Объедков Борис Христофорович - заведующий кафедрой
Евсиков - местный донжуан
Никодимов - обычный преподаватель
Савина - энергичная дама
Дорожкина - столп общества
Кастелянша общежития
Уборщица
Студенты университета:
Пашка Петров - староста группы
Дмитрий Малинин - топ-модель
Анна Скорик- любовница Малинина
Краснов - спортсмен
Парень с бейсбольной битой
Парень с монтировкой
Священник
Ангел
Демон
Рассказчик (за сценой)
Статисты:
- студенты университета
- женщины - покупательницы универмага
- прихожане церкви
- банда подростков
Акт 1
Пролог
Голос рассказчика: Порой, теряя близкого человека, мы виним себя, что не смогли его уберечь. Мы постоянно копаемся в прошлом, ищем в нем воспоминания о невольно нанесенных обидах, сожалеем о каждом неосторожном слове. Порой думаем, что будь мы рядом, ничего плохого бы не случилось. Только исправить уже ничего нельзя.
Однако жизнь порой заставляет почувствовать это дважды.
Сцена 1
Квартира Веры в Москве. На стене висит фотография жизнерадостного голубоглазого парня лет двадцати с открытой добродушной улыбкой в траурной рамке. На полу маленькой уютной комнаты стоит раскрытый чемодан. Вера укладывает в него блузки и юбки. На табуретке сидит соседка Зина.
Зина: Все-таки уезжаешь? Ну, куда, куда ты поедешь? Только сердце себе надорвешь и рану разбередишь. Василия уже не вернуть. Я понимаю: единственный сын и надежда, но как-то жить ведь надо. И после смерти детей матери живут - не ты первая.
Вера спотыкается и приглушенно стонет.
Зина: Ну, послушай, приедешь ты и что?! Васи там нет, будешь ходить и целовать камни на дороге в надежде, что это те самые, на которые он наступал, когда был еще жив?
Вера прижимает к груди фотографию в рамке, которую она сняла со стены.
Вера: Да, буду целовать! Не приставай ко мне. Конечно, ты права и все вы правы, кто говорит правильные слова, но жить здесь я больше не могу. Все смотрю на эту фотографию его на берегу, где он так беззаботно смеется и... (теребит воротник платья)
...прости, снова слезы подступают. Я должна, понимаешь должна найти это место. Там его видели в последний раз...
Она с нежностью гладит фотографию и бережно укладывает ее поверх остальных вещей.
Зина: А делать ты там что будешь, когда деньги закончатся. Счета в швейцарском банке, насколько я знаю, у тебя нет, так что твоих сбережений и на полгода не хватит.
Вера: Ох, с этим все нормально. (вытирая слезы) Мне обещали работу в Васином университете. Буду "Материаловедение" преподавать студентам. Может, кто из них мне и про сына что-нибудь расскажет... У него были две такие приметные родинки на шее...
Сцена 2
Зал ожидания на вокзале. Периодически диспетчер объявляет о прибытии или отправлении поездов. Вера в обнимку с чемоданом сидит и дремлет в ожидании своего поезда. Рядом на соседнем кресле спит маленькая худенькая бабушка. Она просыпается, когда чемодан Веры съезжает на ее колени.
Вера: Простите, я Вас побеспокоила и разбудила. Выдохлась: целый день на ногах, вот и отключилась на минуту - чемодан не удержала.
Бабушка: Ничего страшного. Только что же ты не поставишь его на пол? Ведь тяжело держать, поди.
Вера: Я не могу - там важные для меня вещи.
Бабушка: Вещи из прошлого? Если так крепко держаться за него, и будущее не наступит.
Вера: Я бы не возражала остаться в прошлом, оно было очень счастливым. Впереди пока только тьма.
Бабушка: Потеряла кого: мужа или ребенка?
Вера: Сына нет больше...
