Аннотация: Это эссе о том, сколько бед принес еврейский либерализм миру и самим евреям.Это попытка призваь евреев к ответственному поведению.
Эмиль Айзенштарк
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЕВРЕЯ
Трагическая история еврейского либерализма, сотворённая руками "полезных идиотов".
В контексте кровавых жатв террора.
В семидесятые годы, в эпоху цветущего в СССР социализма (официально его называли развитым) канадские евреи прислали советским соплеменникам подарок - Тору на русском языке. На внутренней стороне обложки этой книги было написано: "Евреям Советского Союза в знак солидарности от евреев Канады". А чуть ниже ещё один текст:
"Я. Господь твой, избрал тебя и заключил Договор с тобой. И потому ты народ избранный. Но не заради гордыни избрал я тебя, а во имя ответственности. Ибо отвечаешь ты за себя, за жену свою, за детей своих, за раба своего и за вола своего. А пуще всего отвечаешь ты перед лицом Господа своего.
Но если ты нарушишь Договор и покинешь город мой, и поклонишься чужим фетишам, то разорвётся моё сердце от боли и гнева, и сделаю отверженным тебя среди народов иных, и будешь ты шнырять в низинах и сеять разложение на нивах.
И от одного врага - тысячи из вас побегут. И побьют ваших жён, детей, мужей, стариков числом большим. И совсем бы истребил бы я тебя, о народ жестоковыйный, да не сделаю этого лишь потому, чтобы не сказали враги:
- Это мы сделали, а не Господь всемогущий.
И опомнишься ты, и вернёшься в город мой. И тогда возвышу тебя и укреплю мышцу руки твоей. И от одного из вас - тысячи врагов побегут.
А теперь иди и пропой эту песню другому, чтобы не сказал он:
- Я не сделал потому, что не знал.
Нет, теперь ты знаешь и, значит, несёшь за это всю ответственность".
Вот, собственно, краткая история нашего народа, прописанная на тысячелетия вперёд. Для религиозного еврея - рукою Всевышнего, для атеиста - равнодействующая законов, генетики, истории, географии, социологии и всего того, что понадобится впредь. Но в любом случае - картина очевидная и достоверная.
А кому не нравится - можете жаловаться. Или недоумевать, как тот классический еврей из анекдота, который, глядя на жирафа, сказал:
- Не может быть, что у него такая длинная шея.
Обернёмся, однако, и в другую сторону - от ветхих древних фолиантов к официальным документам новейшей истории. Здесь, в числе прочих, заметим книгу известного писателя Арнольда Цвейга, родного брата Стефана Цвейга. В своём романе "De Fried kehrt Heim" ("Де-Фрид возвращается домой") автор изобразил Палестину двадцатых годов и в художественную ткань своего повествования включил официальные документы штаба Британского командования в этом регионе.
Вот как выглядит речь английского военного губернатора на приёме в честь новых, только что прибывших из метрополии офицеров:
- В Британском Содружестве Наций, как вы знаете, господа, никогда не заходит солнце. Удержать такую громадную Империю исключительно лишь военными средствами невозможно. Поэтому каждый офицер колониальной службы должен быть не только военным, но ещё и дипломатом, политиком и психологом. Он обязан хорошо разбираться в ментальности тех народов, среди которых протекает его служебная карьера.
В этом смысле мы знаем, что сикхи, например, отважны, негры слабо поддаются европеизации, китайцы - изощрены, арабы - взрывчаты и т.д. Но вот здесь, в Палестине, мы встречаемся ещё и с евреями.
Джентльмены! Во время гражданской войны в России я был одно время прикомандирован к штабам различных антибольшевистских формирований. Я был свидетелем жестоких еврейских погромов. Громилы врывались в еврейские дома и подвалы, где молодые люди, густо присыпанные перхотью, с длинными, заплетёнными в косички пейсами, старательно изучали старые фолианты, древнюю мудрость, записанную квадратными буквами. На их глазах убивали и насиловали их жён, сестёр, матерей. Они же не оказывали никакого сопротивления, они дрожали от страха, они, спасая свою жалкую жизнь, ползали по полу и целовали сапоги насильникам. Джентльмены, это было омерзительное зрелище!
Таким образом я составил своё собственное мнение о евреях и с такими представлениями прибыл на службу в эти края. Между тем, по ходу продолжения русской гражданской войны сюда, в Палестину, начали прибывать большие транспорты с теми самыми евреями.
Но, господа, через месяц после высадки на эту землю они сбривали пейсы, надевали голубые рубашки и брали в руки оружие.
И нет на земле солдат страшнее их!
Речь военного губернатора Палестины - как продолжение и подтверждение Господнего текста. Это с позиции религиозного еврея. А прогрессивный атеист может увидеть здесь колоссальную силу национального гена: взращённый в патологии, как в пробирке, ублюдок и трус, едва только помещённый в свою естественную законную среду становится здесь отважным солдатом.
Сильные гены обеспечили нам выживание в тысячелетиях рассеяния.
Куда подевались иноплемённые наши современники?
Римляне? Как сказал мой приятель поэт Лёня Григорьян:
И те прославленные римлянки,
Кивнув столетиям, ушли.
Древние греки? Туда же.
И нубийцы,
и вавилоняне,
и египтяне.
Карфаген разрушили - исчезли карфагеняне.
Иерусалим разрушили - а евреи остались.
И снова картина очевидная, ясная, достоверная.
Однако же насилие над сильнейшим геном влечёт за собой и сильнейшее, пожалуй, кошмарное уродство.
Командующий ВДВ Израиля в период войны за независимость, отставной генерал, выступая перед еврейской общественностью в Ростове-на-Дону, сообщил, что в немецко-фашистской армии во время Второй Мировой войны сто евреев служили в должностях от полковника до фельдмаршала. Это небезызвестный Паулюс, который командовал Сталинградской группировкой и был взят в плен советскими войсками. За спиной этих (как их назвать?) сожгли шесть миллионов евреев.
- Я приехал только для того, чтобы рассказать вам об этом, - сказал генерал, - и завтра рано утром уезжаю домой в Израиль. А вы учтите свою ответственность, помните, что вы евреи, и ваши дети должны помнить. Обязательно. Для этого только я прилетел.
И мне вспомнилось: вскоре после войны приехал в гости ко мне мой тесть Давид Моисеевич, который далеко в Сибири заведовал кафедрой марксизма-ленинизма.
- А у меня после немцев под кроватью осталась кое-какая литература, - сказал я и показал ему немецкие военные журналы "Зальдатебухи" типа нашего "Огонька".
- Впрочем, - добавил я, - есть ещё и "Майн кампф" ("Моя борьба") Гитлера на русском языке.
Глаза тестя блеснули любопытством:
- А ну, покажи!
Я вынул книгу, обложка которой из предосторожности была обёрнута газетой.
- Вот она, глава "К еврейскому вопросу": "... постараемся вглядеться в действительного еврея-мирянина. Не Еврея Субботы, а Еврея Будней...
... Поищем тайны еврея не в его религии, поищем тайны религии Действительного Еврея...
... Какова основа Еврейства? Своекорыстие. Каков мирской культ Еврея? Торгашество. Кто его мирской Бог? Деньги...
... Вексель - это действительный Бог Еврея...
... Итак, мы обнаруживаем в еврействе проявление общего современного антисоциального элемента, доведённого до нынешней своей ступени историческим развитием, в котором евреи приняли в этом дурном направлении ревностное участие..."
И в заключение:
"...Эмансипация еврея в обществе есть эмансипация общества от еврейства".
- Ты видишь, - сказал старый марксист Давид Моисеевич, - этот мерзавец подвёл теоретическую базу под тотальное физическое уничтожение евреев.
- Какой мерзавец?
- Ну, автор этой бредологии, Адольф Гитлер.
- А это вовсе и не Гитлер.
- То есть как не Гитлер? А кто же ещё?
Я торжественно снял газету с обложки, на которой большими буквами было написано: КАРЛ МАРКС.
А ведь тоже еврей, хоть и крещённый. Впрочем, к выкрестам у нас всегда было соответствующее специфическое отношение. Кстати, и с другой стороны тоже: "Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься". Это русская, как говорится, народная поговорка.
И фамилию для выкрестов придумали универсальную: Крестовоздвижнер.
Мне возразят: а великие выкресты?
Что же, присмотримся.
Генрих Гейне. По звучанию стиха на слух и специфической, очень знакомой нам глубине содержания - это, конечно, еврейский поэт, пишущий на немецком языке. Иной раз и хотел бы отказаться от еврейства, да не может, не получается:
И раввин, и капуцин
Одинаково воняют.
Это у него в программе. А в стихе?
Раввин куда умней и симпатичней капуцина. Ничего не поделаешь: сильный ген ведёт руку поэта, а в ней заключено его пронзительное перо.
И уже совсем очевидное торжество могучего гена в других произведениях этого цикла, одно название которого чего стоит: "Еврейские мелодии".
................................
Да прилипнет в жажде к нёбу
Мой язык, и да отсохнут
Руки, если я забуду
Храм твой, Иерусалим!...
................................
Эта песня - гимн сионский
Иегуды Бен Галеви,
Плач предсмертный над священным
Пеплом Иерусалима.
От высокого торжественного слога Гейне легко и быстро переходит к излюбленной язвительной манере - чисто еврейской не только по содержанию, но и по форме.
ДОННА КЛАРА
В сад, ночной прохлады полный,
Дочь алькальда молча сходит.
В замке шум весёлый пира,
Слышен трубный гул из окон.
"Как наскучили мне танцы,
Лести приторной восторги,
Эти рыцари, что Клару
Пышно сравнивают с солнцем!
Всё померкло, чуть предстал он
В лунном свете предо мною -
Тот, чьей лютне я внимала
В полночь тёмную с балкона.
Как стоял он, горд и строен,
Как смотрел блестящим взором
Благородно бледен ликом,
Светел, как святой Георгий!"
Так мечтала донна Клара,
Опустив глаза безмолвно.
Вдруг очнулась - перед нею
Тот прекрасный незнакомец.
Сладко ей бродить с любимым,
Сладко слушать пылкий шёпот!
Ласков ветер шаловливый,
Точно в сказке, зреют розы.
Точно в сказке, зреют розы,
Дышат пламенем любовным.
"Что с тобой, моя подруга?
Как твои пылают щёки!"
"Комары кусают, милый!
Ночью нет от них покоя,
Комаров я ненавижу,
Как евреев длинноносых".
"Что нам комары, евреи", -
Улыбаясь, рыцарь молвит.
Опадает цвет миндальный,
Будто льётся дождь цветочный.
Будто льётся дождь цветочный,
Ароматом полон воздух.
"Но скажи, моя подруга,
Хочешь быть моей до гроба?"
"Я твоя навеки, милый,
В том клянусь я сыном Божьим,
Претерпевшим от коварства
Кровопийц-евреев злобных".
"Что нам Божий сын, евреи?" -
Улыбаясь, рыцарь молвит.
Дремлют лилии, белея
В волнах света золотого.
В волнах света золотого
Грезят, глядя вверх на звёзды.
Но скажи, моя подруга,
Твой правдив обет пред Богом?"
"Милый, нет во мне обмана,
Как в моём роду высоком
Нет ни крови низких мавров,
Ни еврейской грязной крови".
"Брось ты мавров и евреев", -
Улыбаясь, рыцарь молвит
И уводит дочь алькальда
В сумрак лиственного грота.
Так опутал он подругу
Сетью сладостной, любовной.
Кратки речи, долги ласки,
И сердцам от счастья больно.
Неумолчным страстным гимном
Соловей их клятвам вторит.
Пляшут факельную пляску
Светляки в траве высокой.
Но стихают в гроте звуки,
Дремлет сад, и лишь порою
Слышен мудрых миртов шёпот
Или вздох смущённой розы.
Вдруг из замка загремели
Барабаны и валторны,
И в смятенье донна Клара,
Пробудясь, вскочила с ложа.
"Я должна идти, любимый,
Но теперь открой мне, кто ты?
Назови своё мне имя,
Ты скрывал его так долго!"
И встаёт с улыбкой рыцарь,
И целует пальцы донны,
И целует лоб и губы,
И такое молвит слово:
"Я, синьора, ваш любовник,
А отец мой - муж учёный,
Знаменитый мудрый рабби
Израэль из Сарагоссы".
И, наконец, знаменитое "Завещание" поэта.
Некой Луизе, с которой, вероятно, повздорил, оставляет шесть грязных рубах, сто блох на кровати и сотню тысяч своих проклятий. Веру в Отца, Сына и Святого духа оставляет Императору китайскому и раввину Познанскому, чтобы поровну разделили его дух христианский. Лекарство от похмелья оставляет Германскому парламенту, портрет своей задницы - папской школе, а бутылку слабительного - поэту, который страдает запором творчества. А если наследники откажутся - просит всё передать святой католической церкви, в лоно которой он крестился по молодости лет.
А вот Борис Леонидович Пастернак, принявший православие.
Его стихи напоминают фантастическую архитектуру Иерусалима или живопись Шагала:
И как закопченные груши,
На ветках тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей...
Под ней проталина чернеет,
И ветер криками изрыт
....................................
Повсюду портпледы разложит туман,
И в обе оконницы вставят по месяцу.
Тоска пассажиркой скользнёт по томам
И с книжкою на оттоманке поместится.
....................................
Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу,
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, седеет в углу.
И тополь- король. Я играю с бессонницей.
И ферзь- соловей. Я тянусь к соловью
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
В Союзе Писателей Борис Леонидович десятилетиями сидел на своём стуле молча, не выступал никогда. Вечный молчальник.
Но вот сразу после войны в процессе сталинского восстановления русских традиций состоялась в этом Союзе реабилитация Сергея Есенина, клеймённого ещё расстрелянным Бухариным, да так и застрявшего в чёрном списке.
И выяснилось вдруг, что в этом зале как раз нет ни одного писателя, который бы лично знал покойного поэта. Разных его знакомых - иных расстреляли, другие ушли естественной смертью. И только вот он, Борис Пастернак, единственный, кто составляет исключение: Есенина лично знал, а сам живой. И вот рядом на стуле сидит. Но ведь он молчальник - не выступает никогда.
- Просим, просим! - заревел единодушно зал.
Борис Леонидович отчаянными жестами выказывал несогласие. Но уж тут - коса на камень. Рёв сделался невыносимым, коллеги азартно стремились размочить вечного молчальника. Тогда он вышел на трибуну и сказал короткую речь:
- Последний раз я видел Сергея Есенина незадолго до его смерти. Покойный был пьяный и держался за столб. Увидев меня, он сказал: "Ну что, жидовская морда, ты долго ещё будешь коверкать русский язык?"
Сошёл с трибуны и сел на место. И всё возвратилось на круги своя.
Об этом эпизоде и о многом ещё другом поведал мне мой двоюродный брат Марик Копшицер, известный искусствовед, тщательный архивариус (у него каждое слово выверено) и талантливый писатель. Рассказать бы мне о нём, если жизни хватит, тем более, что в Израиле им интересуются, и даже передача была по радио, ему посвящённая. Пока упомяну лишь в связи с его именем стихи А.К.Толстого:
За тридцать мильёнов Россия
Жидами на откуп взята.
За тридцать серебряных денег
Они же купили Христа.
На полях этой страницы Марик написал: "А вы бы не продавали!"
Идём дальше.
Еврейские скисающие сливки,
Еврейские павлины на накидке...
Из этого душного, затхлого местечкового быта, из этого невыносимого еврейского домика бежал молодой Багрицкий "...в мир, открытый настежь бешенству ветров". И художник изобразил на обложке, как он хлопает дверью, убегая.
Ах, не религиозные, а политические выкресты пошли теперь. Косяками. Что за судьбы готовят они себе и нам?
Багрицкий, между тем, свой талант довёл до крайности: