Аннотация: Краткий обзор произведений, включённых в сборник "Аэлита. Новая волна-2004" от Олега Мушинского.
Гоблин на гребне новой волны
(Обзор сборника СМА).
Красной линией пролегла связь между партией и народом, и в этой связи, товарищи, вот что я думаю о сборнике СМА 2004 "Аэлита. Новая Волна", то есть о нас с вами:
1. Иван Безродный. Привет от Цицерона.
Понравилось. Очень. Вроде бы ничего особенного в рассказе, но вот прочитал, не отрываясь. Весь рассказ пытался вычислить концовку, но не преуспел. Зато сколько удовольствия от самого процесса. Как будто автор пригласил меня сыграть в увлекательнейшую игру и сумел удержать мой интерес от начала до финала.
Великолепная вещь, действительно достойная открывать сборник.
2. Юрий Бархатов. Подобно дафниям.
НФ в чистом виде. К сожалению, слишком "не мое", чтобы обозначить свое мнение. Идея любопытная, кто ценит именно идею, уверен, получат от рассказа большое удовольствие. Я же слишком большой гурман, чтобы ограничиться всего одним блюдом.
Хороший рассказ, но, что называется, на любителя.
3. Альберт Гумеров. Клочья памяти моей.
С трудом одолел пару глав и бросил. Не шедевр, сие, не шедевр. Местами попадающиеся великолепнейшие литературные обороты - это поистине жемчужины в океане, вот только я - не ныряльщик. Догадываюсь, что побудило Бориса включить повесть в сборник, но я бы оценивал эту публикацию как "срок авансом". Постарайся автор, получился бы чудеснейший киберпанковский сюр. Но автор не постарался.
Еще момент: конечно, надо обязательно помянуть В. Васильева, как же без него, но вообще-то для таких вещей существуют сноски. Тем более, что далее скобки используются для комментариев к тексту. А так получается, что В. Васильев - персонаж этой повести, который придумал один термин и слился за горизонт. А помнить, кто такой Воха в реале, при чтении романа мне совсем не вкусно.
Редкая халтура с яркими проблесками разума.
4. Владимир Фильчаков. Паук.
Начало интригует. Дальше мелкие шероховатости начинают постепенно портить впечатление, и надо отметить, более чем преуспевают. Например: первый визит. Старуха открыла дверь на такую щелочку, что виден только один глаз. Потом она делает приглашающий жест рукой, и Прошин не только замечает этот жест, но и успевает рассмотреть руку в подробностях. И заходит в щелочку. :) А вот с разбегу бросился в кресло - это да, это мощно! Также понравилась фраза:
"Корзунов схватил листы с такой быстротой, что Прошин отшатнулся, впился в текст глазами, начал читать"
Это с какой же скоростью надо было схватить распечатку, чтобы Прошин не только отшатнулся, но и впился в текст глазами, и даже начал читать? Лично моих рефлексов на такую скорость не хватает, успеваю только отшатнуться. Концовка, к сожалению, совсем никакая.
Рассказ рекомендуется читать так, как его, похоже, читали Борис с Евгением: в три часа ночи, закрыв оба глаза и сладко посапывая на стопке распечаток.
5. Михаил Меро. Копирайтер.
Интересное блюдо, щедро приправленное здоровым цинизмом. Хорошо написано, но рассказ является лишь обрамлением идеи.
Блюдо очень вкусное, но тарелочка бумажная.
6. Владимир Данихнов. Свидание с детством.
Вай вах, наны! Нанавижу! Нанорков сюда!
Тем не менее, рассказ мне понравился. Красивая философская зарисовка. Жанр тоже на любителя, но я как раз такой любитель.
Красивая зарисовка буквами русского алфавита, арабскими цифрами и еще какими-то точками с закорючками.
7. Алекс Тивирский. Заповедник.
Невнятная идея в качественном исполнении. Похожа на игры фирмы Крио. Очень на любителя. У меня рассказ не вызвал никаких эмоций, окромя недоуменного вопроса в конце: а смысл? Что сказать-то хотел? Главный герой случайно заметил, что он мелкое бытовое чмо. Ценное наблюдение. А читатель тут при чем?
Автор хорошо рассказывает ни о чем, но Михал Сергеич Горбачев все еще номер первый.
8. Алекс Гарридо. Кукла.
Еще одна работа на любителя, или, скорее, для другой возрастной группы - когда еще верят в прекрасное далеко или поле чудес. И что Буратино найдет свою Мальвину... Поразмыслив, пишем так: чистая добрая сказка. Хорошая, кстати, и очень душевная.
