Прикладная метафизика естественной истории
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
ПРИКЛАДНАЯ МЕТАФИЗИКА ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава I.
1-1. Метафизика истории ................................................
1-1-1. Метафизика сознания ...............................................
1-1-2. Метафизика этики ...............................................
1-1-3. Язык - средство передачи мыслей на расстояние ...
1-1-4. Физика и лирика ...............................................
1-1-5. Всё это было, было! ..............................................
1-1-6. Мудрость Запада. ..............................................
1-1-7. Принцип неопределённости .......................................
1-2. Эпоха "Неосредневековья" .......................................
1-2-1. Средние века уже начались .......................................
1-2-2. Неофеодализм .......................................
1-2-3. Эпоха диктатуры пролетариата ................................
1-3. Oсобенности исторической науки ...............................
1-3-1. Социальный заказ - есть всегда приказ .....................
1-3-2. Зачем нужны поэты? ...........................................
1-3-3. Искусство и Наука ...........................................
Глава II. Pаспутье
2-1. Две России ..........................................
2-1-1. Раздвоение .........................................
2-1-2. Застой .........................................
2-2. Tаинственная книга бытия Российского,
где судьбы мира скрыты. ........................................
2-2-1.Троцкий, Ленин, Сталин. ...........................................
2-2-2. Либеризация ............................................................
2-3. Феноменология динамики исторического потока ..
2-3-1. Нетерпение ............................................................
2-3-2. Ламинарность и турбулентность ............................
2-3-3. Конформизм и нонконформизм ...........................
2-4. Великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык ..........................................................
2-5. Hарод - таков, что и поэт .........................................
2-6. Что могут короли? .........................................
2-7. Pусский народ-шестидесятник ............................
Приложение А .....................................
Приложение Б ......................................
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем,
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
Анна Ахматова.1961.
"Ради всего святого, не бойтесь говорить ерунду. Но обращайте на нее внимание"
Людвиг фон Витгенштейн (1889-1951).
Предисловие.
Неожиданный своим трагизмом оборот хода событий перестройки СССР побудил многих к попыткам осознать это явление. Появилось масса противоречащих друг другу гипотез.
Изучение природы социальных катаклизмов относится к области знаний, называемой, с лёгкой руки Вольтера, историософией. Целью историософии является постижение законов эволюции ментальности народов, которая определяет ход исторических событий. Должно признать, что итоги подобных исследований не обнадёживающи: "История ничему не учит, но наказывает за незнание уроков" - так обобщил накопленный опыт русский историк В. Ключевский. Возможно, что данное мнение следует рассматривать как один из законов истории - люди не могут полностью осознать то и управлять тем, что их создало?! Не зря же говорят, что яйца курицу не учат!
Природа дала людям свободу выбора, поскольку сама не уверена в своём будущем. Но учит людей благоразумно ею пользоваться. Царица Савская испытывала своими загадками мудрость царя Соломона. Природа своими загадками испытывает мудрость людей. Мудрый Царь Соломон то-ли не смог разгадать главную загадку царицы, то-ли поступился своей мудростью, предпочтя с ней греховную связь. За это спустя сотни лет народ еврейский понёс наказание. Так гласит древний библейский миф. Почему принято рассматривать мифы как массовые заблуждения? Может быть потому, что мы с излишней добросовенностью буквально воспринимаем тексты прошлого?
Проблемы изучения динамики исторических процессов можно ассоциировать с проблемами метеорологии: множество метеостанций и спутников передают результаты своих наблюдений в вычислительные центры, где супер-компьютеры решают уравнения математической физики и посылают результаты расчётов в центры предсказания погоды, работники которых признаются, что даже краткосрочный прогноз является ... искусством, требующим помимо знаний, опыта, интуиции и воображения. Непредсказуемость не является следствием отсутствия законов. Непредсказуемость не означает бесполезность знания этих законов. Но на этом пути к познания законов истории лежит множество препятствий, которые естественные науки обходят стороной:
- У истории нет наблюдателей. У истории есть лишь участники. Не важно, непосредственно ли люди участвуют в событиях, либо сопереживая им. В метеорологии субъект является внешним независимым от объекта наблюдателем. В процессах естественной истории субъект является в то же время и объектом. Ньютон был гениальным субъектом. Но кто может описать родовые муки рождения его идей, зачатых переживаниями родовых мук идей его предшественников и современников, на него, как на объект, повлиявших? Наиболее простой иллюстрацией этого феномена является "синдром Маугли": человек приобретает привычки и принимает образ жизни того общества, в котором он жил, особенно в детстве. Не важно от кого родился, а важно с кем пасёшься - говорил Сервантес. Люди обычно смотрят на события не своими глазами, а глазами своего стада. Люди являются участниками исторически событий подобно частицам атмосферных потоков, меняющие своё движение и состояние под влиянием окружающих частиц и внешних сил. Всё в непрерывном движении. Системы локальных координат внутри потока непрерывно деформируются, нет постоянных реперных точек для определения скорости и направления как окружающих наблюдателя частиц, так и самого наблюдателя. Внутреннему наблюдателю несравненно труднее постичь это движение и его причины нежели внешнему! Культура - это климат социальных отношений. Культура, как состояние погоды - это реальность; поведение людей, как и движение отдельных частичек атмосферы - это сюрреальность.
- "С начала был логос" - утверждал апостол Иоан. Люди воспринимают события чувственно, а описывают их словами. Язык как упаковка почтовой посылки, в ограниченные размеры которой втискивается неограниченный чувственный образ события. Каждая эпоха выбирает свойственные только ей формы упаковки. Получателю языковой посылки приходится по её размеру и форме догадаться о содержании мысли. Понятие "Логос" имело в древней Греции много значений, как-то "слово", "мысль", "логика", "намерение", "мера" и много других, выбираемых с учётом контекста диалога. В философию этот термин был введён Гераклитом ( 544 - 483 до н. э.), который называл Логосом вечную устойчивую закономерность. Св. Иоан использовал этот термин в эпоху начала гибели язычества и распространения христианства (I век н. э.). После перевода Евангелия от Иоана на славянский язык (IX век) под этим термином стали подразумевать "слово", затем стали подразумевать "закон всемирного развития как некую Высшую Силу, управляющую миром". Позднее, в трудах ранних христианских мыслителей, сам Логос отождествлялся с Сыном Бежим, и т. д. Современные переводчики рекомендуют понимать под этим разум. Этот термин, проходя сквозь столь отдалённые друг от друга эпохи, претерпел множество различающихся толкования. Возможно, что эти мнения [эпох] не ложны, но споры о толковании слов Иоана бессмысленны. Проистекает это из неспособности понять логику языков. Так что же было "в начале"? Наиболее адекватно мысли выражаются не словами, а делами. "В начале было дело!?" Но кто может сказать, что это имел ввиду св. Иоан?!
- Эволюция - это действие. Всякое действие требует потока энергии. Мы не имеем ни малейшего представления о природе гравитации, но, поверив в её существование, совершили грандиозный скачок в понимании Природы. Не имея представления о Природе потоков энергий эволюции структур жизни, необходимо всё же в рассуждениях оставлять для них вакантное место.
- Неустойчивость напряжений состояний воздушных потоков, разряжающихся в разного рода природных катаклизмах, зависит от возникшей комбинаций состояний локальных частей атмосферы (давления, температуры, плотности, состава, ... .) и внешних энергетических потоков. Так и в среде людей: не разумно обвинять во всём Гитлера или Сталина, не говоря уж о Науке и Боге.
- Под законом в естествознании понимаются устойчивые (не зависящие от времени) причинно-следственные связи между между событиями, обнаруженные путём эксперимента и способные быть выраженными по крайней мере в строгой словесной форме. Природа исторических процессов исключает возможность повторения: человек не может ступить в одну и ту же воду дважды, как это давно обнаружил Гераклит. Посему источниками опытных данных могут служить лишь мнения непосредственных очевидцев событий. И тут возникает неизбежный вопрос о адекватности, или, точнее сказать, о выборе доверительных высказываний.
