Центр большого города, Площадь павших героев, Мемориальная Арка.
Тусклый городской туман безвольно парит над лавочками, цепляется за лосиные рога тополей, липнет к строительным лесам, навешанным на стены Арки. Рабочие в оранжевых униформах лазают по доскам, оттирают с памятных стен заржавелые полоски имён. Наклеивают новые ярко-жёлтые плиточки с серебряными красивыми буковками.
Идёт реконструкция.
На вершине арки бронзовый гламурно-кудрявый юноша тычет копьём в чёрного жирного змея. Бледная женщина в рабочей фуфайке, равнодушно кивая треугольным платочком головы, натирает живот юноши серебрянкой.
- Галюха, три ниже, не стесняйся! - кричат с лесов бесшабашные мужские голоса. - Нажимай, он не против!
Женщина, словно засыпая, кивает головой в платочке, и трёт ниже, и нажимает.
- Давай, давай! - подбадривают и смеются голоса. - Хорошо получается!
Вдоль арки мерно шагает высокий человек в длинном монашеском плаще, покрытый капюшоном, и зачем-то стукает по плиткам скелетными костяшками пальцев.
- Не боись, начальник, до праздника не отлетит! - задиристо успокаивают его сверху.
Человек поднимает голову, всматривается. Туман мутной извёсткой затирает фигуры и лица. Стукнув по плитке, человек усмехается и шагает дальше.
Идёт реконструкция.
На одной из лавочек, согнувшись, клонится набок человек в сером пальто. Лысоватый затылок цепляется складкой жира за воротник, руки сильно, но бережно поджимают живот. Опустив лицо к коленам, словно разглядывая носки ботинок, человек морщится и кряхтит. Распрямляется, кряхтит и, откинув голову на затылок, смотрит вверх - туда, где, наверное, над туманом должно быть небо.
Из-под арки, погавкивая и поскуливая, выбегает всклокоченный пёс. За ним гонится парень в оранжевой униформе, хватая сачком воздух, как кашу. Пёс погавкивает и поскуливает, парень пыхтит и топает, и они скрываются в тумане.
Человек на скамье издаёт кряхтящий стон, втирает ладонь в бок, сжимает веки и то ли ему кажется, то ли он, в самом деле, слышит грохочущий топот булыжников. Сморщив рыхлые щёки, шипит, стравливая боль наружу.
Перед ним появляется полицейский - пожилой такой обрюзгший парень в пыльных брюках и мятой куртке. Кулаки он держит в карманах куртки и так, не вынимая кулаков, с поворотом опускается на скамью.
- Здорово, Романыч.
Вероятно, Романычу мучительно не хочется разговаривать, и поэтому он отвечает:
- Здравствуй, Лёша.
- Ну и атмосфера. Живём, как чукчи полярной ночью, без солнца. Не помнишь, какое оно - квадратное или треугольное? Я забыл.
Полицейский бултыхает кулаком в кармане.
- Будешь.
Человек переставляет ноги, словно какой-то мусор мешает ему в ботинках.
- Чётак? Не хочется?
- Сейчас не могу.
- Ага! - со злобной радостью восклицает полицейский. - Никак бунтовщиков ждёшь? Опять нас не поставили в известность. Где теперь людей брать?
- Тише, Лёша, прошу тебя. Никаких бунтовщиков. Встреча у меня, через семь минут.
- Что за встреча?
Романыч передёргивает щёками, заменив этим движением пожатие плеч.
- Шеф велел быть ровно в семь. Встретить человека и выполнять его указания.
- Грешным делом испугался, что опять эти тётки с рынка на митинг придут. Очень неприятная эта работа, разгонять баб, особенно беременных.
Романыч снова поднимает лицо туда, где, возможно, есть небо.
- Уйти на пенсию, - умирающим голосом произносит он. - Жениться на бабёнке станичной, чтоб белая была, добрая. Есть пироги по выходным. И рыбачить на тихой речке. Рано утром, в тумане, в одиночестве.
Лёша не отвечает, потому в тумане приближаются шаги - лёгкие, жесткие, чёткие, точно щелчки кулака по ладони. Прямо к лавочке, словно наведённый по радару, выходит человек. Высокий, стройный, в чёрной пиджачной паре, в правой руке он сжимает плоский алюминиевый кейс. И пиджак, и брюки, и кейс, и даже туфли, кажется, сделаны из одного серебристого материала. Бледная, чистая кожа обтягивает кости лица - лоб, скулы, нос.
