FAQов по сатанизму навалом. Писали их многие, я сам пытался, плохо, не отрицаю. Критики писали, сатанисты писали, многие в общем. Но итог один - все они ясности в ситуацию не вносят. Нет, один FAQ может внести иллюзорную ясность, но стоит прочитать второй, и если вы не приняли искренне и безоговорочно один из них, как непререкаемую истину, тут же потонете в массе противоречий.
Попытаюсь зафачить максимально объективно, хотя FAQа, как такового не будет.
Итак, первый вопрос, который все задают это "Что же такое сатанизм?". Есть ли ответ? Без сомнения. Вам какой больше нравится? У меня их, как минимум, десяток. Вот примеры:
Крайний индивидуализм.
Инвольтация к эгрегору Сатаны.
Поклонение Сатане.
Отход от догм веры истинной.
Оккультизм ориентированный на работу с темными силами.
Иные из вариантов друг другу не мешают, а иные противоречат. Например - сложно быть индивидуалистом и поклоняться Сатане одновременно, хотя я встречал отдельных личностей, которым, по их словам, это удается, так что нет приделов совершенству. Тем не менее, четкого ответа это дать не может. Дело в том, что у сатанизма нет догмы. Ну так получилось, что у религий есть пророки и боги, у философских школ есть основатели, а вот сатанизм этого лишен. Сам термин достаточно стар, но использовался скорее, как обвинение, или оскорбление, нежели чем название конкретного философского или религиозного течения. То тут, то там, появлялись различные религиозные группы, которые в качестве объекта поклонения выбирали Сатану. Но за исключением некоторых течений гностиков они были достаточно малочисленны и разобщены. Да, и в большинстве случаев, достаточно быстро уничтожались, так что никакого наследия, которое можно было бы вознести в разряд сатанинского догмата они не оставили. С люциферианами-гностиками несколько иная ситуация, но они, веря в то что Люцифер является добрым богом, в отличие от тирана Адоная, не очень то признают имя "Сатана" - "противник", "обвинитель". Да и само люциферианство имеет массу направлений, порой весьма различающихся между собой.
В наше время появилось несколько работ, претендующих на описание некоторых сатанинских истин. Работы А. Ш. ЛаВея, в первую очередь его "Сатанинская библия", "Princeps Omnium" Warrax"a и Olegerna"а, работы В. Скавра наиболее известная из которых "Maledictum" и несколько других книг различных авторов. Но и тут возникает загвоздки - первая, эти книги слишком молоды и никак не могут претендовать на догму. Вторая - они зачастую противоречат друг другу, что ясности в сатанизм не вносит. Соответственно у каждой "истины" появляется ряд последователей, которые с пеной у рта начинают доказывать себе и окружающим, что их сатанизм сатаничнее. Иные течения смешиваются, иные расходятся, раскалываются возникают новые и т.д. Идет броуновское движение, но ясности не прибавляется.
Так что ответ на вопрос что такое сатанизм весьма прост - каждый решает для себя сам, что понимать под этим термином, так как монополии на этот термин нет ни у кого.
Warrax, автор самого объемного FAQа по сатанизму, который я встречал, предлагает поинтересоваться на тему того что такое сатанизм у самих сатанистов. Но тут возникает второй вопрос - а кто же такие сатанисты? Логично предположить, что сатанисты - это последователи сатанизма. Но так как четкого определения у сатанизма нет, то попробуй отыщи его последователей. Собственно, сколько разновидностей сатанизма, столько и видов сатанистов. Более того, среди тех, кто называет себя сатанистами в ходу поговорка "Сколько сатанистов, столько и сатанизмов". Получается, что получить четкое определение сатанизма от сатаниста мы не можем, так как не можем с уверенность сказать сатанист ли это. Понятно, что представители традиционных религий будут называть "сатанистами", всех представителей других концепций - жрецы бизнес делают, паству пугают. Вообще, учитывая, как я писал выше, что у сатанизма четкого определения нет, и каждый решает для себя сам, что есть сатанизм, жрецы здесь по-своему правы. Но все таки, лучше поговорить о тех, кто сам себя считает сатанистом. А разновидностей оных много - это и религиозные дьяволопоклонники, и индивидуалисты-атеисты, и любители блэк-металла, и оккультисты, и юнгинианцы вкупе с социониками. И что характерно, практически все они считают себя "истинными" сатанистами, а все другие течения - ложными и неверными. Споры на эту тему ведутся давно и яростно. Было бы народу побольше, давно бы религиозные войны начались, а так дальше пары убийств за несколько лет по всему миру, дело не заходило. Хотя и драка то на этой почве - нонсенс, в основном все взаимными оскорблениями ограничивается.
Логично было бы поискать некий стержень сатанизма, думаю, мало кто поспорит с тем, что этим стержнем будет непосредственно Сатана. Но и это не внесет ясности, так как мы не можем сказать, кто или что есть Сатана? Самая примитивная позиция описывает его как божество, злое ли, доброе ли, не важно. Но, проще всего взирать на Сатану, как на объект веры. Просто то оно просто, но простота не является залогом успеха в данном вопросе. Если подходить к этой проблеме с точки зрения здравого скептицизма, то Сатана-божество не выдерживает никакой критики, равно, как и все остальные божества, а может быть, и большей мере. Вера, это вера, она не зиждется на знании, она основывается лишь на откровениях, а достоверность откровения проверить невозможно. Поэтому Сатана-личность, может удовлетворить лишь тех, кто настроен на веру. Но даже тут, будут проблемы - откровения зачастую противоречат друг другу, и выяснить какое откровение вернее не представляется ни какой возможности.
Предпринимались попытки отыскать Сатану, как элемент сознательного, и как элемент бессознательного. Если говорить о сознательной составляющей, то тут уместен термин "концепт" - т.е. то что думаю люди. В данном случае, нас интересует, что думаю люди о Сатане, не столь о его природе, сколько о его качествах. Этот вопрос хорошо освещен в многотомном труде Бертрана Рассела. Но концепт, имеет свойство меняться, притом весьма динамично, как во времени, так и в пространстве. Представления о Сатане - бог противнике, меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, и схожих черт тут весьма и весьма мало. Мы не можем увидеть истинный лик Сатаны в массе легенд и сказаний о нем, мы видим лишь искаженные отражения, и мы даже не можем с уверенностью сказать - есть ли он, этот истинный лик?
Если нельзя получить ответ в области сознания, то возможно он находится в области бессознательного? Warrax и Olegern предприняли такую попытку в своей книги "Princeps Omnium", где основываясь на юнгинианском психоанализе и различных легендах, они постарались выделить архетип Сатаны. На мой взгляд, книга получилась весьма слабой, мы с Advocatus Diaboli, уже подвергли ее некоторой критике в статье "Архетип Сатаны, в поисках призрака". Поэтому я приведу основные тезисы против Сатаны-архетипа:
- Сомнительно само существование архетипа Сатаны, как такового, так как все функции которые авторы РО, приписывали ему, легко попадают под влияние других архетипов.
- Исследование архетипа крайне затруднительно, в виду его теоретической непознаваемости сознанием, которая, в частности, выражается в противоречивости заложенной в самом архетипе. Соответственно и философия сатанизма базирующаяся на элементах бессознательного не может быть четко сформулирована. Конечно, как предлогал Warrax, можно попытать выделить черты однозначно противоречащие, и однозначно соответствующие архетипу Сатаны, и отталкиваться от этой концепции. Но, опять таки, в виду внутренней противоречивости архетипов, одна и та же черта, может как соответствовать, так и противоречить одному и тому же архетипу.
- Весьма сомнительна сама теория Юнга об архетипах. Не стоит забывать, что официально, она так и не признана, не смотря на большое число последователей. Да и сам Юнг попадался на фальсификациях. Так что строить философско-религиозную систему на таком зыбком базисе весьма проблематично. С другой стороны, верующие строят свои системы вообще без базиса, но полагаю, что большая глупость других, не может служить оправданием для собственной глупости, пусть и меньшей.
