Первые люди напоминали обезьян. Некоторые до сих пор похожи - Витька, напри-мер. Нарисовал мамонту рога и смеётся, как шимпанзе. Не любит историю.
А мне история нравится. Учебник с картинками, учительница, то есть Вы, молодая и симпатичная. И зовут Вас, как мою бабушку - Наталья Николаевна. А меня зовут Плотвичкин Ваня, и я пишу сочинение.
Сначала первобытные люди жили человеческими шайками. Бродили по параграфу номер 1, занимались охотой и собирательством. На странице 8 поймали рыбу, на 9-й набрали ягод.
На 10-й вышли к опушке леса и видят: саблезубый тигр схватил антилопу. (Это вверху. Внизу - осколки древних горшков. Вот досталось пацану, который эти горшки разбил! По себе знаю).
Люди окружили тигра и начали, как мелкие хищники, визжать и бросаться камня-ми. 'Етишкин пистолет! - подумал тигр. - Это же первобытные охотники и собиратели! Надо быстрее тикать!'. Бросил добычу - и в кусты.
'Етишкин пистолет', - значит, плохо дело. Так моя бабушка говорит. Но, по-моему, это не совсем верно. Крика и камней даже паразит кот Васька не боится. В субботу гостили у бабушки в деревне. Пошли с отцом на речку, наловили карасей. А Васька рыбу спёр и заточил на крыше за трубой. И ни крики, ни камни не помогли.
Предлагаю другой способ охоты. Я взял длинное копьё и забрался на дерево. Внизу рассыпал рис, что мама вчера купила. Вскоре появились голодные антилопы. Я замахнулся копьём... Но тут Ленка, зараза, помешала: 'Пиши, не отвлекайся'. А сама потихоньку в зеркальце смотрится.
Был бы вождём - изгнал бы из племени!
Вот первобытные девчонки не били баклуши. Они тоже охотились - на червяков, гусениц и других мелких грызунов. Собирали корешки, траву, всякую гадость, и ели. Да, тяжёлая была жизнь у древнего человека!
Но потом люди овладели огнём. Развели костёр на странице 11, а на странице 12 шайки превратились в родовые общины.
На этом параграф номер 1 заканчивается. Перехожу к параграфу номер 2. Витька первым из трубочки плюнул. Я только отстреливался, а Вы мне замечание сделали. Это несправедливо.
Древнего человека тоже на каждом шагу подстерегали опасности. Наши предки прошли долгий путь, прежде чем их потомки стали похожи на современных людей, кроме Витьки.
Как Вы говорили, составляю рассказ по рисунку на странице 12 'Охота на мамон-та'.
Один человек замахнулся копьём. Второй тоже. Третий тоже. У четвёртого только макушка видна. Слева скалы, справа скалы, посередине мамонт. Внизу кусты и трава, вверху небо и солнце. Закат красный, значит, будет сильный ветер. Для рыбалки плохо.
Трудно сочинять по картинке. Вот бы самому на мамонта разок поохотиться!
Ох, скоро звонок будет, пора вывод писать. Чтобы такого придумать?
Витька - шимпанзе. Нет, не годится. На переменке дёрнуть Ленку за косу. Тоже не подходит.
Ага, придумал!
Вывод: вот я всё и написал. Сочинению - конец!
КАК УЧИЛИ В ЕГИПЕТСКОЙ ШКОЛЕ
Параграф о Древнем Египте мы учили с отцом. Он сказал маме:
- Первая цивилизация возникла на берегу реки. А ты нас на рыбалку не пускаешь. Послушай, что пишут египтяне: 'Я расскажу тебе о рыбаке. Достаётся ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, он работает на реке вперемежку с крокодилами...'
- С какими ещё крокодилами? - ответила мама. - В нашей Травянке, кроме лягу-шек, крокодилов не водится!
Египетских фараонов обычно звали Хеопсами и Тутмосами, изредка Эхнатонами. Занимались они строительством пирамид и военными походами. Тутмос покорил страну, забыл, как называется, а потом ещё две. В папирусе про него писали: 'Его величество прекрасен. Один сокрушил сотни тысяч воинов. Рычанием своим вселил страх в сердца народов'.
