В данной работе отражены некоторые проблемные особенности внешнеполитической деятельности США в Латинской Америке. Однако тексту далеко до полноты - в силу отсутствия специализированных источников в Информационной Среде.
За последнее время Латинская Америка совершила большие шаги в плане политического развития - все страны, за исключением примыкающей Кубы, управляются демократически избранными представителями. Но некоторые страны испытывают определённые вызовы, проистекающие из факта нестабильности и авторитарности политической системы, экономических падений, роста бедности, непрестанных партизанских конфликтов, наркотрафика и общего роста преступности.
В последние два года регион испытал замедление экономического роста (2002 был в этом плане наихудшим) - что привело к усилению оппозиционного давления на избранные правительства и разочарованию в перспективах свободно-рыночных отношений. Аргентинская демократия пережила всплеск негативной социальной активности, вызванной дефолтом - нынешняя администрация президента Эдуардо Дуальде находится в условиях сложной экономической ситуации и претензий со стороны Уругвая и Парагвая (обвиняющих Аргентину в расширении зоны упадка).
Экономические сложности привели к избрании популистических сил - Луис да Сильва, рабочий лидер, был избран в октябре 2002 президентом Бразилии, в Эквадоре популист Лусио Гутьеррез стал президентом в ноябре 2002. В феврале этого года происходили огневые столкновения с полицией - люди устали от сложностей.
Колумбия сталкивается с угрозами, вызванными не только экономикой, но и наркопроизводством и гверильей со стороны двух левых и одой правой группировки.
Политические изменения в Венесуэле (третий поставщик нефти в США в 2001 году) - когда президента Гуго Чавеса попросту отстранили от власти после апрельских в 2002 г беспорядков.
Внимание США ныне главным образом акцентируется на антинаркотических и контртеррористических направлениях - в Андском регионе, а также развитием свободной торговли.
Проблемы безопасности приобрели актуальность, разумеется, после 11-го сентября - США финансирует антитеррористическую деятельность в регионе, особенно - в Колумбии. В июне 2002 США и другие члены Организации Американских Государств подписали МежАмериканскую Конвенцию против Терроризма.
В торговой сфере США осуществляют различные программы под эгидой Агентства Международного Развития (USAID). Оное активно спонсирует образование, здравоохранение, экологию и прочие отставшие отрасли. Небезызвестен в своей деятельности The Peace Corps (Корпус Мира). Динамику оказываемой помощи можно увидеть наглядно - 862 млн $ в 2001, 1,4 млрд $ в 2002 и 1,6 млрд на 2003 г.
2. Колумбия и Андская Региональная Инициатива.
В данный момент США проявляют всё большую обеспокоенность проблемами производства наркотиков в Андской Области. В течение более чем двух десятилетий, американская политика в этом регионе сосредоточились почти исключительно на усилиях по противонаркотическим акциям ( то есть, борьба с культивированием листа коки и его преобразованием в кокаин). Успехи на данном поприще в Боливии и Перу, были сведены на нет во второй половине 90х, когда наркопроизводство приобрело ещё более безудержный характер в Колумбии, ранее служившей лишь переработочной базой. За несколько прошлых лет торговцы наркотиками также начали выращивать опиумный мак и преобразовывать его в Колумбии в героин. В соответствии с упомянутой Инициативой (сквозной проект клинтоновской и бушевской администраций) сейчас оказывается расширенное комплексное воздействие на шесть соседей: Бразилию, Боливию, Эквадор, Панаму, Перу, и
Венесуэлу.
В последние годы впервые Конгресс одобрил использование ресурсов Инициативы для деятельности в самой Колумбии. Отмечается 15% понижение культивирования коки в Колумбии за прошлый год. Однако, в 2002 его вновь начали выращивать в Боливии и Перу. Некоторые чиновники Администрации полагают данную помощь бесполезной. Тем не менее, команда Буша осознаёт все значение хорошо профинансированной латинской демократии.
Хотя некоторые критики и соглашаются с этой оценкой, но утверждают, что Буш планирует
слишком много на долю вооруженных сил и упускает мирные средства. В частности они выражают тревогу о том, что текущая военная помощь может втянуть США в ненужную партизанщину в Колумбии.
На следующий финансовый год Администрация запросила у Конгресса 990,7 млн $ на осуществление Инициативы.
3. Торговые отношения
С тех пор, как в январе 1994 заключено Североамериканское Торговое Соглашение (NAFTA) Администрация решила создать подобный же формат в отношении Латинских стран. Однако, вплоть до недавнего времени подвижки были несильными. В ходе многолетних переговоров получилось три проекта, находящиеся сейчас в разной степени готовности.
