Лишь глупые анекдоты, рассказанные самому себе. Они предельно бесполезны в своей попытке указать на самое простое. Ведь простое всегда очевидно, разве не так? Зачем же утруждаться.
1. Когда устаешь искать необычное, замечаешь, что вокруг нет ничего необычного. Именно это ты и искал.
2. Иногда тебе может казаться, будто это некая роскошь. Праздник. Привилегия. Или даже награда за хорошее поведение. Но это просто лекарство. Потому не жди особого момента - принимай свое лекарство регулярно. Если тебе мерещится, будто сейчас не время и не место, будто тебе нужно подождать до завтра, дождаться благоприятных условий, нужного настроения - это и есть симптомы болезни.
3. Не выбирай из двух. Если перед тобой дилемма: добро или зло, правое или левое, благородное или неприглядное... Ловушка не в том, что ты должен сделать правильный выбор вопреки своим желаниям. Ловушка не в том, чтобы отличить одно от другого. Беда в том, что ты уже попался в тенета, если оказался в ситуации выбора из крайностей. Твой ум уже попал ногами сразу в оба капкана. Даже не сделав выбор. Остановись. Хотя бы внутри своего ума. Это пустое.
4. Придет день - придет ночь. Придет время - придет пора. Придет обстоятельство - придет действие. Придет вопрос - будет и ответ. Не решай вопросов раньше времени. Не забивай голову нереальным.
5. Просто присмотрись к тому, что уже есть. Когда говорят 'не два' - что это? Ответов много, но в первую очередь - это отсутствие 'тут' и 'там'. Оставь мир, где можно говорить о наличии или отсутствии преград. Твоя мысль, которая говорит: 'это не то', откуда она берется? Всё всегда то. В этот самый миг ты и есть То. Но можешь ли ты позволить себе такую решимость? Видеть истину без разрешения, без специальных усилий, вне улучшения?
6. Замерший муравей поразил меня, а замерший в созерцании поражает бога.
7. Просто забудь свой прошлый опыт - он не важен. Забудь. Знание о себе. О мире. Будто решил начать с чистого листа. Будто перед тобой невероятное, чудесное, непостижимое существо, повадки которого неизвестны и ты даже вздохнуть боишься, опасаясь его спугнуть. Забудь все методы. Забудь, что хотел достичь чего-то. Забудь всё, что наговорили тебе люди. Выбрось всё, что надумал сам. Забудь себя. Что это прямо перед тобой?
8. Оставь развлечения и интересы, как ненужную, тяжелую, бесполезную работу - голодный ум никогда не накормишь.
9. Приходи без ожиданий и без предвкушения, но также без страха или опасения. Оставляй их за порогом, как грязную обувь.
10. Ни бог, ни будда не достигают того, что уже есть. Как достичь того, что уже изначально достигнуто?
11. Посмотри на свои руки - где грехи, где ошибки, где твои кандалы в этот самый момент? Ч В прошлом? В будущем? В определенных ситуациях? В мыслях? Где угодно, только не с тобой.Ты так хотел улучшить свои недостатки до праведности. Но что тебе делать, если ты не сможешь их отыскать? Все предприятие обречено. Зато ты свободен. Хорошее поведение... сколько оно вырабатывается? 30 дней? 30 лет? 30 жизней? В какой момент ты скажешь 'ну всё, теперь я молодец!'? А если и скажешь такое, не будет ли это лишь подтверждением, что тебе еще очень много нужно сделать? Ручей не говорит 'я - ручей'. Но посмотри сейчас на свои руки сейчас. Они свободны. Весь Восьмеричный путь исполнен в этот миг. Тебе охота ждать 30 кальп?
12. Костыль созерцания, костыль писаний. Опершись на оба, куда идешь, здоровыми ногами?
13. Естественная, несотворенная проявленность чистого, незамутненного ума, каждый миг пронзает всё, создавая. Нет нужды напрягаться, чтобы увидеть отсутствие двух. Нет нужды расслабляться, оставляя двойственность. Смотрит в свою собственную природу, притворяясь чем-то другим, всегда будучи тождественным себе.
14. Вчера я так боялся расплескать, что воды в ведро не набрал. А сегодня и ведра не взял. Река течет сама.