Мама сказала:
- Вот этот ваш папирус точно рыбак сочинял. Врёт и не краснеет, как вы с отцом о своих рыбацких успехах.
Взрослые египтяне возделывали поля и молились богам, а дети ходили в школу. Начинаю рассказ 'Как учили в египетской школе'.
Однажды египетский мальчик опоздал на урок. В классе уже шли занятия. Дети си-дели на полу, а учитель рассказывал, что иироглиф 'головастик' означает миллион. То есть, не иироглиф, еероглиф. Или еироглиф? Короче, буква.
Здесь у меня в тетрадке не иироглиф. Ленка под локоть толкнула, я её тоже толк-нул, а вы у меня дневник забрали.
Вот в египетской школе не было дневников.
Учитель сказал опоздавшему мальчику:
- А, явление Христа народу! Попозже не мог прийти? Снимай штаны!
Пока мальчика наказывали, учитель говорил поучение: 'Слушай ушами своими, говори ртом своим. А не будешь учиться - будут драть тебя, как сидорову козу'.
Мальчик быстро всё понял, подтянул штаны и взялся за ум. Начал хорошо учиться, окончил школу и стал писцом, жрецом или астрономцем. Пояснение: писцы считали кре-стьян, жрецы приносили жертвы, астрономцы смотрели на небо и считали звёзды.
Я бы на месте мальчика подался в инженеры. Изобрёл бы самолёт, паровоз, трак-тор. У египтян, кроме коз и быков, техники не было. Жили бедно, хуже, чем в бабушкиной деревне. Случались восстания.
Об одном из них - речение Ипусера.
Ничего себе: зажиточные работают.
Ничего себе: кто жил на улице, владеет домом.
Ничего себе: кто не имел хлеба, ест мясо.
Ничего себе: бедные дождались справедливости.
Прочитав Ипусера, отец сказал маме:
- Понимаю египтян. Видишь иллюстрацию: 'Земледельцы с мотыгами'. Это мы с Ваней на огороде твоей мамы.
- Ах, вот как! - сказала мама, и кончилось тем, что искусство Египта я учил само-стоятельно.
Больше всего в египетском искусстве мне понравилась голова Нефертити. Имя странное, но женщина красивая. Глаза, как у Ленки. Правда, не все понимают. Балбес Витька своей Нефертити усы подрисовал. А на пирамиде Хеопса додумался написать 'Кефир'.
Беспокоит меня тайна египетских пирамид. Неужели инопланетяне? Отец над этой идеей смеётся. Он вообще сериал 'X-files' называет 'фиговые материалы'. А мне инте-ресно.
Учитель труда, Василь Василич, на уроке высказал гипотезу, будто пирамиды об-ладают чудесными свойствами. Будто привлекают космическую энергию, и мумии в них не портятся.
Решил проверить. Склеил бумажную пирамидку, положил в неё кусочек рыбы и спрятал в кухонном шкафу. На третий день мама нашла.
Будете ставить оценку, прошу учесть, что я, как Галилей, тоже пострадал за науку.
Теперь выводы.
Первое. Тайна египетских пирамид пока не разгадана.
Второе. Василь Василич не прав.
Третье. Так вот как, оказывается, учили в египетской школе!
САЛАМИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
Древнюю Грецию раскопали археологи. Греки оставили нам богатое наследство: теорему Пифагора, ржавые мечи и осколки битой посуды.
Бабушкин дом в деревне тоже древний. В эту субботу решил провести раскопки на огороде. Возле бани выкопал крышку от чайника, два гвоздя и какие-то корешки. Оказа-лось, там были огурцы посажены.
Вернёмся лучше к древним грекам.
В отличие от первобытных людей вымерли они не все. У нас есть сосед, Иван Ива-ныч Петров - он грек. Странно только, что он не ходит в театр. Его предки любили устра-ивать представления.
Греческий театр мало чем отличался от современного. Артисты бегали по сцене, кричали и топали ногами. А потом душили Дездемон или женились на Джульеттах.
