Акулов Александр Сергеевич : другие произведения.

Сверхкраткий философский словарь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

2

Ал.С. Акулов

СВЕРХКРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

= Из серии "Буквы философии"=

Санкт-Петербург

1999г.

ББК 84. Р7

А

@ Ал. С. Акулов. Философский труд. 1999

# Шпаргалка-напоминание. Усомнившимся нужно читать основной словарь, в том числе в конце полной версии книги "Буквы философии", либо саму эту версию.

#
1. АБСОЛЮТ. Самосуществующая субстанция, для которой характерны полнота, самостоятельность, завершенность, негеометрическая протяженность, сознательность, моничность.

2. АНТИАБСОЛЮТ. Асимметрическая противоположность абсолюта, атрибутами которой являются отрицательная протяженность, самопорождающаяся множественность. Относится к парабытию. Для А. не выполняется логический закон тождества.

3. АНТИИНФОРМАЦИЯ. Бесструктурно-тоновый, нерациональный аналог сигнала. Отличается не условными соответствиями, но безусловной значимостью. А. напоминает фактом малой интенсивности о возможности большей интенсивности.

4. БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Абстракция, не имеющая реальных прототипов ни в объективном, ни в субъективном. Идея бесконечности фантастична, логически невозможна. В философии и за пределами искусственно усеченных областей математики Б. отвергается или опровергается многочисленными парадоксами.

5. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. В наиболее строгом понимании, ошибочный термин. В сфере обыденной и научной Б. часто называют нездешнее, незнакомое, неизвестное, чуждое или отчужденное СОЗНАТЕЛЬНОЕ. См. также НЕОСОЗНАННОЕ. Сновидения, галлюцинации небессознательны.

6. БУФЕРНОЕ СОЗНАНИЕ. Сознания, разделяющие сознание данного субъекта и объективное сознание, а также скрытые вариации (рецессивные) того или иного субъекта. При этом виртуальные буферные сознания нечеловечны, не имеют отношения к обычным феноменам.

7. БЫТИЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. Вскрытый абсолют (бытие в узком смысле). Логически невозможное сосуществование всех вычлененностей и разверток абсолюта. Реально относительно одной вычлененности другие вычлененности схлопнуты.

8. ВИРТУАЛЬНОЕ. Доказанное неотражаемое, то есть доказанное, но не имеющие образа, подобия и тона в субъективном.

9. ВОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Бесформенные ощущения-импульсы, не имеющие никакой чувственной или смысловой окраски. Для них характерны только приписанные значения, связанные с контекстом ситуации, предсуществующими психическими градиентами.

10. ВОСПРИЯТИЕ. Психическое схватывание в целом. Фактически любое естественное ощущение, не разделенное на характеристики. Возможны микровосприятия и интегральные восприятии (в одной топологии).

При холистическом подходе, подразделения на сознания, восприятия, ощущения не кардинальны, лингвистичны.

11. ВРЕМЯ. Постабсолютовое следствие недопроницаемости и неполноты осознаваний. Время, данное человеку, является комбинированным и синтетичным. Это совокупность времен, из которых только одно считается формально описуемым.

12. ДЛЕННОСТЬ. Отмерянность, вытянутость в психическом схватывании и мнестическом удержании неизменного по качеству одного переживания относительно потока других, более изменяемых и более прерываемых переживаний.

13. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Явление обратное ДЛЕННОСТИ. Отстояние локального быстроизменяемого переживания в одном общем восприятии от какого-либо быстроизменяемого локального переживания в другом общем восприятии. Оба эти переживания обычно периферийны, овнешнены, если речь идет об утилитарной длительности.

14. ЖИВОПИСНОСТЬ в неспецифическом смысле (в том числе живописность в литературном произведении, музыке и др.). 1. Сверхвыразительная детализация на ступени вхождения смыслотонового в предметность (воплощение беспредметного). 2. Психоделически исчезающая предметность, позитивно-эстетически аннигилирующая (тонко схваченные моменты развоплощения, расструктуривания).

