Когда груди вдруг начали набухать вне всякой зависимости от её усилий, а каждое утро начиналось с отвратительного привкуса во рту... и ещё её рвало почти до девяти - а вставала она в четыре! И без того спавшая немного, Александра вовсе лишилась сна, и по ночам она вела долгие, долгие разговоры с самой собой. Мысль о чае, кофе или алкоголе вызывала у их общего организма дрожь непреодолимого отвращения...
А ещё у них была задержка.
Вспышка радости, полыхнувшая в бело-розово-лиловом будуаре по ту сторону Теней в тот момент, когда её, в очередной раз проблевавшуюся, вдруг осенило, вызвала у самой Елки... недоумение. Это как минимум. И когда Аликс перестала петь и прыгать от радости, часть своих сомнений Елка ей выложила.
Беременность - это значит, что до самых родов в качестве "железной леди" Александра Федоровна будет неполноценна. Гормоны УЖЕ играют с её нервной системой свои поганые игры, и дальше будет только хуже. Как можно принимать решения, которые скажутся на миллионах, если находишься в таком состоянии, что любой пустяк может довести тебя до слез? Осложненная постоянной тошнотой депрессия - ах, что может быть лучше!
А ещё... А ещё беременность означает растяжки. Отвисшую - до колен! - грудь. Треснутые соски. Запоры, метеоризм, эпизиотомия, разрыв промежности, мастит...
"Я не поняла. Ты что, что-то предлагаешь?"
"Да нет. Просто прошу умерить энтузиазм. И... И решить ГЛАВНУЮ проблему"
"???"
"Теорию вероятностей ещё никто не отменял. И мы ТЕПЕРЬ живем в ДРУГОЙ Реальности. И ЗДЕСЬ... Ну, шансы равные"
"Ты о чем?"
"Я об... Об Алексее"
96.
Роковое имя прозвучало.
Сдавленный, упрятанный глубоко внутрь страх назван по имени.
Елке было легче. В конце концов, это было НЕ ЕЁ тело. И не её муж.
И ребенок тоже будет НЕ ЕЁ!
Крохотный комочек любви и нежности, зреющий внутри...
И знать, и постоянно думать о...
О...
"Проклятье, Аликс, если ты даже произнести это слово боишься, как мы проблему решать будем?"
"Слушай, ты... Стерва бесчувственная! "Проблему решать"?!! Это мой РЕБЕНОК!"
"У нас тут партнерство, если ты забыла. И когда ты думать перестаешь - это все гормоны! - то я должна думать за двоих. Ты ещё помнишь, ЧТО у нас на кону?"
"Я все помню, не беспокойся. А теперь... Оставь. Меня. В покое!"
97.
Колоссальное напряжение разрешилось уже вошедшим в обычай для Александры Федоровны образом. Диагноз: трудоголик. Острый приступ активности, позволяющей забыть о проблемах за ураганным вихрем дел, поразил её более чем кстати. Поскольку кризис, рухнувший на Елку, своей внезапностью походил на удар молнии с ясного неба.
Прибытие в Царское Село трех с лишним десятков выпускников Николаевской Академии Генерального Штаба - представляться Их Величествам в своем новом качестве офицеров Корпуса Генштабистов - было для неё событием долгожданным. Традиционный прием с традиционным же обедом открывал перед Императрицей возможность создания собственного маленького Генерального Штаба. Требовалось отобрать трех-четырех... Можно даже не самых талантливых. Достаточно просто способных. В первую очередь - способных организовать работу штаба.
98.
Истина, озарившая Елку нестерпимым светом осознания, была неожиданна и оттого ещё более страшна. Саму беседу вела Аликс, которой все ещё требовалась практика в светском флирте с малознакомыми людьми, Елена же осуществляла контроль и коррекцию, когда беседа принимала нежелательное направление.
Весь день - и во время представления, и на обеде, и позже, во время встречи господ генштабистов с её людьми из АУЦ - Аликс вела сольную партию "на отлично". И Елка совсем было собралась отстраниться, дабы заняться давным-давно откладываемой ревизией познаний в области расщепляющихся веществ и атомной бомбы в особенности...
Когда внимание её привлекла небрежно брошенная кем-то из "фазанов" фраза...
Что-то совсем обычное, о службе в Главном Штабе... Но была в сказанном какая-то... неправильность. Как ногтем по грифельной доске. Или как фальшивая нота - для очень-очень музыкального слуха. На свой "музыкальный слух" Елена Зеленина пожаловаться не могла никогда. Последние же восемь месяцев развили его до невероятности.
