Аннотация: Дневник, который вел на proza.ru, где собирал всякие полезности под писательство - как для себя, так и для других. Переработано в текстовую версию.
2012
1)
05.02.2012. Сразу об имени
Вообще-то я Андрей Андреев, да еще и Анатольевич...
Если инициалами, то получается "А" в кубе, да плюс гремящее словечко "рык".
Так и думал зарегистрироваться. Степени, естественно, редактор не понимает, тут я был готов, но позабавило, что как минимум необходимо пять букв. пришлось пойти на изврат - прибавить твердый...
2)
12.02.2012. О трэше
"Убитого Афродитой" можно позиционировать и как эротику, и как мемуары, но я склонен считать его трэшем. Тут уместно еще порассуждать, чем хороший трэш отличается от плохого. Имхо, все зависит от красок и от художника.
Возьмем, к примеру, игрушку "Saints Row". Что наблюдалось в первых частях серии? А туалетный хумор, когда с брандспойта калом по опрятным домикам прилежных граждан. Весело, но по шкале трэшака слабенько. А вот триквел порадовал. Тут тебе и зомби, и стеб над Гладос, и русский богатырь с елдой! Вот это по шкале гораздо выше.
А что же высший класс? Когда из стеба и цинизма вылезает смысл, когда завернутая в фольгу беспредела какашка трансмутирует в чистейший шоколад.
3)
17.02.2012. Кикбокс
Перечитывал тут Воннегута. Местами Курт - крут.
Как известно, сочинителей он разделил на 2 лагеря: боксеров и каратистов. Первые долго мурыжат заготовку, постоянно переделывают. Вторые вынашивают задумку в себе, и выдают практически чистовик.
Так вот, начинал я именно как боксер. Работал по принципу Стивена Кинга, что гласит: "Опусти голову, и вперед!" Главное - взять дистанцию целиком, а там уже, после n-ой правки и в божеский вид приведем. Теперь же, в силу некоторых обстоятельств, пришлось сменить амплуа. Волей-неволей многое приходится прорабатывать в голове. Тем не менее, до конца каратистом так и не стал. Ну не могу без пробежки, хоть ты убей!
Таким образом, новая метода - кикбокс. Специальное, так сказать, предложение.
4)
21.02.2012. Вдругорядь о пирамидке.
В УА1 помянул игрушку детства, говоря о женском и мужском. Но годится пример и под прозу.
Стержень обзовем ФИЗИКОЙ, а цветастые блиночки - ЛИРИКОЙ. Ось есть концепция, философия, догма. Лирика - те рюшечки и кружавчики, при помощи коих идея выражается.
Чем плоха чистая физика? Скучно, братцы! Засыпаешь на третьей странице. Чем нехороша чистая лирика? Нагромождение блинов не держится, как ни были б обширны да цветасты. "Не верю!" - ругается читатель.
В чем высший пилотаж? А чтоб одно другому не мешало.
5)
03.03.2012. Стилистика
Великий и могучий наш русский язык уважаю без меры. Но помимо центрального русла всегда завлекали рукава-ручеечки. Сиречь говорки, диалекты, арго.
Жаргон студенческий, воровская феня, компьютерный сленг... да что там - любая профессия несет на борту многие батареи специальных словечек. Архаизмы случаются вычурные, но чаще вельможны и великодушны; неологизмы - ловкие, хваткие, напористые,и к ним я испытываю неравнодышие...
Так и формируется стиль, который называю "пьяным штилем".
6)
19.03.2012. По матушке...
По шерстке нам то, или нет, но мат есть неотъемлемая часть языка. Чел может не знать загадочного слова "эвфемизм", зато слово "пииип" он юзает к месту и не к месту. Нет, я не поклонник матерщины, но резко против ханжества.
