Далай-лама : другие произведения.

Корни насилия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава 8 из книги "The Art of Happiness in a Troubled World" by His Holiness the Dalai Lama and Howard C. Cutler, MD


Наши эмоции и искажение реальности

Поскольку войны начинаются в умах людей, то именно в умах людей должны мы возвести бастионы мира. - Из преамбулы Устава ЮНЕСКО

  
   - Ваше Святейшество, при обсуждении причин насилия мы увидели, что среди них есть множество факторов и обстоятельств на различных уровнях. Вы упомянули, например, такие обширные причины, как влияние социальной среды, которое может сделать общество более склонным к насильственным действиям. Или же, если взять следующий уровень, вы упомянули такие факторы, как обстоятельства ситуации, либо влияние конкретной общины или семьи. Такого рода причины можно в общем считать внешними факторами. Но вы начали с того, что корни насилия ведут к человеческому разуму, к нашим деструктивным эмоциям, и искажениям мышления.
   - Это так, - подтвердил Далай-лама.
   - Так что теперь я хотел бы остановиться на некоторых внутренних факторах: эмоциях и характерных способах мышления, которые могут играть здесь роль.
   - Да. Хорошо. Пожалуй, один из важнейших моментов, который стоит осознать, - это то, что у корней большинства человеческих конфликтов и насилия находятся определённые деструктивные состояния разума. Например, когда вы находитесь под влиянием таких негативных эмоций, как гнев, ненависть, страх, крайняя привязанность, и жадность, то это обычно делает вас открытым для мысленных проекций и искажений мышления, которые затемняют для вас истинное понимание реальной ситуации, что может привести к ещё большему конфликту.
   - Касательно этих негативных эмоций, конечно, я понимаю, насколько важно исследовать их, чтобы добраться до корней насилия, - согласился я. - В конце концов, эмоции вроде гнева и ненависти лежат в самом сердце насилия, а эмоции вроде страха неразрывно связаны с такими проблемами - по сути, в сегодняшнем нестабильном мире страх не только стал всепроникающим состоянием ума в результате таких вещей, как угроза терроризма, но также он стал фактором, порождающим насилие. Ведь агрессия - один из способов, которым люди реагируют на страх.
   Но что касается вашего предположения, что мы не видим реальность чётко в конфликтных ситуациях, то я не вполне уверен насчёт этого, - сказал я. - Ведь в каком-то смысле, если взглянуть на конфликтные ситуации, то можно увидеть, что одна или обе стороны смотрят на реальность. То есть "реальность", по существу, - то же самое, что и объективные факты. А ведь бывают конфликты, где стороны смотрят на произошедшее объективно, и действуют соответственно. Например, террорист-смертник умышленно взрывает себя, убивая детей и школьников. Или же, на личном уровне, кого-то, быть может, обидели и избили, либо ограбили и надули - что бы там ни было. Жертвы, наверное, будут отвечать яростью и насилием, но в то же время они будут смотреть на вполне реальные, объективные факты: что сделал другой человек, скольких он убил и так далее - я не думаю, что здесь обязательно есть искажение реальности происходящего. Другими словами, иногда реалии ситуации таковы, что это просто ужасная ситуация. И это реальность.
   - Ну, Говард, такие ситуации порой могут быть очень запутанными, поэтому, если мы их обсуждаем, то было бы лучше рассмотреть каждую ситуацию на индивидуальной основе. Вообще-то то, о чём ты говоришь, может быть правдой. Но в твоём примере, хотя человек и смотрит на объективные факты, всё же он, возможно, видит лишь некоторые факты, лишь часть полной картины. Хотя свидетельства, которые он видит, могут быть верными и точными, учёт лишь некоторых фактов и игнорирование других представляет собой своего рода искажение полной реальности. В каждой ситуации есть множество уровней, много аспектов, много причин и обстоятельств, связанных с конкретным происшествием - и чтобы увидеть истинную реальность, необходимо принять во внимание все ключевые факторы.
   - Это так, - признал я.
   - Итак, - продолжил он, - если близко изучить конфликтные ситуации, связанные с насилием, то полагаю, что мы обнаружим, что люди зачастую не видят проблему реалистично. Происходит своего рода сужение видения, как если бы мы видели проблему сквозь определённый мыслительный фильтр. И ещё представляется верным, что сильные эмоции ведут к нереалистичному мышлению. На самом деле, все мучительные или деструктивные эмоции могут стать препятствиями для того, чтобы ясно видеть реальность.
   - Связь между искажениями мышления и деструктивными эмоциями в каком-то смысле напоминает мне о когнитивной психологии, которая основана на этой идее, - заметил я. - Например, хорошо известно, что определённые искажённые или нелогичные способы мышления могут привести к депрессии. Поэтому мне просто интересно - вы упомянули, что деструктивные эмоции могут привести к искажениям мышления, но не кажется ли вам, что это работает и в другую сторону? Иными словами, не думаете ли вы, что искажения или заблуждения в мышлении могут вести к расстройствам эмоций - и могут вызывать или способствовать вызову гнева, ненависти, страха, жадности, и так далее?