Кроме театра, в греческой истории были и серьёзные события. Одно из них - Сала-минское сражение.
Началось с того, что царь Ксеркс потребовал у афинян землю и воду. Жадный был, как бабушкин сосед. Передвинул забор у курятника и говорит, что это его земля. Бабушка осерчала и написала заявление в милицию.
Так начались греко-персидские войны.
Витька, всё-таки, балбес. Я у него спрашиваю:
- Ты за кого болеешь? Я - за греков.
А он усмехнулся и отвечает:
- А я - за футбольный клуб 'Кубань'!
Тогда огромное войско персов вторглось в Грецию. Ржание и голоса воинов наполнили воздух. Однако греки не испугались и быстро отступили к Афинам.
Героическое бегство прикрывали тринадцать спартанцев и их главарь царь Лео-польд. Спартанцы были настоящими воинами: не умели читать и писать, смеялись над поэтами и обедали сообща. Не раздумывая, они вступили в бой со стотысячной армией врагов.
В жестокой битве спартанцы погибли, а на могиле высекли надпись: 'Э, мужик, а ну стой! Не видишь, что ли, мы здесь лежим? Короче, будешь в Спарте - нашим передай привет!'.
Отступившие греки укрылись на острове Саламин (понимаете теперь, почему сра-жение называется Саламинским?). В Афинах остались одни старики - думали, что боги им помогут. Но боги не помогли.
Папа сказал:
- Вот так всегда. Собираясь на рыбалку, молишься о хорошей погоде. А в субботу с утра - дождь.
Греки созвали военный совет. Один Фемистокл (полководец) предложил в Сала-минском сражении победить. Но другой Фемистокл (другой полководец) был против. 'Что вы его слушаете? У него даже дома нет!'.
- Свинья! - ответил первый Фемистокл. - Зато мы будем сражаться за нашу, вашу и их свободу!
Саламинское сражение красочно описал его соучастник Эсхил.
Был громкий вопль: вперёд, сыны Эллады!
Детей спасайте! Женщин, стариков и ещё что-то.
Кажется, храмы.
Навстречу им неслись и персов вопли.
Один греческий корабль
С разгону как ударил медным носом!
И началось великое сражение.
Такое, что не приведи господь.
Стихотворение Эсхила я учил больше часу. Раз двадцать прочитал во весь голос. Соседи даже по батарее начали стучать.
Персы этого не выдержали и обратились в бегство. Ксеркс в ярости разорвал на се-бе одежду, но греков это не остановило. С криками 'Ура!', 'Вперёд!' и 'Даёшь!' они преследовали врага до полного разгрома.
Так греки отстояли свою свободу. А 'Кубань' вчера проиграла 'Зениту' три - ноль.
В чём же причины этой победы? Во-первых, тринадцать спартанцев. Во-вторых, Фемистокл. В-третьих, я у Ленки не списывал. Я наклонился сказать, что сегодня на пол-дник - пирожки с повидлом. А вы мне сделали замечание.
Но я всё равно рад, что греки победили. Думаю, справедливость должна торже-ствовать. И после звонка Ленка об этом узнает!
ДЕРЖАВА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Царь Филипп попал в историю, как отец Александра Македонского. Ещё он был знаменитым полководцем, что вызывало зависть сына.
'Пока я вырасту, - переживал Саша, - отец покорит весь мир. А мне не удастся натворить ничего великого'. Однако вскоре Филиппа убили, Александр сел на трон и стал готовиться к завоеванию мира.
Папа считает, что он сам организовал покушение.
- Знаем мы этих Македонских. Ради власти на всё готовы.
Мама возразила:
- Нельзя обо всех великих думать плохо. Может, он ни при чём.
- Ага, скажи ещё, что Цезарь сам зарезался.
Для покорения мира Александр изобрёл македонскую фалангу. В центре шла пехо-та, а по бокам скакали лошадиные отряды аристократической молодёжи. Такое войско считалось непобедимым.
(Забыл написать. У Александра был конь с именем, похожим на 'Бифидок'. В честь него назвали город.)