Еще автор должен понимать, что работает с ядом, со взрывчаткой. Соблюдать, так сказать, дозировку. О нецензурном содержимом следует предупреждать в самом начале, дабы читатель был готов. И конечно же, если имеется возможность высказаться без матюков, то так и следует поступать. Проблема-то и кроется в том, что иногда без крепкого слова никак.
7)
05.04.2012. Сетера vs литера.
Что-что вы говорите? Сестры? Да ну нафиг! Если и сестры то как в мексиканском сериале, типа Ракель и Рут, у одной ботинки жмут.
Автор-сетевик сам себе режиссер, монтажер и продюсер. Сам пишет, сам правит, сам издает. Маньяк, вроде человека-оркестра.
Теперь возьмем книженцию обыкновенную, откроем на форзаце. Так-с, корректор центровой и корректор вспомогательный, консультант исторический и консультант политический, редактор технический и редактор главный... йопт, да тут цельный хор!
Вот и отличие. Сетература есть работа в одиночку, литература есть командный труд. Один кумпол хорошо, а два лучше, и литераторы берут уже числом. Зато от сетевиков имеем мазу получить исходники.
Имхо, плюсы имеются и там, и там. Иногда тянет почиткать прилизанное, а случается - жаждешь расхристанного.
8)
17.05.2012. Корсары
Помните, как паленые видеокассеты давили бульдозерами? Давненько была та акция, но как-то уже тогда настораживала. Ибо ни один станок не был разобран. Теперь пираты ушли в сеть - всякие трекеры-крэкеры, и прочий дискомфорт. Но видео и аудио не наша компетенция, поговорим о книгах.
В силу обстоятельств, предпочитаю сугубо электронный формат. Бумажные издательства терпят убытки? Я только рад. Знаете ли, в этом вопросе полностью согласен с "гринписом", и не хрена выпиливать деревья. Чем еще хороши ебуки? А они реально дешевле. Если за бумажную книгу я отдавал в свое время по две, а то и по три сотни, то теперь даже самую новую покупаю за 99 рупий.
Однако, нашему народу по барабану - он любит халяву. При таком раскладе об ощутимом гонораре для автора не стоит и речи. И что делать, если не всяк художник хочет быть голодным? Скажу больше, если цена на ебуки подскочит, скажем, раза в два, то и я призадумаюсь. Нет, каких-то избранных еще смогу потянуть, Перумова там, или Лукьяненко, но о чем-либо большем - ни-ни. Просто-напросто пенсиона не хватит.
Что говорите - в европе с флибустьерами успешно борются? Так и уровень жизни там несколько иной. Вот у нас появилась хоть какая-то стабильность, и многим стало в лом платить пиратам. Нет, этих многих, конечно, меньшинство, но все же. Отсюда вывод: создайте людям нормальные условия, и уже тогда принимайтесь за флибусту. А всякие петровские реформы не прокатят, ибо вершки, не корешки.
9)
05.06.2012. Крашенные яйца
Да ладно, не прячьте голову в песок. Речь у нас пойдет не о мужских гениталиях, а о так называемых "easter eggs". Это приколы, кои хитрые разработчики прячут в игры. Как истый киберманьяк, я не мог обойти сей момент стороной.
Нет, я понимаю еще новеллизация, а фанф, уж извините, вещь по определению несерьезная. Кстати, надо будет как-нибудь поговорить о фанфостроении. Так вот, в виртуальную ветку я загружаю такие милые моментики. Скажем, "Рождение Фесса" имеет отсылки к TES4: Oblivion (так сказать, Серая Лига vs Лига воров). Форумная ветка в "Кларе Хюммель", это пламенный привет литфоруму (и угадайте с трех раз, кто такой anonymous). Но рекордсменом по числу пасхалок, бесспорно, является "Полураспад". По сути, это тоже фанф, пусть в заголовке и стоит "новеллизация". На уровень новеллизации я намерен выйти во второй части, и работы над этим уже ведуться.
10)
04.07.2012. Фан-фрики
Итак, фанатовы фикции, они же фрикции. А что, и фэнам надобно изливать куда-то. Вопрос в том, как излитое обозвать? Спросите у господ критиков, и они в унисон вам споют, что это-де не есть литература. Скорее, макулатура, рулон туалетной бумаги, испачканный символами.
Серфя по сетям, перемазавшись с ног до головы в народном творчестве, с ними порой очень хочется согласиться. Однако, все не так гладко, поскольку истый фанат относится к объекту поклонения с трепетом и благоговением. Он знает все его трещинки, по памяти способен цитировать. Так кому же, как не фанату, писать по мотивам?
Вот я слышу, с галерки помянули добрым словом писателей-профи. Позвольте с вами не согласиться, и даже послать вас в буфет. Ибо так называемые профи не рубят фишку. Им башляют аванс, заливают краткую историю мира, и предлагают станцевать джигу. На мир им с большущим прибором, ибо у них и своих миров, скажу я вам, до фига. Это как родные и приемные дети: как ни крути, а свои всегда будут ближе. Но у авторов-профи есть охренительный бонус - они умеют писать.
Имеет ли решение эта задачка? Имхо, пути всего два. Надо либо научить фанов писать, либо конкретно так заинтересовать профессионалов чужим миром, чтобы они работали на него, как на родной.
11)
05.08.2012. Фан-фрики 2, или вопрос ничто и нечто
Ну а мы продолжаем. Так что же все-таки лучше - что-то, пусть и сомнительного качества, или ничего? Стоит ли улыбаться, когда тебе вливают все тех же и тех же щец, и обзывают это новым блюдом? Ладно еще, когда в тарелке щи дымятся, ну а если бурда неудобоваримая? Нет уж, увольте - лучше вылейте это в помойку.
Я резко против принципа "пипл схавает", а фаны еще и добавки попросят. От таких раскладов за версту несет мамоной. Дескать, нам бы бабла нарубить, а там и трава не расти. Читатель, будь бдителен - не хавай, что попало. Так недолго и какой несвежей идеей травануться.
12)
01.10.2012. Авторитеты
Когда это все начинается? Наверное, еще со школьной программы. Пудовыми молотами в несмышленые детские головы забивается, что классики обладают прям-таки депутатской неприкосновенностью. А чего только стоят зубодробительные школьные сочинения? Да это же ужос! Скажем, сейчас бы я очень напрягся написать основательный разбор какого-нибудь мегаблокбастера от Толстого, или же там Достоевского, а тогда ничего - писал, и думал, что шарю.
Когда пелена спала с глаз? Думаю, что после очерка С. Логинова, что так и называется - "О графах и графоманах". Нет, я вовсе не призываю забить на предтеч болт, но призываю на них не молиться. Оглядка на авторитеты изрядно мешает прокачке, и это факт. А завершить сии пламенные речи хотелось бы такими строчками из "Тараканов!":
Я просто верю в то, что рушить догмы
- лучший способ не стареть,
Что песни могут останавливать бомбы
И в то, что тишина - это смерть.
13)
06.11.2012. Не спеши снимать табличку!
Кто читал книгу Никитина о писательском ремесле (что так и зовется - "Как стать писателем"), тот уже понял, куды я клоню. Но процитируем, процитируем...
"Правило: не вешать на каждое дерево табличку с надписью "Дерево". Более того, раз уж повесили, то снять. То есть вычеркнуть длинное и занудное объяснение, без которого и так все понятно".
Увлекшись этим, с позволения сказать, лекалом, ваш покорный слуга принялся снимать транспоранты везде, где только можно. Начался полномасштабный отстрел подлежащих, и балом правили глаголы, да их особые формы. Протрезвев, я пришел к выводу, что, может, это и правильно, да только выносит мозг читателю...
Но к чему я клоню? Мало слушать умных дядей, что, типа, умеют писать - надо КАК МОЖНО БОЛЬШЕ писать самому. Не научишься плавать, пока не окунешься в воду, не научишься трахаться, пока не "кинешь палку". Этот вселенский закон сноровки, закалки, тренировки в полной мере распространяется и на писательство.