Бабушка: Ох, ты бедная! Меня Бог миловал - все дети живы, только вот из всей нашей семьи я одна осталась. Было 5 меньших братьев, 2 сестры старшие, а еду сейчас на похороны - последний брат помер. Вчера думала: и мне пора...зажилась, а сегодня одумалась - я внучатам еще нужна. Кто их уму-разуму научит?
Сцена 3
Главный корпус инженерно-педагогического университета. Из дверей корпуса выходит Вера с чемоданом. Ее сопровождает подтянутый зам. декана Соболев Денис Васильевич.
Соболев: Так что Вы не переживайте - студенты у нас добросовестные и тихие - еще никого не съели. Будут проблемы, смело обращайтесь ко мне. Вы где устроились?
Вера: Пока нигде.
Соболев: Мы это быстро поправим. Пока поживете в нашем общежитии: там есть прекрасные гостевые комнаты. Оплата для сотрудников вполне приемлемая. По этой дороге пройдете до перекрестка и там направо идти, пока не упретесь в 2-х этажное строение. Это общежитие и есть. Сошлетесь на меня - скажете: "Соболев очень просил помочь". Всего доброго. Приятно было познакомиться.
Они тепло прощаются друг с другом. Соболев протягивает Вере свою визитку. Он останавливает пробегающего мимо парня в спортивном костюме (Краснова).
Соболев: Краснов стойте! У меня к Вам просьба заменить одно упражнение другим. Это наша новая преподавательница и ей нужно помочь с чемоданами. Будет у Вас пробежка с отягощением.
Краснов: Да не вопрос Денис Васильевич. Конечно, поможем.
Соболев: Желаю комфортно устроиться на новом месте. Вынужден Вас покинуть - дела. Зам. декана по воспитательной работе - должность собачья: ни выходных, ни отпуска нормального. Если на собственных парах я уважаемый профессор, то в остальное время простой работяга, слуга двум тысячам господ.
Вера: Спасибо Вам за все. Как только обживусь, жду в гости с супругой - отметим новоселье.
Вера отдает спортсмену свой чемодан и направляется вдогонку, едва поспевая за его широкими быстрыми шагами.
Сцена 4
Комната Веры в общежитии.
Кастелянша: Так Вы к нам учить наших оболтусов приехали. Неужели, правда, из самой Москвы? Чудеса! Наши только о столице и мечтают, а Вы сами обратно. Чудеса! Может, ждет Вас кто тут?
Вера: К сожалению, не ждет, хотя я бы очень хотела...
Ее голос срывается. Чтобы не показать слезы, Вера с усилием кашляет и вытирает губы, а затем и глаза платком.
Кастелянша: Да темны дела твои Господи... Ну, поживем - увидим.
Вера с видимым усилием обращается к ней снова.
Вера: Вы, наверное, тут выросли. Не знаете, где здесь хороший пляж? Чтобы место тихое было: скалы по бокам и песчаный берег.
Кастелянша: Нет, я кроме общежития и рынка нигде не бываю - некогда. Да и не местная я - сама с мужем сюда только в прошлом году перебралась. А пляжи: не до пляжей мне - ребенка надо на ноги поднимать. Скоро и он поступать будет. Так что Вы там его потом не сильно мучайте.
Вера: Конечно, я никого мучить не стану.
Вера отворачивается и начинает застилать кровать.
Кастелянша: Да, темны дела твои Господи.
Она прощается и, подхватив пачку белья, уходит. Вера разбирает вещи достает из чемодана фотографию сына и ставит ее на письменный стол. Вера заваривает чай, садится на кровать и рассеянно дергает за ниточку чайного пакетика. Потом отставляет кружку от себя и берет в руки фотографию. Она с любовью гладит изображение сына по шее.
Вера: Вот я и приехала сынок. Что же ты меня не встречаешь?
По ее лицу катятся слезы. Потом она добавляет.
