Альтернативные советские корабли. Часть 1. Корабли Великой Отечественной войны.
Оглавление
Во избежание путаницы с часто меняющимися названиями заводов, я использовал их первоначальные (дореволюционные) названия.
Для незнакомых с их историей, привожу список переименований:
Путиловская верфь - Северная верфь - Завод N190 - Завод имени Жданова - Северная верфь.
Наваль - Завод имени Марти - Завод N198 - Черноморский завод.
Руссуд - Завод N200 - Завод имени 61 коммунара.
1.1. Линейные корабли проекта 35.
Проектирование первых (и как оказалось последних) линкоров Советского ВМФ началось в 1934 году, одновременно с работами по проекту модернизации тяжелых крейсеров проекта 11 (проект 11-бис). Первоначально планировалось создание двух типов ЛК: больших, проекта 27 для Тихого океана и "малых", проекта 28, для Балтийского и Черноморского флотов. В окончательном варианте программы решено было строить один тип линейного корабля, промежуточного типа, в основу проекта которого были положены наработки по обеим предыдущим разработкам. Особо оговаривалось уменьшение осадки линейных кораблей, при полном водоизмещении, до 8,8 м, с одновременным увеличением их ширины. При создании нового проекта было проведено тщательное изучении возможностей кораблестроительных, артиллерийских, броневых и турбинных производств, с целью минимализировать их перестройку. Важным в этом отношении был отказ от строительства новых стапелей на Балтийском заводе и заводе им. Марти.
Еще одним из важнейших выводов было принятие стандартного типа турбозубчатого агрегата, мощностью в 55000 л.с., для установки на всех проектируемых кораблях (линкорах проекта 35, авианосцах проекта 54 и тяжелых крейсерах проекта 55).
Особые трудности вызвало создание башенных установок. Единственная, чудом сохранившаяся башенная мастерская, предназначенная для сборки трехорудийных 406-мм башен, находившаяся на заводе "Большевик" (в начале 30-х гг. под предлогом расширения производства чуть не уничтоженная дирекцией завода), не могла обеспечить сборку всех девяти башен в приемлемые сроки. Пришлось пойти на крупные затраты, закупая в США оборудование для новой башенной мастерской строящейся в Николаеве. В конечном итоге строительство башен было распределено следующим образом: 6 башен изготовлялись в Ленинграде, а 3 в Николаеве. Благодаря уменьшению длинны орудий, с первоначальных 50 калибров до 47, удалось уменьшить ширину погонных кругов башен до 11 метров, что надо считать большим успехом конструкторов, позволившим облегчить постройку башенных установок.
ЦНИИМС обещал создание броневых плит на 30% превосходящие крупповские, однако в реальности удалось достичь лишь 20-25% у разных партий плит.
К весне 1936 г, проектно-конструкторские работы по проекту 35 были в основном завершены, и летом того же года в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен головной корабль "Советская Россия", а в Николаеве на заводе им. Марти однотипный "Советская Украина". Осенью 1937 года, в Молотовске был заложен третий корпус, получивший название "Советская Белоруссия". В 1940 году на освободившихся стапелях были заложены, соответственно: "Советская Латвия", "Советская Грузия" и "Советская Эстония", однако работы на этих кораблях велись очень медленно и с началом Великой Отечественной Войны были прекращены, а выставленный на стапеля металл разобран.
Стандартное водоизмещение новых кораблей составляло 40000 т, полное - 47300 т, при размерениях по КВЛ 240,0 х 37,4 х 8,8 м. Скорость предполагалась 28 узлов при мощности МКО 165000 л.с. Шесть главных котлов располагались в трех продольных котельных отделениях, а три турбозубчатых агрегата в трех поперечных машинных. Для ликвидации крена, в случае затопления одного из бортовых турбинных отделений была разработана система контрзатопления отсеков противоположного борта.
Проектное вооружение составляли 3х3 406-мм, 6х2 152-мм, 4х2 102-мм башенные установки и 6х4 37-мм автоматических установок в стабилизированных башнях. Главный броневой пояс в районе цитадели имел толщину 356 мм в районе артпогребов и 330 мм в районе машинно-котельных отделений. Толщина броневой палубы составляла 150 мм, с утолщением над погребами до 195 мм, лобовых плит башен - 450 мм. Ширина противоминной защиты, выполненной по американской схеме, составляла на миделе 7,4 м.
Уже при достройке двух первых кораблей, выяснилась полная неготовность башен зенитных орудий обеих калибров (к изготовлению 37-мм башен даже не приступили), что вызвало необходимость временного вооружения линкоров четырьмя спаренными 102-мм универсальными установками со щитами и десятью щитовыми же спаренными 37-мм автоматами, разработанными для вооружения тяжелых крейсеров и лидеров. С таким вооружением они и вступили в строй. Сверхрасчетная строительная перегрузка составила около 2000 т.
Проектное изображение линейного корабля проекта 35.
Линейный корабль "Советская Россия" был спущен осенью 1939 года и к началу войны заканчивал швартовые испытания. Запроектированные кормовая катапульта и краны, предназначенные для подъема гидросамолетов, так не были установлены. До лета 1944 года стоял в Кронштадте, включенный в систему артиллерийской обороны Ленинграда и ПВО Кронштадта. Зенитное вооружение линкора постоянно усиливалось, в первую очередь поставляемыми по Ленд-лизу автоматами "Эрликон" и крупнокалиберными пулеметами. Было установлено так же новейшее радиолокационное оборудование. Считается, что во время налета немецкой авиации 23 сентября 1941 года, именно зенитчиками "Советской России" был сбит самолет германского аса Руделя.
Осенью 1944 года линкор "Советская Россия" дважды выходил в море в составе эскадры Балтийского флота, в первый раз им был произведен обстрел порта Пиллау, второй выход был обусловлен необходимостью демонстрации у границы шведских территориальных вод.