А закончить сие брюзжание хотелось бы еще одной цитатой; на этот раз из автобиографической книги Паустовского, но слова принадлежат Бабелю. Нигде мне еще не попадалось, чтобы так кратко, и по делу...
"- Так вот,- сказал Бабель, близоруко наклонившись над рукописью,- Я
работаю, как мул. Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это каторжное дело. Я
как галерник, прикованный на всю жизнь к веслу и полюбивший это весло. Со
всеми его мелочами, даже с каждым тонким, как нитка, слоем древесины,
отполированной его собственными ладонями. От многолетнего соприкосновения с
человеческой кожей самое грубое дерево приобретает благородный цвет и
делается похожим на слоновую кость. Вот так же и наши слова, так же и
русский язык. К нему нужно приложить теплую ладонь, и он превращается в
живую драгоценность.
Но давайте говорить по порядку. Когда я в первый раз записываю
какой-нибудь рассказ, то рукопись у меня выглядит отвратительно, просто
ужасно! Это - собрание нескольких более или менее удачных кусков, связанных
между собой скучнейшими служебными связями, так называемыми "мостами",
своего рода грязными веревками. Можете прочесть первый вариант "Любки Казак"
и убедитесь в том, что это - беспомощное и беззубое вяканье, неумелое
нагромождение слов.
Но тут-то и начинается работа. Здесь ее исток. Я проверяю фразу за
фразой, и не однажды, а по нескольку раз. Прежде всего я выбрасываю из фразы
все лишние слова. Нужен острый глаз, потому что язык ловко прячет свой
мусор, повторения, синонимы, просто бессмыслицы и все время как будто
старается нас перехитрить.
Когда эта работа окончена, я переписываю рукопись на машинке (так
виднее текст). Потом я даю ей два-три дня полежать - если у меня хватит на
это терпения - и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом. И
обязательно нахожу еще какое-то количество пропущенной лебеды и крапивы.
Так, каждый раз наново переписывая текст, я работаю до тех пор, пока при
самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи ни одной
крупинки грязи.
Но это еще не все. Погодите! Когда мусор выброшен, я проверяю свежесть
и точность всех образов, сравнений, мет Если нет точного сравнения, то
лучше не брать никакого. Пусть существительное живет само в своей простоте.
Сравнение должно быть точным, как логарифмическая линейка, и
естественным, как запах укропа. Да, я забыл, что прежде чем выбрасывать
словесный мусор, я разбиваю текст на легкие фразы. Побольше точек! Это
правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза -
одна мысль, один образ, не больше. Поэтому не бойтесь точек. Я пишу, может
быть, слишком короткой фразой. Отчасти потому, что у меня застарелая астма.
Я не могу говорить длинно. У меня на это не хватает дыхания. Чем больше
длинных фраз, тем тяжелее одышка.
Я стараюсь изгнать из рукописи причастия и деепричастия и оставляю
только самые необходимые. Причастия делают речь угловатой, громоздкой и
разрушают мелодию языка. Они скрежещут, как будто танки переваливают на
своих гусеницах через каменный завал. Три причастия в одной фразе - это
убиение языка. Все эти "преподносящий", "добывающий", "сосредоточивающийся"
и так далее и тому подобное. Деепричастие все же легче, чем причастие.
Иногда оно сообщает языку даже некоторую крылатость. Но злоупотребление им
делает язык бескостным, мяукающим. Я считаю, что существительное требует
только одного прилагательного, самого отобранного. Два прилагательных к
одному существительному может позволить себе только гений.
Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно, но с точки
зрения наибольшего воздействия текста на читателя, а не по мертвому
катехизису. Особенно великолепен абзац. Он позволяет спокойно менять ритмы и
часто, как вспышка молнии, открывает знакомое нам зрелище в совершенно
неожиданном виде. Есть хорошие писатели, но они расставляют абзацы и знаки
препинания кое-как. Поэтому, несмотря на высокое качество их прозы, на ней
лежит муть спешки и небрежности. Такая проза бывала у самого Куприна.
Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на гравюре.
Вас запугали варианты "Любки Казак". Все эти варианты - прополка,
вытягивание рассказа в одну нитку.
И вот получается так, что между первым и последним вариантами такая же
разница, как между засаленной оберточной бумагой и "Первой весной"
Боттичелли.
- Действительно каторжная работа,- сказал я.- Двадцать раз подумаешь,
прежде чем решишься стать писателем.
- А главное,- сказал Бабель,- заключается в том, чтобы во время этой
каторжной работы не умертвить текст. Иначе вся работа пойдет насмарку,
превратится черт знает во что! Тут нужно ходить как по канату. Да, так
вот...- добавил он и помолчал.- Следовало бы со всех нас взять клятву. В
том, что никто никогда не замарает свое дело".
14)
30.12.2012. Самобытность vs стандарт
А поговорим мы сегодня о том щекотливом моменте, что заради красного словца молодой автор готов продать свою зеленую душу. В результате имеем от него не влезающие в пасть биг-маки со шматом жаргона внутри, рядом с которым еще и сухари архаизмов, и соленые огурчики мата, а сверху все это дело обильно полито кетчупо-майонезной жижей неологизмов. А теперь провернем перестановку слагаемых, и поставим себя на место читателя - стали бы мы такое есть? Вот именно, разве что с большой голодухи. Так и приходим к необходимости ГОСТов в писательстве.
О критиках можно многое говорить, и порой мне самому они кажутся творческими импотентами, что просто завидуют потенции молодых авторов, однако же, именно критики берегут читательское здоровье, рьяно сражаясь с продавцами фаст-фуда. Но и здесь не все гладко, ибо дай этим ребятам волю, и они подвергнут все и вся беспощадной стерилизации. Аналогия с пищевыми продуктами, на мой взгляд, здесь очень подходит. Взять, например, молоко. Вы пробовали парное молочко сразу из-под буренки? Сравните его с тем, что варганят из порошков, и почувствуйте разницу.
Выводы у нас сегодня очень простые: автор должен гнуть свою линию, даже если господа критиканы плюют ему в рожу (и особенно, если плюют), но коли он перегнет, то читательская аудитория будет состоять лишь из одного человека - самого автора. Задача стандартов как раз и состоит в том, чтобы ваш продукт смогло "переварить" как можно большее число человек.
2013
15)
03.03.2013. Детали и динамика
В качестве примера работы с деталями вспомним, как готовили молодого мента в "Бешенных псах" Тарантино. Историю он обязан был знать на зубок: какая бумага в сортире, какое дерьмо, что написано на стене в первой от входа кабинке.
ХОЛДЭВЕЙ:
Ты должен запоминать детали. Именно детали делают историю правдоподобной. Эта история происходит в мужском туалете, значит, нужно знать все об этом туалете. Ты должен знать, что у них здесь вместо салфеток -- машина для сушки рук. Ты должен знать, что у кабинок нет дверей. Ты должен знать, жидкое здесь мыло или порошок, есть здесь горячая вода или нет, потому что, когда ты рассказываешь свою историю, все должны в нее поверить. И если ты рассказываешь свою историю тому, кто заходил помочиться в этот туалет, и упоминаешь какую-то деталь, которую он помнит, он потом будет готов головой за тебя поручиться.
