Аннотация: Отзывы на пару рассказов, позднее будет больше)
Прочитала несколько рассказов на конкурсе и поняла, что парой слов тут все же не обойдется. А так как кандидатов на прочтение становится все больше, решила отзывы дать отдельной темой.
Много говорилось о том, что текст скучен, нечитаем, написан канцелярским языком и т.д. И все же я прочитала. Знаю этого автора, как умного собеседника и въедливого (прошу прощения за такое слово) критика, уважаю настолько, что согласна-таки осилить его конкурсный рассказ и высказать свое мнение (если оно хоть немного будет положительным) или придержать (если оно таковым не будет). Так вот, как видите, высказываюсь.
Проблема, на мой взгляд, не в рассказе, который является не столь уж и плохим, а в его разбивке. Автор на самое начало оставил самое скучное. Продираясь через дебри космического боя (может, кому оно интересно, но я в эту категорию не вхожу), которые, может, сами по себе и неплохи, но... увы, по мне излишне суховаты и лишены положенного (я так думаю) в этом случае драйва, я все хотела сказать автору пару недобрых слов... по этому поводу. Большинство людей все же хотят читать о людях, а не о машинах. Хотят, чтобы там был герой, которому можно было бы сопереживать, а не "хроники с поля боя". Да еще и выдуманного автором боя. Но... я не мужчина, мужчины могут думать иначе. Мне подавай конкретного человека и конкретные его проблемы, чего в начале нету...
Уже боялась, что так и будет весь рассказ, но.... Бой закончился, появился герой. Вы знаете, с этого момента для меня, как читателя, начался рассказ. Появился к тексту интерес, неожиданно яркий интерес. О как... автор умеет и портреты психологические рисовать, и картинку подавать неплохо и даже текстом заинтересовывать. Появился эффект сопричастия происходящему. Я заинтересовалась. Меня втянуло. Закончила читать и поняла, что текст не лишен идеи, заставляет задуматься. Что бой все не выкинешь и он тексту был очень нужен. Единственное, что фальшанула для меня, слегка показалась натянутой концовка. Чуточку глубже надо было, чуть больше, имхо, эмоций. Но в целом... сделать бы другим начало, придумать бы другую, более цепляющую, подачу космического боя, и была бы для меня конфетка. А так... не все могут быть такими упрямыми, как я, и добраться до самого вкусного.
Этот рассказ скорее хвалят, чем ругают, ругают, судя по всему, скорее за идейность. Забавно, идею лично я, как читатель, там нашла. Может, не ту, что вкладывал автор... с меня станется, но само такое разграничение мира, в котором погрузились люди и другого мира мне понравилась и показалась близкой. Не? Представьте себе парня за компом. На окнах - решетки, на дверях - замки, рядом мамочка, которая заботится, чтобы он кушал вовремя, в компьютере игрушки и виртуальный мир и... больше ему ничего не надо. А за окнами... эльфы. Ой. Остальной мир. Но кому нужен этот мир? Он отгородился. У него чудовища по рвам, у него развлекаловка дома, у него некоторая наивность в крови. Ему не надо взрослеть, все за него решает... мама. В данном случае - начальство.
А ведь человека заставляет начать взрослеть многое. Иногда жизнь, которая бьет и больно по плечам (когда надо оставить комп и идти-таки работать), а иногда и вот такой эльфик... который заставляет понять, что что-то ты в жизни все же упустил... и заинтересоваться вот той, другой жизнью за окном, оставить комп и открыть для себя, что реальность все же интереснее. На тему дня и жизненно.
С другой стороны - сместить бы автору чуточку, акценты, чтобы эта идея была бы как на ладони и понятна большему количеству читателей. Да, было бы в лоб, но некоторые заострение пошло бы, имхо, рассказу на пользу и автора бы избавила от непонятости. Потому что в данный момент текст, объективно говоря, все же может быть непонятым, в нем много всего, большей частью вкусного, оттого и запоминающегося, а сама идея все же ярко не выделена, теряется за этим вот "много". Но в целом... я социалку люблю, большей частью понимаю и принимаю достаточно легко, потому и такие рассказы съем всегда с удовольствием.
