информатизовано. Каждый гражданин вовлечён с младенчества во всемирную сеть. Его способности и потребности автоматически отслеживаются и выращиваются. На любом всемирном ли, дворовом ли сходе он полностью компетентен во всех аспектах реальности. Даже оставшись один и без связи новый человек ведёт себя так, будто общество незримо присутствует, и потому действует так, чтобы потенциально принести подразумеваемому обществу максимум пользы.
   Производящие силы общества мощны, гибки и обладают значительным резервом переналадки для удовлетворения нововозникших потребностей. В основном они автоматизированы и достаточно только изменения программы. Те немногие производства, которые нельзя автоматизировать (например написание программ или уборка двора), выполняют высококвалифицированные специалисты исключительно из любви к процессу. Потому что с иными обстоятельствами жизни это не связано. Только с удовольствием.
   ***
   Насчёт сытости при Коммунизме всё ясно. Как обстоит с праздностью? Плохо. Праздность может быть только вынужденной и человек мается от невостребованности и может заболеть. Поскольку развлечения все связаны с трудом и творчеством, да и сам труд является развлечением, то пустых зрелищ не будет. Только самодеятельность и игры, предполагающие не зрителей, а участников. Кроме того существует непочатый край науки, которой придаётся жизнеобразующее значение.
   Праздный человек вызывает в обществе жалость и желание вылечить. Медики-психологи тут же прибудут по зову службы исполнения и ненавязчиво побеседуют с пациентом. В процессе беседы его так "запрограммируют", что бедолага сам пожелает излечиться от праздной лени. Идеологически обусловленные мещанские рецидивы праздности, принимающие характер эпидемии, будут гасить чрезвычайными мерами. Либо предложат праздным отселиться отсель, либо прибегнут к насилию (!) и вылечат их от опасной болезни.
   ***
   В переходный период, прежде чем окончательно утвердить систему государственного управления коммунистическим обществом, придётся самым серьёзным образом разработать научные основы манипуляции сознанием людей и оценки реального состояния оного. Намётки есть уже сейчас, но на государственном уровне либо не используются, либо используются во зло. Также необходимо самым радикальным образом напитать общество информационными технологиями. Как минимум -- каждый гражданин должен обладать сотовым телефоном и доступ к связи должен быть в любой точке страны, хоть в подвале, хоть в чулане. Как максимум -- автоматизированная система учёта граждан должна собирать и обрабатывать персональную информацию о гражданах и вырабатывать (на базе психотехнологии) методики их занятия в народном хозяйстве максимально эффективным и приятным для самого гражданина образом (прообраз такой сети описан в рассказе "Манеки-Неко"). Жить в такоё цивилизации будет не просто приятно, а блаженно, ибо о счастье каждого индивидуума будут заботиться все окружающие, так же как и он сам о них.
   Нужна ли будет в таком обществе "свобода"? Свобода от чего? От труда? Или от эксплуатации? Как измерить эксплуатацию, если за любой труд, ставший частью физиологической потребности, удовлетворяются все желания? Мы просто живём, исполняя свой смысл жизни и не заморачиваемся "свободой". А смысл жизни при коммунизме --- неограниченное самосовершенство и созидание, а также познание мира. Мир бесконечен и коммунизм бесконечен.
   aalx@inbox.ru
Оценка: 1.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"