Акулов Александр Сергеевич : другие произведения.

Софэзия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Александр Акулов
  
  
  
  
  
  СОФЭЗИЯ
  
  
  
  
  
   Поэзия - это не стихи, а стихия. Давно бы пора это запомнить.
  
   С первого взгляда кажется: философская поэзия присутствует:
  
  
  
   С горы скатившись, камень лег в долине -
  
   Как он упал? Никто не знает ныне -
  
   Сорвался ль он с вершины сам собой,
  
   Или низвергнут мыслящей рукой?
  
   Столетье за столетьем пронеслося:
  
   Никто еще не разрешил вопроса!
  
  
  
  
  
   Но здесь вроде бы философии больше:
  
  
  
  "Вот наша жизнь, - промолвила ты мне,
  
  Не светлый дым, блестящий при луне,
  
  А эта тень, бегущая от дыма..."
  
  
  
  
  
   А если задуматься? Намного ли было сказано
  
  лучше, чем у Омара Хайяма? Например:
  
  
  
  
  
   Все, что видим мы - видимость только одна.
  
   Далеко от поверхности мира до дна.
  
   Полагай несущественным явное в мире,
  
   Ибо тайная сущность вещей - не видна.
  
  
  
  
  
   ***
  
   Удивленья достойны поступки творца!
  
   Переполнены горечью наши сердца:
  
   Мы уходим из этого мира, не зная
  
   Ни начала, ни смысла его, ни конца.
  
  
  
   ***
  
  
  
   Жестокий этот мир нас подвергает смене
  
   Безвыходных скорбей, безжалостных мучений.
  
   Блажен, кто побыл в нем недолго и ушел,
  
   А кто не приходил совсем, еще блаженней.
  
  
  
  
  
  
  
   Хорошо, но походит на трактат. Этак возникнет желание почитать Веды или Парменида. Как раз в философской поэзии исключительно важно то, что невыразимо философскими терминами и не схватываемо ни одним философским аппаратом.
  
   В поэзии нужно оторваться не только от философских учений, - но и от всякой житейской мудрости. Тогда получаем нечто сублимированное, высшее, на что способна поэзия. Можно увидеть пик.
  
   А где хваленая русская просодия? Ведь философию можно выразить одной инструментальной музыкой. Почему в этом смысле плохо работает музыка стиха?
  
  
  
  
  
   Несмотря на это, куда выразительнее, чем всё предыдущее, строки:
  
  
  
  
  
   Дай вкусит уничтоженья,
  
   С миром дремлющим смешай!
  
  
  
   А здесь еще больше:
  
  
  
  Душа моя, Элизиум теней,
  
  Что общего меж жизнью и тобою!
  
  
  
  
  
  
  
   А вот не просто философия, но философская магия:
  
  
  
  
  
  
  
   Странных и новых ищу на страницах
  
   Старых испытанных книг,
  
   Грежу о белых исчезнувших птицах,
  
   Чую оторванный миг.
  
  
  
   Жизнью шумящей нестройно взволнован,
  
  Шопотом, криком смущен,
  
   Белой мечтой неподвижно прикован
  
   К берегу поздних времен.
  
  
  
  
  
   {{У Блока именно: шОпотом}}
  
  
  
  
  
   Или:
  
  
  
  Зазовь.
  
  Зазовь манности тайн.
  
  Зазовь обманной печали.
  
  Зазовь уманной устали.
  
  
  
  
  
  Здесь иной оттенок, вдохновляющий:
  
  
  
   Есть иные планеты,
  
   Где мы были когда-то,
  
   Где мы будем потом.
  
  
  
  Либо:
  
  
  
   Мне странно видеть лицо людское,
  
   Я вижу взоры существ иных...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А это чуть не призыв:
  
  
  
  
  
   Сны и тени, -
  
   Сновидения,
  
   В сумрак трепетно манящие,
  
   Все ступени
  
   Усыпления
  
   Легким роем преходящие,
  
  
  
   Не мешайте
  
   Мне спуститься
  
   К переходу сокровенному...
  
  
  
   Напоминание:
  
  
  
   Тончайшие краски
  
   Не в ярких созвучьях,
  
   А в еле заметных
  
   Дрожаниях струн, -
  
   В них зримы слияния
  
   Планет запредельных,
  
   Непознанных светов,
  
   Невидимых лун.
  
  
  
   Совсем хорошо:
  
  
  
  Мне открылось, что Времени нет,
  
  Что недвижны узоры планет...
  
  
   А здесь Алексей Крученых переступил через блаженного Тинякова и киников:
  
  
  
  
  
   в покои неги удалился
  
   лежу и греюсь близ свиньи
  
  
  
  
  
  
  
   Омара Хайяма упоминали, но есть и другие азиаты. Всё-то у них заслоняет путь лотос, то дороги и ручьи сплошь покрывают лепестки цветков, но больше всего они любят ловить мгновение.
  