И теперь интуиция во весь голос твердила, что только что она услышала что-то очень важное. И очень, очень неправильное.
Елка резко перехватила управление и вцепилась в ошарашенного собеседника не хуже британского бульдога. Диссонанс прогремел в реплике о службе в Главном Штабе... А где в Главном Штабе? Что это вообще такое? И офицер Генерального Штаба... - почему он служит в Главном, а не в Генеральном Штабе?
Услыхав ответ, Александра Федоровна оледенела.
Никакого Генерального Штаба в России не было
Не существовало в природе.
99.
Пруссия, сердце новой Германской Империи, ВСЕМИ победами была обязана своему Большому Генеральному Штабу. Ставшему для всех армий Европы и мира образцом... И страшной угрозой. Одним из главных требований победителей в обеих мировых войнах XX века было уничтожение в Германии Генерального Штаба - и как института, и как стиля руководства войсками.
Прусский Большой Генеральный Штаб провел войны с Данией, Австрией и Францией как симфонические концерты, точно по нотам. Результатом трех последовательно проведенных блицкригов - именно в войнах, породивших на свет Второй Рейх, штабисты Третьего видели образцовый пример для подражания - стало быстрое и сокрушительнейшее поражение всех противников Пруссии.
Залогом этого была узкая специализация БГШ: он занимался только созданием оперативных планов и передвижением войск. Великий Мольтке, более тридцати лет занимавший пост начальника Генерального Штаба, создавал партитуры своих компаний по картам железных дорог. С тех пор и до самого конца главным для немецких генштабистов являлись пути сообщения. И офицеров в прусском ГенШтабе было не так уж много. Девяносто генштабистов, семьдесят проходящих стажировку по окончании Академии "причисленных к Генеральному Штабу" и четыре десятка чиновников.
Россия же вместо этого органа, компактного, целеустремленного и быстро отвечающего на любой вызов, имела некое образование, именовавшееся Главным Штабом, и пресловутый Корпус офицеров Генерального Штаба. Корпус этот имел свой особый, очень красивый мундир - с аксельбантами! - и свое особое производство. С привилегиями в оном. Причем привилегии были немалые. За эти-то "ускорители карьеры" армейцы генштабистов и не любили. Называя за красивые мундиры "фазанами", а за быстроту повышения в чине - "моментами".
Свод Военных Постановлений определял задачи корпуса следующим образом:
"Корпус офицеров Генерального Штаба состоит из офицеров, получивших высшее военное образование, и предназначающихся для выполнения специальных обязанностей, которые заключаются:
--
в составлении дислокаций, маршрутов и дистанций для боя и для движения;
--
в производстве военных обозрений, съемок, рекогносцировок;
--
в вождении колонн на театре войны вообще и на поле сражения в особенности;
--
в избрании, совместно с военными инженерами, позиций и пунктов для крепостей и укреплений;
--
в выполнении военно-статистических, военно-исторических и военно-администра-тивных работ".
Для того, чтобы эти задачи выполнять, офицеры Корпуса имели исключительное право занимать некоторые должности, так и именовавшиеся - должностями Генерального Штаба. Их функции были "очерчены в тех положениях, коими совокупно со штатом определяли состав и назначение того или другого штаба или управления, в составе коих положено иметь офицеров Генерального Штаба". В Главном Штабе таких должностей было ровным счетом двадцать три!
В принципе, все это не очень отличалось от Европы. Там тоже выпускники Академии составляли особую корпорацию с особыми же привилегиями. Разница - и огромная! - заключалась в том, что и во Франции, и в Австрии, не говоря уже о Германии, структура и задачи Генерального Штаба были четко определены и жестко взаимосвязаны. При этом в Германском Генеральном Штабе сидели девяносто из ста восьмидесяти офицеров ГШ. Ровно половина! Плюс все семь десятков "причисленных". В Австрии - пятьдесят пять генштабистов из ста семидесяти пяти и двадцать причисленных из ста восьмидесяти.
Русский же Главный Штаб занимался всем сразу - и в его состав входило двадцать три офицера Генерального Штаба... Это из без малого шести сотен чинов Корпуса!
100.
Коротко говоря, в Германии под термином "Генеральный Штаб" понимается вполне определенная воинская специальность. А вовсе не совокупность офицеров, носящих особый мундир. Иной раз независимо от того, где они служат. Там офицер ГШ не сидит в канцелярии Военного Министерства, не преподает в военно-учебных заведениях...
Это, конечно, не значит, что там нет офицеров, прошедших службу ГШ - может быть, таких офицеров там даже много. Но мундиров Генерального Штаба они не носят, поскольку мундир это присвоен вполне определенной специальности и только определенным должностям!
101.
Когда Военное Ведомство в январе 1894 года вдвое увеличило численность поступающих с расчетом на два курса, то в разъяснении к приказу было сказано, что "подобными мерами имеется в виду достигнуть не только обеспечения пополнения Корпуса офицеров ГШ, но и развития военного образования среди офицеров армии". И эта последняя цель ставится на первое место. Надо сказать, подобные заявления давно уже стали общим местом. И каждый раз они вызывали одну и ту же дискуссию. В "Разведчике", "Русском Инвалиде", "Военном Сборнике" и разных других изданиях совершенно разные люди задавали один и тот же вопрос: не являются ли эти задачи прямо противоречащими друг другу? Распространение военных знаний в армии требует широкого охвата. А создание Корпуса офицеров ГШ - совсем наоборот, тщательного отбора будущих генштабистов. То есть большого отсева претендентов. И особых критериев отбора. Ну, а после того, как тем же самым приказом, что и расширение приема, были ужесточены и требования к поступающим... Вопросы посыпались градом. Потому что ужесточены они были... странно.
По старым правилам для вывода среднего балла оценки за оба иностранных языка складывались, и на итоговую оценку выводился средний балл в категории "Иностранные языки". По новым правилам их учитывали раздельно. Это значило, что за счет отличного знания иностранных языков можно было компенсировать недостатки, скажем, в тактике или русском. Для армейского офицера иностранные языки - вечный камень преткновения. Где и как их может учить армейский поручик? Ну, допустим, свободное владение немецким - не такой уж труд. Если часть стоит в западных округах... А вот где можно выучить французский - так, чтобы получить хотя бы минимально проходной балл?
Не претендуя на высоты мысли, автор заметки из "Разведчика" задавался простым вопросом. Конечно, иностранные языки необходимы будущему офицеру Генерального Штаба. А зачем они обычному строевику, окончившему "общий" курс и возвращающемуся в войска для "повышения среднего уровня военных знаний"?
Эта, в принципе - на фоне общих проблем российской армии - мелочь, ярко высвечивала стоящую перед руководством Академии и Военного Ведомства дилемму.
Ранее Елена просто не включала её в круг своего внимания, которое занимали другие дела. Много других дел. Много - это ещё очень слабо сказано. А поскольку вопрос Академии Генерального Штаба и Генеральный Штаб в целом ещё не полыхали ясным пламенем... Армейский афоризм: "Решение принятое и исполняемое условно считается правильным". И ещё одна мудрость, кажется, из числа законов Паркинсона: если что-то работает, хоть бы и плохо, не стоит сносить его до основания в надежде построить нечто получше. Надежды могут и не оправдаться.
Теперь, заинтересовавшись, она сразу же припомнила уйму всего интересного. Хотя главного там не было, и его пришлось искать дополнительно. Порядок разрешения противоречия между двумя главными задачами стал для всех офицеров, интересующихся вопросом, такой обыденностью, что никто даже не вдумывался, насколько же глупо решена проблема. Никто не задавался соответствующими вопросами и не писал статей...
И ей пришлось узнавать все самостоятельно.
Проблемы это не составило - начиная с той заметки и заканчивая специальной литературой.
102.
Фактически Николаевская академия Генерального Штаба делилась на два уровня.
Первые два года офицеры получали "общевоенное" образование: изучали тактику, стратегию, военную и политическую историю, военную администрацию, историю военного искусства - общую и, отдельно, России... Третий курс был "специальным", его проходили только особо отобранные "академики" из числа лучших учеников, окончивших "общий" курс по первому разряду. Их количество "рассчитывалось исходя из имеющихся вакансий". Остальные "перворазрядники" и все, окончившие академию по 2-му разряду, возвращались в строй. Повышать средний уровень.
Только на "специальном" курсе учили собственно штабной работе, её организации и повседневному ведению. Этот раздел именовался "служба Генерального Штаба". Объем - два академических часа в неделю. Остальное время занимали, как и раньше, тактика, стратегия, военная история, военная администрация, военная статистика, языки... Эти предметы занимали девятнадцать из двадцати одного часа аудиторных занятий.
Таким образом, Николаевскую Академию можно было назвать Академией Генерального Штаба только очень и очень условно. Гораздо вернее было бы её именовать, как во Франции, Германии и Австрии, просто Военной Академией. С дополнительным, но не обязательным штабным курсом. Который, в принципе, можно было бы проходить и отдельно. Причем усиленно. А прием в Николаевскую ВА - максимально расширить, предельно демократизировав. Может быть, даже создать заочное отделение.
