|
|
||
Желающим экранизироваться
Ал Алустон
Здесь я буду собирать материалы для
желающих экранизироваться.
http://www.polit.ru/culture/2004/12/11/rao.html
Юрист РАО
Екатерина Ананьева:
С каждым годом в России все острее встает вопрос защиты интеллектуальной
собственности. С основными положениями закона об авторском праве в
кинопродукции с корреспондентом Полит.ру поделилась юрист Российского
Авторского Общества Екатерина Ананьева. Беседу вел Тихон Дзядко.
Прежде всего: кто
обладает правами на кинофильм? Режиссер, актеры, композитор? Как разделяется
между ними владение правами на фильм?
В соответствии со
статьей 13 Закона РФ 'Об авторском праве и смежных правах' авторами
аудиовизуального произведения являются: режиссер - постановщик; автор сценария
(сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста),
специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). При
этом заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за
собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального
произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное
исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или
любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на
субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное
не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия
авторского права на аудиовизуальное произведение.
Как реально
строятся отношения между правообладателями на фильмы и компаниями, которые
выпускают эти фильмы в других странах? Есть ли какая-то специфика в системе их
отношений с выпускающими компаниями в России?
Правообладатели
выдают разрешения на использование произведения либо самостоятельно, либо
уступают эти права третьим лицам-дистрибьюторам. Нормативно никаких ограничений
или специальных положений в отношении иностранных кинофильмов не установлено.
В какой момент
авторские права на кинофильмы начинают нарушаться? Это зависит от количества
людей, которые участвуют в просмотре или же от чего-то другого?
Незаконное
использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение
предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за
собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом,
любое использование кинофильма (публичное исполнение, передача в эфир или по
кабелю, тиражирование на видеокассетах), осуществлённое без согласия
правообладателя является нарушением действующего законодательства. Количество
зрителей не определено, но в законе есть такая формулировка, как 'место, где присутствует
значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи'. Следовательно,
использование произведения без согласия правообладателя возможно только в
личных целях.
Является ли
нарушением закона об авторском праве совместный просмотр фильма компанией
друзей на дому?
В этом случае,
конечно, присутствует число лиц не относящихся, к обычному кругу семьи, но,
полагаю, что здесь можно применять положение об использовании в личных целях
(ведь билеты на такой просмотр не продаются).
Что должен по
закону делать человек, который хочет организовать массовый просмотр?
Он должен
связываться с компанией, которая выпустила фильм в его стране.
Нарушается ли
закон об авторском праве, когда в учебных заведениях учащимся показываются фильмы
целиком?
В соответствии с
действующим законодательством допускается без согласия автора использование
правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций
в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера
в объеме, оправданном поставленной целью. Таким образом, законодатель говорит
об использовании произведения для подтверждения каких-либо высказываний,
мнений, суждений и т.д. Таким образом, на мой взгляд, такой показ является
нарушением прав.
В последнее время
крайне распространенной стала практика кинопоказов в клубах. В большинстве
случаев они бесплатны, то есть люди не платят 'за билет', но очевидно, что
клубу это выгодно, потому что такие показы увеличивают посещаемость и, следовательно,
доход клуба. Это в рамках закона?
Нет, в данном
случае происходит публичное исполнение аудиовизуального произведения в
общественном месте и должно получаться разрешение правообладателя и
выплачиваться авторское вознаграждение.
Известно ли
что-нибудь о судебных разбирательствах по этому поводу?
Мне нет.
Какова процедура
получения разрешения на такого рода показы? С кем непосредственно должны
связываться представители этих клубов?
С тем лицом,
которое обладает соответствующими полномочиями разрешать публичное исполнение
кинофильма.
Имеет ли
авторское право срок давности?
Авторское право
не имеет срока давности, но имеет срок действия, который в настоящее время
составляет всю жизнь автора и 70 лет после его смерти.
Под современные
законы об авторском праве попадают произведения искусства начиная с какого-то
определенного момента?
С 28 июля сего
года вступили в силу поправки к Закону, которые устанавливают, что 70 летний
срок действия распространяется на все случаи, когда ранее действовавший 50
летний срок не истёк.
11 декабря 2004,
11:52
Материал, в котором много бухгалтерской
специфики, но есть и кое-что полезное для авторов.
Audit-it.ru
Сценарий фильма как объект авторских прав
Национальный
фильм
Государственное
финансирование фильма
Кино всегда создавалось на крупных
киностудиях, которые имеют для этого необходимую базу. Однако в последние
годы кинофильмы стали производить и небольшие продюсерские фирмы (студии,
центры), работающие в области кинематографии.
В статье мы рассмотрим на
примере кинопродюсерской студии порядок отражения на счетах бухгалтерского
учета операций, связанных с процессом финансирования и
производства национального фильма.
Основные понятия и определения в области
кинематографии даны в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. ? 126-ФЗ 'О
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации'.
Организация кинематографии - это
организация, основными видами деятельности которой являются: производство
фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ
фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление
киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание
услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда
павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций,
изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники,
специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное);
образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно -
пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма;
хранение исходных материалов кинолетописи (статья 3 Закона).
В Общесоюзном классификаторе отраслей
народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденном Госкомстатом СССР и Госпланом
СССР 1 января 1976 г., организации кинематографии относятся к отрасли
"культура и искусство" (код 93000) с присвоением им в установленном
порядке подкода "кинематография", и относятся они к
непроизводственной сфере деятельности.
Продюсер фильма - это физическое или
юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за
финансирование, производство и прокат фильма (ст.3 Закона).
Фильм - аудиовизуальное
произведение, созданного в художественной, хроникально-документальной,
научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на
основе творческого замысла, состоящее из изображения, зафиксированных на
кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое
последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с
помощью соответствующих технических устройств (ст.3 Закона).
Итак, в качестве продюсера фильма
может выступить физическое лицо, имеющее регистрацию в качестве
предпринимателя. Продюсером может быть и юридическое лицо, зарегистрированное в
установленном порядке.
Если продюсер решил создавать фильм,
отвечающий требованиям национального фильма, он может обратиться в Минкультуры
РФ за получением удостоверения национального фильма. Такое удостоверение
предоставляет государственную поддержку фильму и дает возможность пользоваться
налоговыми льготами при его производстве. Этапы его получения и продления мы
рассмотрим в отдельном разделе.
Сценарий фильма как объект авторских прав
Первой стадией работы над фильмом является
сценарий. Его поиски могут осуществляться продюсером фильма в "библиотеках
сценариев", которые организуют некоторые творческие организации.
Продюсер фильма за дополнительную плату может получить доступ к библиотеке и
отбирать необходимый ему сценарий среди уже созданных авторами сценариев.
Создание сценария может быть также
специально заказано на основании авторского договора заказа. Особенностью
авторского договора заказа является то, что он заключается еще до того, как
автор создал произведение. По авторскому договору заказа автор обязуется
создать произведение в соответствии с условиями договора, права на
использование произведения передаются заказчику (п. 1 статьи 33 Закона РФ от
09.07.93 ? 5351-1 'Об авторском праве и смежных правах', далее Закон об
авторском праве)
ПБУ 14/2000 'Учет нематериальных активов' допускает отнесение к нематериальным
активам активов коммерческих организаций, находящихся у них на праве
собственности. К объектам интеллектуальной собственности могут быть отнесены
только исключительные права правообладателя на эти объекты. Правообладателем
исключительных прав является автор - создатель произведения литературы,
искусства и т.п. Необходимым для постановки на учет является наличие
надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и
исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности
(патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки
(приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Согласно Закону об авторском праве для
возникновения авторского права не требуется регистрация произведения, иного
специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Однако для
обеспечения доказательства своего авторства, правообладатель может по
собственному желанию зарегистрировать произведение в соответствующем
государственном органе. Авторские права можно зарегистрировать в Российском
авторском обществе, если регистрируются литературные, художественные,
музыкальные, фотографические, видео- и аудиовизуальные произведения и др. Для
этого подается заявка на регистрацию авторского произведения с приложением
необходимых документов, в том числе оригинала произведения. Зарегистрированный
оригинал возвращается вместе со Свидетельством автору, копия произведения и
Свидетельства депонируются в архив. Таким образом, если возникают какие-либо
споры по поводу авторства произведения, то свидетельство о регистрации
подтверждает авторство. Однако для РАО указанная регистрация не является
основанием для отслеживания исполнения данного произведения и выплаты гонорара.
Она играет только подтверждающую авторство роль, что ведет к избежанию
большинства споров, возникающих на этой почве.
Исключительные права правообладателя
делятся на имущественные и неимущественные (ст. 15 и 16 Закона об
авторском праве). К личным неимущественным правам относятся: право признаваться
автором произведения, использования его под определенным именем, обнародовать в
любой форме и др. Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми. Право
на воспроизведение, распространение, перевод, переработку, показ и др. являются
имущественными правами. В соответствии с частью 2 статьи 138 ГК РФ
использование объектов исключительных прав может осуществляться только с
согласия правообладателя. Поэтому все указанные выше права по общему правилу
переходят от автора к другим лицам только с его согласия, которое выражается в
авторском договоре, необходимость составления которого прямо поименована в
пункте 1 статьи 30 Закона об авторском праве.
За передаваемые имущественные права автор
имеет право получить вознаграждение.
Редкими исключениями из этого правила
являются случаи, когда:
- организация
приобретает авторские права в порядке наследования (права на использование
произведения переходят к организации по завещанию автора после открытия
наследства)?
- авторские
имущественные права возникают у организации в силу создания автором служебного
произведения по заданию работодателя или организация уступает третьим лицам
имущественные авторские права, в свою очередь ранее приобретенные по авторскому
договору у автора, или права, перешедшие к организации от автора по завещанию.
Авторский договор должен быть заключен в
письменной форме. В случае если письменная форма авторского договора не была
соблюдена, стороны лишаются права доказывать факт заключения договора и его
условия с помощью свидетельских показаний. Однако другие доказательства (например,
переписка сторон по договору) могут быть использованы для доказательства
заключения договора и его условий.
Для авторского договора
существенными являются следующие условия:
- способы
использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору
в отношении конкретного произведения);
- территория, на
которую передается право;
- размер
вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый
способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
- другие условия,
которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Не будет считаться заключенным и договор,
не предусматривающий условий о размере, порядке и сроках выплаты вознаграждения
за каждый способ использования произведения. В соответствии с пунктом 3 статьи
31 Закона об авторском праве, вознаграждение может определяться в виде процента
от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это
невозможно, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Порядок
выплаты авторского вознаграждения может быть любым: вознаграждение может
выплачиваться единовременным платежом или периодически.
Приобрести можно исключительное право, и
отражать его в учете как приобретение нематериального актива согласно п. 24 ПБУ
14/2000.
На практике исключительные
имущественные права остаются у автора, а продюсерская студия приобретает право
на экранизацию (использование) сценария в течение определенного срока. С
авторами сценария заключается договор об уступке права на использование
режиссерского проекта и участии в создании художественного фильма. По этому
договору автор уступает продюсеру право экранизации его сценария для
создания на его основе кинофильма с правом дальнейшего использования
указанного кинофильма. Одним из пунктов договора предусматривается, что
автор обязуется без письменного согласия продюсера до истечения
определенного срока с даты заключения договора не передавать сценарий другим
киноорганизациям или телевидению для создания кино и/или телефильмов. В
соответствии с этим договором продюсер обязуется выплатить авторам
гонорар.
Данная операция отражается в бухгалтерском
учете на основании методики, изложенной в п.26 ПБУ 14/2000:
? нематериальные
активы, полученные в пользование, учитываются организацией-пользователем на
забалансовом счете в оценке, принятой в договоре;
? платежи за
предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности,
производимые в виде периодических платежей, включая авторские вознаграждения,
исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором,
включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода;
? платежи за
предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности,
производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское
вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как
расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
Продюсер, получив право на
интеллектуальную собственность, должен отразить полученное право за балансом
в той оценке, что принята в договоре. Выплату авторского вознаграждения
следует согласно п.26 ПБУ 14/2000 отразить как расходы будущих
периодов , с постепенным списанием на себестоимость в течении срока
договора.
В бухгалтерском учете продюсера
приобретение право экранизации сценария в течение определенного срока у
физического лица отразиться следующими бухгалтерскими проводками:
Дебет 31 (97*) Кредит 76
- отражена
задолженность автору за приобретенное право на экранизацию сценария;
Дебет 31 (97*) Кредит 69
- Начислен ЕСН на авторский
гонорар;
Дебет 76 Кредит 68
- Начислен налог
на доходы физического лица, полученного по авторскому договору,
Дебет 76 Кредит 51(50)
- выплачено вознаграждение
автору.
При исчислении налога на доходы физических
лиц (по ставке 13%) налоговый агент, выплачивающий вознаграждение по
авторским договорам, имеет право предоставлять
профессиональный налоговый вычет (по заявлению автора).
Согласно п. 2 ст. 221 НК РФ величина вычета определяется по фактически
произведенным и документально подтвержденными расходами, непосредственно
связанными с извлечением доходов. Если расходы не могут быть документально
подтверждены, они принимаются по нормативам в процентах к начисленному доходу.
При создании литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и
цирка, норматив составляет 20% от начисленного дохода.
На выплаты по авторским договорам
начисляется единый социальный налог только в части взносов в Пенсионный фонд и
Фонд обязательного медицинского страхования. Взносы в Фонд социального
страхования не начисляются (п.3 ст. 238 НК РФ). При этом налоговой базой будут
являться суммы вознаграждения по авторским договорам за минусом расходов,
определенных в порядке, установленном для профессиональных налоговых
вычетов при расчете налога на доходы (п. 5 ст. 237 НК РФ).
Если приобретено право экранизации
сценария у юридического лица, будут осуществлены следующие бухгалтерские
проводки:
Дебет 31 (97*) Кредит 76
- отражена
задолженность по приобретению права на экранизацию сценария;
Дебет 19 Кредит 76
- отражен НДС по приобретенному
праву;
Дебет 76 Кредит 51 (50)
- осуществлена
оплата права экранизации,
Дебет 68 Кредит 19
- НДС принят к
вычету.
В течение срока пользования правом
экранизации продюсер производит ежемесячное списание платежей за право:
Дебет 20 (08, 26) Кредит 31
- ежемесячно в течение срока пользование
списываются платежи за предоставление права экранизации.
Сводная смета расходов
На стадии подготовки к производству фильма
и до подачи документов для получения удостоверения национального фильма
составляется и утверждается руководителем кинопродюсерской студии
сводная смета расходов на производство фильма. Смета составляется в
разрезе основных статей расходов, которые делятся на прямые расходы
и косвенные (накладные). В состав прямых расходов могут входить:
? затраты на
литературный сценарий и музыкальную партитуру;
? заработная плата
и начисления;
? материалы
(пленка и пр.);
? услуги цехов;
? аренда
транспорта;
? затраты
связанные с экспедицией (суточные, проезд, стоимость транспортировки багажа,
связь и пр.);
? реклама;
? изготовление
исходных материалов.
Как видно из приведенного выше перечня
расходы кинопродюсерской студии, за некоторым исключением, аналогичны расходам
любого другого предприятия.
Кинопродюсерские студии, как правило,
не обладают павильонами для съемок, необходимой техникой,
осветительной, съемочной аппаратурой, они также не имеют своих
лабораторий по обработки пленки и т.п. Поэтому студии заказывают
большинство услуг по производству фильма сторонним организациям. Поэтому
по статье затрат 'услуги цехов'могут быть отражены затраты, связанные с оплатой
услуг сторонних организаций (в том числе цехов крупных киностудий) по
предоставлению в аренду съемочных павильонов, различного рода аппаратуры,
изготовлению (аренде) костюмов, грима, постижерских изделий, реквизита, игровой
техники, специальных эффектов, обработки пленки, звукового оформление фильма и
других услуг по созданию фильма. Съемка фильма целиком может быть также
поручена сторонней организации.
Национальный фильм
Фильм может быть признан
национальным, если:
- продюсер фильма - гражданин
Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном
порядке на территории Российской Федерации;
- авторы фильма - граждане Российской
Федерации;
- в состав съемочной группы фильма
(режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры,
художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители
главных ролей) входит не более чем 30 процентов лиц, не имеющих гражданства
Российской Федерации;
- фильм снимается на русском языке или
других языках народов Российской Федерации;
- не менее чем 50 процентов общего объема
работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату
фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии,
зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
- иностранные
инвестиции в производство фильма не превышают 30 процентов сметной стоимости
фильма.
В качестве национального фильма может
рассматриваться также фильм, производство которого осуществляется совместно с
иностранными организациями кинематографии при соблюдении условий, определенных
соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации
(ст.4 Закона).
Госкино РФ утвердило Положение о
национальном фильме приказом от 17 июня 1999 г. N 7-1-19/37. Перечень
документов, которые необходимо представить в Минкультуры России для получения
удостоверения национального фильма, указан в приложениях N 2, 3, 4 к приказу.
Имея сценарий, выбрав
режиссера-постановщика, составив сводную смету расходов, но еще не имея
договора о финансировании фильма, в период подготовки его к производству
продюсер может обратиться в Минкультуры России с заявлением о
выдаче справки о соответствии фильма параметрам национального фильма. Для
получения справки помимо заявления, сопроводительного письма, копий
учредительных документов и свидетельства о регистрации и других необходимых
официальных документов представляются сценарий фильма и соглашение о
намерениях с инвесторами об их участии в финансировании производства фильма.
В случае если на момент подачи заявления отношения с композитором, съемочной
группой, организациями кинематографии, инвесторами документально не оформлены,
указываются предварительные варианты.
Получив Справку, продюсеру необходимо
подписать с инвесторами договор о финансировании производства фильма с
указанием сроков его производства.
После представления такого договора
(соглашения), подтверждающего наличие средств на производство фильма, и приказа
продюсера о запуске фильма в производство Минкультуры России выдает продюсеру удостоверение
национального фильма на период производства фильма. Даты начала и
окончания производства фильма подлежат обязательной фиксации в удостоверении
национального фильма.
По завершении производства фильма
продюсер представляет в Минкультуры РФ копию фильма, монтажные листы фильма,
акт о завершении производства фильма и изготовлении исходных материалов и
акт экспертизы о соответствии параметров технического состояния и комплектности
фильмовых материалов требованиям действующей нормативно-технической
документации. На основании представленного продюсером пакета документов
Минкультуры России продлевает действие удостоверения национального фильма
сроком на два года.
По истечении двух лет с даты завершения
производства фильма для продления срока действия удостоверения национального
фильма продюсер представляет отчет об использовании фильма, а также сведения,
подтверждающие соблюдение требований, изложенных в статье 4 Федерального
закона, в процессе тиражирования, проката и показа фильма.
Получения удостоверения национального
фильма возможно не только на стадии производства, но и по окончании работы над
ним, если на стадии производства такое удостоверение не было получено. В этом
случае в Минкультуры вместе с копией фильма представляется прокатное
удостоверение. При этом в удостоверении национального фильма указывается год
завершения производства фильма.
Удостоверение национального фильма
может быть аннулировано Минкультуры РФ в случаях, если сведения,
содержащиеся в представленных документах, не соответствуют
действительности, либо если в процессе производства и проката фильм перестал
соответствовать требованиям национального фильма.
Информация о выдаче фильму удостоверения
национального фильма или аннулировании удостоверения периодически
публикуется в Информационном бюллетене Минкультуры России.
Итак, продюсеру национального фильма или
уполномоченному им лицу выдано удостоверение национального фильма. Оно является
основанием для предоставления государственной поддержки, предусмотренной
законодательством Российской Федерации, и предъявляется в любые организации за
содействием производству, прокату и показу национального фильма.
Финансирование фильма государственное
Производство кинопродукции процесс
дорогостоящий. Поиск источников финансирования является первоначальной
задачей для кинопродюсерской фирмы, имеющей намерения снять национальное фильм.
От решения проблемы, связанной с поисками источников
финансирования, зависит также процесс производства
и проката фильма.
Какие могут быть использованы источники
для финансирования кинофильма?
Источниками финансирования могут служить
как собственные средства, так и привлеченные, в том числе средства
меценатов. Частные кинопродюсерские фирмы, обычно, не обладают
достаточным объемом собственного капитала. Поэтому основная задача
для них - поиск внешних источников финансирования.
Одним из таких внешних источников может
выступить государственное финансирование. Государственное финансирование
осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области
кинематографии путем выделения продюсеру национального фильма средств в
пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на
соответствующий финансовый год.
Однако государственное финансирование
производства национального фильма, как правило, не может превышать 70 % сметной
стоимости его производства.
До 2001 г. государственное финансирование
кинематографии устанавливалось в размере не менее чем 0,2 % расходной части
федерального бюджета в пределах норматива государственного финансирования,
определенного Основами законодательства Российской Федерации
о культуре. Однако Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ
действие данной нормы было приостановлено на 2001 год.
Если для создания национального фильма или
кинолетописи выделяются средства государственного финансирования, условия и
порядок его определяются федеральным органом исполнительной власти в области
кинематографии и закрепляются договорами между этим органом и продюсером.
Государственное финансирование не может
быть использовано на иные цели, кроме тех, которые предусмотрены договором.
Финансирование может быть полным или частичным.
Права на национальный фильм в случае
полного государственного финансирования его производства принадлежат
государству. Поэтому готовый национальный фильм (комплект исходных фильмовых
материалов) сдается по акту сдачи-приемки на государственное хранение в
Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации или Российский
государственный архив кинофотодокументов. До передачи исходных материалов
национальных фильмов и кинолетописи на хранение в Архивы продюсер обеспечивает
их сохранность.
Порядок хранения исходных материалов
национальных фильмов, получивших частичное государственное финансирование, устанавливается
договором между Минкультуры России и продюсером этих национальных фильмов.
Средства могут быть получены продюсером из
федерального или местного бюджета. В случае получения средств из местного
бюджета договор составляется с распорядителем кредитов местного бюджета.
Рассмотрим бухгалтерский учет производства
фильма в случае, если средства на производство национального кинофильма
получены продюсером из бюджета.
Пример 1.
По договору на производство кинофильма
заказчик (бюджет) оплачивает исполнителю (продюсеру) работы по производству
фильма и приобретает право собственности на кинофильм и исходные материалы.
Продюсер на основании заключенных договоров выполняет работы по созданию фильма
по заданию заказчика, сдает, а заказчик принимает результаты таких работ и
оплачивает их.
В соответствии со ст. 39 Налогового
Кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается
передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты
выполненных работ.
Поскольку продюсерская фирма является
коммерческой организацией и вся ее деятельность является коммерческой
деятельностью. Поэтому она должна формировать доходы в части обычных видов
деятельности с отражением их по кредиту счета 46 "Реализация продукции
(работ, услуг)" (счет 90 "Продажи" по новому Плану счетов) в
корреспонденции со счетами учета расчетов в разрезе плательщиков (см. Положение
по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное
Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
При наличии договоров с местной
администрацией на выполнение мероприятий (работ, услуг) целевого характера за
счет целевого финансирования (средств городского бюджета) такой вид
деятельности считается обычным. Поэтому средства, полученные в оплату работ по
созданию кинофильма от заказчиков таких работ, являются выручкой от выполнения
этих работ и учитываются на счете 46 (90*). Отражение в бухгалтерском учете
суммы выручки от выполнения таких работ не зависит и от того, что созданный
фильм имеет удостоверение национального фильма.
При этом счета учета расчетов за
выполненные работы закрываются с применением счета 96 "Целевые
финансирование и поступления".
Денежные средства, полученные киностудией
от заказчиков, до окончания работ не могут включаться в выручку от реализации
работ до момента их выполнения.
Если продюсерская студия занимается
производством кино, получившего удостоверение национального фильма, то работы
(услуги) по производству кинопродукции не подлежат обложению налогом на
добавленную стоимость в соответствии с пп.21 п.2 ст.149 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации. При этом необходимо помнить, что действие этой
статьи не распространяется на иную деятельность продюсерской организаций, в
частности, на изготовление киноматериалов, кинооборудования, издательскую,
рекламно-пропагандистскую деятельность в области кинематографии, на хранение
фильма и исходных материалов фильма.
Для возможности использования
льготного налогообложения необходимо наличие раздельного учета в случае, когда
продюсер занимается производством не только фильмов, имеющих
статус национальных.
