У братьев Стругацких есть безусловный шедевр - "Пикник на обочине".
"Улитка"? "Лес" в ней значительно сильнее "Института". Действие в "Институте" смотрится некоей самопародией, весь "Институт" - литературная игра, цирк, принадлежность капустника. Был бы там один "Лес"... Отличное письмо!
"Отель" - крепко сделанная вещь.
"Жук в муравейнике" - тоже крепок, но уже не читается на одном дыхании, местами растянут. Голованы, прошу прощения, - издевательство над читателем. Невозможно поверить в их достоверность, они противоречат эстетической максиме самих Стругацких под названием "авторитет". Зато максима под названием "тайна" отработана в "Жуке" на триста процентов.
"Град" неплох.
Все прочие большие вещи братьев значительно отстают по качеству, от названных. "За миллиард лет..." и "Волны гасят..." хорошо задуманы, но раздражают лишними подробностями и попытками обстоятельности. "Гадкие лебеди" попеременно представляются то переводом, то репортажем, то чем-то для младшего школьного возраста. Много дождя и мрака. Еще бы туда добавить ветер и дать побольше болота.
Всевозможные фэнтези - еще хуже. Ранние фэнтези поражают дурашливостью, смешением со сказкой. Видел очень плохо вычитанные варианты. Кто поверит, что такая корректура была возможна во времена Брежнева! Правда, орфографические ошибки (больше десяти на странице) имелись в специальных терминах: химических, медицинских и прочих.
Как правило, фантастические миры, сходные со средневековьем, - не бог весть какая художественная радость. Возникает ощущение ходульности, балагана, комедии ряженых. Цивилизация в "Обитаемом острове", когда-то была высокоразвитой, но стала фактическим средневековьем по своему укладу. Показанные в "Острове" распри, войны смотрятся игрушечными, однако текст явно не рассчитан на деток десятилетнего возраста. К сожалению, в "Острове" можно видеть не столько начало трилогии, сколько... "Трудно быть богом" на новом этапе.
Подведем черту. А что представительнее в советской фантастике, чем творчество братьев Стругацких? Ответ: ничто. Хотя были отдельные удачи у небольшого числа других авторов.