Рекомендуется романтикам, еще не успевшим разочароваться.
9. Олег Мушинский. Цивилизация в опасности.
Мое, поэтому отзыва не будет. Да, характер главного героя писался с автора.
Партия, товарищи, она выше критики.
10. Владислав Силин. Апельсин с древа познания.
Кто что из райского сада тырит. Кто яблоко, кто апельсин. Титан Прометей попался на краже огня, получил пожизненный эцик с орлом на Кавказе. Теперь торгует апельсинами. Тоже мне, гость с юга. Не удивительно, что с такими ассоциациями название рассказа для сборника не взяли. Зря, кстати. И рассказ, и название просто великолепны. Одно из лучших произведений в сборнике.
Чудесная романтическая история.
11. Андрей Максименко, Юлия Сиромолот. Ветер на дне колодца.
Сложная работа, которой не так просто дать однозначную оценку. По моему, воды многовато, хотя на то он и колодец. С другой стороны, любопытная вещица, не штамп по мотивам. Местами захватывает, местами вязнешь, как в болоте. Помнится, я уже комментировал эту работу на СМА, тоже критиковал - но вот запомнил, тогда как плохие рассказы имею привычку забывать очень быстро. Вывод: работа хорошая.
Единственная работа в сборнике, которую я не смог четко оценить. С моей точки зрения, это плюс.
12. Дэн Шорин. А все-таки она вертится.
Забавная история о сложностях взаимоотношений Творца и сотворенных. Написано хорошо, но впечатление портит одна малость, в которой, впрочем, автор никоим образом не повинен. Был уже у кого-то из западных классиков подобный рассказ, где в конце гнусные сотворенные имели наглость предположить, что Бога вообще нет. Такая развязка куда ударнее.
А все-таки мне понравилось.
13. Татьяна Томах. Удержать ветер.
Мяугли с бубном, - это стильно. Маленький шаманчик попадает на воспитание к богам, потом чуть повзрослевшего Малыша, как котенка выкидывают на улицу. Так и хочется вслед за Задорновым вопросить: "Господи, ты нас ВСЕХ по своему образу и подобию создал?"
Неплохой рассказик.
14. Константин Якименко. Абсолютное счастье.
Любопытная история. "Счастье для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным". С первым и третьим пунктом все в порядке, а вот халява кончилась и ценник покруче, чем в бутике для новых русских. К сожалению, образ главного героя не сложился, он - не более, чем персонаж, отбывающий свою функцию. А жаль. Всего несколько штрихов, и был бы шедевр. Впрочем, именно в этих штрихах и заключена разница между мастером и тем, кто только пытается им стать.
Серьезная заявка на победу.
15. Кирилл Григорьев. Персональный проводник.
Образ Смерти, приходящей, чтобы проводить человека за Грань, кажется уже настолько проработан, что добавить что-то новое просто не реально. Тем не менее, автору это удалось. Мои поздравления.
Отличный рассказ.
16. Екатерина Ракитина. Рыбка.
Анекдотец ваш весьма забавен, я долго смеялся. Особенно над супероружием: Злобный кот с четырьмя когтистыми лапами.
Краткость, сестра таланта.
17. Григорий Головчанский. Чертик.
Еще одна великолепная работа. Чертик - просто прелесть. С таким напарником - хоть к черту на рога, где и оказывается главный герой. Финальная фраза тоже хороша. Ешкин кот, такое впечатление, что автор открыл таки смысл жизни.
Что можно сказать про рассказ, который перечитываешь просто ради удовольствия?
18. Валерий Михайлов. Где сидит фазан?
Не впечатляет. Идея сама по себе еще куда ни шло, но сам рассказ лишь приложении к идее. К сожалению, в отличие от предыдущих подобных рассказов, идея не настолько интересна, чтобы простить такое пренебрежение сюжетом.
Рассказ как рассказ.
19. Сергей Трищенко. Лошадь Microsoft.
Ну и при чем тут Билли Гейтс и его вечно недоделанное детище?
Хитрого Билли обидеть может всякий.
20. Арни Митура. USER-EXPO 3000
Новая забава жестокого века - пнуть беззащитных пользователей. А они ведь как дети малые: пищат, капризничают, просят достать им луну с неба и верят, что злой вирус может передвигать мебель в офисе.
Хулиганье, житья от них нет.
В общем и целом, товарищи, под мудрым руководством партии и правительства мы добились поистине впечатляющих успехов. И я даже вижу свет в конце тоннеля! Хотя постойте, это, кажется, огни встречного поезда...