Алексеева Марина Никандровна : другие произведения.

Морис Лелуар, иллюстратор Дюма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На мой взгляд, это лучший иллюстратор нашего любимого Дюма. Всем, кто любит Дюма...


   МОРИС ЛЕЛУАР.
   Морис Лелуар родился в Париже 1 ноября 1851 года. Профессиональное образование он получил в семье: его обучали отец, живописец Жан-Батист-Огюст Лелуар(1809-1892) и мать, акварелистка Элоиза Колен (1820-1874). Лелуар ярко проявил себя во многих областях искусства - как живописец, акварелист, гравер, книжный иллюстратор, художник театра и кино, талантливый писатель. Он был президентом Общества французских акварелистов. Успех имели его исторические картины, декорации к спектаклям, афиши.
   Его иллюстрации к произведениям Александра Дюма с полным правом можно назвать шедеврами. В 1894 году в Париже в издательстве "Calmann Levy" к 50-летию первой публикации романа А. Дюма "Три мушкетера" вышло в свет юбилейное издание, для которого Лелуар сделал 250 рисунков. В 1903 году он подготовил для этого издательства иллюстрации к "Графине де Монсоро". В 1928 году Дуглас Фэрбенкс пригласил его в Голливуд в качестве художественного консультанта на съемки фильма "Человек в железной маске", по последнему роману мушкетерской трилогии.
   Трудно выбрать иллюстрации для обзора - все они очаровательны! Вот воинственные мушкетеры выступают в поход, сидя на прекрасных скакунах. Остроумно решена заставка в начале - где четверка восседает верхом на книге своего литературного "отца" - А. Дюма. Замечательно переданы характеры персонажей. Возглавляет эту милую компанию Атос - со своей легендарной салфеткой. Силач Портос вооружен двумя пистолетами. Миловидный и изящный Арамис держит в руке шпагу, а пылкий гасконец машет шляпой.
   На иллюстрации, изображающей юного Д'Артаняьяна в Менге выразительно, с юмором показан злосчастный мерин. Сравним его с мушкетерскими лошадьми... Прекрасный анималист, Лелуар передал все убожество бедного коня. Поза всадника, выражение лица гасконца говорит о том, что этот юноша сумеет за себя постоять. Одна из лучших иллюстраций показывает всю четверку - недаром эта картинка так популярна! Полна лиризма иллюстрация, посвященная д'Артаньяну и Констанции.
   Бонасье, обнаруживший пропажу мешка с деньгами, очень смешон. Ему зритель может сочувствовать слегка, но физиономия галантерейщика комична. Эффект усиливает падающая шляпа и тупое выражение лица. Хочешь, не хочешь, а рассмеешься, рассматривая картинку. Такую же улыбку вызывает текст романа, ей соответствующий: "Дикий вопль.... прервал размышления д'Артаньяна и г-жи Бонасье. Это муж ее, заметивший исчезновение мешка с деньгами, взывал о помощи... Бонасье кричал долго".
   Здесь художник очень удачно дополняет писателя. Юмор Дюма и юмор Лелуара образуют единое целое. Перелистывая страницы романа, читатели любуются - не побоюсь этого слова - незадачливым галантерейщиком и смеются над ним вместе с автором и художником.
   Еще одна иллюстрация из юмористических. Глава "Диссертация Арамиса". Четверо сидят за столом: совершенно одуревший гасконец, кюре, иезуит и Арамис. Д'Артаньян, зевающий и потягивающийся, выделяется из компании. То, что он здесь чужой, лишний подчеркнуто и композиционно и цветом. Хотя картинка черно-белая, светлый колет гасконца выделяет его из компании церковников. Темные одежды церковников, темный цвет одеяния и головного убора Арамиса - противоречит диалогу персонажей. Как помнят читатели, Мир, по утверждению иезуита - дьявол. Д'Артаньян - мирской человек. Его светлый костюм - мирская одежда. И он, в конце концов, спасает друга от людей в черном, уводит его в Мир, к свету. А люди в черном остаются с носом.
   Еще одну картинку можно отнести к юмористическим. Спасаясь от разгневанной миледи, д'Аратньян в женском платье врывается в квартиру Атоса. Слуга Атоса Гримо, не разобравшись в ситуации, пытается его остановить... Вся троица изображена не сатирически, как Бонасье и иезуит, а с добродушной иронией. Удивленный простоватый Гримо, взволнованный гасконец, смеющийся Атос - они, может быть, немного шаржированы, но, если это и шарж, то шарж дружеский.
   Иллюстрации, где изображены коронованные особы - Визит Людовика Тринадцатого к Анне Австрийской и Мерлезонский балет, наоборот, торжественны и церемонны. Блистательно выполнены костюмы, интерьер. Лелуар был признанным экспертом в области моды. В 1906 году он основал и возглавил Общество истории костюма, а затем составил и проиллюстрировал многотомный "Словарь по истории костюма", получивший широкую известность. В 1920 году Лелуар подарил парижскому музею Карнавале свою коллекцию из 2000 костюмов и аксессуаров, которая заложила основу собрания парижского музея моды.
   Полна динамики иллюстрация, где д'Артаньян сражается с полицейскими. На первом плане теряющая сознание прелестная Констанция - идет сражение за Даму.
   Картинка, на которой мушкетеры собрались на знаменитый завтрак под пулями, очень романтична.
   Встреча Арамиса с мнимым нищим построена на контрастах. Арамис, как всегда - воплощение изящества. Контрастом к блистательному молодому мушкетеру служит "нищий", вынимающий "из своих грязных лохмотьев сто пятьдесят двойных испанских пистолей". Но золото не так радует влюбленного Арамиса, как весточка от возлюбленной - Мари Мишон. В финале романа часто появляются иллюстрации с темным фоном. Это Констанция, умирающая в объятиях д'Артаньяна, замершие в отчаянии мушкетеры - светлые фигуры на темном фоне. На мой взгляд, Лелуар не случайно выбрал темный фон - этот художественный прием усиливает трагизм происходящего. Последние иллюстрации, посвященные мрачным событиям - встреча Атоса с палачом, поиски миледи, казнь последней тоже на темном фоне.
   Но в финале снова появляется светлый фон. В "Эпилоге" вся четверка еще вместе, но каждый занят своим делом. Портос прижимает к своей мощной груди мешок с приданым г-жи Кокнар, Атос задумчиво созерцает бокал с вином, Арамис что-то читает. Под лавровой ветвью можно прочесть слово FIN.Вспомним, что лавр - символ доблести, мужества и героизма. Д'Артаньян на последней иллюстрации подобен символу. Он как памятник. Он очень монументален. В правой руке держит обнаженную шпагу. Динамику придает диагональ обнаженного клинка. В левой руке - письмо кардинала, спасшее жизнь ему, и, по всей видимости, всей четверке. Венчает чело гасконца лавровый венок. То, что шевалье д'Артаньян, бедный дворянин из Гаскони его достоин, доказал и всенародно любимый герой Дюма - и исторический Шарль де Батц де Кастельмор. Доказал своей жизнью, полной подвигов и своей героической смертью.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"