В 1946 году линкор был переведен на Дальний Восток, где вошел в состав Тихоокеанского флота, в составе которого оставался до 1957 года, а затем был выведен в резерв. В 1963 году линейный корабль "Советская Россия" был исключен из списков ВМФ СССР.
Линейный корабль "Советская Украина" был спущен на воду осенью 1939 года и к 22 июня 1941 года находился в высокой степени готовности. Наступление немецко-фашистских войск заставило перевести почти достроенный корабль в Севастополь, а затем в Новороссийск, где он завершил ходовые испытания.
В сентябре 1942 года линкор участвовал в обстреле румынского порта Констанца, в результате которого порт надолго был выведен из строя, что создало значительные трудности для снабжения топливом германских войск. Однако при отходе, в результате нескольких налетов немецкой авиации, линкор получил значительные повреждения и был фактически выведен из строя до конца войны. Летом 1943 года линкор был переведен из Поти в Новороссийск, где с него были сняты все орудия главного калибра, четыре из которых отправили в Молотовск.
В строй восстановленная "Советская Украина" вступила только в 1949 году, вновь войдя в состав Черноморского флота. В 1955 году, находясь в Севастопольской бухте, линкор подорвался на немецкой донной мине и вновь надолго вышел из строя. Ремонтные работы велись очень медленно, и в 1961 году так и не восстановленный корабль был выведен из боевого состава ВМФ СССР.
Линейный корабль "Советская Белоруссия" был выведен из цеха N50 Северодвинского завода весной 1940 года. К началу войны корабль находился примерно в 95% готовности, но после начала блокады Ленинграда, на заводах которого осталась часть необходимых комплектующих, постройка линкора почти замерла. Для окончания постройки не хватало двух башен противоминного калибра и четырех орудий главного, 406-мм калибра. Только в 1943 году орудия были доставлены из Новороссийска и летом 1944 года линейный корабль "Советская Белоруссия" вошел в боевой состав Северного флота. Вместо средних башен 152-мм калибра, на их барбетах были установлены две дополнительные спаренные 102-мм щитовые универсальные артустановки. На четырех барбетах, предназначенных для так и не изготовленных счетверенных 37-мм автоматов, были установлены счетверенные установки "Бофорс".
В 1957 году линкор был выведен в резерв, а в 1962 году исключен из списков Советского Военно-Морского Флота.
2.1. Авианосец "Красный авиатор".
Усиление позиций в СССР "Молодой школы" было вызвано не в последнюю очередь инцидентом на КВЖД, показавшем, в частности, необходимость наличия на Дальнем Востоке военно-морских сил способных оказывать давление на Китай, с целью защиты советских интересов в регионе.
Оптимальным и относительно дешевым средством решения проблемы могли стать авианосцы, способные решать не только задачи завоевания господства на море, но и наносить эффективные удары по береговым объектам и сухопутным войскам противника на большом удалении от береговой черты.
Так как состояние промышленности в начале 30-х гг. не позволяло строить новые авианосцы с нуля, было предложено начать с перестройки недостроенного линейного крейсера "Измаил", что вызвало горячие споры в руководстве ВМС. Линкорное лобби не оставляло надежд о возможности достройки "Измаила" в качестве артиллерийского корабля, поэтому в качестве объектов для перестройки им предлагались линейный корабль "Полтава" и даже тихоходное учебное судно "Комсомолец". Тем не менее, произведенные расчеты показали, что достройка "Измаила" в качестве авианосца обойдется не дороже чем перестройка "Полтавы", и не намного дороже перестройки "Комсомольца". В итоге победил здравый смысл - авианосец "Измаил", получивший новое название "Красный авиатор", был утвержден к достройке.
Разработка проекта была произведена очень быстро, что явно сказалось на его качестве. Только стремлением ограничить объем и стоимость работ можно объяснить сохранение в корпусе корабля барбетов орудийных башен, что значительно стеснило проектантов, хотя и удалось расположить внутри барбетов цистерны авиационного топлива и боезапас для палубных самолетов, включавший бомбы и 450-мм торпеды.
В качестве прототипа был выбран только что вступивший в строй английский авианосец "Глориес", что вызвало большое сходство силуэтов этих кораблей. Авианосец имел два ангара, носовой, для истребителей, которые должны были взлетать с короткой носовой палубы, и кормовой, выполненный двухъярусным. Носовой и верхний кормовой ангары соединялись узким коридором по левому борту, через который не могли пройти истребители И-15 (впоследствии И-15-бис) не имевшие складывающихся крыльев, но который позволял транспортировать разведчики-торпедоносцы Р-5Т, от носового самолетоподъемника в кормовой ангар после посадки. Лифтов имелось два, по одному в носовом и кормовом ангарах. Средняя часть надстройки в районе рубки-острова была занята дымоходами котельных отделений выведенных в две тесно расположенные дымовые трубы. В итоге авиационное вооружение "Красного авиатора", несмотря на все старания расположить самолеты в ангарах компактнее, не превышало 45 машин.
Артиллерийское вооружение нового корабля состояло из 20 130-мм 55-калиберных орудий, причем амбразуры четырех носовых казематов были заделаны для улучшения мореходности. Впрочем, возможно, что причиной такого решения было отсутствие достаточного количества 130-миллиметровок. Зенитное вооружение включало 8 102-мм 60-калиберных орудий и несколько пулеметов, к которым позднее добавились шесть 45-мм полуавтоматов.
Достроечные работы начались на Балтийском заводе летом 1930 года, а весной 1933 авианосец вышел на ходовые испытания. Максимальная достигнутая скорость составила 28,1 узла.
Целых пять лет авианосец оставался в составе Морских Сил Балтийского моря, совершив за это время девять походов до Мурманска и обратно, причем дважды оставался там на зимовку. Эти плавания позволили получить бесценный опыт эксплуатации палубных самолетов, в частности выяснилась полная бесперспективность носовой взлетной палубы: летчики истребители предпочитали взлетать с верхней, что было гораздо безопасней, и, в итоге, истребители были перебазированы в кормовой ангар.
