Аннотация: Запретное искусство. Статья о суде над кураторами выставки "Запретное искусство".
За весну-лето 2010 года произошло много любопытного в окружающем меня мире.
Хочется высказаться.
Вот, например, об оскорблениях религиозных и эстетических чувств.
Мои эстетические чувства страшно оскорбляются, когда я наблюдаю по телевизору сериал "Кармелита" или какой-нибудь иной продукт массовой культуры. Гнев, подобный девятому валу с картины Айвазовского поднимается в моей душе, когда я смотрю рекламу нелюбимого лимонада или бытовой техники.
Думаю, надо подавать в суд.
Там, я скажу пронзительную речь, что культ потребления, воспетый Уорхолом и Лихтенштейном, противоречит моим нравственным императивам. Что это ведет к расслоению общества, ибо всем хочется иметь позолоченный шестисотый мерседес, а от невозможности приобретения оного развиваются губительные неврозы. Я попрошу наложить штраф на телеканал, который унижает мое достоинство в 20.000 рублей госзарплаты. Попрошу наложить штраф на кампанию, рекламирующую прокладки, ибо это оскорбляет меня как существо мужского пола.
Но, почему-то, кажется мне, что судья лаконично пошлет меня на хуй.
И будет прав.
Почему же было принято к рассмотрению идиотское, с точки зрения юридического поля , дело по выставке "Запретное искусство"?
Ведь и в моем выдуманном иске, гипотетический судья мог мне сказать, мол, не любишь сериал "Ранетки", оскорбляют твои религиозные чувства телефильм "Возвращение Будулая-7", ну так и не смотри. Будешь счастлив и спокоен за свою хрупкую и ранимую экзистенцию.
Но ведь и на осуждаемой выставке было множество предупреждений и смотреть на объекты можно было только через отверстия в фальшстенах. Вот и не смотрели бы.
Ан нет.
Посмотрели и оскорбились.
Отчего так повернулись обстоятельства, что этот экспозиционный проект стал фетишем для всего патриотического люда?
А ответ предельно прост и пошл в своей простоте.
Просто мы сейчас гораздо более патриархальны и архаичны, чем во времена Советского Союза. Тогда, мы тянулись к непонятному и неведомому искусству подпольной арт-альтернативы. Сейчас, это интересно только очень узкому кругу людей.
По сему, нам остается пройти еще разок путь от бульдозерной выставки к самопальным квартирным или дачным галереям.
Но ведь есть "Винзавод", ГЦСИ, ММСИ......., гневно воскликнет иной ретивый читатель.
Есть.
Но эти институции точно так же финансово ангажированы, как и телевидение, кормящееся от рекламодателей. Я надеюсь, мои читатели не столь наивны, чтобы поверить в чудо-галерею, которая подберет на улице талантливого художника и выставит его, совершенно ничего за это не спрашивая?
Еще есть имитация диалога с Церковью. Это я о выставке "Двоесловие", что прошла в храме Свт.Татьяны. Когда мы выдавали Константину Звездочетову его "храм-мухомор", из временного хранения ГТГ, были мысли о кощунстве. Кстати, гораздо более обоснованные, чем невнятное блеяние прокурора на суде над Ерофеевым и Самодуровым.
Когда я был на вернисаже "Двоесловия", меня поставила в тупик экспозиционная концепция этого проекта. Так и не понял я своим скудным умишком идею этого проекта. Главное, не очень понятно, зачем это все надо было делать. Вскользь замечу, что это вопросы не к художникам, а конечно к кураторам проекта.
Да и потом, вы и правда думаете, что можно наладить диалог с организацией, которая сейчас рейдерски захватывает иконы и музейные пространства?? (линк)
Если так, то вы просто потеряли чувство реальности.
Вся эта кутерьма, постигшая нас в испепеляющий зной этого лета, вызвана очень простым фактом, который не принято замечать нашими правителями. Это отсутствие государственного покровительства музеям и другим культурным институциям. Начавшаяся 20 лет назад чехарда с высшим и средним образованием дает о себе знать вот в таких причудливых и уродских формах.
Дальше будет веселее.
Я предвижу развал МОСХа (а вот это совсем не за горами) и организации на его, уже довольно давно пованивающем трупе, какой-нибудь коммерческой структуры. Эта нынешняя организация уже настолько далека от интересов и потребностей публики, что существование союза художников мыслится мне абсурдной и даже местами вредной.
Конечно, будет горько и неприятно видеть, как будут выбрасывать из мастерских, расположенных в лакомых местах столицы молодых и пожилых художников. Но это следующий шаг общества, у которого телесериал вызывает больше переживаний, чем произведение искусства.
Кирилл Алексеев, искусствовед, хранитель ОНТ ГТГ