Я сидела в тусклом салоне нового самолета. Не смогу назвать ни фирму,ни модель....В любом случае, самолет был довольно новый,ремни не потерты, подушечки не лоснились,а расстояние между сиденьями даже позволяло с удобством расположиться, не мешая соседям.
Самой приятной штучкой оказался маленький монитор на спинке сиденья,в технике "touch".Кроме фильмов и программ новостей в меню имелись также сборники дисков, очень разнообразные.Тут я почувствовала вкус к жизни.
Шикарнейший выбор...
Я музыкант, с хорошим, прекрасным, даже с одним из лучших в мире специальных образований.
По разным причинам кроме самоудовлетворения и восхищения моих малочисленных подруг никаких иных профитов это образование мне не принесло.
Именно по этим причинам я очень мало слушаю музыку.Танцую, издеваясь над собой, в ресторанах, или слушаю с подростками рок, или с мужем джаз и популярную классику. Но для нас сейчас музыка - лишь фон,прерываемый легко, без рассуждений, как звук в телевизорев ..
В годы богемной молодости мы слушали целые симфонии, в абсолютном молчании,не только воспринимая волну частоты и эмоции, но и думая. Это было действо,обьединенное временем и местом.
В самолете были наушники и четыре часа времени.Начав "листать меню", я запаниковала:от обилия возможностей мысли заметались.
Вот соната для скрипки и фортепиано Брамса.
Скрипачку, исполняющую сонату, я слушала в концерте двадцать лет назад. Красотка, юная и непорочная,с "тициановскими" волосами,."Алебастровые" плечи Элен Безуховой, абсолютно открытоe,"strepless",как сказали бы сейчас, платье..Она приложила скрипку к нежной шее и подняла смычок.Это было так красиво,просто невероятно.Показалось, что все подстроено: девушка - актриса( тогда не было в русском языке термина "топ-модель"),скрипка - муляж. А музыку передают в записи.
Ее звали Анне-Софи Мутер.
Через двадцать лет я снова слушала красотку.Красота ее по-прежнему слышна,и она наполнена эмоцией, не слишком, а ровно настолько, чтобы соответствовать бурной грусти Брамса.. В поездке я поняла: строгое волнение немецких композиторов исходит от немецкой природы: покрайней мере, в области Рейна..
После первой части захотелось чего-то совсем другого.
Вот Рави Шанкар.
Помню его афишу на здании зала Чайковского.Смешно!
Все афиши были выполнены единым стилем, пионерскими строгими буквами на девственном фоне. Строго информативнои бесстрастно сообщали эти буквы и об ансамбле Моисеева,и обо всесм остальном.
Индийская музыка, несмoтря на солидарность с бедными индийскими трудящимисся и магазин "Ганг", была полузапретной. По причине неотделимости ее от религии.И настолько сильна связь, что и без просмотра фильма об индийских иогах и без жалких попыток медитаций на неформальных кухнях("правдy лехтур говорил:отвратитальное зрелище") и без чтения бледных, как спирохеты,ксерокопий "Кама сутра" - бео всего этого ты начинал слушать...и ощушал, что ты и небо, звезда и камень,все едино.
Ситар шелестел в ритме твоего дыхания, кровь бежала то быстрее, то тише под барабан...Тоненький и жалкий голосок вокалиста обманчиво успокаивал: все вокруг - твои друзья,сила - на твоей стороне, да и кому она нужна, твоя сила?Доверься нам!Качайся вместе с нами, и улыбайся и шепчи всякий вздор!
.Конечно, в 80-е годы мы были наивно уверены в абсолютной чистоте всего, что хоть каким-то макаром, но задевало понятие духовности.
А для музыканта концерт Рави шанкара был редкой встречей с музыкальной свободой, с импровизацией, с полярным подходом к идее исполнительского мастерства.
Попасть на этот концерт было сложновато, но фанатики всегда добиваются своего.
В итоге один из самых одиозных моих приятелей Дима Т. рассказывал, растягивая безударные слоги (по-иному,, по-питерски):
-Ну, кааааароче,тaaaaкого в саааавке быть не даалжно, круто как-то чересчур.
Пауза.
-(ухмыляясь)Там чувак ааадин был,он не играл, просто сиииидел рядом.Так и не просекли мы: то ли саааалага, то ли такой ааааатец,что уж ерундой не занимается...
У Д. Быкова в "Орфографии" упоминается во вступлении новая мода издавать диски под девизом "Избранное".Он употребляет в качестве примера оперу. Берется увертюра, 5-6 яркий арий и финал. составители очередного выбранного диска пошли дальше. Они взяли по части из нескольких симфоний Малера. Некая хрестоматия "По страницам любимых нот".
Но в одном месте они не преступили правил. Десятaя симфония Малера не окончена.Он успел написать всего одну часть.И называют ее посмертной.
Угрожающее вступление Второй симфонии было проиллюстрировано началом рейса: медленно ехал и разворачивался лайнер, проезжая освещенные и все равно неживые бесконечные здания Франкфуртского аэропорта, внося размеренную неизбежность механизма в волнение художника.
А Десятую я слушала уже высоко-высоко, в черной ночи. Попытки примирения с реальностью и раздирающая душу боль, и мольбы, и снова свет согласия с судьбой. И неожиданно, шокирующе на физиологическом уровне, звенит пронзительная труба как сигнал к обвалу. И оркестр обрушивается, и нет больше надежды.
Оказывается, есть некая часть в сознании, что остается неизменной. Я вновь почувствовала себя юной и темпераментной.