Никогда не любил сектантов. Неприятные люди, серые и, чаще всего, малограмотные. Дело даже не в том, что они вредят социуму, оказывая негативное влияние на граждан. Плохо конечно, но вполне закономерно в обществе, где нет определяющих принципов и, в самом лучшем случае царит двоеверие. Вот что действительно нехорошо, так это то, что реклама и вербовка в секты производится настолько тупым и однотипным образом, что поневоле озадачиваешься общим психическим здоровьем нации. Неужели, действительно, чем проще разводка, тем чаще люди попадаются?
Под сектами я, в общих чертах, понимаю любые сообщества людей, где культивируется идея "знания недоступного непосвященным", где агитация навязчива, а цели (в конечном итоге) материально корыстны.
Возможны варианты этого определения.
Помнится в 1992 году, Американский Евангелический Совет направил в Россию десант своих проповедников, для "окультуривания и просвещения". Десант высадился в Москве и проследовал по Волге через Углич, Муром в Кострому.
Было их человек 30, все великолепно одеты, буклетов и рекламных материалов - несколько огромных фур. Я в этот момент работал в издательском отделе Московской Патриархии и приехал с очередной партией душеспасительной литературы в Кострому. Путь мой лежал дальше, в город Галич, но, всё же пришлось задержаться на некоторое время в этом милом месте. В частности, своими глазами видел как одним махом, протестанты крестили в бассейне 400 человек. И это за один "сеанс", а ведь их было множество в то лето.
Возвращаясь по окончании командировки через Кострому, по прошествии несколько дней, мне довелось побеседовать с врачом скорой помощи, который приехал по вызову в дом, где я остановился.. Он безрадостно поведал мне об увеличении случаев суицида в городе за последние несколько дней.
Врач был толст, вонюч и угрюм. От него попахивало свежевыпитым алкоголем, что делало его несколько дидактичным и занудным. Симпатий он вызвать не мог "по определению".
После отправления всех медицинских формальностей, мы столкнулись с ним в общей кухни коммунальной квартиры, где я готовил себе неизменную яичницу, а он вышел покурить. Так я и узнал о печальной костромской статистике "новообращенных". Собственно говоря, я не расспрашивал специально врача, он сам горестно повествовал, и без моих вопросов. Звали его Миша. Было ему 27 лет отроду.
На мой вопрос, почему он думает, что всему виной сектанты он меланхолично посмотрел на меня тяжёлым взглядом не спавшего долгое время человека и ответствовал, что после массово индуцированной эйфории следуют (также в коллективном порядке), приступы депрессии. А в своих крайних проявлениях это приводит и к суицидальным мыслям. Если психика изначально малоустойчива, то такие вещи совершенно неизбежны.
"Как говорится, "кто много смеётся, тот и много плачет", или "любишь ледок, люби и холодок", короче, кому как нравится", - добавил он напоследок своей короткой лекции.
Вспоминается одно моё случайное посещение некой организации в помещении бывшего кинотеатра "Новатор". Это было также в середине 90-ых, когда люди окончательно перестали верить тому, что им "вешают" с экранов и начали самостоятельно искать идеи, могущие хоть как-то отвлечь их от хаоса в стране.
Я искал помещение для небольшой фирмы, занимающейся оформлением таможенных документов, где работал мой товарищ. Демонстрируя арендные площади, наш провожатый провёл нас мимо неиспользуемого зрительного зала, где на сцене несколько женщин и мужчин в причудливых одеяниях воздевали руки громко хохоча и подёргиваясь. Публики в зале было человек сорок. Кто-то вскакивал, кто-то сидел, тупо уставившись на затейников стеклянным взором. Никто даже взглядом не проводил нашу небольшую группу, прошествовавшую через всё помещение. Народ пребывал в совершеннейшем "неадеквате". Со стороны даже казалось, что это какое-то забавное театральное представление, если бы не элементарное знание азов психиатрии.
"Это наши духовидцы", - сказал директор, - "они с молодёжью работают, платят исправно, а почему бы и нет?" Помнится, мне тогда стало жутковато.
Одно время, я только и успевал отбиваться от назойливых отроков и отроковиц, пристававших ко мне с предложениями "посетить их храм, где все молятся правильно" или "посетить христианское собрание". Разумно решив, что "плетью обуха не перешибёшь", я начал глумиться над ласково-снисходительными проповедниками. В ответ на всяческие приглашения и зазывания я начал проповедовать давно забытых богов и кумиров. В мой агитационный пантеон вошли Юпитер, Геката, месопотамский прообраз Гефеста Вил-Кан, Мардук и конечно Великая Богиня финикийцев.
На моё удивление, сектантские вербовщики с большим вниманием слушали крипторелигиозный прогон. Кто поумнее - спрашивают, состою ли я на учёте в психоневрологическом диспансере, кто поглупее интересуется, где находится храм, от которого я веду работу. Последних, обычно, я направляю по адресу анонимной службы психологической реабилитации.
Существует довольно подробная инструкция, написанная немецкими школьными преподавателями для родителей, излагающая приметы сектантов. Можно было бы перечислить все пункты с кратким, адаптированным для России пояснением, но я не буду этого делать. У меня есть свои "атрибутационные признаки" ересей наших дней.
1. Сектанты никогда не производят искусства. Развитие индивидуальных творческих способностей не входит в круг интересов лидеров сообществ. Всё искусство, демонстрируемое в местах собраний сектантов, носит характер плакатной агитации. Там, нет, и не может быть "безыдейной красоты", всё подчинено воле лидеров, их установкам и правилам. Все образы однозначны и не имеют никакой другой ценности кроме пропагандистской. С большим сарказмом смотрю я на лица девочек и мальчиков в рекламных проспектах еретиков. До глубины сердца умиляют дебильно-просветленные лица с счастливым налётом легкой патологической идиотии. И ведь если бы мы увидели подобные выражения лиц на картинках в детской поликлинике, мы почти наверняка не обратили бы внимание на такие тонкие психологические моменты. Отчего же так?
2. Милые, внимательные адепты "Истинного Знания" никогда не бывают бескорыстными. Им обязательно надо, чтобы вы купили книжку, наклейку, ещё какую-либо туфту, причём довольно недёшево. Это только начало. Потом, разными путями, вас принудят заносить всё больше и больше денсредств. Чаще всего, это делается в форме мягкого шантажа. Мол, "неужели тебе денег жалко для благого дела"?
Признаюсь, когда к этому принуждают, да, жалко.
3. Вас осознанно лишают свободы воли.
Во всех религиях имеется всегда уважительное (хотя не всегда веротерпимое), отношение к конкурирующим вероисповеданиям. В Православии, например, не принята практика навязчивой катехизации и вербовки в общины. Это считается косвенным нарушением свободы выбора веры человека, пока не пришедшего к идее о необходимости Бога в своей жизни.
По мне, так этого вполне достаточно, чтобы в ужасе бежать от любых "неформальных агитаторов Царства Небесного".
Сложно понять, что ты сам думаешь о Боге. Эта внутренняя работа требует серьезного и постоянного внимания к своей собственной гордой экзистенции. Никто и никогда, обладая Высшим Знанием, не будет однотипно-безграмотно выкрикивать призывы посетить молельное собрание или какое-либо другое место, где точно знают короткий путь в Небесный Иерусалим.