- Здравствуйте, меня зовут Казарский, - быстро произносит человек и, кажется, что и горло, и голос у него тоже костяные. - Господин Плотников, Сергей Романович, как вы себя чувствуете?
Романыч кашляет, кряхтит, с усилием кряхтит и, раскачав этим кряхтением тело, искоса поднимается на ноги.
- Здравствуйте. Спасибо, нормально.
- Вы уверены?
- Абсолютно. Пан метрон аристон.
- Не понимаю вас.
- Это древнегреческий. Извините, дурная привычка, со времён учительства. Означает "всё хорошо в меру".
- Что это означает, я понял. Я не понял приложение данной фразы к ситуации. Но это не важно. Так, теперь.
Казарский разворачивает корпус тела к Лёше. Кажется, чтобы разговаривать, он должен стоять прямо напротив собеседника. В светлых алюминиевых глазах угадывается попытка вспомнить. Вероятно, получилось.
- Здравствуйте, Алексей. Как ваши дела? Как жена, поправилась ли дочь?
- Да вроде да.
- Ну что же, очень хорошо. У вас какие-то вопросы?
Романыч знает этот тон, но вмешаться не успевает. Казарский, наклонившись к подбородку Алексея, что-то шепчет, вроде бы беззвучно двигая губами.
Алексей отшатывается, ударив по воздуху вылетевшими из карманов кулаками.
- Виноват, г-господин... - бормочет он.
- Товарищ, - костяным голосом поправляет Казарский. - Запомните - товарищ. Итак, у вас есть вопросы?
- Никак нет.
- Тогда я вас не задерживаю.
- Спасибо.
Алексей пятится в туман, но всё же, искоса и незаметно, успевает сунуть в карман Романычева пальто небольшую книгообразную фляжку.
- Потеря времени, - говорит Казарский, - Самая и ужасная и безобразная вещь в человеческой жизни. Что ж, Анатолий Романович, будем нагонять. Идёмте.
Он разворачивается и быстрыми, щёлкающими шагами, не оглядываясь на Романыча, направляется в туман. Ступает он чётко и равномерно, как будто по размеченным квадратам. Романыч тащится следом, прижимая ладонь к боку пальто. Другая ладонь накрывает фляжку в кармане.
- Осторожнее, собака, и довольно крупная.
Перед ними пробегает, по-лошадиному колтыхая боками, поскуливающий лохматый пёс. Романыч откидывается назад, словно опираясь на стену плечами и затылком.
- Почему боитесь собак?
- Да так, как-то.
- Одна вещь. Нет надобности, что-то скрывать от меня. Это бесполезно и, главное, вредит делу. Договорились?
- Ну, в общем-то, это произошло...
- Я знаю, как это произошло. Идите, прошу вас, осталось всего семнадцать шагов.
Романыч поневоле начинает считать, и действительно, на восемнадцатом шаге из тумана выступает округлый бок лимузина.
Казарский, переломив спину в чёткий треугольник, наклоняется, распахивает дверь, толстую и тяжёлую, как чугунный люк, и вежливо говорит:
- Проходите, прошу вас.
В сумрачном полумраке лимузина мигает, задыхаясь, тусклая жёлтая лампочка. Приторный запах ароматизатора режет глаза, как пластмассовый офисный нож. Окна, словно заваленные глубокой землёй, черны и непроницаемы ни свету, ни взгляду.
На переднем развёрнутом сидении скорее угадывается, чем виднеется, некое тёмное пятно. Казарского хотя бы можно различить по белёсым очертаниям костей лица.
Плавно дёрнувшись, и снова дёрнувшись, лимузин то ли едет, то ли не едет, не поймёшь. Пятно шевелится, и Романыч слышит чёткие, порционные фразы:
- Здравствуйте. Господин Плотников. Давно были на кладбище?
- Это шутка?
Пятно молчит.
- Вы шутите?
Пятно молчит.
И тогда Романыч глухо произносит:
- Не помню.
- Ну, что же, вы, вероятно, действительно, сгодитесь, - одобряя этот ответ, говорит пятно. - Выньте руку из кармана. Что у вас там?
- Ничего.
- Хорошо. Выньте руку из кармана. И слушайте внимательно. Я объясню суть вашей работы. Готовы?
- Готов.
