|
|
||
Уважаемые фанаты. Понимаю, что моя статья относится к критике. Если вам во что бы то ни стало нравятся книги автора -- это ваше право на личное мнение, и я уважаю его. Если вам, наоборот, не нравятся книги Алексея -- это тоже ваше право, не уважать которое я не вижу причин. Взамен прошу уважать мое мнение и не унижать меня из-за того, что мои мысли отличаются от ваших. Рецензии написаны по просьбе и с согласия Алексея. UPD 31/05/09 -- Рецензия на "Улыбку гусара". Прошу любить и жаловать. |
Стезя чародея
Это третья книга из планируемой тетралогии Алексея Глушановского повествует нам о продолжении похождений бравого мага, в глубине души которого живет коварный демон по имени Ариох. Девять частей книги и девять историй, случавшихся в жизни Олега из Екатеринбурга, рассказывают нам о его окончании обучения в Академии магии. Сначала Олег получает в собственность от приемной матери башню, проводит в ней зачистку, далее отрабатывает свое право обладания башней на рыцарском турнире. Возвращаясь с него, Олег спасает от жрецов-извращенцев свою подругу Ариолу. А на летние каникулы он отправляется на фестиваль к эльфам. Баронесса, которой Олег обещал помочь, если понадобится, наконец, находит способ передать ему весточку. Только почему ректору академии очень не хочется, чтобы молодой подающий надежды маг протягивал ей руку помощи - остается пока тайной за семью печатями.
С одной стороны, можно сказать, что эта книга лучше предыдущих.
Язык автора становится богаче и красочнее, он отходит от схематичного повествования действие-диалог и начинает описывать происходящее. Особенно удачными получаются захватывающие бои, концерты и танцы. Танец в финале поражает яркостью красок, и очень хочется найти композицию, которую подобрал для него автор, и сделать клип-иллюстрацию.
Каждая глава - законченная история, с точки зрения композиции составленная очень грамотно: есть и медленная завязка, и развитие действия, с нарастающей быстротой подходящее к яркой кульминации, и весьма неожиданная развязка. А иногда и ожидаемая и весьма логичная.
Несмотря на то, что книга не относится к юмористической серии, шутки у автора зачастую очень удачны и красочны.
Теперь, в верхней трети его щита гордо парил золотой сокол в лазурном небе, а под ним весело ухмылялась знаменитая эмблема, которую Олег частенько наблюдал на трансформаторных будках - череп со скрещенными под ним молниями на черном фоне. Снизу это подсвечивалось тремя кроваво-красными языками пламени.
Девиз Олег упер оттуда же. 'Не влезай, - убьет' - написанное древними рунами геральдического письма, очень колоритно смотрелось на фоне знаменитого рисунка.
Что же касается содержания книги - тут уж дело вкуса. Я могу ругать автора за жестокость, за перебор с сексуальными сценами и соответствующим юмором, за постоянные пьянки-гулянки, даже где они не совсем уместны. Только это не имеет никакого смысла. Все перечисленное - дело вкуса, а вкус осуждать - дело неблагодарное. Поэтому отложим не понравившиеся лично мне эпизоды и перейдем к более общей критике.
Несмотря на грамотную композицию отдельных глав, общая композиция книги выглядит несколько невнятно. Каждую книгу я представляю себе как законченное произведение. Даже известная всем классическая тетралогия Льва Толстого "Война и мир" в каждом из томов имеет внутреннюю композицию. "Стезя" в этом плане выглядит как фрагмент большого произведения, вырванный из контекста. Несомненно, третий том будут читать те, кто знает содержание первых двух, но даже в этом случае весьма затруднительно ответить на вопрос: "А о чем третий том?" Про первые два у меня ответы есть: первый - попадание Олега в магический мир и поиски своего "я"; второй - первые шаги в академии и работа над силой. Третий том у меня не получается охарактеризовать двумя словами. Старшие курсы в академии? Не то. Чему-чему, а учебе тут не было посвящено ни одной главы. Так и остается "жизнь и похождения Ариоха Бельского". То есть, некоторое связующее звено между второй и четвертой книгой, которая, я очень надеюсь, будет захватывающей.
Второй тапок - это персонажи. Допустим, Олега, Вереену и их друзей еще как-то можно вспомнить по предыдущим книгам. Но я бы все равно обновила воспоминания читателей о внешности этих героев. А новые персонажи, появляющиеся в поле зрения Олега характеризуют себя только речью. Надо заметить, что речь у всех персонажей Алексея достаточно своеобразна, и нельзя перепутать слова двух разных персонажей.
Например, вот такой эпизод в девятой главе.
Он пристально рассматривал незваного гостя, который, сбросив скрывающее его заклятие устало откинулся еа спинку кресла.
- Меня зовут Герник Вебер, и я игелар-посвященный ордена Чистых...
Тут для живости и красочности описания не помешало бы краткое описание внешности гостя: какой этот Генрик - молодой или старый, во что он одет, наконец, какой у него голос, жестикулирует ли он, когда говорит и прочее-прочее-прочее. Это не единственный пример.
Из той же главы:
- Как это возможно? - в задумчивости переспросил Альфрани. - На этот-то вопрос вы мне и должны найти ответ. Сдается мне, что без предательства тут не обошлось. Да и кое-какие фразы в этом письме намекают на подобную возможность. Вот и разберитесь.
Письмо-письмо... прочитать бы его... Мне очень интересно, что и как могла написать девушка.
Следующее замечание уже не исправить в данной книге, если этого не сделали редакторы издательства. Но на будущее хочу показать автору несколько тавтологий, которые не мешало бы исправить более красочными выражениями.
Великий поэт Трирской империи был велик.
Выбор щита занял немало времени. Когда же Олег, наконец-то выбрал, то его выбор заставил жреца изумленно присвистнуть.
Только сейчас Олег сообразил, что его гость, по всей видимости пользуется каким-то заклинанием невидимости. Он переключился на аурический взгляд, но и тогда ничего не заметил. По всей видимости, амулет гостя был призван.
И, наконец, самое серьезное замечание. То ли во второй книге этого не было, то ли не так заметно. Но третий том "Пути демона" представляется игрой одного героя. Ясно, что Ариох-Олег - главный персонаж. Ясно, что все происходит вокруг него. Но когда судьба благоволит ему абсолютно во всех его похождениях - это начинает потихоньку надоедать. Не важно, как будут относиться люди к жениху Ленской, главное сам Ариох даровал ему невесту. Признаться честно, эпизод со слабаком-женихом меня несколько покоробил. Да, Олег благороден, он не собирается жениться и готов отдать невесту любому, кто ее возьмет. Остается одно маленькое но! Куда делась гордость женишка-стихоплета? Его победили, но не убили. Пощадили, можно сказать. А потом еще и невесту вернули. Мол, на, забирай, мне она ни к чему! Будь я мужчиной, отказалась бы от такого дара. Или хотя бы некоторое время рефлексировала по поводу собственной слабости. Эпизод, в принципе, можно оставить и таким, но сцена с переживаниями поверженного была бы тут как нельзя кстати. А то даже благородный Олег на фоне отсутствия эмоций этого женишка выглядит не рыцарем, а сволочью, бросающей добычу.
Примерно то же касается и остальных сцен. В них Олег - пуп земли. То он появляется в самый важный момент и не секундой позже, и спасает от насильников Ариолу, уничтожив кучу злодеев, будто это не люди, а персонажи компьютерной игры. То он исполняет на эльфийском фестивале самую душевную песню из "Земли Санникова". Песня-то хорошая, но как-то не верится, что остальные номера были похожи на оскорбительное выступление дроу. Словно для возвеличивания Олега автор приводил только неудачные номера программы фестиваля.
Да и тот же выпускной. Читателю уже совершенно неинтересно. И так ясно, что неотразимый Ариох не ошибется, поэтому чем дальше читаешь про этого персонажа, тем меньше хочется переживать за него. Точно знаешь - выкрутится, выйдет сухим из воды и не обожженным из огня. Душа больше болит за второстепенных, за окружение Ариоха, которых автор может убить в любой момент, лишь бы возвеличить главного героя.
Остается надеяться, что путь Олега к успеху в четвертой книге не будет лежать по трупам друзей и что переживать удастся за всех.
Вот и не знаю, какую оценку ставить. За технику, пожалуй, восемь. А за эмоции - только шесть. Среднее - 7 баллов из 10.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"