15. Ты никогда и не был человеком. Ты никогда не был чем-то. Не было ни человека, ни окружающего мира. Ты никогда не рождался. Ничто не имеет рождения.
16. Нечего искать в мире и людях. Нет ничего, что нужно было бы искать внутри. Нужна только вера, но не вера в нечто и не вера в смысл или принцип. Вера - это лишь отсутствие сомнений в подлинном. А подлинное, оно ведь ни от кого не скрыто.
17. Не отталкивай то, что есть. Это именно то, чего ты жаждал. Не клейми и не восхваляй его. Пусть уйдут обретение и потеря.
18. Выбрось представления о том, что это перед тобой и где здесь ты, а где не ты.
19. Использовать глаза для чего-то, кроме видения истины - растрата. Но глазами истину увидеть нельзя. Что же тогда видит истину? Сама истина видит истину, не видя ее.
20. Великое пробуждение не знает НИКАКИХ преград и выше любых усилий и добрых дел. Кто следовал ему хоть миг, преуспел больше, чем тот, кто старался миллиарды жизней.
21. Мертвецы и живые мертвецы диктуют условия, на которых ты можешь жить и разбрасывают семена сомнений. Но ты не бойся их. Ты жив. Не держись чужих заблуждений. Откажись и от своих, потому что корню всякого чужого заблуждения, даешь шанс прорости ты сам. Оставь мертвым хоронить мертвецов.
22. Ум большой путаник. Но ум - это просто процесс мышления, а не какой-то там враг, с которым нужно сражаться. Ум есть сама основа пробуждения, относись к нему с почтением и пониманием, как балованному ребенку королей. Его просто плохо воспитали.
23. Мир никак не устроен. Ничто никак не устроено.
24. Ты когда-нибудь пытался убедить персонажей сна в том, что вокруг сон? Что может поведать образ сна? Вообще-то много всего, но нужно ли это тебе? И разве сам ты не такой же образ? Единственное спасение образа сна - не прийти к каким-то действиям, выводам и заключениям. Не в том, чтобы во сне произошел какой-то сюжет. Образ сна - цветок пустоты, развеется сам, при пробуждении. Незачем ловить его руками.
25. Станешь ли украшать драгоценностями и подметать от пыли горящий дом, от которого останется только пепел? Разбив зеркало, лишь умножишь отражения.
26. Любая мечта - это мелкая штука. Не плохая. Не хорошая. Но мелкая. Всё, что может придумать разум таково. Ты подобен царю, который вышел из своего дворца и просит медную монетку - подданные просто разбегаются от него в страхе. Монетка не плоха. Но желание царя получить ее - это большая глупость, из-за которой ты забываешь о своем истинном богатстве.
27. Ты видишь мальчика, который бросает камни в небо и страшишься, что он повредит небу. Ты просишь его перестать, ты уговариваешь и грозишь ему, но он говорит: 'А я буду бросать камни в небо! Ух, небо, сейчас я тебе покажу!'. Кто из вас глупее? Мальчик, который думает, что добросит или ты, страдающий из-за этого?
28. Ты говоришь: колючка. Это моя колючка. Буду сжимать ее. Почему идет кровь? Она хорошая. Почему мне больно? Она у меня с самого детства. Я очень ее люблю. Она напоминает мне, кто я такой. И может быть, эта боль и жажда удержать - это и есть то, что я считал собой все эти годы. Колючка не плоха. Отпусти, и может быть, из нее что-то вырастет. Или нет. Это не должно волновать тебя. У колючек свои пути, у людей свои.
29. Не думай о будущем и будущее никогда не наступит.
30. Что становится человеком, не имеет пола, имени, цвета или особенностей. В том, что становится телом, нет ничего мужского или женского.
31. Посмотри на мир, мысли, чувства, тело, как на нечто внешнее. Всё лишь движение ума. Покой облаков и деревьев - это твой покой. Насколько небо больше потока мыслей? Насколько небо обеспокоено им?
32. Ты не обитатель этого горящего дома. Ты - пламя, в котором сгорает всё. Оно танцует, как пламя. Испепеляет, как пламя. Обжигает, как пламя. Поражает красотой и величием, как пламя. Нет места, где можно от него укрыться: некуда бежать. Нельзя его коснуться, не возгоревшись. Шива - Разрушитель, но не потому, что он пляшет на останках кальпы, а потому как Танец Пламени и Разрушения не прерывается и не имеет рождения.
