Андреев Николай Юрьевич : другие произведения.

Правовая оценка событий на Украине с ноября 2013 по настоящее время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.91*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Правовая оценка событий ноября 2013 - февраля 2014 гг. и действий Верховной Рады и А. Турчинова с 21 февраля 2014 г. по настоящее время.


   Правовая оценка действий, произошедших в ноябре 2013 - февраля 2014 гг. в Киеве и ряде других местностей Украины, а также правовая оценка действий Верховной Рады и А. Турчиновым с 21 февраля 2014 г. по настоящее время.
  
   На протяжении последних месяцев на Украине творятся разные события. Участники митингов в ноябре 2013 - феврале 2014 гг. в Киеве и на Западной Украине теперь обвиняют участников митингов на Юго-Востоке Украины, а также жителей Крыма, в нарушении закона, сепаратизме и т.д. Руководство в Киеве назначает выборы Президента Украины, попутно издавая за законом. Какую правовую оценку можно дать событиям в ноябре 2013 - феврале 2014 гг., тем событиям, которые привели к сегодняшнему положению дел?
   Оценка будет даваться только на основании тех событий, которые были зафиксированы средствами массовой информации, как украинских, так и зарубежных. Необходимо исходить из того, что события, зафиксированные на видеокамеру, имели место быть: даже если имел место монтаж, это не имеет большого значения: монтаж всего лишь складывает в нужном для режиссера кадры, не меняя происходящее в кадре. События, в кадры не попавшие, необходимо исследовать в судебном порядке.
   Итак, что же с правовой точки зрения произошло в Киеве и ряде других населенных пунктов в ноябре 2013 гг. - феврале 2014 гг.?
   Для простоты понимания мы разобьем события на два блока: 1) действия, имевшие место до 21 февраля и касающиеся в основном событий в центре Киева и ряде других областей Украины, и 2) действия Верховной Рады и процедура изменения Конституции Украины, а также изменение состава Кабинета министров Украины и ряда других органов государственной власти.
      -- Митинги, массовые шествия, имевшие место уже 24 ноября 2013 г. Озвучен призыв к неподчинению действиям Президента, в частности, подписания ряда соглашений, а также призыв не расходиться и привлекать новых участников на митинг. Тогда же было положено начало нарушению движения по центру Киева.
   Данные действия подпадают, как минимум, под диспозицию абз. 1 ст. 185.1 Кодекса об административных правонарушениях Украины. Текст статьи: "Статья 185 1. Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстрации
   Нарушение установленного порядка организации или проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстрации, что влечет за за собой предупреждение или наложение штрафа от десяти до двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
   В течение 24 ноября -30 ноября 2013 г. данные действия неоднократно повторялись. 30 ноября 2013 г. органы охраны правопорядка совершили действия по разгону митинга, который, в следствие указанных выше правонарушений, следует считать нарушившим действующее законодательство Украины.
   Участники и организаторы митинги отказались подчиняться требованиям милиции, иных правоохранительных органов и отказались расходиться, тем самым продолжая нарушение правил проведения митингов. Вследствие этого действия участников и организаторов митинга подпадают под диспозицию ст. 185 Кодекса об административных правонарушениях Украины: "Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования, из охраны общественного порядка и государственной границы, военнослужащего: Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиция при выполнении им служебной обязанности, а также совершение таких же действий относительно члена общественного формирования из охраны общественного порядка и государственной границы или военнослужащего в связи с их участием в охране общественного порядка влечет за собой наложение штрафа от восьми до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительная работа на срок от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка, а в случае, если за обстоятельствами дела, с учетом лица нарушителя, применения этих мероприятий, будет признано недостаточным - административный арест сроком до пятнадцати суток".
   Кроме того, вследствие указанных действий митинг, проходивший в Киеве, следует признать незаконным митингом, т.е. митингом, проходящим с нарушением действующего законодательства.
   30 ноября 2013 года милиция применила физическое воздействие к участником массовых беспорядков. В соответствии со ст. 13. Закона Украины "О милиции" работники милиции имеют право применять меры физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя, для пресечения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям милиции, осуществляющегося с применением силы в отношении работников милиции или других лиц, если иные способы были применены и не обеспечили выполнения возложенных на милицию обязанностей. В данном случае, в соответствии с указанными выше основаниями, имело место противодействие совершению ряда правонарушений, в том числе массовым беспорядкам, а также противодействие сопротивляющимся требованию прекратить массовые беспорядки (после нарушения условий проведения митинга его следует считать массовыми беспорядками). Применение милицией какого-либо огнестрельного либо холодного оружия, не подтверждается видеоматериалами, а также не подтверждается данными о пострадавших в ходе событий ноября 2013 - февраля 2014 гг.: в случае применения огнестрельного оружия всегда имеются смертельные жертвы, но они не были зафиксированы (погибших не зафиксировано).
   Данные действия милиции полностью корреспондируют действующему европейскому и американскому законодательству, регулирующему вопросы поддержания правопорядка и борьбы с массовыми беспорядками и митингами, не соответствующими законодательству в силу нарушения правил проведения таких мероприятий. Более того, действия милиции в Киеве 30 ноября 2013 г. не свидетельствуют о применении специальной техники (в том числе бронетехники) при противодействии массовым правонарушениям, что допускается европейскими и американскими правовыми стандартами.
   1 декабря 2013 г. участниками массовых беспорядков (как следует, по указанным выше обстоятельствам, квалифицировать действия лиц в центре Киева) был захвачен ряд административных зданий, в частности, здание Киевской городской рады, здание Жома профсоюзов, а также предпринята попытка занятия Администрации Президента.
   Данные действия подходят под диспозицию ст. 341 Уголовного кодекса Украины. Текст указанной статьи: "Статья 341. Захват государственных или общественных зданий или сооружений: Захват зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, с целью незаконного пользования ими или препятствование нормальной работе предприятий, учреждений, организаций - наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок".
   В силу того, что администрация Президента обеспечивает деятельность, выполнение указов и распоряжений Президента, а действия, направленные на штурм администрации, соответственно, влекут нарушение, перебои или приостановление работы администрации Президента, действия по попытке занятия Администрации Президента подходят под диспозицию ст. 344 Уголовного кодекса Украины. Текст статьи: "Статья 344. Вмешательство в деятельность государственного деятеля. Незаконное влияние в любой форме на Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, народного депутата Украины, Премьер-министра Украины, члена Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека или его представителя, Председателя Счетной палаты или член Счетной палаты, Председателя или члена Центральной избирательной комиссии, Председателя Национального банка Украины, члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины с целью воспрепятствовать выполнению ими служебных обязанностей или добиться принятия незаконных решений - наказывается штрафом от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
