Швайнер Александр : другие произведения.

Методическое пособие по боевому фехтованию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В книге изложена методика боевого фехтования, представлена и раскрыта, последовательность изучения, тактические основы нападения и защиты. Систематизированы объекты тренерского контроля для повышения уровня фехтовальщика, раскрыто содержание тактической и психологической тренировки. Книга прекрасно подойдет как и начинающим фехтовальщикам, так и преподавателям.

  Анатомия меча
   Прежде всего, что есть меч? Меч является холодным, длинноклинковым, колющим, рубящим, ударнодробящим оружием. Из чего же состоит меч? Рассмотрим на примере меча Бастарда!
   Уникальность бастарда заключается в возможности ведения поединка, как одной, так и двумя руками, несмотря на значительный вес. Общая длина меча в среднем составляет 115 сантиметров и больше, как правило, с обоюдоострым клинком, одинаково заточенным правильным и ложным лезвием, эфес меча представляет собой простую крестовину иногда с открытым полукольцом, расположенным на боковой поверхности перекрестья, служащим для защиты от поражения внешней поверхности кисти фехтовальщика.
  Бастард
  Состоит из следующих частей:
  -Эфес
  -Клинок
  
  
   Рис 1.
  
  
  Клинок состоит из:
  - Хвостовика (часть, на которую крепится рукоятка), (рис 2).
  -Клинок, (рис 2).
  -Плечи (выступающая часть клинка из соединения рукоятки), (рис 2).
  
   (рис 2).
  
  
  -Пята ((рикасо), незатачиваеммая часть клинка, служит для крепления крестовины, чаще всего снабжается клеймами, позволяет осуществлять дополнительный хват)).
  -Лезвие (правильное и ложное)
  -Острие (служит для колющего, проникающего удара), (рис 3).
  -Слабая часть (служит для нанесения удара) (рис 3).
  -Сильная часть (в основном при выполнении защитных действий принимает удар на себя, активно применяется для выполнения технического действия-полумеч), (рис 3).
   (рис 3).
  Эфес состоит из:
  -навершие (головка) служит для уравновешивания меча, тем самым улучшает баланс, также применяется для нанесения оглушающих ударов, рука фехтовальщика на навершии придает больше силы для нанесения проникающего укола, а также противодействует соскальзыванию руки фехтовальщика с рукоятки (рис 3).
  -Рукоятка (трубка), (служит для удержания меча в руке фехтовальщика ,
   (рис 3).
  -Гарда (Крестовина), (служит для защиты кисти фехтовальщика и позволяет наносить оглушающие, проникающие удары), (рис 3).
  -Полукольцо (Служит для дополнительной защиты кисти фехтовальщика с внешней и внутренней стороны, также позволяет осуществлять захват клинка противника), (рис 3).
  -Дола (Углубление вдоль клика придают дополнительную стабилизацию, уменьшают вес), (рис 4).
  
   (рис 4).
  Физика меча.
  
  
  Фехтовальный меч, прежде всего, имеет гибкий, упругий, твердый, стойкий клинок и несомненно, правильно сбалансированный!
  
  На баланс меча оказывают влияние три основных фактора:
  -Вес меча.
  -Распределение массы.
  -Центр тяжести.
  
   Вес бастарда составляет от 1,5 до 2 киллограмов. Тренировочные кинки весят на 40%-50% больше.
  
   Центр тяжести - это точка на клинке в которой меч находится в равновесии. В зависимости от вида и типа меча, как правило, центр тяжести располагается в 10-15 сантиметрах по направлению к острию. Если центр тяжести сместить дальше по клинку, то рубящие удары приобретают большую силу, но таким мечем неудобно управлять. Сместив центр тяжести ближе к эфесу, возникает ощущение, что таким клинком легко управлять, но к сожалению, рубящий удар теряет свою силу, а острие клика очень трудно контролировать.
   Очень важно, чтобы центр тяжести располагался в правильном месте! Фехтовальный меч должен легко управляться и именно поэтому масса должна правильно распределяться по всей длине меча, (рис 5).
   (рис 5).
  Помимо баланса важную роль выполняет центр перкуссии (центр удара) или, как высокопарно и красиво его называют "Мелодичное место клинка". Меч в ходе ведения поединка испытывает вибрацию вследствие удара о меч оппонента или защитное снаряжение. Некачественно изготовленные мечи начинают дрожать в руках, то есть вибрация от клинка переходит на рукоять. Качественно изготовленные мечи крепко сидят в руке фехтовальщика, так как свободные от вибрации зоны, узлы - расположены в правильных местах. Рассмотрим, как и где расположены зоны максимальной и минимальной вибрации.
  Зоны максимальной и минимальной вибрации имеют свои точки, так точка максимальной вибрации называется " пиком", а минимальной вибрации "узлом". Узел находится непосредственно возле гарды, а рукоятке в районе среднего, либо безымянного пальца, при выполнении защитных действий, узел довольно ощутимо снижает вибрацию от удара испытываемую руками и колебания практически не передаются.
  Центр перкуссии расположен около 2/3 длинны клинка от гарды. (рис 6).
   (рис 6).
  Узел находиться на рукоятке в районе среднего или безымянного пальца, но возможно смещение непосредственно к гарде. (рис 7).
   (рис 7).
  Так какже определить центр перкуссии и узел на мече? Центр перкуссии определить довольно просто! Направить клинок вертикально вверх острием, после чего свободной рукой ударить по навершию так, чтобы меч начал вибрировать. (рис 8).
   (рис 8).
  Узел найти гораздо сложнее! Меч следует держать острием в низ, держать только большим и указательным пальцами, а остальные свободно лежат на рукоятке. Несильно ударить по головке, чтобы меч начал вибрировать. В том месте, где неошущается вибрация находиться узел. (рис 8).
  
  Последовательность освоения тактико-технических действий в системе боевого фехтования.
  Последовательность изучения зависит от поэтапного усвоения материала:
  -Стоек;
  -Ударов;
  -Перемещений по полю боя;
  -Защитных действий;
  -Атак;
  -Контратак.
  
  
  
  Защитные действия:
  -Отбивы;
  -Батманы;
  -Уходы с линии атаки;
  -Защита с ответом.
  Атаки:
  -Простые;
  -С финтом;
  - С действием на оружие;
  -Комбинированные.
  Контратака- нападение на противника с целью опередить начатую атаку.
  
  Тактика ведения поединка и последовательность изучения:
  -Сектора поражения противника;
  -Способность предугадывать сектор нападения противника;
  -Различать и противодействовать атакам противника;
  -Уловить момент перехода в то или иное тактическое действие (от атаки в защиту, из защиты в контратаку, и т.д. и т.п.);
  
  Методика организации тренировок.
  Каждую тренировку следует начинать с напоминания или ознакомления с правилами техники безопасности при проведении занятий. После чего следует построение в линию и акт этикета "фехтовальное приветствие". Далее, доведение необходимой информации о занятии до личного состава обучаемых.
  Следующий этап, обобщающая разминка в необходимом объеме 5-10 минут. Но не следует давать большую нагрузку. Так как чрезмерная нагрузка в начале тренировочного процесса ухудшает двигательные реакции и, как правил отрицательно сказывается на дальнейшем ходе тренировок фехтовальщиков.
  Разминка включает в себя не только общефизическую подготовку, но и серии приемов, тактических действий, занимающих по времени неболие пяти минут, что, несомненно, повысит быстроту реагирования у фехтовальщика. Наибольший эффект на развитие реакции фехтовальщика оказывают тренировочные бои. Тренировочный бой оказывает положительное воздействие не только на развитие реакции, но и адаптирует фехтовальщика к большим психическим нагрузкам в ходе ведения поединка.
  Решение тактических и технических задач, отработка полученной информации и ее реализация, занимает все остальное время тренировки фехтовальщика.
  Входе тренировки и тренировочных поединков, индивидуальных поединков, необходимо проводить анализ характеристик фехтовальщиков, выявлять улучшения или ухудшения боевых показателей.
  Ухудшения непосредственно связанно со следующими показателями:
  - Количество атак или противодействие атакам;
  -Нападения и защита;
  -Потеря способности адекватно выбирать действия в ходе ведения поединка.
  