- Мир, в котором мы живём, состоит из двух "взаимно растворённых" друг в друге пространств. Одно разумно и определённо: параллельные линии в нём никогда не пересекаются, добро всегда является добром, а зло - всегда злом. Другое иррационально. В нём параллельные линии могут внезапно пересекаться, двоиться, добро может внезапно оказаться злом, а зло добром. То, что делается из любви и доброты, можно делать из трусости, подлости, безразличия. Постичь это может только искусство. "Урок стиха переоценивают, если логичный смысл его очевиден, а не замаскирован сердцем. Ключ может лежать там, куда положил его мастер, и им никогда не воспользуются, чтобы открыть замок" - писал Л. Витгенштейн. Верящие в рациональность мира полагают, что руководствуются знаниями. Верящие в его иррациональность полагают, что руководствуются мнениями. Где проходит граница между знанием и мнением!? "Я знаю, что я ничего не знаю", - повторял Сократ, изгоняя софистов, расценивающих знания не более чем как мнения.
- Природа создала людей для счастья, как птиц - для полёта. Подобные прозрения в лучшем случае обречены на рукоплескания, но не на их исполнение. Можно вообразить жизнь в светлом будущем, но пока для этого не будет возделана почва, мыслители занимают себя лишь мечтами. Мечта пуста, как и действия ею увлечённых. Ф. Бэкон называл такие мечты "идолами". Действительные изменения таятся в нашем собственном отношении к жизни.
- Философия - это своего рода термодинамика естественного исторического пространства. Философия ставит пределы спорной теории естественных наук. "Никогда не постичь силы и величия природы, если дух будет схватывать только её части, а не целое" (Плиний Старший). В основу философской концепции данной работы были заложены положении динамики нелинейных систем, (теории хаоса, как это в данном аспекте было бы привычнее называть).
По мере возможностей я старался не подпадать под влияние известных мировоззренческих концепций, вынуждающих их авторов подгонять трактовку и представление фактов под свою индивидуальную логику видение мира. Поэтому в значительной степени упор ставился на отдельные высказывания (экспромты) и афоризмы больших поэтов, писателей, живописцев, философов, как на рефлексы созерцания действительности, наиболее свободные от искажающих уз субъективных логических взаимоувязок. Из множества таких высказываний, как в детской игре в кубики, c попытками решения приведённых выше головоломок, выкладывались фигуры, наиболее соответствующие понятиям слова "закон естественной истории".
Многие из рассматриваемых вопросов традиционно относятся к категории метафизики. Здесь, наподобие естественным наукам, введено понятие "прикладная метафизика". Это означает лишь, что фундаментальные философские понятия метафизики о происхождении жизни, о материи и духе, о добре и зле не обсуждаются, но априорно вводятся как некие сущности, необходимые для соблюдения условий непрерывности временных и пространственных связей исторических процессов.
Глава I.
1-1. Метафизика истории
"Полагаю, что я подытоживаю своё место в философии,
когда говорю: на самом деле философский труд надо
сочинять так, как сочиняют стихи. Это, по моему
мнению, должно показать сколь глубоко моё мышление
принадлежит настоящему, прошлому и будущему"
Людвиг фон Витгенштейн (1889-1951).
1-1-1. Метафизика сознания
Согласно Wikipedia - мысль есть чувственный образ, складывающийся из множества ощущений разных органов чувств. Интуитивно принятое в обиходе (но не выдерживающее строгой критики) определение истины как мысли правильной, а заблуждения - как мысли неправильной, в повседневной жизни большинство удовлетворяет. "Мышление правильное" является мышлением, соблюдающим определённые общепринятые правила, ... самими же людьми на себя возложенными. Люди, как мы знаем (но в этом не признаёмся), часто предпочитают делать не то, что важно, а то, что проще. Это может таить в себе подвох, который не легко распознать, ибо "истинность и ложность есть отношения равного статуса между знаками и обозначениями" (Витгенштейн).
Мысли - есть отражения частей структуры природы в других её частях, часто называемых сферами сознания людей. Люди, как и сферы их сознания, являются частями той же природы. Логично признать, что и мысли людей также являются её частями. "Всякое знание, - есть уже вместе с тем и преобразование действительности" (А. Белый). Как солнечные зайчики, переносимые лучами света меж множества зеркал. В такой абстрактной формулировке это правило распространяется на все элементы структуры природы и касается не только живого.
Энергия падающего света частично отражается от поверхности объекта (получателя сигнала). Другая его часть им поглощается, изменяя тем самым его энергетическое состояние (температуру, например). Отражённый луч несёт информацию об отражателе, как и об изменении его состояния под действием падающего луча. Способность объекта сохранять эффект внешнего воздействия называют памятью. Накопленная объектами энергия может быть абстрактно рассмотрена как мера их ментального состояния, поскольку влияет на реакцию их на последующие воздействия. Этот эффект называют обучаемостью.
Чтобы изменить цвет и форму отражённого зайчика, отражающий предмет должен измениться. Это изменение происходит либо под действием поглощённой энергии падающего света, либо в результате изменения внешних условий (окружающей температуры, например). Так и люди - изменить своё чувственное восприятие наблюдаемого объекта человек может лишь изменившись в результате внешних причин (политических, социальных, личных, ..). Человек распространяет свои мысли через людей, которые образуют среду их распространения, образующую коммуникационную паутину общества. Излишне пояснять, что такая среда влияет на содержание распространяемой мысли. Как в оптике: среда может искажать и поглощать одни волны света или когерентно распространять другие, образуя информационные потоки. Произнесёшь одно, а откликается часто совсем нежданное. В философии и психологии информационные потоки, отражаемые в сознании людей, часто называют потоками сознания, определяющими ментальность индивидуума.
Под ментальным состоянием людей здесь и далее будем понимать состояние чувств, мыслей, желаний, намерений - всего того, что мы представляем собой в данный момент. Симптомами этих состояний являются поступки. "Не существует вещей: есть только действия" (А. Бергсон). Индивидуальность личности подобна ожерелью, на множество нитей которого нанизана память всех предшествующих ментальных состояний. Ментальное состояние проявляется в форме отклика на событие, который зависит от предыстории множества накопленных в памяти состояний, связываемых в единое струнами чувств. Каждый момент прибавляет нечто новое к тому, что было раньше. Так зреет личность. Повторение событий не может вызвать повторения состояния индивидуума, поскольку оно уже было включено в накопленный опыт и тем самым в нём трансформировано уникальным индивидуальным образом. Добавленный повторный фрагмент к ожерелью делает его иным, порой существенно изменяя его эстетическое восприятие, или, наоборот, оставляет малозаметным его присутствие. Так и "ожерелье сознания". Чувства скуки и раздражения вызывают у наблюдателя повторяющихся событий. Или наоборот - чувства радости, когда повторение вызывает новые неожиданные чувства и ассоциации.
Любое внешнее событие возбуждает ток сознания, передаваемый по струнам памяти. Вызываемые событием чувства создают напор потока сознания, под действием которого струны расширяются, двоятся, переплетаются, расширяя пространство потока. Понятие "потока сознания" подобное течению реки: мысли, чувства, воспоминания, ассоциации как реакция на событие внезапно перебивают друг друга и причудливо нелогично сплетаются в единый расширяющийся поток, было введено в литературу и психологию американским философом и писателем У. Джеймсом в начале прошлого века. Л. Витгенштейн представлял поток сознания как рисунок на большом листе бумаги, который затем многократно сложили, в результате чего удаленные друг от друга рисунки оказываются рядом, близкие становятся удалёнными, а то и накладываются они друг на друга. Наглядным примером тока сознания являются сновидения. Воспроизведение ландшафта менталитета личности по попурри воспоминаний требует немалых усилий. Это попурри рисунков прошлого рождает попурри действий. Феномен потока сознания отображён в произведениях Л. Толстого, Д. Джеймса, В. Вуаль, художников Ф.Кало.