- Хорошо. В Шарьинском районе есть такое сельское поселение. Малоизвестное. Вы там бывали когда-то. Топонимическое название "Красный Кут". Кут - это?
- Холм, - говорит Казарский. - В переводе - холм.
- Значит, в переводе "Красный Холм". Напоминаю, расположено данное поселение - деревня - среди болотистых лесов. Так вот, по нашей информации, в этом районе возникло и действует незаконное вооружённое формирование.
- В самом деле? У нас? Да ладно.
Пятно замирает.
- Что вы сказали?
- Простите, это я так. Нехорошо себя чувствую. Скажите, пожалуйста, что я должен делать.
- Вы поможете нам ликвидировать эту банду.
Романычу, видимо, действительно плохо, и настолько плохо, что он находит силы раздражённо возразить:
- Судя по всему, вам должно быть известно, что я - абсолютно гражданский человек. Всего лишь сотрудник городской администрации, ответственный за разгон митингов и пикетов. Вялый, равнодушный, трусливый.
- Не знаю, продолжать ли, - сомневается пятно в адрес Казарского.
Наверное, Казарский каким-то способом даёт ответ, потому что полумрак продолжает:
- Ну, хорошо. Две вещи, господин Плотников. Первое. Вы у меня не один сегодня. Второе. Я потратил на поездку сюда чрезвычайно много времени - около часа. Этот час объективно дороже многих жизней, взятых от начала до конца. Тем не менее, за вас поручились, и я продолжу.
Пятно снова шевелится и даже, как это ни странно, пощёлкивает чем-то, вроде крышки портсигара.
- Итак. Выезжаете завтра в семь утра, поездом. Казарский зайдёт за вами. Вещей много не берите. Миссия рассчитана на несколько дней. Инструкции получите от него, в поезде, в надлежащий момент. И дополнительно. Первое. Не забудьте отдать кошку соседям. Второе. Вечером, около двадцати одного часа, как вы это обычно делаете, похмелитесь. Но сегодня - в меру, и не из этой фляжки. Купите коньяку.
Романыч перебирает ногами, словно пытаясь оттолкнуться и встать.
- Вам нужен именно я.
- Это так.
- Почему?
- Вы сами поймёте. А может быть, не поймёте. К сожалению, это зависит не только от нас.
- Манящая перспектива.
- И, наконец, последнее. Не надо сейчас вспоминать о шкатулке. Чаще всего вы не вовремя вспоминаете о ней. Договорились?
Романыч, дёрнув ногами, замирает.
- А теперь можете идти. Мы подъехали к месту вашего проживания.
Пятно вжимается в полумрак, крышка портсигара щёлкает в последний раз и наступает плотная, как глухота, тишина.
Лимузин, оказывается, стоит на месте. Казарский толчком отодвигает дверь, Романыч карабкается наружу. За спиной он ощущает слова, скребущие поясницу:
- Сколько времени это займёт?
- Три-четыре дня, - подчёркнутым, особенно костяным голосом отвечает Казарский.
- Вы понимаете степень ответственности.
- Я понимаю степень ответственности. Он нам поможет, - и, вдогонку Романычу:
- Будьте осторожнее, перед вами на асфальте слой воды. Берегите себя.
Но Романычу, вероятно, всё равно. Не вынимая рук из пальто, он равнодушно перебредает лужу и опирается спиной и затылком на холодный и твёрдый, как асфальт, ствол тополя. Туман, точно мошкара, вьётся, липнет и облепляет и щекочет лицо и шею. Трудно сказать, отъехал лимузин или притаился рядом, в нескольких шагах.
"Не надо сейчас вспоминать о шкатулке, - повторяет про себя Романыч. - Этот странный пластмассовый запах прав. Я всегда не вовремя вспоминаю о шкатулке. Не надо сейчас вспоминать о ней".
И вдруг лицо его уродливо искажается, будто схваченное, сжатое и перекрученное беспощадной рукой.
То ли стучит в тумане волна округлых камней, то ли колёса вагонов натяжно бьют по рельсам.
За окном купе, как кариозные зубы, тянутся руины строений - ферм, коровников, элеваторов. У насыпи стоит тощая бурёнка и, задрав голову, глядит на проходящий состав. Очередной приступ тумана забеливает оконное стекло.