   - О, да. Это работает в обоих направлениях, - ответил он. - По сути, ненависть и все мучительные эмоции основаны на искажениях реальности; они являются состояниями ума, которые возникают на основе неверного восприятия реалий ситуации...
   - Например?
   - Например... У меня был личный опыт наблюдения того, как это происходит. В семидесятые годы я посетил Советский Союз и я заметил, что даже обычные люди были искренне убеждены, будто Запад так сильно их ненавидит, что готов напасть на них в любую минуту! Поскольку я перед тем уже посетил страны Западной Европы, я знал, что это была неправда - это было полное искажение реальности. Но восприятие Запада как реальной угрозы делало его закономерным объектом ненависти.
   Из-за одной вещи в примере мне показалось, что он бьёт мимо цели.
   - Я не уверен, Ваше Святейшество, но мне кажется, что в вашем примере страх и ненависть возникали из-за фактической ошибки - из-за ошибочного мнения о мотивах и намерениях Запада. Но ведь мы говорим о деструктивных эмоциях и искажениях мышления как о причинах насилия. И почему-то мне кажется, что проблема лежит глубже, чем простые ошибки в фактах, что мучительные эмоции и искажения мышления являются причинами насилия на гораздо более широком и более фундаментальном человеческом уровне...
   Кивая в согласие, он медленно сказал:
   - Да, это правда.
   Затем Далай-лама продолжил объяснять логично и подробно.
   - К примеру, одна вещь, которая отличает человеческие существа от других животных - это то, что у нас есть этот замечательный человеческий разум. Этот разум может быть использован замечательными, конструктивными способами. Но в других случаях он может привести нас к беде. Так, например, по сравнению с другими животными, мы, люди, имеем гораздо большую способность планировать на будущее. У нас также высоко развита память - способность думать о далёком прошлом. Итак, во многих конфликтных ситуациях можно увидеть людей, которые действуют на основе событий, произошедших в прошлом, иногда даже много веков назад. Они не желают взглянуть на реалии текущей ситуации, сильно прикипев душой к условиям, которых уже давно нет. Это представляет собой своего рода искажение мышления, сужение восприятия...
   - Каким образом деструктивные эмоции относятся к такого рода искажениям мышления? - спросил я.
   - Например, ненависть - самое мощное топливо для таких ситуаций. Гнев является частью чувства ненависти, но у ненависти как будто есть и другой компонент - он провоцирует привязку к прошлому событию, которое представляется несправедливым. Это вызывает недовольство и стремление как-нибудь отомстить. И поэтому я иногда говорю, что ненависть не даёт двигаться дальше - она приковывает нас к прошлому. В самом деле, ключевая предпосылка, на которой зиждется концепция примирения - это способность не отвечать сильным гневом на события, которые уже миновали.
   Пока говорил Далай-лама, я не мог не задуматься о практически безграничной способности людей держаться за прошлые обиды. Казалось, ей нет предела. Позже, по возвращении из Дхарамсалы, я стал замечать, например, что, совершая злодеяния в двадцать первом веке, исламские экстремисты постоянно апеллируют к событиям, произошедшим много веков назад, в качестве части своих оправданий для убийств невинных граждан в наши дни. Хотя раньше я не слишком обращал на это внимание, я стал замечать, что обычной практикой среди исламских террористических групп и боевиков является ссылка на крестовые походы, чтобы разжечь ненависть и насилие, и применение выражения "крестоносцы" по отношению ко всем западным нациям, равно как и ко всем христианам...
   В самом деле, многие исламские лидеры стали очень искусно взывать к прошлому для достижения своих собственных целей. Например, Слободан Милошевич, сербский лидер, которого позже обвинили в преступлении против человечности и геноциде, отметил своё появление в качестве мощной политической силы, совершив акт, который наверняка вызвал бы эмоциональный отклик и разжёг бы ненависть среди сербов. Он сознательно поехал в Косово, чтобы выступить с воодушевляющей речью на Косовом поле - месте, в сражении на котором в 1389 году сербов разбила армия турков Османской империи. Играя на глубоко укоренившихся сербских страхах поражения и покорения, он смог укрепить свою власть, а затем толкнуть людей на совершение поступков, которые они иначе отказались бы совершать.
   Далай-лама указывает, что исторические вопросы порой играют важную роль в крупномасштабных вооружённых конфликтах. Эти вопросы провоцируют деструктивные эмоции, такие как ненависть и страх, и тогда одна или обе стороны начинают действовать в настоящем, основываясь на прошлых обидах или ранах, действовать на основе прошлых угроз их существованию - условий, которые теперь существуют лишь в воображении воюющих сторон. Так как деструктивные эмоции, такие как ненависть и страх, укореняются в обществе, проникая в коллективную психику, суждение становится испорченным, делая население более склонным к решениям, основанным на искажённом мышлении, преувеличении, и лжи - и более восприимчивым к манипуляциям лидеров или государственной пропаганде.