  Техническими и Тактическими задачами являются базовые действия:
  -Удары из верхней позиции готовности, с зафиксированного положения, движения клинком осуществляются быстрые и непрерывные;
  -Простые атаки в верхнюю зону поражения, далее ответ и контратака;
  -Атаки с финтами;
  -Атаки с применением нескольких простых действий, с максимальной быстротой нападения и ускорения в завершающей фазе удара;
  -Атаки с действием на оружие. Использование батманов и контратак;
  Верхние защиты, ответы;
  Нижние защиты, ответы;
  -Совмещенная комбинация защит и ответов.
  
  
  ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОК.
  
  В изучении боевого фехтования главенствующие место занимает организация тренировок.
  Выделяется пять основных организационных форм:
  -Групповой урок;
  -Боевая тренировка;
  -Индивидуальный урок;
  -Физическая и теоретическая подготовка;
  -Поединки (соревновательная деятельность).
  
  Групповой урок - является основным в изучении техники боевого фехтования, позволяет более углубленно изучать технику и тактику ведения поединка в виду непосредственной работы с партнером.
  Боевая тренировка - состоит из поединков в ходе ведения тренировок с небольшими перерывами между боями на разбор результатов.
  Физическая и теоретическая подготовка - направлена на совершенствование физической и теоретической подготовки фехтовальщиков, теоретическая подготовка позволяет анализировать поединки, технические приемы, проведение учебного процесса.
  Соревновательная деятельность - позволяет провести диагностику уровня подготовленности фехтовальщика.
  Индивидуальный урок - направлен на совершенствование конкретного фехтовальщика.
  
  
  Цель всех тренировок заключается в комплексном воздействии на практическую подготовку фехтовальщиков, а именно:
  - Изучение новых приемов и их применение;
  - Повторение и закрепление базовых действий;
  - Повышение тактического и технического уровня;
  - Подготовка к поединкам.
  
  Способы тренировок.
  Выделяется три основных способа тренировок:
  
  - Тренировка с противником;
  - Тренировка с "Тенью";
  - Тренировка с напарником.
  
  Тренировка с противником - призвана для совершенствования фехтовальных приемов и действий, при условии непосредственного противодействия противника, что позволяет применить обширный состав действий. Максимально приближает фехтовальщика к условиям реального, боевого, поединка, что позволит адекватно действовать фехтовальщику в условиях психической напряженности.
   Тренировка с "Тенью" - позволяет моделировать всевозможные ситуации боя и способы противодействия тактико-техническим действиям оппонента, оттачивать ранее пройденный материал.
  Тренировка с напарником - в парных упражнениях совершенствуется тактический и технический уровень подготовки.
  В начальной стадии обучения не следует проводить поединки, при тренировке с напарником категорически не допускать использование силового, исторического, тренировочных снарядов (меча). При проведение тренировочных поединков обязательно следует использовать защитное снаряжение, категорически запрещается вступать в поединки, без соответствующего снаряжения.
  Пример испытания некоторых видов вооружения и защитного снаряжения. Защитное снаряжение и параметры повреждения.
  Все повреждения защитного снаряжения произведены в ходе Бугуртов и индивидуальных испытаний.
  В испытании были задействованы следующие образцы оружия:
  1) Топор;
  2) Каролинг (меч длинной 85 см) тренировочный;
  3) Реплика меча 14 века, 95 см, сталь 65 г, закаленный;
  4) Двуручный меч общая длина 185 см, сталь 65 г, закаленный.
  Защитное снаряжение
  1) Кираса сталь 65 г, толщина 1,5 мм;
  2) Кольчуга 2мм из сведенных, каленых колец;
  3) Чешуйчатая броня из сыромятной кожи, толщина 4 мм;
  4) Ламелярный доспех 1,5 мм;
  5) Армэ реплика 16 века, сталь 65 г , толщина 1,5 мм.
  
   Ламелярный доспех 1,5 мм Чешуйчатая броня из сыромятной кожи Кольчуга 2мм из сведенных, каленых колец Кираса Армэ
  Топор Большая вмятина на пластине, сильный ушиб Пробита насквозь Пробита насквозь, очень сильный ушиб, перелом. Маленькая вмятина Мятина среднего размера контузия
  Каролинг Большая вмятина на пластине, сильный ушиб Не пробита, сильный ушиб Не пробита, сильный ушиб Маленькая вмятина Маленькая вмятина, контузия.
  Реплика меча 14 века Пластины очень сильно выгнуты, гематома, ушиб. Пробита сильный ушиб, гематома. Небольшой ушиб Маленькая вмятина Большая вмятина, деформация шлема. Контузия, потеря сознания.
  Двуручный меч Пластины сложились пополам, некоторые выбиты. Пробил насквозь. Разрублена, ушибы, переломы, повреждения внутренних органов. Большая вмятина Полное повреждение.
  
  Вот и получается, что следует серьезно подходить к тренировкам и выбору защитного снаряжения. И не следует экономить на снаряжении и в том числе на качественном вооружении
  
  
  Пренебрежение правилами техники безопасности есть не что иное, как преступная халатность!!!
  
  ЭТИКЕТ
  Важнейшей задачей любого преподавателя является поддержание дисциплины. Тесная связь между этикетом и поведением мастера боевых искусств в наше время понимается не совсем правильно! Многие ученики совершают фехтовальное приветствие не понимая, что это знак готовности, а не только дань традициям, подтверждая, что готовы приступить к тренировкам, или вести поединок.
  В организации тренинга боевого фехтования существует жесткое иерархическое деление и надлежит с уважением относиться к фехтовальщикам находящимся по своему статусу выше. Этикет во время тренинга основа дисциплины, уяснив этот постулат и впоследствии реализовав, фехтовальщик несомненно сможет достичь результатов, как в боевом искусстве, так и в жизни!
  
  Строевые положения с оружием:
  
  А - "смирно";
  Б - смирно с маской и оружием;
  В - исходное положение;
  Г - "подвысь"
  "Салют". оружие переводится в положение "подвысь" (рис. Г). Оружие вертикально направлено вверх, лезвие обращено внутрь, гарда на уровне подбородка в 10-15 см от лица. Затем вооруженная рука выпрямляется в направлении партнера или судей, лезвие клинка разворачивается в ту же сторону.
  
  ИЕРАРХИЯ:
  Ученик - начальный этап;
  Вастер - продвинутый ученик изучивший и уяснивший базовую технику боевого фехтования;
  Фехтовальщик - получивший допуск к соревновательной и начальной подготовительной деятельности;
  Дуэлянт - соревновательная деятельность, допуск к обучению вплоть до фехтовальщика. Деятельность в сфере изучения и развития боевого фехтования;
  Магистр - соревновательная деятельность. Полный допуск к обучению, научная деятельность в рамках боевого фехтования.
  
  
  
  
  ТАКТИКА БОЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ
  
  Построение тактики боя обуславливается непосредственно условиями присущими ведению поединка.
  Условия ведения поединка практически непредсказуемы и достаточно часто создаются противником, если позволить ему навязать свои правила "игры". Данная ситуация усложнит адекватную оценку сложившейся ситуации в ходе поединка, а также усилит психическую перенапряженность фехтовальщика. Таким образом, задача фехтовальщика не дать оппоненту установить условия поединка, а создать рисунок боя в вою пользу.
  Тактика боевого фехтования состоит из определенных характеристик:
  -обширного набора действий,
  -временных критериев поединка,
  -ограниченностью поля боя,
  -непредсказуемостью действий противника,
  -скрытностью тактических действий.
  Тактические решения формируются из следующих факторов;
  -действий противника,
  -размеров поля боя,
  -внешней среды.
  
