Алкар Дмитрий : другие произведения.

"Зороастр"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена первому В МИРЕ нефтетанкеру, созданному в РОССИИ. С уникальной историей и судьбой. Опубликована в одном из выпусков журнала "ТЭК России" за 2012 год.

  Россия всегда была в мейнстриме новых технологий в сфере логистики и добычи нефти, а также её производных в виде продуктов переработки, опережая все другие страны мира, включая США и Великобританию. В нашей стране во все времена уделялось повышенное внимание к этой области. Ещё во времена Российской Империи она была на острие модернизации и инновационного развития. Данный процесс не останавливался ни в девятнадцатом, ни двадцатом веках. Проиллюстрировать данное утверждение можно захватывающей историей первого в мире нефтяного танкера, построенного в 1877-1878 г.г.
  При этом, как ни покажется парадоксальным, гонка между США и Россией началась задолго до Фуллтоновской речи Черчилля, положившей начало Холодной Войне. Геополитически и геоэкономически она была лишь продолжением давно сложившейся ситуации. Ключевую роль в ней всегда играла нефтяная отрасль. Начиная с середины девятнадцатого века, Россия и США соперничали за право быть главной нефтяной державой мира. Поначалу колоссальное преимущество было у США: в начале 1870х гг. уже позапрошлого века, более четырех пятых мировой нефти добывалось именно в США.
  Россия же принимала ответные меры, её никогда не могло бы устроить положение США как нефтяной сверхдержавы. К началу 20 века Россия сделала рывок.
  Были исследованы считавшиеся тогда крупнейшими в мире Бакинские месторождения и начата разработка нефтепромыслов. Таким образом, Россия опередила США по объемам добычи. Началось соперничество с американскими компаниями на экспортных рынках, причем продавали тогда не сырую нефть, а, в первую очередь, нефтепродукт, наиболее актуальный для того времени, - керосин. Именно на торговле российским керосином поднялся будущий нефтяной гигант - компания "Шелл" (Shell).
  Для российского рывка были необходимы и передовые методы транспортировки нефти. Россия привлекла для этой работы известное на весь мир "Товарищество братьев Нобель". Которое в 1877 году заказало постройку первого в мире нефтяного танкера на Линдхольменской верфи, принадлежавшей, в то время, акционерному обществу Мотала Веркстад (AB Motala Verkstad), в крупном шведском промышленном центре Гётеборге. Уже в 1878 году судно было спущено на воду, получив название "Зороастр".
  Даже само название было подобрано с подчёркнутым символизмом. Он был назван в честь основателя зороастрийской религии, проповедовавшего, возможно, именно в районе Баку. Ведь основой древнейшей религии было поклонение открытому горящему огню. С точки зрения науки как того времени, так и современности - этим огнём были пылающие нефтяные озёра на территории Азербайджана, выходящие к поверхности. И созерцание этого огня и подтолкнуло древнего пророка к созданию новой религии, после чего его последователи начали выстраивать храмы вокруг выходов открытой нефти около современного Баку, постоянно поддерживая горение факелов.
  Тонкий намёк и аналогия на первенство в сфере работы с нефтью, таким образом, был недвусмысленно отправлен всем конкурентам России. Сам же танкер также впечатлял своими характеристиками для того времени, даже помимо того, что он был первым.
  Полностью металлический нефтеналивной пароход, из лучшей бессемеровской стали, грузоподъемностью 15 тысяч пудов, что в пересчёте на метрическую систему единиц составляет 242 тонны. Развивал скорость 10 узлов, что удовлетворяло критериям скорости доставки, даже с опережением требований того времени.
  Танкер долгие годы использовался и для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань.
  Несмотря на потрясения революции 1905-1907 г.г., негативно сказавшихся на бакинских нефтепромыслах, танкер продолжал успешно транспортировать нефть. Даже интервенция британских войск в Баку во время гражданской войны, ставившая своей целью захват ключевых российских нефтепромыслов, не сказалась на успешно построенной системе логистики.
  При советской власти танкер продолжал использоваться, являясь одной из артерий, поставлявшей через Каспий нефть на перерабатывающие заводы. По его образцу строились уже советские нефтеналивные корабли.
  Во времена Великой Отечественной Войны, герои-нефтяники продолжали поставлять "кровь войны" с Бакинских месторождений через Каспий для фронта и тыла. "Зороастр" также продолжал функционировать, поставляя нефть практически на передовую, вблизи линии фронта, где нефтеперерабатывающие заводы, которые, в свою очередь, тут же отправляли топливо для частей Красной Армии. Успешно поставленная логистика позволяла механизированным и танковым дивизиям, в самые сложные периоды 1942 года, не испытывать недостатка в ГСМ, в отличие от частей немецко-фашистских захватчиков. Нефтяной же путь с Бакинских месторождений и через Каспий - был своеобразной "дорогой нефтяной жизни", после того, как северокавказские месторождения не могли успешно функционировать из-за атак передовых частей врага.
  Танкер закончил свой трудовой и героический путь в 1948 году, уже после Великой Отечественной Войны. Срок его эксплуатации составил целых семьдесят лет - гигантская цифра! Особенно с учётом того, что он эксплуатировался в столь непростые времена потрясений и Великой Отечественной Войны.
  Но даже его вывод из функционирования был уникальным. Советские нефтяники приняли "эстафетную палочку" инноваций, затопив "Зороастр" у Апшеро́нского полуо́строва, на западном берегу Каспийского моря. Для создания уникального искусственного острова, с целью развития нефтедобычи на шельфе. Таким образом, первый нефтеналивной танкер стал началом первого в СССР, и во всём мире, искусственного острова, на основе каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря, созданного для разработки нефти. С тех пор, данная область, ранее называвшаяся "Чёрные Камни", получила название "Нефтяные Камни".
  Сооружение комплекса "Нефтяные Камни" произошло уже в 1949 году. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов.
  Нефтяные Камни числится в списке Книги Рекордов Гиннеса, как старейшая, и, соответственно, первая в мире, морская нефтяная платформа.
  Такова была история "Зороастра", которой российская нефтяная промышленность может гордиться по праву. И продолжать уникальные и передовые разработки в сфере добычи и транспортировки нефти и нефтепродукта, освящённые уже двухвековой традицией успехов на передовом крае инноваций.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"