Недалеко от столицы был славный университетский городок Платибор. Лес, окружавший его, Серебряный, что дал городу название, стал излюбленным местом столичного отдыха. И скоро оказался на грани выживания. Помог фонд Махольского (тот, с которым сотрудничал Эрик из "Приманки для дьявола") взявшись совместить экологическую задачу с развернутыми исследованиями по самоподдержанию биоценоза. Бор напичкали датчиками, оснастили системой полива и подкормки, участие человека, по идее, сводилось к обслуживанию и ремонту, остальное: распределить влагу и удобрения, опрыскать от вредителей - было заботой компьютера, обрабатывавшего данные. Получилось замечательно, а горожане, отчего-то перестали ездить. Не только избалованные жители столицы, но и свои, местные, платиборцы. Казус, однако.
Человек, знакомый нам по "Пути побежденных", бывший полицмейстер Андрис, раненный в схватке с террористами, едет в Платибор, чтобы провести сеанс лечения последствий того старого ранения. И заодно - попытаться разобраться в странном феномене: в городе сама собой исчезла наркомания. Разумеется, не частная инициатива. Техническая поддержка и покровительство могущественного генерала Хаппы (это он, "Бог из машины" двух предыдущих частей), позволяют говорить о резидентской миссии. В ходе расследования выясняется много чрезвычайно интересных вещей. Что до уровня взаимного проникновения проблем, с которыми сталкивается эмиссар, то это не две входящие одна в другую гребенки, использованные для иллюстрации автором. Скорее клубок тончайших перемешанных нитей, который запутывается тем сильнее, чем усерднее его принимаются распутывать.
Этот мир техногенный, как и наш, но более ориентирован на визуальные эффекты. У нас конец тысячелетия - это сотовые телефоны, связь и голосовое общение. Там необычайно развились голографические зрелища, очень смутный и отдаленный аналог - 3D и далее вверх до семи, как на аттракционах, куда ходят наши дети. В мире "Опоздавших к лету" голо не детская забава, все по-взрослому и всерьез, а хорошие специалисты на достойной технике творят чудеса. С чародейкой, оказавшейся к тому же перспективным молодым ученым из института, куда расследование приводит Андриса, его и сталкивает судьба. Смутно знакомая красавица оказывается дочерью художника Траяна и Венеты ("Путь побежденных"). Обстоятельства знакомства омрачены трагедией - взрыв в клубе, где работают Марина с напарником. Андрис выносит молодую женщину из огня и смертельно влюбляется в нее.
Повесть, насыщенная философскими рассуждениями, антропо- и социологическими размышлениями, одновременно переполнена описаниями тупой, лютой, немотивированной агрессии. Позже всему найдется объяснение, все перепутанные концы сплетутся в прочную неприглядного вида веревку, подержать которую в руках читатель должен сам [отзыв Майи Ставитской, пропатчено мной].
1.
И бор жестяной, и разбираться в хитросплетениях сюжета - жесть. Однако же попробуем повторить подвиг Андриса, проведем свое частное расследование, а двигаться будем от простого к сложному.
Самое наипростейшее - установить время действия. Согласно "Солдатам Вавилона", это миллениум, двухтысячный год. Не сказал бы, что в нашей реальности было много паранойи по поводу смены трех девяток на три нуля, скорее так, легкая нервозность у особо впечатлительных, а вот в мире "Опоздавших..." причина для паранойи есть. Особенно это касается городка Платибора, в котором происходят странные вещи...
Просто все и с названием: сам Платибор наводит на мысли о платине, затем Серебряный бор, затем "жестянка". Деградация налицо. Кем и для чего она вызвана, и будем выяснять.
2.
За какую же ниточку дернуть? Пожалуй, вот за эту: феромоны. Именно их использовали сперва на Радулеску, а затем и на Марине.
"...- Марина, - сказал он вслух. - А может быть, они тебя обманули?
- Нет, - сказала она, не оборачиваясь. - Все совпадает.
Все совпадает - все совпа... все действительно совпадает: у него взяли волосы, и уже через несколько часов там знали, какой именно из стандартных феромонных "коктейлей" будет для него наиболее привлекательным; у нее волосы брали раньше, и не один раз, и Дан ею попользовался всласть - пока она ему не надоела; но об этом она узнала только вчера, когда они решили поиздеваться над ней; а тогда она, конечно, думала, что все это обычно, естественно, и не подозревала ни о чем, и рассказала Дану о своем чудесном спасении, и Дан узнал в спасителе того человека, которого надо было взять под контроль, и они живо переиграли: вместо претендентки из их рядов они решили использовать ее, и, когда они пили шампанское, Дан их "обвенчал" - так это называлось; но потом им пришлось ждать целые сутки, пока не случилось всего, что должно было случиться - без этого эффект неполный, и могло сорваться... они рассчитывали, что смогут теперь вертеть им, как собака хвостом - как, скажем, вертели профессором Радулеску... да, подумал Андрис, тут они просчитались, тут у них передозировочка вышла, не подумали они, что воспламененный старый пень начнет прошибать стены..." [6]
И Дан, и Сандра Шиманович, таким образом - кристальдовцы. А конкурируют с ними агенты фонда Махольского. За которым стоят научники-военные и лично Меестерс, имя которого памятно по предыдущей части цикла. Да-да, именно так здесь все и закручено.
И вот что еще лично у меня проблемы вызвало: обращение доктора Хаммунсена к Андрису, чтоб вернул оригиналы, хотя смысла в том, по сути, никакого. И даже больше, ибо запалился же! Признаться, не раз пришлось перечитать, прежде чем, что называется, доперло. И к ответу пришел следующему: банальная гордыня. Сообразив, что антинаркотическая запись дает побочные эффекты, Хаммунсен не прекратил приемы (как поступил бы человек приличный и ответственный), а взялся за поиск оправданий, и нашел: все дело в дубликатах. Эту же сказочку он скармливает и Андрису, полагая, что полицмейстерам, да к тому же бывшим, несвойственно разбираться в сложной технике, но это доктор, конечно, зря. Андрис не только разобрался, Андрис увидел за деревьями лес - бор, точнее говоря. "Для подтверждения версии, что все происходящее - чьи-то (кристальдовцев?) злоупотребления методом доктора Хаммунсена, оставалось последнее: убедиться, что записи "мелодии" пользуются популярностью... даже меньше: что именно доктор сочинил то, что Андрис слышал на мосту..." [6] В случае же, если бы Андрис подвоха не уловил, репутация и доктора, и изобретенной им панацеи осталась безупречной.
Далее план "Парнас". Если вкратце, то суть такова: научно доказано, что наркомания неизбежна, так не лучше ли взять государству наркоторговлю в свои руки? Но где же брать сырье, и как сбывать? Никаких проблем: хунта под названием Эльвер, они же кристальдовцы. "Пользуясь отношениями партнерства с УНБ, эльверская секретная служба очень быстро создала сеть легальных и полулегальных проэльверских левацких молодежных организаций, служащих прикрытием для профессиональной разведывательно-террористической агентуры. Ситуация начала выходить из-под контроля очень скоро, хотя, казалось бы, обе стороны были заинтересованы в стабильном сотрудничестве. И потому загадочный феномен, возникший вдруг в Платиборе, так заинтересовал Хенрика Е.Хаппу..." [6]
То есть, УНБ начинает подозревать в двойной игре Эльвер, Эльвер - УНБ, что ведет к недоверию, провокациям, многоходовым комбинациям. Ну, а дальше по нарастающей: давка близ бора, беспорядки в городе, открытое противостояние. Не имеет большого значения, как много знала местная полиция, как надеялись использовать похищенные диски кристальдовцы, важно одно: у всех в головах звучит один и тот же "мьюзик" - "плот-мьюзик"...
3.
На эльфиечке Марине заострим. Как и в случае с Мартом и Венетой, угадывается в ней булгаковское, и участие в "шабашах" - лишнее тому подтверждение. От Марины и узнаем о планах "местного Воланда". "Плот-мьюзик", которая и победила (заместила?) наркоманию, распространялась не просто так.
"- Концепция же состоит в том, - новым голосом, голосом лектора, продолжала Марина, - что мы, "эльфы", - опять полуусмешка, - составляем с управляющим комплексом бора некий коллективный разум, синтетический интеллект, киборг, преследующий свои корыстные цели: с одной стороны, расширение своей территории, с другой - отбор из массы людей своих, "эльфов". То есть тоже количественный рост. Каждый "эльф" выполняет роли - поочередно - процессора во время "игр" и эффектора - в остальное время, среди людей".