В конце 1938 года планировалось начать модернизацию "Красного авиатора", проект которой включал установку противоторпедных булей, удлинение полетной палубы в нос и установку новых спаренных 102-мм артустановок со стабилизированными постами наведения, но Хасанский конфликт перечеркнул эти планы. Авианосец был срочно отправлен на Дальний Восток в сопровождении тяжелых крейсеров "Киров" и "Куйбышев", а также лидеров "Сокрушительный", "Сильный", "Стремительный" и "Строгий", имея в ангарах 24 бомбардировщика-торпедоносца Р-Зет и 18 истребителей И-15-бис.
Дальнейшие планы модернизации сорвала уже Великая Отечественная война. В январе 1941-июле 1942 "Красный авиатор" в составе эскадры Тихоокеанского флота совершил переход из Петропавловска-Камчатского в Мурманск, причем во время почти пятимесячной стоянки в Нью-Йорке на него были установлены восемь спаренных автоматов "Бофорс" и девять одноствольных 20-мм "Эрликонов". Одновременно старая авиагруппа корабля была заменена на новую, состоящую из американских палубных самолетов. Она включала 12 торпедоносцев "Девастейтор", 17 пикирующих бомбардировщиков "Доунтлесс" и 16 истребителей "Уайлдкет".
Наличие авианосца в составе советской эскадры позволило эффективно прикрыть транспорты конвоя PQ-17 и благополучно довести до советских портов 23 из них.
В августе 1942 года, в составе Северного флота было сформировано первое авианосное ударное соединение состоящее из "Красного авиатора" и нового авианосца "Громов".
Осенью 1943 года торпедоносцы "Эвенджер" с "Красного авиатора" и "Громова" добились трех торпедных попаданий в немецкий линкор "Шарнхорст", благодаря чему тот снизил ход и был без труда добит английским линкором "Дюк оф Йорк", причем, по крайней мере, одно попадание было достигнуто пилотами "Красного авиатора".
Но год спустя "Красный авиатор" получил два торпедных попадания от немецкой подводной лодки и, после десятичасовой агонии затонул. Причиной гибели столь крупного корабля всего от двух торпед была признана недостаточная глубина противоторпедной защиты и общая ветхость корпуса авианосца находившегося на плаву уже 29 лет.
При катастрофе погибло около ста моряков из состава экипажа авианосца, насчитывающего более двух тысяч человек. Все пилоты авиагруппы были спасены и впоследствии составили костяк авиагруппы авианосца "Чкалов".
Водоизмещение: 31100 т (стандартное), 34300 т (полное).
Бронирование: борт 237,5 мм, палуба 38 мм + 50 мм.
Размерения (квл): 222,4х30,5х8,9 м.
2.2. Авианосцы проекта 54.
Проектирование новых авианосцев началось сразу после завершения испытаний "Красного авиатора". Проект, получивший номер 54, первоначально предполагалось унифицировать по корпусу и МКО с проектируемыми одновременно с ним тяжелым крейсером проекта 55, но требуемого военными увеличения авиагруппы в стандартном водоизмещении 10000 т добиться не удалось. В итоге оно было увеличено до 15 тыс. т, но считавшееся недопустимым понижение скорости заставило перейти к трехвальной силовой установке, что в свою очередь вновь заставило увеличить водоизмещение.
Артиллерийское вооружение, по эскизному проекту, состояло из 4х2 152-мм и 4х2 102-мм башенных установок расположенных побортно, но вскоре 152-мм орудия были заменены на 102-мм, что в условиях сопровождения авианосцев артиллерийскими кораблями было сочтено достаточным для отражения торпедных атак. От первоначального намерения забронировать верхнюю палубу отказались, чтобы не увеличивать и так возросшее водоизмещение.
Самолеты располагались в трех соединенных раздвижными воротами ангарах, а для их подъема и спуска имелось два лифта.
Водоизмещение: 18500 т (стандартное), 23 860 т (полное).
226,5 (по палубе 240,0)х23,0 (по палубе 33,0)х6,6 м.
Вооружение проектное: 8х2 102-мм/55, 8х4 37-мм.
Бронирование: пояс 80 мм, палуба (над цитаделью) 50 мм.
165000 л.с. 34 узла.
Первый авианосец нового проекта, получивший название "Чкалов", был заложен на Адмиралтейском заводе (Галерный островок) летом 1937 года. Спустя год на Руссуде был заложен однотипный "Рычагов", а осенью 1938, в Молотовске, "Громов".
Программа строительства новых авианосцев чуть не была сорвана, когда проект 54 подвергся резкой критике из-за недостаточной защиты ангаров от пуль штурмовой авиации, выявившейся вследствие опыта полученного во время Гражданской воны в Испании. Предлагалось прекратить их постройку и начать разработку нового, лучше бронированного проекта. Однако настойчивость Н. Г. Кузнецова, желавшего получить новые авианосцы как можно быстрее, взяла верх и строительство "пятьдесят четвертых" было, после небольшого перерыва продолжено. Решение оказалось правильным - авианосец проекта 95 "Леваневский", был заложен в Молотовске лишь в 1940 году и после начала войны разобран на стапеле.
Вследствие неготовности штатного артиллерийского вооружения, на авианосцы проекта 54, при достройке, были установлены щитовые спаренные 102-мм универсальные установки, которые после завершения изготовления башен должны были быть переданы на строящиеся сторожевые корабли, и спаренные же 37-мм автоматы.
"Чкалов".