   Позже в этой главе мы рассмотрим, как деструктивные эмоции не только порождают изменения в нашем образе мышления, но также вызывают характерные изменения в наших телах. Исследователи недавно открыли, как гормоны, такие как эпинефрин (адреналин), которые вырабатываются при чувстве страха, могут сделать сохранённые воспоминания намного более яркими, более сильными, и более прочными, чем неэмоциональные воспоминания. Конечно, это имеет смысл, потому что страх призван предупреждать нас об опасностях или угрозах, и он приспособлен сохранять сильные воспоминания вещей, которые угрожают нашему существованию. Но когда широчайшие страхи, вызванные войной, терроризмом, зверствами, и даже геноцидом, запоминаются в коллективной памяти всего населения, они также становятся сильнее и крепче. Вот почему лидерам так просто манипулировать народом с помощью апелляций к этой исторической памяти, почему Усама бен Ладен постоянно ссылается на "крестоносцев", и почему Слободан Милошевич поехал на место битвы на Косовом поле, чтобы разжечь национальные страхи и ненависть.
   Так, используя риторику для раздувания страха, основанного на исторических событиях, лидеры могут толкнуть людей на тропу войны, на терроризм, на геноцид - нет зла, недопустимого для тех, кого влечёт пьянящий коктейль из страха, ненависти, и предрассудков. Такое насилие может даже стать частью бесконечного цикла, передающегося от поколения к поколению, когда страх порождает агрессию и насилие, а насилие порождает ещё больше страха, который в свою очередь порождает больше насилия.
   Признавая, что, в конечном счёте, единственный способ предотвратить такое насилие - искоренить его в источнике, мы продолжили наше исследование, призванное отследить появление насилия к его источникам в человеческом разуме - к деструктивным эмоциям и искажениям мышления.
   - Вы знаете, Ваше Святейшество, при обсуждении корней насилия на внутреннем уровне, легко заметить, как негативные эмоции могут привести к насилию - не только такие эмоции, как гнев, ненависть, и страх, но также эмоции вроде зависти и жадности часто стоят за актами насилия. Но также как есть множество эмоций, которые могут породить насилие, есть и различные пути, какими наше мышление может исказиться, различные способы, какими наше восприятие может сузиться. Например, вы только что упомянули один способ - склонность узко сосредотачиваться на прошлом, так что мы теряем из виду текущие реалии и будущее. Мне интересно, можете ли вы назвать некоторые другие пути, которыми наше мышление или восприятие могут стать искажёнными.
   - Да, - ответил он. - Вот это очень важно. Сужение восприятия, например, может быть связано с неспособностью увидеть ситуацию в более широком контексте, и с неумением освоить долгосрочную перспективу. Это может ограничить нашу способность найти наиболее подходящее решение проблемы. Конечно, мы уже раньше обсуждали склонность видеть вещи в абсолютных терминах, таких как чёрное и белое, которая является обычной для Запада. Эта склонность часто ведёт к негибкой точке зрения, и неспособности увидеть любые возможные компромиссы. Здесь также может быть недостаток желания искать общие интересы в ситуации, когда мы пытаемся разрешить конфликты посредством диалога.
   Становясь всё более оживлённым, пока мы обсуждали различные виды искажённого мышления, он объяснил:
   - Я думаю, один из наиболее опасных проявлений подобного рода узости перспективы - наша склонность к чрезмерному упрощению и обобщению, которая особенно присуща нам в тяжёлые времена. Я помню, как на одной пресс-конференции меня спросили, воспринял ли я террористические акты 11 сентября 2001 года как признак фундаментального столкновения двух цивилизаций. Тогда я спросил: "О каких двух цивилизациях вы говорите?". Он сказал, что одна из них - западная христианская цивилизация, а вторая - исламская цивилизация. Тогда я немедленно сказал ему: "Абсолютно нет!", и что я воспринимаю событие вовсе не так. Для меня бен Ладен - отдельный человек. Да, он араб, и он мусульманин, но в то же время он не может олицетворять всю исламскую цивилизацию. По мне то, что случилось в сентябре 2001 года, было в значительной степени последствием действий конкретного человека и его группы, последствием их мотивации, обиды и ненависти. Так что это не столкновение цивилизаций!
   Как всегда, ясность ума Далай-ламы и его рассуждения были безупречны. Но я думал о том, что, к сожалению, всегда найдутся несогласные: "В войне цивилизаций" - сказал Усама бен Ладен, - "наша цель - объединить наш народ перед лицом христианского крестового похода... Это продолжение войны".
   Далай-лама продолжил.