  Состав тактических действий включает в себя;
  
  -анализ сложившейся обстановки,
  -выбор решений и непосредственное их воплощение,
  -опыт фехтовальщика.
  В качестве классических тактических решений рассматриваются:
  -момент для начла атаки, противодействие атакам,
  -способность быстро ориентироваться в зависимости от ситуации,
  -способность быстро принимать решение и проводить в ходе поединка,
  -правильный выбор дистанции и маневрирование по полю боя,
  -умение выбрать момент для внезапной атаки,
  -знание тактики ведения поединка.
  
  Во время ведения поединка остро встает вопрос выбора тактических действий и прежде всего таких, как , инициатива нападения, разнообразие дистанции и положения оружия.
  В ходе ведения поединка фехтовальщик непосредственно сосредоточен на тактических моментах, реализации ударов и отражения атак противника. Также фехтовальщик испытывает значительные нагрузки, что, несомненно, накапливает физическую и психическую усталость. Данный факт негативно сказывается в нападении, особенно в простых атаках, число применений и результат значительно снижается. Бой с применением атак уступает место оборонительным действиям( фехтовальщик занимает оборонительную либо выжидательную позицию).
  Таким образом, можно установить уровень готовности фехтовальщика к поединкам, создав условия для обучающихся в которых физическая и психическая напряженность достигнет определенного предела и фехтовальщик раскроет свои способности.
  
  
  
  ПОЛНАЯ ЗОНА ПОРАЖЕНИЯ
  
  В применении техник средневекового фехтования наметилась тенденция в ограничении зон поражения, что является абсолютно неприемлемым в изучении боевого фехтования.
  В боевом фехтовании абсолютно все тело противника есть ничто иное, как мишень. Из поражаемой зоны исключают ноги, тем самым искажают боевую дистанцию. Что приводит к негативным последствиям. Исключается возможность маневрирования, при необходимости отступить, при выполнении защитных действий, а также использовать радиус оружия. В тоже время фехтовальщики вынуждены максимально сближаться в момент атаки, при сокращение дистанции оружие становиться только помехой.
  Используя полную зону поражения фехтовальщик естественным образом вынужден, более осторожно вести поединок, при совершении ближних ударов сокращать дистанцию. В свою очередь оппонент при полной зоне поражения, в начальной фазе поединка вынужден начать движение через поле боя и становиться более уязвим. Если противник подойдет достаточно близко то, фехтовальщик будет вынужден противостоять атакам в верхние соединения, а атаковать в свою очередь в нижние зоны поражения, применить отступление как, тактический ход, что является типовой ситуацией в боевом фехтовании.
  Ограничив зоны поражения от бедра и ниже, фехтовальщик остается с возможностью, только прямолинейной атаки, что приведет к исключению работы ногами, и возможности проводить режущие удары, бой придет к состоянию, когда фехтовальщики только лупят друг друга на ближней дистанции, без маневрирования в ходе ведения поединка, без выпадов и ускользаний, говоря проще о фехтовании речи быть, не может.
  Использование ограниченной зоны поражения объясняет предпочтение фехтовальщиков к более короткому и легкому оружию, нет потребности использования длинноклинкового оружия, ведь ногам противника ничто не угрожает, а длинна клинка - лишний вес. Неиспользование полной зоны поражения полностью меняет характер поединка.
  Полная зона поражения создает возможности применения тактических и технических приемов боевого фехтования в полной мере своей совокупности. Данный подход позволит приобрести полный боевой, фехтовальный опыт.
  
  СТОЙКИ
  
  Фундаментальной основой боевого фехтования являются основные стойки и защитные позиции.
  Стойки подразделяются на позиции готовности и защитные позиции. Все основы и принципы боя применяются в непосредственной связи с этими позициями. Стойки невкоем случае не являются статичными позициями, это позиции готовности из которых атакуют либо контратакуют, либо переходят в защиту. Различные положения оружия, в ходе ведения поединка затрудняют или упрощают приведение боя в его конечную фазу, так проводить атак или контратаку намного проще, если в ходе ведения поединка оружие фехтовальщиков располагается в разных плоскостях.
  Защитные действия будут одинаково эффективны, как из верхнего положения оружия, так и из нижнего, так как оба вида распространенны в ходе ведения поединка.
  Практическое обучение следует начать изучения основных стоек. Каждая стойка является базовой и позволяет совершать переход из одной стойки в другую, также все стойки выполняются как в правосторонней позиции, так и в левосторонней (кроме стойки гнева).
  
  
  
  
  
  СТОЙКИ:
  Крыша - меч держится над головой, клинок направлен
  острим в верх и назад под углом 45 градусов, навершие меча должно располагаться перед лбом, а гарда над лбом.
  Данная позиция является атакующей и позволяет нанести один из самых сильных ударов, чтобы
  дестабилизировать противника, либо покончить с ним.
  Положении ног не имеет принципиального значения.
  Выполняется. Как с правой, так и с левой передней ногой, корпус расположен прямо к оппоненту. Корпус открыт и позволяет противнику думать, что возможно провести атаку. Второй вариант, меч располагается над правым плачем. Данная стойка возникла в виду того, что некоторые виды защитного снаряжения не позволяет выполнить ее над головой.
  
  Правосторонняя и левосторонняя.
  Стойка Гнева
  
  
  
  
  
  
  
  
  ПЛУГ
  Плуг - особенность данной стойки заключается в том, что в зависимости, какая нога спереди в ту сторону повернут корпус в данной стойке клинок направлен к верху и впереди под углом 45 градусов. Чтобы правильно выполнить данную стойку клинок острием следует направить чуть выше солнечного сплетения оппонента. При данном положение оружия возникает визуальный обман в виду того, что из-за положения оружия противник не может определить истинный размер меча, не позволяет оппоненту выбрать правильную дистанцию. Принципиального значения, какая нога впереди не имеет. Следует отметить, если левая нога впереди то удар справа будет проведен по довольно короткой траектории по сравнению с ударом с права под правую ногу.
  БЫК
  Бык не является защитной и одновременно атакующей стойкой, не следует путать с подвешенной защитой и ускользанием. Острие клинка направленно в лицо оппонента. Рукоять меча находится за головой, в правосторонней позиции левая рука находиться возле гарды, а правая возле навершие. Руки скрещены, в левосторонней позиции правая рука над гардой.
  
  
  
  
  
  ГЛУПЕЦ
  Правая нога в впереди, клинок острием направлен вниз под углом 45 градусов, руки направлены в низ.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ХВОСТ
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Оружие направленно вниз и назад под углом 45 градусов, выполняется как в правосторонней, так и левосторонней позиции, при осуществлении защиты нижних соединений следует сделать правой ногой шаг вперед.
  
  
  
  ВЕПРЬ
  Острие меча направленно вперед параллельно земле. В правосторонней позиции левая нога впереди, в левосторонней правая нога впереди меч находиться над бедром, при нанесении удара тело поворачивается на передней ноге. Данная стойка и положение оружия составляет серьезное препятствие противнику для нанесения поражающего удара фехтовальщику.
  
  
  
  
  
  
   Левостороння
  
  
  
  
  
  
  Правосторонняя
  
  
  
  
  
  
  ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
  Необходимо понимать, что в боевом фехтовании перемещение (маневрирование по полю боя) является основой для атакующих и защитных действий. Правильное маневрирование по полю боя позволяет более качественно атаковать, совершать уклонения от атаки противника, менять направление атакующих и защитных действий.
  
  Схема перемещений
  
  Задача фехтовальщика научиться перемещаться в любом направлении по полю боя.
  
  
  1. Правильное положение ног- при правосторонней стойке. Вес фехтовальщика распределяется равномерно на обе ноги, данное положение ног позволяет совершать перемещение в любом направлении по полю боя. ( А 1)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2. Проход (проходящий шаг) обыкновенный способ передвижения, при котором фехтовальщик перемещает заднюю ногу вперед, непосредственно с весом тела на переднюю ногу, является основой перемещения фехтовальщика позволяет двигаться вперед и назад без смещения тела.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Стабилизация
  
  
  
  
  Стабилизация - фиксирование центра тяжести тела. Применяется при перемещениях и в положении к бою, выполняется как с левой ноги и с правой.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Смена позиции
  
  С левосторонней на правую С правосторонней на левую
  Подшаг
  
  Подшаг, это способ регулирования дистанции в поединке, с непосредственным сохранением исходного положения. Подшаг позволяет сокращать или разрывать дистанцию при сохранении исходной стойки. Необходимо контролировать наклон корпуса, чтоб не произошло заваливания в ту или иную сторону. При выполнении подшага, фехтовальщику надлежит держать корпус прямо, колени слегка согнуты.
  
  
  
  
  
  1. Первый способ подшага (фиксированный шаг).
  Вес тела фехтовальщика переноситься на заднюю ногу, передняя нога переставляется вперед с последующим переносом веса тела вперед, задняя нога переноситься вперед, с последующей стабилизацией веса.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2.Второй способ, вес тела переноситься на переднюю ногу, задняя нога переставляется вперед с последующим переносом веса, права нога переходит в последующие положение стойки с непосредственной стабилизацией веса тела.
  
  Шаг со смещением с линии атаки (Траверс).
  
  Применяется как для защитных, так и для атакующих действий с уходом с линии атаки противника в право или в лево.
  
  
  
  
  
  
  
  
   в лево в право
  
  В лево путем переноса задней ноги вперед. В право путем переноса передней ноги в право. Атакующие действия выполняются по прямой и смещением с линии атаки.
  
  КРЕСТ
  Основное тренировочное упражнение направленное на обучение маневрированию по полю боя и быстрой смены позиции ног, выполняется путем перетопов.
  
  
  Правая нога находиться в впереди, левая сзади, Стопа левой ноги слегка развернута в лево.Корпус и вес тела переноситься на заднюю ногу после его резко подается вперед, осуществляется шаг правой ногой на месте.
  
  
  
  
  
  
  
  
  После чего левая нога подается вперед шагом и переносом веса тела на нее, а правая нога подается назад с разворотом в право с последующей стабилизацией веса тела.
  
  
  
  Упражнения
  1. Проходящий шаг и траверс - с мечом и без. Это упражнение знакомит студента с объединением проходящего шага с траверсом. Цель занятий с мечом и без - оружие выступает в качестве новой переменной в заботах студента во время выполнения вариаций перемещений. Траверс выполняется как направо, так и налево.
  2. Подшаг и траверс - с мечом и без. Это упражнение соединяет подшаг с траверсом.
  
  
  ХВАТ ОРУЖИЯ
  основные способы удержания меча
  Меч следует держать всей кистью крепко под гардой, что обеспечит полный контроль.
  
  
  
  
  Второй хват, при котором указательный палец находиться на крестовине, именно по этой причине бастард имеет полукольца, дабы обеспечить защиту пальца и кисти фехтовальщика, также применяется и в двуручном хвате.
  
  
  
  
  
  Третий способ, хват двумя руками, что позволяет более сильно и крепче удерживать меч. Также используется вариант удержания под гарду и за навершие меча, что обеспечивает более лучшую управляемость.
  
  
  Простой двуручный хват Хват за навершие и под перекрестье
  
  ВРЕМЯ
  Прежде чем приступить к изучению ударов, следует осознать, в чем состоит совершенство боя на длинноклинковом оружии. Необходимо понять разницу между ложным и правильным временем (ложным и правильным боем).
  Правильный бой - это бой, в котором рука движется прежде ноги.
  Ложный бой - ноги движутся прежде рук.
  Рука в ложном бою вязана со временем ноги. Будучи "связанной" теряет свою свободу, и становиться такой же медлительной, как и нога. Поэтому такой бой является ложным.
  Четыре правильных времени:
  Время руки;
  Время руки и тела;
  Время руки, тела и ноги;
  Время руки, тела и ног.
  Правильный бой рассматривается в убывающем порядке в сравнительной скорости различных частей тела. Движение только руки самые быстрые, а комплекс рук, корпуса и ног, самое медленное.
  Четыре ложных времени:
  Время ноги;
  Время ноги и тела;
  Время ноги, тела и руки;
  Время ног, тела и рук.
  Ложное время создает раскрытия зон поражения, в которые противник сможет атаковать.
  
  
  
  Удары
  Удар - прикосновение лезвия ( как правило первой трети обуха клинка со стороны острия) клинка с заданной силой к поражаемой поверхности противника.
  В боевом фехтовании существует двенадцать основных ударов. Преобладающие среди них являются вертикальные и диагональные удары в область головы противника. При этом общее количество зон поражения достаточно обширно. Удар наносится первой третьей частью клинка (слабой частью). Все рубящие удары наноситься, как правильным, так и ложным лезвием и соответственно делаться на две группы.
  Рубящие правильным лезвием:
  Вертикальный с верху в низ;
  Диагональные от плеча к противоположному боку;
  Вертикальные от бедра к противоположному плечу;
  Горизонтальные.
  Рубящие ложным лезвием:
  
  Вертикальный с верху в низ;
  Диагональные с низу;
  Горизонтальные.
  Детализация ударов:
  Вертикальный удар;
  - удар в голову.
  Диагональные удары с верху;
  (в верхние поражаемые зоны противника, голова, шея).
  - в голову с права;
  - в голову с лева;
  (корпус, руки);
  -грудь;
  -руки;
  (ноги):
  -бедро;
  -колено, голень.
  Горизонтальные удары:
  - ребра;
  - живот;
  - бок;
  Восходящие удары:
  - предплечье, запястье;
  -в бедро.
  Схема зон поражения(углы атаки).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ОДНОПЛОСКОСТНЫЕ ПАРЫ
  
  
  
   1. ГОЛОВА ПАХ 2.ШЕЯ ШЕЯ
  
  
  
  
   3. БОК БОК 4.КОЛЕНО КОЛЕНО
  
  
  
  
   5. БЕДРО БЕДРО 6.ШЕЯ БОК
  
  
  СМЕЩЕННЫЕ ОДНОПЛОСКОСТНЫЕ ПАРЫ
  
  
   7. ШЕЯ БОК 8. ШЕЯ КОЛЕНО
  
   9. БОК КОЛЕНО 10. БОК БЕДРО
  
   11. ШЕЯ БЕДРО
  Детализация ударов.
  (основных ударов)
  
  Вертикальный удар с верху, совершается с верху, в начальной фазе меч находиться над головой под углом 45 градусов, левая нога впереди, правая подается в перед в момент удара (шаг). Таким же образом выполняется с левой передней ног и с подшагом.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Диагональный с права с верху, удар совершается по диагонали с верху, с права на лево под углом 45 градусов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Диагональный с лева с верху, удар совершается по диагонали с верху, с лева на право под углом 45 градусов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Горизонтальные удары с права и с лева выполняется с реверсом тела.
  
  
  
  
  
   С права с лева
  
  
  
  
  
  
  Диагональный с низу с права, выполняется, как одной, так и двумя руками.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Диагональный с низу с лева, выполняется, как одной, так и двумя руками.
  
  
  
  
  
  
  Вертикальный с низу выполняется, как одной, так и двумя руками.
  
  
  
  
  
  
  ГЕОМЕТРИЯ БОЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ.
  
  Возникает уместный вопрос, о причастности геометрии и боевого фехтования. Прежде всего вспомним, что такое геометрия? Геометрия - раздел математики, изучающий пространственные отношения и их обобщение. В частности для изучения боевого фехтования нас интересует геометрия плоских фигур, ее важность и уместность можно понять и осмыслить, а самое главное, применить в рамках боевого фехтования.
  Геометрия призвана повысить качество мышления в не математических ситуациях привести к пониманию пространственных взаимоотношений используя данные принципы геометрии фехтовальщик учиться мыслить логически и без эмоционально. Геометрия способствует развитию у фехтовальщика, какие положения тела, рук и меча будут максимально эффективны согласно положений рук, тела, меча оппонента. Перенеся эти принципы в область практического применения фехтовальщик действует более уверенно, грамотно и несомненно реализует конечную цель поединка.
  Все тактические и технические действия фехтовальщика непосредственно привязаны к круговой концепции (удары, защиты, атакующие действия). Бой не прямолинеен, поединок ведется по круговой траектории со смещением с линии атаки оппонента. Фехтовальщик перемещается по полю боя, меняет одну позицию на другую с целью найти раскрытия поражаемых зон и реализовать атаку. Проводя защитные действия смещается с линии атаки оппонента, опять раскрывая для себя возможности для качественного ответа.
  КРУГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ
  Для обучения применяется фехтовальный круг. Размеры круга, как правило, не регламентированы и подбираются в зависимости от роста и длинны меча фехтовальщика. Радиус круга определяется размерами "безопасной зоны" то есть фехтовальщик находиться в любой атакующей или защитной стойке, вытягивает руку держащую меч вперед горизонтально земле, расстояние от острия до задней ноги и будет радиус круга. (рис 1)
  
  
  
  
  
  
  
  
  Рис 1
  
  
  Тренировка с кругом формируют у фехтовальщика понимание принципов ведения поединка. Фехтовальщик привыкает к принципам передвижения и в дальнейшем на инстинктивном уровне, в ходе ведения поединка воображаемый круг движется вместе с ним. (рис 2)
  Все защитные и атакующие действия следует проводить путем перемещения по ободу воображаемого круга. Атаки и защиты выполняются путем перемещения под углом к оппоненту по хордам круга. Категорически следует избегать линейных перемещений, диаметральных атак, так как диаметральные атаки создают раскрытия, и оппонент непременно воспользуется этим. Любые атакующие и защитные действия, выполняемые прямолинейно, диаметрально, являются откровенным самоубийством. Для применения данного метода фехтовальщик смещается с диаметра круга и
   занимает позицию под углом к оппоненту, что создает реальную угрозу открытия оппонента для атаки, пример (рис 3).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Рис 3
  СХЕМЫ УДАРОВ И МУЛИНЕ
  Для изучения структуры ударов и механики ударов следует изучить шесть мулине. Чтобы добиться максимального эффекта мулине следует выполнять, как из атакующих позиций, так и из позиций защиты ( стоек).
  Необходимо помнить, что при выполнении ударов, стойки не являются статичными. Следует обратить особое внимание, на ложное и правильное время.
  
  
  
  
  Схема выполнения ударов.
  (применяется для начального обучения)
  
  
  
  
  
   Схема 1 схема 2
  Каждая из линий соответствует удару.
  
  
  Мулине
  Шесть мулине нужны для приобретения ловкости работы с мечем.
  
  
  
  
  Каждое мулине выполняется согласно круговой концепции.
  1. Мулине:
  а) поставить руки с мечем направленные вперед, немного выше линии Правая рука находиться у гарды, левая на навершие меча.
  б) провести правый диагональный удар и завершить круг, подняв меч в исходное положение.
  2. Мулине:
  а) поставить руки с мечем направленные вперед, немного выше линии 2. Правая рука находиться у гарды, левая на навершие меча.
  б) провести левый диагональный удар и завершить круг, подняв меч в исходное положение.
  3. Мулине:
  а) Направить меч чуть ниже линии 3, провести восходящий диагональный удар с права, после чего завершить круговым движением с права.
  4. Мулине:
  а) Направить меч чуть ниже линии 4, провести восходящий диагональный удар с лева, после чего завершить круговым движением с лева.
  5. Мулине:
  а)Горизонтальный удар по окружности с права по линии 5.
  6. Мулине:
  а)Горизонтальный удар по окружности с лева по линии 6.
  
  
  
  Тренировка Мулине
  1.Мулине - на месте.
  2. Мулине - согласованная работа ног - подшаг.
  3. Мулине - согласованная работа ног - проходящий шаг.
  
  По аналогичному принципу выполняются и последующие схемы
  мулине.
  Схема мулине 2
  Схема мулине 3
  
  ПАРИРОВАНИЕ
  
  В рамках изучения боевого фехтования посредством длинноклинкового оружия, остро стоит вопрос, какой частью клинка парировать удар противника?
  Довольно не мало приверженцев исторического фехтования не применяют или не понимают способы парирования ударов рубящим мечем. В "историческом" фехтовании в большинстве случаев применяют жесткое блокирование клинка оппонента грань в грань, то есть противопоставление лезвия своего клинка, лезвию клинка оппонента, к тому же некоторые индивидуумы умудряются делать это слабой частью клинка. Данный способ неприемлем для боевого фехтования!!!
  По сути своей защита посредством клинка, является техническим действием по отклонению оружия оппонента. При применении меча данный способ достигается не принятием удара оппонента лезвием своего клинка, а батманом либо отбивом приближающегося оружия оппонента , путем перевода либо сталкивания с линии атаки.
  А касаемо жесткого блокирования, в 18-19 веках возникла методика фехтования и защитных действий касаемых непосредственно кавалерии, у которой к тому периоду отсутствовало защитное снаряжение (доспехи, щиты) и возник вопрос о защите всадника и лошади, что повлекло за собой использование блоков, как защитного действия. Жесткое блокирование оружия оппонента оставляет фехтовальщика уязвимым за счет потери времени и излишней концентрации на блоке, и несомненно уменьшает возможность провести эффективный ответ. Жесткий блок увеличивает шанс повреждения клинка и в конечном счете может стать причиной поломки оружия.
  Что касаемо сбивов оружия оппонента, в атакующих действиях, то смысл технического действия заключается в ударе фехтовальщика в плоскость клинка оппонента, что несомненно приведет к дестабилизации оружия оппонента и может повредить клинок соперника.
  
  
  
  
  
  
  
  Рассмотрим еще один способ парирования оружия оппонента, сбив в угол плоскости. При этом лезвие меча защищающегося фехтовальщика не встречается напрямую с лезвия оппонента, а происходит удар в угол плоскости лезвия клинка.
  
  
  Выход.
  Выход - смещение с линии атаки, разрыв дистанции движением назад, следует напрямую отнести к способу парирования атаки. применяется выход , как в защитное действие отходом назад, тем самым создается предпосылки для стремительной контратаки.
  
  
  
  Вход
  
  Вход - смещение по линии атаки в право или в лево вперед при выполнении защитных действий с заходом во фланг оппонента, что несомненно открывает широкие возможности для ответа.
  
  
  
  Защита
  
  Особое внимание следует уделить системе защит, что несомненно является (жизненно) важным аспектом для фехтовальщика.
  Защита - отражение клинком оружия противника совершающего атаку, ответ или контратаку , либо разрыв дистанции при которой не представляется возможным противнику поразить фехтовальщика.
   Техника защит состоит из необходимого перемещения по полю боя в зависимости от атакующих действий противника. Не следует забывать о контроле положения вооруженной руки, предплечья, локтя, плеча, при выполнении защитных действий.
  Противодействуя атакам противника, вооруженная рука фехтовальщика должна быть согнута. Для того, чтобы предугадать защитные действия противника, фехтовальщику следует чередовать защитные действия.
   В боевом фехтовании помимо защитных стоек, выделяется семь основных защитных позиций.
  
  
  ЗАШИТНЫЕ ПОЗИЦИИ:
  
  Подвешенная защита
  
  При выполнении подвешенной защиты следует обратить особое внимание на положение передней ноги, не следует слишком далеко выставлять ее вперед. На рисунке показаны линии атаки противника. Клинок противника принимается на сильную, либо на среднюю часть клинка.
  
  Ускользание
  
  Острие клинка направленно в лицо оппонента. Рукоять меча находится за головой, в правосторонней позиции левая рука находиться возле гарды, а правая возле навершие. Руки скрещены, в левосторонней позиции правая рука над гардой. Внешне позиция похожа на стойку бык, на этом сходство заканчивается. Удар принимается на центр перкуссии (на слабую часть), ускользание позволяет проводить быстрый ответ.
  
  Внутренняя защит
  (терция)
  
  При выполнении защитных действий правильное лезвие развернуто в лево внешняя защита противодействует атакам в лицо, грудь, руку изнутри. На рисунке показаны линии атаки противника.
  
  
  
  
  
  
  
  
  Внешняя защита
  (кварта)
  
  При выполнении защитных действий правильное лезвие развернуто в право внутренняя защита противодействует атакам в лицо, правое плече, кисти. На рисунке показаны линии атаки противника.
  
  Внешний полукруг
  (секунда)
  Клинок направлен в низ, кисть развернута внешней стороной в низ, в лево, правильное лезвие смотрит на противника. Внешний полукруг противодействует поражению корпуса с права.
  
  
  
  Внутренний полукруг
  (прима)
  Выполняется внутрь в лево, противодействует поражению корпуса с лево.
  
  Полукруг
  (высокая октава)
  Правильное лезвие развернуто в верх, кисть развернута в право, в верх, плече приближенно к корпусу. Полукруг противодействует поражению запястья.
  
   Защитные действия надлежит выполнять с обаятельным смещением с линии атаки, что несомненно позволит фехтовальщику провести ответ, либо дополнительно обезопасить себя засчет разрыва или сохранения дистанции.
   Применяя внешнюю и внутреннюю защиту, принимайте удар на плоскость и крестовину клинка, что позволит осуществить захват (зацеп) оружия оппонента и сместить в сторону.
   Применяя верхние защиты, ускользание, подвешенную, допускается принятие клинка противника на лезвие, но с последующим скольжением по плоскости клинка.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Нижняя внешняя
  
  
  
  Нижняя внутренняя
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  В свою очередь система защит подразделяется на:
  Отбивы - отражение оружия противника приближающегося к поражаемой зоне фехтовальщика;
  Сбивы - удар в плоскость клинка противника с целью поколебать, либо
  повредить его;
  Батманы - удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности;
  Отбив отведением - силовое противопоставление угла плоскости сильной части клинка оружию противника, выполняется из внешней и внутренней защиты (не блок);
  Отбив подстановкой- выполняется силовым выдвижением сильной либо средней части клинка в поражаемый сектор (отталкивающие движение);
  Отбив уступающий - выполняется противопоставлением сильной либо средней части клинка, перемещение из верхней позиции в нижнюю (отталкивающие движение);
  Батман прямой - выполняется перемещением клинка в вертикальной
   плоскости;
  Батман круговой - выполняется горизонтальным и вертикальным
   перемещением оружия.
  Следует помнить, что в основном защитные действия выполняются при отступлении и необходимо уловить момент для проведения ответа и контратаки и невкоем случае не замыкаться на одних защитных действиях. Контратака ошеломит противника и позволит привести бой в его конечную фазу. Тренировке защит и последующего ответа и контратаки надлежит уделить достаточно много времени, как правило, обучающиеся обучаемые не сразу могут уловить момент проведения контр атаки, что впоследствии негативно скажется на ходе ведения поединка. И не следует забывать про контрзащиту (отражение оружием ответа противника).
  Особым пунктом в системе защитных действий следует выделить защиту на сближение, характеризуемая эффектом неожиданности при быстром сближении с оппонентом. Защита на сближение является очень эффективным средством оборонительных действий, неожиданно сокращая дистанцию при выполнении защиты фехтовальщик вынуждает оппонента изменить свои намерения атаки, что создает дополнительные проблемы для атакующего. Эффективность защит на сближение заключается в овладении техникой ближнего боя, ведение поединка на максимально сближенной дистанции.
  
  
  
  
  ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  Тренинг маскировки.
  1. Фехтовальщик находиться в верхней атакующей , нижней оборонительной позициях, партнер проводит серию атак, фехтовальщик применяет защиту и ответ.
  2. Фехтовальщик применяет ложные защитные действия с отходом назад, в следующей серии атак противника после разрыва дистанции применяет защиту с ответом.
  3. Фехтовальщик применяет ложные защитные действия с отходом назад, в следующей серии атак после разрыва дистанции применяет контратаку.
  4. Фехтовальщик проводит ложную контратаку с отходом назад в следующей серии атак противника применяет защиту со сближением, с уходом с линии атаки и применяет ответ.
  
  В основном моменте при маскировке защитных действий важно убедить противника в повторе защит, после чего обязательно реализовать ответ либо контратаку.
  
  ТРЕНИРОВКА ЗАЩИТ С ОТВЕТОМ И КОНТРАТАКОЙ
  1. Фехтовальщик противодействует простым атакам и наносит ответы, после чего переходит в контратаку с быстрым сокращением дистанции (сближение).
  2. Фехтовальщик противодействует атакам и наносит ответы, парирует контратаку и наносит удары в корпус.
  3. Фехтовальщик противодействует атакам партнера и наносит ответы, не реагируя на обманные сближения, финты, батманы.
  4. Фехтовальщик противодействует атакам и наносит ответы стоя на месте, парирует повторную атаку и проводит флеш (молниеносный, быстрый ответ).
  
  
  
  Линии атаки
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  На рисунке схематично, пунктиром, изображены линии атаки, соответственно которым фехтовальщик атакует противника.
  
  
  
  Фехтовальщик находиться в той или иной стойке, пунктиром указанны линии атаки противником, и зоны возможного поражения.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  АТАКА
  Одним из столпов в боевом фехтовании является несомненно атака. Атака наиболее распространенное тактическое, наступательное действие в ходе ведения поединка на холодном оружии с целью нанесения удара.
  Атака, как тактическое действие делиться на несколько разновидностей:
  
  Атака простая;
  Атака повторная;
  Атака обоюдная;
  Атака с действием на оружие;
  Атака с финтом;
  Атака комбинированная;
  Атака с задержкой.
  
   В ходе ведения поединка фехтовальщик выбирает ту или иную атаку опираясь на многочисленные разновидности атак и возникающих ситуаций, что несомненно позволяет выбрать способ атаковать соперника, выбрать скорость нападения с учетом возможных защитных действий противника. Но, как правило, основная масса атак является, обоюдными и не достигающими конечной цели, из-за быстрого и обоюдного отступления соперников.
  ПЛОСКОСТНЫЕ ПАРЫ
  
  Детализация разновидностей так:
  
  Атака простая - тактическое действие в несколько простых ударов, нападение после защиты фехтовальщика (ответ), нападение для опережения начатой атаки оппонента;
   Атака повторная - нападение на оппонента выполняющего исключительно защитные действия;
  Атака с действием на оружие - батман и после удар;
  Атака с финтом - угрожающие движение оружием, после чего следует удар;
  Атака комбинированная - действие на оружие, финт, удар;
  Атака с задержкой - кратковременная остановка оружия при выполнении финта либо удара.
   В боевом фехтовании превалирует стремление применить атаку, что поражает большой объем их применения и результативность, по сравнению со способами противодействия атакам.
  Особенности и разновидность некоторых видов атак.
   Среди многочисленности способов атаки противника выделяется атаки с финтами (маскирующие намерения фехтовальщика атаковать определенный сектор) по количеству и результату превышающие остальные виды атак. Финты следует выполнять целенаправленно, создавая у противника ощущение реальности угрозы, тем самым вынуждая противника защищаться. Реальность финтов достигается быстротой и внезапностью движения оружием в поражаемый сектор противника.
  Атака сквозь защиту - для выбора способа атаковать сквозь защитный барьер противника необходимо проанализировать ряд ситуаций, характеристик, противника в обороне и использовать необходимую быстроту в атаке.
  Атака с действием на оружие - применяется в отношении защищающегося оппонента и намеривающегося контратаковать с применением большого силового воздействия.
   Ложные действий:
  В технической подготовки атакующих действий непосредственную роль занимает подготовка нападений. Задача фехтовальщика отвлечь внимание противника с целью замаскировать возможные действия. Совершать различные ложные перемещения оружием, отличающиеся по своей структуре движений от типовой техники действий оружием.
  