  
  
   ***
  
   Вдруг капли дождевые сорвались
  
   Перед горой с бегущих облаков.
  
  
  
  
  
   ***
  
   Только лотос разросся вокруг,
  
   Всюду лотос на нашем пути.
  
  
  
  
  
   ***
  
  
  
   Всё же сбился с дороги
  
   Средь ручьев, лепестками покрытых.
  
  
  
  
  
  
  
   ***
  
   Вечерним вьюнком
  
   я в плен захвачен... Недвижно
  
   Стою в забытьи.
  
  
  
   ***
  
   В мареве майских дождей
  
   Только один не тонет
  
   Мост над рекой Сэтá.
  
  
  
  
  
   ***
  
   Волна на миг отбежала.
  
   Среди маленьких раковин розовеют
  
   Лепестки опавшие хаги.
  
  
  
  
  
   А здесь похоже на европейскую печаль, но это XI век, Япония:
  
  
  
  
  
   Будь я Луною,
  
   Что там заходит
  
   За горный гребень,
  
   Я б не вернулся в печальный мир.
  
  
  
  
  
   Переезжаем в Европу:
  
  
  
   Я погашу мои светила,
  
   Я затворю уста мои,
  
   И в несказанном бытии
  
   Навек забуду все, что было.
  
  
  
  
  
   ***
  
  
  
   И день окончился. Горит одна звезда.
  
   Вечерний зов к душе. В безвестное Туда
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ***
  
   И странная струна
  
   Играет без смычков.
  
   Мой ум - в долинах сна,
  
   Средь волн без берегов.
  
  
  
  
  
   ***
  
   В сердце - надежды нездешние,
  
   Кто-то навстречу - бегу...
  
   Отблески, сумерки вешние,
  
   Клики на том берегу.
  
  
  
  
  
   ***
  
   Дома растут как желанья,
  
   Но взгляни внезапно назад:
  
   Там, где было белое здание,
  
   Увидишь ты черный смрад.
  
   ..............................
  
   Я закрою голову белым,
  
   Закричу и кинусь в поток.
  
   И всплывет, качнется над телом
  
   Благовонный, речной цветок
  .
  
  
   ***
  
   Я вышел в ночь - узнать, понять
  
  Далекий шорох, близкий ропот,
  
  Несуществующих принять,
  
  Поверить в мнимый конский топот.
  
   ..........................
  
   .........................
  
   И стало ясно, кто молчит
  
   И на пустом седле смеется.
  
  
  
   ***
  
   Ужасен холод вечеров,
  
   Их ветер, бьющийся в тревоге,
  
   Несуществующих шагов
  
   Тревожный шорох на дороге.
  
  
  
  
  
   ***
  
  Мыслей без речи и чувств без названия
  
  Радостно-мощный прибой.
  
  
  
  
  
   ***
  
  На том берегу наше счастье взойдет,
  
  Устав по лазури чертить огневую дугу.
  
  
  
  
  
   ***
  
   Нам непонятны веления тайные,
  
   Жизни земной предсказания смутные, -
  
   Мы - только атомы жизни случайные,
  
   Мира печального гости минутные.
  
  
  
  
  
   ***
  
   И лишь во сне
  
   Над этой жизнью рея,
  
   Себя тая,
  
   Цветка касалась
  
   Бабочка-психея,
  
   Душа моя.
  
  
  
   ***
  
   Хорошо на зеленой луне
  
   Там душа моя бродит во сне
  
   Осторожно по трещинам дна
  
   Как слепая ступает она
  
   А за нею зубчатая тень
  
   Со ступеньки скользит на ступень
  
  
  
  
  
   В России так и не появился настоящий сюрреализм. Зато он расцвел в других странах:
  
  
  
  
  
   Звенит
  
   шумит
  
   откликается
  
   изморозь
  
   аромата
  
   становясь блаженно поющей синью.
  
   Синь плодоносит светом.
  
  
  
  
  
  
  
   ***
  
  
  
  Цветыоблака
  
  облакацветы.
  
  Отражаются звоны
  
  в безмерности.
  
  Синие воспоминания.
  
  Между высью и глубью...
  
  
  
  
  
  Вот он искомый модернизм без декадентства! Два усатых человека его у нас заблаговременно отобрали. Правда, не так давно от нас ушел супрематист Геннадий Айги. Увы, не всем оказался понятен. И действительно в каждый его текст нужно долго вживаться, а результат такого процесса редко кого обнадежит. Уже будет не до философских озарений.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"