Итак, продюсерская фирма, получившая
средства на производство кинопродукции, получившей удостоверение национального
фильма, отражает сумму целевых денежных средств, полученных от инвесторов, на
отдельном субсчете счета 96 "Целевые финансирование и поступления".
Использовать данные средства на содержание аппарата управления и выполнение
каких-либо других задач по основной уставной деятельности, не связанных с
производством и тиражированием кинопродукции - национального фильма, указанные
организации не имеют права.
Если у коммерческой организации имеется
уверенность, что она выполнит условия предоставления бюджетных средств и ей
направлена бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах
бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие
документы, то она отражает получение бюджетных средств как
возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Это
требование содержится в п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет
государственной помощи" (ПБУ 13/2000, утв. приказом Минфина РФ от 16
октября 2000 г. N 92н).
В бухгалтерском учете продюсера в этом
случае будут осуществлены записи:
Дебет 76 Кредит 96 (86*)
- отражена задолженность бюджета по
предоставлению целевых (бюджетных) средств;
Дебет 51 Кредит 76
- получены целевые (бюджетные)
средства на производство национального фильма,
Дебет 20, 26 Кредит 10, 02,70, 69, 60,76 и
др.
- отражены
затраты по производству национального фильма,
Дебет 62 Кредит 46 (90-1*)\ субсчет
"Реализация кинофильмов, имеющих удостоверение национального фильма"
- отражена выручка от оказания услуг
по производству национального фильма,
Дебет 46 (90-2*) Кредит 20
- списаны
затраты по оказанию данного вида услуг;
Дебет 46 (90-2*) Кредит 26
- списаны общехозяйственные расходы в
части, приходящейся на выручку от оказания данного вида услуг;
Дебет 96 (86*) Кредит 62
- отражено
расходование бюджетных средств на производство национального фильма,,
Дебет 26 Кредит 67 (68*)
- начислен налог на пользователей
автодорог с реализации услуг,
Дебет 46 (90-2*) Кредит 26
- списан
налог на пользователей автодорог на реализацию;
Дебет 46 (90-9*) Кредит 80 (99*)
- определен
финансовый результат от реализации услуг по производству национального фильма.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль
предприятия. Поэтому прибыль от реализации работ по созданию кинофильмов
продюсерской фирмой подлежит обложению налогом на прибыль в общем порядке:
Дебет 81 (99*) Кредит 68
- начислен налог на прибыль.
Остаток неиспользованных средств,
образовавшийся по окончании работ по производству и тиражированию фильмов, так
же подлежит налогообложению в общем порядке.
Средства, оставшиеся по завершении
выполнения работ по производству и тиражированию кинопродукции, имеющей
удостоверение национального фильма, могут быть направлены продюсером на производство
и тиражирование другой кинопродукции, имеющей удостоверение национального
фильма.
В этом случае продюсер может
использовать льготу по налогу на прибыль.
Рассмотрим порядок учета входного НДС,
установленный ст. 170 Налогового кодекса РФ. Пунктом 2 ст.170
установлено, что в случае производства и (или) реализации товаров (работ,
услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению в
соответствии с пунктами 1-3 ст.149 НК РФ, суммы входного налога на
добавленную стоимость по использованным в процессе производства материальным
ресурсам и услугам различного характера включаются в расходы, принимаемые
к вычету при исчислении налога на доходы организаций.
Однако в рассматриваемом случае получено
целевое бюджетное финансирование.
Согласно п.32.1 Методических
рекомендаций по применению главы 21 'Налог на добавленную стоимость' Налогового
Кодекса РФ в случае приобретения товаров, облагаемых НДС, за счет средств
целевого бюджетного финансирования, оплаченный НДС возмещению не подлежит.
Суммы налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а
покрываются за счет целевого финансирования.
Поэтому суммы входного НДС,
уплаченные за использованные ценности при производстве национального фильмов,
финансируемых за счет бюджетных средств, будут списаны бухгалтерской проводкой:
Дебет 96 (86*) Кредит 19.
Это могут быть услуги по аренде помещения
продюсерской организации, НДС с командировочных расходов (авиабилеты для
съемочной группы, оплата услуг гостиниц по проживанию съемочной группы) и др.
услуги.
Следует заметить, что если услуги
оказываются организациями кинематографии (например, аренда павильонов на
киностудии, пошив костюмов по договору с киностудией и др.), и эти работы
выполняются в рамках сметы на производство национального фильма, получившего
соответствующее удостоверение, то налог на добавленную стоимость не взимается.
Документами, подтверждающими право на применение льготного налогового режима,
являются удостоверение национального фильма и смета на производство национального
фильма, в которую включены работы и услуги по производству национального
фильма.
Если же проюсерская фирма осуществляет
наряду с производством национального фильма еще и другие виды услуг или съемку
фильма, который не получил такого статуса, то она обязана распределить
общехозяйственные расходы пропорционально выручке от реализации товаров (работ,
услуг), облагаемых и не облагаемых НДС за отчетный налоговый период. При
этом та часть входного НДС, который приходится на общехозяйственные расходы
пропорционально выручке от производства национального фильма, финансируемого их
бюджета, подлежит списанию аналогично описанному выше способу за счет целевого
финансирования.
В связи с вступлением в действие с
01.01.2002 главы 25 НК РФ обратим внимание на требования ст. 251, 270, 271
об учете средств целевого финансирования.
Организации, получившие
средства целевого финансирования, обязаны вести
раздельный учет доходов и расходов, полученных
(произведенных) в рамках целевого
финансирования. Только в этом случае данное имущество, в том числе и денежные
средства, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При отсутствии такого учета у
организации, получившей средства целевого финансирования,
указанные средства рассматриваются как
подлежащие налогообложению с даты их получения.
Налогоплательщики, получившие
имущество (в том числе денежные средства),
работы, услуги в рамках благотворительной
деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по
окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту
своего учета отчет о целевом использовании
полученных средств по форме,
утверждаемой Министерством Российской Федерации
по налогам и сборам,
а налогоплательщики, получившие бюджетные
средства, - по форме, утверждаемой
Министерством финансов Российской Федерации.
Целевые средства должны быть использованы
строго по назначению, определенному организацией (физическим лицом) -
источником целевого финансирования. В соответствии со статьей 271 НК РФ
внереализационными доходами признаются доходы в виде использованных не по
назначению полученных целевых средств. Для целей налогообложения
указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в
момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому
назначению (нарушил условия их получения).
Финансирование фильма спонсорское
Как показывает мировая практика для
сохранения и развития национального культурного достояния государственной
поддержки оказывается недостаточно. Поэтому в различных странах в той или иной
форме на установленных Законом основаниях существуют институты
негосударственной поддержки национального культурного достояния.
В России этот институт всегда было
принято называть меценатством. Целью меценатства является
обеспечение сохранения и развития профессиональных видов культурной
деятельности.
Поэтому наиболее реальным внешним
источником для финансирования производства национального фильма в
настоящее время являются средства меценатов.
Необходимо отметить, что налоговым
законодательством предусмотрен в 2001 г. ряд льгот для таких
юридических лиц, выступивших заказчиком на изготовление национального
кинофильма либо предоставивших благотворительный взнос на эти цели.
Согласно ст. 15 Федерального закона от
22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской
Федерации" налоговые льготы, предусмотренные данным законом, применяются в
порядке, определяемом соответствующими законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 6 в)
Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) не подлежит
налогообложению прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм
и форм собственности, направляемая на производство и тиражирование
кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
Это положение подтверждено и п. 4.1.
3 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Указанная льгота предоставляется только в
части прибыли, направляемой организацией - производителем фильма или
организацией-инвестором в качестве целевого взноса на производство и
тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (в
период действия этого удостоверения).
Документами, подтверждающими право на
применение льготного налогового режима являются: удостоверение национального
фильма, смета национального фильма, договор организации с
кинокомпанией-производителем, а также платежные документы, подтверждающие
перечисление средств на указанные цели (копия платежного поручения, заверенная
банком). Их необходимо представить в налоговую инспекцию в составе
бухгалтерской отчетности инвестора.
Организация - инвестор, направившая
средства на производство национального фильма, в расчете налога от фактической
прибыли вправе заявить вышеуказанную льготу, уменьшив налогооблагаемую прибыль
на сумму фактически перечисленных в отчетном периоде средств.