Есть еще один вариант нахождения Сатаны - метафизический, с претензией на научность - теория эгрегоров. Подразумевается, что человеческие мысли и эмоции создают некие тонкие структуры, обладающие собственным подобием личности, определенной свободой воли, и силой, которую они могут проявлять в материальном мире. Теория, конечно, весьма интересна, но так же и весьма сомнительна. Я бы сказал, что она куда сомнительней той же теории Юнга, у которой все-таки есть довольно обширная эмпирическая база, и которая оперирует научной методологией. Теория эгрегоров же, не более чем попытка оккультистов придать наукообразность своим иррациональным вымыслам.
Так что убедительного Сатаны, мы не находим ни где. Без сомнения, общие черты, с которыми согласны все исследователи данного вопроса у Сатаны есть. Бунт, к примеру, Сатане свойственен всегда. Но, это и несколько других черт, лишь отражают свойства Сатаны, а не его суть. Поэтому, при желании можно выделить несколько объективных черт Сатаны - с которыми будут согласны, практически все, но выяснить его природу, мы по прежнему не в состоянии. Так что и на этот вопрос, каждый отвечает сам.
Первое с чем ассоциируется сатанизм у непосвященного человека - это мрачные ритуалы черной магии совмещенные с человеческими жертвоприношениями, поруганиями христианских символов и повальными оргиями.
Начнем с начала - с магии. Сатанинская магия существует, притом в нескольких вариантах. Например, есть псевдоисторические трактаты "Красная книга Дагона" и "Тайны червя" - описывающие ритуалы включающие в себя человеческие жертвоприношения, вызовы демонов в материальном воплощении и т.п. Однако при чуть более внимательном взгляде на эти гримуары, становится ясно что написаны они весьма малообразованными людьми. К примеру в "Тайнах червя" указывается что в Европе до крещения повсеместно присутствовали культы поклонения именно Сатане (а не языческим богам) принесенные римлянами, что является практически новым словом в истории религий. В "Красной же книге Дагона" сказано, что граф Дракула был известным чернокнижником, и якобы, ритуалы описанные там, практиковались Дракулой лично. При этом нет никаких исторических свидетельств увлечения Влада Тепеша колдовством, более того, известно, что Тепеш несколько лет провел в заключении так как отказывался отречься от православия.
Так что, учитывая историческую неверность этих книг, не стоит доверять и практикам описанным там.
Различные сатанинские группы, создают свои школы магии, как правило это ужасающая смесь кроулианства, руники, вудуизма, кабалы, ньюэйджевских практик, НПЛ и собственных фантазий. Все, естественно, под мрачным соусом а-ля жертвоприношения и ночные кладбища. Как правило данные колдуны - юнцы попавшие под очарование сатанинского имиджа, чья философия столь же нелепа, как и их ритуалы.
Существует такое направления сатанизма, как национал-сатанизм, ярчайшими его представителями является Orden of Nine Angles (ONA) "Орден девяти углов". Их идеология весьма экстремальна, призывает к насилию и ставит своей целью мировую национал-социалистическую революцию. Это вызвано тем, что ONA создан британским правым радикалом Ричардом Мьяттом, как один из инструментов привлечения молодежи в ряды нацистского движения. Естественно существует и магическая составляющая, содержащая весьма антуражные составляющие типа - оргий, поругания христианских символов, воззваний к демонам и Гитлеру. ONA имеют собственную колоду Таро, набор молитв и гимнов. Человеческие жертвоприношения так же включены в их ритуалику, но они могут быть заменены номинальными жертвоприношениями - когда за место жертвы приносится ее подобие, предполагается, что жертва в результате умрет. Так же жертвоприношение может быть осуществлено вне ритуала, т.е. убийство намеченной жертвы, например, в подворотне, так же является жертвоприношением. Стоит заметить, что согласно идеологии ONA, в жертву можно принести только человека попадающего под критерии недостойного жизни.