15. ЗАКОНОПОДОБИЕ. Нестрогие рациональные связи или обобщения феноменальных и прагматических фактов, касающиеся последовательности событий, правил осуществления действий.

16. ИДЕАЛЬНОЕ. Несуществующее, полагаемое наличным, фикция. Сознание не является идеальным. Антоним термина "идеальное" - реальное, но вовсе не "материальное".

17. ИДЕОМЕТРИЧЕСКОЕ. Относящееся к сфере строгих идеальностей. Пример: денотативная сторона математических формул.

18. ИДЕЯ. Идеальное, непредставимое по своему существу в чувственных образах, то есть идеальное непереводимое в субъективное реальное. Идеальное, какое ни при каких условиях не может быть феноменальным.

19. ИНОБОДРСТВОВАНИЕ. Базовые психологические состояния, какие не являются обычным бодрствованием, сновиденийным состоянием, состоянием сна без сновидений. Наиболее известный пример - лунатизм.

20. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОШУЩЕНИЯ. См. ТОНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ.

21. ИНТЕНЦИЯ (от интенцио - стремление; лат.). Явление до некоторой степени противоположное абстракции. Сгущенный (неразвернутый) образ, на котором здесь-теперь сосредоточено максимальное внимание. Образная сторона И. может вообще исчезать, оставляя только смысл, чувство, влечение, силу. Интенции в обычном понимании (как направленности) нет, ввиду отсутствия в сознании (и психике вообще) гомункулуса-наблюдателя, равноправия и топологической данности феноменов.

22. ИНТРОФОТОФОНОСРЕДА. Среда реальных зрительных и звуковых представлений (неинтеллектуальных). Либо противостоит, либо смешивается с КВАЗИСРЕДОЙ - топосом внешних зрительных и звуковых ощущений.

23. КАНОНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (в том числе чувства, мысли). Феномены, за которыми закреплены традиционные названия, которые легко выделяются, весьма часто встречаются. Это ощущения влечения, желания, намерения; ощущения мыслей, выражающих опознание чего-либо, отношения между предметами; ощущения эмоций удивления, страха и др.

/Замечание, мысли и эмоции (внутренняя компонента) не являются висящими сами в себе. То, что не ощущается, то, что не является ощущением - того нет в наличной психике./

24. КАСКАДЫ РЕАЛЬНОСТИ. Виды реальности в её гносеологическом расщеплении. 1) Здесь-теперь-так наличность; 2) объективная реальность в тех или иных предстояниях субъекту; 3) зареальности, предреальности - моменты возникновения реальности; 4) чужие субъективные реальности, свои прошлые, будущие субъективные "реальности", буферные реальности; 5) парареальности - реальности отрицательной протяженности; 6) вскрытое объективное бытие - совокупность всех моментов распавшейся объективной реальности.

25. КВАЗИСРЕДА. Совокупность реальных внешних ощущений, то есть совокупность внешних ощущений в настоящем локусе субъективного времени. Сновидения, галлюцинации, как правило, также квазисредны.

26. КОСМОНИЧЕСКОЕ. Абсолют вместе с его предшественниками-скрытостями, расщеплениями-субъективностями и парасущностями. Космологическое - вторая часть космонического (переход от объекта к субъектам).

6

27. ЛИЧНОСТЬ. Бытовая фикция. Условная модель псевдообъективного человека, касающаяся в основном способностей к действию, восприятию. Л. - подмена поглощенности, стоящей, за человеческим образом.

28. ЛОГИКА. 1. Универсальная граница данности вещей в мире, сама остающаяся незримой. 2. Методика косвенного выявления этой границы.

29. ЛОГОС. См. ЭРОС-ЛОГОС-ХАОС.

30. ЛОЖЬ. Фундаментальный первообразующий элемент восприятия и коммуникации, составная часть большинства истин. Связана с неизбежной аберрацией реальности в процессе ее умножения и суперпозиции.

31. МАТЕРИАЛИЗМ. Замаскированная разновидность идеализма, основанная либо на онтологизации субъективных ощущений, либо на онтологизации физических абстракций.

32.МЕРИСТЕМА. В философском значении - особая добытийная сущность, не имеющая каких-либо позитивных или негативных характеристик, за исключением самостоятельности.

33. МЕТАФИЗИКА ЛИМИТНО-РЕКОНСТРУКИВНАЯ. Философия мира, выведенная из ограниченного числа изолированных принципов, предварительно проверенных на феноменальном и предельно скорректированных. В отличие от спекулятивной метафизики, отказывается от анализа категорий и иных фикций разума.

34. МЕТАФИЗИКА РЕДУКТИВНО-ДЕДУКТИВНАЯ. Философия мира, которая приходит к предмету своего рассмотрения путем прямого анализа субъективной реальности. В отличие от "индуктивной метафизики" и "метафизики науки" не обращается к конвенциональным представлениям, выводам из частных наук. Трансцензус в М. осуществляется через характеристики субъективного ощущения.

35.МЕТАФИЗИКА СИНТЕТИЧЕСКАЯ. Философия мира, основанная на взаимной поверке РЕДУКТИВНО-ДЕДУКТИВНОЙ и ЛИМИТНО-РЕКОНСТРУКТИВНОЙ метафизики.

36. МИСТИЧЕСКИЕ, МИСТИКА. I. Тонкие неспецифические ощущения бесструктурного характера, витально и эстетически сверхзначимые. Один из видов АНТИИНФОРМАЦИИ. 2. Обычно под мистикой понимают попытки рациональных демонстраций того, что совершенно не рационально и рациональному объяснению не подлежит. 3. Наименование действий, образов, явлений, ценностно нейтральных, но способных стимулировать М. в значении I.

37. МОНОКАТЕГОРИИ. Термин, относимый к сущностям, не теряющим смысл, не становящимися абстрактными при образовании путем приписывания предельных свойств некоторым обычным явлениям: "красота вообще", "абсолютное сознание", "космический ужас" и пр.

38. МУЗЫКА (в реликтовом смысле). Ощущение проницаемости границ восприятия, означающей разлитости духа, здесь-теперь происходящих родов смысла существования. Проявленное в виде реального неакустического тона воспоминание о праданностях. Возможна музыка, в которой нет "МУЗЫКИ", и пейзаж, который источает последнюю.

39. НАГЛЯДНОСТЬ.Умственно-сенситивная очевидность, прямая доступность того или иного явления в том виде, в каком он дан сознанию.

Н е н а г л я д н о е не дано здесь-теперь-так. Существуют различные аспекты и парадоксы наглядности логического, эстетического и художественного характера.

40. НАДОБЩЕНИЕ. Общение человека с цивилизацией в целом как прошлой, так и будущей. Посредники: тексты, архитектура, музыка и др.

41. НАПОЛНИТЕЛЬ. 1. Обязательная потребность сенсорно-моторного и моторно-сенсорного разнообразия, адекватного по своему спектру соответствующему психотипу. 2. Сама деятельность и предметы, удовлетворяющие эту потребность. 3. В более общем и утонченном смысле, Н. - это потребность жизненного тонуса, и уже в этом качестве Н. - главная человеческая потребность, подчиняющая себе все остальные.

42. НЕОСОЗНАННОЕ. 1. Неосознанное внутри сознательного. Тот или иной шифр внутри субъективного сознания, неосознаваемый временно, постоянно, абсолютно. Мы можем не знать числа отчетливо видимых предметов, можем не ухватить смысл фразы на иностранном языке при том, что все ее слова хорошо знакомы. 2. Неосознанное "скрытых мотивов" (элиминантов).

43. ОТСУБЪЕКТИВНОЕ. Несуществующее, полагаемое субъектом как бы существующим. Отсубъективное может быть и рациональным, прагматически приемлемым. Чаще всего, это своего рода межчеловеческая среда, родовое порождение, коллективная понарошечность.