Одновременно, но независимо, французский философ А. Берген разработал концепцию потока сознания [30], которую он заложил в основу горячо обсуждаемого в первой половине двадцатого столетия представления об эволюции природы. Согласно этой гипотезе "существует общее движение жизни, которое постоянно творит на расходящихся линиях (траекториях) новые формы. Если на пересечении двух этих линий должны появиться общества (или новое ментальные структуры), то на них отразятся одновременно и расхождения путей, и общность порыва". Энергию, организующую порывы движения жизни и её эволюцию, он назвал напором потока жизни. Взаимодействие материи с потоком жизни (духом жизни) можно сравнить с образованием русел рек. Под возрастающим напором потока воды происходит бифуркация (раздвоение) русла - потоку становится энергетически более выгодно течь по двум самостоятельным более узким и более глубоким руслам, чем по одному более широкому, но менее глубокому (по отношению к ширине). Физика гласит, что если существует энергетически более выгодное состояние, система неизбежно найдёт тот слабый (неустойчивый) элемент структуры, который спровоцирует переход в её более устойчивое. Последовательность бифуркаций русла разделяет материю (грунт) на уменьшающиеся фрагменты двоящимися и пересекаемыми линиями тока воды. Структура материи становится более сложной. Раздвоение (бифуркация) русла отражает свойства материи (грунта) и силу напора потока. Сила напора потока зависит от степени однородности течения. Ламинарное течение создаёт наибольший напор. Турбулизация - создаёт неустойчивые состояния, и возникновение бифуркаций становится более вероятным. [40]. Но и от свойств материи многое зависит - в песчаных грунтах течение потоков всегда менее предсказуемо.
Подобно поток сознания разрыхляет поток органической материи. Это приводит к появлению более сложных и более организованных её видов. "Но чем больше фиксируешь внимание на этой непрерывности жизни, тем больше замечаешь, что органическая эволюция приближается к эволюции сознания. Прошлое напирает на настоящее и выдавливает из него новую форму, несоизмеримую с предшествующими. Появление растительного или животного вида вызвано определёнными причинами. Но под этим нужно понимать только то, что если бы мы задним числом узнали эти причины, то с их помощью смогли бы объяснить новую форму. Однако не может быть и речи о том, чтобы предвидеть новую форму". Эту же мысль в более лаконичной поэтической форме высказал поэт Александр Блок: - "Мир растёт в упругих ритмах. Рост задерживается, чтобы затем хлынуть. Таков закон всякой органической жизни на земле". "Земля растрескивалась под напором внутренних сил, ищущих выходы для сброса энергии агрессивных чувств оптимизма одних и разочарования других" - так индусский писатель С. Рушди в книге "Дети полуночи" представлял причину бифуркации менталитета индусов, приведшую к раздвоению Индии и образованию Пакистана. События будущего нельзя вывести из событий настоящего. Суеверие есть вера в подобную причинно следственную связь. Обратим внимание, что согласно философии Дзэн-Буддизма, движущей силой эволюции живой жизни является напор желания, формирующий поток сознания.
Подобно развивается и индивидуальность личности, поток сознания которой есть непрерывное течение мыслей и чувств, прерываемое бифуркациями её ментального состояния, усложняющими и расширяющими её инстинкт и интеллект, как дельта реки в своём развитии утончает расширяющуюся структуру потока материи. Длительность потока сознания - это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и расширяющееся по мере движения вперёд.
Однако процесс усложнения структуры материи не бесконечен, как не бесконечен размер дельты рек. Чем мельче и разветвление структура материи, тем требуется больший напор потока для прокачивания среды (энергии) через неё. Степень разрыхления материи неограниченна (?). Поток энергии ограничен. Какими бы ни были свойства материи, как и энергии потока, его напор неизбежно ослабевает. С расширением дельты, глубина потоков струй уменьшается. Это снижает энергетический порог бифуркации русла. По мере расширения дельты и увядания напора потока интенсивность её разветвления возрастает. Не найдя выхода к морю, река кончает свою жизнь в засушливых песках, либо в хаосе Броуновского движения громадных пространств болот. Структура материи теряет организованность, а поток сознание, как у престарелых людей, проявляет формы "старческого маразма". "Если отбросить оценки, то основное содержание эволюции -- дифференциация. Была амёба, дифференцировалась, возник многоклеточный организм. Но вместе с дифференциацией пришла смерть... Таким образом, прогресс связан с некоторыми утратами. То же самое в обществе. .... Уничтожьте глубину личности, и личность вся начнет распадаться. " [39].
Удачной иллюстрацией феномена памяти являются судьбы рек в засушливых областях. В засушливые периоды воды потока, накопленные в сезон дождей, иссыхают, оставляя как память былого сухие русла. С наступлением сезона дождей реки вновь оживают, используя иссохшие русла как подсказку памяти для выбора с наименьшими затратами энергии направлений потоков. Если период засухи окажется слишком длительным, и ветры засыплют русла и тем самым сотрут эту память, с наступлением сезона дождей поток вновь возникнет в ином месте, но структура ветвления сохранится в известной степени подобной если напор потоков и структура материи (грунта) не изменились. Подобен и поток сознания. Наблюдаемые события вызывают чувства, которые растекаются по "засохшим руслам памяти" и оживляют их своим током, дополняя новыми развилками, расширяя область чувств, охватывающих человека. "Настоящее чувство, как древние раскопки, переходит со временем в культурный слой и лежит в глубине под слоем земли. Вроде бы нет ничего, а копнешь...!" (В. Токарева). Возникшее чувство возбуждает потоки сознания, как бы сканирующие пространство его русел, возбуждая с ним ассоциированные, пока не возникнет его новая ветвь, порождающая новый рефлекс чувственного опыта индивидуума. Так развивается интуитивное прозрение. Так зреет личность.
Мышление обладает инерцией - по пробитому в материи руслу потоку сознания течь проще. Но нового это течение не обнаружит. Необходимо новое русло. Для бифуркации потока нужен противодействующий ему подпор. Таким подпором являются сомнения. Сомнения - это своеобразные запруды рек, регулирующие сооружения, перекрывающие второстепенные русла с целью углубления предпочтительного и усиления в нём тем самым напора потока. Если напор стремления к познанию, как и напор сомнения, велики, накопившийся потенциал потока сознания может прорвать все запруды сомнений и разлиться в новый полноводный поток. Так совершаются открытия. Практика дзэн установила, что "чем больше сомнение, тем больше просветление". "Это можно пересказать в терминах Ивана Карамазова: чем труднее пройти свой квадрильон, тем острее ощущение рая. Но острота первого ощущения проходит; что же остается? Остается чувство полноты бытия, и достаточно легкого толчка, чтобы оно всплыло, припомнилось" (Г. Померанц).
Подобным образом работали первые пневматические компьютеры авиационной и ракетной техники начала шестидесятых годов прошлого столетия. Система их памяти образована каналами для течения воздуха, соединяемые пневматическими логическими элементамт, активируемыми напором набегающего воздуха. Но элементов сомнений они не содержали. Более того, потоки воздуха не могли формировать нове каналы. Посему, нового в своём поведении эти компьютеры не обнаруживали.
Процесс бифуркации состояния менталитета сравним с половодьем. Скованная льдом поверхность реки начинает взбухать от притока талых окрестных вод. Лёд начинает растрескиваться, пока в его наиболее слабом месте не разрушится, открывая пространство для сброса накопившейся массы энергии, разрушающей все препоны и увлекающего всё попутное. Бифуркация потока рек наиболее часто случается в половодья. Она может носить сезонный характер, а может и сохранять свои последствия длительное время. Так и в обществе. Слой устоявшихся идей пробит. В потоке вырвавшегося на свободу сознания нет идейной почвы для суда над личностью, вырвашейся из плена старых идей, символов, представлений. Людей охватывает чувство вседозволенности, возбуждаемое кажущейся неограниченностью просторов новизны.
Случается, что напор глубинных чувств, возбуждённых памятью, становятся столь велик, что разрыхлённая материя дельты его не выдерживает и разветвлённые струи объединяются в единый мощный поток. "Ожерелье сознания" внезапно принимает иную структуру и форму, кардинально меняя ментальность личности. Классической иллюстрацией этого является судьба Д. Нехлюдова, героя романа Л. Толстого "Воскресение", кардинально изменившаяся в результате ничем не выделявшихся своей обыденностью событий всего лишь одного дня, в течение которого герой романа превратился из судящего своим разумом в судимого своей совестью.
Обобщающей иллюстрацией циклов формирования индивидуальной культуры как людей, так и народов может служить география акваторий рек. Как пример, акваторию реки Волги можно условно разделить на три области: акватория истоков (условно, выше города Тольятти), акватория главного русла (условно - между Тольятти и Волгоградом) и акватория дельты ниже Волгограда. Акватория истоков - это пространство плюрализма вод многообразных родников. Смешиваясь друг с другом, они объединяются в ручьи и далее в более крупные потоки. Акватория главного русла - это единый мощный расширяющийся поток, характеризующий индивидуальность реки (личности, народа). Ниже Волгограда течение теряет устойчивость и обращается в разветвлённую сеть струй, монотонно разрыхляющих пространство. Если немного напрячь воображение, то можно найти сходство форм акваторий рек с формой песочных часов, этой эмблемой вечности времени, знака его быстротечности, мимолётности, печальный символ кратковременности человеческой жизни. В верхней чаше таких часов, как области слияние плюрализма разных потоков, формируется личность. "....и обобщения тянут их в разные стороны, рвут на части. В Безухове и Раскольникове сразу формируется несколько "я", сталкивающихся друг с другом, и ни одно не охватывает целого. Этот плюрализм нравственного сознания кажется самим героям чем-то неестественным, и они двигаются вперед, повернувшись лицом назад, пытаясь удержать неразвитую цельность души, основанную на вялости мысли и твёрдости общественных традиций. Чувство раздвоенности у Николеньки Иртеньева, Безухова, Левина и у большинства героев Достоевского -- просто острое ощущение недавно возникшей сложности сознания, с его вечной борьбой различных и противоположных идей, сравнительно с патриархальной верностью обычаю. Болезненность -- только в остроте этого ощущения, а не в его основе".
Главное русло - это русло созревшей личности, как единого потока, придающего былому плюрализму разрозненных струй единое связанное течение. Степень связности этих потоков определяет цельность личности как и культуру народа. Единство развитой личности в современном подвижном обществе не может быть простым; оно должно быть достигнуто на основе уже сложившегося "плюрализма". "Но до понимания этого как новой формы Достоевский и Толстой доходили только изредка. Оба велики в подступах, ощупью, к новому типу человеческого характера, "обдуманно-решительного", как выразился Толстой в одном из своих дневников 50-х годов, сложно-цельного" (Г. Померанц).
Созревание индивидуальной личности подобно созреванию культуры народа. В этом смысле культура есть особого рода связь между "знанием и творчеством, философией и эстетикой, религией и наукой. Скорее культура определима как деятельность сохранения и роста жизненных сил личности и расы путём развития этих сил в творческом преобразовании действительности; начало культуры поэтому коренится в росте индивидуальности; её продолжение - в индивидуальном росте суммы личностей, объединённых расовыми особенностями; продукты культуры - многообразие религиозных, эстетических, познавательных и этических форм; связующее начало этих форм - творческая деятельность отдельных личностей, образующих расу" (А. Белый). Культура возможна там, где наблюдается рост индивидуализма; культура Возрождения началась в индивидуализме; индивидуальное творчество ценностей может стать впоследствии индивидуально-коллективным, но никогда оно не превратится в норму; наоборот, индивидуальные и индивидуально-коллективные ценности породят многие нормы.
Подобие многих аспектов течения рек и потоков сознания позволяет придти ко мнению, что ментальности людей, как и народов, помимо прочего, различаются направленностью. В языке синергетики этот эффект называют негэнтропией. В философии это называют Провиденциализмом - судьбы людей и народов находятся под постоянным давлением Провидения, наподобие частицам жидкости, движение и состояние которых находится под постоянным напором потока в его русле. Лодка может плыть в любом выбранном гребцами направлении, но по течению всегда плыть проще. Особенно если его напор ощутимый. "Отдельного грешника всегда можно оттащить от шумных ворот ада. Но можно ли остановить весь поток, рвущийся в ад?" (Померанц).
Провиденциализм являлся характерной особенностью русского менталитета девятнадцатого столетия. Поэзия Пушкина, Боратынского, как и философия славянофилов и даже западников, пронизана таким чувством историчности. Среди русских западников наиболее ярким провиденциалистом был Чаадав. Вместе с тем все они были агрессивными противниками отожествления Провиденциализма с Фатализмом.
Поток жидкости, пробивая себе русло, течёт "не туда, куда надо, а туда, куда проще". Эта мысль Маркса о направленности исторических процессов оказалась по душе писателю Умберто Эко. Это один из основных законов термодинамики неживой материи. Материя неживой природы имеет чёткую иерархичную "самоподобную" структуру. Нет основания отказывать в этом материи (энергии) живой природы.
Согласно логике гипотезы Бергсона, это утверждение должно быть справедливым и для потока живой материи, как и сознания. Куда проще - понятие относительное. Мощному потоку проще нести свои воды безоговорочно к морю "свободы", пробивая твёрдые породы. Тихим водам проще погрузится в спячку болот, движение в которых будоражится лишь сновидениями и пустыми мечтами. Траектории потоков сознания, как и воля Господа, не исповедимы. Можно познать, с чего началась бифуркация потока, но нельзя познать, чем он закончится. Проще пробивать русло в песчаной среде с энтузиазмом осознания лёгкости пути к морю свободы, с тем лишь, чтобы внезапно оказаться в мертвящей неподвижности и безысходности всё иссушающих песков. Синонимами напора потоков сознания являются понятия "бег времени", "дух времени", "контекст времени" и "социальный заказ". Опыт показывает, что путь куда проще людям оказывается совсем не тем, куда проще природе! А ведь за ней последнее слово.
Гипотеза бифуркаций динамики эволюции природы определяет биполярность траекторий её развития. История движется между двумя полюсами, ограниченными линиями бифуркации. По мере "размельчения" среды потоком сознания положение раздвоившихся линий сближаются настолько, что относительное положение их точек экспоненциально возрастает со временем. Это признак хаоса. Этот эффект в истории К. Леонтьев назвал смешением культур, определяющим направлением эволюции современной ему цивилизации. Смешение культур подразумевает в первую очередь стирание граней сфер человеческой деятельности. Стираются грани между понятиями физического и умственного труда, между понятиями аристократизма как интеллигентности, повседневной интеллектуальной деятельности и технической, социальным положением мужчин и женщин. Сочинение литературных произведений становится массовым явлением. На вопрос журналистов Отару Иоселиани по его возвращении из Франции, "что ему больше всего не нравилось во Франции" он ответил: "то, что там все пишут". В XVIII веке понятия культуры и цивилизации довольно чётко различались. В настоящее время они практически не различимы. Дистанция между народом и властью также размывается. Качество растворяется в количестве. Согласно гипотезе Е. Седова (закон иерархической конпенсации) рост разнообразия на низших социальных уровнях ведёт к гибели системы [38]. Наиболее драматичными примерами чрезмерного разнообразия общества на его низших уровнях является мародёрство во времена революционных событий - всё смешивается: власть, народ, преступный мир. Временной радиус предвидения стремительно уменьшается. Жителям Ленинграда во время его переименования в Санкт-Петербург это состояние хорошо известно: выйдя на улицу не знаешь будешь ли убит, избит или .....несметно разбогатеешь. Похоже, что Седов прав.
Хаос потока сознания наступает, когда нет притока "воды сознания" в его дельту, как и нет из неё оттока. Это Броуновское движение. Внешне всё неподвижно, но внутри жизнь бурлит, не совершая никакой коллективной работы. Но если по каким либо причинам уровень "воды сознания" начнёт возрастать настолько, что она сможет выйти из берегов и, разлившись, образует свой новый поток. Такой причиной может быть осознание людьми, что "так дальше жить нельзя" и что надо им самим в чём-то измениться. В этом случае должен происходить процесс, обратный размельчению структуры, т. е. её укрупнению.
Воды рек размывают берега, меняют химию грунта и т.д. Соответственно меняются их русла. Так и исторические потоки. Своей деятельностью люди меняют граничные условия своего бытия, которые влияют на последующий ход событий. Как в математике дифференциального исчисления - меняются граничные условия, соответственно меняются и решения того же уравнения. Река, размывая берег, не знает своего будущего русла. Она течёт куда ей проще. Так и людям, изменяя условия своего бытия, не дано знать будущее своего потока сознания - людям не дано знать о последствиях своих действий, изменяющих условия своего бытия, т. е. тех граничных условиях, которые определят направление бега времени.
Как и судьбы рек, длительность стабильного течения потоков сознания людей и народов зависит от частоты обновления условий их течения. Широта поля чувственных восприятий непрерывно расширяется и рано или поздно настолько, что неминуемо возникает бифуркация стационарного потока - в результате рождаются новые русла течения сознания, обогащающие личность, как и неизбежно ускоряющие истощение потока её сознания, ускоряя иссыхание. Песчаные часы - это символ симметрии рождения, созревания и смерти. Круговорот воды в природе (гидрологический цикл) -- процесс циклического перемещения воды в земной биосфере, обновляющий потоки рек вновь очищенной родниковой водой и влагой осадков, который поддерживает пространственно-временную структуру потока. Круговорот потока сознания в природе народов поддерживается смертью (превращение в грунтовые воды) прошедших весь этот цикл частиц носителей потока и рождением их нового поколения, чистого как воды родников. Но воды родников не очищаются полностью. Этим они несут память о состоянии предшествовавшего цикла, влияя на последующий. Так рождаются, зреют и умирают менталитеты людей и культуры народов. Судьба и тех, и других зависит от напора жизни главного потока и прочности (материи) почвы. Для частиц потока почвой является сам поток, определяющий бег и направление их движение. Для людей почвой является поток культуры народа (расы). Если поток сознания нации турбулентный, то и менталитет людей неустойчив и непредсказуемы их действия. Для Достоевского почвой была вера в Христа (Г. Померанц). Для марксистов - вера в силу разума, оказавшейся песчаной почвой.
Зависит течение потока также и от катаклизмов как внешних, так и внутренних - обвалы гор, оползни, землетрясения, социальные революции изменяют русла потоков или замутняют тинистой массой сам поток настолько, что материя (форма русла) приобретает иную структуру. Поток сознания как бы забывает своё прошлое. Гибель культуры наступает, когда уходящему поколению нечего передать приходящему кроме плюрализма мелких мыслей путаницы старческого маразма. Но опыт показывает, что из этой путаницы рождаются новые культуры. Нет идей правильных или ложных. Идеи как птицы порхают в пространстве потока времени. Все птицы являются творениями природы. Идеи, как птицы, бывают лишь уместные или не к месту. Наивные идеи более судьбоносны, чем глубокие. "Самые тихие слова приносят бурю" (Ф. Ницше).
Судьба культур Древней Греции является этому подтверждением. Во "Всеобщей Истории" К. Вебер обобщает динамику цикла потока сознания греческой цивилизации следующим образом: "Мы видели, что греческий гений уничтожил и разбил мало-по малому строгие формы и узкие пределы восточной организации, распространил личную свободу и равенство прав для всех граждан до крайних пределов и, наконец, в своей борьбе против всяких ограничений своей свободы, чем бы то ни было, традициями и нравами, законами и условиями, потерялся во всеобщей нестройности и непрочности" анархии инстинктов. Но из дельты этого иссыхающего потока, выродившегося в общество разбойников и пиратов, возродился новый поток сознания великой своей красотой и мощью Византийской культуры. Согласно Л. Гумилёву, византийцы знали, что произошли они от пиратов и разбойников. Но по неведомым нам причинам решили, что дальше пиратством и разбоем жить нельзя. Кто-то придумал невероятный миф, что произошли они от святых. В это поверили. Поверив, они создали замечательную культуру, привнёсшую в мир добро и красоту и изменившую мир. Можно привести много других подобных примеров.
"В истории каждого отдельного государства действуют те же законы, как и в истории всего человечества: народам нельзя избежать судьбы своей, им даны моменты развития и гибели, через которые они должны пройти. Гениальность правителей, как и чистота нравов народа, могут отсрочить гибель, но отвратить её не могут". До сих пор этому утверждению Николло Макиавелли не найдено опровержений.
Как и все элементы природы человек обладает хранимой в "сосудах добра и зла" внутренней энергией, определяющей уровень его индивидуального напора жизни (св. Августин). Энергия производит работу имея лишь открытые каналы для её стока (сброса). Инстинкты или интуиция, заложенные природой в человеке, как средство самосохранения, есть селектор кранов, открывающих соответствующие каналы памяти потока сознания для сброса напора внутренней энергии индивидуума. Переключаются они в результате мгновенной реакции на мгновенное изменение состояния природы. Интеллект - это переключатель каналов с задержкой (надо подумать), нацеленный на будущее. Если это так, то нельзя не согласиться с Бергсоном: - "Есть вещи, которые способен искать только интеллект, но сам он никогда их не найдет. Их мог бы найти только инстинкт, но он никогда не будет их искать" [30]. Интуиция, - это бифуркация потока сознания, возбуждённого инстинктом, сделавшегося "бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своём предмете и расширять его бесконечно". Интеллект без поддержки интуиции способен плодить лишь тавтологию. Инстинкт как и интуиция без поддержки интеллекта способны к оформлению мысли лишь в чувственную не передаваемую языком форму. Сочетание изощрённого инстинкта и глубокой интуиции с высоким интеллектом является редким даром, выделяющим Больших поэтов, художников, философов из толпы посредственных.
Анализу работ Бергсона посвящена масса публикаций. Получили они живой отклик в основном среди интеллектуалов гуманитариев (среди них был и советский писатель А. Платонов). Доступна общественности полемика Бергсона с Эйнштейном, не принимавшим ряд основных положений его философии. Именно позиция интуиционизма была причиной, в силу которой А. Эйнштейн не понимал А. Бергсона. Он писал: "Не существует логического пути, который привел бы от эмпирического материала к общему принципу, на который потом могла бы опереться логическая дедукция. ... Я не верю, что существует путь к познанию через индукцию; во всяком случае, это никак не логический метод. В общем можно сказать так. Путь от частного к общему интуитивен, путь от общего к частному - логичен". Многие суждения А. Бергсона не вписывались в традиционные представления того времени. Но позже оказалось, что именно эти новое представления о типах связи пространства и времени уже складывались в недрах молодой науки, называемой "синергетикой", исходящей к работам французского математика А. Пуанкаре. Философская интуитивная концепция эволюции Бергсона является единственной, имеющей столь много точек соприкосновения с современными математическими моделями эволюции космоса. В указанных моделях имеют место стадии неустойчивости, режимы с обострением, в ходе которых происходят качественные изменения. В них учитывается не только влияние более ранних стадий на последующие, т. е. прошлого на настоящее, но и будущего на настоящее. Современная квантовая физика во многом подтверждает идеи Бергсона. Особенно активно это стало обсуждаться после выхода в свет работ Г. Перельмана. (См. как пример, публикацию А. В. Дахина "Философский смысл теоремы Пуанкаре-Перельмана и глобальной пространственной структуры вселенной"). Философия Бергсона, в отличие от большинства философских систем прошлого, дуалистична. "Мир для него разделен на две в корне различные части: с одной стороны - жизнь, с другой - материя, или, вернее, то инертное "что-то", которое интеллект рассматривает как материю, которую ему приходится преодолевать. Вся вселенная есть столкновение и конфликт двух противоположных движений: жизни, которая стремится вверх, и материи, которая падает вниз. Жизнь есть единственная великая сила, единственный огромный жизненный порыв, данный единожды, в начале мира и встречающий сопротивление материи; борющийся, чтобы пробиться через материю; постепенно узнающий, как использовать материю с помощью организации; разделённый препятствиями, на которые он наталкивается, на различные течения, как ветер на углу улицы; частично подавляемый материей вследствие тех изменений (adaptations), которым материя его подвергает; все же всегда сохраняющий свою способность к свободной деятельности, всегда борющийся, чтобы найти новый выход, всегда ищущий большей свободы движения между враждебными стенами материи" - так комментировал работы Бергсона философ Б. Рассел, классифицировавшего её как иррациональную. Современники Рассеяла упрекали его в "наслаждении" от ниспровержения философских авторитетов из когорты иррационалистов и субъективистов, к которым он относил и Бергена. Увлёкшись критикой его "интуитивистского нетерпения", упустил Рассел более важное: Бергсон явил собой прекрасное доказательство того, что интуиция является высочайшим даром природы, данным живым существам для выживания.