А что? Если уж распространять в армии высшее военное образование - так по полной программе! Вширь в вглубь! Это было до того логично, что оставалось только диву даваться, почему до этого не додумался никто из специально изучавших этот вопрос. Как однажды заметили Елке - по другому, правда, поводу - "Или ты думаешь, что одна здесь такая умная?"
Елка так вовсе не думала, точно зная, что, действительно, не одна. В Австро-Венгрии и Франции высшее военное образование можно было получить как обычным путем - отучившись два года в Военной Академии - так и экстерном, сдав специальные экзамены при тех же Академиях. В Австрии ещё причисляли к Генеральному Штабу окончивших высшие курсы по артиллерии и инженерных войск. С особым отбором, естественно.
Елена только добавила (пока - мысленно) необходимый в российских условиях элемент - Заочные Высшие Военно-Образовательные Курсы. В Австрии и Франции, с их смешными расстояниями, офицеры, жаждущие сделаться генштабистами без обучения в соответствующей Академии, могли и посетить лекцию "вольнослушателем", и в любой библиотеке посидеть, и пройтись по книжным магазинам в поисках нужной книжки... Словом, имели возможность готовиться самостоятельно.
Российская армия, разбросанная на тысячеверстных просторах западных границ Империи, заселенных инородцами, армия провинциальных гарнизонов, утопающих в грязи местечковых городишек Черты, связанных между собой разбитыми проселками, непроходимыми четыре месяца в год... И библиотека, если она в этакой дыре есть, и книжный магазин или киоск - отнюдь не русские. Основные языки - польский и идиш. Русская книга попадает туда только такая, которую офицеру взять в руки не придет в голову и в страшном сне.
Ещё... ещё можно книги заказывать по почте. Теоретически.
Даже не упоминая о том, что специальных изданий, предназначенных именно для самообразования, не существует в природе... Это ведь, в конце концов, вопрос технический. И легко решаемый. Тут нужно вспомнить о другом. Конкретно - о том, какие в общем-то смешные деньги получает пехотный поручик. Потом прикинуть, во сколько ему обойдется весь набор учебной литературы... И вот тогда станет окончательно ясно, что своими средствами ему самообразовываться - легче босому по углям пройтись.
Есть, конечно, библиотечка в полковом офицерском собрании. И, возможно, в ней даже имеются нужные книги. Возможно... Однако отнюдь не обязательно. Хотя... Можно будет комплектовать такие библиотеки всей необходимой литературой за казенный счет. Но для армии в целом это НЕ ВЫХОД.
Поскольку российское военное образование имеет одну интересную особенность. Оно включает офицерские учебные заведения ДВУХ типов. Военные училища ГУВУЗа с двухгодичным курсом. И юнкерские училища, находящихся в непосредственном подчинении военных округов, с одногодичным сроком обучения. Погоны и там, и там получают одинаковые - выпускники первого и второго разрядов становились подпоручиками и корнетами (разница в том, что выпускники 1-го разряда могли сами выбрать место службы из имеющихся в списке вакансий), а выпущенные по 3-му разряду получали унтер-офицерский чин подпрапорщика... Несмотря на это, разрыв в образовании между выпускниками военного и юнкерского училищ был суровым фактом действительности.
И что с ним было делать?
Как вообще - это разделение признавалось СУГУБО вредным абсолютно всеми - так и в частности?
103.
Собственно, самообразование в российской армии свое место уже заняло. Его использовали для подготовки к поступлению в Академию Генерального Штаба. Туда, где конкурс - более двухсот человек на место и десять экзаменов, включая два иностранных языка. Ну как тут обойтись без самоподготовки?
Однако по причине полного отсутствия средств у Военного Ведомства все это было отдано на откуп отдельным энтузиастам и деловой инициативе частных лиц, зарабатывающих свой процент изданием соответствующей литературы и её распространением. В основном - почтовым.
Остро требовалась государственная забота: СИСТЕМНЫЙ научный подход.
К тому же... имелись и другие поводы учредить Заочные ВВОК.
С ____ (уточнить месяц выхода первой статьи!) 1893 года на страницах все того же "Разведчика" тянулась вялая полемика о желательности введения специальных экзаменов для кандидатов на должность ротных командиров.
Дело в том, что ротный, помимо повышения в звании, получал ещё и "столовые" деньги - надбавку к жалованию в 360 рублей в год. Учитывая, насколько мало было обычное жалование офицера пехоты...
Статья 123-я книги 5-й "Свода Военных Положений" 1869 года в издании 1891 года.
Главное Управление Военно-Учебных Заведений (Военного Ведомства).