33. Пусть события проходят сквозь тебя легко, не оставляя следа. Не цепляться ни за что, соответствовать небу, соответствовать деревьям, соответствовать домашнему убранству и не останавливаться ни на чем. Конфликт - лишь игра, играешь и в бунтаря, и в короля, и в угнетателя, и в угнетенного. Создаешь потолок, о который сам же бьешься, притворяясь тем, на кого он давит.
34. Прекрасные и любимые тобой образы - лишь луч от лика друга. Лишь малая тень, лишь малый путь прозреть толику славы великого совершенства. Смотри на прекрасные образы смело и смело смотри ЗА них, отражением и тенью чего они являются? Смотри сквозь них, обрати взгляд к образу за образами, к образу без образов, нерожденному возлюбленному.
35. Все это мечта бога. Ты - мечта бога. Волшебная фантазия о жизни. Совершенство совершенно настолько, что в своем мечтании детально изображает видимость несовершенства, но оно соткано из самого совершенства мечтаний бога. Безумец с другой стороны ценнее всего для безумца с этой, но есть ли подлинное различие?
36. Ты всегда чист, незапятнан, невинен. Но сможешь ли ты это себе разрешить? Это всегда здесь. Всё чисто. Всё невинно. Всё незапятнано.
37. Мысль привыкла влачиться за ценными предметами и идеями. Мысль сама создает их ценность и, по старой привычке, мысль о великом смысле течет похоже. Но у великого смысла нет никакой ценности. Ценность, важность, сложность - это мышление. Мысль 'для обретения ценного, нужно тяжело работать' - лишь глупая помеха, отвлечение внимания. Бесценное ничего не стоит. Мысль любит последовательность действий, схемы, причины и следствия - отдай и получи. Старайся и будешь молодцом. Великий смысл не таков. У него нет никаких причин, труд не выстроит его, магия не призовет его, поведение и мысли не отпугнут его. Мысль некомпетентна - нельзя умом определять наличие или отсутствие того, чего мысль зафиксировать или понять не может. Великий смысл не присутствует и не отсутствует. Он не временный и не постоянный. Мысль не может судить о нем. Многоярусный цветок фиолетовых оттенков, похож на императорский дворец со стеблем и он краше в тысячу раз, но он ничего не стоит - он здесь.
38. Под колючим деревом, среди цветов и трав, пусть ум трепещет под всяким дуновением, подобно парусу, легко принимая и отпуская каждый порыв, не храня памяти о ветре.
39. Великая вера, не знает сомнений. Великое ощущение чуда не называет имен. Великая решимость негасима. Оставь, кем хочешь видеть себя. Оставь надежды других о том, кем они хотят видеть тебя. Нет никакого предназначения, или долга, или ожиданий, которые следует оправдать. Комплименты - крючки для глупой рыбы. Поверишь в них и будешь думать, что у тебя есть какая-то стоимость, которую нужно пустить в дело. Цена, за которую нужно продать свою жизнь, главное - не продешевить! Плюнь на это. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов.
40. Пусть ум устыдится и разуверится в своей глупой гордости - разрешать или не разрешать, ставить резолюции, определять великий смысл. Не будь уверенным в этом уме и его способности распознавать, различать, судить о великом смысле - ум ничего не знает. Ум запутался в причинах и следствиях - он не помощник здесь и лишь блуждает, высказывая случайные мнения. Не нужно быть уверенным в природе происходящего, не нужно доверять суждениям ума. Корень тут - пустая уверенность в том, что ты точно знаешь что именно сейчас происходит и кто ты такой. А корень корня - вера в то, будто ты вообще можешь это знать при тех или иных обстоятельствах. Все это глупое ограничение восприятия собственной подлинной проявленности.
41. Не улучшай того, что естественно явлено. Хотеть, чтобы в границах тела или чувств произошли некие вещи, переживания - это как желать, чтобы снег на асфальте испытал радость. Глупо, да?