  
  Тренировка ложных действий:
  В ходе поединка фехтовальщик угрожает атакой в руку;
  Фехтовальщик совершает маневрирование по полю боя, произвольно сокращая дистанцию на среднюю при этом меняя положение оружия.
  Тренировка выбора атак:
  Фехтовальщик сближается с оппонентом, проводит ложную простую атаку , оппонент реагирует только защитой;
  Фехтовальщик атакует с финтом и наносит удар в руку;
  Фехтовальщик проводит ложную атаку с финтом или действием на оружие, оппонент совершает контратаку;
  Фехтовальщик парирует контратаку и совершает ответ;
  Маскировка действий в атаке:
  Фехтовальщик маневрирует по полю боя в на зад и в перед, после шага назад и вперед совершает атаку;
  Фехтовальщик произвольно меняет атакующие позиции, ложные батманы, после атака в руку;
  Фехтовальщик ложно контратакует, совершает отступление от атаки противника. В следующей схватке атакует с отступления;
  Фехтовальщик проводит ложную атаку с ударом в руку или бедро. В следующем сходе опять совершает ложную атаку, после непрерывно атакует.
  
  Тренировка самостоятельного выбора тактико-технических действий.
  Фехтовальщик применяет атаки в различные сектора, руки, туловище, ноги;
  Фехтовальщик чередует действительную атаку с ложной.
  Фехтовальщик использует различные действия в отношении контратаки оппонента;
  Фехтовальщик чередует атаки с финтами и атаки с действием на оружие.
  Упражнение для совершенствования действия мечем.
  Нанесение удара, использование защиты с ответами, это действия с применением большого силового воздействия, в ходе чего происходит перенапряжение мышц, до предела напрягается психика, возрастает внимание. В ходе поединка требуется регулирование напряженности фехтовальщика, что достигается последовательностью выполнения определенных действий оружием, сочетанием ударов по руке, голове, туловищу, ответы. В тактических действиях имитируются простые атаки и атаки с финтами.
  Серии технических действий:
  Удары по руке, сверху по голове, по руке;
  По правому боку, по левому боку, по правому боку и переход в защитную позицию;
  Серия контр ответов и удар по голове.
  
  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
  Состоит из:
  1. Повторение действий ( самый распространенный способ технической подготовки бойца) ;
  2. Определенное количество серий, выполняемых действий, разнообразие серий финтов, приемов по времени занимающих 2-3 минуты, при отработке оборонительных и наступательных действий, при это сохраняя исходные положения оружия "боевой стойки". При выполнении упражнений необходимо маневрировать по полю боя, а не сохранять статичное положение.
  3. Чувство боя - овладение средствами ведения поединка с выбором действий в ситуации, определяемой поединком. Противник создает сложные ситуации и помехи, как для действий оружием, так для передвижения по полю боя, что позволяет выработать у фехтовальщика " чувство оружия, чувство дистанции".
  4. Чередование действий, индивидуальный способ обучения ( парные упражнения направленные на передачу функций выбора от тренера к фехтовальщику для проведения самостоятельных тактических действий.
  5. Уход с линии атаки. Способность предугадать и избежать столкновений с оружием противника в атаке и ответе.
  6. Самостоятельный выбор фехтовальщиком время и способов атаки и противодействия противнику. Фехтовальщик дает тренеру информацию предстоящем действии.
  7. Создание моделей тактических действий в поединке. В поединке крайне сложно предугадать тактические действия противника, но в тоже время, возможно, предположить несколько намерений. При создании тактических моделей воссоздается тактическая борьба в схватке, и применяются способы противодействия противнику
  8. Последовательность действий, по ходу ведения поединка существует возможность прогнозировать определенные тактические действия противника:
  а) за неудавшейся контратакой, как правило, следует защита и ответ;
  б) за неудавшейся защитой следует контратака;
  в) после контратаки противник использует простую атаку;
  г) фехтовальщик в защите, противник будет использовать атаку с финтам.
  
  Вероятная последовательность боевых действий.
   В ходе ведения поединка фехтовальщик должен в среднем провести от пяти до десяти результативных действий, при принятии решения о применении того или иного тактико-технического действия фехтовальщик анализирует, и оценивает эффективность предыдущего действия. Таким образом, можно предугадать действия противника в ходе поединка:
  За неудавшейся контратакой применяется защита с ответом;
  За неудавшейся зашитой оппонент применяет контратаку;
  Против контратаки применит простую атаку;
  Против защиты применит атаку с финтами.
  Данная схема работает в 90 процентов случаев.
  Предугадав действия оппонента, задача фехтовальщика противодействовать и довести бой до его логического завершения.
  
  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  
  Психологическая подготовка в боевом фехтовании является незыблемым столпом, ибо главная ее цель преодоления страха. Можно прекрасно усвоить технику, тактику но, что толку, если фехтовальщика сковывает страх и он боится оппонента.
  Давайте разберемся, что же такое страх? Прежде всего, страх есть эмоция, психическая реакция, возникающая при угрозе биологическому существованию человека. Важным моментом является реальность угрозы, и ее правильная оценка, что вызывает ту или иную реакцию в прямой зависимости от ситуации.
  
  Страх делиться на несколько групп:
  Опасение ;
  Испуг;
  Паника;
  Ужас.
   В случае, когда фехтовальщик доходит до состояния аффекта, страх навязывает ему стереотип "аварийного поведения", что подавляет все иные психические реакции и надает адекватно воспринять сложившуюся ситуацию в ходе ведения поединка:
  1) Логическое мышление;
  2) Рациональность;
  3) Ловкость.
  
  У фехтовальщика переживающего состояние страха проявляются следующие психические состояния:
  1) Ажитация;
  2) Ступор;
  3) Сумеречное состояние сознания (неуправляемая агрессия).
  Ажитация, ступор или сумеречное состояние сознания, является ситуациями "аварийного поведения", где фехтовальщик теряет способность адекватного восприятия.
  Проявления ажитации
  а) физиологические:
  - учащенное сердцебиение;
  - поверхностное дыхание;
  - побледнение кожи;
  - дрожание рук;
  - слабость в ногах;
  - спазмы в желудке;
  - ком в горле;
  - шум в ушах.
   Психологические, проявляются в желании убежать, скрыться с поля боя. В состоянии ажитации фехтовальщик совершает простейшие действия защитного характера, закрывает глаза, пригибается, резко отшатывается, совершает шаги назад и в сторону.
  При сильном переживании страха есть возможность наступления ступора, фехтовальщик становиться крайне медлительным. Это обуславливается тем, что сильное душевное переживание вызывает судорожное сжатие мышц, кровоснабжение ухудшается, нарушается координация движения.
  Когда страх достигает своего предела, наступает сумеречное состояние сознания, выражается в провалах памяти, эмоциональном перенапряжении, полном неадекватном мышлении. Это состояние схоже с безумием, фехтовальщик совершает непоследовательные тактические действия, применяет бессмысленные агрессивные атаки.
  Не следует путать страх с проявлениями ярости. Ярость увеличивает произвольное сокращение мышц, способствует расширению кровеносных сосудов, повышается мышечная работоспособность. Но в тоже время ухудшает координацию движения.
  Подведем небольшой итог! Страх парализует, ослабляет, вызывает обреченное эмоциональное состояние.
  Ярость, желание растерзать врага, при этом также возникают кратковременные провалы памяти, фехтовальщик не видит реальной опасности, действия хаотичны и неадекватны, возникает момент, когда очень легко перейди допустимую грань.
  Основными целями и задачами психологической подготовки фехтовальщика, является усиление волевой активности, душевный подъем. Смотреть в глаза противника без всякого появления страха. В плане психологической подготовки фехтовальщика применяется техника программирования сознания.
  Главной ролью в программировании является среда "обитания" личности, родители, воспитатели, учителя, друзья, сослуживицы, информационные потоки, печатные издания, телевидение, сопутствующая информация. В течении всей жизни сквозь человеческую психику проходит гигантский поток информации, стихийно программирует нашу биосферу. Говоря о программировании фехтовальщика, то подразумевается упорядочить процесс, сделать его более целенаправленным, последовательным, систематичным. С этой целью следует научиться самопрограммированию бессознательной сферы психики. Для этого необходимо составить определенный перечень команд.
  Команды должны быть предельно короткими и ясными, без содержания частиц "не" и отсутствия слова "нет". К примеру:
  1) Я подготовлен к поединку!
  2) Я в бою уверен и спокоен!
  3) Я преодолею любую опасность!
  4) Я победитель!
  5) Противник для меня всегда жертва!
  
  При правильном вводе команд они будут работать независимо от сознания, задача выучить их наизусть и ввести в бессознательную сферу психики. Запрограммированные команды начинают автоматически работать при возникновении экстремальных ситуаций. Но не следует путать самопрограммирование с одержимостью, какими либо идеями. Цель самопрограммирования, подавить животный инстинкт, страх посредством воли и разума.
  Второй способ, это применение, какого либо образа или воплощения. Важно отключить оценочную функцию, дать работать подсознательным механизмам ориентации, восприятия противника, управления движениями. Противник должен восприниматься не более, как манекен! Фехтовальщику следует добиться состоянию спокойствия, раскованности, действовать дерзко и решительно, последовательно. Не вовлеченность в переживания позволяет сохранить стабильное состояние психики в любых экстремальных условиях. Фехтовальщик, добившись такого состояния, реагирует на ход поединка целостно и спокойно, действуя молниеносно.
  Сознательная и бессознательная сфера психики объединена в единое целое, вследствие чего эмоции не могут влиять на поведение. По началу техника самоперевоплощения будет занимать много времени со временем по достижении, со временем по достижению определенного уровня, постепенно сократиться от нескольких часов до нескольких секунд. В рамках этой системы создается образ боевой машины. Сосредоточившись на противнике фехтовальщик сражается не ведая страха, боли и сомнений. Следовательно, понижается выраженность реакции на реальную опасность, вплоть до полного пренебрежения ею. Данное состояние накладывается на безразличие к страху, на готовность сражаться до конца, в ходе этого рождается бесстрашие. Фехтовальщик перестает обращать внимание на, чтобы то ни было, кроме того, что имеет прямое непосредственное отношение к действиям противника. Но все действия противника воспринимаются необыкновенно остро. Однако дойти до подобного результата крайне сложно и занимает много усилий, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках.
  
  
  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ
   При одинаковой тактической и технической подготовке фехтовальщиков всеже наблюдаются существенные различия в технике ведения поединка.
  В применении типовых нападений и защитных действий различия практически не выражены. Особые различия ярко проявляются при более пристальном рассмотрении показателей применения технических действий.
  На основе анализа подготовки фехтовальщика можно установить уровень овладения определенными разделами тактического и технического мастерства, овладеть умением вести поединок с различием по мере боя с оппонентом. Предпочтения фехтовальщиков отдается несомненно атакам и большому числу их разновидностей и непосредственно связанно с особенностями личности того или иного поединьщика, а именно:
  1) Воле к победе и самоконтролю;
  2) Психической устойчивости;
  3) Независимостью в выборе действий;
  4) Самостоятельность;
  5) Неподверженность влиянию внешней среды.
  Успешность ведения поединка зависит от таких свойств
   личности, как:
  1) Специально заниженная самооценка возможностей;
  2) Склонность к риску;
  3) Развитое воображение;
  4) Непредсказуемость выбора действий;
  5) Анализ поступков;
  Данные свойства личности присуще фехтовальщикам склонным применять непосредственно контратаки в сочетании с массой обоюдных атак и применения выжидательной тактики боя.
  Фехтовальщик, ведущий поединок и применяющий довольно большие разновидности защитных действий и ответов, достигающих результата основаны на адекватном восприятии поединка, связанны с такими свойствами личности как:
  1) Настрой на победу;
  2) Невозмутимость;
  3) Разнообразием выбора действий;
  4) Легкостью в общении;
  5) Исполнительностью;
  6) Положительным настроением.
  Использование правильной методики тренировки оказывает положительный оттенок на психику фехтовальщика, и способствует тактика - техническому совершенствованию.
  Проводя анализ поединков фехтовальщиков достигших довольно-таки высокого уровня, наблюдается взаимозамена одних способов ведения поединка на другие. Связанно это, поиском более результативных боевых действий и возможности их применения в ходе поединка, соответственно тактике и технике противника, что непосредственно диктует необходимость проводить анализ технических и тактических характеристик и способа подбора методики тренировок.
  
  
  
  
  
  
  
  
  ПОЛУМЕЧ
  Полумеч, есть нечто иное, как комплекс приемов борьбы посредством меча. Приемы полумеча включают в себя ударную технику головкой меча, перекрестьем (гардой), полностью эфесом, боевое фехтование не мыслимо без приемов полумеча. Весь комплекс приемов построен на использовании принципа рычага и моховика, то есть смещение центра тяжести и круговых вращений. Бой с применением приемов полумеча позволит фехтовальщику в полной мере раскрыть для себя боевое фехтование посредством меча.
  
  
  
  Полумеч в верхнем соединении
  
  
  
  
  
  ДЫХАНИЕ
  
  Зачем фехтовальщику нужно дыхание и как им пользоваться?
  Жизнь человека начинается с дыхания, с последнем вдохом прекращается. Для фехтовальщика дыхание является главным фактором поддержания жизненного тонуса на соответствующем уровне и равномерной циркуляции внутренней энергии в организме. Умение правильно дышать позволяет подготовить организм к предстоящему поединку или тренировке и отдохнуть по окончании, восстановить спокойное течение мыслей, снять раздражение, волнение, беспокойство, преодолеть состояние усталости и апатии. Фехтовальщик с натренированным и развитым дыханием в условиях поединка способен сохранять спокойствие и ясность ума что, несомненно, позволит не допустить ошибок в горячее поединка.
  Фехтование с применением тяжелых видов оружия, в исторических доспехах дает колоссальное напряжение на дыхательную систему, так что несомненно дыхание должно быть глубоким, ровным и мощным, дабы обеспечить организм достаточным количеством кислорода.
  
  Во-вторых, дыхание служит для концентрации. В подавляющем числе случаев мощный удар выполняется при выдохе, с полной выкладкой всех ресурсов организма.
  Признаюсь, что долго недооценивал силу дыхания. Как-то так сложилось, что обращал внимание на более "очевидные" вещи. Ну, всему свое время, впрочем.
  Довольно давно прочитал одну умную книжку. И помимо прочего там рассказывалось о дыхании. Новой информацией было то, что можно спокойно атаковать не только на выдохе, но и на вдохе. Собственно этот пост пишу под впечатлением атак на вдохе, которые проводил на сегодняшней тренировке.
  Не буду растекаться мыслью по клавиатуре, просто сообщу свои наблюдения.
  1: атаки с выдоха несколько сильнее.
  2: атаки с вдоха слабее, но быстрее.
  3: атаки сверху вниз лучше делать с выдохом.
  4: атаки снизу вверх лучше делать с вдохом.
  При выдохе тело как бы сдувается и опускается вниз. Воздушный шарик легких больше не тянет вас вверх. А при вдохе он наоборот надувается, подбрасывая вверх всю верхнюю часть тела.
  Также можно, например, выдыхать в разорванном темпе. Вдоооох... выд- дох! В этом случае при вдохе меч готовится к атаке, противник, если он отслеживает ваше дыхание, ждет мощную атаку на выдохе. А вы его обманываете, проводя ложный выпад на "выд-", останавливая удар и нанося его с другой стороны на "дох". В совокупности с предыдущим методом позволяет наносить достаточно мощные удары в совершенно рваном ритме.
  Есть еще фокус, про который мне не приходилось нигде читать, хотя не исключаю, разумеется, что где-то он и описан. Даже не удивлюсь. Так вот: фокус заключается в том, чтобы не дышать. Дело в том, что в нормальных условиях, когда удары совершаются в ритме дыхания, они так или иначе становятся предсказуемыми. Попробуйте глубоко вдохнуть и нанести штук пять ударов, не выпуская воздух. Да, они будут слабее, чем если бы шли на выдохе, но при этом их можно сделать столько, сколько нужно, с любого направления и с приличной скоростью.
  Акцентированное глубокое дыхание, как на вдохе так и на выдохе, просто-таки заставляет переходить к решительным действиям. Очень интересная тема. Надо будет ей заняться более плотно.
  Кстати, попробую теперь регулярно проставлять тэги. Хотя ничего не гарантирую, наверняка эта затея не выгорит из-за моего раздолбайства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"