США-Чили FTA.
11 декабря 2002 после двух лет и 14 раундов переговоров, это соглашение о Свободной Торговле (Free Trade Agreement) является, вероятно, самым быстрым. В соответствии с договорённостью 85% потребительских и промышленных товаров не подлежат таможенному обложению. Также, 75 % тарифов на сельхоз-товары и автомобильные налоги должны быть устранены в пределах первых четырёх лет.
США-МезоАмерика FTA. 8 января 2003, Администрация Буша
объявила, что Соединенные Штаты начали договариваться о FTA с пятью
Центральноамериканскими странами-участниками Общиего рынка (SASM) - Коста-Рика, Сальвадор,Гватемала, Гондурас, и Никарагуа. Первый из девяти намеченных раундов переговоров начался 27 января 2003 в Сан-Хосе (Коста-Рике), и обе стороны выразили оптимизм, что соглашение может быть заключено к концу года.
Свободная Торговая Область Америк. Свободная Торговая Область Америк
является региональным торговым проектом среди 34 наций Западного Полушария, которое сильно подстегнёт экономическую интеграцию, создавая (ВТО - ПЛЮС) структуру для того, чтобы сокращать тарифные и нетарифные барьеры, чтобы торговать и инвестировать. Формальные переговоры начались в 1998 и первый проект соглашения был принят в Квебеке в апреле 2001. Второй текст проекта был
принят 1 ноября 2002 в Кито ( Эквадор) и призывает к заключительному соглашению в январе 2005.
4. Позиции по странам
Аргентина
20 декабря 2001 финансовый крах Аргентины и возрастание социального волнения вынудило Президента Фернандо де Ла Рюа уйти в отставку. После нескольких временных президентов 1 января 2002 Конгресс Аргентины выбрал Эдуардо Дуальде. Весь прошлый год Дуальде
изо всех сил пытался найти вероятный ответ на укоренившийся экономический и политический негативный тренд.
Ценой новых кредитов МВФ и новых долгов удалось остановить гиперинфляцию, не более.
Экономическая программа президента Дуальде первоначально сосредоточилась на жёсткой привязке песо к доллару (1/1 - что не очень поняли в Вашингтоне) - вскоре курс поплыл, изобретались всевозможные нормы обмена. Что отрицательно сказалось на количестве приезжающих американских туристов (обошлось без протестов) и банков.
Конец 2002 - 60 % население ниже черты бедности и безработных 18 %.
К марту 2003 политическая и экономическая жизнь Аргентины стабилизировалась.
Однако Администрация совершенно оправданно выражала свои сомнения по поводу платёжеспособности страны. Теперь США и Аргентина находятся в паузе - нет ни хорошего, ни плохого.
Бразилия
Луис Инасио - президент с января 2003 обещал изменить всё.
На деле он тоже столкнулся с фактом миллиардных долгов и зависимости от МВФ.
В области внешней политики Инасио пожелал усилить связи Аргентины с МЕРКОСУРОМ (Общий Южный рынок) - и пошёл навстречу США в их проекте о Создании Свободной Торговой Области Америк. Однако обвинил США в одностороннем протекционизме. В другом региональном действии Инасио потребовал создания группы наций, известных как "Друзья Венесуэлы", которые должны были совершить попытку облегчения диалога между Президентом Чавесом и оппозицией, требовавшей референдума по его президентству.
Перу
Перу являет замечательный уровень стабильности после прошедших конституционных и политических кризисов в 2000-2001, вернувшись к демократическому процессу в 2002. США охотно приветствовали наступившую в Перу политическую прозрачность.
Несмотря на высокие темпы роста Администрация указывает правительству Перу то факт, что 54 % населения живут в бедности и 43 % - частично-занятые.
Президент Буш стал первым американским Президентом, посетившим Перу 23 марта 2002. Президенты Буш и Толедо обязались бороться с терроризмом и торговлей наркотиков совместно. Перу сейчас - производит не только нарко-препараты, но и транзитный перекрёсток.. Администрация Буша надеется возобновить американо-перуанскую программу запрета дыхательных наркотиков, которая была приостановлена в 2001 после убийства американки-миссионера вместе с маленькой дочерью.
10 января 2002 директор ЦРУ поручился Конгрессу, что подобного не будет.
Президенты Буши и Толедо обсуждали несколько американских инициатив, вовлекающих Перу в косвенно подчинённое положение (например - 50 млн $ на следующие пять лет в обмен на укрепление демократии, 3,5 млн $ на Комиссию по правам человека и антикоррупционные расследования).
Согласно соглашениям, часть иностранного долга Перу была отменена в обмен на усиление правительством Перу консервационных и экологических действий по отношению к своим ресурсам.
6 августа 2002. Буш и Толедо также обсуждали случай Lori Berenson, американки, попавшей в тюрьму в 1996 за связи с терроризмом в период правления президента Альберто Фуджимори.
Венесуэла
Начиная с избрания Хуго Чавеса как президента в 1998, Венесуэла испытывает огромные политико-конституционные трудности, отчасти вызванные неудачной политической активностью США. До середины 2001 Чавес был весьма популярен - однако в стране были очень умело раздуты опасения возможной левой политики президента, профинансированная оппозиция массовыми протестами "ушла" Чавеса в отставку по неспособности улучшить условия жизни. Несколько дней спустя армия вновь восстановила его власть.
С начала декабря 2002 до начала февраля 2003 происходила забастовка, ощутимо сократившая нефтяной экспорт. А Чавесу предстоит референдум.
Генеральный секретарь ОАГ Сизар Гавирия был вовлечен с октября 2002 в
переговоры между правительством и оппозицией, чтобы решить кризим в стране через демократию. 23 февраля президент Чавес был осуждён правительствами Колумбии, Испании, и Соединенных Штатов за аресты оппозиции, в частности - её лидера Карлоса Фернандеса, 25 февраля две бомбы взорвались в колумбийском Консульстве и испанском правительственном агентстве в Каракасе. Правительство Чавеса осудило агрессию. Но многие наблюдатели считали это только риторикой.
В дополнение к сохранению демократии, ключевым вопросом для США в этой стране является американский доступ в венесуэльские нефтяные запасы - пока инфраструктура в Ираке не налажена (14.1 % импорта в 2001 - это Венесуэла). В итоге дестабилизация положения Чавеса обернулась для самих американцев нефтяными забастовками.
5. Вывод
Представители администрации Буша поддерживают в Латинской Америке следующую политику: укрепление безопасности; продвижение демократии и качественного управления; стимулирование экономического развития. Некоторые наблюдатели утверждают что
Администрация не обратила достаточное внимание на неустойчивый регион на оси Аргентина-Венесуэла. Считают, что концентрирование на Ближнем Востоке привело к ослаблению американского влияния в Латинских странах. Напротив, другие утверждают, что Соединенные Штаты имеют активную политику в Латинской Америке, оказывают значительную помощь тем, кому она нужна, развивают программы разноуровневого сотрудничества и торговли.
Самое, пожалуй, главное - это то, что США не видит для себя смертельных угроз со стороны Латинских стран, но решительно пресекает всякое постороннее влияние на этот регион. Данный подход выражен - в продолжающемся военном контроле США над панамским каналом (в рамках удержания канала в своё время была захвачена Гренада), в постоянном дипломатическом мониторинге и (при необходимости) давлении на внешнеполитические и правительственные учреждения американских стран (недавние примеры: 16 декабря сего года США выразили своё "сокрушение и горевание" по поводу кровавого подавления "вооружёнными бандами" властей Гаити студенческого выступления 15 декабря - с просьбой "незамедлительно" оное прекратить; так же 16 декабря власти США выразили негодованиями репрессиями в Кубе (надо заметить, что в отличие от других стран - в кубе у американцев не посольство, а Секция Интереса)). Особое значение приобретают два наиболее мощных инструмента влияния - а) контроль над осуществлением "прав человека" б) миграционные визово-пограничные заслоны (например - 12 декабря заявлено о дополнительном ассигновании 5 миллионов долларов на деятельность американо-мексиканской "комиссии здоровой границы").
В целом имеется неафишируемый в Старом Свете процесс постепенного усиления экономико-политического контроля - при громко провозглашаемой риторике о равноправности и партнёрности латинских стран по отношению к США.
6. По источникам
При подготовке текста использованы материалы открытого доступа правительственных сайтов США, сайтов посольств и консульств латинских стран, а также сайты американских СМИ. В частности - http://usinfo.state.gov http://whitehouse.gov http://thewashingtonpost.com
Наиболее значимые тексты - "Стратегия Национального Развития США за 2002", "Обзор западного Полушария", а также информационно-статистические материалы Базы Данных "The Washington Files" с сайта ГосДепартамента, посвящённые латинским странам.