<...>
"Так... про нарастание забывания Хаммунсен вам хорошо объяснил, про эмоциональные девиации - тоже... это возникает при самом идеальном применении метода, так сказать, органический порок. А вот что возникает, если применять упрощенную методику - то, что делает большинство, как там: "плот-мюзик"? Вот вам "плот-мюзик": снижение самой оперативной памяти, способностей к анализу, увеличение времени поиска необходимой информации, то есть снижение скорости мышления..."
<...>
"- Значит, вы считаете, что вот это?.. - Линдерман взял кассету "плот-мюзик", помахал ею, - как бы сказать... инициировано...
- Да. Видимо, почувствовав, что больше из этой булки изюму не выковырнуть, киборг решил раздобыть новую булку. Огромное количество студентов перестанет успевать, будет отчислено... диплом Платиборского университета ценится высоко, вакансии станут заполняться студентами провинциальных университетов..." [6]
Марину, кстати, вполне можно рассматривать, как рупор этого самого киборга, голосовой синтезатор. Тем интереснее ее размышления о Боге, о надсознании.
"Обмен информацией между людьми идет чрезвычайно интенсивный. И все человечество составляет информационную систему из пяти миллиардов ячеек... миллиард - младенцы и идиоты... и у нас нет никаких оснований считать, что эта система не обладает интеллектом. То есть своим собственным нечеловеческим интеллектом. Причем очень может быть, что она обладает им давно. Раньше, вероятно, он был очень медленным, сейчас - быстрее, но все равно - с человеческим интеллектом у него слишком разная, если можно так выразиться, длина волны. Они друг друга не воспринимают..." [6]
И вот здесь, внимание, мы подступаем к тому, на чем строится конфликт второго акта: у этики божественной и этики людской "различная длина волны".
4.
Великолепно различие этик передает апокриф о потопе из "Солдат Вавилона". Ной видел, как люди гибнут, но не открыл ковчега, не разжалобился, и выжил. Орох же, сосед его, не выдержал, открыл, и погиб вместе со спасенными. Вопрос цены. Легко догадаться, как решит его киборг.
"Так вот - главной задачей сверхинтеллекта... наверное, лучше сказать: заботой... главной его заботой является выживание в условиях меняющегося мира. А мир меняется, причем очень сильно, под влиянием обычной, повседневной человеческой деятельности. Надо полагать, что сверхинтеллект способен к прогнозированию и понимает, что если дело пойдет так и дальше, то через пять-десять-сто лет на планете прекратится вообще всяческая жизнь. Так? И он принимает решение: привести деятельность человечества в соответствие с интересами всей биосферы. Причем, заметьте, сверхинтеллект не связан какими-либо моральными ограничениями человеческого образца. Он вполне может пойти на сокращение численности населения, на высвобождение каких-то пространств, особо пострадавших от технического варварства... ну, как, скажем, решивший похудеть человек не думает о печальной судьбе клеток жировой ткани..." [6]
В этом контексте интересны мысли автора о прошлом, настоящем, будущем. "Принято почему-то считать, что будущее должно быть прекрасно, и это его главный отличительный признак. Абсурд: прекрасным может быть только нечто хорошо известное; будущее всегда пугающе-безобразно. Став настоящим, оно приобретает некоторые привлекательные черты - в нем уже можно жить. Став прошлым, делается прекрасным и вызывает ностальгию, поскольку впереди маячит что-то новое, неизвестное и угрожающее" [6].
Беда в том, что дилемма идет не между истиной и ложью, а истиной сверхинтеллекта и истиной людей. Мексиканская ничья. Потому финальный диалог Меестерса и Андриса звучит так остро.
5.
И в заключение о генерале Хаппе. Интересно с ним получается: Андриса разыграл "в темную", сам отсутствует. Не о том ли эпиграф? "Отсутствующие редко бывают правы, зато всегда остаются в живых".
Как мне кажется, Хаппа вышел на новый уровень, стал, так сказать, местечковым прогрессором. А это уже другая система ценностей, где даже такой значительной фигурой, как Андрис, можно пожертвовать. Ведь на кону судьбы всего человечества - не шутки! То есть в споре между Ноем и Орохом он бы встал на сторону Ноя. То есть сверхинтеллект не погиб с уничтожением бора, живет в таких, как Хаппа. А хорошо это, или же плохо, решать читателю.