Чувство потока сознания (точнее говоря - потока жизни), люди испытывали намного раньше в "библейские времена", используя понятие "дерева жизни" как аллегорию мироздания, воплощающую не только пространственные, но и временные координаты его эволюции.
Ничего нет священнее Дерева Жизни .... Дерево Жизни, коего люди - частички, клеточки, точечки.
Константин Леонтьев
Символическое понятие дерева жизни очень близко сравнению потока сознания с потоком рек и образованием их дельт: из корневой системы одиночного стебля под напором энергии жизни появляются боковые отростки, раздваиваясь, образующие со временем богатую крону. В работе иллюстрация явления бифуркации начата с бифуркации русел рек по той простой причине, что автору это явление более понятно, чем бифуркация в развитии живых организмов.
Если признать философию А. Бергсона и К. Леонтьва, то можно придти к мысли, что инвариантом смысла жизни в Природе является "страстная приверженность к жизни", интуитивно вызывающая потребность к поддержанию непрерывности потока сознания как исторической связи времён, передающей культурные особенности накопленного опыта от поколения к поколению, расширяя тем самым поток сознания людей и их жизненную силу, активируя кровеносную и нервную систему общества :
Восстанавливаются одни из других непременно,
И не уходит никто в преисподней мрачную бездну,
Ибо запас вещества поколениям нужен грядущим.
Но и они за тобой последуют, жизнь завещая.
Тит Лукреций. О природе вещей.
"На древних обычаях и мужах держится Римское государство" (Цицерон). Это был период расцвета римской демократии. В современном мире, судя по мощи сопротивления вэстернизации, наибольшую страстность к жизни сохранили мусульмане. В общем, цель жизни не в том, чтобы жить недостойно или слишком долго, а в другом - жить хорошо и долго (Аристотель). Для этого необходимо поддерживать полноводность потока сознания своей индивидуальной и национальной культуры.
Именно эта память распространяет начало индивидуального потока сознания в прошлое, увеличивая напор жизни и, тем самым, усложняя, углубляя и расширяя интеллект индивидуума и народа, как суммы индивидуумов. Инстинкт - это память прошлого, передающая "алгоритм" дробления и ветвления линии жизни живой материи в процессе её эволюции. В этом алгоритме закодирована культура народа. Знание истории способно оказывать влияние на человеческое воображение, сквозь века возбуждая память об ушедшем прошлом, как и напор жизненной энергии. ".... История воздействует на восприимчивые души своими памятниками и мемориалами, названиями улиц и площадей, архитектурой, изменениями в моде, политическими событиями, традиционными праздниками, церемониями и парадами, литургиями"[34].
Настоящее является мгновением нашего текущего ментального состояния. Переживание прошлых событий переводит их из категории прошлого в категорию настоящего, влияя на ментальность так же как и текущие события. Глубина отпечатка в менталитете людей непосредственно наблюдаемых событий и воображаемых зависит лишь от глубины вызванных ими переживаний. Воспоминания прошлого могут более существенно изменить структуру русел потока сознания нежели непосредственно наблюдаемые события. "Конечно, это происходило только в помышлении, но никто лучше Достоевского не понимал, как помысел, утвердившийся в сознании, может вдруг открыть дорогу к поступку" (Г. Померанц). История как обоюдоострое оружие. Её знание может ориентировать поток сознания как на добро, так и на зло. "Каким мы видим наше прошлое, таким будет наше будущее". Этот афоризм я увидел на огромном плакате в одном из маленьких городков США. Большевистская революция распалялась ненавистью людей к своему "проклятому прошлому" и их стремлением к светлому будущему. Вскоре обнаружили, что светлое будущее оказалось более тёмными, чем ненавистное прошлое! Память тёмного прошлого погасила свет мечты о светлом будущем.
Читателя может смутить столь не научное аллегорическое изложение научной гипотезы. Но таков уж предмет изучения. "Математика - средство для познания мёртвых форм. Средство для познания живых форм - аналогия. .... Природу нужно трактовать научно. Об истории нужно писать стихи" (О. Шпенглер, 1880 - 1936). Но история есть одна из форм природы. Значит и о природе надо писать стихи!? Как это писали наши предшественники, из поэтических аллегорий которых родилась современная естественная наука "массо и тепло переноса". Подвергаемая ранее инасмешкам теория теплорода (тепловой жидкости) явилась одной из основ современных методов решения тепловых задач практики. Самым удивительным для большинства читателей, повидимому, явится тот факт, что в математическом плане (теория упругости твёрдых тел) упругие тела рассматриваются как жидкости.
1-1-2. Метафизика этики
Природа - это открытая сложная динамическая система [10].Это значит, что в природе всё взаимосвязано. Таково свойство систем, по определению. Таково свойство природы, замеченное нашими предшественниками. "Всё во мне и я во всём - это сказал Тютчев, мой поэт", - писала Фаина Раневская в своём дневнике. Значит, и Раневская могла сказать это о себе. "По всей вероятности будучи, как все существующее в мире, грубо матерьяльным, я так же бесконечен, как материя, из которой состою. Отсюда моя постоянная взаимосвязь со всеми матерьяльными частичками, из которых состоит мир, если, конечно, он материален, в чем я глубоко убеждён" (В. Катаев. "Трава забвения", 1960). "... ты внезапно осознаёшь, что никакого тебя не существует вне связи со всем немыслимым, чем является жизнь" (Р. П. Уорен, "Потоп"). Следовательно, нет независимых, как и нет безответной свободы. Всё наблюдает за всем, вплоть до мельчайших частиц природы (вплоть до электрона на краю галактики, изменение энергетического состояния которого может повлиять на движение тел на Земле. И наоборот: события на Земле влияют на состояние электрона на краю галактики (J. Crutchfield. Chaos. N Y. 1998.). Следовательно, все ответственны за всё. Любое действие любого индивидуума каким-то образом отразится на ком-то другом. Чувство связи людей с природой и друг с другом, как её частями, наиболее ясно проявляется в годины бедствий большими художниками: "Посмотрите, какова сила убеждения воздуха после грозы! Все заслуги мои сами собой выплывают и завладевают мной тогда, как бы я ни сопротивлялся. Я марширую, и темп моего марша есть темп этой стороны улицы, этой улицы, этого квартала. Я по праву в ответе за все двери, за столешницы, за тосты пьющих, за любовные пары на их кроватях в коробках новостроек, в темных подворотнях у брандмауэров, на оттоманках в борделях. Я ценю и прошлое свое, и будущее, находя и то, и другое превосходным, не отдавая преимущества никому, только сетуя на несправедливость прозрения, осыпающего меня своими дарами" (Ф. Кафка. "Созерцание"). Мандельштам так передал это чувство:
Тает в бочке, словно соль, звезда,
и вода студёная чернее,
Чище смерть, солёнее беда,
и земля правдивей и страшнее.
Духовность - это не вера в Бога. Духовность - это способность чувствовать и сопереживать состояниям окружающих, как и способность идти на жертвы ради гармонизации человеческих отношений. Религия лишь придаёт форму и направления потоку религиозного сознания. Религиозность является производной духовности. "Религия как дно моря в самом глубоком месте, и дно остаётся спокойным, какие бы высокие волны не вздымались на поверхности" - писал Л. Витгенштейн. А это значит, что религия предохраняет сознание от затемнения мутными волнами мелководья.
Популярный американский философ, искусствовед и историк J. Campbell в книге "The Power of Myth" (Сила мифа, 1987), писал: "всё развивается во взаимосвязи со всем, и мы не можем кого-то винить в свершившемся". Эту мысль по другому высказал около 2000 лет тому назад Св. Иоан: "Кто согрешил в одном, тот становится виновным во всём". Как в паутине, каждый узелок которой чувствует вибрации всех других и, в свою очередь, передаёт свои колебания остальным.
Сообщества людей подобны иерархиям связанных друг с другом паутин, невидимые нити которых объединяют людей чувствами любви, сопереживания, взаимопомощи. Динамика спектра ритмов чувств членов сообщества отражает поток его обобщённого сознания, называемый духом или контекстом времени, определяющим структуру людской паутины. "Сочувствие, как искра, зажигающая в человеке беспокойство о других - клей, на котором держится социальная жизнь" (Hoffman, 2003).
Приведённая бесхитростная ассоциация природы с паутиной вызвана лишь желанием визуализации данного представления о её структуре. Тем не менее у наших предков эта ассоциация была вызвана более глубокими чувственными побуждениями. В верованиях одних народностей России убийство паука расценивалось как богоугодное дело, у других - как большой грех. Зинаида Гиппиус в своей поэзии, как и Ф. Достоевский в "Преступлении и наказании" прибегали к подобным ассоциациям, передавая понимание своего чувственного восприятия окружающего. Паутина в фольклоре народов мира часто фигурирует как символ модели мира, а паук как символ вечности. [О. Черепанова "Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"]. Это свидетельствует, что подобная абстракция имеет более глубокие основания. Паутине людских сообществ, как и пауку, всё ведомо! Человеку же, как элементарному объекту (узелку) паутины, но считающего себя субъектом, не ведомо как, когда, и на ком откликнется его свободное действие. Наши предки, чувствуя это, обобщили данный феномен природы понятием Бога:
Каждый им шелест
Внятен и шорох.
Остерегайся зоркого неба. ..
Каждый им волос
Ведом на гребне. ....
Тысячеоки Боги как древле...
Не земнородных,
Бойся незримых!
Эти строки из стихотворения М. Цветаевой, цикла "Разлука". "Нет ничего яснее скрытого, виднее малейшего; вот почему благородный муж осторожен к тому, чего не видит, боится того, чего не слышит" (Чжун-юн).
Для героини "Бесов" Достоевского Хромоножки "А по-моему, говорю, Бог и природа есть все одно". Бог - это Природа. К Богу (к богам) прислушивались как к верховному судье, пытаясь найти ответы на вопросы этики бытия, способной придать сообществу ментально разнообразных людей единое гармоничное природе (Богу) "человеческое лицо". "Окружающие вещи могут породить в нас недоверие - они не упорядочены, они быстротечны, они враждебны нам, - но и они вовсе не таковы, какими кажутся нам. Вещи - лишь знаки. Надежда и вера возвращаются в мир, потому что весь мир - это собеседование, которое Господь Бог [природа] ведёт с человеком" - утверждали богословы средневековья [29].
Историческая память народа - это как дневник естествоиспытателя, в котором отражены его наблюдения (собеседования с природой) в попытках постичь тайны связей событий (бытия). Осмысливая ход исторических событий, но не понимая их природы, люди называли это волей Бога. Как в современной науке: законы взаимного притяжения тел можно рассматривать как волю бога (именно так трактовал это Ньютон), либо как непонятный феномен гравитации. Толкование законов физики Ньютоном как проявления замысла Бога нисколько не отразилось на нашем использовании этих законов. Но контекст и последствия таких пониманий различны. Несоблюдение законов неживой природы приводит к материальным катастрофам (обвалы мостов, зданий, ... . ). Несоблюдение законов живой природы приводит к духовным катастрофам, непредсказуемо меняя ментальность людей.
Чтобы избежать социальные катастрофы наши предки, прислушиваясь к Богу, стали добровольно заковывать себя в кандалы ... совести. Совесть - это самосуд за свободно принятое решение. Созидательная свобода - это добровольно возложенная на себя несвобода. Безответственность свободы все превращает в балаган (А. Блок). Эту добровольно принятую несвободу назвали чувством ответственности за слова и дела, приравняв её к императиву долга. "Там где единство народа, там и свобода", так обобщил Н. Макиавелли свои наблюдения истории средневековья. Бесспорно, что "Знание - Сила". Несравненно большей является та "... сила, которая лежит в единстве народного сознания, в одинаковых мнениях и общих целях" (Ф. Ницше).
Ответственность - это проявление заботы о будущем своём и, следовательно, окружающих. Ответственность - это чувство тревоги надвигающейся или возможной опасности. Это одно из основных положений Морального Закона природы человечества. "Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен" (А. Бергсон).
Атланты держат небо
На каменных руках.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то -
И небо упадет.
Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А. Городницкий. 1963
Каждый ответственен за всё, вплоть за состояние электрона на краю галактики. Понимая непосильность для человека такого бремени, Э. Кант пришёл к императиву о невозможности извлечь конкретные нормы, которым человек должен следовать в специфичной ситуации из самого морального закона. Принятие ответственности является свободным выбором каждого. Согласно Моральному закону стремление исполнить долг должно быть равносильным стремлению человека к счастью, как стремлению к обладанию ценностями, за которые стоит пожертвовать даже собственной жизнью. Любой добровольно возложенный на себя долг является проявлением любви и сострадания к людям. Так понимал это И. Кант.
"Термин ответственность я применяю не просто в смысле ответа за поступки, а в смысле чувства долга и обязанности перед миром. Это не юридическая установка ума, а нравственная категория совести, данная Творцом всем личностям; это нравственное Начало Самого Творца. В мире свободного выбора феномен ответственности является компенсирующим фактором, возвращающим вектор наших отклонений к стержню нравственного замысла. Будучи компонентом нравственности, он функционирует как элемент свободного выбора. Личности не только дано право на грех (со всеми вытекающими последствиями), но и право на самостоятельное исправление. Ведь она сама выбрала жизнь во лжи. Почему кто-то, без её ведома, должен её спасать? Дайте ей насытиться, и дайте ей самой выбраться - её право. Мы можем иметь своё мнение, но должны уважать это право" (А. Жид). Ж. П. Сартр писал: "Человек страшится быть единственным источником своей безосновной свободы, страшится быть единственным источником ценностей, ему тяжко нести бремя ответственности. Он пытается оправдать свои действия якобы не зависящими от него объективными причинами, скрыться за какой-нибудь маской (социальной ролью, например). Таково "неподлинное", "неаутентичное" существование. Но и в этом случае любая маска, любая роль - результат, в конечном счёте, Свободного Выбора. Человек, поистине, "осуждён быть свободным". Будучи свободным, человек отказывается брать на себя отвественность за свободу своих действий. "Состояние свободного человека -- состояние предельной незащищенности. Свободный человек не думает о будущем, не заботится, что случится с ним через год, через день, через минуту; он знает, что самое высокое, самое глубокое в нем -- не от него и что оно вечно" (Г. Померанц).
У людей всегда под рукой "мальчики для битья". В своих неудачах обвиняют то Богов, то Муссолини, Гитлера, Сталина. Сейчас мальчиком для битья становится Наука. Обвиняют даже язык, обманным путём закрепивший рабство женщин и т. д. в бесконечность. "Не от Петра, а от нас самих зависит, как мы сегодня живем. Обстоятельства сужают выбор, но выбор всегда есть" (Г. Померанц).