Казарский тонкими заострёнными губами откусывает чай с краешка стакана. Романыч, навалившись затылком на угол купе, вроде бы дремлет. Хотя, похоже, он снова тихо размечтался о доброй станичной бабёнке.
Казарский чётко ставит стакан на столик.
- Ну, как вы себя чувствуете?
- Несравненно лучше.
- Пили всё-таки из фляжки.
- Да, я пил из фляжки. Интересно, что с утра до этого момента вы ни слова не произнесли.
- Не о чём было говорить с утра до этого момента. Видите остатки элеватора? Теперь пора. Смотрите внимательно.
Казарский ждёт и Романыч вынужден открыть глаза и наклониться вперёд.
Словно костяшку домино, Казарский выщёлкивает на стол красненький кругляш.
- Скажите мне, что это такое.
Романыч поднимает кругляш двумя пальцами, как жука, и бегло рассматривает.
- Это знак ордена "Красная звезда". В хорошем состоянии. Откуда он у вас? Дорого заплатили?
- Нет, не очень.
- Тем не менее, вы стали жертвой обмана. Это "новодел".
- Прошу уточнить.
- Судя по номеру - обратите внимание - эта вещичка изготовлена ещё до войны, год тридцать девятый, сороковой. Возможно, таким орденом могли наградить за Халхин-Гол или за финскую. А выглядит как новенький - видите, состояние металла, эмаль. Вот здесь только какая-то плесень.
Лизнув подушечку большого пальца, Романыч трёт металл, снова лижет и снова трёт. Внезапно Казарский коротким движением выдёргивает кругляш у него из руки.
- Негигиенично, - говорит он и, откинув столик, встаёт лицом к лицу к окну.
- Вы действительно кое-что понимаете.
И продолжает, глядя в глаза своему отражению:
- По нашим данным, они имеют пособников среди местного населения. В этой деревне, Красный Кут. Их встречают, укрывают, кормят, пытаются оказать медицинскую помощь. Наша задача - выявить пособников, и через них выйти на банду. Отсюда следует проблема: неизбежность контактов с местным населением.
- Я не переводчик.
- Насколько нам известно, вы в своё время занимались организацией поисковых работ. В том числе, и в этом районе. Водили группы школьников и студентов по этим лесам и болотам. Считались одним из лучших специалистов по поиску костей, оружия и других железок.
- Видимо, когда-то так и было.
- Мы с вами будем работать под видом чёрных археологов, копателей. Это позволит нам осуществлять маневр на территории деревни и в прилегающих лесах. Моя задача - общаться с местным населением, задавать вопросы, собирать информацию. Ваша задача - быть рядом со мной, обеспечивать профессиональную составляющую. Никто не должен заподозрить, что мы не те, за кого себя выдаём.
- А если всё-таки заподозрят?
- Целесообразно обойтись малой кровью. Некоторые думают, что лучше вообще без крови.
- Как вы сказали?
Казарский искоса бросает на Романыча колкий треугольный взгляд.
- Ах, да, вы же ещё не в курсе. Вас бывает трудно понять сразу. Это настораживает.
В обратной последовательности он отодвигается от окна, садится, опускает столик. Выбрасывает на него свой кейс. Крышка кейса отскакивает, будто сама по себе. Внутри аккуратно сложены бумаги, бритва, небольшой ноутбук и два новеньких чёрных пистолета.
- Берите. Легкая, надёжная и достаточно мощная модель.
Романыч отваливается обратно в угол.
- Честно говоря, из боевого оружия я стрелял всего однажды. В армии, из "АКМ".
- Из "АК-74". Три двухпатронные очереди по ростовой мишени. Ефрейтор выдал вам холостые фарфоровые патроны. Смешно и обидно.
Казарский берёт один из пистолетов и, словно блокнот, засовывает его во внутренний карман пиджака.
- Итак, вы будете создавать дымовую завесу, напускать туман. Не вздумайте отмалчиваться и, как это... "волынить"? Просторечное слово и вредная мысль.
- Я боюсь. И оставаться с вами боюсь, и уйти от вас боюсь. Зачем вы меня тащите в эту дыру?
Казарский наклоняется к окну и высматривает что-то в замедляющемся тумане.
- Вам же сказали. Вы сами поймёте, может быть. Кстати, как вы относитесь к рыбалке?
- К рыбалке? Ну, так, сяк...
- В рыбалке нет ничего постыдного, - щурится Казарский на своё отражение в стекле. - Чехов однажды обмолвился, что никогда не испытывал такого волнения и такой радости, как во время рыбной ловли.
Неужели он видит что-то там, в известковой мути за окном?
- Кладбище сельхозмашин. Подъезжаем к станции. В здании вокзала нас встретит мой человек. Просто постарайтесь не затеряться в этой мгле. Так, теперь...
Казарский вынимает из кейса тонкий пластмассовый файл и просматривает на свету, как рентгеновский снимок.
- Так, теперь заплатим проводнику и откажемся от покупки сигарет. Я не курю, а вам хватит запасённых пачек. Аккуратнее, пожалуйста. Вы давите бедром на карман, в котором лежит зубная паста.
Дверь нервно отскакивает и в купе бочком пролазит угодливый маленький старичок в измятой униформе.
- Прошу прощения, господа, мы подъезжаем, - разводит он слабыми ручками. - Не изволят ли господа рассчитаться?
- Могу также предложить хорошие сигареты. Ваша станция, видите ли, пустая. Буфета нет, магазина нет, ларька нет.
- Я не курю, а у него есть достаточный запас. Так что, нет, спасибо.
- Виноват, не сразу понял. Ещё раз прошу прощения.
Улыбаясь и кланяясь, как лакей, прислуживающий за столом, старичок пятится и отступает в коридор.
Казарский захлопывает кейс.
- Я готов. А вы?
- А я, кажется, не очень, - отвечает Романыч, потирая бок.
Мелкий, песчаный туман сеется по перрону, то задёргивая, то открывая тёмное, как бы намокшее, станционное здание. У бетонной стены сидит на ведре старуха в чёрном обшарпанном пальто и таких же тряпичных сапогах, и просяще предлагает:
- Семочки, семочки. Двадцать копеек стакан.
- Что-то мне уже нехорошо, - кряхтит Романыч. - Мерзкое какое-то ощущение, словно перед гриппом. Даже, кажется, уши закладывает.
- Это только кажется. По нашим данным, просто нет собак. И птиц. Странно, но кошки остались. Идите за мной.
Шахматными шагами, разгребая туман, Казарский направляется в здание вокзала.
- Осторожнее, штыри, - говорит он, но, только подойдя к дверному проёму вплотную, можно разглядеть штыри, торчащие из косяка.
В бетонной цистерне вокзала холодно, сумрачно и пусто. По шершавому линолеуму серой мышью семенит обрывок газеты. За ним подпрыгивает невесть откуда взявшаяся белая курица, взвизгивая диким альтом:
- А! А!
К ржавым прутьям кассы прилеплен неожиданно свежий плакат: паренёк в форме машиниста, улыбаясь, призывает взмахом руки: "Молодые железнодорожники! Вступайте в спортивный клуб Локомотив!".
Казарский тщательно осматривает пустые стены, проёмы окон и даже пол - хотя, кажется, достаточно ясно, что никакого его человека здесь нет. Затем подходит к плакату и в упор смотрит на него.
- Не переглядишь, - замечает он. - Ладно, идите за мной.
Быстро выйдя в дверной проём, он прямо шагает к обшарпанной тряпичной старухе.
- Здравствуй, старуха. Как твои дела?
- Будешь? - отвечает та и протягивает стопочку семечек, словно предлагая выпить.
- Здесь должен был быть человек. Он ждал меня. Ты его видела?
Старуха зажмуривается, ещё зажмуривается, жмурится сильнее, и внезапно на её скукоженном лице распахиваются ужасающе молодые, весёлые девичьи глаза.
- Ты что же, паренёк, разве ослеп? - насмешливо спрашивает она. - Нет здесь никого.
- Отвечай, старуха.
- Может, ты будешь? - обращается старуха к Романычу.
Казарский перехватывает стопочку и выливает семечки на асфальт.
- Мне нужен ответ.
Старуха, склонив голову, странно подёргивает плечами, будто всхлипывая или усмехаясь.
- Коли вам в Красный Кут надо, вон у шлагбаума машинка стоит. Видишь? Идите, а то скоро уедет.
Старуха произносит "шлаггбаума", и очевидно, что большего от неё не добиться.
Так же очевидно, что никакого шлагбаума нельзя разглядеть в плотной туманной взвеси. Тем не менее, Казарский чётко разворачивается и шагает по своим размеченным квадратам.