Самая распространенная на сегодняшний день система сатанинской магии - это система используемая Church of Satan (CoS) Церковью Сатаны, разработанная ее основателем Антоном Шандором ЛаВеем. В отличие от общественных представлений, жертвоприношения там исключены. Хотя, такие эффектные элементы, как алтарь в виде обнаженной женщины, заклинания на непонятном языке (в данном случае используется енохианский язык), использование мечей, фаллических символов и т.д. там широко используются. Согласно учению ЛаВея, главная цель ритуала - не столько осуществление желания, сколь избавление от него. Ритуал, здесь является, не столько магическим действом, сколько психодраммой.
Так же стоит заметить, что сатанизм совершенно не подразумевает магию, как обязательный элемент. Среди сатанистов достаточно много материалистов отвергающих оккультизм полностью.
О человеческих жертвоприношениях я уже говорил выше, но сейчас вернусь к этой теме. Время от времени, в прессе возникают сообщения о жертвоприношениях Сатане. Что характерно - таких происшествий крайне мало, но истерия нагнетаемая вокруг них, довольно сильна. Не стоит отрицать что Рамирез (серийный убийца из Лос-Анжелеса) и Аверин (убийца трех иноков на Оптиной пустони) имели в своих действиях некий "сатанинский" подтекст. Рамирез, заставлял своих жертв говорить "Я люблю Сатану", а Аверин нанес три шестерки на орудие убийства. Однако, оба они, как и большинство других сатанистов-убийц были людьми психически неуравновешенными. Не стоит забывать что количество убийств на религиозной почве, совершенных психопатами достаточно велико, и процент "сатанистов" среди подобных убийц значительно меньше чем процент тех же христиан. Широкую огласку получило убийство одного сатаниста в Вальпургиеву ночь (с 30.04 на 01.05) 2005-го года на Головинских прудах в Москве. Но, не смотря на желание прессы, никакой ритуаликой там и не пахло. Обычная пьяная драка, закончившаяся летальным исходом. Лишь то, что подрались сатанисты, дало повод для спекуляций на тему жертвоприношений. Интересно, сколько христиан, мусульман, тантристов и т.д. было убито в ту ночь по пьяной лавочке по всей стране?
Теперь о более грустном, мои личные наблюдения навели меня на следующую мысль, когда имеют место быть реальные регулярные жертвоприношения, органы делают все что бы не дать делу широкую огласку. Например мне доподлинно известно (я лично видел фотографии с нескольких мест проишествия) о серии ритуальных убийств в 2003-м году в Новосибирске. Убийца рисовал кровью жертв шестерки, и различные оккультные символы. Мне известно о шести жертвах, как сейчас обстоят дела я, к сожалению, не знаю. Примерно в тоже время, в Калининграде были обнаружены трупы со следами жертвоприношения по друидскому обряду - отрубленные кисти и стопы (хотя тут, конечно, сатанинский след маловероятен). Однако широко резонанса эти события не вызвали.
Из этого стоит сделать вывод, что сатанинские человеческие жертвоприношения, без сомнения, имеют место быть. Однако, то что выдается прессой за жертвоприношения, как правило оными не является. В то же время, факты реальных жертвоприношений, замалчиваются. Можно с уверенностью сказать, что эти факты не носят массовый характер, и являются скорее исключением, чем правилом, но отрицать их совсем невозможно.
Так же, сатанизм зачастую ассоциируется с откровенным антихристианством. Его часто считают "христианством наоборот", поэтому считается, что неотъемлемой частью сатанинских ритуалов является поругание христианских символов. Что ж, не без этого. Представление о сатанизме, как культе Дьявола - противника Христа, давно и прочно укрепились в общественном мнении, поэтому многие начинающие любители оккультизма, или просто скучающие оболтусы, начинают практиковать сатанизм отталкиваясь от установок взятых из христианских и родственных им источников. Логично, что христианам выгодно представлять сатанизм как исключительно антихристианство - вторичное по отношению к христианству явление. Учитывая, доминирующие позиции христианства, не удивительно, почему такой взгляд является наиболее распространенным среди обывателей. Соответственно, многие искатели острых впечатлений начинают практиковать сатанизм, как погромы кладбищ, чтение христианских молитв наоборот, поругание христианских символов, молитвы Сатане и т.п. Эти факты есть и их бессмысленно отрицать. Но бессмысленно отрицать и то, что подавляющие количество таких сатанистов - подростки, способные максимум на мелкое хулиганство. Из личной практики замечу, а я знаком в той или иной мере, практически со всеми известными в России сатанистами, что те, кто изначально придерживался вульгарно-антихристианского взгляда на сатанизм, в более зрелом возрасте, если остаются сатанистами, привносят в свою идеологию новые элементы, отказываясь от столь примитивного подхода.