   Примерно к тому же времени относится призыв ряда лиц, в частности, А. Тарасенко, к осуществлению революции в Украинском государстве и установлении нового государственного строя. Данные заявления были распространены, кроме того, посредством британских средств массовой информации. А. Тарасенко и иные лица, судя по видеоматериалам, руководили и/или участвовали в попытках реализации указанных угроз, о чем могут свидетельствовать захват здания Киевской городской рады, ряда других зданий, а также попытка захвата здания администрации Президента. 2 декабря 2013 года были заблокированы подходы к зданию Правительства Украины, что также свидетельствует о попытке реализации указанной выше угрозы. Данные действия подпадают, в частности, под диспозицию ст. 109 Уголовного кодекса Украины. Текст статьи: "Статья 109. Действия, направленные на насильственное изменение либо свержение конституционного строя или на захват государственной власти
   1. Действия, совершенные в целях насильственного изменения либо свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор о совершении таких действий, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
   2. Публичные призывы к насильственному изменению либо свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
   3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицом, которое является представителем власти, или повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок".
   8 декабря была осуществлена попытка освобождения от нарушителей правопорядка и участников массовых беспорядков занятых до этого зданий. Отряды сил правопорядка были вынуждены преодолевать сопротивление, оказываемое действиям сил правопорядка, соответствующим законодательству Украины и осуществляемым на основании приказа руководства сил правопорядка. Данные действия подпадают под диспозицию ст. 343 Уголовного кодекса Украины. Текст статьи: "Статья 343. Вмешательство в деятельность работника правоохранительного органа, работника государственной исполнительной службы
   1. Влияние в любой форме на работника правоохранительного органа или работника государственной исполнительной службы с целью воспрепятствовать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия незаконного решения - наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев
   2. Те же действия, если они помешали предотвращению преступления или задержанию лица, его совершившего, либо совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет". Кроме того, данные действия подпадают под диспозицию ст. 342 Уголовного кодекса Украины. Текст статьи "Статья 342. Сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа, государственному исполнителю, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему
   1. Сопротивление представителю власти, кроме государственного исполнителя, во время исполнения им служебных обязанностей - наказывается штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
   2. Сопротивление работнику правоохранительного органа, государственному исполнителю при исполнении им служебных обязанностей, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему при исполнении этими лицами возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка - наказывается штрафом от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до двух лет.
   3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, в сочетании с принуждением этих лиц путем насилия или угрозы применения такого насилия к выполнению явно незаконных действий, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет".
   В то же время участниками массовых беспорядков был незаконно, без проведения соответствующих законных процедур, снесен с постамента памятник (памятник Ленину), что подпадает под диспозицию части 2 ст. Статья 298 Уголовного кодекса Украины. Незаконное проведение поисковых работ на объекте археологического наследия, уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия. Текст указанной части 2 ст. 298. 2. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей - наказываются штрафом до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью срок до трех лет или без такового.
   В событиях после 30 ноября 2013 г. в Киеве были замечены, неоднократно оказывались на экранах и страницах средств массовой информации вооруженные отряды, в частности, под названиями "Самооборона Майдана", "Правый сектор" и т.д. Участники данных отрядов были вооружены, в частности холодным оружием, арматурой, иными орудиями борьбы (камни, лестницы, металлические конструкции, цепи, биты, вилы и т.д.), огнестрельным оружием (в частности, нарезным оружием, пистолетами, винтовками - что подтверждается в том числе видеоматериалами Громадянского телевидения). Данные действия подпадают под диспозиции ряда статей Уголовного кодекса Украины, в частности:
   Ст. 260 Уголовного кодекса Украины. Текст указанной статьи: "Статья 260. Создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формировании
   1. Создание не предусмотренных законами Украины военизированных формирований или участие в их деятельности - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
   2. Создание не предусмотренных законом вооруженных формирований или участие в их деятельности - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
   3. Руководство указанными в частях первой или второй настоящей статьи формированиями, их финансирование, поставка им оружия, боеприпасов, взрывных веществ либо военной техники, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
   4. Участие в составе предусмотренных частями первой или второй настоящей статьи формирований в нападении на предприятия, учреждения, организации либо на граждан - наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.
   5. Деяние, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, повлекшее гибель людей либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
   6. Освобождается от уголовной ответственности по этой статье лицо, находившееся в составе указанных в этой статье формирований, за действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если оно добровольно вышло из такого формирования и сообщило о его существовании органам государственной власти или органам местного самоуправления.
   Примечание. 1. Под военизированными следует понимать формирования, которые имеют организационную структуру военного типа, а именно: единоначалие, подчиненность и дисциплину, и в которых проводится военная или строевая либо физическая подготовка.
   2. Под вооруженными формированиями следует понимать военизированные группы, незаконно имеющие на вооружении пригодное для использования огнестрельное, взрывное или другое оружие".
   Ст. 263 Уголовного кодекса Украины: Статья 263. Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами
   1. Ношение, хранение, приобретение, изготовление, ремонт, передача либо сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
   2. Ношение, изготовление, ремонт или сбыт кинжалов, финских ножей, кастетов либо иного холодного оружия без предусмотренного законом разрешения - наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
   3. Освобождается от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, если оно добровольно сдало органам власти оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства".
  