Следует обратить внимание на описанный
порядок получения продюсером удостоверения национального фильма. Продюсер для
его получения может представлять протокол о намерениях, договор о
финансировании. А само перечисление денежных средств может происходить после
получения удостоверения. Поэтому важным представляется момент перечисления
денежных средств на финансирование фильма. Поскольку льгота представляется
только при наличии такого удостоверения, то при отсутствии у продюсера
удостоверения национального фильма на момент перечисления денежных средств,
указанная льгота организации-инвестору не предоставляется.
Может ли инвестор перечислить продюсеру не
денежные средства, а осуществить финансовую помощь путем передачи
кинопроизводителю своих векселей или векселей третьих лиц, или путем
перечисления средств третьим лицам по указанию кинопроизводителя, в рамках
деятельности по производству национального фильма?
Да, организация-инвестор вправе передать
производителю кинопродукции имущество в виде векселя третьих лиц, списав при
этом его стоимость со своего баланса в размере цены приобретения.
Передающий вексель инвестор вправе
получить льготу по прибыли в периоде погашения (реализации) векселя продюсером
средств только в случае выполнения следующих условий:
- ценные бумаги,
передаваемые организацией-спонсором, должны быть приобретены им за счет чистой
прибыли;
-
организация-кинопроизводитель, получившая эти ценные бумаги, должна погасить
(реализовать) их, и полученные средства направить на производство и
тиражирование указанной кинопродукции. Документы, подтверждающие факт
реализации ценных бумаг и направление вырученных денежных средств по целевому
назначению, должны быть представлены в налоговый орган.
При этом в случае, если сумма денежных
средств, вырученная от реализации векселя и направленная на вышеуказанные цели,
превысит цену приобретения векселя, отраженную на балансе передающей
организации, льгота будет предоставлена в пределах цены приобретения.
Использование организацией-спонсором
льготы по налогу на прибыль при перечислении средств на счета третьих лиц
законом не предусмотрено.
Продюсер, получив денежные средства на
производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение
национального фильма, может разместить временно свободные денежные средства на
депозитных счетах в банках. Подлежат ли налогообложению доходы, полученные этой
организацией от размещения денежных средств на депозитных счетах в банках?
В соответствии с Законом "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" доходы, полученные от размещения
денежных средств на депозитных счетах в банках, включаются в состав доходов от
внереализационных операций и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном
порядке.
Однако если полученный доход в виде
процентов от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках направлен
на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение
национального фильма, то продюсеру предоставляется льгота по налогу на прибыль,
предусмотренная п. 6 ст. 6 в) Закона Российской Федерации от 27.12.91 N
2116-1.
Следует обратить внимание, что налоговая
льгота по налогу на прибыль, определенная данными Законами, действует
лишь до конца 2001 г., а с введением с 1 января 2002 г. в
действие главы 25 'Налог на прибыль организаций' Налогового Кодекса РФ
все льготы по налогу на прибыль отменяются.
.... Но авторское право на фильм
принадлежит инвестору
Данная ситуация ничем не отличается от
государственного финансирования фильма. Если продюсеру перечисляются целевые
деньги инвестора, который заказывает ему фильм и принимает готовый фильм по
акту, а продюсер производит лишь работы, оговоренные заказом, то бухгалтерский
учет аналогичен учету, описанному в примере 1.
При этом суммы входного налога на
добавленную стоимость по использованным в процессе производства материальным
ресурсам и услугам различного характера включаются в расходы, принимаемые
к вычету при исчислении налога на доходы организаций в соответствии со ст. 170
НК РФ:
Дебет 20 (26) Кредит 19.
Аналогично на затраты относится и часть
входного НДС, который приходится на общехозяйственные расходы пропорционально
выручке от производства национального фильма, финансируемого инвестором.
Все сказанное выше об учете средств
целевого бюджетного финансирования с 01.01.2002 относится и к учету целевых
небюджетных средств в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.
.... авторское право на фильм принадлежит
продюсеру
Результатом производственного процесса
продюсера в данном случае должно стать создание аудиовизуального
произведения (кинофильма), которое как результат интеллектуальной
деятельности будет выражено в некой объективной форме. Кто будет
обладать исключительным правом на созданное произведение,
если инвестор не оговаривает исключительное право за собой?
Законодательство об авторском праве,
действовавшее в РСФСР до 1 октября 1964 года (Гражданский Кодексе РСФСР от 11
июня 1964 г., статья 486) закрепляло авторское право на кино- или телевизионный
фильм за предприятием, осуществившим его съемку. Данные нормы действовали
с 1 октября 1964 года по 2 августа 1992 года. Именно на их основе в настоящее
время определяется владелец первоначального авторского права на кинофильмы,
снятые в этот период времени.
Отношения, которые возникают в связи с
созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства
в настоящее время регулируются Законом РФ от 9 июля 1993 г. ?5351-1 'Об
авторском праве и смежных правах' (с изменениями от 19 июля 1995
г.). В ст. 13 п.1 названного Закона определено, что авторами аудиовизуального
произведения являются:
?
режиссер-постановщик;
? автор сценария
(сценарист);
? автор
музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для
этого аудиовизуального произведения (композитор).
Такой подход к определению авторов
объясняется, прежде всего, тем, что аудиовизуальное произведение является
сложным, синтетическим произведением и создается оно творческими
усилиями большого числа работников.
Кроме того, аудиовизуальное произведение,
как правило, включает в себя произведения различных авторов, которые не
принимают непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения. К
примеру, некоторые произведения, входящие как составная часть в аудиовизуальное
произведение, могут существовать и независимо от него (например, музыка к
кинофильму). Другие же произведения, так же используемые в аудиовизуальном
произведении, создаются лишь в процессе работы над ним и не могут быть выделены
из него. К их числу, на пример, относится предмет творческого труда
режиссера-постановщика. Таким образом, аудиовизуальное произведение это, прежде
всего, слияние идей и произведений различных авторов и его нельзя
рассматривать как единое произведение, созданное соавторами. На аудиовизуальное
произведение возникает особое авторское право
Согласно п.4 ст.13 Закона, 'авторы
произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как
существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие),
так и созданных в процессе работы над ним (оператор - постановщик, художник -
постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое
произведение'.
Однако при использовании аудиовизуального
произведения не происходит использования сценария, музыки и прочих
творческих результатов (произведений), вошедших в фильм. Аудиовизуальное
произведение следует считать неделимым объектом, а потому к взаимоотношениям
между авторами аудиовизуального произведения применимы все нормы, касающиеся неделимого
соавторства.
При создании фильма продюсер заключает
договоры с режиссером-постановщиком, сценаристом, автором оригинальной музыки,
авторами музыки к оригинальным песням. В п.2 ст.13 Закона определено, что
'заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой
передачу авторами этого произведения, изготовителю исключительных прав на
воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для
всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение
аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста
аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре'. Следует
обратить внимание на то, что в соответствии с п.3 ст. 16 Закона
переходящее к изготовителю право на распространение включает в себя и право
проката.
Итак, кинопродюсерская фирма, занимающаяся
производством аудиовизуального произведения, создает в процессе производства
объект интеллектуальной собственности, исключительные права на который будут
принадлежать ей.
По мнению авторов статьи, созданное
кинопродюсерской студией аудиовизуальное произведение (кинофильм), которое
предназначено для дальнейшего проката или реализации прав на него, полностью
отвечает требованиям, содержащимся в ПБУ 14/2000 и должно быть по окончании
производственного процесса быть отражено в составе нематериальных активов.
Первоначальная стоимость созданных
организацией нематериальных активов определяется как сумма фактических затрат
на их создание.
Все затраты, связанные с этим процессом
(материальные ресурсы, услуги сторонних организаций и др. затраты) должны быть
отражены на счете 08 'Капитальные вложения'.
В бухгалтерском учете продюсера в этом
случае будут осуществлены записи:
Дебет 76 Кредит 96 (86*)
- отражена задолженность бюджета по
предоставлению целевых средств спонсоров;
Дебет 51 Кредит 76
- получены целевые
средства на производство национального фильма.