Свобода воли состоит в невозможности знания действий, лежащих в будущем. Пространство свободного выбора ограничивается интеллектуальным пространством личности, потоком его сознания, возникающим при наблюдении происходящего. Чем шире пространство им охваченное, тем больше возможностей свободного выбора. На нехватку свободы жалуются мало на что способные и лишённые чувства ответственности.
Ответственность - это проявление закона самосохранения. Гармонию своего покоя (стабильности) природа самосохраняет посредством естественного отбора наиболее ментально приспособленных к изменённым условиям обитания. Соответственно отбирается и наиболее жизненная структура их социальных отношений (структуры власти и морали). Беда в том, что выбирают не люди. Выбирает Природа, по своим только ей известным правилам, своей локальной негэнтропией. Природа не демократична, а иерархична. Природа холодна и безучастна. В языке природы нет слов добра и зла, разумного и неразумного. Это слова людей. "Гуманно может быть сердце того или другого правителя. У идей нет гуманного сердца. Идеи неумолимы и жестоки, ибо они суть не что иное, как ясно или смутно осознанные законы природы и истории!" - писал Константин Леонтьев, вошедший в историю культуры как русский Ницше. Судя по всему, целью природы является сохранение стабильности. Какой ценой это достигается - над этим природа "не задумывается". Мир создан не нами. Мы созданы миром. В действительности мы впадаем в наши собственные ошибки и иллюзии, и нам трудно обнаружить, что мы ошибаемся, поскольку мы лишь частички этого мира. Принимая свои действия как проявления своей свободной воли, мы не задумываемся над тем, что мир предоставляет нам выбор. Природа сама не может ошибаться, потому что она ничего не утверждает. Это люди ошибаются, когда формулируют свои ожидания. Люди меняют условия своей жизни. Соответственно меняются условия стабильности. Природе приходится доступными ей средствами восстанавливать нарушенную стабильность. Марксисты полагали, что введя всеобщее равенство они стабилизируют мир всеобщей любовью. Им это удалось в России и Германии лишь путём жесточайшего террора и то лишь на короткое время.
"Отметь это на будущее и запомни. Конец приходит внезапно" (Д. Джойс, "Улисс"). Природа "честно" предупреждает о своих намерениях, приступая к отбору нового порядка. Симптомом такого предупреждения является поведение людей. Появление незначительных завихрений спокойного потока жидкости при ускорении её течения является предупреждением, что пора сбавить скорость, а то беда может случиться! Ответственность - это чуткое вслушивание в многоголосье природы.
Судя по всему Ленин эти сигналы природы понял, осознав безответственность своих действий, но поздно. В 1922 году он признался, что большевики сделали "все ошибки, которые только были возможны" [1]. Большевики обманывались, но не обманывали? Во всяком случае не все. Ленин "во многом был осуществителем темной миссии, но он глубоко верил в то, что его деятельность направлена на благо человечества" (Д. Андреев).
"Эту страну мы потеряли. Нам хана. Уезжайте, батенька" - такой совет дал Ленин Горькому (из воспоминаний А. Кончаловского беседы его деда с сыном Ф. Шаляпина). "Политическая ошибка хуже преступления". Эти слова, приписываемые Жозефу Фуше, высказывались много ранее. Ошибка, которая хуже преступления, была совершена - большевики взрывоподобно изменили условия обитания людей, и всё внезапно изменилось: бутылка откупорена, и Джин вырвался на свободу. Лёд тронулся - события вышли из под власти людей. Этим взрывом люди были "выброшены из своих биографий, как шары из бильярдных луз" (О. Мандельштам), а героем времени становится человек без биографии. Природа приступила к естественному отбору этой новой породы людей без биографий (новых русских), способных быть счастливыми в среде диктатуры разума пролетариата. В данном контексте словосочетание "естественный отбор" означает, что ход событий становится не подвластным воле людей.
Природа всё-таки предоставляет пространство для реализации свободной воли. Мартин Лютер, ссылаясь на Библию, проповедовал, что когда Бог посылает невзгоды, он проявляет любовь к людям. Этим он предупреждает их о необходимости ответственных действий: "Он (Бог) милует, когда Он испытывает, и карает, зовя своей суровостью к покаянию, любя людей" (М. Лютер. "О рабстве воли"). Работа сил природы над отбором новой породы советских людей подробно и образно изложена в романах Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" и "Собачье сердце". Естественный отбор "новых советских" в представлении Булгакова не вполне согласуется с видением Дарвина, который делал основной акцент на индивидуальные способности организма к приспособляемости. Естественный отбор, по Булгакову, ближе к философской концепции бифуркации "потока сознания", когда мутация вида живых организмов проявляется в кооперативности изменения ментальности членов этого вида [30].
1-1-3. Язык - средство передачи мыслей на расстояние
Все мысли правильные. Нет мыслей не правильных, поскольку все они являются частями природы. Для природы все равны - как умные, так и идиоты (шизофреники). Разница между ними заключена в спектрах ритмов частей природы, вызывающих резонансы ритмов ментального состояния. "Безумие не следует воспринимать как болезнь. Быть может, как внезапное изменение характера" (Л. Витгенштейн). Мысли бывают лишь глубокие или мелкие (плоские). Всё зависит от тех частей природы, которые вызвали отклик в чувственных сферах сознания наблюдателя и от того, как копии отклика в нём отобразились. Согласно философии Д. Юма, разум сам по себе - всего лишь беспорядочное накопление бессвязных впечатлений, едва ли способное претендовать на субстанциальное единство, непрерывное существование и внутреннюю сообразность, не говоря уж об объективном знании. Любой порядок, любая связность - в том числе те, что в своё время породили идею человеческого "Я", - следует понимать лишь как выстроенные самим разумом вымыслы. Разум, как современный сканер, может сканировать объект в индивидуальной последовательности (может сканировать сверху вниз и наоборот, начинать с самого привлекательного участка и т.д.), указанной его (сканера) пользователем. Отображения одного и того же объекта будут существенно разниться. Разум, не долго думая, воспринимает разные копии объекта за разные сущности. Адекватность этих образов зависит от широты и утончённости потока сознания, вызванного в наблюдателе внешним воздействием. Обладающие этим даром "творят не размышлениями, а врождённым инстинктом" (А. Бергсон). Распространено мнение, что Достоевский именно в припадках эпилепсии, расширяющей диапазон воспринимаемых ритмов природы, постигал то, что обычно скрыто от "нормальных" людей.
Рассудок? Но он -- как луна для лунатика!
Мы в дружбе, но я не его сосуд.
Б.Пастернак
Это позволяет одарённым людям из отдельных наблюдений плести узоры ткани индивидуального видения частей бытия, гармонично сопрягающиеся друг с другом, и доносить эти образы с помощью языка до окружающих.
Но не дано нам знать мысли людей. Чужая душа - потёмки. "Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли". Этот афоризм приписывают Талейрану, министру администраций Франции времён Директории, Наполеона, и вплоть до Реставрации, вошедшему в историю как символ лицемерия и безнравственности. Но не следует это связывать лишь с нравственными пороками людей. Такова природа языка. Язык является упаковкой для мыслей перед отправкой их адресату, как коробка для отправляемой почтой посылки. Отправителю посылаемой мысли приходится её безграничное чувственное содержание втиснуть в ограниченные размеры упаковки. Не уместившиеся части этого образа не передаются. Другие искажены несоответствием им доступных форм упаковки (словарного запаса, культуры и стиля изложения посылающего). "Может, я очень худо сделал, что сел писать: внутри безмерно больше остается, чем то, что выходит в словах" (Ф. Достоевский). Получателю же предстоит решить задачу не из простых: по обрезанному и деформированному упаковкой разгадать содержание посылки.
Словно Врубель наш вдохновенный
Лунный луч тот профиль чертил.