   Кроме того, после событий февраля 2014 г. участниками данных формирований, а также лицами, зарегистрированными в качестве кандидатов в Президенты Украины, посредством средств массовой информации доводилось до сведения жителей Украины и зарубежных государств намерение в случае необходимости использовать АЭС на территории Украины в немирных целях (использование их в качестве средства борьбы, стационарных ядерных бомб и т.д.), что подпадает под диспозицию ст. 266 Уголовного кодекса Украины. Текст данной статьи: Статья 266. Угроза совершить хищение или использовать радиоактивные материалы
   1. Угроза совершить хищение радиоактивных материалов с целью принудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него, если были основания опасаться осуществления этой угрозы,- наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
   2. Угроза использовать радиоактивные материалы с целью причинения гибели людей либо иных тяжких последствий, если были основания опасаться осуществления этой угрозы, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет".
   В ряде областей Украины, в частности, в Житомирской области участниками массовых беспорядков были нанесены побои губернатору Житомирской области, он был прикован наручниками, его заставили написать заявление об уходе с должности (насильственных характер не отрицался и/или подтверждался участниками данных событий). Данные действия подпадают под диспозицию ст. 346 Уголовного кодекса Украины. Текст статьи: Статья 346. Угроза или насилие в отношении государственного или общественного деятеля
   1. Угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества, а также похищением или лишением свободы относительно Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, народного депутата Украины, Премьер-министра Украины, члена Кабинета Министров Украины, Председателя или судьи Конституционного Суда Украины или Верховного Суда Украины или высших специализированных судов Украина, Генерального прокурора Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Председателя Счетной палаты, Председателя Национального банка Украины, руководителя политической партии Украины, а также в отношении их близких родственников, совершенная в связи с их государственной или общественной деятельностью, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
   Кроме того, в ходе событий, последовавших за 21 февраля 2014 г., был совершен ряд насильственных действий по отношению к местным депутатам. В частности, в сети Интернет была распространена запись нанесения вреда здоровью, а также озвучивание угроз в адрес депутата областного совета, что подпадает под диспозицию указанной статьи.
  
