подобен луже, одно удовольствие в ней поплескаться, да еще вместе с автором (см. комменатрии к этому стиху), и я не удержалась от сопереживаний (как и сам автор, смотри
Свободному мнению
):
жаль, что художественное решение в стихе кажется несколько притянутым. А я, так просто обожаю февраль, да и мою берлогу!!!
 Явно пришла пора поговорить как мы, пыхтелки, живём от февраля до февраля без трулюлю и труляля. Поговорить об интересном стихе В.Бродского
Февраля, февралю, февралём
Когда читаешь формальный изыск первой строки этого стиха, который отражен и в его названии, с тоской думаешь выплывет автор или не выплывет, вырулит или не вырулит к чему-нибудь содержательному. И, о чудо, похоже этому стиху удалось преодолеть свои формализмы. Такому не стыдно и поучиться. Вот и я решила попробовать:
Фи вралям!
Вралём в раю
Гуляю Раю,
И гуля гулко
Бьёт крылами
И тянет к рылу моему,
А что, я толком не пойму.
Удалось ли мне куда-нибудь вырулить в моей сопелке? Скорее, нет! Скорее я:
не насопел
ни на соплю,
не наплевал
не разотру,
зато утру я
по утру
сопелку целую,
свою.
Бывает ведь и так. Вот и я думаю, выкидывал ли несгибаемый боец Февральенде (из стиха В.Бродского) свой белый флаг? Может для красного словца звук сам бежит на асного ловца?
Скорее это возвращение стиха в детскую колыбель, где презент - настоящий подарок, а презент континиус - непрерывный подарок! Давайте же радоваться узнаванию жизни, её подаркам, как малые дети!
Но чем только не одаривает нас жизнь? В стихе М.Габдулганиевой
Дорогой осени спешу домой
жизнь, как утверждает героиня, одаривает её холодной скамьёй. Нет, нет, это - не скамья подсудимых, это место творческих отдохновений и утешений. Дорогой подарок!
Дорогой, осени мой покой
Деревянной скамьёю холодной
И улыбки порви, дорогой,
Если бродишь в ночи бездомной.
Щелуха щелухи отпадет
И отпадные страсти-мордасти,
Я вот только стишок напишу,
И тотчас обниму тебя - здравствуй!
Забурчалась я, однако, на скамейке, пригрелась. Ушла в себя и не вернулась. Надо, надо возвращаться даже если на дорогах - ух, да ой.
Как жаль, что при стольких талантах я не чирикалка!
Ворчалка, шумелка, вопилка, пыхтелка, сопелка, но не чирикалка... Но свято место пусто не бывает.
Мне помог П.Мангупский со своим стихом:
Я друг неизвестно кого
Надо отдать должное образной фантазии автора, больше отдавать нечего,
кроме улыбчатых якорей, естественно.
начирикую на якоре улыбку,
опущусь в зимы сырую бездну,
не маните меня лучиком весенним,
это как-то, где-то бесполезно
Де-юре мне хотелось тщательнее, а де-факто - получилось как-то!
Ну разве может у пыхтелок получиться что-нибудь путное в сырой бездне зимы. Солнышко им ближе, как и сочный стих Ани К. (Кузьминой) со странным вызывающим названием
Ту тим
(Я не прибегая к калькам сказала бы проще: "На двоих", сохравнив протестный оттенок чужого менталитета. Но "тут иметь" мне тоже нравится:
Тутим
Я и солнце
на батуте.
Тем, кто видел
наши пляски
в запотевшее оконце,
не жевать медовый пряник,
не желать прихода лета.
Вы от смака нашей пары
перебеситесь скорей!
... и правильно! "Пусть ворчат старики, что нам их ропот, за него не дадим монетки медной" (В.Катулл).
Стих Ани К. подспудно связан с одим из ключевых понятий славянства, с богом Ярило. Напомню, что "яр" имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний солнечный свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Автору удалось всё это отразить в своём стихе, хотя акцент сделан на осень и осеннее солнце. Последнее придает стиху несколько другой поворот. Жаль, что первые две строки в стихе несколько уступают всем остальным.
Как же хорошо быть "юной и стремительной"! А старой ворчалке что? Что остаётся?
цепко радоваться жизни, не следуя сонливому ротозейству Б.Юдина в его стихе
Осеннее
Крепче держись за бедро,
Чтоб не уплыло в туман.
Юность и старость - одно -
Осени пряный дурман.
Стих О.Мельниченко
лучшему из первых декабрей
обращает на себя внимание не только экстравагантной формой записи. В нём есть настоящее, и я постаралась к нему прислушаться. Прислушаться в минималистской форме:
кап
-ля
звон
-ка.
не стучись в окно,
луна
Всё в нашем лесу... Короче, опять нашла я лужу. Ах, какие же они порой бывают загадочные и бездонные (смотри начало моего маршрута и стих Э.Эстерис.) Но эта - чуднАя! Речь пойдет о стихе Е.В.Корешковой
Осень
Смутное, и даже просто мутное стихотворение. (Я уж не говорю, что жирный-италик - грязнит текст.)
мутное потому, что автор пережевывает прежде всего написанное до него. Вглядимся в набившее оскомину строки:
Как робок первый луч неяркого рассвета!
