Аннотация: Как можно оптимизировать обучение на физическом факультете МГУ.
Думал о неравномерном распределении отличников физ. фака
Большинство на кафедре теоретической физики.
Много думал об этой теме - мне как студенту-физику дали 3 образования
1. Эксперимент - работать руками над прибором
2. Математика - по этой специальности я работаю
3. Программирование - я "кодил" только в 20 лет
При этом математику я доучивал сам до мехматовской, а программисты ВМК (вычислительная математика и кибернетика) кодят лучше меня - математику я знаю лучше. В этом смысле это не моя ошибка, а структурная ошибка системы.
Объедение физиков теоретиков с механиками с мехмата (новый факультет теоретической физики и механики) - здесь были бы только задачи - здесь мне было бы оптимально учиться.
Математики после ухода механики ушли бы в математические абстракции - эта часть математики мне не доступна - одни теоремы и леммы.
Экспериментаторы бы больше не отчислялись только потому что я их быстрее решаю задачи.
Захотелось равномерно распределить нагрузку и сегментировать студентов.
Итак с Экспериментального факультета снимаем нагрузку - всю математику, кроме расчета эксперимента и всю теор. физику.
Там будет Общая физика и утроим лабораторные. Добавим биофизику и хим. физику. Люди будут работать руками - оптимально учить 100 методичек в год и сразу сдавать.
Так повысится успеваемость - что-то типа Мифи как учился мой лучший друг Паньков или даже Биофака по нагрузке будет. Так мой друг Чугунов стал бы из троишников - отличником.
Как Экспериментор я горжусь собой - наверное из фильма Час Пик, особенно шестом кручу красиво, но лабы не мое...
Теоретический факультет - уберем лабораторные Общую физику - вводный курс - и утроим математику и упятерим теор. физику.
Убрать лекции добавить семинары. Лекции online.
После первого курса - зачет первый разряд шахматы.
5- меняем на 4, 4 на 3, 3 на 2.
Дополнительно - программирование/искусственные языки (Логлан, Ыфкуиль)/скорочтение/философия науки
Григорий Рубцов, чемпион мира по физике - не имеет 1 разряда - может и вылететь, хотя в 3000 раз работоспособнее меня. Станислав Щередин, чемпион РФ, тоже, но выучит, если надо - он умнее Гриши. Андрей Сивер теор. физ. - ну тоже подтянем. Натка - лучшая девочка физик-теоретик - тоже выучит...
Я Андрей, Анна Трегубова (мехмат) - лучшая в мире девочка-математик, Олег Тарасов (теор. физ), Илья Тюрин, Дмитрий Прохоренко (перевелся с мех.мата) - ок. Минимум первый разряд - по ним считаем. Лидер - Дмитрий Яковенко, ВМК, Гроссмейстер в 10 лучших шахматистов мира.
И мой друг Новосибирск ВМК Константин Кузнецов - 1 разряд шахматы - если мы все его подучим математике - за пол год подтянем...
Я самый быстрый решатель задач/чемпион РФ Экономика, Гриша больше всех знает - Нобелевку получит из нас он, Стас - звезда, Анна - лучшие абстракции, Дмитрий лучший шахматист.
Структура в кулаке
Вот еще наброски про систему образования. Основа аналитики из книги "Структура в кулаке" - одна из лучших книг по управлению.
Набросок для понимания связи разных типов структур.
1. Советский Союз - дивизиональная структура. Распределения образования и работы по отрослям (например газ - металлургия - строительство)
Центризм в управлении - отделы финансового планирования переносятся в "холдинг".
Дочерние предприятия лишены самостоятельной активности.
Сравнение - компания Комус - дочерние структуры имеют своих маркетологов и финансистов, которые проходят проверку в базовой структуре - она проверяет качество и методики.
Образование Советского Союза и управление важны прежде всего в случае трудного для понимания бизнеса.
Например онкологическое предприятие, сбывающее свою продукцию одному-двум дистрибьюторам, или с/х все 100% отдающие по субконтактному договору.
2. Западное коммерческое образование.
Базовым отличием является акцент на функциональной децентрализованной структуре.
То есть создается для каждого своего мини предприятия свой маркетолог, финансист и персонала. Топ менеджеры - ген. директор, производство и продажи делегируют на эти отделы часть обязанностей, концентрируясь непосредственно на своих компетенция.
Нанимаются отдельно программисты и безопасность. Колледжи в огромных количествах готовят таких специалистов.
Некоторая централизация возникает в редких случаях при обращении в консалтинговую компанию.
Так децентрализация приводит к переизбытку фукнционала даже в соотношении один к одному - то есть на одного рабочего приходится один менеджер. Такой переизбыток управляющих офицеров бывает и в армии, когда война окончилась - рядовых сократили, а офицеры остались.
Считается, что компании требуется hr начиная от 60 человек в компании. Безусловно отдельные функциональные подразделения начинают оправдывать себя где-то от 1000 человек сотрудников.
При этом функционалы могут начать управлять всей компанией независимо от ее отрасли, не вникая в специфику, оставляя только технологов и конструкторов с пониманием собственно бизнеса. Исполнительный директор может не знать отрасли и деталей,
но четко контролировать все бизнес-процессы.
Что также важно - в колледже из математики дается самое нужное для обычной жизни - математическая статистика и эконометрика.
Интересно также как для дивизиональных менеджеров (например Бауманка, директор производства металлургия предлагают дополнительное функциональное образование (например бухгалтерия плюс финансы), которое не дает новых данных но структурирует большой опыт менеджера-самоучки.
3. Линейная структура (классическая армия, милиция, мчс и стройбат предполагает универсализм работников).
Работа предусматривает службу в армии, где возникает разделение на рядовых и младший руководящий состав (сержантов).
По сути сержанты (естественные заводилы, главы банд, любимчики и т.д.) - люди с помощью
"естественного отбора" поднялись с самого низу на управление, система ценит таких "управленцев".
Офицеры проходят некоторую специализацию и получают высшее образование.
Линейная структура ненавидит всех героев, всех тех кто пробует выйти из нее, фактически это тюрьма, в котором всегда "мозги на дубинках".
Необходимо из линейной структуры их забирать
- Чемпионы спорта
В случае, если чемпионы лишены лидерских амбиций то они начинают выдавливаться управленческой элитой.
- Стахановцы, то есть те кто показывает высочайший профессиональный уровень. Лишняя слава может привезти даже к "темной", управленцы выдавливают и желание роста.
- Медали (Рэмбо)
Общая уравниловка давит на истинных героев, те кто способны совершить то, что не может никто.
Желание муштровать и дисципилинировать героев не проходит и героя войны бросили в тюрьму.
Такого рода статистические выбросы должны выниматься из линейной структуры и переводится в другие.
Резюме
Крупное предприятие - скажем 10 тысяч человек (пусть это будет 20 заводов) представляет из себя некоторую с суперпозицию этих типов систем.
Заводы - предприятия сложным - требуют понимания в оборудовании (оно может выбираться годы) и технические специалисты(которые создают дивизионы) для него (иногда в РФ их выписывают из-за рубежа Италии).
Централизация в управлении предусматривает функционалов - финансистов hr и маркетологов, которые видят все предприятия и создают синергию, если она возможна.
То есть при описании структуры и штатного расписания для начала создается линейная цепь управления - рабочие подключаются к оборудованию согласно технической документации.
Чтобы управлять оборудованием (а не рабочими) нужны технологи с хорошим образованием. Нужны менеджеры по качеству.
Дальше структуре нужны уже в центральном управлении маркетологи и финансисты.
Научные группы
Довольно долго обдумывал разделение на физиков-теоретиков и экспериментаторов.
Я ощущаю у себя как два разных образования, они настолько разные , что требуют и разных компетенций и разных людей:
1. Только опыты, работа руками.
2. Умение провести мысленный эксперимент.
3. Математика
Я честно знаю, что за опыты, если бы они были меня бы выгнали рано ли поздно))), но вторая часть позволила моей фотографии быть среди лучших МГУ. Дело в том, что к 4 курсу 80% отличников физ. фака ( все сливки) попадают именно на теор. физику. При этом физики-экспериментаторы наоборот забывают дальше трудную математику, за которую могут и исключить навсегда, как и Эйнштейна.
Это управленческая задача, неверной оценки персонала.
Оптимально экспериментаторам сделать больше лабораторных (скажем удвоить) перераспределив нагрузку, а физиков-теоретиков выделить отдельно (забрав всех отличников) изначально как часть физ. фака или мехмата - эти студенты итак дополнительно учат курсы математики как и я, который засыпает с томиком теории групп и квантовой электродинамики.
Экспериментальный факультет упал бы по интеллектуальности (ее можно замерить по количеству хороших шахматистов скажем - первое мехмат - второе физ фак) до хим. фака и биофака ( а то и до Бауманки) и можно было бы сделать больше пластов биофизики и физхимии, убрав математику - оставить только минимальную статистику - обсчитывать лабы. Успеваемость бы выросла от пониженных требований, а экспериментатор стал бы более опытным.
Физики-теоретики, все отличники стали бы раньше выполнять основную задачу - математическим формулам придумывать физический смысл.
Существует некоторый разрыв между системой образования и науки. Этот разрыв частично осознан коммерческими аналитическими группами.
Дело в том, что системе науки - научных исследований нужны те, кто увлечен конкретным эффектом, как в фильме Час расплаты.
Именно такие люди и могут сделать открытие. Например Эйнштейн, которого выгнали за успеваемось или изобретатель хроноскопа Форестер - за распыление научных ресурсов, отсутствие фокусировки и т.д.
Мне как человеку, круглому отличнику МГУ, который из физики уйдя в маркетинг реально ушел из теор. физики в мат. статистику в эконометрику такая проблема интересна.
Система образования приветствует другие классы людей, она немного смещена относительно своих реальных целей.
В то же время на системе образования паразитируют те, кто никогда не будет увлечен эффектом.
Эти паразитирующие структуры создают не ученых, а "интеллектуальных операторов" (одним из которых являюсь я сам) - людей выполняющий хорошо часть функций, но не способных на открытие.
Из великих людей являющимися операторами можно выделить Фрейда Уилбера и Мельникова - каждый из них почти ничего не принес в биологию, но систематизировал тонны книг. Такие интеллектуалы легко находят работу в коммерческих интеллектуальных группах.
Для того, чтобы осознать весь паразитирующий механизм на науке стоит собрать проектную группу из таких операторов.
Стратегические отделы холдингов и консалтинговых компаний знают эту структуру
1. Специалист по скорочтению - выполняет кабинетные исследования.
Кто-то же должен прочитать все умные книжки, а далее все публикации.
В системе образования такой спец может быть отличником, поскольку "много знает".
Верная специализация - история или философия.
2. Далее необходимо выделить "писателя по науке", то есть того, кто может выдать окончательный хороший текст.
Не понимая полностью эффектов, но имея компетенции связывать поверхностно одно с другим он может создавать шедевры.
3. Математик-статистик
Такой специалист превращает кучу разных столбиков чисел, а то и огромные базы данных в конкретные читаемые графики.
Конечно переводчики и программисты тоже являются операторами. Также операторами могут быть еще и "решатели задач" - возможно даже победители олимпиад,
которые мгновенно получают правильный ответ. С учетом того, что именно так происходит отбор сильнейших нужно понимать, что идет отбор именно операторов, а не будущих ученых.
Ведь одно дело решить 30 самых трудных в мире задач, которые кто-то решил
и совсем другое дело скажем потратить 15 лет на получение нужного лекарства.
Также можно осознать оператором и психолога - того, кто водит дружбу с преподавателями и как бы не был готов на экзамене получают пятерки.
Такие люди важны при переговорах, но науку они не сделают - разве что помогут получить гранты.
Если посмотреть на состав группы, то такие операторы совсем не ученые в узкой, но своей области, а некий обсчитывающий и нужный механизм. Задача научного менеджмента как можно быстрее извлекать их из системы операторов направляя на межотраслевые задачи. Интеллектуальные задачи становятся ремеслом, профессией
и это нужно учитывать.
Если же представить себе практика, который смерил эффект (а это и есть чистая наука буть она физика или химия), то получим конкретное открытие. Ведь одно дело решить 30 самых трудных в мире задач, которые кто-то решил и совсем другое дело скажем потратить 15 лет на получение нужного лекарства.
И все-таки для системы науки в целом такой конечный результат намного важнее и практичнее, чем даже самое лучшее исследование на бумаге.
Грубо говоря системе образования нужны "отличники" и безусловно их большую часть составляют операторы, а не ученые, науке же нужны "увлеченные эффектом", которые могут не понянуть даже часть программы.
Задача научного менеджмента выделять операторов - и давать им все более трудные задачи, вычленять их возможности и переводить из отличников с простыми задачами в класс учащихся, объем задач которых в десять раз больше, создавая при этом специалистов проектных групп, создавать из них "интеллектуальных операторов", формируя дальше их в проектные группы аналитиков.
Эти люди получают одни пятерки, но к науке не пригодны, это ценный функциональный обслуживающий персонал - межотраслевые специалисты.
В то же время необходимо убира операторов из групп, снижать для четверошников нагрузки (понимая, что такой объем осмыслить только оператор).
Исходя из выявления такой специализации можно искать именно тех кто увлечен не эффектами (а это и есть наука).
Таким образом мы можем исследователй с колбой находить раньше, не унижая их плохими оценками по математике или тем более изгоняя их), а направляя на поиск эффекта. Грубо говоря какая-то часть не отличников, а "серых" участников и станет подлинными исследователями и лучше их находить вначале.
Практиков же которые могут измерить и открыть эффект не нагружать дополнительными объемами информации как скорочтецов, расчетами математиков, рефератами писателей и т. д. обеспечивать их помощью операторов и давать возможность проводить научные исследования.
Такая ситуация требует некоторой реформы системы образования. Так например даже школьные задачи ( скажем математика) недоступны для понимания большинства участников. Такой участник те не менее может быть скажем хорошим музыкантом и специализация может идти раньше.
Одним из главных выводов может быть переход специально для операторов от отраслевой специализации к функциональной - то есть оператор способен выучить всю биологию химию и физику историю и экономику, но только в одном разрезе - например написав сотни рефератов или скажем обсчитав десятки эксперриментов.
Ранний отлов интеллектуальных операторов мог бы снять даже школьную нагрузку - миллионы людей могут просто не тянуть интеллектуальную деятельность как многие не имеют слуха.
Так например "физику", которая обычно с экспериментами стоит сделать менее математизированной, снижать такую трудную математическую нагрузку, которую выдерживают только операторы (которые могут потом собраться на одной кафедре "отличников-теоретиков").
Также мат. статистики и их помощники программисты могут быть распознаны
на ранем этапе.
С них необходимо снять эту нагрузку, в то же время повысить нагрузку для операторов, создавая мат. школы.
Покерная группа
Оператор на пас - основное требование - скорость (Многостволовый Майкл).
Алл ин игрок - точность максимальная, есть время для раздумья, решает задачки в покере.
Игрок на открытия основной - сбалансированный. Собственно игрок, который оптимален на одном столе - именно он делегирует часть работы.
Статистик - изучает все цифры по своей игре и партнеров
Читатель книг - смотрит какую инфу дать партнерам по команде. Сам читает все.
Основа
1. Математический анализ/Аналитическая геометрия/ теория вероятности
2. Математический анализ / Линейная алгебра /Теория игр/
3. Математический анализ / Тензорный анализ/Теория функции комплексного переменного/Математическая статистика/Теоретическая механика/
-полужурналист финансовый и маркетинговый аналитик. Клепает отчеты. Бюрократ .
Интересно, что это три разных человека. Второй богат и стабилен и политичен-много хитрости+ самвй сильный менеджер, первый самый умный из трех -работа обязывает к ежедневным схемам похожих на тест IQ и третий со свободным графиком с нестабильностью. Три разные судьбы.
Забрал также математическую нагрузку с экономфака...
тогда интеллектуальные операторы будут трех типов
1. Аналитики - рисуют блок схемы - от теста iq- до бизнес-аналитики и радиофизики- в этом типе Интеллекта я один раз решил тест iq на максимум.
2. Задачи - теоретическая физика , математика, эконометрика, химия. Я быстрее Стаса, но чуть уступаю Грише- оба Ломоносовские стипендии - номер 1, я только 5 был после Стаса.
3. Абстрактная алгебра, математеская логика-здесь Анна Треконтур меня обходит сильно - мои 100 любимых теорем - против ее 400.
Снимается нагрузка по математике с
1. Кодеры
2. Экономисты
3. Физики - экспериментаторы.
Дальше опишу как интеллектуальным оператором может стать многоствволовый -до 50 столов одновременно игрок в покер и 3 минутный шахматы.
Нужно помнить - что оператор не решит самую крамивую задачу Рубинштейна - 4 жертвы у меня ушел на нее год, а не 3 минуты, но может быть чемпионом.
Каисса - Богиня шахмат, может обыграть Нику Богиню
Победы - ну в только в очень трудной позиции. Ника была долго Александра Костенюк - партии у нее простые, но и зевков не более 50 на 1000.
Хоу Ифань - Каисса с цуцванг.
Анна Ушенина - следующее поколение шахмат - красивая Ника.
Кроме того, есть операторы переводчики - я не являюсь им - смакуя слова "футболиро", "вайши" и "ки" -до Вилли мне далеко, и операторы скорочтецы - я безусловно один из самых быстрых скорочтецов...
Управление интеллектуальными операторами может изначально базироваться на менеджменте, принятом для программистов - скорее кодеров- в фильмах программеры красивы как Нео, но они не вершина интеллекта.
От эдхократической структуры (принятой в искусстве - скажем в музыке) нужно взять делегирование вторичных функций - то что может сделать секретарь...
Отраслевая специализация, принятая в Вузах все-таки не до конца коректна при работе.
Про выделение физиков экспериментаторов и теоретиков - сначала
1. Выделю усиление эксперимента нужно снизить математическую нагрузку до хим. фака или геофака.
Усилить лабораторные за счет этих часов, усилить биофизику -тогда это будет Шурик изобретатель машины времени, Час пик изобретатель кинескопа или Форестер Хроноскоп.
2. Математиков теоретиков разделить на
решателей задач и на абстрактные алгебры-
2.1 тогда пусть доказывают теоремы и леммы - это передний край интеллекта Земли -на вид бесполезные люди в башне из слоновой Кости - строгие логики, они как Анна Треконтур - одна на миллиард.
2.2 Тогда решатель задач -а они могут быть и занимательные с детства-прообраз университета Де Рокамболь- теория игр. Максимально интересный и прагматмчный курс.
С этих студентов снять леммы, но разнообразить задачи физики эконометрикой тоже.
Тогда это интеллектуальный оператор - то есть выполняющий рутинные однотипные трудные задачи и этот факультет смогли бы закончить не математики, а скажем Анна Ушенина Александра Костенюк или Елена Де Рокамболь.
3. ВМК
Безучловно - как учил Чемпион мира по физике гениальный программер Григорий Рубцов, нужно отделить кодинг от проектирования - тогда выделение 3.1 Аналитика - а он визуал - математик, который рисует схемы баз данных - а обычный программер делает здесь кучу ошибок
3.2 от " кодера" - почти секретаря , который исспользует аудиальный язык латыни.
Кодинг стал бы блиде не к математике, а лингвистике - кодеры бы говорили на Логлане - логическом английском - это язык понимает компьютер изучили бы часть Нлп- строгая формальная психологмя. Они бы переводили с языка uml на java
Это был бы специфический тип людей - почти прграммеры из анекдотов - типа Кости Кузнецова или Алексея Панькова - экс мужа Елены Де Рокамболь. - это программеры из анекдотов.
На одного аналитика нужно 25 кодеров - и иногда эту функцию выполняет IT директор...
Все-таки если не понятно зачем нужно разделение на физиков теоретиков и экспериментаторов.
Сборная физ. фака - я был капитан второй, сборной имела следующий состав
Олег Шведов, 1 разряд - преподаватель квантовой статистики
Степанянс, 1 разряд, - преподаватель теории поля
Клименков 1 разряд студент кафедры теор. физики
Дима Прохоренко 1 разряд - то же...
Олег Тарасов - стал Мастером Спорта
Натка тогда была Королевой кафедры теоретической физики.
То есть все "шахматные сливки" были бы там - от механиков пришел бы Илья Тюрин - он КМС ( обыграл Александру Жеребцову, чемпионку МГУ)
На математике остался бы зам. Сергея Варзаря,руководитель клуба 2300 Эло - самый сильный шахматист клуба.
И Анна Трегубова пошла бы изучать абстракции, а не задачи ( она с кафедры теории чисел - абстраткней не придумаешь.
Экспериментальный факультет физики (95% студентов) команды бы имел слабую - почти никакую...
В целом общая нагрузка была бы повышена на всех факультетах за счет специализации.
Вслед за созжеными уже не нужными книгами из библиотек, я думаю о потрескавшейся мебели в институте.
Сам я на лекции ходил редко - знания получал из книг. Еще кроме чтения (Визуал) нужно для запоминания услышать (Аудиал) ее и самому записать (Кинестет). С доступными лекциями даже из других Вузов процесс получения Знаний переносится домой. А это миллионы Академических часов.
Но знания ничто без навыков - только читая книги не все можно решать - семинары, когда студент решает задачи под руководством преподавателя - это стоит оставить, когда говорит студент, а не преподаватель.