- "Шлаггбаум", - говорит он со злобным презрением, - "шлаггбаум". Ну что же, вот и "шлаггбаум".
Они почти спотыкаются о лежащее на земле полосатое бревно. Самосвал - железный горбатый "ЗИЛ" - раздвигает туман широкоплечим кузовом. На крыше кабины, по-татарски округлив ноги, сидит парень и как будто читает с ладони, вытянутой перед лицом.
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет, -
Скажите, что нас так мятет?
Говорят, животные похожи на своих хозяев. А парень, несмотря на чтение стихов, похож на свой самосвал: крутолобая голова, покатые, как кузов, плечи, большой крепкий живот, толстые ноги в кирзачах. Заляпанные солярой штаны и почему-то серый двубортный пиджак.
Парень изворачивается, будто собака за хвостом, упруго садится на корточки и сразу видно, насколько он рыжий. Щекастое лицо, круглый нос, жёлтые глаза - всё заляпано яркими, как божьи коровки, веснушками. Парень улыбается, божьи коровки бегают по скулам и щекам.
Как бы здороваясь, он протягивает руку: в ямке жёлтой мозолистой ладони лежит сколотый кремниевый треугольник.
- Вот этой штуке две тысячи лет. Это наконечник стрелы. Сам нашёл. Здесь недалеко городище, периода позднего неолита. Хотите посмотреть? Необычайно интересно.
Казарский, на секунду споткнувшись в мыслях, отвечает не сразу:
- Так ты, братец, стихами увлекаешься? Археологией?
- Разве стихи девчата, чтобы ими увлекаться? Да и девчат у нас уже не осталось. А археологией да, увлекаюсь.
- Нас вот что интересует. В здании вокзала был человек. Где он?
Рыжая улыбка волной скатывается с лица и пропадает в подбородке, жуки бледнеют и замирают.
- Нет здесь никого, вы же видите.
- Дай подумать... Твоё имя Иван?
- Иван? - смеётся парень. - Ванькой-монголом меня кличут. Иван. Даже странно слышать из чужих уст.
- Вот что, братец, Иван. Так, или иначе, нам нужно попасть в твою деревню. Не будем терять времени, поедем.
Парень, на ходу стягивая пиджак, боком сползает на землю и открывает водительскую дверь.
- Добро пожаловать, - говорит он и зачем-то уточняет у Романыча. - Вы тоже едете?
Романыч, морщась, кивает.
- Ну, воля ваша. Едете, так едете. Как говорится, плавать по морю не запретишь. Прошу, господа, в хату.
- Пусть так, - весело откликается Ванька и ловко, как наездник в седло, запрыгивает на сиденье в кабину.
Самосвал, колтыхаясь кузовом, топает по грунтовке кирзовыми сапогами колёс. Ванька, подпрыгивая на ямах, дёргает баранку, вертит головой, не то что-то напевает, не то что-то бормочет и грызёт семечки, сплевывая осколки в окно. Перед капотом машины, закручиваясь, стелятся песчаные слои тумана.
Несмотря на ямы, колтыхания и подпрыгивания, Казарский сидит, выпрямившись, ни за что не держась.
- Как в деревне? - спрашивает он.
- Как в средневековье, - отвечает Ванька, продолжая бормотать. - Типа в эпоху первого крестового похода. Натуральный обмен, низкий уровень развития производительных сил. Выращиваем скотину, по осени забиваем. Потом в город на рынок. Тем и живём. Мясо сдал, штаны купил, вот и вся политэкономия. Объективная реальность.
Заметно, что Ванька старается говорить культурнее, выкладывает слова, примеряясь, как кирпичи в кривоватый рядок. И этот рядок ему нравится.
Романыча, вероятно, несколько отпустило, ему даже хватает сил слушать Ванькину болтовню.
- Кстати, что там у вас в городе о новом квазаре говорят - ULAS J1120? У меня он в книжечку записан. Я все главные, необходимые факты в книжечку записываю. А этот квазар расширил границы вселенной. Расстояние до него и возраст подтвердились? Извините за любопытство, но астрономия очень сложный предмет.
- Ты откуда Михаил Василича знаешь? - спрашивает Романыч и между этим вопросом и квазаром ULAS J1120 чувствуется какая-то связь.
Ванька настораживается.
- Вы ошибаетесь, - твёрдо говорит он. - Никакого Михаил Василича я не знаю. И не знал никогда.