Вера: Я обязательно найду тех, кто помнит тебя (гладит изображение), твою лохматую шевелюру и 2 родинки на шее.
Сцена 5
Кабинет заведующего кафедрой. В центре стоит длинный стол, за которым сидят сотрудники кафедры и делятся последними новостями.
Савина: Анталия в этом году просто забита отдыхающими из России. Куда не пойдешь - всюду русская речь. Не понимаю, зачем платить столько денег, чтобы оказаться в рязанском филиале.
Дорожкина: И до тебя дошло, наконец! Наш берег ничем не хуже, можно и безлюдное место отыскать. Кстати даром!
Евсиков: А я в Турцию езжу, чтобы отдохнуть от надоевших лиц тещи и супруги. Чем дальше от нашего берега, тем лучше.
Дорожкина: А не боишься, что приедешь и найдешь дома нового "квартиранта"?
Евсиков: Я бы с радостью, была бы причина развестись и разъехаться.
Никодимов: А тебя они разве не ревнуют? Ты ведь не только по курортам разъезжаешь, но и на диплом подбираешь одних блондинок.
Евсиков: Представляете, не ревнуют. Они смотрят на меня как на любимое домашнее животное и готовы удовлетворять все мои капризы.
Никодимов: Повезло же тебе! Теща-миллионерша и у жены бизнес процветает, можешь вообще не работать.
Евсиков: Да, только порой и золотая клетка маловата бывает.
Входит заведующий кафедрой Объедков Борис Христофорович вместе с Верой.
Объедков: Позвольте представить Вам нашу новую сотрудницу Алексееву Веру Федоровну. Она к нам из самой Москвы переехала.
Женщины удивленно вскидывают брови. Мужчины пристально разглядывают ее фигуру.
Объедков: Садитесь, пожалуйста, чувствуйте себя как дома. У нас коллектив небольшой, но очень дружный. Любой с удовольствием окажет Вам помощь.
Евсиков: Особенно в поиске счастья в личной жизни.
Заведующий шутливо грозит ему пальцем.
Объедков: Итак, сегодня на повестке дня подготовка кафедры к новому учебному году.
Сцена 6
Комната Веры в общежитии. Вера набирает номер Зины.
Вера: Алло, это Вера. Зина, как дела?
Зина: (за кадром) Нормально, а как ты, как коллеги по работе? Женщины тебя возненавидели? А мужчины, есть интересные экземпляры? Клеились к тебе?
Вера: Кто о чем, а больной о самом насущном! Хотя ты права - все так и было!
Зина: Что ты хочешь - провинция! Ты поменьше при них вспоминай Москву, не нарывайся. Иначе заклюют как белую ворону.
Вера: Хорошо, но я и не собиралась красоваться: на первую встречу самое простое платье надела.
Зина: Вот-вот, так и поступай! Целее будешь! А про Васю что-нибудь узнала? Его кто-нибудь помнит?
Вера вздрагивает и прижимает телефон к груди. Через пару минут она снова подносит его к уху.
Вера: Нет, Зина, мне кажется, что здесь что-то не так. Не может быть, чтобы в маленьком городке, где все на виду, не помнили моего сына. Ты ведь не забыла его: общительный, жизнерадостный - как такого не заметить?!
Зина: Может, это они виноваты в его смерти, поэтому и молчат все.
Вера: Значит, мне это нужно выяснить!
Сцена 7
Аудитория университета. Вера прощается с последними, покидающими аудиторию студентами и складывает в аккуратную пачку их контрольные работы. Она обращает внимание на верхнюю работу - почерк очень похож на почерк ее сына.
Вера: Господи, Вася тоже также писал: это его "р" и "ж".
Ей становится нехорошо, она подходит к окну, открывает его и делает несколько глубоких вдохов. Неожиданно в ее лицо бьет сильный порыв ветра - кто-то открыл дверь в аудиторию и устроил сквозняк. Она поворачивает голову: по аудитории разлетелись студенческие работы. В дверях стоит Евсиков и разглядывает ее фигуру.
Евсиков: Ой, Верочка, простите. Я Вам навредил, сейчас помогу все собрать.
Он наклоняется за листками и садится на корточки. После пары подобранных работ он поднимает глаза на ее ноги. Вера одергивает вниз юбку.
Вера: Пожалуйста, не беспокойтесь, я сама справлюсь.
Евсиков: Что Вы, мне вовсе не сложно их собрать, даже приятно в определенном смысле.
Вера: Не нужно во всех смыслах!
Он встает и насмешливо разглядывает ее.
Евсиков: Неужели я не в Вашем вкусе?! Раньше мне женщины не отказывали!
Вера: Очень за Вас рада, но женатые мужчины мне нравятся только как коллеги по работе.
Евсиков: Так это замечательно. На основе общих интересов может развиться сильная привязанность, основанная на взаимопонимании.
Вера: Договорились, Вы сейчас меня тоже поймите: я устала и хочу побыстрее добраться до дома.
Евсиков: Вас подвезти?
Вера: Нет спасибо.
Евсиков: Может быть в другой раз?
Вера: Маловероятно, но спасибо за участие.
Евсиков картинно раскланивается и удаляется.
Вера: Провинциальный кобель!
Голос рассказчика: прошло 3 месяца.
Акт 2
Сцена 1
Аудитория университета, за столами склонились студенты. Они пишут контрольную работу. На доске написаны вопросы:
Вера сидит, склонившись над журналом, и записывает в него тему занятия. Открывается дверь, входит высокий парень с волнистыми волосами до плеч (Дмитрий Малинин).
Малинин: Здравствуйте, можно и мне присоединиться.
Вера: А Вы собственно кто?
Малинин: Моя фамилия Малинин из группы ЛД-110.
Белобрысый паренек (Пашка Петров) с заднего ряда поднимает голову и обрадовано приветствует товарища.
Пашка: О, Дима! Решил к нам заглянуть на огонек?
Малинин раздраженно передергивает плечами. Его глаза сверкают зеленым огнем.
Малинин: Я, кажется, опоздал?
Вера с изумлением разглядывает нахала.
Вера: Кажется, что Вы опоздали на половину семестра. Ладно, садитесь. Хоть ручка у Вас есть.
Малинин: Да где-то была.
Он долго и шумно возится в сумке, извлекая оттуда ручку и тетрадь. Делает несколько безуспешных попыток расписать пустую ручку, и громко сетует.
Малинин: Вот невезуха - паста кончилась.
Студенты начинают смеяться. Вера с нажимом в голосе, чтобы перекрыть шум произносит.
Вера: Хорошо, я дам Вам свою.
Она подходит к его столу, ярко освещенному солнцем, и кладет на него гелевую ручку. Малинин благодарно улыбается ей мягкой улыбкой. Вера замечает, что на шее у него 2 точно такие же родинки, как и у ее пропавшего сына. Она вздрагивает и, пошатываясь от внезапной слабости, возвращается на свое место. Вера закрывает лицо ладонью и тихо произносит.
Вера: Совсем как у Васеньки. Те же 2 родинки на шее. Что это может значить?
На протяжении оставшегося времени Вера многократно скользит взглядом по высокой фигуре. Парень в задумчивости накручивает прядь длинных волос на указательный палец - Вера вздрагивает.
Вера: Господи, у него даже привычки и жесты такие же, как у Васи.
Пара закончилась, студенты подходят и сдают свои работы. Приближается и Малинин. На его листе написана только его фамилия и вопросы контрольной работы без единого ответа. Внизу страницы нарисовано маленькое сердечко.
Сцена 2
Морское побережье, Вера гуляет по берегу моря, в задумчивости рисуя на песке буквы "М" и "Д". Вера поднимает голову и растерянно оглядывается. Место абсолютно незнакомое с отвесными скалами вокруг.