При этом следует отметить, что на счете 96
'Целевое финансирование' необходимо организовать аналитический учет таким
образом, чтобы можно было в конце производственного процесса создания
фильма определить какая часть затрат, отнесенная на себестоимость, произведена
за счет целевого финансирования. При использовании этих средств на оплату
услуг по изготовлению киноматериалов, изготовлению кинооборудования, по
производству фильма на счетах бухгалтерского учета необходимо отразить
уменьшение источника целевого финансирования:
Дебет 08 Кредит 02, 05,10, 19,
31,70, 69, 60,76 и др.
- отражены
затраты по производству национального фильма,
Дебет 60 (76) Кредит 51
- произведена
оплата материалов, работ или услуг сторонних организаций.
Дебет 96 (86*) Кредит 83(98*)
- на сумму
использованных средств отражается использование целевых средств в
качестве доходов будущих периодов.
Получение прокатного удостоверения
Итак, фильм закончен в производстве. Пока
он хранится только в одном экземпляре.
В целях борьбы с незаконным использованием
кино- и видеофильмов, регулировании их публичной демонстрации на территории
Российской Федерации Совет Министров - Правительство Российской Федерации
принял Постановление от 28 апреля 1993 г. N 396 "О регистрации кино- и
видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации".
Постановлением установлено, что юридические
и физические лица, являющиеся собственниками или владельцами прав на кино- и
видеофильмы, могут реализовывать их и самостоятельно осуществлять
тиражирование в целях продажи, проката, распространения принадлежащих им
кино- и видеофильмов только после их регистрации и получения прокатного
удостоверения (п.1).
Основная цель введения обязательной
регистрации состоит в том, чтобы зафиксировать появление на территории РФ
аудиовизуального произведения (отечественного, зарубежного или совместного
производства), обладающего набором определенных характеристик:
наименование, страна происхождения, студия, год выпуска, жанр, авторы.
Указанные характеристики аудиовизуального произведения отражаются в
прокатном удостоверении, выдаваемом Минкультуры РФ.
За выдачу прокатного удостоверения
предприятие должно уплатить регистрационный сбор. Порядок взимания
регистрационного сбора утвержден Комитетом РФ по кинематографии 31 августа 1994
г. N 02-20/968 (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 1994 г. N 701). Регистрационный
сбор увеличивает первоначальную стоимость фильма.
Копии кино- и видеофильмов (видеокассеты),
прошедшие регистрацию, на договорной основе передаются на хранение в
Госфильмофонд Российской Федерации без права коммерческого их использования.
Прокатное удостоверение является
документом, подтверждающим государственную регистрацию аудиовизуального
произведения и отвечает требованию п.п. ж) п.3 ПБУ 14/2000. Хотя, как мы
уже отмечали, согласно ст.9 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I
'Об авторском праве и смежных правах' авторское право на произведение науки,
литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и
осуществления авторского права не требуется регистрации произведения.
После регистрации фильма
Дебет 04 Кредит 08
- созданный
фильм оприходован в составе нематериальных активов.
Основанием для осуществления записей в
бухгалтерских регистрах являются: акт приемки нематериальных активов,
подтверждающий их оприходование в качестве таковых в самой организации;
документы, подтверждающие размер произведенных при создании нематериальных
активов затрат.
При принятии к бухгалтерскому учету
нематериального актива руководитель продюсерской организации определяет срок
полезного использования объекта, в течение которого организация может
получать экономические выгоды (доход). На фильм необходимо будет открыть
карточку учета нематериального актива (форма N НМА-1). В течение срока
полезного использования нематериального актива, ежемесячно должна
начисляться амортизация.
Дебет 20 (26) Кредит 05
- начислена
ежемесячная сумма амортизационных отчислений по фильму;
В случае, когда объект нематериального
актива создавался не только за счет целевого финансирования, необходимо в
величине начисленной амортизации на уровне аналитического учета выделять
величину амортизации объекта, приходящуюся на ту часть стоимости
нематериального актива, которая была создана за счет целевого финансирования.
В момент отражения на счетах
бухгалтерского учета начисленной амортизации необходимо отразить
внереализационный доход в размере начисленной амортизации:
Дебет 83 (98*) Кредит 80 (91*)
- отнесена на
внереализационные доходы часть средств целевого финансирования, которая
признается доходом отчетного периода в размере начисленной амортизации
Сумма амортизации (Дебет 20 (26) Кредит
05) по фильму, созданному за счет целевого финансирования, не принимается для
целей налогообложения. Увеличение налоговой базы производится по строке
4.22 Справки о порядке определения данных, отражаемых по
строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от
фактической прибыли". Одновременно необходимо уменьшить налоговую базу по
строке 5.6 на сумму, отраженную в проводке Дебет 83 (98*) Кредит 80 (91*).
Суммы амортизационных отчислений и внереализационных
доходов могут быть не равны между собой, в связи с тем, что организация несла,
например, затраты и за счет собственных средств. По мнению авторов,
амортизационные отчисления по собственным затратам организации должны
приниматься для целей налогообложения. Поэтому по Справке необходимо отражать
по строке 4.22 и 5.6 одну и ту же сумму, которая отражена в проводке Дебет 83
(98*) Кредит 80 (91*).
Если фильм будет просто положен на полку и
не найдет реализации, то постепенно за счет амортизации его стоимость будет
списана. Источником возмещения ее выступят средства целевого финансирования. В
итоге, если фильм снят целиком на средства спонсоров, бухгалтерский учет данной
операции приведет к нулевому финансовому результату. И по прошествии определенного
времени фильм может быть уничтожен и списан в учете. Останутся только
переданные на хранение копии.
Если же в этом случае организация
использовала часть собственных средств, то в результате списания через
амортизацию затрат по фильму в большей сумме, чем сумма средств целевого
финансирования, итог деятельности будет убыток. О его принятии в целях
налогообложения мы говорили выше.
Налог на имущество
Производство кино - процесс
достаточно длительный и расходы накапливаемые на счете 08 'Капитальные вложения'
представляют собой довольно значительные суммы. Затем стоимость фильма
отражается на счет 04 'Нематериальные активы', а сальдовые остатки по этим
счетам попадают в базу для исчисления налога на имущество.
Является ли продюсерская студия
плательщиком налога на имущество?
Плательщиком налога на имущество
кинопродюсерская студия является, но вот имущество используемое исключительно
для производства кино либо в процессе проката данным налогом не облагается.
Согласно п. 'г' ст.4 Закона РФ от 13
декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с
изменениями и дополнениями) налогом на имущество не облагается имущество
' используемое исключительно для нужд образования и культуры'.
Инструкция Госналогслужбы России от
8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
имущество предприятий" в п. 'г' ст. 5 дала расшифровку в
отношении имущества, которое может быть льготировано по Закону о налоге
на имущество именно по п. 'г' ст.4. К такому имуществу
отнесено имущество киностудий, т.е. имущество организаций по
производству кинофильмов.
Управление МНС по г. Москве в
своем письме от 11 января 2001 г. ? 02-11/1152 l дало уточнение в
отношении имущества киностудий, упомянутых подпунктом 'г' п.
5 инструкции 'к такому имуществу относится имущество киностудий (код ОКОНХ
93620)'.
Кроме того, письмо рекомендует для
кинопроизводящих организаций пользоваться и пп. "а" п. 6
названной инструкции, в оответствии с которым для целей налогообложения
стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость объектов
социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе
налогоплательщика.
Однако для того, чтобы воспользоваться
предоставленной льготой по налогу на имущество, необходимо
обязательное наличие раздельного учета льготируемого имущества.
Распределение общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы, связанные с
содержанием офиса, оплатой труда управленческого персонала, амортизационные
отчисления по основным средствам (мебель, находящаяся в офисе, оргтехника,
используемая в процессе управления производством и др.) отражаются по статье
накладные (косвенные) расходы сметы каждого фильма. Обычно величина
накладных расходов составляет 10-15% от сметной стоимости фильма.
У кинопродюсерской студии в производстве
одновременно может находиться несколько кинопроектов. Как правильно
распределить между запущенными в производство кинопроектами общехозяйственные
расходы?
В практике бухгалтерского учета существует
большое число показателей, пропорционально которым распределяют косвенные
затраты: численность персонала, объем выпуска продукции, количество совершенных
сделок, фактическое время работы оборудования, номинальная потребляемая
мощность энергоустановок, площадь или объем отапливаемых помещений
и т.д.