   - Я думаю, что то "столкновение цивилизаций" - очень опасное выражение. Если мы начнём видеть конфликты в свете столкновения цивилизаций, то мы поверим, что цивилизации по своей природе находятся в конфликте между собой, и тогда мы начнём вести себя в соответствии с этими взглядами, что ещё больше затруднит отождествление себя с другими группами.
   Вздохнув, он продолжил.
   - Но кажется, что людям присуща склонность к обобщению и чрезмерному упрощению. И я полагаю, что один из ключевых элементов чрезмерного упрощения, как я упоминал, - искажение реальности. В этом случае искажение в основном влечёт своего рода преувеличение - преувеличение характера и масштаба определённого события, например, но также и опасную склонность преувеличивать наши отличия, в противовес тому, что связывает нас вместе.
   На самом деле, подобного рода вещи встречаются повсюду. Здесь в Индии, например, вы могли заметить вспышки насилия в общинах. Но вместо того, чтобы сконцентрироваться на разрешении данной конкретной ситуации, и заняться конкретными лицами, ответственными за акты насилия, некоторые индуистские лидеры могут воззвать: "Посмотрите, вот что мусульмане делают с нами, индусами!". Или некоторые исламские лидеры могут схожим образом воскликнуть: "Посмотрите, что индусы делают с нами!" И в тот момент, когда они таким образом чрезмерно обобщают и преувеличивают, это пробуждает всевозможные отклики, создавая беспорядки в общинах. Я знаю, что это очень плохо, это абсолютно неверно. Вообще-то это своего рода манипуляция.
   Внезапно он тихо засмеялся.
   - Ты знаешь, раз речь зашла о нашей склонности преувеличивать, это напомнило мне об одном случае. Я вспомнил, как однажды пожилая женщина из западного Тибета пришла увидеть меня и она рассказала мне о том, как её преследовали китайцы. Конечно то, о чем она мне рассказывала, было очень серьёзным и прискорбным делом. Но пока она рассказывала свою историю, её тон и манера становились всё более преувеличенными, пока в конце истории она не воскликнула: "И нас всех посадили, и мы все умерли!". Далай-лама рассмеялся. Я имею в виду - вот она стояла прямо передо мной, и в этом очень преувеличенном тоне рассказывала, как она умерла!
   Его смех затих, когда он сказал:
   - А если серьёзно, я думаю, что на самом деле есть ещё одно основание, почему эта склонность к чрезмерному упрощению и обобщению может быть очень опасной. Иногда можно видеть, как лидеры, будь они политические или религиозные, любят использовать определённые упрощённые ярлыки вроде "эти люди - зло" или "те люди - зло", чтобы расшевелить народ. Здесь может быть даже своего рода преднамеренная манипуляция. Полагаю, что эта склонность видеть вещи чёрными или белыми, полностью хорошими или насквозь плохими, действительно может принести так много проблем.
   - Проблем, таких как?..
   - Если вы видите человека по сути злым, если считаете зло постоянной и неизменной частью его натуры, то у вас будет серьёзная склонность видеть единственное решение в избавлении от этого человека. В буддизме, где мы признаём причину и следствие, и понимаем, что есть определённые причины и обстоятельства, которые заставили человека действовать негативным или разрушительным образом, и таким образом признаём, что это может быть временным явлением, это открывает возможности для изменения.
   Он продолжил.
   - Поэтому, по существу, если мы рассматриваем опасности такого рода клеймления людей "злыми", я вижу две серьёзные опасности. Во-первых, когда вы считаете кого-то по сути злым, и объясняете его поведение на этой основе, это мешает нам взглянуть глубже в истинные корни и причины такого поведения. Это может даже привести к сознательному уходу от настоящей проблемы. Когда так происходит, к сожалению мы обычно не способны узнать, как эффективно предотвратить подобные проступки в будущем. Вот цена. Например, обвиняя Гитлера в том, что он был злой силой, стоявшей за всеми злодеяниями, совершёнными во Второй мировой войне, мы будем склонны не искать других причин, так что мы можем не обратить внимания на роль немецкого народа, а также политические и культурные условия общества в период нацизма.
   Вторая серьёзная опасность в том, - продолжил Далай-лама, - что когда ярлык "зло" прикрепляется к человеку или группе людей, он автоматически как бы демонизирует, очерняет этого человека или группу. Если такого рода восприятие укореняется, происходит процесс расчеловечивания. Их видят как недолюдей. А если мы больше не видим субъекта как человеческое существо, как кого-то, похожего на нас, тогда у нас нет больше ничего общего, нет точек соприкосновения. Мы видим его как недочеловека. А без точек соприкосновения нет основы для сочувствия. В конечном результате это открывает путь для оправдания любой несправедливости по отношению к нему, любого устрашения, любого зверства, даже геноцида.
   Покачав головой, он вздохнул, и добавил мягко:
   - Ты знаешь, Говард, если говорить о мучительных эмоциях и искажениях мышления, которые сопровождают их, то они могут стать источником не только насилия, но и множества проблем. Мы считаем, что эти искажения мышления, этот суживающий эффект на нашем мышлении или восприятии, могут проявляться всевозможными способами, чтобы вызывать страдания и подрывать основы нашего счастья.
