Аксёненко Сергей Иванович : другие произведения.

Где грань между искусством и не искусством в модернизме? часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждения о живописи...


Где грань между искусством и не искусством в модернизме?

часть вторая

первую часть см. здесь:

http://samlib.ru/a/aksenenko_s_i/hudoznik_asi.shtml

Художник Аси

  
   Современная живопись (под этим термином, я имею ввиду прежде всего Contemporary Art) не только и не столько живопись, сколько подпись художника и/или комментарий к картине. Вот и получается, что скопление произвольных мазков с подписью известного художника продаётся за миллионы, а превосходно написанные картины безвестных мастеров пылятся никем не востребованные.
   Хотя комментарий, трактовка картины автором и, разумеется, само изображение, во многих направлениях авангарда составляют неразрывное целое и как единый объект воздействуют на воображение зрителя.
   В своей книге "Договорные ценности", в разделе "Эссе о живописи", я использовал известный принцип модернизма - розыгрыш. Книга вышла как ряд эссе в журнале "Время Z" ограниченным тиражом, но широко распространилась в интернете, в том числе и с иллюстрациями.
   Среди иллюстраций настоящих художников разных эпох я ставил и свои, обозначив их как творения некоего художника Аси. Понятно, что я не художник и здесь выступаю как искусствовед. Но с объективной точки зрения, чем три мазка художника Аси под названием "Триединая суть бытия", отличается от, с позволения сказать, картины Марка Ротко под названием "Белый центр", которая не более чем механический набор красок, но стоит миллионы долларов?
   Меня спрашивали - а кто такой художник Аси? Отвечаю - Аси, это аббревиатура - Аксёненко Сергей Иванович. Не художник. Но Мэтт Лэмб, например, не скрывал, что не умеет рисовать, однако его картины при этом охотно покупали и покупают до сих пор. Ещё показательней пример: примитивы и примитивисты. Правда многие из них рисовать умели и лишь притворялись неумехами.
  
   Цель этой работы - просто продемонстрировать методы современной живописи. И ничего больше. Хотя, любой не умеющий рисовать, может обозначить себя как художника-примитива и "творить" под лейблом примитивизм.
  
   То, что написано выше, я с минимальными изменениями перенёс сюда из первой части. По замыслу, начало у обеих частей одинаковое, а всё, что ниже - отличается. Сюда добавлю лишь один отклик на вышеприведённый текст. Касается он Марка Ротко. "Ротко -- новатор, на полотнах Ротко -- живописные цветовые поля и мягкая прозрачность слоёв, плюс масштаб, работа с пространством" - писал один из сетевых художников. Понятно, что человек этот был, как, впрочем, и многие другие, настолько зачарован многомиллионной стоимостью картин Ротко, что он и вправду думает, что там есть какая-то неимоверная художественность. Разумеется, нет в картинах Ротко ничего кроме вложенного туда штатовского пиара. И новации нет никакой. Новаторство есть ещё у Малевича и его коллег. А у Ротко и ему подобных - только грамотная раскрутка. Впрочем, я подробно писал об этом в "Эссе о живописи". Так, что прежде чем заявлять о "живописных цветовых полях" "Чёрного квадрата" Малевича или полотен других абстракционистов, советую прочесть "Эссе о живописи" - его нетрудно найти в интернете.
  
   Ещё следует сказать пару слов о двух терминах. Когда-то яростно спорили о том, как правильно выражаться - "рисовать картины" или "писать картины". Некоторые люди, чувствующие себя посвящёнными, считали ужасной безграмотностью выражение "рисовать картины". В старые годы, действительно было отличие, хотя и тогда можно было сказать "рисовать", используя это слово в расширенном смысле. Отличие было в том, что писали красками, а рисовали углём, мелом, карандашом. Но так как красками не всегда писали напрямую, а часто делали предварительный набросок, то уже тогда о картине можно было сказать, что она нарисована и написана. Сейчас это синонимы для живописи. Возможно скоро станет синонимами и для графики. Хотя пока о графическом рисунке правильнее будет сказать, что он нарисован, а не написан.
  
  

0x01 graphic

Художник Аси (Аксёненко С. И.)

23.09.2014 фото Курия С.И.

КАРТИНЫ

0x01 graphic

Художник Аси. "Парижанка". 2018. Картон, акварель. 16Х26 см.

0x01 graphic

Художник Аси. "Парижанка с собачкой". 2018. Картон, акварель, гуашь. 29,7Х42 см.

0x01 graphic

Наброски Эйфелевой башни, сделанные художником Аси в 2016 на двух листах формата А4.

   Не секрет, что даже абстрактные картины лучше получаются у людей, умеющих рисовать. К умеющим хорошо рисовать я себя не отношу, тем не менее, прежде чем приступить к рисованию авангардистской картины - тренировался. Идея "Парижанки" появилась у меня за много лет до 2016-го. И я с самого начала знал, что она будет авангардной - схематическая женщина, условная линия горизонта и Эйфелева башня, в виде упрощённого телеграфного столба. То есть башню я с самого начала хотел рисовать символически. Но чтобы мой символический рисунок имел глубину, я вначале нарисовал реалистическую башню (на верхнем листе слева). Потом я попытался сделать символическую башню - рядом с первой. А на втором листе - уже пробовал разные типы упрощения.
   Кстати, к первой "Парижанке" мне предлагали нарисовать схематично зелёные волнистости деревьев. Несомненно, это бы улучшило картину, но лишило её бы главного - абстрактного минимализма. Поэтому, я ничего дорисовывать не стал. Кстати, у "Парижанки с собачкой" не получилась именно собачка, хотя вышла миленькой. Я её написал сразу несколькими мазками поверх карандашного наброска. Собачка, неожиданно для меня, вышла очень удачной - реалистичной. Но для этой картины - она слишком реалистична. Должна быть чуть более схематичной. Но собачка мне настолько понравилась, что я ничего переделывать не стал. В ущерб первоначальному замыслу.

0x01 graphic

Сергей Аксёненко под Эйфелевой башней.

Париж. 24.05.1997.

0x01 graphic

Художник Аси. "Крокодил-дил-дил или Полигатор". 2017 (идея 01.07.2009). Бумага, карандаш. 21X29,7 см.

   Понятно, что идея этого рисунка - филологическая. Точнее, здесь изображение неразрывно слито с названием и комментарием. У крокодила много ног - значит он дил-дил. Добавляются два слога к имени, по числу добавленных пар ног. В русском языке это ассоциируется с известной детской песенкой, где есть слова "Носорог, рог, рог идёт, /Крокодил, дил, дил плывёт". Аллигаторы - разновидность крокодилов. Приставка "поли" означает многочисленный. Поэтому "полигатор" - это многоногий аллигатор. Хотя идею нарисовать такую картину я записал 01.07.2009, приснился мне полигатор раньше - под утро 27.06.2009.

0x01 graphic

Художник Аси. "Паукот". 2018 (идея 2007). Бумага, карандаш. 21X29,7 см.

   Понятно, что этот рисунок тоже неотделим от названия и имеет лингвистические истоки. Там, где заканчивается слово "паук", начинается слово "кот". Если сделать общую букву - "к", получится весьма органично. Паукота я придумал в 2007 году, наблюдая за своим котиком Бусиком. И мордочку рисовал с Бусикиной фотографии. Правда, во множественном числе и при склонении слова - не совсем органично. Так как придётся говорить паукОты, а не паукотЫ, паукОту, а не паукотУ.

0x01 graphic

Котик Бусик (1999-2017)

0x01 graphic

Художник Аси. "Чёрная королевская кобра - герб". 2017. Бумага, чёрная шариковая ручка. 29,7X21 см.

О гербе Чёрная королевская кобра

   В 12 лет, в 1979 году в городе Петровское я очень увлекался рыцарями. Из большой консервной банки из-под томатной пасты сделал закрытый шлем. Тогда были такие огромные банки, что помещались на детскую голову. Копьё было из перила от кровати, а позже - из бильярдного кия. На руку надевал дуршлаг. Щитом служила крышка от выварки, позже, у бабушки в селе Круглик, щиты мы делали из половины небольшой бочки, прикрепляя сзади лямки из проволоки. Шпага и рапира в Петровском у меня были настоящие, фехтовальные. Портупею для шпаги сделал из шарфа и расшил искусственными бриллиантами. Был ещё кинжал из кухонного ножа, плюс ещё один, вырезанный и дерева. А в селе Круглик у меня была боевая палица в виде дубинки с набалдашником. А шпаги в Круглике мы делали из металлических прутьев. Весьма опасная вещь для детей, мне раз такой повредили глаз. Рыцарский плащ был из небольшого покрывала, с брошью на перевязи. Вместо кольчуги - имитация, свитер крупной вязки. Из простыни с прорезью для головы мама мне сделала накидку и нашила на неё красный крест - такую не только рыцари, но и мушкетёры носили. Делала она это, кстати, именно для утренника, где я был мушкетёром. Была и мушкетёрская шляпа с перьями. Перья я нашёл летом в зоопарке у клеток страусов и павлинов.
   Тогда же в 1979 году решил посвятить себя в рыцари. Взял коровий рог, привезённый из села от бабушки. Сварил мёд, понарошку считая, что это медовуха. Написал на листе тетрадной бумаги рыцарскую клятву, составленную из цитат, выписанных из книг по истории. Сжёг этот листок, пепел размешал в меду и выпил из рога. Ну и естественно ударил шпагой себя по плечу и произнёс ту же клятву устно.
   Но ко всему этому не хватало герба. А так как я в то время не только рыцарями увлекался, но и зоологией, то решил взять на герб королевскую кобру и назвать его герб Чёрная королевская кобра. Или просто - герб Чёрная кобра, хотя на рисунке кобра отнюдь не чёрная. А себя в той игре называл рыцарем Чёрной кобры. Разумеется, к геральдике моё творение имело малое отношение, но именно тогда меня поразил рассказ о том, что кобры эти, оказывается очень благородные змеи. Никогда не нападают первыми, а перед нападением пять раз предупреждают противника. К тому же змея издавна считалась символом мудрости, да и в медицине её образ использовался. А позже я узнал, что Спаситель, наставляя своих апостолов, говорил: "вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Матф.10:16). Более того - даже Себя Иисус Христос сравнивал со змеем. "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанн. 3:14-15).
   Антураж с мечами и короной, понятно, взят из традиционной геральдики. Пятиконечная звезда на короне, понятно, примета времени - дело происходило в Советском Союзе. Позже добавились и лавровые ветви. А также появились сокращённый и полусокращённый виды моего герба. Они тоже приведены здесь. Они использовались, когда надо было нарисовать герб быстро. Сокращённый - завитушка, перечёркнутая крест-накрест двумя палочками. Завитушка обозначала кобру, палочки - мечи. В полусокращённом было то же самое, но вверху завитушки была точка - символизирующая корону, а снизу - галочка, символизирующая лавр.
   Надо сказать, и о двух завитушках внутри короны. Это попугаи. У меня были в детстве два зелёных попугайчика - Чики и Пики, девочка и мальчик. Через пару лет Чики вылетела, она была крупнее и подвижнее Пики, умела открывать клетку. Я очень горевал и целыми днями искал попугая по городу. Не меньше горевал, оставшийся в клетке Пики. Он очень жалобно звал свою подружку. Ещё через год кто-то забыл закрыть клетку и вылетел уже Пики. Я снова целыми днями со слезами искал его по весеннему городу. Хотя не так долго. Всё-таки не осталось грустной птички в клетке, которая день и ночь напролёт скорбным чириканьем напоминала мне о своей вылетевшей подружке. Именно в тот год, когда вылетел второй попугайчик я и придумывал свой герб. Так эти птички и попали на корону.
   Пять кружков на груди кобры взяты из геральдики. Рассматривая реальные гербы, я видел, что на них порой изображали гербы поменьше, как часть общего герба. Допустим, на гербе области, гербы отдельных городов. У меня же были там изображены пять эскизов. Дело в том, что кобру я придумал не сразу до этого было придумано пять других вариантов герба, которые я отсеял один за другим, как неподходящие. Вот они-то и попали на грудь кобры, чтоб работе даром не пропадать. Я их не помню все пять. Три приблизительно помню - на одном была корона, а под ней сабля; на другом корона перекресленная стрелой; на третьем - лебедь со стрелой. В два другие кружочки я на этом рисунке просто поместил сокращённые знаки кобры, так как не помню, что там было на самом деле. Ведь, несмотря на то, что увлечение играть в рыцари быстро прошло, привычка рисовать герб во все тетрадки и записные книжки осталась. И сохранилась до сих пор с 1979 года. Но за годы, я понятно забыл, что было внутри кружочков, так как подробно герб нарисовал всего один раз - в 1979 году. Именно тогда пять кружочков были заполнены. Потом я перерисовывал герб не так подробно, поэтому никак не могу вспомнить через сорок лет, что было внутри кружочков. А первого изображения герба, я пока не нашёл.
   И в заключение цитата из моей работы "Договорные ценности", напечатанной в журнале "Время Z" в 2009 году. "То же и в геральдике. Если вы поговорите со специалистом в этой области, поймёте, как сложно составить правильный герб, сколько надо учесть мельчайших нюансов, известных лишь посвящённым, но... Но, если бы какой-нибудь кондотьер собрал вокруг себя шайку хороших солдат, нарисовал бы себе "неправильный" герб и завоевал бы пару тройку герцогств или королевств, установил бы свою династию, то герб менять ему бы не пришлось. Наоборот - "геральдистам" пришлось бы менять свою науку, устанавливать новые правила со всеми своими червлеными щитами и белыми орлами, исходя из уже свершившегося факта. Вся геральдика зиждется на системе договорных ценностей, установленных во времена феодализма".

0x01 graphic

С. Аксёненко в селе Круглик 01.08.2006.

В руках та самая дубинка о которой говорится выше.

0x01 graphic

Художник Аси. "Источник влаги". 2016. Картон, гуашь. 42X29,7 см.

0x01 graphic

Художник Аси. "Заводской супрематический пейзаж". 2016. Бумага, тушь. 29,7X21 см.

0x01 graphic

Художник АСИ. "Супрематический футболист. Динамическая композиция". 2016. Бумага, тушь. 29,7X21 см.

   Это намёк на картину Малевича "Живописный реализм футболиста" - если верхний круг представить головой футболиста, то нижний круг - мяч, нижний четырёхугольник - нога. Как бы фото снизу. Можно, наоборот, нижний круг представить головой - выйдет другая картинка.

0x01 graphic

Художник Аси. "Берёзовая роща на Ай-Петри". 2018. Бумага, акварель. 21X29,7 см.

0x01 graphic

13.08.1995. Сергей, Инна и Дима Аксёненко на горе Ай-Петри.

На заднем плане - та самая берёзовая роща.

0x01 graphic

Художник Аси. "Гора Скеля возле села Круглик на Луганщине". 2018. Бумага, акварель. 21X29,7 см.

0x01 graphic

15.08.1999. С.И. Аксёненко в селе Круглик. Вдалеке виднеется гора под названием Скеля. Хотя само слово "скеля" можно перевести с украинского, как "скала", круглянская Скеля, это название горы - имя собственное.

0x01 graphic

Художник Аси. "Три треугольника. Горный пейзаж". (Образец живописи минимализма). 2009. Бумага, шариковая ручка. 21X29,7 см.

   Вот, что было напечатано в "Эссе о живописи" в журнале "Время Z" N1/2009, где была опубликована эта картина.
   "Помню в детстве, в 1970-е, когда было популярно выжигание и вырезание на дереве, у меня на стене висела доска, покрытая чёрным лаком, где белым по чёрному был вырезан олень и за ним горы. Они казались мне тогда очень романтичными, и я мог долго всматриваться в них, созерцая неведомые, загадочные дали. Сколько всего таинственного и прекрасного я мог увидеть там! Но если я нарисую три треугольника, убрав в каждом нижнюю линию, поставлю два в один ряд, а третий, поменьше, чуть повыше, между ними, так, чтобы его линии внизу, едва не касались, граней первых двух и назову это великим произведением, изображающим горный пейзаж, то вы скажете, что так каждый может нарисовать. А вот если бы нечто подобное нарисовал бы Кацусика Хокусай, то сиё творение назвали бы проявлением японского минимализма и большинство зрителей действительно смогли бы увидеть в простых треугольниках загадочные японские дали. Как в простом s-образном завитке можно увидеть изгиб бедра красавицы или улыбку раковины южных морей. Смотря как на это смотреть".
   Картина печаталась не от имени "художника Аси", а под моим настоящим - Сергей Аксёненко.
  
   Это единственная картина (рисунок), которая перекочевала сюда из первой части работы "Где грань между искусством и не искусством в модернизме?". Причина в том, что здесь она открывает раздел "живописи минимализма". Хотя все работы в этом разделе - не живопись, а графика. Но то же самое можно было бы изобразить тонкой кисточкой - была бы живопись. Главное, что изображение достигается минимальными средствами. "Парижанок", открывающих эту работу, тоже можно отнести к живописи минимализма, но там - есть цвет. Здесь его нет. Поэтому "Парижанок", я не включил в раздел "Живопись минимализма". Ниже идёт картина "Натурщица", своеобразное воплощение моего давнего замысла о простом s-образном завитке, в котором можно увидеть изгиб бедра красавицы.

0x01 graphic

Художник Аси. "Натурщица". (Образец живописи минимализма). 2018. Бумага, шариковая ручка. 29,7X21 см.

   Толчком к воплощению на бумаге этого давнего замысла послужила необходимость проиллюстрировать работу "Прекрасная четвёрка", где надо было дать обобщающий женский образ. Причём, если так можно выразится, образ не с духовной, а с физической стороны. Вначале я думал, что это будет лишь изгиб, обозначающий бедро. Но в таком виде - непонятно что эта линия обозначает женское тело. Тогда я добавил лоно, в виде птички - всё равно не понятно. Пытался сделать намёк на грудь - вышло хуже. Грудь, даже нарисованная совсем схематически, в виде тарелочки, или хотя бы обозначенная точкой - лишает картину гармонии. Обозначил растительность - ещё более пожертвовал минимализмом - стало понятней, но не до конца. Окончательно стабилизировал картину, на удивление, пуп. Причём пуп не круглый, а чуть вытянутый. Хотя я думал, что картину стабилизирует грудь. Но нет, только когда нарисовал пуп стало понятно, даже для непосвящённого, что нарисована женщина. Так работает принцип минимализма. Как можно меньше рисованных деталей. Плюс работающее название. Детали добавляешь только в силу крайней необходимости - после добавления той детали, после которой непосвящённый поймёт, что нарисовано - завершай картину. Минимализм не должен, как правило, содержать больше трёх-четырёх неотрывных линий или других объектов - точек, кружков, треугольников. Всё для рисования чего надо оторвать руку. Понятно, что хороший художник, может не отрывая руки нарисовать и реалистичное изображение, поэтому правило о четырёх линиях - вспомогательное, работает наряду с другими. Главное чувство меры и развитый художественный вкус.
   Конечно название картины будет подсказкой для зрителей, важную роль выполняет и автокомментарий под картиной. Без названия её можно не понять. Тут образ неотделим от текста. Кстати, о названии. Над ним я долго помучился. Чего только не перепробовал - "Изгиб бедра", "Изгиб женщины", "Изгиб красавицы", "Изгиб", "Минимализм женщины", "Маргарита", "Саломея", "Танец Саломеи". Последнее мне казалось самым предпочтительным, но для танца нужна динамика, а моя женщина - статична. Наконец, я догадался назвать её "Натурщицей". Получилось вдвойне оригинально. Картины под таким названием подразумевают обилие тела, тело в деталях, тело в мельчайших подробностях, а у меня - минимум; подразумевают рисунок с натуры, а у меня - абстракция.

0x01 graphic

Художник Аси. "Маяк и гладь моря". (Образец живописи минимализма). 2018. Бумага, шариковая ручка. 21X29,7 см.

   Посмотрите внимательно на эту картину, не отрываясь, хоть пол минуты. На неё медитировать можно. То же касается "Трёх треугольников", да и "Натурщицы", если постараться. Первоначально картина называлась "Маяк", но было не совсем понятно, пришлось упомянуть в названии и о глади моря. Если бы над морем изобразить пару чаек в виде фигурных галочек (птичек) - перевёрнутый треугольник без верхней грани - V, то это оживило бы картину. Птицы, например орлы, изображённые теми же галочками, оживили бы и изображённый выше горный пейзаж. Но это была бы лишняя деталь. А значит отход от принципов минимализма.
  
   Кроме трёх приведённых выше образцов, два из которых так или иначе вышли из "Эссе о живописи" 2009 года; я решил не продолжать живопись минимализма. Ведь после того, как сформулированы принципы, это делать легко. Скажем тот же маяк, заменить на треугольник, открытый снизу и картину можно назвать не "Маяк и гладь моря", а "Пирамида в пустыне". А изобразив ломаную линию из прямоугольников, открытых снизу, в виде буквы "П" и чёрточек между ними - можно получить городской пейзаж. Причём, нарисовать одной линией - не отрываясь. Но я пока решил ограничиться тремя классическими:) образцами. Тем более, что один из них печатался в журнальной искусствоведческой статье.
  
   Аксёненко С.И. (художник Аси)
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"