Вера: Куда меня занесло? Как теперь отсюда выбираться? Смогу ли я пока не стемнело вернуться домой?
Она прибавляет шаг, но ее ноги увязают в глубоком песке. Она останавливается, чтобы вытряхнуть песок из обуви. Приведя туфли в порядок, Вера оборачивается, осматривая свои глубокие следы, поднимает голову и пораженная вскрикивает - это та самая бухта, где любил плавать ее пропавший сын.
Вера: Это то самое место - любимая Васина бухта! Я нашла! Наконец-то нашла!
Вера кидается к скалам, осматривает их со всех сторон.
Вера: Васенька я тут! Я пришла! Я нашла твое любимое место! Где ты? Где? Отзовись!
Она снова обходит скалы, трогает их руками, пытается раздвинуть небольшую трещину в камнях. Потом падает на песок и, прижавшись щекой к холодной скале, начинает плакать.
Сцена 3
Аудитория университета, занятие закончено староста группы ЛД-110 - Пашка Петров подает журнал посещаемости преподавателю.
Вера: А куда снова подевался ваш Малинин? Уже месяц его нет.
Пашка: Месяц для него не предел - он чаще на полгода или год пропадает.
Вера: У него дома проблемы или спортом занимается?
Пашка: Да видимо спортом... Да Вы не переживайте, он очень настырный: как появиться, все быстро сдаст.
Сцена 4
Бухта Васи, Вера пришла с фотоаппаратом и снимает на него скалы и песок. Потом прячет фотоаппарат в сумку и качает головой.
Вера: Нет, сюда нужно придти с красками - это позволит лучше передать атмосферу места, да и времени займет больше...
Вера садится на песок и запускает в него руки.
Вера: Найти бы здесь хоть что-то.
Она наклоняет голову и упирается лбом в колено. Так она долго сидит, обхватив лодыжки руками. Неожиданно она вздрагивает от постороннего жалобного звука: то ли плача, то ли крика. Она вскакивает и идет в его направлении. В кустах в обрывке рыболовной сети шевелится несчастный черный комочек облепленный песком и водорослями. Она берет его на руки, освобождает от тины и сетки - миру предстает крошечный черный котенок с белой манишкой.
Вера: Как ты сюда попал бедненький? Наверное, замерз и голоден. Дрожит как! Придется поиски следов Васи отложить на будущее. Все-все идем домой. Я тебя согрею и накормлю.
Она берет котенка на руки и внимательно рассматривает его.
Вера: Да ты у нас девочка. Значит, будешь Василисой!
Она засовывает кошку себе за пазуху. В тепле она успокаивается и засыпает.
Голос рассказчика: прошел год.
Сцена 5
Комната Веры в общежитии, она возвратилась с пленера домой. Она достает этюд бухты и ставит его на просушку. Все стены комнаты увешаны изображениями Васиной бухты в разное время года. На картинах не только море, песок и солнце - везде счастливый парень с 2 родинками на шее радующийся жизни - ее сын.
Голос рассказчика: десятки воскресных дней и столько же картин. На каждом новом полотне волосы на голове Васи становятся все более длинными и волнистыми как у одного пропавшего студента.
Вера: (перед новой картиной) Где же ты Дима?
Сцена 6
Аудитория университета, Вера закончила читать лекцию и стирает с доски надписи. Студенты неспешно собирают вещи и по одному прощаются с ней. В аудиторию заходит расфранченный высокий парень с интеллигентной бородкой. В руке его чертежный тубус.
Малинин: Здравствуйте, мне нужно Вам сдать зачет по материаловедению.
Вера: Простите, а Вы кто?
Малинин: Я Дмитрий Малинин из группы ЛД-110. Мы в прошлом году проходили Ваш предмет.
Вера радостно улыбается и прижимает к груди свою курточку.