   - Хорошо, Ваше Святейшество, раз мы как будто распознали проблему, установили деструктивные эмоции и искажённые, суженные способы мышления в качестве корневой причины насилия, мы можем завтра начать беседу о методах лечения, о способах справиться с негативными эмоциями и преодолеть суженный образ мышления.
   - Очень хорошо, - сказал Далай-лама с тёплой, открытой улыбкой. - Тогда до завтра.
   Как оказалось, хотя в ту неделю мы и успели разобрать одну критически важную эмоцию - страх - до самой сути, пройдёт немало времени, прежде чем мы вернёмся к обсуждению путей преодоления негативных эмоций и искажённых, суженных способов мышления, которые одновременно могут выступать как причина и как следствие негативных эмоций.
  

***

   Далай-лама указывает, что корни насилия в конечном счёте ведут к нашим деструктивным эмоциям и их способности искажать наше восприятие реальности. Чтобы лучше понять роль негативных эмоций и искажений в мышлении как основной причины насилия, будет полезно кратко рассмотреть, что такое эмоции, почему они у нас есть, и как они связаны с искажениями мышления. Во-первых, хотя мы и считаем некоторые эмоции негативными или деструктивными, важно помнить, что в процессе эволюции каждая человеческая эмоция развивалась с конструктивной целью - с точки зрения эволюции, все эмоции предназначены помочь нам выжить и оставить потомство. Эмоции возникли, чтобы подготовить нас очень быстро реагировать на жизненно важные события. Слово "эмоция" происходит от латинского слова, выражающего идею "движения", и в общем-то все эмоции - это крайне действенный механизм, призванный обратить наше внимание на ситуацию и подвигнуть нас в направлении, необходимом для нашего благополучия и выживания. "Деструктивные" эмоции в целом были предназначены помочь нам немедленно среагировать на опасные для жизни ситуации - реагировать так, чтобы повысить наши шансы выжить. Они говорят нам, что что-то "плохое" уже произошло или вот-вот произойдёт, и подсказывают некоторый образ действия. На самом деле, они крайне рекомендуют определённый образ действий. Конечно, у эмоций есть и другие полезные роли - особенно в общении, где они помогают сообщать другим наше внутреннее состояние через характерные выражения лица или жесты. В последние годы появилось несколько новых теорий также насчёт назначения позитивных эмоций - их мы рассмотрим позже.
   Как мы уже говорили ранее, основа анатомии мозга эволюционировала в эпоху плейстоцена, - это период, когда наша окружающая среда была намного более враждебна к нам, чем сейчас. Основные негативные эмоции - страх, отвращение, гнев, печаль - развились как весьма эффективное решение в борьбе с постоянными проблемами, с которыми сталкивались наши дальние предки. Каждая из этих эмоций имеет свою собственную приспособительную функцию. Например, страх помогает нам отвечать на угрозы или опасность; отвращение, с его главным побуждением оттолкнуть, исторгнуть, было предназначено помочь нам избежать заражения или отвергнуть потенциально ядовитую пищу; гнев, конечно, помогал подготовиться к драке или атаке, но также мог служить сигналом предупреждения, когда что-то препятствует нам; а печаль, вероятно, побуждала нас взять необходимый тайм-аут, чтобы перегруппироваться после поражения, быть осторожным, беречь наши силы, и, без сомнения, она также взывала к помощи других людей. Таким образом, любая эмоция имеет свое собственное назначение или цель, так что каждая связана с характерными для неё ощущениями, мышлением, и поведением, которые построены специально, чтобы помочь нам добиться этих целей.
   Поскольку большинство этих негативных эмоций были предназначены помочь нам справиться с критической или опасной для жизни ситуацией, где доля секунды имеет большое значение, они должны были заставить нас двигаться очень быстро и решительно. В подобного рода опасных ситуациях нет времени осознанно анализировать проблему вглубь, так что эмоции встревают даже раньше, чем информация полностью обработана в неокортексе - новой коре головного мозга, его мыслительном центре. Место возникновения негативных эмоций находится в лимбической системе, в таких структурах, как мозжечковая миндалина, которая в ответе за вызов эмоций наподобие страха или враждебности. Неприятные ощущения, вызываемые негативными эмоциями, не слишком располагают к веселью, но они служат неплохую службу, привлекая наше внимание к происходящему, заставляя нас следить за тем, что мы делаем, и "двигая" нас в направлении разрешения ситуации. Ощущение надвигающейся катастрофы, присущее страху, например, может быть довольно тягостным, но как раз эта тяжесть обеспечивает наше полное внимание, поощряет нас не мешкать, и возбуждает нас для превентивных действий.
   Конечно, эмоции связаны не только с "ощущением"; каждая из эмоций также вызывает изменения в способе мышления и характерные перемены в теле. Сообщения, посланные по нейронам из лимбической системы неокортексу могут повлиять на наш образ мыслей. Есть также сложные связи между лимбической системой и другими частями мозга, как и различными органами в теле. Сообщения, переданные по нейронным тропам или сетям, могут вызывать стремительные изменения по всему телу. Что касается этих физических перемен, каждая негативная эмоция связана со специфической "склонностью к действию", - последовательностью физиологических изменений, которые мобилизуют поддержку для специальных действий - действий, которые призваны подготовить нас к реакции на опасность или помочь нам обеспечить наше спасение.
   Чтобы лучше понять этот процесс, мы можем взять страх для примера. Это наш защитный механизм, который предупреждает нас об опасности, в особенности о ситуациях, угрожающих жизни, и, как и другие эмоции, он готовит нас быстро реагировать так, чтобы обеспечить наше спасение. Так как же ему это удаётся? Как только наши органы чувств воспринимают потенциальную угрозу, сенсорная информация отправляется в мозжечковую миндалину, которая прежде всего обеспечивает нашу мотивацию к действию, создавая неприятное чувство надвигающейся катастрофы. Затем она подготавливает наше тело к делу: немедленно отправляются сообщения по нейронной сети, в некоторых случаях достигая прямого воздействия на целевые органы, а в других случаях - стимулируя железы вырабатывать химические сообщения - гормоны, которые путешествуют по кровотоку в другие целевые органы.
   Эти сообщения порождают каскад эффектов по всему телу, и каждое из них подготавливает тело делать то, что необходимо для выживания: частота сердцебиений и кровяное давление растут, готовя нас к действию. Дыхание убыстряется, поставляя больше кислорода. Мышцы напрягаются. Восприятие обостряется. Начинает течь пот, в случае если телу требуется немного испаряющего охлаждения после тяжёлой пробежки. Гормоны стресса, такие как адреналин и кортизол, курсируют в теле. Эти гормоны усиливают жизненно важные функции, направляя поток крови к мышцам, особенно крупным мышцам ног и рук, готовя нас драться или бежать. Они мобилизуют наши резервы энергии, высвобождая глюкозу из печени для быстрого возбуждения, и даже вызывают изменения в тромбоцитах крови, чтобы обеспечить быструю сворачиваемость крови в случае раны. В то же время, отправляются сообщения, отключающие неважные функции, временно приостанавливая деятельность пищеварительной системы, репродуктивной системы, и иммунной системы - в конце концов, если вас преследует жаждущий крови маньяк с топором, то ваш мозг понимает, что, быть может, это не самый подходящий момент для милого послеобеденного секса, переваривания вкусной еды и запасания жирка на зиму, или для выполнения домашних работ по хозяйству, вроде производства антител для борьбы с инфекцией.
   Эти физиологические перемены часто зовутся ответом на стресс или реакций "дерись или беги". Они могут помочь нам подготовиться к обычному защитному действию или более специфичным видам поведенческих реакций, зависящих от природы опасности. Такие реакции включают бегство, или агрессию - если человек не может убежать. Замирание или сковывание действий - ещё одна потенциальная реакция на страх, которая может пригодиться, если человек близок к падению с отвесной скалы, или если лучшим средством спасения будет маскировка, а в некоторых случаях оно может даже подавить атакующий рефлекс у некоторых хищников.
   Мы можем видеть, как эти физические перемены, связанные с негативными эмоциями, могут быть довольно полезными в ситуациях, для которых они и предназначены - в ситуациях, опасных для жизни. Однако, в определённом смысле эти перемены могут рассматриваться как налагающие ограничивающее или "суживающее" воздействие на наше поведение. Эти "склонности к действию", запрограммированные физиологические перемены в теле, связанные с эмоциями, толкают человека к определённому образу действий, таких как бой, бегство, рвота (связанная с эмоцией "отвращения"), и так далее. Вы всё же можете выбрать любое действие - хотя эмоция страха, например, может подготовить тело к бегству, вы не обязаны убегать, и даже можете принять решение спеть арию или прилечь поспать. Но ваш образ действий в этом случае "сужен" в том смысле, что тело "приведено в боевую готовность" для более ограниченного и специфичного образа действий.
   Конечно, в дополнение к физическим эффектам, негативные эмоции также могут воздействовать на наш образ мышления. Комбинация воздействий на тело и разум иногда зовётся мысле-действенной склонностью. Негативные эмоции стремятся исказить наше мышление, достигая определённого "суживающего" эффекта на восприятии, так же как они имеют суживающее влияние на наше поведение. Таким образом, мы можем сказать, что негативные эмоции имеют общий суживающий эффект на наши мысле-действенные склонности.
   Важнейший вопрос в том, как негативные эмоции и их суженный образ мышления, который побуждает искаженное и неверное восприятие реальности, ведут к жестокости и деструктивному поведению. Чтобы ответить на этот вопрос, полезно будет сначала взглянуть поближе на характерные изменения в мышлении, вызываемые деструктивными эмоциями.
   Научные исследования предоставили достаточно доказательств, что негативные эмоции в общем имеют "суживающий" эффект на нашем мышлении. Это имеет смысл, если мы вспомним причину, почему негативные эмоции возникли в процессе эволюции. В ситуациях, опасных для жизни, наши шансы выжить выше всего, если мы способны направить все наши познавательные возможности на решение одной наличной проблемы - если направить всё внимание, все ресурсы мозга и мыслительные способности на то, как выжить в конкретной ситуации в данный момент. Так что, по сути, в этих ситуациях мышление и восприятие сужены - ограничены наличной проблемой, концентрируются на текущем моменте.
   Итак, в опасных ситуациях, где даже доля секунды имеет значение, критичны скорость и решительность в разрешении такой ситуации. Чтобы увеличить шансы выжить, у мозга нет времени отправить информацию наверх, в верхние мыслительные центры неокортекса, требующих времени для анализа ситуации, размеренного и сознательного принятия решения, какой образ действий подойдёт лучше всего - вместо этого, мы автоматически запрограммированы реагировать, полагаясь на более примитивные механизмы мозга. Мозг захочет быстро категоризировать то, с чем вы столкнулись, опираясь на простые парные категории - "чёрное или белое", безопасно или рискованно, и так далее. Подобный образ мышления сбережёт ваши познавательные ресурсы, гарантирует, что вы действуете быстро и эффективно, и так далее, но за это придётся заплатить: вы сконцентрируете ваше мышление на угрозе прямо перед глазами, повышая свои шансы выжить, но за счёт долгосрочного мышления, мышления на длительный срок в будущем. Образ мышления "чёрное или белое" позволит вам среагировать быстро, но за счёт возможности видеть "серые места".
   Подобного рода искажения ограничат вашу осведомлённость о прочих вопросах, затронутых проблемой, с которой вы боретесь. К несчастью, такого рода мышление забивает на рассуждения, логику, и критическое суждение, большей частью минуя верхние центры мышления в мозге. Это объясняет, почему изменения в нашем образе мышления, вызванные негативными эмоциями, ограничивают нашу способность найти решения на наши проблемы. Это объясняет, почему такой образ мышления мешает нам прийти к взаимопониманию или компромиссу, когда мы пытаемся успешно разрешить наши конфликты без помощи насилия - о том и другом выразил беспокойство Далай-лама во время нашей дискуссии.
   Такие "суженные" способы мышления присущи всем негативным эмоциям, но, как уже было сказано, каждая из негативных эмоций была специально предназначена помочь справиться с определённым видом опасности. Поэтому, в дополнение к общему суживающему воздействию негативных эмоций, каждая из негативных эмоций имеет характерные для неё искажения мышления, характерное для неё воздействие на суждение и принятие человеком решений, которые могут служить отличительным признаком от остальных негативных эмоций. Поскольку каждая эмоция связана с определённым способом суждения о том, что происходит, и с характерной склонностью совершать определённый выбор или принимать определённые решения, это может восприниматься как ещё один вид искажения, или сужения мышления.
   Характерные искажения мышления, вызываемые гневом, хорошо задокументированы, и могут служить хорошим примером более специфичного сужающего и искажающего воздействия негативных эмоций. Всесторонние исследования подтвердили, что когда разгневанные люди думают о ситуации или человеке, или когда они стремятся решить проблему, они склонны слишком упрощать факты, думать очень быстро и поверхностно, и быстро приходить к заключениям. Таким образом, их мышление сужено, или ограничено тем, что они не обращают внимания на детали и избегают более глубокого исследования и анализа. Это легко можно отличить, например, от искажающего влияния печали, поскольку грустные люди обрабатывают информацию с помощью концентрации на деталях, и они могут заниматься более глубоким анализом, но не обращают внимания на полную картину, и могут выборочно концентрироваться на информации, которая усиливает их печальное настроение.
   Принимая решения, разгневанные люди также склонны опираться на подсознательное чувство непогрешимости своих фактов или мнений, что может привести к ощущению уверенности и оптимизма, но в то же время может ослаблять их способность быть объективными или разумными.
   Эти склонности могут быть отслежены обратно к самым основным функциям гнева - когда наши планы сорваны, или нам помешали в достижении цели, гнев врывается чтобы убрать препятствие. Причина воспринимается как что-то внешнее, с чем мы должны бороться или преодолеть. Поэтому эта общая ориентация к разрушению какой-то угрозы или препятствия связана со склонностью видеть внешние обстоятельства как причину проблемы, и с характерной склонностью обвинять других всегда, когда вспыхивает гнев. В сущности, исследования показывают, что гнев сам по себе может автоматически задействовать образ мышления, который ведет к предубеждению.
