Финал - дело непростое, все работы очень сильные, поэтому я решил воспользоваться следующей системой показателей:
Достоверность исторического антуража - вес 2,0
Присутствие значимых исторических событий/личностей - вес 2,0
Мощь идеи - вес 2,5
Одушевленность персонажей - вес 2,5
Логика сюжета - вес 1,0
Стиль - вес 1,0
Последние два показателя имеют невысокий вес, т.к. являются, во-первых, не самыми значимыми, а во-вторых - по ним рассказы дифференцировались значительно меньше, чем по другим показателям.
Итак, в финале оценивались те же параметры, что и в первом туре, только более подробно. Шкала, напомню, использовалась десятибалльная.
Получив оценки, я привел их к 10-балльной шкале. Ниже 3 не имел никто. Поэтому я "растянул" оценки, с тем, чтобы задействовать весь диапазон, и придать заодно лидерам дополнительный запас прочности.
Теперь несколько слов о тройке лидеров.
"Гранат" Вацика (Малицкого). Или Малицкого (Вацика)?
Рассказ, обладающий самой мощной идеей. Антураж, все эти "сахханы" и "табарны" - дело второстепенное. На меня наибольшее впечатление произвело иное. Идея сыновней преданности, мужского долга. Она не проявляется в описаниях, потоках сознания. Как и подобает чувствам мужчины, идея проявляется в репликах, жестах, поступках главного героя. Особенно выразителен финал:
"- Все-таки передай матери про орла.
Эфрон промолчал.
-Ты достоин памяти своего отца, - сказал Нигнас, сделал несколько шагов в сторону деревни, обернулся. - Долгих лет жизни твоему дереву, маленький воин Муваталлиса.
-Что будем делать с телом Абаса? - спросила тихо Каттими. - Поднимать его на осла?
-Подожди, - остановил ее Эфрон, глядя вслед Нигнасу. - Я должен полить гранат."
Эфрону только что сам царь объяснил, что его отец, скорее всего, погиб. Семья изнемогает от нужды, брак матери с Нигнасом был бы большим благом. Погиб раб, очень обаятельная личность, Эфрон его уважал. И, тем не менее - он в первую очередь поливает гранат. Пока гранат жив, жива и надежда на возвращение отца.
Что касается прочих показателей, то они в этом рассказе тоже на высоте. Появление царя мне не показалось очень уж нелогичным: присутствие исторических личностей всегда ожидаемо в исторической прозе. Есть другой вопрос: если отец Эфрона такой герой, то почему царь не позаботился о его семье? Почему она так бедно живет?
"Добрая природа человека" Почечуйгород К.В.
Рассказ с хорошей идеей - "в каждом человеке есть добрая природа", с прописанным историческим антуражем, историческими личностями, выверенным стилем. Я поставил его на второе место, и коллеги по жюри были схожего мнения.
"Песня - песня" Караваевой Е.М.
Бесспорный лидер по показателю "Одушевленность персонажей". Просматривается идея ностальгии по ушедшей молодости, вообще ностальгии. Если бы не профиль конкурса, рассказ бы поднялся выше.
P.S. Есть некая ирония судьбы в том, что рассказ с названием "Песня - песня" занял второе-второе место (т. е. разделил его с другим рассказом).