   В ходе событий, последовавших за захватом административных зданий в Киеве, а также сопротивления силам правопорядка, применения огнестрельного оружия, холодного оружия, насилия по отношению к стражам правопорядка, а также ряда лиц, не являющихся силами правопорядка, участвовавших в митингах против массовых беспорядков, ряд сотрудников правопорядка применил огнестрельное и помповое (стреляющее резиновыми пулями) оружие. В частности, в видеоматериалах, распространенных как средствами массовой информации, так и посредством сети Интернет, для прикрытия и борьбы с лицами, убивавшими сотрудников сил правопорядка (в большинстве своем- офицеров органов правопорядка), зафиксировано оголение оружия силами правопорядка. Говорить о том, что кто-то был убит посредством использования именно данного оружия, из материалов средств массовой информации, до проведения судебного следствия и вынесения законного и обоснованного решения суда, не представляется возможным, а потому необходимо говорить об оголении данного оружия рядом сотрудников сил правопорядка. Уточнение "рядом сотрудников" необходимо сделать в силу того, что большинством сотрудников правопорядка, как следует из видеоматериалов, распространенных средствами массовой информации, огнестрельного оружия и даже технических средств (часто - щитов, водометов, дубинок, помповых ружей и т.д.) у большинства сотрудников правопорядка не имелось в наличии.
   Указанные действия сотрудников правоохранительных органов соответствуют положениям Закону Украины "О милиции", в частности, ст. 15 и ст. 15.1 указанного Закона. Текст данных статей:
  
Статья 15. Применение огнестрельного оружия.
Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты граждан от нападения, угрожающего жизни и здоровью, а также освобождения заложников;
2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;
(Пункт второй части первой статьи 15 в редакции Закона N 101/95-ВР от 14.03.95)
(Действие пункта 2 части первой статьи 15 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом N 834-Х1V от 06.07.99)
3) для отражения нападения на охран
яемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;
(Действие пункта 3 части первой статьи 15 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом N 834-Х1У от 06.07.99)
4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;
(Действие пункта 5 части первой статьи 15 распространено на личный состав Государственной фелъдъгерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом N 834-ХIV от 06.07.99)
6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции. Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.
(Действие части второй статьи 15 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом N 834-ХIV от 06.07.99)
Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сиг-нала тревоги или вызова помощи, для уничтожения животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или работника милиции.
(Действие части третьей статьи 15 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом N 834-ХIV от 06.07.99)
(Часть четвертая статьи 15 исключена на основании Закона N 101/95-ВР от 14.03.95)
Работник милиции имеет право оголить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Попытки лица, которое задерживается работником милиции с оголенным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или дотронуться до его оружия, дают работнику милиции право применять огнестрельное оружие в соответствии с настоящим Законом.
(Статья 15 дополнена частью четвертой в соответствии с Законом N 2484-12 от 19.06.92)