Текст явное и ярко выраженное "не мое". В принципе, я и "Алису в стране чудес не люблю", так что автору незачем этим заморачиваться. Однако прочиталось и достаточно хорошо, из-за врожденной авторской вредности (по большой дружбе употребляю это слово) и ироничности. Вот эту бы ироничность развить в нечто большее, заодно и наблюдательность, было бы (для меня) интереснее на порядок. Однако автор выбрал такую форму и этой формы и будем держаться.
Имеем три истории, которые очень четко и очень мило в конце укладываются в общую картинку. Имеем сказочность, нереальность, за которой, тем не менее, проскальзывает узнаваемый наш мир (за что автору плюс, в сказке так быть и должно). Забавно, к примеру, как за маской шута мило раскрываются проблемы и тараканы творческого человека. Я такое люблю, но все же в трехмерном пространстве, а не двумерном. Имеем "эффект игры" легкой "плоскости" во время прочтения, который в конце оказывается верным. Автор того и добивался, автор молодец.
А в общем? Автор ведет нас по своему странному, несколько нелепому миру (это скорее комплимент был), по ходу высмеивая и углубляя некоторые недостатки нашего (хороший ход, кстати, хорошо работает при такой "двумерности"), и в конце лишает читателя законного, сказочного хэппи-энда. Или не лишает? В общем, странная история. Необычная это точно. Я не очень люблю такой подход к тексту, но точно знаю, что свой читатель на него найдется.
Пойду еще какую жертву поищу... пока есть несколько претендентов, думаю, завтра в дороге я с ними управлюсь)))
Автор, которого вокруг все хвалят, а я все никак оценить не могу. Пару раз пыталась, пару раз не выходило. Увидела имя на данном конкурсе, решила прочитать.
Двоякое впечатление. Образный ряд действительно впечатляет. Язык, на мой взгляд, хороший, эмоциональный, но сложный на грани. Разберешь на винтики - отлично, в целом все же слегка мешает. Головой надо работать, чтобы разобрать именно образы, а не думать над идеей, этого я в тексте не люблю.
При всем вышесказанном я оценила бы текст на отлично, но есть одно но... подача. Не самого текста, а информации. Несколько раз я плыла именно на смысле, потом, чуть позднее, выяснялось, что автор хотел сказать - несколькими абзацами позднее. Да, объясняловки в фантастике это нонсенс, которых автор должен всеми силами избегать, маскировать, вплетать в действие. Есть куча способов, как это сделать - более или менее 'бородатые', но автор не использовал ни одного, что вообще-то не есть гуд. Если только это был бы прием, чтобы заинтриговать читателя, заставить попытаться разобраться в загадке, но и приема здесь я не нашла. Здесь было - читатель должен догадаться вслед за автором, но, видимо, я не слишком сообразительный читатель и то, что 'собачка' может принимать любую форму, мне надо было сказать все же в лоб. Или объяснить как-то иначе. Побольше уделить именно особенностям этого существа, получше их обыграть, дать чуть больше картинки, чтобы это все не было так... сконцентрировано. Да, концентрация текста очень высокая. При сложности восприятия из разряда - не успеешь въехать в одно, как начинается другое. Слишком крепкий напиток... когда пьянеешь раньше, чем успеваешь оценить его вкус и аромат.
Помимо этого очень хотелось бы знать, но автор опять же не сказал, что именно сказала жена мужу, что тот так сильно обиделся.
В общем, до обидного много недосказанностей. Прочитала и поняла, что для полного понимания мне этого мало.
Еще один знакомый автор на конкурсе, которого я не могу обойти вниманием.
Наверное, именно так я понимаю классическую НФ, так, как она подана в этом произведении. Именно чем-то похожим, на мой взгляд, были полны когда-то журналы, по крайней мере, повеяло ностальгией. С другой стороны, увы, именно начитавшись когда-то в журналах таких рассказов я НФ а) невзлюбила б) решила, что ничего такого никогда писать не буду. Лишь гораздо позднее изменила свое мнение, когда поняла, что бывает в фантастике и еще моя любимая социалка.
Но возвращаясь к тексту, потому что вышесказанное к нему отношения почти не имеет. Друзья собираются вместе, рассказывают друг другу интересные истории, которые так или иначе подействовали на их жизнь. Некоторые истории перекликаются... насколько они интересны для меня, как читателя? В принципе, если брать только сюжет, интересны. Если брать научную составляющую, то туда я не лезу, я там не разбираюсь, но рассказ из тех, где матчасть меня лично впечатляет. Автор явно в теме. Когда я вижу, что автор настолько в теме, я, начитавшись произведений молодых фантастов, которые воображают, что они фантасты, сразу преисполняюсь к автору искренним уважением. Оттого критиковать нечто подобное мне уже сложновато. Не мой уровень. Но... при всем моем уважении к автору, последнюю историю я все же поняла не до конца.
Нашла этот рассказ, потому что автор активный критик на конкурсе. Люблю активных критиков, частенько заглядываю, чего они там пишут.
Начнем с хорошего - рассказ мне понравился. В нем есть достаточно неплохая, на мой взгляд, идея, за который я бы автору поставила первый плюс. Второй плюс за эмоциональность текста. Очень сильно чувствуется. Потому это 'вкусно', за саму энергию текста можно автору сказать спасибо. Но... при все этом динамическим сценам, к примеру, той драке, слегка, имхо, не хватает того же драйва. Может, в таком жестком мире не хватает боли. Так же полное отсутствие описания, по сути все, что происходит, происходит внутри персонажей, очень мало что снаружи. Временами есть, но действительно мало. Мне не хватило именно картинки. Еще и мрачность, беспросветная, не знаю, в плюс это поставить, или в минус.
Но... главное, что меня покоробило...
Я думаю, что если бы автор не ходила бы в школу, как все нормальные дети, не знала бы автор, что такое 'треугольник'. Что такое 'треугольные зубы' - тем более. Потому и персонаж знать не может, и от его фокала автор употреблять такие слова, тем более, от столь глубокого, думаю, не может. С другой стороны автор может упереться, что все это разум, он, родимый, тогда откуда, в таком случае такая наивность персонажей, на грани животной жестокости? В общем, описания тут частенько не описания персонажей, хотя я понимаю, сознаю, что с такой подачи сложно описать штуку типа заброшенного небоскреба. Но... сложно это уже вопрос не ко мне, правда? Есть проблема, ищем решения. Автор нашла свое, но мне оно понравилось не совсем. Где-то так.
В общем я тут ругаюсь, но текст этот как раз неплох. Совсем неплох.
Продираясь через сплошные заумные диалоги я никак не ожидала, что дойду до любовной линии и психологии. Не, я, конечно, люблю приятные сюрпризы, а все же. Конец хороший. Лучше, чем весь рассказ, уж простите. Что еще хорошо? Разговоры робота с двумя людьми, которые не могли разобраться в своих чувствах. Остальное для меня ск-у-у-у-ушно. Подавать информацию в виде 'а давайте умный расскажет тупому' и в НФ, и в фэнтези, и вообще в фантастике это нонсенс. По мне неплохо хоть как-то повествование разнообразить. А у нас тут сплошняком умные люди обсуждают в умных диалогах умные вещи да таким языком временами, как будто с кафедры университета вещают.
Однако, поредить бы эти диалоги и сделать их, а вместе с ними и язык, местами более живым, сделать бы это менее сухим, разнообразить бы рассказ действием (и с каких это пор у нас и мужчины пишут вот так, нудно и ровно), заострить бы конфликты, которые в рассказе есть, и была бы конфетка. И если уж смотреть так, строго, то рассказ-то получился крепкий и с интересной развязкой, и с психологическими играми, и с хорошей, проглядывающей интригой. Все понятно, все наглядно. То, что не понятно, на сюжет не влияет, на понимание основой идеи - тем более. И даже с эффектом 'а все не так, как вы думали'. Но подача... о... подача все же местами, на мой взгляд, подкачала.