Аннотация: На конкурс рассказов "Новое время-2006".
Двойное гражданство
Глава первая
2000
"...Но остров Куба, несомненно, лежал дальше к северо-западу, и Блад тут же сообразил, что дон Диего, замыслив предательство, мог привести их к берегам ближайшей из этих испанских территорий.
-- Эта земля, предатель и клятвопреступник -- остров Эспаньола!"
-- Дядя Мифа! Дядя Мифа!
Недовольно заворчав, я отложил в сторону "Одиссею капитана Блада" и нехотя вернулся из воображаемого мира в реальный.
"Дядя Миша" -- это я, хотя от роду мне всего двадцать два года. И тем не менее Костя -- действительно мой племянник, хотя знакомы мы с ним без году неделю. Собственно, даже меньше недели. Когда пять лет назад я уехал за океан -- дабы учиться в чикагском университете, где преподаёт мой папа -- никакого Кости у моей сестры Оли и её мужа Антона ещё, как говорится, не было и в проекте. А сейчас ему уже три с половиной -- совсем большой мальчик.
Так что познакомились мы с Костей всего несколько дней назад, когда я наконец-то приехал домой в отпуск. И тем не менее я как-то умудрился Косте понравиться, мгновенно завоевав у него непререкаемый авторитет -- причём без всяких усилий.
Вот и приходится теперь отдуваться.
-- Дядя Мифа, посмотли! Посмотли!
И Костя протянул мне какие-то бумажки.
-- Ну давай, Костя, посмотрим... Это что у тебя такое? Рисунки?
Уже не первый раз, кстати. Впрочем, рисовать он действительно умеет, и очень даже неплохо. И читать тоже. Интеллигентный ребёнок, весь в дядю.
-- А что это за люди на рисунках?
-- Садаты...
-- Садаты, говоришь? Ну, хоть не Насеры, и то ладно...
-- Садаты. Котолые стлеляют и воюют.
-- Ах, солдаты! -- понял я. Действительно, люди на Костиных рисунках были вооружены -- и носили некое подобие формы.
-- Лутьники...
Да, действительно лучники. Наверное, так они и выглядели во время какой-нибудь Столетней войны.
-- Пикинёлы...
И пикинёры выглядели весьма реалистично. Откуда ж он их срисовал? Наверное, с "Книги будущих командиров" Митяева. Я её тоже в детстве зачитывал до дыр.
-- Автоматсики...
А эти были похожи на гитлеровцев. Судя по всему, Костя вовсе не собирался ограничиваться какой-то одной исторической эпохой.
-- Колеснитие...
Ух ты! Не только колесничие, но и их лошади получились у Кости очень здорово.
-- Ну, молодец, Костя. Красиво рисуешь. Подожди, а это у тебя кто?
-- Муфкетёлы...
-- Какие же это мушкетёры, Костя? -- удивился я. -- Если это мушкетёры, то почему же у них в руках шпаги?
-- Класиво...
-- Я понимаю, что так красиво, -- усмехнулся я, -- но рисовать надо не только красиво, но и правильно.
-- Класиво...
-- Но ведь мушкетёры потому и зовутся "мушкетёрами", что у них в руках мушкеты. Это ружья такие старинные, знаешь? Шпаги, Костя, тут совсем не в кассу.
-- Класиво...
Это Костя любит -- повторять несколько раз одно и то же, невзирая на контраргументы. И как прикажешь такого упрямца переубеждать?
-- Ладно, Костя, -- не стал я и пытаться продолжать безнадёжный спор, -- красиво так красиво, шпаги так шпаги. Хорошие у тебя рисунки, продолжай в том же духе. А сейчас давай иди спать, поздно уже. Хорошо?
-- Споконой ноти, дядя Мифа.
-- Спокойной ночи, Костя.
И я снова вернулся к полузабытому роману Рафаэля Сабатини, который не перечитывал уже лет десять.
А когда спать пойдут все, а не только Костя -- сделаю вылазку в Интернет.
* * *
1999
"Spring Break! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось..."
Впрочем, нет -- в данном случае классик был бы не совсем прав. Ибо на моей родине никаких весенних каникул -- а именно так следует переводить данное словосочетание -- у студентов нет и в помине. У школьников есть -- а вот у студентов нет, и всё тут.
