Иа-Иа : другие произведения.

Конкурс: 5. Истратова И. "Молитва"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Не верь ни богу, ни судьбе. Молись прекрасному и высшему предназначенью своему, на белый свет тебя явившему Б.О.

  первоисточник
  
  Интересное стихотворение. Интересное своей противоречивостью (позже скажу в чем же на мой взгляд авторская противоречивость здесь). Кроме последней строфы. Последняя строфа пугает меня. Меня, жившего в те времена одного сорта сыра (Ирина, три сорта - это неточность, я Вам предлагаю написать "оставь нам один сорт сыра", поверьте, это историческая реальность - три сорта - перебор, и один сорт не каждый день был. В провинции этого самого сыра чаще всего не видано было и не слыхано). Оставим сыр в стороне. Почему меня так пугает последняя строфа? Последней строкой, конечно, последней строкой.
  Но о последней строке - в последних строках рецензии. А пока давайте сравним Вашу Молитву с окуджавовской Молитвой (якобы Франсуа Вийона). Исключительно с философской точки зрения. С возможностью посмотреть на одно и то же время из прошлого (Б.О.) и настоящего (И.И.) И посмотреть (попытаться!) поверх времени.
  
  Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
  Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
  мудрому дай голову, трусливому дай коня,
  дай счастливому денег... И не забудь про меня.(Б.О.)
  
  Нет в мире совершенства. Каждому всегда чего-то не хватает. Богатому - любви ближнего своего. Влюблённому - достатка. Мудрому - здравого расчёта. И.т.д.
  Как же и кто же мог бы соединить эти вечно несоединимые мирские цепи? Господи, мой Боже. Так у Б.О. начинается его молитва (я имел нахальное счастье пообщаться с Б.О. в 1978 году в Минске в кулуарах Всесоюзного конкурса КСП. "Почему Вийон?" - спросил я мэтра. "Для светомаскировки" - печально ответил он. Поэтому я сейчас говорю об окуджавовской (а не о вийоновской) молитве.
  
  Забери у нас, Боже, богатство ассортимента,
  Оставь нам три сорта сыра, а остальные низвергни в ад.
  Ведь это же наша жизнь расточается незаметно
  На сотни мелочных выборов и необязательных трат! (И.И.)
  
  Как интересно! "У меня всё есть - говорит Ваша героиня - но мне столько не надо, Господи, забери лишнее, радибога, оно отнимает меня у меня.
  
  Пока Земля еще вертится, Господи, -- твоя власть! --
  дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
  дай передышку щедрому хоть до исхода дня.
  Каину дай раскаянье... И не забудь про меня. .(Б.О.)
  
  Б.О. просит Бога о невозможном, знает это, но всё же просит. Кого же ещё просить? Поэтому и напоминает Богу о Каине. О ком же ещё, как не о Каине?... и немного (после всех, после всех!) - о себе.
  
   Мы бы тогда жалели не о заплаченной зря десятке,
  А о том, что, придя с работы, на ком-то сорвали злость,
  О загадке Вселенной, оставшейся без отгадки,
  О хороших людях, узнать которых не довелось. (И.И.)
  
  Ваши "мы" очень последовательны в своих обращениях. Ни тени сомнения, в чём проблема, что не даёт насладиться жизнью в высоком понимании этого слова. То есть, они не просят Бога, а дают ему инструкцию. Очень точную. И почти неукоснительную.
  
  Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,
  как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
  как верит каждое ухо тихим речам твоим,
  как веруем и мы сами, не ведая, что творим! .(Б.О.)
  
  Этот замечательный катрен: это уговаривание Б.О. самого себя в то, что есть, есть... и выше! "На свете счастья нет, но есть покой и воля(с)". Есть. Есть! Мы только не ведаем, что творим, но верим, верим... Это своего рода покаяние, прошение прощения у Бога за всё человеческое вечное несовершенство.
  
  Положи нам всем, Боже, одинаковые оклады -
  Мы бы все стали тогда пусть бедные, но господа.
  Ведь это рабы работают ради награды,
  А господа получают удовольствие от труда.
  
