|
|
||
Ну там это... Авторские права и интеллектуальная собственность. Киев основали евреи. Славяно-евреи (кенааним). |
Дело в том, что данное письмо даёт очень важное подтверждение в виде исторического источника для выкладок по вопросу Киева (Куябы) в целом. Киевское письмо же было рассмотрено мною по данной историографии в предыдущем параграфе.
В историографии существует две теории, касающиеся этого вопроса. Одна, общепринятая в отечественной историографии. Вторая - принятая в зарубежной (США, Великобритания, Израиль, Украина). Она варьируется степенью "радикальности" по сравнению с общепринятой в нашей историографии.
Одним из первых авторов-основополжников ведущей зарубежной концепции историографии был Джордж Вернадский (сын выдающегося ученого В.И.Вернадского), эмигрировавший в США и занявший там заметное место среди ведущих исторических авторитетов. По его версии, Киев был основан хазарами в 840 году и назван по имени Куйа - начальника хорезмийской гвардии хазарского царя.
По отечественной теории основание Киева приписывается легендарному князю полян Кию, в некоторых работах Напр., по: "Начало русской историографии" М. Н. Тихомирова, 1960 г. Кий признан реальным лицом из славянского племени и резко "удревлён" - помещен - как и основание Киева - в V-VI век. Эта точка зрения была в СССР признана официальной, результатом чего стало пышное празднование в 1982 году 1500-летие Киева. Однако, известно, что Кий и его братья Щек и Хорив впервые упомянуты как основатели Киева в "Повести временных лет" и являются героями мифологического эпоса восточных славян.
При этом ряд учёных, в том числе проф. М. И. Артамонов, отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии. Напр., по: Топоров В. Н. "Об иранском элементе в русской духовной культуре", 1989
По западной теории, представленной, например, в исследованиях Омельяна Прицака, указывается что на основе анализа древнерусских источников и трудов ал-Масуди (арабского литератора, историка и географа X в.) Киев, как город и поляне с левого берега Днепра, как клан Кия, связаны с хазарами, а имя Кий (Kuya) является хорезмийским, относящимся к восточноиранским языкам. Носитель этого имени, согласно этим источникам, был хазарским вазиром (военачальником). Голб Н, Прицак О. Хазарское-еврейские документы X века. Иерусалим: Гешарим, 2003. с. 75.
Возникновение Киева относится ими к началу VIII в., когда эти места были подвластны хазарам, а населяли их тюркские, иранские и славянские племена. Указывается, что русы начали проникать в хазарский Киев лишь в 910-х гг. Голб Н, Прицак О. Хазарское-еврейские документы X века. Иерусалим: Гешарим, 2003. с. 86-91.
Конкретнее теория заключается в то время по Днепру проходила западная хазарская граница, Голб Н, Прицак О. Хазарское-еврейские документы X века. Иерусалим: Гешарим, 2003. с. 42. и Киев был заложен как хазарский гарнизонный город (крепость). Регулярная хазарская наёмная армия, защищавшая западную и северную границы, была, как известно, укомплетована мусульманами восточноиранского происхождения. Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с. 140.
Город же был населен во многом представителями именно еврейской (иудейской) торговой общины, численность которой, вполне вероятно достигала в нем 8000 человек. Pritsak O. The Pre-Ashkenazic Jews of Eastern Europe in Relation to the Khazars, the Rus and the Lithuanians. Edmonton, 1988. p. 6-7. Появление, установка подлинности и исследование "Киевского письма" вносит существенный вклад в признание верности данной теории. Всё это ставит под сомнение существующую версию об основании города Киева славянами или варягами (русами). О русах летописец рассказывает: два боярина знаменитого Рюрика - Аскольд и Дир, отпросились у него в Грецию и отправились с родом своим к Царьграду (Константинополю), пошли по Днепру и увидели городок на горе. Жители им сказали, что город называется Киев и они платят дань хазарам. Городок боярам понравился, они там остались, стали предводителями довольно многочисленной "шайки" и летом 860 года (дата из византийских источников) предприняли грабительский поход на Константинополь.
Между тем, ряд историков высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец.
Очевидной и существенной для обоснования решения проблемы в пользу иудейско-хазарского основания Киева является, отмеченное ещё в 1924 г. Г.М. Барацем, совпадение имени Хорев с наименованием библейской горы Синай в Синайской пустыне, на которой Моисею явился Б-г в пламени горящего тернового куста ("неопалимая купина"), о которой в Торе сказано: "А Моше пас скот тестя своего Итро, правителя Мидьяна, и погнал он скот на ту сторону пустыни, и дошёл до горы Всесильного, до Хорева". Тора: "Исх. 3 : 1". Это позволяет допустить, что имя киевской горы "Хоревица" возникло ещё в дохристианский период. Оно было перенесено еврейско-хазарской общиной с известных ей легендарных топонимов на киевские реалии, а славянские жители Киева сохранили это название. Древнее имя Киева "Самбатас", которое находим у Константина Багрянородного в трактате "Об управлении империей", также происходит от еврейско-хазарского корня и восходит к названию реки Самбатион. "Субботней" рекой называют реку талмудических легенд: эта река на краю ойкумены в субботний день пребывает в покое, а на берегу её проживает праведная еврейская община. Окраинное положение киевской общины, видимо, способствовало такому наименованию. Окончательная форма названия этого города - Kuyaba - встречается в первой половине X в. Голб Н, Прицак О. Хазарское-еврейские документы X века. Иерусалим: Гешарим, 2003. с. 75.
Наиболее известным отечественным исследователем, как пишут зарубежные историки, рассматриваемые мной, занимавшимся этим вопросом, с точки зрения совмещения и критического анализа всех трех теорий является А.А. Горский, который рассматривал ряд документов, которыми оперируют западные и израильские исследователи, в частности - "Кембриджским документом". Голб Н, Прицак О. Хазарское-еврейские документы X века. Иерусалим: Гешарим, 2003. Приложение.
Отечественная версия широко представлена и отсылает ко всем классическим трудами историков. Если же брать другие версии, отличающиеся лишь величиной своей "радикальности", то по ним выходит, что царь (каган) русов в Куябе (Киеве) в текстах арабских географов (ал-Балхи) впервые упоминается около 920 года. Первый серьёзный конфликт хазар с русами произошёл около 913 г. и описан ал-Масуди. Ключевой фразой является окончание этой истории, где указывается: "тогда Русь была подчинена власти хазар". Отголоски сражений Хельгу с Песахом нашли отражение в русских былинах: битва великана Жидовина с древнерусскими богатырями.
В качестве аргумента в пользу принадлежности Киева уже в 10 веке к Хазарии эти исследователи относят "Кембриджский документ" ("Киевское письмо), которое я рассмотрю отдельно.
Т.о. следует заключение о том, что Киев продолжал оставаться городом, принадлежащим, или по крайней мере зависящим от Хазарии, как минимум до 930х г.г. Голб Н, Прицак О. Хазарское-еврейские документы X века. Иерусалим: Гешарим, 2003. с. 42.
Собственно единственным спорным вопросом среди исследователей данного направления является следующее: до какого именно десятилетия Киев оставался полностью под контролем Хазарии? Выдвигаются следующие датировки: 910 е г.г., 920 е г.г. и, самая распространенная - 930 е г.г. Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с. 140-150.
Соответственно, по этой теории до 965 года Древняя Русь продолжала быть самостоятельной политической единицей, но по-прежнему свою внешнюю политику согласовывала с хазарскими правителями. И, соответственно, в те времена - хазарские времена - в Киеве существовала большая иудейская община, которая имела обширные связи с единоверцами разных стран и славилась своей учёностью, а также определяла экономическое и политическое значение города. Pritsak O. The Pre-Ashkenazic Jews of Eastern Europe in Relation to the Khazars, the Rus and the Lithuanians. Edmonton, 1988. p. 7-9. Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с. 191. По: Барац Г.М. Собрание трудов по вопросу о еврейском элементе в русской письменности. Берлин; Париж, 1924-1927. Т. 1-2.