И где-то далеко растаявшее лето,
Потужим, помолчим и будем ждать весны.
всё это уже столько раз прочитано.
А рифмы в концовке: "разлуки-руки", "весны-сны" это что, украшение авторской работы?
Есть, есть в стихе и своё, авторское!!! Иногда слабое и не очень оправданное, как эти "глотающие облака" (спрашивается, процесс глотания имеет какое-то отношение к теме стиха), иногда более симпатичное:
Антоновкой пропах без роскоши уют.
И птицы по лесам лишь в памяти поют.
но всё это, увы, свалено в одну кучу с вышеперечисленным. Вот и получается мутная смесь. А издалека, казалась даже привлекательной. (Это я о луже!)
Легко ворчать о сложном, о спорном. А вот попробуй о простом! Есть строки которые огорошивают своей простотой. Таков и стих В.Качур
взаперти
Нет эта не та заезженная простота узнавания, навязываемая нам во многих песнях. Это всепробивающая простота откровения. В стихе ничего лишнего, кроме необходимиого. Выверенная форма лишь для того, чтобы не мешать сути: утверждению своего я вопреки житейской суете. И если меня спросить, о чем стих, отвечу просто. Это утвержедение "Я - есмь". Утвержение без всякого пафоса, с самоиронией. Задумалась, а могу ли так? Нет, не могу! Но попробывать по со-петь хочется:
Из прошлого.
Пришлое
невесть зачем.
Не весть, не повестка -
клочок бумаги
непрошенный
(ты еще есть)
мне, будущей,
для отваги.
Ах, если бы еще и слова не жевать!
"Золотистого мёда струя" так привлекательна для пыхтелок! И жевать не надо. А когда Осип Эмильевич разливает... Однако, некоторые тоже умеют. Речь пойдёт о стихе И.Будяка, который стоит прожевать здесь без вариаций:
Юго-восточный с дождём теребит Аппалачи
несколько суток в предчувствии снежных недель.
Поздняя осень. Остывшее солнце маячит
в мареве войлочных туч. Золотая метель
всё погребла наконец: и долины, и склоны
стёсанных временем гор, где до звона в ушах
тихо. В тумане дома, как на дне галеоны,
дремлют под жерлами пушек заброшенных шахт.
О-о-о... тревОжное "о" начала стиха рвёт фАаг АпАчей (да, простят мне возможные географические неточности), разбивается о преграды гор и смягчается, переходит в более нежное (снежное) "Е". И так волна за волной накатывает и смягчается тревога.
Звукопись в этом стихе удивительно соответствует настроению ожидания, смене настроений. Слова в начале стиха порождают ощущение текучести времени, а в концовке завершают его удивленным АХ! Завершают свершением! Звук в этом стихе работает больше, чем сами образы.
Отдельно надо сказать о концовке. Настроение стиха не суетное. На это работает и образ старых гор, но больше всего это подчеркивают спящие, утонувшие, ушедшие куда-то на дно действительности дома.
Этот стих показывает, что жива, жива классическая форма. В ней можно успешно работать, не боясь перепевов, а отдалённая (да и есть ли она, или пыхтелки просто любят миод) перекличка настроений и звукописи с О.Мандельштамом лишь украшает стих.
пыхтелке так легко заблудиться в джунглях Риг-веды. Последнюю в этой стране знает каждый ребенок! Но пыхтелка умом и памятью не вышла и не вошла ... Поэтому оценить по достоинству стих С.Михалова
Сарасвати
из седьмой номинации
пыхтелка затрудняется и оценить может лишь саму себя по известному принципу "казнить нельзя помиловать":
В-шивы не годятся наши майи
для употребленья по утрам
нам нужна скорее сарасвати
и ступёнки на дороге в храм.
оценить, как умеет.
Однако мысль об изложении запутанной ситуации в работе Стаса не покидала пыхтелку. Изложении по принципу: "первым делом, первым делом самолёты, ну а девушки, а девушки потом!"
Стих вой
в системе свой-
чужой,
и я твои стихи
читаю,
на нёбе полоская
звезды
взлетной полосы.
Ещё флажки
диспетчер не развёл.
Его фуражку
ветер рвёт и просят
фуража турбины.
Ах, Сарасвати,
между небом и землёй
змея воды
захватит мое тело.
И если петь
тебе еще не надоело,
скажи, что звёзды
лишь огни,
огни моей погони
за пределы.
за "фуражку" у диспетчеров авианосцев прошу прощения, у них, конечно, шлемофоны!
От опытных мастеров пера пыхтелка отскакивает, как прыткий мячик от стенки. Говорю это, чтобы читатель понимал, что речь пойдет не о работе только пробующего свои силы новичка. Хочу повопить о тексте В.М.Молчанова
Скупо плакала осень.
Вычурность образнозного и звукового решения темы, смешение стилей в этом тексте вызывают недоумение. Было бы просто не справедливо по отношению к автору, не предоставить ему слово:
Скупо плакала осень - не громко, не вслух,
А мотив бил кинжалом в озябшую грудь.
Сотрясались от плача руины души.
Так срывается с круч родниковый поток,
Превращается в сель, собирая гроши
Капель слёз дождевых в миллионный оброк.
пыхтелке в приглаженном виде ВОКАЛ этого стиха и его образность представляется примерно так: