Поэзия издавна была выражением самого возвышенного и божественного, что есть в людской душе. Присутствует поэзия в колыхании моря, в шуме леса, в звенящей тишине гор, в порывах человеческой любви. Поэтому люди издавна слагали стихи, которые вначале были неотрывны от музыки.
Поэзия - это прежде всего ритм - ритм чувства, ритм действительности, ритм жизни. Издавна считалось, что поэзия существует сама по себе и задача поэта лишь войти в ритм с природой, запечатлеть его и через бумагу, через изложение передать людям. В некоторых системах мироздания поэзии отводилась роль первой реальности, а всё остальное вторично, и люди вкладывали поэзию в молитвы, притчи и заклинания. Первичная поэзия передаётся человеку через особое состояние, которое называется вдохновением или приходом музы.
Но поэзия, помимо прочего, имеет и внешние законы - метрику, рифму, размер строки. И вот некоторые люди вместо того, чтобы улавливать поэзию, чувствовать мир, занялись сочинительством стихов (графоманией). Примерно это выглядит так: берётся мысль и зарифмовывается.
Таких сочинителей развелось очень много, они сочиняли на потребу момента и вскоре заполнили своими "творениями" почти всю печать. Как результат, народ перестал интересоваться стихами - кому интересно читать чужие зарифмованные мысли, которые не отличаются, как правило, ни мощью, ни глубиной (а если и отличались, то утратили их в процессе зарифмовки). Рифмовать ведь не трудно, это чисто техническая сторона, и любой человек без особого труда может научиться рифмовать любую мысль. Не трудно овладеть даже искусством стилизации - подлаживаться под любой стиль - под стиль Блока, Пушкина, Маяковского и т. д. Но всё это к поэзии никакого отношения не имеет.
И вот научившийся рифмовать человек, в радостном возбуждении, возомнив себя поэтом, бежит быстрей печататься, выносить на люди свои недоделки. Беседуя с такими авторами о поэзии, понимаешь, что их интересует не поэзия, а возможность выразить себя через стихи, прославить своё имя. А поэзию они, как правило, не знают, с трудом называют своих любимых поэтов и не могут прочесть наизусть ни одного чужого стихотворения (помимо школьной программы).
Но, с другой стороны, можно ли их винить в этом? Кто сумеет поправить их, натолкнуть на путь высокой поэзии? Обычно эту функцию берёт на себя критика, которая является необходимым компонентом любого образованного общества.
P.S.О теории поэзии мне приходилось писать много. Но обычно эта тема включалась в большие работы, например в "Эссе о живописи", книги "Договорные ценности", немало места уделено теории поэзии. Есть о поэзии ещё в нескольких статьях. Неоднократно приходилось говорить об этом в интервью на радио и в телевизионных передачах. Кстати, в замечательной книге Сергея Курия, "Оседлать Пегаса", есть несколько выдержек из моих работ. Книга вышла в 2012 году в издательстве "Феникс". Заметок теории поэзииу меня накопилось на целую книгу. Но вот отдельных напечатанных статей мало.
Одна посвящена в большой мере описанию вдохновения и напечатана в киевском интеллектуальном журнале "Твоё Время" в 2003 году. Называется она "Пропуск в истинный мир".
Другая напечатана в журнале "Время Z" в 2006 году и называется "Профессионализм и вдохновение" с подзаголовком "как грамотно писать стихи и рисовать картины".
Статья "Поэзия - ритм жизни", самая первая из напечатанных мною работ о поэзии. Она опубликована в Лутугинской районной газете "Трудовая Слава", где я работал корреспондентом. Вот выходные данные районки.
Газета "Трудовая Слава" N1 (4230) от 1 января 1993 года (на самом деле вышла 28 декабря 1992). Подписная цена - 4 копейки, в розницу - 2 рубля.
Забавно, что подписная цена 4 копейки, а в розницу 2 рубля. Эта разница в стоимости показывает какой была инфляция в 1992 году на Украине. То есть цены на газету за год возросли в 50 раз. А на предметы первой необходимости в сотни раз. Причём инфляция в следующем 1993 году была примерно такой же.
Но вернёмся к теории поэзии. Я специально не стал менять в статье напечатанной около 20 лет назад ни слова. Просто сел за компьютер и перепечатал текст из старой газеты. Сейчас об этом я бы написал немного по другому, хотя принцип разделяю. Он берёт свои истоки в древности и подробнее об этом я писал в статье "Пропуск в истинный мир". С другой стороны статья "Поэзия - ритм жизни" в электронном варианте явно незакончена. Это потому, что здесь приведена лишь половина статьи. Она предваряла литературную страничку и дальше было о том, что у нас на Луганщине (Лутугинский район в Луганской области) нет полноценной литературной критики (сейчас её по сути нигде нет), от этого отсутствие литературной жизни и крупных поэтов. Заканчивалась статья разбором напечатанных на этой же страничке стихотворений местных лутугинских поэтов. Начало статьи я тоже убрал. Районная газета по замыслу её руководителей не место для серьёзных теорий. Поэтому я сделал так, что теория оказалась спрятанной внутри статьи. Начиналась статья типично для новогодней районной газеты. "Пушистый снег мягко падает на еловые ветви, иней слегка подрагивает и искрится, сосульки задумчиво преломляют в своей матовой глубине неровный лунный свет. Везде присутствует ощущение чего-то необычного, и кажется будто что-то вот-вот произойдёт...". И ещё один подобный абзац. Набираю его и "прикольно" становится от того, что когда-то по долгу службы приходилось писать такую чушь. Я думал это можно делать только из под палки. С появлением Интернета понял, что миллионы людей пишут нечто подобное вполне добровольно и считают это творчеством. И таких людей большинство. И не только в Сети, в жизни их ещё больше, только многие, слава Богу, не пишут, предпочитают заниматься другими делами. И то, что СМИ, в том числе та районная газета в которой я работал 20 лет назад, потакают массовому вкусу, вполне закономерно. Массовый выкус определяет спрос. Отсюда низкий уровень нашего телерадиовещания, газет и журналов, Интернета.
Но это тема отдельного разговора.
Поместить в Интернет статью 20 летней давности меня вынудило то, что без неё мои теоретические работы о поэзии выглядят неполными. Когда я печатал их, всегда отталкивался от того, что о "ритме жизни" я уже сказал. Всё таки статья моя была напечатана вполне пристойным тиражом 11433 экземпляра. Часть тиража я роздал любителям поэзии из других регионов. Да и в библиотеки газета направлялась. Но понятное дело что с появлением Интернета именно он, а не библиотеки стал первым источником информации. Поэтому статья "Поэзия - ритм жизни" появилась здесь.