42. Если вспомнишь моменты своей жизни, которые кажутся взлетами, удачей в медитации и созерцании, вспомнишь моменты абсолютного счастья, когда упал в траву глядя в бесконечное небо... память тебя обманет. Каждый из этих моментов не прошел, но он и есть ЭТОТ самый момент сейчас, который никогда не менялся. Времени нет. Ничто не отделяет то, что было от того, что есть. Это тождественно. Нет никаких различий, это никогда не начиналось и у него нет конца. Не вспоминай прошлого с жалостью или желанием повторить. Вот оно.
43. Взгляни, насколько свободна мысль! В самой себе она обусловлена, но за один раз ты можешь думать лишь об одной, двух или трех вещах. В этот самый миг, посмотри, о каком количестве вещей ты НЕ думаешь. Посмотри на свою память. Ум, будто шар - катится в ту сторону, куда его толкает мысль и наталкивается на иные вещи (или иными словами - разворачивает их, порождает), он катиться от одной вещи к другой. Но только к одной-двум за раз. Посмотри, каково же количество того, о чем ты НЕ думаешь в этот миг. Беспредельно. Где оно? Его нет. Оно пусто. Ты свободен от всего этого, в тебе нет и капли знаний, ты не думаешь о таком количестве вещей, не знаешь их. Чтобы вспомнить твое имя, нужно чтобы шар ума покатился в сторону образа 'я', но пока он не покатился - ты не знаешь даже этого. Когда ты думаешь про одно, ты не знаешь ничего более - смотри на это ничего, смотри на свое великое незнание.
44. Увидеть это незнание, словно увидеть фон из которого выделяется фигура мысли и в котором она растворяется. Его можно назвать 'пустотой'.
45. Не нужно оспаривать или подтверждать те или иные мысли, важнее спокойно замечать факт их наличия. Но, отождествление с формой есть форма отождествления. Мысль будто бы имеет содержание и форму, содержание может приниматься критически или нет - это зависит от формы мысли, но наблюдать мысли - это просто форма наблюдения, сознавать мысли - это просто форма сознавания. Не достигать ничего позитивного, не быть связанным даже формой, формой контроля или формной потери контроля.
46. Увидь себя, как Шиву в своей основе, как то, что надевает перчатку мира, чувств, мыслей. Как то, что танцует сам танец жизни, а всё остальное - лишь движение этого танца.
47. Годами отдыхаю под деревом тем же, от забот, которых нет. Дерево всегда разное и каждый раз новое, но одинаково укрывает от солнца. В каждом взоре роится своя бесконечность и ее не исчерпать. Ничто не повторится и ничто не будет рутиной, если взгляд ясен. Все расстояния придуманы тобой. Одной силой движимо всё, не двумя. Два колеблющихся стебля - тот и этот. Нет никого, для кого была бы разница. Звуки рога в воздухе спокойно приходят и уходят. Всё есть конечности одного тела. Все проходит насквозь, совершенно свободно, как проявление тебя самого. Я одеваюсь в траву, деревья и цветы, в голубое небо и яркость света. И тело здесь естественный элемент пейзажа. Все вокруг лишь одежда.
48. Ты часто думал, что вещи, мнения обстоятельства, чьи-то слова требуют от тебя ответа. Но скажи честно, кто осуществляет давление - ты или они? Всегда можно просто уйти и если ты не вцепился в чувства - приходит новая волна, стирая старые знаки на песке. С глаз долой...
49. Истина тихо поет тебе в ухо, голосом дороги, ветра и птиц.
50. В будущем тебя ничего не ждет. Ничего особенного не произойдет. Никакого волшебного взрыва. Никакой постепенной трансформации. Просветление не придет. Что это сейчас перед тобой?
51. 'Я столько воды отдал реке', - сокрушался ручей, - 'надеюсь, все мои жертвы не напрасны'.
52. Из совершено прекрасного ты явился и в совершенно прекрасное ты уйдешь. Что ты такое?
53. Когда ты узнаешь истинное, все твои глупые беспокойства собираются в кучу, чтобы стать беспокойством об истинном. Беспокоиться о том, чтобы видеть его, 'обретать' его раз за разом. Но истинное, глубочайшее, оно лишь смеется - оно было здесь, когда еще не родились твои родители, оно есть твое истинное лицо. И вот, твое беспокойство тает, будто снег, гаснет ненадежным пламенем на ветру. И истина совсем не скрыта.
54. Настрой шагающего по пути легок - ему нет нужды что-то объяснять. Это легко, как смерть веселого монаха. Это просто, как ясный свет солнца и полный лик луны - на небе ни тучки. Легко отпускай и жизнь, и красоту, и истину. Нет ничего за тем, что явлено.
55. Во сне ничто не может повредить человеку, как же он умудряется страдать? Поверив и приняв некие ложные отношения, взгляды и идеи. Наши страхи банальны и дешевы.
56. Разве тебе самому нужны ответы, речь, объяснения, истории? Даже когда ты думаешь о чем-то таком, это будто делается для кого-то другого. Чтобы объяснится и найти понимание. Но впопыхах разыскивая понимания у случайных прохожих, будешь зря бегать миллионы жизней. Понять, истолковать, объяснить - зачем ты направил на это усилия? Лучше оставь делать то, что делаешь и не начинай не начатого. Лучше вообще ничего особенного не делать, чем суетиться.
57. Ты думал, что когда-то был путь? Что была причина? Какой же ты дурак! Пусть будущее будет будущим. И прошлого не сыскать следов. Не говори ничему 'да' или 'нет', живи будто умрешь через миг и в двух строках отпускаешь прощание миру, свободный, как последний луч солнца на закате.
58. Не испытывай отвращения к людям, их делам, к явлениям, возможностям, к будущему, к прошлому, к историям и мнениям. Не ищи недостатков, не бойся, не надейся, не осуждай, не клейми. Не отвращаться ни от чего - великая свобода, отвращение - тяжкая ноша, тяжкая работа. Оставь любое недовольство.
59. У старого пепелища сиреневые бутоны цветов открыты небу, свободные от необходимости освобождаться.
60. Добытое и потерянное, правильное и неправильное. Выбрось все это раз и навсегда.
61. Игра есть игра, потому что в игре забываются прежние роли. Если царь в игре забудет о своей короне - всем будет легко. Если царь притащит свою корону с собой - всем будет тяжело и не будет весело. Игра утратит легкость.
62. Если ты чего-то выстраиваешь или обретаешь, куда ты унесешь его в момент освобождающей от иллюзий гибели? Что останется от этих крепостей и монументальных полотен в миг полной и восхитительной ясности? Так не исправляй, не копи, не ищи ошибок, не радуйся улучшениям и успехам. Вот она - открытость озаряющей ясности, тайна без тайн, смерть без умирания. Луч луны, зажигающий солнце.
63. Стоит возникнуть мысли - не отыскать ее следов и места возникновения, да и сама она исчезнет раньше, чем ты начнешь искать. Стоит возникнуть мысли - желание проявляет себя, но нет места, чтобы уцепиться, все качества желанного - пустые образы, письмена на воде. Смотришь на мысль - не рождается объяснений и толкований, повсюду царит мрак спокойствия. Смотришь и видишь, что узы, причины и следствия не имеют опоры, безосновательны. Подобны пустому пространству. Некуда их привязать. Любая мысль вянет не дав всходов. Отброшена, как пустая шелуха. Ты решительно не делаешь ничего особенного, предоставив любой порыв ветра и движение земли им же самим, не делая ничего особенного.
64. Когда пытаешься действовать сейчас - это тоже попытка изменить будущее, пусть и через секунду. Оставь свой напрасный, тяжкий труд. Отдохни. Нельзя опоздать или не успеть. Опомнись.
65. Великие наставники прошлого испытывали друг друга не щадя, они были беспощадны, потому что истина была ясной для них и своей беспощадностью они вдохновляли живых существ. Не считай, будто твоя цель втолковать, объяснить, добиться правильного понимания - и не узнаешь неудач. Не сражайся, превращаясь в демона. Истинные были и того жестче, но и они могли знать это только для самих себя. Лишь доверяй сердцу-основе, не допускай жалости или отвращения. Не ставь никаких целей в общении. Добрый день. Спокойной ночи.
66. Облака сияют отраженным светом, полутьма опустилась в спокойствие сада. Сухие ветви и живые ветви, аромат полевых цветов, простой и безыскусный, словно разум постигшего Дао. Покой беспределен, сознание чисто и пусто, нет лучшей судьбы, чем не делать вообще ничего, никуда не идти, ничего не искать. Горькие травы, молодое дерево, сырость погребенного ручья. Синее царство птиц в мягком круге облаков. Муравьиные крылья. Согласие беспредельно в уме, отказавшемся от трудов и забот. Гром слышен издалека.