44. ОЩУЩЕНИЕ. (Слово этимологически родственное словам: "очутиться", "очнуться".) Вбирание, связывание, сцепление, синтезирование конкретного среза бытия или отдельной грани этого среза. Оживление, пробуждение их к мимолетному существованию. 0. относится не только к "внешним" и "внутренним" проекциям состредоточения, но и к фактуальному прохождению мыслей, представлений, прочих феноменов.

45.ПАЛЕОЯДРО СУБЪЕКТИВНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ. Предполагаемое, а иногда четко устанавливаемое, однородное первосознание, скрытое за оболочкой, развернутого в дифференцированные ощущения субъективного сознания.

46. ПЕРЕСУБЪЕКТИВИРОВАНИЕ. Изменение кажимостей одного ряда внутри субъективного сознания. Наиболее простой пример П. - характерные изменения кажимостей при восприятии известных оптических иллюзий-перевертышей.

47. ПОДСОЗНАНИЕ. Условное место действия психоаналитических легенд, суррогат психейного. См. также БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, НЕОСОЗНАННОЕ.

48. ПОЭЗИЯ. В неспецифическом смысле, малоопределимое тоническое ощущение высшей одухотворенности, эстетической релевантности, возвышенной осмысленности, вызывавшее катарсис, эмпатию, напоминание о лучшем (мире, чувствах, возможностях, жизни).

49. ПОНЯТИЕ. Значения, определения, потерявшие психологичность, выродившиеся в идеальность. Понятия даются, но не осуществляются. Это воображаемые пределы представлений. П. могут относиться к науке, но не к продуктивной философии.

50. ПРААБСОЛЮТ. Недобытие, ни то ни сё. П. и шире, и уже бытия. С одной стороны, бытие - узкий спектр праабсолюта, но как бытие бытие логически поглощает недобытие. П. не есть вероятность, неопределенность. П. внелогичен и в этом его энергийность, оживляющая возможность.

51. ПРЕДЫДЕАЛЬНОЕ. Совокупность реальных здесь-теперь ссылок и направлений на ИДЕАЛЬНОЕ. Обычно выражается в смысловых и волевых феноменах. Осознание разницы между П. и идеальным требует отхода от коллективистской настроенности интеллекта.

52. ПРОИНТРОЕКТ. I. Основания относительно прозрачной имманентной стороны деятельности человека-сознания. К П. относятся древо смыслов жизни, древо целей, древо критериев, древо стимулов. 2. "Психотропизмы", "психотаксисы", "психоградиенты" в качестве тончайших и маловыделяемых предшественников обычных представлений, осмысленностей, чувствований, деятельности. В ряде планов отчасти генетическая, отчасти трофическая и социальная обусловленность П., в рассматриваемом значении, вызывает к жизни миф о "коллективном бессознательном".

53. ПРОНИЦАЕМОСТЬ. 1. Степень полноты и самообоснованности ощущения. Чем более ощущение структуировано, дифференциировано - тем менее оно проницаемо. 2. Фундаментальнейшая характеристика существование, его единственное первичное измерение. Степень абсолютности, самодостаточности, полноты данности. 3. Нефизическая, нефизиологическая величина, показывающая отношение интенсивности данного субъективного ощущения к интенсивности объективного ПРОТООЩУЩЕНИЯ.

54. ПРОПОЗИЦИОНАЛ. Законоподобие, закономерность внутри субъективного сознания или предстоящие через него, возникновение которых возможно либо в интенции, либо в сопоставлении прошлого и настоящего. П. относится к потоку здесь-теперь и составляет основу эмпирического опыта.

55. ПРОПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТИВНАЯ. 1.Мысль, высказывание, применимые к субъективному сознанию всегда и во всех случаях. 2. Мысль, высказывание, применимые к субъективному сознанию в отношении определенных субъективных сред, реже в специально оговоренных случаях. П. неидеальна и неабстрактна, поскольку допускает подстановку феноменов, является в актуально-денотативном плане их рамкой. Вербальность пропозиций необязательна.

56. ПРОСТРАНСТВО (ПРОСТРАНСТВА). Вырожденная протяженность.

57. ПРОТООЩУЩЕНИЕ. 1.Предполагаемое сверхинтенсивное витальное праощущение, основа других ощущений. 2. Реликтовое диффузное ощущение, насыщенное витальностью, не полагающее рациональных координат.

58. ПРОТЯЖЕННОСТЬ. 1. Онтологическая протяженность, относимая к элементарному чувственному взрыву в самом его начале, не имеющая каких-либо дифференциаций, подразделений, пространственных и временных характеристик. 2.Субъективные протяженности различного рода. Имеют ту или иную мультиплицированность и, соответственно, - ту или иную степень опространственности. У первичных субъективных протяженностей нет подразделений: "правое-левое", "верх-низ", можно привести в пример восприятии запаха, тонические ощущения (без зрительных накладок).

59.ПСЕВДОСРЕДА. Фиктивная (идеальная) среда, которую стихийно или иногда целенаправленно полагают в силу каких-либо потребностей. П. - суррогат восприятии, то есть несуществующее восприятие. Подавляющее большинство наших знаний и представлений псевдосредны, являются знаниями, представлениями о псевдосредных объектах. П. - мнимый противовес незримой поглощенности, с какой всегда приходится иметь дело субъекту, компенсация недостаточного ментального объема здесь-теперь.

60. ПСИХИЧЕСКОЕ И ПСИХЕЙНОЕ.

ПСИХИЧЕСКОЕ - область здесь-теперь-так доступности вне зависимости от своей дешифрованности в других феноменах и мнестичности. Все психическое наглядно и проницаемо в том виде, в каком дано. (Психическое психологов является чем-то вроде свалки феноменальных и предполагаемых нефеноменальных, мифологически истолковываемых продуктов.)

ПСИХЕЙНОЕ - оборотная сторона психического (в первом смысле), метапсихическое, недетализуемое, нерасчленяемое, а также не подлежащее вписыванию в обычное пространство-время.

61. ПСИХОТИПОВ ЧЕЛОВЕКА ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА. Соответствует дискретности психотипов, их квантовости (отсутствие промежуточных характеристик, переходов). По параметрам восприятия связана с новообразованием планов-оболочек сознания, их выпадением, а также преимущественной сосредоточенностью на той или иной оболочке, том или ином плане существования.

62. РАЦИОНАЛ. Образная или смысловая выделенность, в том числе мысль её наиболее тривиальном понимании.

63. РЕАКТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Бесструктурные и близкие бесструктурным не-нейтральные самоценностные ощущения. Р. не сводимы только к внутренним данностям эмотивностей. Их спектр гораздо шире спектра ощущений, имеющих словесные обозначения. Разновидностями Р. являются тонкие неспецифические (мистические) ощущения и другие особые феномены психики.

64. РЕАЛЬНОЕ. Фактуально наличное и, как правило, независимое от рассудочных схем. Подразделяется на феноменальное и метафеноменальное. Реальность может быть и иллюзорной. Иллюзия в последнем случае - статика связи, форма осознанности.

65. РЕЛИГИЯ. Статья изъята цензурой.

66. РЕФЛЕКСИВНО-РЕФЛЕКСНОЕ. Граница потока сознания, ответственная за градацию возможности восприятия и суммационной активности. Разделяет соседние сознания (я-среды) в локусах субъективного времени.

67. РОМАНТИЗМ. Практическое культивирование особых неспецифических смыслов и чувственных интонировании, сосредоточение на рафинированных моментах существования, конструирование их.

68. СИГНАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОЛОЧКА СОЗНАНИЯ. Извнутренняя протяженностная оболочка сознания, нормирующая восприятие структуры и информации. С. разделяет множество сознании в одном человеческом сознании.

69. СМЫСЛ. ОЩУЩЕНИЕ СМЫСЛА. В элементарном случае, память о настоящем, здесь-теперь наличном. С. - мысль в широком, неканоническом значении, офеноменитель феноменов, детектор субъективности, фактор осознанности, выделяющий психическое из психейного, связующая компонента любого восприятия.

70. СМЫСЛОРАДИКАЛ. Остов рабочего (обыденного) смысла. В частности, то, что соответствует пересечению смыслов-значений одного и того же слова в однородных контекстах.

71. СОЗНАНИЕ. Совокупное дление, обнаруженность-присутствие, безотчетная символичность. Фундаментальнейшее явление-сущность, неопределимое в рамках философской метафизики. Сознание - всегда самосознание, но не сознание чего-то. Экстериоризация интериорного - только одна из наивных иллюзий. Нет деления на наблюдателя и наблюдаемое, но есть противопоставления одних осознаваемостей другим осознаваемостям в рамках человеческого субъекта. Сознание - не разум или рассудок, но сплав ощущений и каждое из ощущений в этом сплаве. Математически, сознание - это антидискретная топология.

72. СОМАТИЧЕСКОЕ ОБЛАКО. Совокупность "телесных" ощущений нейтральных или близких к нейтральным (ощущения тела). Зрительные ощущения от собственного тела, а также ненейтральные ощущения типа соматиче-кой боли и соматического удовольствия (одна из компонент) не являются соматическим облаком, хотя и могут пересекаться с ним. С. - это психическое тело. С. - часть субъекта, часть интегрального суперсознания человека.

73. СРЕДА СУБЪЕКТИВНАЯ. Результат макроразделенности человеческого сознания, одно из макровосприятий внутри общего восприятия. Макроразделение - деление сознания на те или иные "внешние" и "внутренние" среды той или иной степени "консистентности" и интенсивности.

Обычное деление на "мысли", "восприятия", "представления", "ощущения" слишком грубо, философски не точно, ввиду многогранности конкретных реальных феноменов, практического отсутствия препаративных аристотелевских выделенностей из них.

74. СУБСТАНЦИЯ. В узком смысле, вещь в себе, которая характеризуется негеометрической протяженностью, самостоятельностью, самопроницаемостью, самосознанием-связью, довременностью, дорациональностью, ологиченностью, бесструктурностью. С. - абсолют по отношению к её производным. Возникает как статистическая детекция виртуального недобытия. Субстанция имперсональна, представляет собой сгусток предельных тонических потенциалов.

75. СУММАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ. Приписываемая субъективному сознанию активность не носит строгого характера. Субъекту неизвестно, почему какое-либо элементарное действие им совершено. Например, неизвестно, почему сустав большого пальца оказался согнут - проследить до конца, до сознания каждого кварка все механизмы этого сгибания субъект не способен. Это ограничение самоактивности "снизу". Существуют и многие иные. Кроме того, концепция фатальности не подлежит полному снятию на соответствующих уровнях рассмотрения, не противоречит соотношению свобода-несвобода, находится вне его. Таким образом, суммационная активность - это кажущаяся макроактивность. Выход из "экранности", "фильмовости" сознания можно видеть в маломнестичных, домотивных ощущениях-импульсах, "ощущениях-таксисах", но здесь мы всё еще имеем дело с областью маловероятных разрозненных гипотез.

76. СУЩЕСТВОВАНИЕ. Особый, кульминационный вид самозамкнутой иллюзорности (первичная иллюзорность), которая тем или иным образом начинает полностью предстоять сама для себя, рефлексировать сама себя, получает ту или иную степень связности, а также частично, искаженно или трансформированно может предстоять для иного С. С. возникает на стыке дологическое-логическое и получает оформление на стыке иррациональное-рациональное.

77. СЮРРЕАЛИЗМ. Инореализм, сверхреализм, открытие оборотных значений кажимости. Совокупность весьма различных направлений в искусстве, демонстрирующих первые фазы пересмотра натуралистической связности или отказа от предметности, а также пересмотра традиций в творческих методах и мышлении. Вершина С. - психоделический С.

78. ТОНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ. Неструктурные или малоструктурные ощущения, неинформационные или почти неинформационные в своей основе - иными словами, беспредметные ощущения. Вполне протяжены, но не имеют четких границ, четкой локальности, отнесенности к той или иной субъективной среде. Нерациональны (иррациональны). К тоническим ощущениям относятся собственно ощущения смысла (вне слов, образов), ощущения чувства, ощущения волевых импульсов, ощущение дления времени, ощущение "я" и другие. Сфера тонических ощущений шире сферы реактивных ощущений, так как часть Т. нейтральны. Однако нейтральность Т. не снимает их фактурной антиинформационности.

79. ТРАНСЦЕНЗУС. Теоретический, логический, смысловой, чисто чувственный и другой последовательно осуществленный, не имеющий каких-либо лакун (соответственно сфере осуществления) переход от субъективного к объективному бытию. Волевого Т. не существует, поскольку воля имеет чистую недобытийную природу. Т. - это всегда переход от живого (эмпирического) сознания к трансцедентному, но не от трансцендентального к трансцедентному. Трансцендентальное (формально-категориальное) - одно из глубочайших философских заблуждений (от "посткритического" Канта до Гуссерля и Хайдеггера). Философия не может быть вписанной в эвристические идеалы математики ХУIII века или античной риторики.

80. УМ. Зона реальных ощущений смысла, распыленных по всему субъективному сознанию (я-среде). Имеет несколько стихийно образуемых ядер наибольшей проницаемости смысла, ответственных за мышление в его обычном понимании. Рассудок и разум - фиктивные надстройки над умом, мнимо предстоящие через условные апелляции ума к спонтанно предполагаемому абстрактно вырожденному сверхуму.

81. ФЕНОМЕНОНОУМЕН (ФЕНОУМ). Извнутренне данная и извнутренне выраженная граница сознания, взятая сама по себе. Дается в виде недостигнутости, недопроницаемости в чем-либо конкретном. Пример: граница между воспоминанием и поглощенностью, условно-приблизительно именуемой памятью.

82. ФИЛОСОФИЯ. В неспецифическом смысле, ощущение внепрагматической серьезности, нечеловеческой самости, надмирной обусловленности. Более всего это ощущение воспроизводимо в музыке.

83 ШАНТАЖ 1.В специальном смысле, главная скрепка социума (социобиоценоза). Структура любого общества - это прежде всего структура (древо) шантажа. 2. В другом специальном смысле, шантаж, корректирующий витальность, способствующий развитию индивида. Особенно важен для процессов адаптации, воспитания, образования.

84.ЭКЗИСТЕНЦИАЛ И ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛ. Экзистенциал - неразвернутый (интенционный) объект чувств, страстей, ностальгии ("Озирис", "незалежна Украина", "ДОМ"). Экзистенционал - интенция интенций экзистенциалов (Красота, Смысл жизни).

85. Эрос-Логос-Хаос. "Оно", отсубъективный абсолют (абсолют со стороны субъекта), который выражается в триединстве Эроса - запредельного положительного ощущения, Хаоса - запредельного отрицательного ощущения, Логоса - запредельного смысла. Инвертированным Логосом является Антилогос - сверхотрицательный смысл, связанный с отрицательной протяженностью, бездейственностью логического закона тождества (Соотношение А = минус А; минус А = минус-минус А и т.д.; правые и левые части выражений не меняются.) Соответственно Хаос-Антилогос-Эрос есть отсубъективный Аитиабсолют.

86. "Я" и [я]. "Я" - ощущение присутствия при ощущениях, константное, протяженное, но не имеющее границы, формы, окрашенное в слабый оттенок Эроса. "Я" не является наблюдателем или делателем. [я] - условная оболочка, в которую вмещаются все человеческие ощущения-восприятия (в том числе внешние), субъект. Феноменологически не существует, но при этом [я] не является идеей или идеальностью, а тем более носителем идей. Это логически выводимая граница монады или автоматическая предположенность (небытовая).

87. Я-СРЕДА. Совокупность ощущений (осознаний) в локусе субъективного времени. Я-среда - всё субъективное настоящее. В субъективное настоящее включены и наличные воспоминания.

Этот словарь философский, но не историко-философский, как это обычно имеет место. Он является одним из популярных введений в книгу "Буквы философии" -законченную авторскую философскую систему.



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"