Тем не менее, агрессивная неприязнь всего христианского свойственна практически всем сатанистким направлениям. Хотя, существуют сатанисты не ставящие христианство на какое-то особое место, а просто считающие его такой же религией как и все остальные, и не придающие большого значения христианской символике. Например - перевернутый крест, многими сатанистами не приемлем, как сатанинский символ, так как, по их мнению, подчеркивает вторичность сатанизма относительно христианства.
Ну и об оргиях. Скажем, без ложной скромности - сатанисты устраивают оргии. Ну может быть чуть почаще чем все остальные. Да некоторые ритуалы подразумевают секс, как парный так и групповой, но далеко не все сатанисты практикуют эти ритуалы. Оргии же бытовом уровне, без сомнения имеют место быть, но исключительно по желанию, в зависимости от вкусов участников. Учитывая, что большинство сатанинских течений, весьма положительно относятся к сексу, не только, как к грешному акту, но и как к естественному процессу ведущему к удовлетворению, секс в сатанинской среде мало табуирован. Поэтому нестандартные отношения, встречаются часто, но никакой обязаловки тут нет, каждый выбирает то, что ему нравится.
Частенько всплывают слухи, о международной сети сатанистов занимающейся торговлей наркотиками и прочими безобразиями. Вот тут можно сказать с уверенностью - полная чушь. Как указано выше - сатанизм это ни какое то единое течение, с жесткой догмой, а масса разобщенных групп, зачастую враждебных друг другу. Конечно, существуют те же CoS и ONA которые имеют своих последователей во многих странах мира. Но их члены, все равно крайне малочисленны и разобщены, для создания какой-либо мощной международной системы. К тому же CoS - легальная религиозная организация, а ONA настолько увлечены конспирацией, что члены одной ячейки не имеют никаких контактов с другой. Слухи о глобальном заговоре сатанистов, скорее всего, растут из представлений о масонах, имеющих весьма разветвленную сеть по всему миру и множество, достаточно влиятельных членов. Однако, масоны, не смотря на множество слухов, не являются сатанистами. Есть несколько отколовшихся от масонства лож, которые близки по своей идеологии к сатанизму. Например кроулианцы - Ordo Templi Orientis (Орден Восточных Тамплиеров) ОТО. Не смотря на то, что в их символике используется Бафомет и несколько других инфернальных символов, сами они, достаточно четко отмежевываются от сатанизма, да и многими сатанистами в серьез не воспринимаются.
Теперь можно поговорить, о том - кто же такой сатанист? Основную массу, тут, конечно представляют подростки-любители тяжелой музыки. Это люди увлеченные мрачной атрибутикой сатанизма, именно они, чаще всего свовершают акты вандализма. Как правило это увлечение проходит когда проходит юность.
Тем не менее существуют и вполне зрелые сатанисты, представляющие практически все возрастные и социальные группы. Среди них есть как и представители творческих, так и технических профессий. Достаточно много сатанистов среди журналистов, профессиональных магов, программистов. Есть как и бедные, так и вполне обеспеченные люди, есть и законопослушные граждане, есть и криминальные элементы. В общем, среднестатистический сатанист мало чем отличается положением в обществе, от кого либо другого. Единственное, что могу заметить - процент людей с высшем образованием, среди взрослых сатанистов очень высок. И именно эти люди (или нелюди, как многие из них предпочитают себя именовать) и являют костяк сатанизма, а не проходящие персонажи, для которых сатанизм лишь форма подросткового бунта. А вот представления о сатанизме, у них весьма разнообразны. Но это уже другая история