Акулов Александр Сергеевич : другие произведения.

Краткое изложение книги Буквы Философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конспект книги "Буквы философии"

Александр Акулов

КРАТКОЕ

изложение

книги

"БУКВЫ ФИЛОСОФИИ"

= "Из серии "Буквы философии"=

Санкт-Петербург

1999г.

SUMMARY

"The Letters of Philosophy" by Al.S. Akulov is a philosophical work which is not a monograph or a historically-philosophical study. The book's concepts lie mostly outside the Russian, European or any other traditions. The book considers four principles of phylosophy. Two of these principles are related with subjective conditions, the other two - with reduction-developed objective limits.

The author establishes a strict demarcation line between the "ideal" and the "phenomenal", performs non-postulative transcensus, infers the structurelessness of objective being in its own right, invents an idea of "closed-up" and "warped" subjectivities - buffers between the pure objective and the here/now permeable subjective. This makes the commonplace and scientific visions of the universe appear as inferior (moulage) displays.

The final sections of the book represent more than fourty various paradoxes (used in the preceding statement as a peculiar kind of "empirical material") and a detailed term vocabulary.

&.

I. МЕТАТЕОРИЯ-1

1. Выдвинем гипотезу, что так называемое единственно верное мировоззрение возможно. Пусть оно возможно, будучи неизвестно. Назовем полное единственно верное мировоззрение Кардинальным мировоззрением (КМ). Формально мы никогда не сможем владеть КМ. Нам как бы и нет никакого дела до КМ, но с некими в той или иной степени искаженными производными КМ мы можем иметь контакт и сейчас. Тем самым КМ, даже если оно невозможно, превращается в некий центр, фокус совокупности аберрированных мировоззрений, с частью которых мы можем иметь дело.

Вследствие известной страсти человека к мифотворчеству, массы других причин, практически не приходится говорить о реалистичном мировоззрении, но можно иметь в виду мировоззрение ориентированное на реализм.

2. Непосредственную реальность, какая собственно дается человеку, мы называем областью психического схватывания. Всё то, что в эту область не входит, но достаточно близко к ней, назовём психейным. Психейное уже не есть явная реальность. Прилагать к психейному в каком-то качестве такие термины, как "память", "темперамент", "характер", "способности", "пространство-время" - нельзя. Поскольку способности, навыки, умения не находятся в сознании, не находятся в том виде, в каком их представляют, нигде, то и начало любого функционирования - вне сознания. И философия, соответственно, не может исходить только из сознания субъекта. Первое начало философии и исходит из заданности сознания помимо сознания. В качестве начала выступает не психейное, а предполагаемая граница между психейннм и психическим. Изнутри сознания эта граница в тех или иных аспектах частично прослеживается.

Прежде всего нас интересуют те аспекты, которые связаны с 1) направлением-сосредоточением, 2) внутренней речью, 3) неявной логикой. Во многом они касаются заданности субъективного сознания помимо самого субъективного сознания.

Тот или иной национальный язык выходит за грань непосредственной данности. Знак (каким он воспринимается наукой) философски парадоксален, фактически осмеян пирронистами. К его разоблачению мы можем прийти и при утонченных психологических рассмотрениях его природы. Какие бы градации от знака к значению мы ни брали, мы всегда реально оперируем не со значениями и знаками, а - со смыслознаками. Знак как таковой - идеальный предел. Само опознание знака - смыслово. Имеет место противостояние между различными смыслами, одни из которых выполняют функции знаков. Обычно это не касается лингвистически понимаемого языка. Философски последний элиминируется. Аналогично плоскость изложения уходит из непосредственной реальности в область идеализованных предположений. Строгую заданность может иметь, например, книга в качестве предмета и здесь-теперь прочтения, но не некое изложение в целом. Среда изложения - абстрактная положенность, фикция. За ней, в лучшем случае, стоит область интенций и ссылок, указующих на незримую поглощенность.

Логический закон тождества к действительному длению ощущений не совсем применим. Ощущение предстоит в том виде, в каком оно предстоит. Отождествление остается посторонним. Тем не менее существует априорная логика, задаваемая помимо сознания и помимо умственной деятельности. Ментальная неявная логика оказывается границей данности данностей. Обычные умозаключения по отношению к ней - не чисто логичны, являются синтезом логического и рационального.

Первое начало философии представляет собой только совокупность интеллектуальных предначал. Отказ от предпосылок обыденного, а затем - и предпосылок научного мышления в философии неизбежен. Этот отказ не означает полного отрицания названных сфер, но обрекает на поиск новых познавательных методологий.

3. Одним из принципов философской теории является нацеленность на отказ от постулатов и выявление подспудно закравшихся в мировоззрение постулатов. В этом нет ничего необычного, поскольку философия не является разделом математики, может соотноситься с непосредственными данными сознания. Главное - непредубежденная интерпретация этих данных. Отказ от постулатов требует и отказа от абстрактно-категориального анализа - главного греха немецкой классической философии. Ввиду первоначальных степеней свободы абстрактной теории, перенесенные в нее откуда-либо принципы деформируются, оказываются более общими. Так никакая чувственность не скажет, что две параллельные нити должны где-то пересекаться или не пересекаться. Интеллектуальную ущербность создает не примативное логическое, но рациональное, в особенности в тех случаях, когда один смысловой слой отображает другой смысловой слой. Представленность смысловых отсылок и образов в одной субъективной среде не всегда согласуется с их разграниченностью в первичной субъективной среде.

Некоторые из требований, путей и принципов

мировоззренческой корректировки:

1) наличие интуиций, связанных с доинтеллектуальными философскими проторенностями;

2) полнота тенденций, направленных на мировоззренческую корректи

ровку;

3) нацеленность на отказ от постулатов;

4) принцип продуктивного сомнения;

5) принципы релятивизма и саморелятивизма;

6)принцип выявления для каждого рассмотрения реальных и фиктивных сред;

7) принцип границ абсолютизирования;

8) принцип адекватности междусредного переноса;

9) признание парадоксов как опорных пунктов философии;

10) следование границам применимости здравого смысла, научного, прагматического, логического и др;

11) следование границам передачи и достоверности психотипного, языкового, мнестического.

2. "СУБЪЕКТ"

2-1Я-среда

Введение

Мне кажется, что я присутствую в некотором мире. В этом предложении слова "я" и "мне" слишком трафаретны, содержат посторонние традиционные привнесения. Противопоставление одних кажимостей другим кажимостям не говорит о наличии в них некого смотрителя-оператора. "Я" - суррогат человеческого имени, нас здесь не интересует, а "я"-ощущение является ощущением в среде других ощущений. Высказывание: ""я" ощущает" - неправильно. "Я -ощущение пассивно". Глагол здесь оказывается неудобным. Ощущение "я" - это, прежде всего, ощущении присутствия, ощущение единства разнородных кажимостей, данных в "сейчас", то есть в настоящем локусе субъективного времени, "я" - одно из интегративных ощущений.

Попробуем откорректировать высказывание "я мыслю". Вначале мы заменяем его высказыванием "я ощущаю мысль" - именно ощущаю - если бы не было ощущения мысли, то и не казалось бы, что эта мысль вообще есть. Мысль - это ощущение смысла. Затем высказывание "я ощущаю мысль" следует заменить высказыванием "я плюс мысль".

Если под [Я] понимать только суррогат имени, суррогат субъекта, то в девербализованном сознании (сознании, временно лишенном внешней и внутренней речи) ничего такого нет, что говорит именно о присвоении наименований. Рамка ощущений будет чисто отфилософской рамкой, если мы отождествим всю кажимость и [я]. В этом случае словом [я] мы бы назвали совокупность сознательных сред, внешних и внутренних, что лежит уже вне обыденных традиций. В некоторых специальных случаях мы и будем отождествлять [я] ( я-в-квадратных-скобках) и субъект. Под "я" мы понимаем только ощущение "я".

Не только мысли, но и желания, хотения даются, прежде всего ,- как ощущения, ощущения тех или иных волевых импульсов. Таким образом, высказывания "я действую", "я мыслю", "я желаю" неверны в данном контексте.

Квазисреда

Совокупность всех внешних реально существующих ощущений мы называем квазисредой. Если предмет находился и зрительном поле, если он видится, то он квазисреден. Если смотрящий отворачивается от предмета, то последний исчезает из квазисреды. Реальные ощущения - это всегда ощущения=восприятия-осознания, то есть полные натуральные ощущения, но не абстрактно-психологически вычлененные (например, типа ощущения цвета вне текстуры).

Ощущения квазисреды - это все зрительные и звуковые ощущения субъективного настоящего. С ними связаны многие внутриквазисредные интегративные ощущения. Квазисреды подразделяются на квазисреды обычного бодрствующего сознания, квазисреды сновидений, галлюцинаторные, квазисреды инободрствования и другие. Сновиденийные квазисреды имеют не менее пяти различных классов, начиная с квазисред, которые сходны с обыденными, и кончая ультрасновиденийными, в которых нет ничего похожего на обычные предметы, события, мысли. Возможны сновиденийные состояния более сложные, более интеллектуальные, чем состояния бодрствования. Обычный упрощенный подход к сновидениям связан с фактором амнезии.

* * *

Все зрительные иллюзии зрительно реальны. Например, предмет наполовину опущенный в воду, реально-зрительно сломан.

Зрительная квазисреда не является ни евклидовой, ни трехмерной. Пространственность имеет отношение не к чистому зрительному, но - к рациональной выделенности, а эта выделенность может быть разной. Кроме частных ощущений протяженности, существуют и общие. Общее ощущение протяженности уже выходит за грань квазисред, является чистым интегративным ощущением.

Соматическое облако

Соматическое облако - совокупность прямых "телесных" ощущений. Не имеются в виду косвенные ощущения через зрение или осязание. В основном, соматическое облако - чисто поверхностные ощущения давления, тяжести, растяжения и другие. Все собственно соматические ощущения и ощущения им смежные оказываются разорванными и фрагментарными. Они соединяются не сами с собой, а - через общее сознание.

Интрофотофоносреда

Интрофотофоносреда (ИФФС) - это среда неинтеллектуальных представлений. Она феноменальна, но не идеальна. ИФФС часто выступает как продолжение квазисреды. Воспоминания по своей являемости имеют непосредственное отношение к ИФФС. Часть ИФФС - фотосреда (среда зрительных представлений) может сливаться с оперативно=координативной средой, а также накладываться на квазисреду. В ИФФС пересекаются дифференциированные и интегративные ощущения. Для ИФФС характерны потоки сознания в виде грез, видений, которые напоминают сновидения, а иногда за последние и принимаются.

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Реактивные ощущения

Почти все ощущения реактивны, но реактивность, имеющая достаточно выраженный характер, присуща только определенной группе тонических ощущений. Ощущения этой группы можно назвать ненейтральными, самоценностными. Те ощущения, которые формально представляются побудительными для реактивных ощущений (р-ощущений), мы называем мозаическими.

Перечень реактивных ощущений

1. Разлитые реактивности, связанные с любыми восприятиями.

2. Центральная локальная компонента боли.Такая же компонента ло-

кального "удовольствия".

3.Неболевые р-ощущения, сцепленные с соматикой.

4. Эмотивно-канонические ощущения (внутренняя компонента удив-

ления, ярости, удовлетворенности и др).

5.Неканонические эмотивности (например, эмотивные ощущения свя-

занные с восприятием декоративней живописи, арабесок).

6. Тонкие эмотивные ощущения (ощущение грандиозности, таинст-

венности, великолепия и др.).

7. Мистические ощущения (тонкие неспецифические ощущения).

8. Предельные ощущения.

9. Сверхощущеиия.

10. Прочие.

Парадокс р-ощущения

Р-ощущения являются ценностными ощущениями, но фактор, вызывающий такое их свойство отсутствует как в сознании (психологической открытости), так и - в физиологическом - при онтологизации последнего. Гомеостаз организма нейтрален, до него сознанию нет никакого дела, оно о нем может не знать. Итак, физико-биологический предполагаемый мир сталкивает оцененность р-ощущеиий на сами р-ощушения. С другой стороны, р-ощушения в том виде, в каком они даны, наглядны, а значит и здесь нельзя искать причину оцененности.