   Этот особенный образ мышления также служит причиной для разгневанных людей быть более склонными к карательным мерам при любой возможности причинить вред другим людям. Например, в одном исследовании гнев был вызван у группы людей, которым затем дали задание оценить ряд вымышленных судебных дел, не имеющих ничего общего с проблемами, которые их разгневали - и люди в гневе были намного более склонны обвинять подсудимых и рекомендовать более жёсткое наказание.
   Этот эксперимент также указал на один весьма проблематичный аспект деструктивных эмоций: их воздействие на мышление и поведение человека довольно устойчиво, и оно беспрепятственно переносится на другие ситуации, которые не имеют ничего общего с исходным событием, послужившим поводом для этих эмоций. Есть огромное количество научных данных, подтверждающих, что последующее суждение или решения человека подвержены влиянию негативных эмоций - даже если сам человек об этом не подозревает. Например, проводившиеся исследования офисного планктона в их рабочей среде показали, что раздражение объекта перетекает на его суждения о товарищах по работе и знакомых, так что сердитые участники исследования были меньше склонны доверять им, даже если они не имели ничего общего с причиной злости человека. В таких случаях, пока человек не избавится от деструктивных эмоций, у него будет склонность, или "познавательная предрасположенность" видеть последующие события через неосознаваемые линзы восприятия - когда человек воспринимает события в искажённом виде, что, безусловно, воздействует на его суждение и решения.
   В нашем разговоре Далай-лама объяснил, как деструктивные эмоции могут вызвать изменения в мышлении, которые стремятся исказить и затемнить реальность. Он объяснил, как некоторые из этих общих искажений мышления, такие как недостаточная осведомлённость о долгосрочных последствиях наших действий, образ мышления "чёрное или белое", неспособность взглянуть на более глубокие вопросы, связанные с проблемой, и так далее, являются источником большей части людских бед и страданий. В разговоре о связи между деструктивными эмоциями и искажениями мышления, он также поднял ещё один важный вопрос: не только деструктивные эмоции порождают искажения мышления, но также искажения мышления могут вызвать деструктивные эмоции; это работает в обоих направлениях. Это очень важно, потому что если такие факторы, как влияние социальной среды, пропаганда, лидеры-манипуляторы, или условия ситуации искажающе действуют на чьё-то мышление и восприятие, при определённых условиях это может вызвать или усилить деструктивные эмоции - такие как гнев и ненависть, - с потенциально катастрофическими последствиями.
   При определении этой потенциальной причины насилия, Далай-лама привёл пример использования такой риторики, как "добро и зло", которая подталкивает людей к чрезмерному упрощению и искажению реальности, заставляя их действовать агрессивно и жестоко. На самом деле, это было популярной стратегией среди лидеров всякого рода на протяжении всей истории человечества во всех уголках земного шара. В первые часы после 9/11 [Террористические акты 11 сентября 2001 года], например, когда американское правительство пыталось выявить злоумышленников, совершивших это злодеяние, и Усама бен Ладен оказался преступником, американцы требовали информацию об этой неизвестной фигуре. В ответ президент Джордж У. Буш заявил: "Что я знаю о нём наверняка, так это то, что он - зло!"
   Вообще-то можно было бы предположить, что найдётся несколько вещей, которые президент захочет немедленно узнать о бен Ладене, несколько полезных фактов, чтобы поделиться ими. И ведь в то время бен Ладен не был неизвестен правоохранительным органам правительства США, - он был на экране их радара ещё во время предыдущей администрации. Но всё, что Буш знал наверняка - что этот человек был "злом". Очевидно, это было всё, что нам нужно было знать.
   В последующие дни мир узнал об Аль-Каиде, которую Буш также назвал "злом". Вскоре после этого мы узнали, что Аль-Каида поддерживалась движением Талибан в Афганистане. Теперь Талибан стал "злом". Когда прошли недели, речи президента Буша внезапно стали намного щедрее приправлены риторикой Добра и Зла - факт, позже подтверждённый исследованием Вашингтонского университета, в котором тщательно анализировались его речи как до, так и после 9/11. И так зло росло - ко времени президентского доклада о положении США лишь четыре месяца спустя, уже целые страны состояли в списке: Ирак, Иран, и Северная Корея стали "осью зла". Это тип риторики, которую лидеры часто используют, чтобы направить общественное мнение в поддержку войны - таких войн, как вторжение в Афганистан и Ирак, которые последовали после террористических актов 11 сентября.
   В конце нашего разговора Далай-лама показал, как наши деструктивные эмоции и искажённые способы мышления могут вызвать ужасные беды и страдания. Поэтому очень важно разработать стратегии для ослабления наших деструктивных эмоций и исправления искажённого мышления. Но прежде чем перейти к более широкому обсуждению противоядий от наших негативных эмоций и искажений мышления, наш разговор отклонился в сторону, чтобы поближе рассмотреть способы справиться с одной конкретной негативной эмоцией - эмоцией, имеющей критическое значение в отношении многих проблем современного мира.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"