Задача автора - рассказать историю так, чтобы читатель поверил, а если он, гад, не верит, то не марай, пожалуйста, бумагу, и займись другим делом. Ознакомиться с матчастью перед началом работы просто необходимо. То есть, если надо зарядить эпизод о самолетах, то следует иметь представление, чем лонжерон отличается от элеронов, а турбина от кабины. И так в каждой отрасли, и без горы энциклопедий никуда. К счастью, в виртуальную эру живем, и все это дело стало много проще. Посильную помощь может, например, оказать такой знатный ресурс, как:
http://www.rubricon.com/
Но здесь дает о себе знать обратная сторона медали - динамика. Она соединена с деталями по закону сообщающихся сосудов, и когда с одного краю больше, с другого - меньше. Высокая детализация тормозит динамику, сплошное действие не оставляет места на детали. Выход один, и кроется он в грамотном построении сюжета. Неразумно ставить динамичные моменты в начало, неразумно пихать в кульминацию подробнейшие описания. А если выводить "среднее арифметическое", то рулит равновесие. Сплошной экшен утомляет, как и сплошное описалово. Поэтому за активной сценкой стоит располагать "затишье" (к примеру, внутренние монологи, воспоминания, иль живописные картины мира). Ну, и понятно, что местечковое не должно быть ярче основной развязки, иначе висящий на стене обрез тупо даст осечку, и даже с солью не бабахнет.
16)
05.05.2013. Кикбокс-2, или что-был-который
Начнем с цитаты из "Обломова":
"Он подумал немного и начал писать.
"Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы
предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему
образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме
привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что
вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира..."
Обломов остановился и прочитал написанное.
- Нескладно, - сказал он, - тут два раза сряду что, а там два раза
который.
Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу -
опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза
что.
Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но
выходило или бессмыслица, или соседство с другим что.
- И не отвяжешься от этого другого-то что! - сказал он с нетерпением. - Э!
да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я
отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе".
Вопрос не праздный, поскольку употребление указанных в заголовке слов считается плохим тоном. Особо замороченные снобы не то что в одном предложении - вообще стремятся их не юзать! Тех, кто употребляет, они клеймят лентяями и халтурщиками, коим в лом поломать голову над более изящным построением текста. И перед молодым автором встает выбор: либо брать пример со снобов, и объявлять вышеозначенным словам джихад, либо гнуть свою линию.
Имхо, рулит "золотая середина" (ну да, как всегда). Порой просто фигеешь, как автор, желая уйти от слова "был", нагромождает конструкцию величиной с небоскреб. Впрочем, если в каждом предложении "был", "что" и "который", тоже берет оторопь. Важно научиться СЛЫШАТЬ, когда слово в тему, а когда - нет. Грань порой до того тонкая, что без хорошего критика не обойтись, и блаженны те, кого вычитывают. О том, как натаскать "внутреннего редактора", можно рассуждать долго и упорно (см. статью "Не спеши снимать табличку!"), но сводится все к тому же: необходимо как можно чаще пробовать себя в деле.
Согласен, зрелище не для слабонервных - наблюдать, как "твоего бойца" колотят руками и ногами, зато наука. Пусть первого разорвут на американские стяги, второй (если тренер не дурак, и учел ошибки), продержится на несколько раундов дольше. А чего вы хотели, дамы и господа? Литература - кровавый спорт!
17)
12.06.2013. Не доказывай, а рассказывай!
Вот еще одно отличие автора тертого от автора молодого. В принципе, все сводится к бородатому анекдоту о двух баранах, нисходящих с горы. Что движет молодым и горячим? Жгучее желание разобраться с отарой как можно быстрее. Что предлагает аксакал? Не гнать волну.
Если автор кому-то что-то доказывает, если автор выпендривается, если автор вываливает все и сразу - он проиграл еще до начала работы. Автор зрелый стремится лишь к одному - рассказать историю чисто, без примесей. Кинг сравнивает писателя с колокольчиком, которым играет ветер, и что-то в этом есть. Однако, внесем поправку: творцом играет не стихия, но у каждой истории есть своя партитура. При таком раскладе отпадают вопросы, с какого эпизода начать лучше, какую использовать форму, какой герой лишний, и тд. Ведет мелодия, и творец ее ловит, как серфингист - волну.