Р-ощущеиия наиболее витальны, топологически изолированы от нейтрального. Они антиинформационны, часто амнестичны. Всякий раз мы имеем не воспоминание о них, но новое их производство в менее интенсивном виде в связи с воспоминанием о мозаических структурах.

Ощущения смысла

Никакое из ощущений не может существовать без той или иной степени осмысленности. В крайнем случае, эта соприсутствующая осмысленность -разлитое ощущение смысла.

Относительно чистое смысловое - это смысл смысла, когда одно смысловое направлено на другое смысловое. Наиболее чисто смысловое экзотично, поскольку представляет собой самонаправленный смысл смысла, без примеси обычных для мышления волевых ощущений - интегративный неразвернутый смысл... Этот смысл дорационален, бесструктурен... Если не иметь в виду неких медитаций-самопогружений, такое инкубационное смысловое имеет большую интеллектуальную значимость, чем осмысленное восприятие уже готового результата.

Ум - реальная зона ощущений смысла, предстающая в настоящем. Она распылена по всему сознанию, но при этом имеет одно или несколько ядер наибольшей проницаемости.

Перечень смысловых ощущений

1. Разлитые.

2. Канонические невербальные. Рабочий смысл, в том числе рациональ

ный смысл.

3. Канонические вербальные.

4. Инсайтовые.(Центральный амнестичный смысл догадки.)

5. Безлично-диффузные. (Например, нетрафаретный смысл музыкаль-

ных фраз.)

6.Тонкий смысл. (Иногда соответствует решению очень необычных,

нестандартных задач, требует "микроскопических" логических узре

ний.)

7. Предельный смысл ( Иррациональные

8. Сверхсмысл . смыслы озарений)

Во многих смыслах можно видеть тенденцию обратной свертки протяженно-хроносного, осуществленную через интенционность. Однако для последних смыслов перечня никакой "развертки" во время и не было... Они предстоят как бы первобытно.

Возможны иные, поперечные классификации смыслов (смысл-выделенность, смысл-опознание, смысл-указание, смысл-связь, смыслы, имеющие отношение к обозначениям, суждениям).

Каркасный смысл - остов любого рационального смысла. Он может быть характерен для пересечения смыслов одного и того же слова в однородных контекстах. Понятие - идеальный (фиктивный) флюид над определениями и каркасными смыслами. В таком же отношении разум и рассудок находятся к уму.

Волевые ощущения

1. Ощущения волевых сред - тотальные волевые координаты (первый ранг: бодрствование, небодрствование, инободрствование; второй ранг: оживление, скованность, сосредоточенность).

2. Безапелляционно переживаемое частное волевое (касается изменений в дифференциированных ощущениях).

3. Диффузное парареактивное волевое (связано с погружением в реактивное).

4. Экспозиционное волевое (аналогичное диффузному волевому, но более связанное с эстетическим восприятием).

5. Домотивное волевое (например, импульсивное волевое).

6. Мотивационное волевое (запускающее, поддерживающее, прекраща-

ющее, преодолевающее, переключающее и др.). Обязательно проходит

через центральную умственную зону. Вербализация не обязательна.

7. Частное суперволевое. Характеризуется приматом конкретного дей-ствия последствиями и какими-либо данностями.

8. Общее суперволевое. Имеет отношение к целепологающим предрассудкам.9. Тонкое волевое. Может существовать только после преодоления ор

ганической стихии.

10. Мистическое волевое.

11. Предельное долевое. Экзотическое ощущение внезапно наступив-

шей свободы, внезапного раскрепощения, краткой иллюзии, что все

возможно.

12. Сверхволевое. Чаще имеет отношение к собственно панике, кол-

лективным психозам, умопомрачению.

Если зоне ума соответствует фикция разума, то субъективному волевому началу - фикции, условно именуемые "силой воли", "заповедями", "судьбой" и др.

ДРУГИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1. Ощущение "я"; ощущение дленности, ощущение длительности, ощущение протяженности.

2. Ощущения пропорций, движения, метрическое ощущение.

Я-среда в целом (резюме)

Я-среда - это совокупность всех ощущений в локусе времени, который кажется настоящим. В эту совокупность входят и тонические ощущения, не имеющие внутреннего временного локуса, и ощущения собирательные, в которых каким-либо образом интегрированы ощущения разных локусов времени. Интеграция одних ощущений другими не есть какой-либо процесс, происходящий внутри я-сред. Собственно субъективные сознания несамостоятельны и несамовытекающи. "Подсознание", "бессознательное", "неосознанное", "нейродинамика" - образы поглощенности, фикции, выполняющие роль научных или околонаучных игрушек. Эти образы иногда прагматически ценны, но это никак не выводит их из логического порочного круга.

Я -среда и второе начало философии

Единственной мировоззренческой реальностью могут быть только мироощущения. Форма высказываний для них не обязательна. Внесловесное философствование может составлять самую суть искусства.

Практически второе начало философии заключено в недофилософии, попытке корректировки последней. В качестве второго начала философии именно и предлагается попытка различения реальности и нереальности. Эта попытка приводит к я-среде. Некие "феноменологические" чистые сущности - род абстрактного небытия. Было бы очень странно считать, что они более надежны, чем чувственное. Эти идеальности можно заменить конкурентными идеальностями, а это зависит от тех или иных теоретических предубеждений.

2.2 Экстраполяция иррационального

В реактивном реальны реактивные ссылки на еще большую интенсивность и тотальность реактивного. Ум склонен к отвлечению, реактивное - к преувеличению. Нейтральное никак не может быть доделано, дополнено до самостоятельности. Усиление волевых ощущений ведет не к некому экстраполятивному бытию, а скорее - к границе между бытием и небытием. Очищение и интенсивностное дополнение характерно, как правило, только для ощущений смысла, ощущений реактивной положительности и реактивной отрицательности. Перешедшие субъективный предел, экстраполированные перечисленные феномены выглядят так:

Эрос - запредельное положительное ощущение;

Хаос - запредельное отрицательное ощущение;

Логос - запредельный смысл;

Эрос-Логос-Хаос - запредельный смысл и запредельная реактивность, абсолют ментального.