67. Там где нет историй о себе - нет ни правды, ни лжи. Чего же ответить людям? Бэээ. Мэээ.
68. Если сердце открыто во все стороны - нет препятствия. Если не держишься за планы - нет неудобств в переменах.
69. Верить в методы, практики, последовательность действий, искать их - это безмерное и дурацкое недоверие к основе, той самой, к которой всё это, якобы, должно приводить. Что ты ел, как ты спал, что ты делал и как именно, нужно запомнить и повторить - это лишь пошлый рефлекс мышления. Упорен, хитер и неизменно глуп ум, ищущий средств и стратегий. Тут нет удобного метода, все честно и прямо.
70. Посмотри на того, кого мнишь собой - на привычки, умение справляться с жизнью теми или иными способами, на реакции, поведение, одобрение или неодобрение оного. Ты видишь это, освещая его светом сознания. Ты видишь их. Не эти вещи видят некого 'тебя'. Если ты видишь некого себя - это всего лишь образ или ощущение. Не эти вещи освещают некоего тебя светом сознания, но наоборот. Хозяин всегда остается мраком всевмещающей пустоты, которая лучится светом сознания. Гость всегда очевиден. Он то приходит, то уходит. Он пляшет в этом свете. Помни кто здесь хозяин, а кто гость. Пожелай гостю счастливой дороги, не хватай его за воротник, но и не делай вид, будто не замечаешь.
71. Сопротивление и нежелание есть там, где есть принуждение и долженствование, попытки чего-то получить.
72. Учение истинного наставника подобно касанию крыла птицы, задевшей тебя в полете. Опомнившись, за ним не угонишься. Да и если бы все люди в этом мире исчезли, если бы все существа, по отношению к которым можно совершать добрые дела пропали, что бы ты самосовершенствовал, что улучшал? Увязая в страданиях и удовольствии люди скитаются, слепо хватаясь за искаженные мысли об истине, не будучи зависимым от страданий и удовольствий, не пытаясь выстроить философию на их основании - видишь истину всюду. Но в конечном итоге, даже страсти чисты, возникая в совершенном и драгоценном сознании-основе.
73. Начальный импульс действовать, искать, созерцать, в каком-то смысле, нужен - чтобы опомниться и начать. Но если действительно начал - смело отпускай его. А то так и будешь хотеть чего-то особенного.
74. Если смотреть оком Мары, то даже совершенное учение полно огрехов и ошибок, а если смотреть оком будды - даже последний грешник свят.
75. Объятья матери и берегут, и душат. Хватка врага и убивает, и ласкает. Чтобы ты не был пойман ничем в этом пространстве восприятия - здесь нет прохладного места. Черное и белое слились в одно. Самозабвение и самовспоминание в одном. Царь гусей выпивает молоко, оставляя воду. Чаньский наставник бьет и будду, и Мару. А что сделаешь ты?
76. Фиолетовые свечи и желтые созвездия лепестков в зеленом море стеблей. Твоя походка подобна походке пьяницы, но не было ни одного лишнего шага. Мрак и свет божественны, они лишь маски. Разве можно что-то добавить к совершенству?
77. Скрыться от всего, дабы ненароком не выдать блеск ясности. Молчать, уйдя от разговоров и мнений. Не быть привязанным ни какому сообществу людей. Лишь улыбаться, когда совсем уж сложно сдерживать сияние истины. Быть тихим, сирым, незаметным, ступать осторожно, будто идешь по льду. Изъезженная дорога совсем уж заросла травой! Молодые деревья скрыли путников от посторонних глаз.
78. Освобожден буддой - освобожден от будды.
79. Без надежд и желаний, босой иди в мир. Нечего выпрашивать у этого мира или тысячи других миров. Ничто не пристанет к тебе, как к безмятежному дураку, который живет сегодняшним днем. Птицы не беспокоятся о своем одеянии.
80. Хорошо, если ты ничего не понял и ничего не достиг. Ничего не смог унести. Это 'ничего' - единственное, что имеет значение. А если ты во что-то вцепился - берегись!