Авианосец был спущен на воду весной 1939 года и вошел в строй весной 1941. Велись переговоры с Германией о проходе "Чкалова" через Датские проливы на Северный флот, но завершению их помешала война. До осени 1944 года авианосец простоял замаскированным в Кронштадте, и лишь после выхода из войны Финляндии смог начать боевую подготовку. Зенитное вооружение, к тому времени, было усилено установкой еще четырех спаренных 37-мм установок и шестнадцати автоматов "Эрликон". Авиагруппа состояла из 12 торпедоносцев "Эвенджер", 24 пикирующих бомбардировщиков "Даунтлес" и 24 истребителей "Корсар". Наличие более тяжелых, чем предполагавшиеся по проекту самолетов, несколько понизило остойчивость корабля, да и запасы авиатоплива оказались уже недостаточными.
В феврале-марте 1945 года "Чкалов" в составе эскадры включавшей тяжелый крейсер "Фрунзе" и шесть лидеров совершил переход через Панамский канал на Тихоокеанский флот, где принял участие в войне против милитаристской Японии. Авиагруппа "Чкалова" поддерживал высадку советских десантов на Хоккайдо и на Курильские острова. После войны авианосец совершил переход через Суэцкий канал в Мурманск и вошел в состав Северного флота. В 1955 году "Чкалов" был переименован в "Архангельск".
"Рычагов".
Спущенный на воду летом 1940 года авианосец, не имел верхней части бака почти до рубки-острова, т.к. вследствие недостаточной высоты эллинга Руссуда, постройка ее на стапеле была невозможна. В итоге, к началу войны достройка "Рычагова" оказалась далека от завершения. Недостроенный авианосец был отбуксирован в Новороссийск, а оттуда в Поти, где и простоял до конца войны. Достройка возобновилась лишь в 1947 году, а в строй "Рычагов" вступил лишь в 1949 и был сразу отправлен на Тихоокеанский флот.
"Громов".
Авианосец был выведен из эллинга в ноябре 1940 года и в июне 1942 вошел в состав Северного флота. Его первоначальна авиагруппа состояла из 18 полученных по ленд-лизу торпедоносцев "Девастейтор", 21 пикирующего бомбардировщика "Даунтлесс" и 21 истребителя "Уайлдкет". Впоследствии "Девастейторы" были заменены на "Эвенджеры", а "Уайлдкеты" на "Хеллкеты". С этой авиагруппой авианосец и участвовал в потоплении немецкого линейного корабля "Шарнхорст".
В феврале-марте 1945 года "Громов" в составе эскадры Северного флота совершил переход на Камчатку и принял участие в Советско-Японской войне.
Быстрый рост размеров и веса новых палубных реактивных самолетов, привел к резкому сокращению авиагруппы кораблей 54-го проекта, и к концу 50-х гг. она состояла всего из 28-ми машин. Так как в состав флота уже входили новые авианосцы более крупных размеров, в начале шестидесятых, во время начавшегося сокращения флота, все три корабля были выведены из состава ВМФ и сданы на слом. Впоследствии моряки сильно пожалели об этом решении Хрущева, так как корабли могли еще послужить в качестве противолодочных вертолетоносцев.
3.1. Первые советские тяжелые крейсера.
Проектирование и строительство.
Конфликт на КВЖД, несмотря на благополучное его разрешение, вызвал сильную обеспокоенность Советского правительства положением дел на Дальнем Востоке и, прежде всего, отсутствием там реально боеспособных морских сил. Отправка в конце 1929 года на Тихий океан отряда кораблей в составе линейного корабля "Парижская коммуна" и крейсера "Профинтерн" не решила проблему. Получив сильные повреждения во время шторма в Бискайском заливе, советские корабли не смогли продолжить путь и вошли в Черное море, оказавшись в итоге в составе Морских Сил Черного моря.
Итогом критического осмысления возникшей проблемы и стала первая программа крейсерского кораблестроения, согласно которой для Дальнего Востока предстояло построить 4 современных крейсера.
Прототипом нового проекта естественно стал "Красный Кавказ", работы по которому велись с 1927 года. Следует отметить, что конструкторы уже имели эскизные проекты нового крейсера, в которых по сравнению с прототипом удваивалось число орудий главного калибра, за счет их размещения в двухорудийных башнях, а скорость доводилась до 35 узлов. Неудивительно, что новый крейсер внешне выглядел почти полной копией "Красного Кавказа".
В процессе проектирования, максимальная проектная скорость снизилась до 34 узлов, так как было признано, что отечественные заводы не смогут производить паротурбинные агрегаты мощностью свыше 27000 л.с. Впрочем, даже такие ТЗА оказались для советских турбостроителей почти непосильной задачей.
Башенные установки МК-2-180 проектировались Ленинградским металлическим заводом, принявшим для уменьшения габаритов башен расположение орудий попарно в одной люльке. Вскоре конструкторы предложили добавить в каждую люльку третье орудие, увеличив, таким образом, число орудий главного калибра с 8 до 12. Такой крейсер уже вполне заслуживал наименования тяжелый. Обозначение башенных установок, тем не менее, осталось прежним.
Головной тяжелый крейсер проекта 11, получивший название "Дзержинский" был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе в 1930 году. Почти одновременно в Николаеве на стапеле завода им. Марти (бывший "Наваль") был заложен однотипный "Свердлов".
Тяжелый крейсер "Дзержинский", СССР 1932 год.
Проектное водоизмещение: 9650 т (стандартное), 12100 т (полное).
Скорость: 33 узла, при мощности машин 108000 л.с.
Вооружение при вступлении в строй: 4х3 180-мм/60 орудий, 4х1 102-мм/60 зенитных орудий, 4х3 533-мм ТА.
Бронирование: борт - 70 мм, палуба 50 мм.
Размерения по КВЛ: 181,0х18,0 х5,85 м.
Работы по строительству кораблей велись довольно медленно, но в 1932 году оба крейсера все же были спущены на воду (на их месте сразу же была заложена следующая пара, соответственно "Блюхер" и "Куйбышев"), а весной 1934 года "Дзержинский" вышел на ходовые испытания.
Увы, максимальная скорость, которую смог развить крейсер, составила 33,3 узла, что было следствием строительной перегрузки, превысившей тысячу тонн. Низкой оказалась и надежность ТЗА, то одна, то другая турбины крейсера постоянно выходила из строя.
Сразу же подтвердилась неудачная конструкция 180-мм артустановок, впрочем, не явившаяся сюрпризом, так как она была выявлена еще при испытаниях "Красного Кавказа", но на новом корабле она усугублялась порочной схемой размещения орудий в общих люльках.
Все это заставило приостановить постройку "Блюхера" и "Куйбышева", которые впрочем, и так строились гораздо медленнее первой пары. Вызвано это было требованием моряков изменить расположение МКО с линейной на эшелонную (проект 11-бис). С лета 1934 года на заводе "Большевик" началась разработка новой, 203-мм двухорудийной башенной установки, получившей название МК-4.
"Дзержинский" и "Свердлов" вошли в состав Балтийского и Черноморского флотов в 1934 году, на Тихий океан их отправить не рискнули. В конце 30-х годов их малоэффективное зенитное вооружение заменили на 4х2 102-мм/50 орудия нового образца, еще раньше на них были установлены 4х1 45-мм полуавтомата и 6х1 12.7-мм пулеметов ДШК. В таком виде первенцы советского крейсеростроения и вступили в Великую Отечественную войну.
Задержавшиеся на заводских стапелях "Блюхер" и "Куйбышев" сошли на воду только в 1936 году. Но полученный опыт не прошел для конструкторов бесследно, новые крейсера оказались гораздо совершеннее двух первых. Понижение мощности ТЗА до 25000 л.с. сделало их гораздо надежнее, новые 203-мм двухорудийные башни с раздельным наведением стволов (вес снаряда 139,5 кг), были гораздо совершеннее, но при этом имели меньшие размеры и даже несколько меньший вес. При этом скорострельность новых 203-мм 50-калиберных пушек составляла (по крайней мере, теоретически) те же 5,5 выстрелов в минуту.
"Блюхер" вышел на ходовые испытания поздней осенью 1937 года, но вернулся с них уже под другим именем - "Киров". Впоследствии это внезапное и не афишируемое переименование вызвало некоторую путаницу у историков, которые не могли понять, куда подевался крейсер "Блюхер". В 90-е годы появилась даже версия о трагической и тщательно скрываемой Советами гибели этого корабля.
Тяжелый крейсер "Киров", СССР 1936 год.
Проектное водоизмещение: 9980 т (стандартное), 12430 т (полное).
Скорость: 32 узла, при мощности машин 100000 л.с.
Вооружение при вступлении в строй: 4х2 203-мм/50 орудий, 4х2 102-мм/50 зенитных орудий, 4х1 45-мм полуавтомата. 6х1 12,7-мм пулеметов, 2х3 533-мм ТА.
Бронирование: борт - 90 мм, палуба 50 мм.
Размерения по КВЛ: 181,0х18,0 х5,9 м.
Боевой путь.
Крейсер "Дзержинский" начал войну уже на рассвете 22 июня 1941 года, когда его зенитчиками был сбит фашистский бомбардировщик Не-111. В сентябре 1941 года артиллерией "Дзержинского" был потоплен германский крейсер "Эмден". К сожалению, этот бой подтвердил низкое качество 180-мм орудий и башенных установок корабля - расход снарядов превысил все допустимые нормы, хотя в конце боя по "Эмдену" вели огонь даже 45-мм орудия советского крейсера. Отзывы пленных немецких офицеров о точности огня "Дзержинского" привести невозможно из-за их полной невразумительности (непереводимая игра слов). Во время блокады Ленинграда крейсер находился в Неве, поддерживая своим огнем обороняющие город войска. В заключительной фазе войны "Дзержинский участия не принимал по причине полного износа стволов своих 180-мм орудий.
После войны "Дзержинский" продолжил службу в составе Дважды Краснознаменного Балтийского флота (с 1952 года в качестве учебного корабля), а в 1958 году был выведен из состава Советского ВМФ.
Крейсер "Свердлов" вступил в строй в начале 1935 года. Несмотря на низкое качество паротурбинных агрегатов, неоднократно совершал дальние походы в Средиземное море, в частности в 1937-1938 годах трижды побывал с визитами доброй воли в испанских портах. Несколько раз посещал Италию.
Крейсер встретил начало войны на Севастопольском рейде. Участвовал в обороне Одессы и боевых действиях против немецко-румынских военно-морских сил. В декабре 1941 года, участвуя в Феодосийской десантной операции, он получил значительные повреждения и около года находился в ремонте, сначала в Новороссийске, а затем в Поти. Это спасло его от участия в самоубийственной (но крайне эффективной) набеговой операции против Констанцы в октябре 1942 года.
Так же как и на балтийском "Дзержинском", зенитное вооружение крейсера постоянно усиливалось, чему способствовало снятие признанных ненужными катапульт. На крейсерах устанавливались дополнительные одно- и двухорудийные 37-мм автоматы отечественного производства и полученные по ленд-лизу "Эрликоны".
В конце войны "Свердлов" оказался единственным боеспособным крупным современным кораблем Черноморского флота и, вместе с крейсерами "Красный Крым" и "Червона Украина", принимал активное участие в боевых действиях. Летом 1944 года "Свердлов" стал первым кораблем Черноморского флота, вошедшим в освобожденный Севастополь.
С 1953 года крейсер выполнял функции учебного корабля, а в 1960 году был выведен из состава Советского ВМФ.
Крейсера "Киров" и "Куйбышев" вошли в строй в 1938 году и летом того же года ушли на Дальний Восток где вошли сначала в состав Тихоокеанской флотилии, а затем Тихоокеанского флота.
После начала Великой Отечественной войны оба крейсера в составе эскадры ТОФ совершили переход в США, где в Нью-Йорке получили новое зенитное вооружение. На них были установлены по 2х2 40-мм автоматов "Бофорс", а вместо 45-мм пушек были установлены 6 20-мм автоматы "Эрликон". К сожалению, установить на советские крейсера новейшие радары американцы не смогли, только в конце 1942 года, уже в Мурманске "Киров" и "Куйбышев" получили радиолокационное оборудование. В 1943 году число спаренных "Бофорсов" были доведено до восьми.
Весной 1945 года "Киров" и "Куйбышев" совершили обратный переход на Тихий океан, где приняли участие в боевых действиях против империалистической Японии, участвуя в огневой поддержке советских десантов высаживаемых на Курильских островах.
Оба крейсера были выведены из состава Советского ВМФ в 1961 и 1962 годах.
3.2. Тяжелые крейсера типа "Фрунзе".
К постройке новых тяжелых крейсеров приступили только в 1935 году, после осмысления опыта полученного при испытаниях "Дзержинского" и "Свердлова". Выявленные при испытаниях недостатки первой пары крейсеров требовали разработки нового более совершенного проекта. Таковым стал проект N55.
Первые два крейсера этого типа были заложены на ленинградском заводе им. Марти (бывший Галерный островок) и николаевском заводе им. 61 коммунара (бывший Руссуд). Они получили названия "Фрунзе" и "Железняков". В 1936 году, в Комсомольске-на-Амуре, на еще строившемся заводе, были заложены однотипные "Чапаев" и "Орджоникидзе". В 1938 году, после спуска головного корабля, на заводе им. Марти был заложен крейсер "Максим Горький", в 1939 на Балтийском заводе "Ворошилов", а на заводе им. 61 коммунара "Щорс". Последний крейсер этого типа "Лазо" был заложен в Комсомольске в 1941 году, сразу после вывода из построечного дока крейсера "Чапаев". "Лазо" должен был получить немецкие спаренные стабилизированные 105-мм универсальные артустановки, но они так и не были получены до начала войны, постройка же самого крейсера была прекращена почти сразу после начала постройки, вследствие трудностей с выводом крупных кораблей из устья Амура, проявившихся при сдаче крейсеров "Чапаев" и "Орджоникидзе".
От предыдущих крейсеров корабли проекта 55 отличались новыми машинно-котельными установками, выполненными по двухтурбинной схеме с эшелонированным расположением котельных и турбинных отделений и увеличенной до 110 мм толщиной броневого пояса. Благодаря увеличению длины корпуса, носовая пара башен главного калибра была отодвинута от форштевня, что облегчило носовую часть и устранило ее заливаемость, от чего часто страдали крейсера предыдущего поколения. Новые катапульты, запроектированные для самолетов-разведчиков КОР-2, имели большую длину. Было улучшено расположение 102-мм артустановок, они были разнесены на большее расстояние друг от друга, что повышало их живучесть (как показала практика недостаточно) и облегчало работу расчетов.
"Фрунзе" вступил в строй в 1940 году. В первые дни войны крейсер подорвался на мине, получив пробоину в районе носового турбинного отделения, с повреждением самого ТЗА, что потребовало длительного ремонта корабля. Находясь у стенки Балтийского завода, крейсер принимал участие в обороне Ленинграда, ведя обстрел осаждающих город немецких войск. В заключительной фазе ВОВ, в составе эскадры Балтийского флота, участвовал в обстреле Пиллау. Весной 1945 года совершил переход на Тихий океан, где принял участие в войне с Японией. В составе Тихоокеанского флота крейсер находился до 1970 года.
"Железняков" вошел в строй весной 1941 года. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. В сентябре 1942 года, после набеговой операции против Констанцы крейсер был потоплен немецкой авиацией. По показаниям спасенных членов экипажа крейсера, его гибель стала следствием вывода из строя всех 102-мм артустановок, уничтоженных попаданием всего одной немецкой авиабомбы.
"Чапаев" вступил в строй осенью 1941 года, в составе эскадры Тихоокеанского флота совершил переход в Мурманск, где вошел в состав Северного флота. Участвовал в потоплении немецкого линкора "Шарнхорст", и, как считается, добился нескольких попаданий в него 203-мм снарядами. В начале 1945 года, вместе авианосцем "Громов", и тяжелыми крейсерами "Киров" и "Куйбышев" вернулся на Тихий океан, совершив, таким образом, кругосветное плавание. Участвовал в войне с Японией. После войны вместе с авианосцем "Чкалов" перешел на Северный флот, а позднее вошел в состав Балтийского флота, из состава которого был выведен в 1969 году.
"Орджоникидзе" окончательно вошел в строй весной 1942 года, войдя в состав Тихоокеанского флота. В 1945 году участвовал в войне с Японией. Из состава ТОФ был выведен в 1974 году.
Крейсера "Максим Горький", "Ворошилов" и "Щорс" к началу войны еще не были окончены постройкой. "Максим Горький", на котором уже была смонтирована одна (носовая) башня главного калибра, вместе с недостроенным крейсером "Ленин" участвовал в обороне Ленинграда в качестве плавучей батареи. Крейсер "Щорс" был отбуксирован сначала в Новороссийск, а затем в Поти, где и оставался до конца войны.
После окончания ВОВ все три крейсера были достроены по откорректированному проекту 55-К, с усилением зенитного вооружения.
1. Фрунзе 1935-1938-1040 Адм. з-д.
2. Железняков 1935-1938-1941 Руссуд
3. Чапаев 1936-1941-1941 Комсомольск
4. Орджоникидзе 1936-1941-1942 Комсомольск
5. Максим Горький 1938-1940-(1948) Адм. з-д
6. Ворошилов 1939-(1941-1949) Балт. з-д
7. Щорс 1939-1941-(1949) Руссуд
8. Лазо 1941-Х -Х Комсомольск
Проектное водоизмещение: 10580 т (стандартное), 13750 т (полное).
Скорость: 33 узла, при мощности машин 110000 л.с.