  Боже, вели, чтобы все одевались в одно и то же,
  Немодное и простое, что не жалко сносить до дыр.
  Мы сделались бы тогда намного чище и строже,
  И пополняли не гардероб, а внутренний мир. (И.И.)
  
  Ваши мы всё раскладывают по полочкам. Без сомнений. Точный и покопеечный баланс. Кредит - лишнее и ненужное в этой жизни: оклады, богатство, как награда для рабов, как пример - вещизм. Без оттенков Вещное, бренное. Дебет - бедность не порок, а свобода, дающая легко и радостно наполнять внутренний мир. Для всех. Без оттенков. Что это? Точно сказать сложно.
  
  Господи, мой Боже, зеленоглазый мой!
  Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,
  пока ей еще хватает времени и огня.
  дай же ты всем понемногу... И не забудь про меня. .(Б.О.)
  
  Апофеоз молитвы Б.О. Пока ещё живу - дай Боже не умереть раньше, чем я смогу что-то, как человек, состоюсь, выполню...Зачем я здесь? ...и не забудь про меня.
  Не правда ли возникает вопрос: это молитва верующего или...атеиста? Если вспомнить ещё окуджавовское определения Бога:бессильный, бездарный. Но - зеленоглазый мой...
  Или совсем уж атеистическое у раннего Б.О
  
  А Бог мигнул мне глазом чёрным
  Так, ни с того и ни с сего,
  И вдруг я понял: это ж дворник
  Стоит у дома моего!
  
   Боже, верни нам то, чем мы так беспечно владели,
  Что нам казалось ненужным, неправильным и смешным.
  Боже, верни нам то, чего мы не разглядели,
  А всё остальное мы сами легко себе возвратим. (И.И.)
  
  Потрясающая по своей очевидности строфа! По силе напора, по убеждённости без сомнений требовать у Бога, а затем и выступать за...Бога. "Верни нам Боже, что нам угодно. А всё, что сверх - мы сами себе Боги"
  
  Вот почему я так долго сравнивал Вашу Молитву и Молитву Булата Окуджавы. Две Молитвы двух атеистов. Но то, чего боится атеист Б.О. - боится, что Бог м.б. и неясный, и бездарный, и бессильный, несуществующий, но справедливый, будет заменён людьми, взявшимися выступать Богами для других, того не боятся Ваши "мы".
  Но надо ведь мне вернуться к моему предположению, что вся молитва Вашей героини противоречива, кроме последней строки. Вот поэтому на мой взгляд и противоречива, что вы (в Вашем стихотворении мы) над любым из богов. И Вашим "мы" никакие молитвы и никакой Бог не нужен.
  Поэтому мне нравится это стихотворение. Как ярчайший образчик атеистической молитвы в социалистическом идеале. И ничего осудительного в этом моём выводе нет. Я констатирую только то, что чистота эксперимента по разделении прав и обязанностей между Богом и Человеком у Вас выполнена абсолютно по-человечески. А Бог? Ну что, Бог? Да и есть ли он?.... :) "Ищите и ...насчёт обрящете здесь не было ни слова, это правда. Не хотелось бы муссировать уже "замученные" в цитатах строки Ю.Левитанского, но надо же красиво закончить рецензию? Надеюсь, эту тягу к эстетизму Вы мне простите, Ирина.
  
  Каждый выбирает по себе
  Слово для любви и для молитвы.
  Шпагу для дуэли, меч для битвы
  Каждый выбирает по себе.
  ...............................................................
  Каждый выбирает для себя.
  Выбираю тоже, как умею.
  Ни к кому претензий не имею:
  Каждый выбирает для себя.
  
  Читать Ваше стихотворение было любопытно и интересно, за что Вам спасибо, Ирина. Что до молитв, так...каждый из нас выбирает "по себе". И от этого никуда и никогда не деться. Лишь бы я (ты, вы, он, она, оно, они) имели право хотя бы на...свою молитву!

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"