(Ещё забыл написать. У бабушкиного соседа тоже есть конь, Серко. В честь него город вряд ли назовут.)
Перед походом на восток Александр посетил Диогена. Философ жил в бочке и по утрам загорал на солнышке. Витька говорит, голым.
Александр подъехал к нему и сказал:
- Здорово, дед. Проси, чего хочешь.
- Не мешай загорать, - ответил Диоген и повернулся к Александру спиной и остальным.
Александр посмотрел на это и говорит: 'Если бы я не был Александром, с удовольствием стал бы Диогеном!'.
И отправился завоёвывать Персидское царство.
Битва между Александром и персидским царём Дарием произошла у селения, название трудно запомнить. Помню, начинается на 'Гав'. Войско Дария состояло из сло-нов, боевых колесниц и трёхсот жён. Видя такую силищу, македонские полководцы при-уныли.
- Может, нападём ночью? - предложили они.
- Я хоть и царь, но не вор! - гордо ответил Александр.
Сначала в атаку побежали персидские колесницы. Фаланга расступилась, Алек-сандр выхватил шашку, гикнул и поскакал на врага, как орёл. Это эпизод изображён на картинке 'Битва при Гав...'.
Мы видим, что у А.Македонского были выпученные глаза, большой нос и вообще героический вид. Дарий, наоборот, надел шапку, хотя было лето. Он увидел, как скачет Александр, испугался и обратился в бегство. А за ним - и всё его войско. Блестящая побе-да!
Только Витьке не верьте, будто я в Ленку влюблён. Подумаешь, поднял девочке карандаш с пола. Что теперь, сразу в ЗАГС идти? Да и жениться мне рано, я ещё в армии не служил.
После этой победы Александр быстро покорил мир. Однако папа считает, что как правитель он не состоялся. Провозгласил себя богом, по глупости сжёг Персеполь и рас-сорился с аристотелями (так в Греции называли учителей).
Один аристотель ему сказал:
- Саша, брось дурить. Будешь вести себя, как Македонский - закончишь, как Наполеон.
Александр разъярился и приказал бросить аристотеля в клетку со львами. Но львы учителя есть не стали. Через два параграфа он ещё жив и спорит с Платоном.
Александру повезло меньше. В зените славы он неожиданно умер, а его держава распалась. Отсюда вывод: бесполезно завоёвывать мир и бросать учителей на съедение. Толку не будет.
Сегодня вообще день тяжёлый. Ленка заболела, с урока вы её отпустили, а одному скучно, как Диогену в бочке. Только и остаётся, что по Витьке из трубочки плевать.
Сейчас припрячу дневник, да и займусь этим делом!
ЛЕГЕНДА ОБ ОСНОВАНИИ РИМА
Одним итальянским городом правил злой царь. И вдруг его племянница родила двойню (из мальчиков). Царь испугался, что мальчики, повзрослев, спихнут его с престо-ла, и велел детей утопить.
Верный слуга уложил двойню в корзинку и отнёс на реку Тибр. Но река, как назло, разлилась и вынесла корзинку на сухое место. И вот теперь я пишу сочинение об основа-нии Рима.
На берегу мальчиков нашла волчица и выкормила своим парным молоком. А потом их подобрал пастух, и так дети остались живы и здоровы.
Лена, кстати, тоже пошла на поправку. Встретил её вечером во дворе. Говорит, по мороженому соскучилась. Сбегал в киоск, принёс вишнёвое эскимо. Улыбнулась и сказа-ла 'спасибо'.
Между тем мальчики выросли. Одного из них назвали Ремом, а другого Ромулом. Или нет, наоборот: одного Ромулом, а другого Ремом. Однажды они играли с соседскими ребятами. С Ремом всё было нормально, Ромул же повёл себя, как царь: командовал и дрался.
Родители соседских ребят нажаловались на Ромула царю (у которого племянница). 'Ага, - подумал царь, - здесь чувствуется благородная кровь. Да ведь это те самые ребя-та!'.
Так Ромул и Рем узнали правду.
В отместку они устроили революцию: свергли с престола старого царя и назначили нового. И задумались, что делать дальше.