Вера: А да, конечно, я Вас помню. Только Вас не узнать совсем. Прекрасно выглядите и борода Вам очень идет.
Малинин: Спасибо за комплимент. Вы скажете, что я должен приготовить на зачет?
Вера: Конечно, только тот журнал в моем кабинете. Если есть время, пойдемте со мной и посмотрим, какие темы Вы пропустили.
Он согласно кивает головой и очаровательно улыбается.
Вера: Вы как-то совсем забросили учебу Дмитрий. Что-то случилось? Вроде мне говорили, что Вы спортсмен.
Он лукаво улыбается и выпрямляет спину.
Малинин: Да, футболист. Играю за городскую команду.
Вера: И как, жить можно на Вашу зарплату?
Малинин: Нет, еще приходится подрабатывать. Денег не хватает катастрофически.
Он смотрит на нее печальным проникновенным взглядом. Преподаватель смущенно опускает глаза.
Вера: Пойдемте, Вы наверняка торопитесь.
Малинин: Нет, сейчас я полностью в Вашем распоряжении.
Его улыбка становится немного насмешливой.
Сцена 7
Коридор перед кабинетом Веры. Дверь кабинета открывается. Оттуда выходят Вера и Малинин.
Малинин: Так значит во вторник? Я могу придти и все сдать?
Вера: Если выучите, то обязательно все быстро сдадите.
Он пристально смотрит прямо в ее глаза, на губах появляется легкая улыбка.
Малинин: Хорошо я постараюсь.
Он разворачивается и плавно удаляется по коридору. Вера долго смотрит ему в след.
Вера: Надо же - футболист, а внешность и походка как у фотомодели!
Она вздыхает и возвращается к себе в кабинет.
Голос рассказчика: наступил вторник.
Сцена 8
Коридор перед кабинетом Веры, она периодически выходит в коридор, оглядывается по сторонам. Несколько раз подходит к окну на стороне фасада корпуса, откуда хорошо виден вход в здание.
Вера: Где же Дима? Я не отлучалась больше чем на минуту. Неужели именно тогда он приходил?
Она нервно сжимает руки, подходит к своей двери и прижимается к ней головой.
Вера: Две родинки на шее...
Мимо идет Никодимов.
Никодимов: Вера Федоровна, что-то Вы припозднились?! Неужели наши двоечники и прогульщики Вам дороже уюта домашнего очага? Плюньте на них - скоро стемнеет.
Вера: Да, конечно, я уже ухожу...
Голос рассказчика: прошло 3 месяца.
Сцена 9
Аудитория университета. Вера сидит в окружении студентов, решающих тестовые задания. Входит Малинин с большим ноутбуком "Apple".
Малинин: Здравствуйте, вот, наконец, и я.
Вера: Замечательно, что Вы радуетесь. Хоть кому-то эта ситуация нравится!
Он сникает и садится напротив нее.
Малинин: Понимаете, вызвали на сборы. Я не мог отказаться.
Вера: Вы бы хоть передали с однокурсниками, что не придете. Я Вас несколько часов тогда ждала.
Она осекается и смущенно краснеет. Потом выпрямляется и подчеркнуто холодно произносит.
Вера: Теперь все - льготы кончились. Сдадите - хорошо, не сможете - пойдете на комиссию. У меня времени уже нет.
Малинин: Да, но мы вроде договаривались о снисхождении ко мне как спортсмену.
Вера: Это было раньше - тогда и нужно было приходить. Поезд ушел, и даже дым развеялся... Жду Вас сегодня через час в своем кабинете. И не опаздывайте!
Сцена 10
Кабинет Веры, она сидит за компьютером и правит статью для журнала. Напротив нее уныло горбится Малинин - уже 2-е тестовое задание он решает на двойку. Он разминает длинные тонкие пальцы, нервно поправляет волосы, вскидывает голову и обреченно произносит.
Малинин: Снова не получается. Эта тема мне не дается.