Вооружение при вступлении в строй: 4х2 203-мм/50 орудий, 4х2 102-мм/50 зенитных орудий, 9х1 45-мм полуавтоматов. 4х1 12.7-мм пулеметов, 2х3 533-мм ТА.
Бронирование: борт - 110 мм, палуба 50 мм.
Размерения по КВЛ: 190,0х18,5 х5,8 м.
4.1. Советские лидеры первого поколения (проекты 1, 14 и 14-бис).
Проект 1.
В начале 1925 года Научно-технический комитет (НТКМ) получил указание в трехмесячный срок разработать проект эсминца, способного вести бой с легкими крейсерами противника, охранять главные силы от атак неприятельских эсминцев и поддерживать атаки своих, т.е. решать задачи, характерные для лидеров, хотя этот термин в официальной переписке до закладки первого корабля проекта N1 применялся крайне редко.
В 1926 году была утверждена первая шестилетняя судостроительная программа, в которую вместо ранее предполагавшейся постройки восьми сторожевых кораблей, были включены два "больших эсминца" и только шесть сторожевиков. Несмотря на это, проектирование нового корабля продвигалось крайне медленно и только в октябре 1928 года лидеры, получившие названия "Москва" и "Харьков", были заложены на стапелях завода "Руссуд". Их проектное вооружение состояло из 5 130-мм орудий, 4 37-мм автоматов Виккерса и двух трехтрубных торпедных аппаратов. Три турбозубчатых агрегата мощностью по 20000 л.с. должны были обеспечить проектную скорость 40 узлов. Стандартное водоизмещение составляло 1910 т, полное - 2540 т.
При этом к проектированию орудий главного калибра приступили только в 1930 году, а первые новые пушки 130-мм калибра были изготовлены лишь в 1935. В итоге вооружение первых лидеров при вступлении в строй состояло лишь из 5 102-мм орудий Обуховского завода (завод Большевик) длиной в 60 калибров.
1. Москва 1928-1930-1932 Руссуд ЧФ
2. Харьков 1928-1931-1934 Руссуд ЧФ
Только в конце 1935 года "Москва" и "Харьков" получили штатные орудия.
Не лучше обстояло дело и с зенитным вооружением - развернуть производство 37-мм автоматов на советских заводах так и не удалось. В итоге на лидерах при вступлении в строй было установлены по два 76-мм зенитных орудия Лендера, замененные впоследствии на новые орудия "34-К" того же калибра, к которым добавились два 45-мм полуавтомата.
В 1930 году Управление Морских сил заказало итальянской фирме "Галилео" ПУСы для лидеров, которые были получены в 1932 году, но на корабли были установлены только в 1935, так как почти два года изучались советскими специалистами. В 1934 году началось изготовление этих приборов на отечественных заводах.
Торпедное вооружение так же претерпело изменения: трехтрубные торпедные аппараты в ходе постройки были заменены на четырехтрубные.
На ходовых испытаниях в конце лета 1932 года лидер "Москва" развил скорость 40,4 узла при проектной мощности машин. При этом, правда, образовался дифферент на корму, достигавший 1,5 метров. При форсированной работе машин (свыше 65000 л.с.) скорость возросла еще на 0,5 узла, но и дифферент увеличился до 2 метров. После приема воды в носовую цистерну, что уменьшило дифферент, скорость составила 42,3 узла.
Оба лидера вошли в состав Черноморского флота, где и встретили начало Великой Отечественной войны.
Проектное водоизмещение: 1910 т (стандартное), 2540 т (полное).
Скорость: 39,5 узлов, при мощности машин 60000 л.с.
Предстоящее вступление в строй первого советского авианосца "Красный авиатор", требовало постройки для него кораблей охранения. Таковыми, помимо строящихся тяжелых крейсеров, должны были стать новые лидеры, однако испытания "Москвы" выявили крупные недостатки проекта, к каковым относились в первую очередь недостаточная мореходность и малая прочность корпуса. Дифферент в корму на полных ходах и недостаточная надежность ТЗА так же подлежали исправлению.
Мощность ТЗА модернизированного проекта была понижена до 54000 л.с., а проектная скорость до 38 узлов. Изменились обводы немного удлиненного корпуса, ставшие более полными в корме, прочность его увеличилась, а 130-мм орудие N3 было перенесено с полубака на кормовую надстройку, что увеличивало углы его обстрела.
Первоначально предполагалось построить только два лидера предназначенных для Тихоокеанской флотилии, но возросшая активность империалистических держав в Балтийском море потребовала увеличения там морских сил, тем более что единственный при эскадре крейсер "Профинтерн" после неудачного похода на Дальний Восток оказался на Черном море. Командующий Морскими силами Балтийского моря (МСБМ) М. В. Викторов просил Наркомвоенмора Ворошилова либо вернуть "Профинтерн" на Балтику, либо выделить крейсер из состава Морских сил Черного моря. В итоге было решено усилить МСБМ тремя новыми лидерами, первый из которых должен был строиться по проекту N14.
Построенный на Путиловской верфи "Ленинград" первым среди советских лидеров получил 130-мм орудия и ПУС итальянского производства. На испытаниях он развил скорость 38,1 узла, но был признан гораздо более удачным, чем корабли предыдущего проекта по обеспечению мореходности и общей совокупности боевых качеств.
Построенные в Николаеве "Эривань" (позднее "Ереван") и "Тифлис" (позднее "Тбилиси") осенью 1936 года ушли на Дальний Восток, где вошли в состав Тихоокеанской флотилии, присоединившись к двум эсминцам типа "Новик", перешедшим во Владивосток в том же году Северным Морским путем.
1. Ленинград 1932-1933-1935 Пут. верфь БФ
2. Эривань 1932-1934-1936 Руссуд ТОФ
3. Тифлис 1932-1934-1936 Руссуд ТОФ
Проектное водоизмещение: 1910 т (стандартное), 2540 т (полное).
Несмотря на то, что по вооружению новые советские лидеры превосходили большинство эсминцев европейских флотов, соотношение сил на Тихом океане выглядело совсем по-другому. Японские эсминцы, вооруженные 6 127-мм орудиями, имели превосходство в над советскими кораблями в артиллерии. Необходимо было вооружить строившиеся для Дальнего Востока лидеры 6 130-мм орудиями, но осуществить это можно было лишь при наличии спаренных артустановок главного калибра.
Разработка такой установки, на базе уже имеющегося 130-мм орудия, была начата в 1933 году, но только в 1937 году первые артустановки этого типа были сданы заводом-производителем, что сильно задержало готовность новых лидеров, проект которых получил обозначение 14-бис.
В модернизированном проекте носовые котельные отделения были сдвинуты вперед, а между ними и носовым турбинным отделением был размещен артиллерийский погреб средней 130-мм артустановки. Благодаря отказу от линейно-возвышенной схемы расположения орудий понизился центр тяжести, что способствовало плавности качки. Число 45-мм полуавтоматических орудий было увеличено до четырех. Корабли типа "Баку" превосходили по мореходности лидеры предыдущих серий, по скоростным же качествам ничуть им не уступали. Осенью 1937 года все четыре построенных в Николаеве лидера ушли на Дальний Восток, где вошли в состав Тихоокеанской флотилии.
1. Баку 33-34-37 Наваль ТОФ
2. Ташкент 33-34-37 Наваль ТОФ
3. Минск 33-34-37 Пут. верфь БФ
4. Петрозаводск 34-35-37 Пут. верфь БФ
5. Ашхабад 34-36-37 Руссуд ТОФ
6. Киев 34-36-37 Руссуд ТОФ
Проектное водоизмещение: 1925 т (стандартное), 2548 т (полное).
Во время Великой Отечественной войны советские лидеры первых серий понесли серьезные потери. В сентябре 1941 года, входившие в отряд контр-адмирала Дрозда лидеры "Ленинград" и "Петрозаводск" погибли в бою с германскими крейсерами "Лейпциг" и "Эмден". Считается, что именно торпеда, выпущенная "Ленинградом" перед своей гибелью, поразила "Эмден", который в результате этого попадания потерял ход и был настигнут тяжелым крейсером "Дзержинский". В сентябре 1942 года, черноморский лидер "Харьков" был потоплен немецкой авиацией возле Констанцы. Популярная версия, гласящая что лидер прикрыл собой линейный корабль "Советская Украина" от торпеды выпущенной румынской подводной лодкой документального подтверждения не нашла. Еще через год, в сентябре 1943, фашистские самолеты потопили лидер "Москва". Последним погибшим во Второй Мировой войне советским кораблем стал тихоокеанский лидер "Ашхабад", затонувший в апреле 1945 года после атаки японского самолета-камикадзе вызвавшего детонацию торпед в носовом торпедном аппарате.
Оставшиеся лидеры в 1948 году были переклассифицированы в эскадренные миноносцы. "Баку", "Ташкент" и "Киев" в 1954 году были переданы ВМС Китайской Народной Республики.
4.2. Советские лидеры 20-х проектов.
На рассвете 27 сентября 1941 года контр-адмирал В. П. Дрозд вывел второй дивизион флотилии легких сил Балтийского флота с базы Ханко, намереваясь обстрелять позиции немецких войск у полуострова Сырве. В составе дивизиона оставались лишь четыре лидера: "Бесстрашный", "Петрозаводск", "Бедовый" и "Бдительный", к которым накануне присоединился лидер "Ленинград" из 4-го дивизиона. Прикрытие обеспечивали тяжелый крейсер "Дзержинский" и два эсминца-Новика.
Обнаружив обстреливающие побережье немецкие крейсера "Лейпциг" и "Эмден", Дрозд не колебался ни минуты. Развернувшись огромной дугой, советские лидеры устремились к немецким кораблям, которые, в свою очередь, прекратили огонь по берегу и двинулись навстречу отряду Дрозда, что было явной ошибкой.
Видимо контр-адмирал Дрозд надеялся повторить удачное потопление франкистского тяжелого крейсера "Балеареас", но теперь перед его лидерами находился не одиночный корабль с шестью 203-мм орудиями, а два легких крейсера с семнадцатью, гораздо лучше подходящими для борьбы с миноносцами, 150-мм скорострельными пушками.
Контр-адмирал Дрозд, вместе со своим штабом и командиром дивизиона, находился на мостике лидера "Бесстрашный", что никак не способствовало улучшению управления дивизионом, и могло привести к одновременному выводу из строя всего руководства отрядом. Так оно и случилось: 150-мм фугасный немецкий снаряд, угодивший в рубку "Бесстрашного", убил всех находящихся на мостике и потерявший управление лидер начал описывать циркуляцию, подставив борт противнику. "Лейпциг", сосредоточивший огонь всех орудий главного калибра на "Бесстрашном", видимо посчитав его наиболее опасным противником, не замедлил воспользоваться благоприятной возможностью, и его орудия буквально изрешетили борт советского корабля.
Оставив в покое тонущий "Бесстрашный", "Лейпциг" перенес огонь носовой башни на "Бедовый", а кормовых на вырвавшийся вперед "Петрозаводск", который успел выпустить всего одну торпеду, прежде чем попадания немецких снарядов заставили его потерять ход. Теперь "Лейпциг" попытался сосредоточить огонь на "Бедовом", но не успел развернуть кормовые башни на противоположный борт, предпринятая же его командиром попытка довернуть крейсер привела его прямо под удар торпед выпущенных советскими лидерами, увернуться от которых немецкому кораблю не удалось. В "Лейпциг", почти одновременно, с интервалом всего несколько секунд попали три торпеды, а еще через минуту четвертая, разнесшая форштевень. Возможно, это была торпеда выпущенная "Петрозаводском".