По мнению авторов статьи в случае,
когда кинопродюсерская фирма занимается только производством кино, наиболее
очевидным является способ распределения общехозяйственных затрат
пропорционально общей сметной стоимости каждого кинопроекта.
Распределенные таким образом общехозяйственные расходы должны быть учтены в
себестоимости конкретного фильма в рамках утвержденной сметы затрат по
статье накладные расходы. При этом может быть как перерасход по данной статье
сметы конкретного фильма, так и экономия. В этом случае отклонения регулируются
в целом по смете так, чтобы не выйти за общие рамки сметы.
А как распределить общехозяйственные
расходы, если кинопродюсерская фирма осуществляет несколько видов
деятельности, налогообложение которых производится по разным ставкам налога на
прибыль?
Инструкция МНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций" (утв. приказом МНС РФ от 15 июня 2000 г. N БГ-3-02/231)
в п. 2.10 рекомендует общепроизводственные и общехозяйственные расходы
распределять пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида
деятельности в общей сумме выручки. Однако следует заметить, что на этапе
производства фильма выручка от основного вида деятельности отсутствует.
Будет ли в данном случае правомочно списать все общехозяйственные расходы на
посредническую деятельность? По нашему мнению нет.
Кинопродюсерская студия получила целевое
финансирование на производство фильма в рамках утвержденной сметы.
Отдельной статьей по смете предусмотрено использование полученных средств
на покрытие накладных расходов. Поэтому, по нашему мнению, пока в рамках
утвержденных смет на производство кино за счет целевого финансирования, имеется
возможность списывать общехозяйственные расходы, они должны быть списаны по
статье накладные расходы. В случае, когда накладные расходы не
укладываются в бюджет фильма, возможно перераспределить общехозяйственные
расходы между бюджетами других фильмов, в том числе, используя экономию средств
по другим статьям.
Проблема распределения общехозяйственных
расходов актуальна в случае, когда организация занимается еще и
посреднической деятельностью, так как ставка налога на прибыль по
посреднической деятельности в 2001 г. составляет 43% против 35% по
обычной деятельности. Следовательно, если на этапе отсутствия выручки от
реализации кинофильма всю сумму общехозяйственных расходов продюсер спишет на
затраты по посреднической деятельности, он занизит налогооблагаемую базу по
налогу на прибыль от посреднической деятельности по повышенной ставке. В этом
случае бюджет явно не дополучит налога на прибыль. Напомним читателю, что Закон
РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" не содержит никаких обязательных предписаний в
отношении распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности,
которые облагаются по различным ставкам.
В любом случае выбранный способ
распределения общехозяйственных расходов обязательно должен быть закреплен в
учетной политике организации.
С введением в действие главы 25 НК РФ в
2002 г. ставка налога на прибыль будет единая. Следовательно, актуальность
проблемы распределения общехозяйственных расходов с точки зрения
налогообложения перестанет существовать.
Реализация кинопродукции
Скажем несколько слов о порядке отражения
операций по реализации объекта интеллектуальной собственности продюсером.
Передача имущественных прав может
осуществляться любому физическому или юридическому лицу по договору о передаче
исключительных (или неисключительных) прав на использование объект
собственности. Передача прав осуществляется посредством авторского
договора о передаче прав. Основными позициями, обязательными для согласования в
рамках данного авторского договора являются:
? способ
использования произведения, т.е. конкретные авторские права передаваемые по
договору;
? срок и
территория, на которые передаются права;
? размер
вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый вид
использования произведения;
? порядок и срок
его уплаты.
Реализация исключительного права на
кинопродукцию.
При реализации исключительного права на
объект интеллектуальной собственности происходит передача права
собственности на нематериальный актив.
Здесь возникает вопрос- как учитывается
выручка от реализации данного актива.
Пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету
"Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина
России от 6 мая 1999 г. N 32н при определении в качестве доходами от
обычных видов деятельности называет выручку от продажи продукции и товаров,
поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг .
Продажа основных средств и прочих активов, находящихся на балансе организации и
отражаемых по счетам 47 и 48 (91*), по своей природе не относится к
производственному или торговому видам деятельности организации, поскольку не
связана с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием
услуг, перепродажей ранее приобретенных товаров, а следовательно, доходы от их
реализации не подпадают , по мнению автора, под определение 2обчных видов
деятельности'.
Данное положение подтверждено п.7 ПБУ
9/99, определяющим поступления от продажи основных средств и иных активов,
отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров,
как операционные доходы, а не как доходы от обычных видов деятельности.
Поэтому при реализации исключительного
права на фильм автор считает необходимым использовать счет 48 (91), и не
облагать налогом на пользователей автомобильных дорог полученную выручку.
Следует заметить, что определяя
налогооблагаемую прибыль от реализации нужно учитывать разницу между стоимостью
продажи и остаточной стоимостью объекта нематериальных активов. Такой порядок
установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" и соответственно пунктом 2.4 Инструкции
МНС России от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций". Поэтому затраты, связанные с
реализацией до 31.12.2001 не будут учтены в целях налогообложения,
и должны быть отражены по строке 4.23 Справки о порядке определения
данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от
фактической прибыли".
Согласно ст.268 НК РФ с 01.01.2002
при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить
доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества,
также он вправе произвести уменьшение на сумму расходов, непосредственно
связанных с такой реализацией. В случае, если остаточная стоимость
амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией,
превышает выручку от его реализации, то разница между этими величинами
признается убытком. Данный убыток включается в состав прочих расходов
налогоплательщика равными долями в течении срока, определяемого как разница
между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его
эксплуатации до момента реализации.
В отношении обложения операций по
реализации налогом на добавленную стоимость напомним следующее. На
основании с пп. 21 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается
от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг)
по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями
кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции,
получившей удостоверение национального фильма'.
Авторские права реализованные за пределами
Российской Федерации, не являются объектом обложения НДС. В этом случае
согласно пп.3 п.2 ст.170 НК РФ суммы НДС, уплаченные организацией при
приобретении в России товаров (работ, услуг), используемых при выполнении работ
(услуг), местом реализации которых не признается территория России, включаются
в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организации
(налога на прибыль), то есть не подлежат возмещению из бюджета (зачету,
возврату).
Перечень документов, подтверждающих место
выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации,
предусмотрен п.4 ст.148 НК РФ. На основании указанного пункта такими
документами являются:
- контракт, заключенный с иностранными или
российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт
выполнения работ (оказания услуг).
Если покупатель авторских прав осуществляет
свою деятельность в России, местом реализации этих прав также считается
территория РФ (ст. 148 НК РФ). В этом случае реализация авторских прав
может облагаться НДС.
Если покупателем будет являться
иностранная компания, официально зарегистрированной в России либо имеющей в
России постоянное представительство, то реализация авторских прав на такой
фильм в России будет облагается НДС.
Если реализуются права иностранной
компании, и место реализации признается территория России, на фильм,
получившей удостоверение национального фильма, то реализация этих авторских
прав не будет облагаться НДС на основании пп. 21 п.2 ст.149 НК РФ. Как
указано выше в соответствии с данной статьей не подлежит налогообложению
реализация на территории РФ прав на использование (включая прокат и показ)
кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
Если же такого удостоверения национального
фильма у кинопродукции нет, то возникает объект налогообложения по НДС
при реализации и российским компаниям, и иностранной компании, официально
зарегистрированной в России либо имеющей в России постоянное представительство.
Выручку от реализации национальных и
"обычных" кинофильмов предприятие должно учитывать раздельно.
Рассмотрим реализацию фильма на условном
примере.
Пример:
Кинопрдюсерская студия реализует
свое исключительное право на кинопродукцию за 150 000 руб
Балансовая стоимость нематериального объекта составляет 100 000
руб.(объект создан за счет средств целевого финансирования), к моменту
реализации по объекту начислена амортизация в размере 10 000 руб.,
расходы, связанные с реализацией (зарплата, затраты по тиражированию и др.)
составили 2 000 руб.
Проводки в бухгалтерском учете:
Дебет 62 Кредит 48 (91-1*)
-150 000 руб. - отражаем реализацию
исключительного права на объект интеллектуальной собственности;
Далее
По старому плану счетов:
Дебет 48 Кредит 04
- 100 000 руб. - списываем
себестоимость объекта интеллектуальной собственности;
Дебет 05 Кредит 48
- 10 000 руб.
-списывается сумма начисленной амортизации.
По новому Плану счетов:
Дебет 05 Кредит 04
- 10 000 руб. списывается
сумма начисленной амортизация.
Дебет 91-2 Кредит 04
- 90 000 руб. -
списываем остаточную стоимость объекта интеллектуальной
собственности
Далее с учетом обjих планов:
Дебет 83 (98*) Кредит 80 (99)
- 90 000 руб. (100 000 - 10 000) -
отражаем внереализационный доход в размере остаточной стоимости объекта
интеллектуальной собственности.
Дебет 48 (91-2*) Кредит
26
- 2 000 руб. списываются затраты на реализацию,
Дебет 48 (91-9*) Кредит 80 (99*)
- 58 000 руб.(150 000-100 000+10 000-2
000) -определен финансовый результат от реализации.
В результате валовая прибыль составит 148
000 руб.(90 000 + 58 000). Однако налогооблагаемая прибыль составит 150 000
руб.(148 000 + 2 000), т. к. по Справке по строке 4.23 организация должна
отразить увеличение валовой прибыли на сумму расходов от реализации в размере 2
000 руб.
Рассмотрим пример, когда организация
реализует свое имущественное право по цене возможной реализации, которая в свою
очередь ниже остаточной стоимости объекта интеллектуальной собственности.
Пример .
Рассмотрим условия предыдущего примера при
условии цены реализации 80 000 руб.
Бухгалтерские проводки будут те же,
за исключением суммы выручки 80 000 руб. и финансового результата
(убыток) 12 000 руб.(80 000-100 000+10 000-2 000).
В результате валовая прибыль составит 78
000 руб.(90 000 - 12 000). Однако налогооблагаемая прибыль составит 80 000
руб.(78 000 + 2 000), т. к. по Справке по строке 4.23 организация должна
отразить увеличение валовой прибыли на сумму расходов от реализации в размере 2
000 руб.
Пункт 2.4 инструкции ?62 требует
увеличивать прибыль в целях налогообложения на величину всего убытка от
реализации, ведь доход от внереализационных операций может быть только уменьшен
на сумму расходов по этим операциям. Это следует и из Закона РФ от 27
декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и
организаций". Согласно п.2 названного Закона ' валовая прибыль
представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ,
услуг) ... иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,
уменьшенных на сумму расходов по этим операциям'.
Однако, если в течение года продюсер
реализовывает права на несколько фильмов, то налоговые органы потребуют,
как и в случае реализации основных средств, определять убыток или прибыль
пообъектно. (см. 'Методические рекомендации по проверке правильности заполнения
приложения ? 4 к Инструкции МНС России от 15.06.2000 ? 62 'О порядке исчисления
и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций'). Таким
образом, убыток от реализации одного фильма, не может уменьшить прибыль от
реализации другого.
Однако по нашему мнению, такое толкование
п. 2 Закона о налоге на прибыль, не совсем корректно. Ведь прибыль определяется
нарастающим итогом по году. И внереализационный доход в целом по году, по
нашему мнению, может быть уменьшен на внереализационный расход по году. Таким
образом полученный убыток от реализации одного фильма может быть
компенсирован прибылью от реализации других объектов.
Реализация права на использование
кинопродукции.
В случае реализации права на использование
кинопродукции организация предоставляет во временное пользование и на
определенных условиях объект интеллектуальной собственности. Время
использование, а также прочие условия передачи объекта интеллектуальной
собственности во временное пользование должно быть оговорено в авторском
договоре.
В соответствии с пунктами 5,7 ПБУ 9/99 и
5, 7 ПБУ 10/99 доходы и расходы в организациях, предметом деятельности которых
является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,
промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, могут
учитываться как в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности, так
и в составе операционных доходов и расходов в зависимости от того, являются ли
они предметом деятельности предприятия.
На практике при решении вопроса о порядке
признания в бухгалтерской отчетности доходов в части обычных видов деятельности
и операционных доходов следует учитывать не только характер хозяйственной
операции, в связи с осуществлением которой признаются доходы, но и их размер
(требование существенности).
Так, если доходы за отчетный период
составляют 5% и более от общей суммы доходов организации или удовлетворяют
другим признакам существенности, то они должны быть отражены как доходы от
обычных видов деятельности (п.18.1 ПБУ 9/99).
Для целей бухгалтерского учета организация
самостоятельно делает выбор по отражению этих доходов исходя из характера своей
деятельности, вида доходов и условий их получения (п.4 ПБУ 9/99). При этом для
целей налогообложения предприятие должно руководствоваться налоговым
законодательством, что влечет за собой корректировку налогооблагаемой базы для
приведения показателей бухгалтерской отчетности в соответствие с требованиями
Положения о составе затрат. Для 2002 г. правила приведены в предыдущем разделе.
С точки зрения налогового
законодательства операции по предоставлению во временное пользование имущества
рассматриваются как внереализационные операции, по которым расходы принимаются
в целях налогообложения только в размере полученных доходов, т.е. в случае
возникновения убытка по внереализационным операциям для налогообложения он
учитываться не будет.
Поэтому тем организациям, которые решат,
что их доходы и расходы являются обычными, следует быть осторожными.
Ведь в этом случае доходы от этого вида
деятельности участвуют в распределении общехозяйственных расходов. В результате
их распределения по данному виду деятельности не должен быть получен убыток,
потому как принят он не будет.
Поскольку предоставление во временное
пользование объектов нематериальных активов в настоящее время законодательно
урегулирован недостаточно, мы предлагаем один из вариантов учета данной
операции в бухгалтерском учете.
Во первых, согласно п.25 ПБУ 14/2000
нематериальные активы, предоставленные организацией-правообладателем в
пользование другой организации-пользователю при сохранении первой организацией
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не
списываются, а подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у
организации-правообладателя в оценке, в соответствии с договором.
Начисление амортизации по нематериальным
активам, предоставленным в пользование, производится
организацией-правообладателем.
Продюсер может получать единовременное
вознаграждение или периодические платежи (роялти), начисляемые в сроки,
определенные договором.
Рассмотрим пример.
Пример.
Кинопродюсерская студия реализует право на
прокат аудиовизуального произведения за 5000 руб. Платеж единовременный,
организация не считает прокат основной деятельностью и учитывает выручку от
проката как операционные доходы. Балансовая стоимость нематериального
объекта составляет 100 000 руб. (объект создан за счет средств целевого
финансирования). За отчетный период, в котором была проведена операция
реализации, начислена амортизация в размере 8 333 руб., расходы,
связанные с реализацией составили 550 руб.
Операция по реализации неисключительных
прав на использование объекта интеллектуальной собственности на счетах
бухгалтерского учета будет отражаться следующим образом:
Дебет 04/ субсчет "Переданные
неисключительные права на НМА" Кредит 04
- переданы неисключительные права на
фильм по авторскому договору;
Дебет 76 (62) Кредит 80 (91*)
- 5 000 руб.
отражена сумма единовременной платы за предоставление неисключительных прав на
фильм (или сумма ежемесячного роялти);
Дебет 80 (91*) Кредит 05
- 8 333 руб.
-начислена амортизация по объекту за отчетный месяц,
Дебет 80 (91*) Кредит 70,69,76
- 550 руб. -начислены затраты, связанные с
реализацией за отчетный месяц (с учетом единого социального налога);
Дебет 83(98*) Кредит 80 (91*)
- 8 333 руб. - отражаем величину
внереализационного дохода в размере начисленной амортизации.
В результате валовая прибыль, подлежащая
налогообложению составит 4450 руб. (5000 - 550).
Авторы надеются, что читатели, дошедшие с
автором до конца данной статьи, получили сколько-нибудь ценную информацию для
их работы. А в случае несогласия с авторами, выскажут свое видение проблемы по
данному вопросу.
Фомичева Л. П., налоговый консультант,
тел. (095) 728-82-40, 8-916-613-0053
E-mail: fomicheval@mail.ru
Т .А .Мартынова, аудитор
Опубликовано в "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 48, 49, 51, 52 ноябрь, декабрь 2001 г.
_______________
* По новому Плану счетов
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"