Любопытным подтверждением этого факта является и древний титул правителя Руси: Каган. Успенский Ф.И. История Византийской империи, т.3. М., Астрель, 2002. с. 400. Отсылающий историков к царскому титулу, принятому в Степи. Конкретнее, в тот момент лишь в Хазарском Каганате. Равный царскому титулу. Разрозненные упоминания об использовании древнерусскими князьями заимствованного у хазар титула "каган", засвидетельствованные в том числе и мусульманскими авторами, относятся и ко времени после крещения Руси, что говорит о прочности влияния хазарско-иудейской общины в Киеве. Golden P.B. The Question of the Rus Qaganate// Archivum Eurasie Medii Aevi 29 (1982). P. 77-97. Из чего возникает еще одна интересная концепция, рассматривая историками данного направления, говорящая о возможном существовании Руси Причерноморской, бывшей не просто во взаимовыгодном симбиозе с Хазарским Каганатом, но и изначально существовавшей с ним на равноправных началах с тесными связями друг с другом.
Принятие Русью христианства в 988 г. обусловило развитие Руси в русле византийской культурной традиции. Вместе с тем, как отмечалось выше, в Киеве проживала большая хазарско-еврейская община, которая активно участвовала в формировании городской жизни и оказала сильное ветхозаветное влияние на раннее русское христианство.
После разгрома Хазарского каганата иудеи, его населявшие, рассеялись по разным странам. Был у них один путь - в Крым. Был другой путь - на Кавказ. Третий путь - возможно, в Среднюю Азию, в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании, в городе Толедо: об их потомках упоминает в "Книге традиций" еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд. И был еще, конечно, путь к Киеву, где жили иудеи и до этого. Особенно, в рамках упоминаемых теорий. Русский историк восемнадцатого века В. Татищев, которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи, уверяет, что победитель хазар Святослав увел в полон, в Киев, большое количество хазар и расселил их по разным местам, - среди них, наверное, были и иудеи. Т.о. получается, что в Киеве соединились уже жившие там издревле иудеи и новая "волна", еще более усилив иудейскую общину в городе.
Иудеи приходили в Киев не только с востока или из Крыма и Кавказа, но и из европейских стран. Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи, которых арабские историки называют раданитами. Через этих раданитов шла основная торговля Европы с Азией. Сказано о них в "Книге путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи... На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран..." Раданиты везли товары разными путями, в том числе и через славянские страны, к хазарам в Итиль, а оттуда через Каспий - в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути, и в еврейских источниках этих купцов называли "голхей русия" - идущие в Русь.
Получается на территории Киевской Руси, и в частности Киева, иудеи из Европы и Хазарии пересекались. В Киеве было два особых квартала, один из которых назывался "Козары" ПВЛ, изд. Е.Ф. Карский, кол. 54, год 954., а другой - "Жидове". Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с. 177. Возле второго квартала находились одни из ворот города - Жидовские ворота, которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев, "Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими вороты". Иудеи в Киевской Руси составляли группу свободных людей, которые занимались транзитной торговлей, что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения, но жили преимущественно в городах, в особых кварталах. В. Татищев отмечал, что в Киеве даже существовала синагога, в которой иудеи заперлись во время смуты в 1113 году и выдержали осаду до прихода Владимира Мономоха. Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с. 176. Петрухин В. В.Н. Татищев о евреях в Древней Руси и современная историография // Вестник Еврейского университета в Москве. 2001. Љ5 (23) с. 7-20.
В русской летописи говорится, что в 986 году евреи из Хазарии Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с. 64-65. - "Жидове Козарстии" Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с. 142. - приехали к великому князю Владимиру, чтобы склонить его к принятию иудаизма. Барталь И., Кулик А. История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. Т.1. Иерусалим: Гешарим, 2010. с.192.
Положение иудеев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками из нижней части города - Подола в верхнюю его часть, где жили иудеи, за что они ему уплатили большие деньги. В конце одиннадцатого века число иудеев в Киеве увеличилось, несмотря на мор, голод, набеги половцев: очевидно, туда переселились иудеи из Центральной Европы, спасаясь от преследований крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к иудеям, но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев, громили не только бояр, но разгромили и иудейский квартал - в 1113 году: "Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского, идоша на Жиды и разграбиша". А в 1124 году был в Киеве большой пожар, и летопись отмечает, что выгорел почти весь город "и Жидове погореша".
Таким образом, данное письмо позволяет, по мнению историков этого направления, подтвердить вышеперечисленные утверждения касательно влияния, положения и взаимодействия со славяно-варяжским населением иудейской общины. А также позволяет подтвердить другой взгляд на основание и принадлежность города Киева (Куябы). По праву являясь одним из столпов данной историографии.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"