Аннотация: Мысли об инвестициях в искусство. Общий смысл этого мероприятия.
Инвестировать в искусство, на первый взгляд, чрезвычайно выгодное мероприятие.
И весьма доходное, надо отметить.
Большинство рядовых обывателей с уважительным недоумением воспринимают астрономические цифры антикварных эстимейтов.
Оно и понятно.
В среднем, цены растут до 30-40% в год. И такая ситуация царит на российском антикварном рынке уже не первый год. Вполне естественно, что подобное состояние вещей должно провоцировать крупные инвестиции. Должны, наконец, появится филиалы европейских и американских аукционных домов с периодическими торгами в крупных городах России. Да и идея национального аукциона с четкой, неподкупной экспертной оценкой тоже сама собой напрашивается при таких благоприятных условиях. Соответственно, и научные институции, обслуживающие все эти структуры тоже не должны быть забыты. Другими словами, музейные сотрудники и реставраторы должны также получить увесистую прибавку к зарплате.
Однако, приходиться констатировать, что подобные мечтания не находят отклика в реальной жизни. Антикварный мир живет по несколько отличным законам, чем рынок ценных бумаг или мелкооптовый супермаркет.
Основные отличия кроются в том, что называется "ликвидность", т.е в легкости реализации товара. Вы можете приобрести чрезвычайно ценное и дорогое произведение искусства, но если оно в течение ближайших двух лет опять попадет на рынок, это может вызвать определенные подозрения в подлинности. Наверняка появятся вопрос, почему владелец решил так быстро избавиться от работы.
Ликвидность вложений в антиквариат может показаться более надежной, чем инвестиции в современное искусство. Любое произведение искусства должно сопровождаться экспертными заключениями, и вот именно в этом пункте в нашей стране все происходит с традиционно большими рисками, чем на Западе.
Невозможно обойти вниманием и проблему фальсификаций в антикварном бизнесе. Это ощутимо бьет по финансовой привлекательности вложения.
По свидетельству ряда специалистов, в числе которых и музейные эксперты "подозрительные" вещи составляют свыше 90 процентов от всего представленного на российском рынке "антиков".
И чаще всего, это объясняют несовершенством экспертно-атрибутационной системы. Западные галеристы не раз высказывали мнение, что это следствие того, что музейные и научные специалисты не несут никакой материальной ответственности за свои заключения.
В Турции, Египте или Италии производство "фальшаков" поставлено почти на промышленный поток, что в России практически нерентабельно в отсутствие массового интереса к антиквариату. Поэтому все чаще под видом известного художника появляются картины этого же времени, стилистически похожие, с поддельной подписью. Вычислить такую вещь по силам только частному коллекционеру, имеющему больший доступ к тайнам рынка, чем музейному специалисту.
Если потенциального инвестора пугает перспектива обмануться на антикварной стезе, есть весьма заманчивый вариант приобретения предметов современного искусства. Надо сразу оговориться, что под понятием "современное искусство" предполагаются имена уже фигурирующие на рынке.
Весьма чётким свидетельством ликвидности и гарантией, что через короткое время автор, которого вы намерены приобрести, не раствориться в небытие, будет выставочно-экспозиционная программа художника. Это показывает общественный интерес к творчеству, а, следовательно, и степень востребованности рынком.
Антиквариат, хоть и стабильно растет в цене, но, все равно, обладает меньшей инвестиционной привлекательностью, чем современное искусство, где однажды, открыв новое имя, есть возможность не только заработать, но и войти в историю тонким знатоком искусства.
Не надо забывать, что первое правило бизнеса - защита своих инвестиций. Необходимо помнить, что это правило было сформулировано еще в XVIII веке и до сих пор не потеряло своего смысла ни в одной отрасли вложений.
Если вы собираетесь вкладывать деньги в искусство, то готовьтесь работать с выставочными залами, галереями, коллекционерами, экспертами, реставраторами. Рано или поздно, Вам придется выпускать каталоги, организовывать выставки, участвовать в арт-салонах и прочих тусовках мира искусства.
По Вашему собранию будут судить о Вас, Вашему вкусу. Соответственно и коллекция будет представлять помимо материальной ценности зримую характеристику владельца.
И как внешний вид является первой характеристикой человека, так и инвестиционные предпочтения в мире искусства представят лучшим образом делового партнера.