Однако мне повезло больше, ибо учусь я в Америке, а здесь SpringBreak -- это веками освящённая традиция. Пусть впереди ещё половина весеннего семестра -- а всё равно целую неделю можно на лекции не ходить, и о домашних заданиях даже не думать. Вот мы, студенты, и отдыхаем -- а многие из нас даже ездят куда-нибудь развлекаться. Кто во Флориду, кто на Кубу к дедушке Фиделю, а кто и за границу. Скажем, к британцам -- на Багамы или Ямайку.
Впрочем, у меня каникулярные планы на сей раз были иными. Поднявшись в пять часов утра, я тихо вышел из дому (папу будить не стал, и даже записку писать поленился -- зачем? он и так знает, куда я намылился), сел в свой потрёпанный "FordAspire" шестилетней давности -- и двинулся в путь-дорогу.
Правда, сначала пришлось заехать в универ, чтобы забросить куда надо свою многострадальную работу по истории. Казалось бы, зачем будущему электроинженеру история? Ан нет, таковы требования -- изволь набрать столько-то курсов по гуманитарным дисциплинам. Хоть не история КПСС, и то ладно. Да и тема моей работы, "Малайская война", довольно-таки интересная -- пусть и не очень-то весёлая...
Так вот ворча про себя -- и себя же мысленно успокаивая -- я доехал до места назначения, после чего запарковал машину, зашёл в здание и поднялся на второй этаж. И тут мне повстречался Пьер Лафонтен -- старый знакомый, мы с ним уже года два в шахматы рубимся.
-- Майк, привет! -- махнул он мне рукой. -- Куда идёшь?
-- Да вот закину профессору в офис эту муть -- и потом еду веселиться. Spring Break ведь!
-- А куда едешь, во Флориду?
-- Да нет, в Сент-Луис.
-- Сент-Луис???
И Пьер посмотрел на меня с такой ненавистью, как будто я только что нанёс смертельное оскорбление -- причём не только ему, но и всему славному роду Лафонтенов.
-- Сент-Луис? Нет такого города! Сен-Луи! Сен-Луи!
Вот frogзанудный, лягушатник то есть. Он бы ещё потребовал, чтобы я столицу Франции называл не "Париж" или "Пэрис", а "Пари".
-- Сен-Лу-и! -- не унимался Пьер. -- Повторяй за мной: "Сен-Лу-и"! Ну?
-- Сен-Луи, Сен-Луи, -- вздохнул я, отнюдь не желая начинать SpringBreak с конфликта. -- Пусть будет Сен-Луи.
-- Не "пусть будет Сен-Луи", -- строго сказал Лафонтен, -- а только "Сен-Луи", и никак иначе.
-- Хорошо, хорошо, -- замахал я руками. -- "Сен-Луи", только "Сен-Луи", и никак иначе, кроме "Сен-Луи".
Впрочем, он не успокоился и тут. Скорбно покачав головой, он принялся что-то бормотать по-французски. Причём бормотал он так невнятно, что я расслышал лишь конец фразы:
--...stupide, ignorant Americain...
-- А вот это ты зря! -- не выдержал я. -- Я, между прочим, вовсе не американец. У меня и гражданства-то нет, гринкарта только.
-- Да? -- удивился Пьер. -- Ах да! -- хлопнул он себя по лбу. -- Извини... я же совсем и забыл... просто у тебя акцента нет...
Это вовсе не было грубой лестью. Уж не знаю, как так получилось -- но я действительно обладаю этим, я бы сказал, фонетическим даром. Вот как Муслим Магомаев и другие оперные певцы, которые могут петь по-итальянски без акцента, при этом отнюдь не будучи итальянцами. Я петь не умею вовсе, но вот говорить без акцента у меня почему-то получается. Когда мы в детстве ездили во Львов к родственникам мамы, я уже через неделю мог говорить по-украински с тем же акцентом, что и львовяне -- разве что мой словарный запас был несколько ограничен. А сейчас, хорошо зная английский, я и вовсе могу без проблем выдать себя за амера.
-- Ладно, ерунда, -- махнул я рукой. -- В общем, я еду в Сен-Луи.
-- А-а, ясно, -- протянул Лафонтен, уже немного успокоившись. -- На Парад Победы, да?
-- И на Парад Победы тоже.
* * *
Дорога от Чикаго до Сент-Луиса... тьфу, до Сен-Луи... заняла около пяти часов, в течение которых я слушал новые песни группы "Петербург" (добытые контрабандным путём через Интернет) и любовался красотами штата Иллинойс (хорошо, что Пьер остался в Чикаго, а то бы и тут заставил бы меня говорить "Иллинуа" -- с него станется).
И вот мой путь подошёл к концу. Вот уже показалась река Миссисипи -- говорят, шире Волги (сам-то я Волгу видел разве что на картинках). Вот уже видна сент-луисская Арка. А вот и мосты...
Хотя мостов через Миссисипи тут и много, но желающих попасть в Сен-Луи в этот день было явно больше обычного. Так что по мосту я ехал добрые полчаса.
Но и эти полчаса подошли к концу. Оставалось пройти таможню.
-- Добро пожаловать в Луизиану! -- поприветствовал меня офицер-пограничник. -- Откройте, пожалуйста, багажник.
Заглянув в мой багажник, он тут же его снова захлопнул -- а в салон машины даже и не посмотрел. Таможня называется! Вот в Шереметьево, помню, шмонали не по-детски.
-- Ваш паспорт, месье?
Ну хоть документы спросил, и то ладно. Впрочем, паспорт мой здесь был совсем не нужен -- и вместо него я протянул свою американскую гринкарту. Хорошо, что по ней можно ездить в Канаду и Луизиану -- а то пришлось бы клянчить визу.
-- Tresbien, -- кивнул головой пограничник, вглядываясь в графу "место рождения". -- Стало быть, вы из России?
-- Ну да, -- кивнул головой и я. Не поправлять же в очередной раз.
-- Что ж, -- вернул мне гринкарту офицер, -- рад с вами познакомиться, месье Го-ро-хов.
-- А как ваше имя, сэр? -- полюбопытствовал я. Раз уж мы как бы знакомимся...
-- Я -- лейтенант Франсуа д'Артаньян, месье, -- взял под козырёк пограничник.
Разумеется, я невольно усмехнулся.
-- Pardon? -- немного нахмурился лейтенант. -- Вы находите моё имя смешным, месье?
-- Да нет, дело не в этом, -- покачал я головой. -- Просто у меня в детстве был лучший друг с похожей фамилией -- Саша Вартанян. Вы тоже армянин по происхождению, лейтенант?
-- Армянин? -- удивился д'Артаньян. -- Нет, я никакой не армянин. Мой прадед по отцовской линии происходил из старинного дворянского рода в Гаскони. Мои предки верно служили королям Генриху Четвёртому и Людовику Тринадцатому, месье!
Тут сзади нетерпеливо бибикнул водитель следующей за мной машины -- и наша беседа с лейтенантом пограничной службы поневоле прервалась. Впрочем, поддержать этот разговор я всё равно бы как следует не смог. Увы, ни о какой Гаскони я никогда не слыхал -- да и об этих средневековых королях тоже...
Ладно, нечего забивать себе голову разной ерундой -- всё равно таможня осталась позади. Как и Иллинойс -- наряду с тридцатью другими американскими штатами.
А впереди была Луизианская Империя со своими туристическими достопримечательностями, легальными борделями и казино, Парадом Победы -- и ещё кое-чем.
Вернее, кое-кем.
Глава вторая
2000
Вот уже битый час Настя Шепелева пыталась меня куда-нибудь вытащить. А я отнекивался.
-- Ну, Миша, -- в очередной раз произнесла Настя своим тихим и немного печальным голосом, -- ну что ж ты будешь дома сиднем сидеть? В кои-то веки домой приехал из Америки -- и весь отпуск просидишь в четырёх стенах?
-- Whynot? -- пожал я плечами. -- Куда идти-то?
-- Ну вот давай в Дом Культуры пойдём, там в семь дискотека будет. Говорят, новый альбом "Тату" запустят...
-- Ой, не надо "Тату", -- поморщился я. -- Ну что это за песни, прости Господи? "Я сошла с ума, без него одна..." -- ведь это на редкость банально и пошло.
-- Если ты, Миша, хочешь чего покультурней, -- ответила Настя, -- то давай тогда в драмтеатр пойдём. Там сегодня вечером "Дети Арбата".
-- Нет, спасибо, -- покачал я головой. -- Чего-чего, а антисталинской пропагандой меня ещё в школе перекормили. Надоело.
-- Ну, если не хочешь про политику, -- не отставала Настя, -- тогда давай в кино. В "Авангарде" в шесть тридцать будет "Ночной дозор".
Но и на эту наживку я не клюнул.
-- Настя, извини, но мне совсем не интересно смотреть, как милиция ловит бандитов.
-- Да ведь говорят, что хороший фильм получился...
-- Всё равно, -- махнул я рукой. -- Мало я, что ли, насмотрелся голливудских боевиков?
Тогда Настя сменила тактику.
-- Ну ладно, Миша, если боевики тебя не интересуют -- не пойдём. Но ведь ты говорил, что тебя интересует спорт, да?
-- Допустим, -- осторожно протянул я.
-- Тогда давай никуда не пойдём, а просто по телевизору хоккей посмотрим. Сегодня как раз ЦСКА играет с минским "Динамо".
-- Неохота, -- отказался я. -- Вот НХЛ смотреть я люблю, а европейский хоккей -- это не так интересно. Вот футбол -- другое дело...
-- Хорошо! -- мгновенно отреагировала Настя. -- Помнишь Витю Чистякова из нашего класса? У него есть кабельное телевидение, так он всегда со своим братом футбол смотрит. А сегодня как раз наша сборная играет с Италией. По первой программе покажут только повтор поздно вечером, а по спортивному каналу -- в прямом эфире. Пойдём?
-- То есть как это "пойдём"? -- сдаваться мне по-прежнему не хотелось. -- Так вот, без приглашения? Это же невежливо!
-- А я сейчас ему позвоню, хорошо? Да ведь он тоже будет рад тебя пригласить, ведь столько лет не видались...
На этом мои возражения закончились, и я волей-неволей сложил оружие.
В конце концов, футбол по телевизору, да ещё и с Витькой -- это не кино и не театр. И уж тем более не дискотека.
* * *
1999
Хорошо, что я встал в такую рань -- благодаря чему и приехал на Парад Победы вовремя.
Что и говорить, зрелище было замечательное -- такого я не видел ещё никогда. Представьте себе нескончаемую колонну солдат, браво чеканящих шаг по главной городской улице с красивым названием "Rue du MarchИ" (уже потом я выяснил, что "marchИ" -- это не "марш", а всего-навсего "рынок"). Да не современных солдат, нет -- им-то праздновать вроде как и нечего -- а именно тех, героев-победителей полуторастолетней давности. Вроде американских реконструкторов Гражданской войны, которые любят наряжаться в "янки" и "конфедератов" -- однако амеры так классно маршировать не умеют, куда им...
Впрочем, мне, наблюдавшему за парадом с тротуара, все эти добры молодцы в тёмно-синих мундирах напомнили совсем другое. А именно -- наполеоновских солдат в точно такой же форме, которые полезли к нам в Россию в 1812 году. К счастью, мы, русские, надрали им тогда задницу -- и через два года сами вошли в Париж. Потому-то Наполеон и был вынужден оставить свой парижский трон вернувшимся Бурбонам -- а сам отправился за океан. При этом императорский титул он сохранил -- вот и стала Луизиана Империей, теперь уже от Франции полностью независимой...
Между тем марширующих солдат сменили индейцы -- тоже в луизианских мундирах, но с перьями на голове и томагавками в руках. Причём индейцы настоящие, а не какие-нибудь там ряженые. Да и среди толпы на тротуаре индейцев хватало -- не то что, например, в Америке.
Да, что и говорить -- с индейцами амеры обошлись прескверно, вытеснив их во имя свободы и демократии на запад. Вот они и обосновались в Луизиане. Наполеон-то, не будь дурак, умел договариваться с разными народами -- в Европе он ладил и с итальянцами, и с поляками, и даже с евреями. А здесь быстро подружился с индейцами, дав им все гражданские права -- а заодно дал индейским департаментам широкую автономию, которая осталась у них и по сей день.
И индейцы не преминули отплатить Луизиане добром за добро. Когда в 1847 году амеры обьявили западному соседу войну, дела у Империи поначалу шли плохо. Генерал Кирни быстро форсировал Миссисипи и взял Сен-Луи, а генерал Скотт немедля осадил столицу -- Новый Орлеан. Захватив немало луизианской территории, амеры уже праздновали победу -- но тут специальные индейские отряды принялись с размахом партизанить у оккупантов в тылу -- ну прямо как наши белорусы против гитлеровцев. Тут-то захватчики и поняли, что до конца войны ещё далеко...
А парад между тем продолжался. Прошли по Rue du MarchИ последние индейцы -- и за ними показались англичане, также одетые в старинную форму. Появление солдат в красных мундирах толпа также приветствовала бурными аплодисментами.
Разумеется, эти аплодисменты были вполне заслужены. Всё-таки без английской помощи Луизиана могла с амерами и не справиться. Но британцы усиления США не желали, а потому и помогли луизианцам, направив пару корпусов в Северную Америку и вынудив амеров перебросить часть войск на север. Тогда наконец луизианцы перешли в наступление -- и постепенно освободили свою страну от чужеземцев. Последним аккордом войны считается марш генерала Борегара, который ворвался в Сен-Луи с запада и выгнал амеров обратно за Миссисипи. И произошло это весной 1849 года -- ровно полтора века назад...
Подойдя к Триумфальной Арке (которую как раз тогда, после войны, и построили -- явно по принципу "чтоб как в Париже, но в пять раз больше"), я с интересом уставился на трибуну для почётных гостей. Мне удалось разглядеть и Наполеона Восьмого, и первого министра Джулиани, и глав государств Европы (включая нашего Примакова), и премьер-министра Канады -- и даже Билла Клинтона. Он, как ни странно, улыбался и оживлённо беседовал с Наполеоном -- как будто бы парад вовсе не был устроен в честь поражения Соединённых Штатов.
А ведь удар тот для амеров действительно оказался весьма болезненным. Проиграв войну (вернее, сведя её вничью -- но для Луизианы это было равносильно победе, а для Штатов -- наоборот), амеры поняли, что с мечтой об экспансии на запад им придётся проститься. Вместо этого они двинулись на восток, выиграв войну с Испанией, отобрав у неё Кубу с Пуэрто-Рико и сделав их американскими штатами.
И всё же враждовали Америка с Луизианой недолго. Когда в 1861 году восемь южных штатов попытались отделиться от "проклятых янки" и организовали Конфедерацию, лидеры сепаратистов явно полагали, что Луизиана станет их союзником. И верно -- некоторые луизианские сенаторы высказались именно в этом духе. Однако Наполеон Третий решительно отказался помогать "презренным рабовладельцам". Действительно, в самой Луизианской Империи рабство было отменено ещё в 1830-х -- после чего многие чёрные рабы принялись бегать с американского Юга уже не на север, как раньше, а на запад. До Канады-то далеко, а Луизиана близко.
В итоге никакой помощи Конфедерация не получила -- и через несколько лет была разбита наголову. Так амеро-луизианские отношения заметно потеплели, и в конце концов бывшие враги стали добрыми приятелями. А уж в двадцатом веке они и вовсе совместно отправлялись в Европу бить немцев -- как в первую мировую войну, так и во вторую.
Так что, если подумать, ничего странного в хорошем настроении Клинтона не было...
А между тем парад наконец-то завершился, да и вообще как-то незаметно стемнело. Сжимая в правой руке стакан вина (пива тут у них в Луизиане явно не существовало в природе -- но зато не существовало и идиотских возрастных ограничений), я пошёл прочь. Следуя полученным заранее инструкциям, я быстро добрался до трактира "Бургундия" на углу улиц Шато и Мюрата.
Следуя тем же инструкциям, я зашёл в трактир, пересёк его наискосок, спустился по лестнице вниз и открыл вторую дверь слева. Там была небольшая комната, обстановка в которой ничем не отличалась от большого зала наверху. Столы, вино и закуски, галдящий народ, хоккей на экране телевизора в углу... интересно, кто играет... я невольно уставился в кинескоп...
-- Майк!
Ага. Кто кричал?
-- Майк! Сюда!
Оглянувшись, я тут же её узнал. Хотя до сих пор видел её лицо только на фотке.
Но ошибиться тут было невозможно. Такого взгляда, такого лица, такой красоты в двух экземплярах просто не бывает.
И, действительно, она чем-то была похожа на Лару Крофт.
* * *
Всё началось примерно год назад, когда на американских телеэкранах появился новый сериал под названием "Dawson'sCreek" -- то бишь "Ручей Доусона".
Жил да был в маленьком городке парень, школьник-старшеклассник -- и звали его Доусон. А ещё в том городке жила девушка, и звали её Джои. И дружили Доусон и Джои с раннего детства. А вот выросли -- и стали испытывать друг к другу совсем иные чувства. Нет, не вражду -- а как раз наоборот. Романтические такие чувства, светлые, возвышенные.
Казалось бы -- ну так за чем же дело стало? Ан нет. То Доусон начинает крутить роман с красавицей из Нью-Йорка по имени Джен. То начнёт ухаживать за Джои лучший друг Доусона по имени Пейси. То Доусон и Джои поругаются из-за какой-нибудь ерунды. То в их отношения вмешается кто-то ещё. То Джои заявит Доусону, что ей необходимо "найти себя". Вот и остаются они просто друзьями. И так из года в год.
Короче, мыльная опера для подростков -- а также для зрителей постарше, вроде меня, которые падки на романтические охи и вздохи.
А нас, романтиков, много. Очень. Так что фанатов у сериала появилось видимо-невидимо. А в Интернете фан-клубы "Ручья Доусона" принялись расти, как грибы после дождя.
А я настолько проникся этой оперой (пусть и мыльной), что стал после каждого эпизода писать нечто вроде отчёта. Вот, мол, произошло в эпизоде то-то и то-то, и я отношусь к этому так-то и так-то.
Причём писал я свою колонку не для себя лично -- нет, зачем же? Я её рассылал по фан-клубам сериала, где её с удовольствием публиковали. А фанаты читали и писали отзывы. В основном хвалебные.
А с некоторыми из фанатов у меня даже завязалась переписка. И одной из моих поклонниц была некая "Lara" из Сен-Луи. С которой мы стали обсуждать не только "Доусона", но и другие сериалы. И фильмы. И вообще говорить о любви, дружбе, верности и прочих высоких материях.
Так продолжалось несколько месяцев -- и вот мы стали обмениваться не только мыслями, но и фотками. Мне-то её фотка очень понравилась, а вот пришлась ли ей по сердцу моя? Смею думать, что да -- ибо в конце концов она пригласила меня к себе в гости.
А тут как раз и Парад Победы. И SpringBreak...
Вот я и приехал. И теперь мы с Ларой сидели в трактире "Бургундия", общаясь наконец без виртуальной помощи Всемирной Сети.
К счастью, Лара говорила по-английски очень хорошо, пусть и с сильным акцентом. Причём этот акцент почему-то не был похож на французский. Хотя, впрочем, откуда мне знать, какие акценты бывают в Луизиане? Раз есть разница между американским, британским и австралийским произношениями -- то ведь должна быть и разница между французским, квебекуанским и луизианским, верно?
Кроме того, акцент Лары нам отнюдь не мешал. Беседовали мы легко, весело и непринуждённо -- без всяких пауз и прочих неловкостей, которые часто портят первое свидание. Сперва мы обсудили последний эпизод "Доусона", потом прошлись по некоторым нашим другим любимым сериалам. Вместе посмеялись и над Хомером Симпсоном с его луизианской женой, и над Бивисом с Батхедом -- этими двумя дурачками из Алабамы, которых я тем не менее очень люблю -- пусть и странною любовью... Потом перешли с телевидения на кинофильмы -- тему, близкую и понятную по обе стороны реки Миссисипи. С одной стороны, Голливуд находится в американской Флориде. С другой -- все лучшие актёры сплошь луизианцы: и Ален Пачино, и Робер Де Ниро, и Жакоб Гандольфини, и Николя Каже... Ну да, да, сплошь итальянцы -- а что тут удивительного... Так уж как-то повелось ещё в девятнадцатом веке -- протестанты ехали в Америку, а католики -- в Луизиану. Кроме ирландев -- английский-то они уже знали, и учить французский им не хотелось...
Впрочем, я отвлёкся. Наш разговор с Ларой по-прежнему протекал без сучка и задоринки, и прервала его только заливистая трель телефонного звонка. Извинившись передо мной, Лара достала из кармана платья сотовый и заговорила в него:
-- Мамуля? Здравствуй! Да-да, я на свидании с тем самым молодым человеком, про которого говорила... Ой, мамочка, он мне ужасно нравится. Умный такой, культурный, весёлый -- и очень-очень красивый... Надеюсь, что и я пришлась ему по сердцу... Можно я тебе потом перезвоню? А то неудобно заставлять его ждать... До свидания, мама!
Следует заметить, что я всё это слышал отнюдь не потому, что у меня очень хороший слух. Дело в том, что Лара никуда из-за стола не уходила, от меня не отворачивалась и даже не понижала голоса.
Почему же она вела себя так откровенно, говоря со своей мамой обо мне -- в моём же присутствии?
Да потому, что Лара думала, что я её не понимаю.
Ведь говорила она с мамой не по-английски.
А почему же я всё понял?
Потому что Лара говорила по-русски!
* * *
Когда я только приехал в Америку, мне очень недоставало русскоязычного общения. Поэтому, услышав на чикагской улице русскую речь, я немедленно бросался к соотечественникам, представлялся и заводил разговор.
Потом эта привычка у меня пропала. В конце концов, я ведь не бросался на шею ко всем встречным и поперечным у себя на родине. Так почему я должен заводить дружеские беседы со всеми, кто говорит по-русски?
Более того, в конце концов я понял, что свою русскоязычность и вовсе следует скрывать -- по крайней мере, на первых порах. Ведь это же здорово -- люди говорят по-русски и думают, что никто их не понимает. А я понимаю, но не подаю вида. Почти игра в шпионов.
Вот и сейчас, услышав, как Лара говорит по-русски без всякого акцента, я предпочёл сохранить своё, так сказать, лингвистическое инкогнито. Тем более, что это инкогнито уже помогло мне выяснить важную информацию -- я Ларе очень понравился. Что ж, продолжим заниматься шпионажем.
Однако совсем не прореагировать на услышанное я не мог. Поэтому, когда Лара положила телефон обратно в карман, я изобразил на своём лице любопытство и спросил -- естественно, по-английски:
-- Лара, а на каком языке ты сейчас говорила?
-- На русском, -- ответила она также по-английски. -- А ты знаешь русский язык?
-- Нет, но я немного изучал... -- я немного покачал ладонью, изображая неопределённость, -- русскую историю и культуру.
Пусть думает, что я ещё культурнее, чем она предполагала.
-- Здорово! -- улыбнулась Лара.
-- Стало быть, ты русская? -- задал я естественный вопрос.
-- Да, русская, -- кивнула она. -- В Сен-Луи я только учусь. Хотя в каком-то смысле здесь моя родина.
-- "В каком-то смысле"?
-- Я здесь почти родилась, -- засмеялась Лара.
-- Это как -- "почти родилась"?
-- Когда моя мама была уже на девятом месяце, -- пояснила Лара, -- папа привёз её сюда, чтобы полюбоваться Аркой и прочими красотами. А маме захотелось съездить в музей Линкольна.
-- Это же в Спрингфилде, в Иллинойсе!
-- Ну да, в Америке, за рекой. Они туда и поехали... а как приехали в Спрингфилд, тут уж я не стала дожидаться положенного срока. Взяла да и родилась. А могла бы родиться и в Сен-Луи.
-- Интересная история. Но выросла-то ты не здесь?
-- Нет, росла я уже дома, конечно. А когда закончила школу, поехала сюда изучать искусство. Если говорить об искусствоведении, то "L'universite de l'empereur Saint Louis" -- лучший университет в полушарии.
-- А где ты жила дома? В каком городе?
-- А вот угадай, -- хитро усмехнулась Лара.
Небось тоже, как и Пьер, думает, что я невежественный амер. Который не знает географии, тем более чужеземной.
-- Сейчас попробую, -- протянул я. -- Москва? Ленинград? Киев?
Разумеется, я произносил названия городов так, как произносил бы их американец.
-- Нет, не угадал, -- засмеялась Лара.
-- Минск? Рига? Тбилиси? Ташкент?
Но Лара лишь качала головой.
-- Ты хорошо знаешь географию, -- усмехнулась она, -- но тебе это, боюсь, не поможет.
-- Тогда по крайней мере скажи, -- попросил я, -- из какой ты республики. Российской, Украинской, Белорусской?
-- Российской, Российской, -- кивнула Лара с какой-то загадочной улыбкой.
Теперь круг поисков несколько сузился, но не намного.
-- Казань? Краснодар? Владивосток? Омск?
-- Нет, Майк, не угадал. Я же говорила, что у тебя ничего не получится. Это не такой уж большой город, ты о нём, наверное, даже не слышал.
Попробовав ещё несколько городов, я наконец сдался.
-- Мой родной город называется "Новоархангельск", -- сказала Лара.
Надо же... Даже не будучи невежественным амером, я тем не менее и впрямь ничего о таком городе не слыхал. "Архангельск" -- это я знаю. "Новосибирск" или "Новороссийск" -- это тоже понятно. Но вот "Новоархангельск"?
-- Давай тогда ты угадай, -- предложила мне Лара, -- где именно Новоархангельск находится.
Что ж, можно попробовать.
-- Западнее Москвы?
-- Нет, восточнее.
-- Западнее Волги?
-- Восточнее.
-- Западнее Урала?
-- Опять восточнее.
Так я постепенно добрался до озера Байкал. А там уж и до реки Амур.
-- Южнее Хабаровска?
Я был почти уверен в положительном ответе. Наверное, где-то в Приморье.
-- Нет, севернее.
-- Вот как?
Неужели где-нибудь на Колыме?
-- Южнее Магадана?
-- Севернее.
Господи, что же там осталось севернее?
-- Но уж южнее Чукотки, верно?
-- А ты действительно отлично знаешь географию, -- с удивлением протянула Лара. -- Но нет, не южнее. И не севернее. Где-то на одном уровне.
-- А, ясно. Стало быть, западнее Чукотки?
Неужели она якутка?
-- Нет, Майк, не западнее Чукотки, -- снова загадочно улыбнулась Лара. -- Восточнее.
-- То есть как -- восточнее? -- вытаращил я глаза. -- Что же там может быть восточнее Чукотки?
-- Чтобы такой специалист по географии -- и не знал?
-- Но ведь восточнее Чукотки -- только Берингов пролив!
-- А за Беринговым проливом?
И только сейчас моё сознание пронзила ужасная догадка.
-- Так ты с Аляски?
-- Ну да! -- засмеялась Лара. -- Из Восточной России.
-- Блин!!!
* * *
Разумеется, это слово я произнёс по-русски.
-- "Блин"? -- удивилась Лара. -- "Pancake"?
-- Да какой там "pancake", -- махнул я рукой. -- "Блин" -- это такой эвфемизм. Так говорят, чтобы не произносить другое слово, ругательное. Которое начинается на те же буквы.
Всё это я произнёс по-русски. Теперь уже поддерживать инкогнито не было никакого смысла.
-- Я просто поражена! -- воскликнула Лара. -- Ты великолепно говоришь по-русски!
-- Да как же мне не говорить по-русски, -- вздохнул я, -- когда я такой же русский, как и ты. Только вот родом не с Аляски, а из Союза.
-- Из Советского?
-- Да уж не из Индийского. И не из Южно-Африканского.
-- Так ты из Совдепии?
-- Ну да, из СССР. И зовут меня не "Майк", а "Миша". Миша Горохов.
-- А я действительно "Лара", -- улыбнулась она. -- А моё полное имя -- "Лариса". Лариса Тихомирова.
И я наконец-то понял, что Лара Крофт тут была совсем ни при чём.
-- Рад познакомиться, -- уныло хмыкнул я.
-- Похоже, что ты не так уж и рад, -- настороженно протянула Лара.
-- А чему ж тут радоваться? Я из Союза, а ты с Аляски.
Да, вот это я попал так попал. Как кур во щи.
Если б не этот чёртов Берингов пролив... Врангель-то в 20-м тоже думал в Крыму отсидеться, да Перекоп наши перешли, пусть и с трудом. А когда в 22-м Дитерихса вышибли из Владивостока, так он, не будь дурак, махнул на Аляску -- а как такой широкий пролив перейдёшь? по льду разве, и то нереально... это тебе не Перекоп... Вот и укрепились белогвардейцы в Аляске, даже своё государство основали, сепаратисты проклятые...