Статья 15-1. Гарантии личной безопасности вооруженного работника милиции.
Работник милиции имеет право оголить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. При задержании преступников или правонарушителей либо лиц, которых работник милиции заподозрил в совершении преступлений или правонарушений, а также при проверке документов у подозрительных лиц, работник милиции может привести в готовность огнестрельное оружие, что является предупреждением о возможности его применения. Попытки лица, которое задерживается работником милиции с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к оружию, дают работнику милиции право применить огнестрельное оружие.
(Закон дополнен статьей 15' в соответствии с Законом N 101/95-ВР от 14.03.95;действие статьи 15' распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом N 834-Х1V от 06.07.99)
  
   Соответствие действий сотрудников правопорядка указанным статьям, по нашему мнению, подтверждается как наличием видеоматериалов, свидетельствующих о применении участниками массовых беспорядков оружия и различных средств борьбы, о наличии травмированных сотрудников правопорядка, так и о наличии погибших среди сотрудников органов правопорядка. Мнение о том, что сами сотрудники правопорядка применяли оружие против других сотрудников правопорядка до настоящего момента не подтверждено соответствующим законным и обоснованным решением суда, судебного разбирательства по данному вопросу не проводилось.
  
   21-22 февраля 2014 г. Верховной Радой Украины был принят ряд действий и принят ряд нормативных актов, в том числе направленных на изменение действовавшей на 21 февраля 2014 г. Конституции Украины.
   Верховной Радой Украины Президент Украины был признан "самоустранившимся". Данный термин в Конституции Украины отсутствует. В соответствии с положениями ст. 108 Украины полномочия Президента Украины могут быть прекращены только в 4 случаях: 1) отставкиN 2) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смещения с поста в порядке импичмента; 4) смерти. Разберем все четыре случая.
      -- В соответствии с положениями ст. 109 Конституции Украины, отставка Президента Украины вступает в силу с момента оглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины. 21-22 февраля 2014 г. Президентом Украины не было совершено указанных действий.
   2.Невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья регулируется положениям ст. 110 Конституции Украины. Невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины -- по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения. Заседания Верховной Рады, по итогом которого была бы установлены невозможность исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья, проведено не было. Данные о таком заседании отсутствуют в средствах массовой информации, в том числе в материалах официального сайта Верховной Рады Украины.
   3. Смещение Президента Украины со своего поста (импичмент) регулируется положениями ст. 111 Конституции Украины. Далее приводится текст данной статьи Конституции по состоянию на 21 февраля 2014 года: "Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления.
   {Официальное толкование части первой статьи 111 см. в Решении Конституционного Суда N 19-рп/2003 от 10.12.2003}
   Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.
   Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.
   Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.
   При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
   Решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертями от ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления.
   Решения об обвинении Президента Украины от лица Верховной Рады не поступало: были только заявления о "самоустранении". Самоустранение проведено быть не может, потому что и такого термина, и правовой процедуры, которая могла бы обозначать "самоустранение", в Конституции Украины не имеется.
   Конституционный Суд Украины не проверял дела, связанного с обвинениями против Президента Украины, и, соответственно, своего заключения по данному поводу не давал.
   Верховный Суд Украины не проверял дела, связанного с обвинениями против Президента Украины, и, соответственно, своего заключения по данному поводу не давал.
   4. Смерть Президента Украины. Данного события, таким образом, не произошло.
   Следовательно, ни одно из указанных обстоятельств не могло быть использовано Верховной Радой для изъятия полномочий у законно избранного Президента Украины.
   Между тем, Верховная Рада заявила о "самоустранении" Президента Украины, следовательно, наступило, пусть и по мнению Верховной Рады, досрочное прекращение полномочий Президента Украины.
   В соответствии с положениями ст. 112 Конституции, действовавшими на 21 февраля 2014 г, в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 настоящей Конституции.
   Между тем, Верховная Рада внесла законопроект о внесении изменений в действовавшую на 21 февраля Конституцию Украины. Данный законопроект, в соответствии с положениями ст. 94 Конституции Украины, мог быть подписан только Президентом Украины в течение 15 дней после получения текста закона. Сведений о получении текста закона Президентом Украины не имеется, все данные свидетельствуют о ненаправлении такого закона Президенту Украины.
   В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины такой законопроект, в соответствии с положениями ст. 112 Конституции, мог бы подписать только премьер-министр Украины. В соответствии с указанными выше основаниями, премьер-министр и не мог бы вступить в должность исполняющего обязанности Президента, но можно предположить, что он все-таки получил бы вступить в должность исполняющего обязанности Президента Украины. Однако премьер-министру законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины направлен не был. Законопроект, данной процедуры не прошедший, не может вступить в законную силу. Вследствие этого законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины не мог приобрести силу закона. Следовательно, действия, направленные на изменения Конституции Украины, имевшие место 21 февраля 2014 года. Следует признать незаконными, а изменения Конституции Украины, - недействительными. Кроме того, все законопроекты, не подписанные Президентом Украины или премьер-министром, или законопроекты, не направленные им на рассмотрение и подпись, в соответствии с положениями ст. 112 Украины принявшим должность исполняющего обязанности Президента Украины, не подлежат вступлению в законную силу. Действия, направленные на объявление таких законопроектов законами помимо указанной выше процедуры, следует считать незаконными, а сами законопроекты, не прошедшие указанную выше процедуру, следует считать не подлежащими выполнению и нарушающими Конституцию Украины.
   На основании незаконных изменений Конституции Украины полномочия исполняющего обязанности Президента Украины были переданы А. Турчинову. По указанным выше основаниям А. Турчинов не может исполнять обязанности Президента Украины, а следовательно, подписывать законопроекты, исполнять иные полномочия, находящиеся в распоряжении Президента Украины. Кроме того, с положениями ст. 112 Конституции Украины исполняющий обязанности Президента Украины не может, в частности, назначать по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; назначать с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности; отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым.
   Между тем, данные действия были совершены и продолжают совершаться А. Турчиновым. Вследствие нарушения указанных выше положений Конституции Украины меры назначения, совершенные А. Турчиновым, подписанные им законы, иные действия, которые должен выполнять Президент Украины либо исполняющий обязанности Президента Украины, следует считать незаконными и недействительными.
   Более того, данные меры подпадают под признаки узурпации государственной власти. В соответствии с абзацем третьим ст. 5 Конституции Украины, никто не может узурпировать государственную власть. Тем самым действия А. Турчинова, Верховной Рады, иных способствующих выполнению их распоряжений органов носят характер узурпации государственной власти, т.е. действий, направленных на захват государственной власти, что подпадает под диспозицию ч. 1, 3 ст. 109 Уголовного кодекса Украины: "ч. 1. Ст. 109 УК Украины: Действия, совершенные в целях насильственного изменения либо свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор о совершении таких действий, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Ч. 3 ст. 109 УК Украины: 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицом, которое является представителем власти, или повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок".
   В соответствии с положениями ст. 26 Уголовного кодекса Украины, действия всех лиц, которые способствуют совершению действий А. Турчинова и Верховной Рады, указанных выше, продолжающихся либо могущих быть предпринятыми в будущем, следует квалифицировать как соучастие в преступлении. В соответствии с положениями ст. 29 Уголовного кодекса Украины, лица, являющиеся соучастниками преступления, также несут уголовную ответственность. Таким образом, все лица, способствующие реализации действий А. Турчинова и действий Верховной Рады, будут нести уголовную ответственность.
  
   Вывод: в ходе событий ноября 2013 - февраля 2014 гг. был совершен ряд уголовных преступлений, которые должны влечь уголовную ответственность для всех тех лиц, которые участвовали или соучаствовали в их осуществлении. 21-22 февраля 2014 г. произошла узурпация государственной власти Верховной Радой и А. Турчиновым, что должно повлечь незаконность всех принятых 21 февраля и до настоящего времени законов, всех назначений, которые были совершены А. Турчиновым, а также незаконность подзаконных актов, которые были приняты назначенными А. Турчиновым лицами. В частности, к таким актам может быть отнесено назначение очередных выборов Президента Украины, которые также являются не соответствующими действующему законодательства и результаты которых могут быть признаны недействительными в силу незаконности самих выборов. Все действия А. Турчинова и Верховной Рады имеют преступный характер. Соучастники этих действий могут понести соответствующее наказание.
  
  
  
  

Оценка: 2.91*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"