Запредельные ощущения не могут быть достигнуты в рамках омнестиченного сознания.

МИСТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

Они являются разновидностью субъективной тонической реальности. Мистические ощущения выглядят как тонкие оттенки Эроса, Логоса, Хаоса, объекта, который можно назвать Антилогосом, а также определенных волевых и структурных пределов. Часто мистические ощущения даются как сопутствующие эффекты других ощущений (мозаических). Обычно достаточно выраженные эстетические ощущения суть совокупность мистического и мозаического. Определенное значение имеет психотипический релятивизм: не все психотипы способны к свободному восприятию мистического. Эпилептоиды, маньякоиды должны претерпеть изменения в ориентировках своего обычного восприятия.

Эротическое - микроэрос, является мистической компонентой ощущения удовольствия при полноценной данности последнего. Может быть самостоятельным. Не имеет прямого отношения к эротике или сексуальному.

Химерическое - чистая направленность на хаос. Для эстетически значимого восприятия требует определенной психологической извращенности. Будучи положительным, может паразитировать на отрицательных эмотивностях.

Глубиннее - соответствует направленности на Логос. Часто связано со сверхценными идеями, заклинаниями и пр. Это мистический смысл.

Метатическое. Оттенок Эроса-Хаоса. Собственно сексуальное ощущение. В отличие от всевозможных блудоощущений, не содержит в себе соответствий временным рядам и волевого начала. С элементом любования (как эротическое) не связано. Это ощущение недостаточно выраженного, но уравновешенного полового оргазма.

Потустороннее. Оттенок Эроса-Логоса. Трудноописуемо. Иногда его передают силуэты летящих птиц на фоне заката, поэтическое противопоставление земли и неба, мечты и действительности.

Сверхсущное. Оттенок Логоса-Хаоса, может быть связано с табуирован-ным любопытством, ревностью, входить в комплексы страх-интерес, отвращение-любопытство.

Архаическое. В триаде Эрос-Логос-Хаос более выражен Хаос. Оттенок соответствует символам праха, руин, пепелища, духов предков, кладбищенской лирике.

Вселенское. Оттенок Эроса-Логоса-Хаоса (более выражена направленность на Логос. Характерно дионисийское слияние с природой. Пример: известные ноктюрны Тютчева.

Надмирное. Оттенок Эроса-Логоса-Хаоса (преобладает Эрос). Атрибут некоторых форм возвышенного в искусстве.

Прозрачность. Уравновешенное тройное ощущение. Весьма редко. Мистика тишины, прозрачности, обездвиженности. Ощущение прозрачности при переходе в предельное ощущение представляется кажущимся присутствием абсолюта.

Предельные ощущения

Предельные по интенсивности ощущения с направленностями на Эрос-Логос-Хаос (чрезвычайно редко), а также Эрос-Хаос, Эрос-Логос, Логос-Хаос. Собственно предельные ощущения в своей сердцевине амнестичны. Все они являются полными оргазмами. Большинству людей более известен Эрос-Хаос - половой оргазм. Логос-Хаос и Эрос-Логос - интеллектуаны. Тройное уравновешенное ощущение, очевидно, дается не всякому святому.

Другие особые реактивности

Протоошущения - первозданные реликтовые ощущения, оказавшиеся спроецированными в сознание современного типа. В отличие от мистических и предельных ощущений не имеют никакого отношения к "вечному" или отсубъективному абсолюту. К протоощущениям близки тонические восприятия сильных негармонических звуков, восприятия урагана, землетрясения в самый первый момент застигнутости ими.

Сверхощущения. Как и предельные ощущения близки к эстетическим и смысловым пределам сознания. Не моничны, а оркестровы, содержат и волевое начало. Могут иметь в себе протоощущение; являются сочетаниями самых разнообразных тоничностей.

Волевая и смешанная мистика

Волевая мистика связана с тонкими коррелятами перемены базовых состояний, намеками на возможность такой перемены. Чистое волевое, не являясь алогичным, внелогичио. Пределу направленности на чистое волевое асимметрично противостоит предел сверхструктуры-сверхинформации. В информационном плане субъективное сознание не описывается в кибернетических терминах (тождество сознания и самосознания, отсутствие внутри сознания источника и приемника сигналов. Внутрисознательная информация отличается от внутрисознательной структуры возможностью несплошности, наличием как бы различных регистров. Сознание в пределах проницаемости есть логически непротиворечивая саморефлексивность, сигнал в себе, сигнал для себя.

Волевую и смешанную мистику образуют тоны бесструктурного (рассмотрено выше), бесструктурного отструктурного (далее называем просто структурным) и волевого. Это оттенки того, что условно можно обозначить абсолютом, послеабсолютом и доабсолютом. Сигналы (аналоги сигналов) их выглядят как антиинформация, необычная информация и генерация.

Гипнотическое - направленность на чистое волевое, связанная с отсоединением от структуры, опыта, памяти. Не характеризуемо.

Особое структурное. I. Непсихическое стоуктурное, метрически неулав-ливаемое вследствие метрического зашкаливания мистическим ощущением не является. 2. Мистическое новосруктурное. Связано с попаданием в новую обстановку (климат, флора, культура и пр.), некоторыми формальными нововведениями в искусстве.

Бесструктурное. 10 главных оттенков. Уже рассмотрено.

Тонкое протоощущение. Синтез гипнотического и структурного. Может быть характерно для описания наобычного сновиденийного.

Тонус помрачения. Направленность воля-структурное (то есть гипноти-ческое-структурное; превалирует волевое).

Стерильное (воля-структурное). Характерно для различных ''бесчувственных" форм искусства для искусства.

Волюнтаристическое (воля-бесструктурное).В частности, атрибут парадно-военного, демонстрации военной мощи. (Без эмотивного!)

Проденотативное (воля-бесструктурное). Коррелирует с различными мотивами отрицания земного ("есть иные планеты, где ветры певучие тише..." и др.)

Экстатическое (воля-бесструктурное). Имеет место медитативно-органический или или иной отступ от состояния тривиального бодрствования.

Мусикийское-дионисейское (не совпадает с дионисийским, структурное-бесструктурное). Нетворческие озарения, просветления; могут быть характерны для восприятия ландшафтов, архитектурных ансамблей.

Архетипное (структурное-бесструктурное). Мифологенное (структурное-бесструктурное). Связано с некоторыми кульминационными, витально значимыми, но малорасшифрованными узловыми пунктами сказок, легенд. Эти элементы переходят из одного предания в другое, обнаруживаются и у не контактирующих друг с другом народов. (Попадание на небо с помощью быстро растущего растения, кража шкурок с перьями у птиц, превратившихся в девушек и пр.)

Метаморфическое (воля-структурное-бесструктурное).

Магическое (воля-структурное-бесструктурное). Сооветствует оккультным ритуалам, рационализацией нерационального.

Ретроградно-аурное (воля-структурное-бесструктурное). Индивидуальная поэтическая "аура" различных поэтов, связана, например, с идеализацией исторических периодов (эллинизм) или периодов жизни (детство, юность).

Трансмнестическое (воля-структурное-бесструктурное). Адекватно внезапному разрушению амнезии на какое-либо ярчайшее сновидение, некую "другую жизнь".

Стремление к внутриутробному существованию (воля-структурное-бесструктурное).

Океаническое ощущение (воля-структурное-бесструктурное). В частности, четкое ощущение абсолютного повторения жизни, истории или симптом "уже виденного".

Мусикийское-аполлонейское (не аполлоновское в прямом смысле;

воля-структурное-бесструктурное). Компонента творческих озарений и просветлений, не являющихся предельными ощущениями.

Предельные ощущения волевого и смешанного самозачеркнуты.

АНТИГОЛОСНОЕ

Часто практически связано с эмотивностью, какую можно обозначить термином "удивление-смущение" или термином "четко достоверная смутность".

Хаос-Антилогос-Эрос - гекатическое ощущение.

Хаос-Антилогос-Эрос - ощущение, типа ощущения падения в сновидении, "эврика" заблудившегося и другие оттенки.

Хаос -Антилогос- Эрос. Причастность панвитальному, "открытие" живого по типу нерациональной и насильственной "эврики".

Антилогос-Эрос. Мистическая компонента материнского чувства.

Антилогос-Хаос. Формально неотрицательное чувство отчуждения от мира.

Антиглубинное. Слабый Антилогос.

Об эстетическом

В сферу эстетического неизбежно входит всё особое реактивное, независимо от связи последнего с художественным миром. Частично в сферу эстетического входит и тонкоэмотивное. Художественное чаще основано не на эстетическом, а на эмотивном, интеллектуальном, витально-бытовой знаковости. Всё эстетическое имеет четкий субъективный критерий: все эстетическое наделено особой аурой волшебства. Как бы ни мала она была - она всегда ощущается. Это волшебство нельзя отождествлять с формальным мастерством. Эстетически значимым может быть не все произведение, но только некоторая его часть, некоторые его моменты. В художественном плане эстетически великое произведение вполне может проявить себя как уродец.

Эстетическое может быть связано не только с квазисредой, но и с запахом, осязанием и пр.

2-2 ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО

Псевдосреды

Псевдосреды - это условно полагаемый мир, которого мы здесь-теперь не ощущаем. Условность эта обычно заменяется ... фетишизмом. Псевдосредой, например, является соседняя комната, в которой я сейчас не нахожусь. Псевдосреды, таким образом, суть фантастические, несуществующие ощущения. Фактическими объектами наук являются именно псевдосреды. Приводить многочисленные и громоздкие примеры, говорить об относительности цвета, формы, движения, времени здесь не место. Приходится оставлять все это на самомышление читателя.

Идеальные выделенности одного опыта наука подставляет в другой опыт. Однако логически четкой подстановки при этом не происходит-появляются многочисленные парадоксы, несогласованности. Часто возникает необходимость переоценки опыта и теорий. Естественные науки никак не объясняют опыт, но только подставляют один опыт под другой опыт. Физика не в состоянии ответить на вопрос: "Почему снаряд, выстреленный из орудия, летит?". Ссылаются на те или иные понятия, но эти понятия вторичны по отношению к факту полета, придуманы человеком на основе заведомой, беспредпосылочной возможности полета тела.

Такое понятие как "закон природы" метатеоретически порочно, поскольку законы ничего не делают, ничем не управляют. Они для человека являются модусом его виденья, светофильтром памяти перед глазом. Закономерности не могут претендовать на роль чего-то первичного. Они - результат...

Другая неизбежная порочность научного рассмотрения - распадение модели мира на уровни. При этом оказывается, что уровни не могут быть достаточно сопряжены друг с другом.

Идеализм практики отчасти связан с обыденным эмоционально-волевым фетишизмом, с переносом персональных впечатлений на вещи в себе. "Вкусное", "красивое", "любимое" оказываются уже не субъективным, но прагматически квазиобъективным.

ИСТИНЫ

1.Субъективная истина связана прямо или опосредованно с настоящим и его ближайшей окрестностью (пакетами я-сред).

2. Идеометрические истины - безмысленные истины, относящиеся к миру идей (истины не ума, а разума). Пример: математические положения, которые не очевидны и не наглядны.

3. Псевдосредные истины - истины различных псевдосред, в том числе физических, физиологических.

4. Абсолютная истина субстанциональна. Ее субстанциональность можно вывести с помощью теоремы (доказательство от противного).

5. Предельная относительная истина - истина чистой философии, кардинально отделенной от науки. Имеет контурный характер.

6.Онтологическая истина - синтез предельной относительной истины и некоторого неструктурного (негеометрического) интенционального вырова из абсолютной. Это рабочая истина теоретической философии, относимая к объективному миру. Критерии онтологической истины: 1)логическая непротиворечивость в границах применимости логики -применимость логики опредляется метакосмологической (космонической) генеалогичностью того или иного явления; 2) согласованность с данностью безнадстроечного сознания (субъективного); 3)аналогическая и гомологическая согласованность со степенью сложности научных псевдосред (при отказе от этих псевдосред).

Возможны другие классификации истин. Сверх всего, существуют, например, тонические истины.

Классификация псевдосред

Псевдосреды можно классифицировать: 1) по степени сохранности в них воображаемых рудиментов человеческого сознания; 2) в соответствии с теми или иными человеческими направленностями.

Парадоксы псевдосред

Возникает вопрос: каким образом макроструктуры могут влиять на микроструктуры, если в микропериодах времени макроструктур не существует? Макроструктура в микропромежутки времени рассыпана из-за неосуществления связи между ее подструктурами. С одной стороны, макроявление выражает себя как кажимость инерции, заторможенность; с другой, можно видеть явное доминирование макроструктур над микроструктурами. Может сложиться впечатление, что микроистория есть только членение заведомо данной, заведомо осуществленной мегаистории.

Онтологизации псевдосред препятствует также апории движения, известные еще элеатам. Многочисленные попытки преодолеть апории движения и различные близкие к ним апории с помощью современной логики и математики не удались, усугубились появлением новых апорий.

Фантомы математики

Характеристикой математики является то, что она является набором систем рациональной положенности иррациональных интенционностей. Пресловутая строгость математики есть строгость логического аппарата, в ней используемого. Тем не менее различные области математики часто вынуждены ставить себя вне логики, давая собственное определение непротиворечивости, накладывая табу на операции, ведущие к отверганию данных областей. Математика в целом оказывается логически неоднородной. Многие объекты математики невозможны логически: "точка", "прямая", "бесконечность", "нуль", "непрерывный нарастающий числовой ряд", "переменная непрерывная величина", "геометрическое пространство". Все они содержат интеграционный алогизм, абстрактное совмещение несовместимого, что как раз и вызывается потребностью отвлечения. Примативным фактам математики нельзя давать определений. Например, довольно порочно определение чисел, данное Кантором (отнюдь не очевидно, что только число будет общим между данной совокупностью и всякой равномощной ей совокупностью).

Точные науки

Детали наблюдений могут в то или иное время присутствовать в сознании, но научными фактами являются не они, а идеализованные выделенности из наблюдений. Эти выделенности могут иногда появляться только после окончательной обработки материалов эксперимента. Их характер - инструментально-субъективный.

Научный синтез данных всех наук в одно общее оказывается невозможным. Синтез наук в рамках здравого смысла или натурфилософии неправо-мерен. Модель вселенной рассыпается из-за невозможности единого сверх-мега-сверхмикроуровня, отрицания абсолютного времени и абсолютного пространства, зависимости параметров наблюдаемого от параметров наблюдателя, соотношения неточностей, абсурдности объективации "точных" данных, возможности получения данных только с определенной степенью точности.

Натурфилософская концепция должна касаться реальной вселенной, но реальное здесь-теперь относительно. Онтологически не проходит и четырехмерная вселенная пространства-времени (ввиду математической условности самого представления о "мерности", логической парадоксальности термина "измерение". Размазанность по теоретически различным наблюдателем, по различным точкам отсчета делает картину мира бессвязной. Заведомая необяснимость опыта, его подстановочность, самоуничтожение количественных и качественных проявлений как объективных (начиная с зеленой травы и гончая формой и размерами вообще), взаиморазрывание уровней-заторможенностей, отсутствие наперед заданных "законов природы" (их вчеловеченность) дает недвусмысленный материал.

Наука превращается в своеобразную систему Птолемея (а по последней хоть сейчас можно выводить на орбиту спутники). Натурфилософски доведенные до мистики денотаты операциональных понятий "энергия", "поле", "масса" считаются всерьез существующими, причем объективно и реально, подобно идеям Платона. Не было бы ничего странного, если бы заодно онтологизировали параллели и меридианы...

3. "ОБЪЕКТ"

3.1 Объективная реальность

Мышление вполне самодостаточно для того, чтобы отвергнуть экстраполяцию рационального - попытку склеивания мира из псевдосред науки и обыденности. С другой стороны, субъективное сознание не объяснимо само по себе, апеллирует фактом своего наличия к некому метасознанию. Субъективное сознание (я-среда) оказывается синтезом совокупности нетривиальных, негеометрических выровов из объективного. Возможность буферов между субъективным и объективным отвергать нельзя, однако они схлопываются как относительно наличного субъективного, так и относительно объективного. Изнутри себя они являют собой нечто вроде промежуточных сознаний. Да и наличное субъективное сознание относительно объективного мира превращается в виртуальность, зануленность.

Применительно к объективному, логическое - это не принадлежность науки логики, но дорациональное. Рациональное никаких выходов в объективное не имеет. Атрибуты рационального - иерархии, структура, разноуровненности, заторможенности. Оно - как бы вторичная логичность, является принадлежностью субъективного и постсубъективного.

Неполноценная реальность человеческого сознания слишком многосоставна, чтобы быть замкнутой за своими пределами сразу на реальность абсолютных свойств.

Возможен альтернативный вывод объективного без прямого обращения к субъективному сознанию. При этом возможность небытия отвергается логическим парадоксом небытия (приводящим к бытию). Аналогично нелогическое, дологическое замыкается и логическое.

Субстанция

Необходимыми признаками субстанции являются самостоятельность (самосущность) и протяженность, но нельзя утверждать, что они являются и достаточными. Мы не отождествляем друг с другом протяженность, протяжение (соизмерение) и пространство. Тезис "метасознание объективно существует" уже содержит в себе в скрытом виде утверждение ,что метасознание является субстанцией.

Субстанция должна иметь в себе собственную взятость, причину своей наличности. Источник субстанции, вписывающийся (относительно субстанции) в саму субстанцию может быть только дологичным, добытийным.

В субстанции нет таких отношений, как "соседство", "размер" , "измерение" трехмерность, четырехмерность и пр.), овремененность.

Субстанция не может быть как изменяющейся, так и недвижной в обычном смысле. У нее нет центра и периферии, правого и левого, симметричности или асимметричности. Основная характеристика субстанции - полная проницаемость.

Для обоснования свойств субстанции существуют соответствующие теоремы и парадоксы. Кроме того, существуют различные доказательства сознательности субстанции. Их около десяти. Часть из них исходит из наличия связи между субъективным и объективным, причины взятости субъективного сознания. Последнее не может возникнуть из чего-либо бессознательного. Наличие буферов (буферы-подложки, буферы-сателлиты, буферы-окрестности) не меняет положения вещей, вследствии зануленности буферов относительно остального мира, их несамостоятельности, подобности их субъективному сознанию. (О буферах нам косвенно возвещают нетрадиционные сновидения, инободрствования, аналогии между клетками и целыми организмами, между объектами псевдосредного микромира и монадами). Несамостоятельность ничего не добавляет к самостоятельности, чтобы сделать другую несамостоятельность сознательной. Другие доказательства сознательности объективного исходят из фактора монизма субстанции, ее связности (отношения "соседства", "смежности", "механического прилегания" такую связность не обеспечивают).

Субстанция-абсолют имеет сходство с отсубъективным абсолютом Эросом-Логосом-Хаосом, но сделать их полное отождествление пока теоретически невозможно.

3.2 ПРААБСОЛЮТ

Бытие является пиком, всплеском виртуального недобытия - праабсолюта. Последний выступает как супермеристема. Только некий условный разрез абсолюта мог бы выявить в нем остатки иных направленностей, незамкнутых в бытийность. Элементарная (дочеловеческая) субъективность оказывается проекцией праабсолюта на абсолют. Изнутри человеческой субъективности на праабсолют указывают волевые феномены.

К праабсолюту неприложимо такое понятие, как детерминация. Праабсолют беспричинно-внелогичен по своей сути. Это его свойство является энергией-примой, пружиной бытия. Постсубстанциональное рациональное (в субъектах) может уже содержать только пути высвобождения энергии, но не собственно энергийное.

В полном раскрытии мира почти нет никакой аналогии с обычными свойствами, отношениями, подобиями законов, а потому и нет никакого покушения на них. Ни то ни се (НТНС) праабсолюта не является абстрактной неопределенностью или консистентной недиффернциированностью. НТНС в качестве недобытия скрыто-фундаментально присутствует в бытии. Неистраченность НТНС опять-таки связана с его первичными свойствами. Недобытие неизбежно падает в бытие, оставаясь вечно "молодым", камбиальным. Некий итоговый праабсолют всегда тождественен начальному праабсолюту. Логической ловушки под названием "абсолют" для него не существует. Бытие кишит недобытием. В бытийном суммируется и сам факт разрушенности бытия. Можно заявить, что внелогичное, внепрограммное и беспамятное НТНС в любом случае и всегда содержит в себе память-программу любого прошлого и любого будущего, любого среза мира. Всё это статистические взмученности.

3.3 КОНТУРЫ АНТИАБСОЛЮТА

Отрицательная протяженность - протяженность не по ту сторону нуля, а по ту сторону НТНС. Это множественность в себе, не обладающая свойством самотождественности. Отрицательно протяженный антиабсолют противоположен, но не симметричен абсолюту. Уже противоположение антиабсолюта абсолюту говорит о неабсолютности антиабсолюта, то есть его относительности. А эта относительность может быть выявлена, прежде всего, по отношению к субъективному, образованию последнего. Антиабсолют - абсолют относительности, он не выходит из виртуальности. Это как бы остаток после элиминированного НТНС. Мертвая виртуальность оказывается конвейером для виртуальности настоящей.

3.4 РАСЩЕПЛЕННОЕ БЫТИЕ

Послеабсолют - несамостоятельные вычлененности из абсолюта. Здесь наиболее важна выделенность по проницаемости. Синтез различных сознаний в одном сознании не приводит к снижению вычлененности, но наоборот -вычлененность усиливается. Проницаемость, объем ментальности каждого из составляющих сознании уменьшается. Неизменяемые и малоизменяемые ощущения нанизывают на себя, как на стержень, непостоянные частные восприятия. Образуется метамерный тяж потока субъективности, где в границах сегментов пресекается структурное.

Каждая из вычлененностей-субъективностей является изнутри протяженной, но это не означает, что существует некая протяженная рядоположен-ность субъективностей.

Парадокс структуры коррелирует с невозможностью соседства ранородного в одном и том же - отсюда структура, представляющаяся наличной, возможна благодаря неполноте восприятия, существующего как срез-выров через рааличные тяжи-ветвления, без охвата их переходов друг в друга.

Обычно путают время и временную развертку, время и утилитарную его "промерянность". Субъективно время выглядит как суррогат утерянной проницаемости. Так в онтологическом мире времени не существует. При необходимости иллюстраций можно заявить: бытие длится в течение одного периода времени, равного единице, а все остальные времена - дробны и синтетичны. Дление бытия не означает его изменения и равносильно для него атому времени, равному вечности. Начало дробления и соответствует физическому мифу о расширении вселенной. Это "расширение", с определенной точки зрения, идет не во вне, а топчется на одном и том же месте, является различным для космологически различных сознаний, различных наблюдателей, оставаясь в фундаментальном плане недопроницаемым.

4. ПРОИНТРОЕКТ

4.1 СМЫСЛЫ ЖИЗНИ

Имеют вид древа. Его ветви: абсолютный смысл жизни (относится не только к человеку, но и к любому объекту; представляет собой фатальную явленность); рефлексивно-рефлексный с.ж. (ненагляден, неожидан, касается как бы не человека, а наличного в нем темного существа; не имеет никакого отношения к "устоям" и "убеждениям"); реактивный с.ж.(связан с р-ощущениями, их положительным и отрицательным градиентом; имеет много градаций; в него входит и мистический с.ж; порождает фикции "добра" и "зла"); умозрительный с.ж. (на одном полюсе касается осмысления неосмысленного, на другом - сливается с Логосом); относительный с.ж. ( развертывается либо через фикцию личности и псевдосреды потребностей, либо через доминантные погруженности сознания, целеполагающие сверхмотивы, целеполагающие предрассудки; занимает ведущее место в самодеятельной жизни; имеет много разветвлений у одного и того же человека); автономный с.ж. (осуществляется как бы в отсутствие препятствий и потребностей, парадоксален); подспудный с.ж. (лежит за гранью непосредственно данного, упирается в кульминационный пункт существования мира, пересекается с мистическим с.ж.); бессмысленный с.ж.(отчасти адекватен праабсолюту; спектры от внесмысленности до бессмысленности; доходит до ума в виде факта фиаско ума); программный с.ж. (предстоит только косвенно и задним числом); отрицательный с.ж. (приводит к самоотказам, аутоагрессии, содержит контрсчастье, заставляет выбирать либо меньшее, либо большее из зол); панродовой с.ж.; сновиденийный с.ж.; здесь-теперь с.ж. (характерен для детства и особых состояний; толкает к подделкам жизни: мечтам, книгам, фильмам и др).

4.2 ЦЕЛИ

Большинство целей характеризуется заведомым идеализмом, прирастанием к одноуровненному условному времени, что снимает вхождение в их сферу чрезвычайного и чрезмерно общего. Наибольшее значение цели - не как плана, а как экзистенциала. Это вызывает их пересечение со с.ж. Наименьшей достижимостью обладают цели среднего масштаба (по сравнению с микроцелями и нефантастическими мегацелями, - микро - и мегацели менее вписаны в коньюнктуру). Возможны различные классификации целей. В частности, можно рассматривать тонические цели (связаны со стойкими тоническими комплексами, объектами привязки таких комплексов; в эти комплексы могут входить и отрицательные тоничности); базовые цели (цели широко понимаемого "гомеостаза" и "адаптации"); спонтанно-импульсивные цели; ложные и фантастические цели; свободные цели (безобъектные, внелогичные; автономные; относительные; цели духовного наполнения); цели оптимизации чего-либо.

4.3 КРИТЕРИИ

Подразумеваются не критерии истинности, но критерии оценки жизне-существования. Можно перечислить следующие критерии: критерий абсурда (в плане отталкивания от абсурдного); критерии отрицательных реактивных комплексов (суммационное реактивное чувство); критерий появления отрицательных целей; критерий успеха (относителен); критерий эктропии (оценка того или иного периода жизни); критерий иллюминаторности (интегративно-тоническое оценивание в противовес косвенному умозрительному оцениванию); критерий законченности.

4.4 СТИМУЛЫ

Являются глубинным измерением существования. В основном непсихологичны, диагностируются только косвенно. Подразделяются на стимулы зарядки и стимулы разрядки. Следует отличать отрицательные стимулы от противостимулов. Умеренные отрицательные стимулы оказываются де-факто полезными. Противостимулы могут быть как положительными, так и отрицательными, но в любом случае уменьшают жизнеспособность.

4.5 СОПРЯЖЕНИЕ ПРОИНТРОЕКТА

Позитивные смыслы и позитивные стимулы в тот или иной момент могут отсутствовать. Позитивные цели и позитивные критерии есть всегда, обладают большей значимостью как опоры, но реально они действенны только при сосредоточении на метапсихическом, хотя бы на воображаемом трансцензусе.

5. МЕТАТЕОРИЯ-2

(парадоксы)

Действительные парадоксы имеют для философии такое же значение, как эксперименты для естественных наук. В отличие от математики и вообще науки, философия не должна выносить парадоксы за свои скобки, не меняя собственной структуры.

Разделы

1. Апории Зенона Элейского. Рассмотрены девять. Имевшие место попытки опровержения этих парадоксов, с философской точки зрения, некорректны.

2. Парадоксы Эвбулида из Милета (пять парадоксов).

3. Парадокс Диодора.

4. Парадоксы пирронистов (парадокс знака, парадокс критерия истины, парадокс нерождающегося и неумирающего Сократа, парадокс портрета Сократа, парадокс причины).

5. Софизмы. Приведены восемь известных софизмов и показана возможность их перехода в парадоксы.

6. Парадоксы саморефлексивности (парадоксы текста, парадокс Рассела, гетерологичности парадокс, парадокс Берри). Подразделения этих парадоксов на семантические и логические не производится. Саморефлексивность рассматривается как противоположность диалектичности.

7. Парадокс несуществования.

8. Парадоксы бесконечности (около семи). Подчеркивается необъективность, нереальность бесконечности. Парадоксы саморефлексивности и бесконечности взаимосвязаны.

9. Противоречия практики теорий теоремам Гёделя о неполноте.

10. Парадокс измерений (метрики).

11.Парадокс нефатальности.

12. Псевдопарадокс необходимости при условном снятии случайности.

13. Парадоксы атома протяженности.

14. Замыкание псевдосред на вечное повторение.

15. Границы диалектики. (Диалектика связана, прежде всего, с различными псевдосредами. Реже - со стыковками мировоззренческих областей; относится к переходам между чем-то и чем-то. К чистому онтологическому диалектика неприменима. Здесъ имеет место непротиворечивая саморефлексивность. Наиболее оправдано применение диалектики там, где одна противоположность содержится в другой и совершенно ясно обстоятельство, приведшее к мнимой антиномии. Чаще "диалектика" вытекает из недостаточного разграничения логического объема терминов, именования различных стадий чего-либо одним и тем же словом и др.)

16. Парадокс структуры.

17. Причинность (В частности, говорится об отсутствии удовлетворительного сопряжения причины и следствия, их несоседстве.)

18. Случайность (говорится об относительности случайности). Случайность вписана в необходимость подобно тому, как свобода вписана в несвободу. О псевдосредности случайности.

19. Парадокс итальянских виноградин (О неправомерности обращения умозрения к некоторым псевдосредам).

20. Парадокс субъективного ощущения (О невписываемости ощущения в формальную логику, беспредметности восприятия на тонком уровне).

21. Парадокс логики (противоречия между логикой и сферами человеческой погруженности).

22. Астрофизические парадоксы (фотометрический, гравитационный, экстраполяции скоростей разбегающихся галактик, парадокс Зельдовича, термодинамический парадокс).

23. Мозг и ощущение (парадоксальность, абсурдность перехода от мозга к сознанию, ввиду введения концепций мозга с помощью сознания; три гипотезы о физиологическом "местонахождении" сознания и их опровержение).

24. Вещество и жизнь (различные кульминации биологического, стыковка на микроуровне макроявлений)

Содержание

1. Мететеория-1

2. "Субъект"

2.1. Я-среда

2.2. Экстраполяция иррационального

2.3. Эустраполяция рационального

3. "Объект"

3.1. Объективная реальность

3.2. Праабсолют

3.3. Контуры антиабсолюта

3.4. Расщепленное бытие

3.5. Время

4. "Проинтроект"

5. Метатеория-2

.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"